Урок по рассказу петрушевской "страна". Проблема жизненной безысходности в рассказе Л

22.09.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Урок литературы 9 класс по рассказу Петрушевской «Страна»

ТЕМА: Большой город-…….. большое одиночество. По рассказу Л.С.Петрушевской «Страна». ЦЕЛЬ: создание условий для углубления навыков анализа художественного произведения через включения различных медиаматериалов.

ЗАДАЧИ:

1.совершенствовать навыки анализа художественного текста, расширять образовательное пространство учащихся медиа средствами.

2. развивать монологическую речь учащихся и критическое мышление.

3. формировать нравственные качества личности через анализ проблем, поднятых в медиа текстах: художественном произведении, в художественном фильме.

4. воспитывать толерантность как составляющий компонент коммуникативной культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайд-фильм, музыкальное сопровождение, на столах конверты с фрагментами текста.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: развитие активной жизненной позиции учащихся через анализ художественного текста.

Ход урока

    Орг. Момент

    Мотивационно- целевой блок

А) Введение в тему(видеофрагмент движение в большом городе)

Вы просмотрели видеоролик, какие ассоциации у вас возникли?

Составьте ассоциативный ряд, связанный с этим кадром.

(слайд 1)

Перед нами жизнь большого города, страны, современного общества, которые всегда в движении.

А давайте попробуем теперь всмотреться в лица и глаза людей, шагающих по городу.

Как вы думаете, что можно там увидеть?

Составьте ассоциативный ряд.

Мы составили два ряда.

Какая проблема высвечивается?

(слайд2)

Б) тема

Поэтому и тема нашего урока звучит как

Большой город- большое одиночество

Как вы понимаете эти слова?

Какую проблему мы должны решить?

Запишите в тетрадях вопрос, на который вы хотели бы получить ответ.

Кто желает озвучить?

(слайд)

Не приведи, Господь, чужой беды не слышать

Не дай-то, Бог, услышав, не помочь.

РинаЛевинзон «Строфы века)

И сегодня на уроке мы попытаемся заглянуть в сумерки сердца героев рассказа Л.Петрушевской «Страна»

Что характерно для прозы Петрушевской?

(постмадернизм, Постмодернизм – одно из ведущих направлений в литературе, в постмодернизме применяется широкое использование цитат из общественных произведений.

Постмодернизм – совокупность тенденций в художественной культуре, связанных с отменой разграничений «высокого и низкого», «прекрасного и безобразного». Представители постмодернизма наполняют произведения фрагментами реального жизненного процесса.

Рассказ называется «Страна». Как вы думаете, о чем может быть это произведение?

Запишите ваши предположения в буклет.

Б У К Л Е Т!

Мы прогнозируем по названию произведения.

Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дала такое название рассказу?

3.Процесс

Блок

(слайд5) Пофрагментное чтение текста

Чтение и анализ 1 фрагмента учеником

Что вы почувствовали и что вас в этом фрагменте удивляет?

Давайте обратимся к портретам героев.

Что вас настораживает ?(Удивляет, что она никому невидимая, тихая; настораживает, что она со следами былой красоты т. е. внешние изменения. Ее дочь - болезненная девочка…)-Итак, перед нами главная героиня: одинокая, пьющая со следами былой красоты, никому невидимая, с вялой дочкой на руках замкнулась в своей однообразной жизни. А жизнь в большом городе идет своим чередом и мимо, не замечая ее.

Пофантазируйте, а что дальше ?(Запишите ваш прогноз в бортовой журнал)

Чтение второго фрагмента. Читает ученица.

Предположите, какую характеристику даст автор маленькой девочке, которая воспитывается в такой семье?

Дополните характеристики матери

и дочери.

У нас появляется третий персонаж рассказа – ОТЕЦ

Какую характеристику дает ему автор, и что из этого следует?

Какие слова в этом фрагменте обращают на себя особое внимание. Они кричат о беде, которой на первый взгляд и нет.

Подчеркните их.

А разве что-то бывало? Как прошёл день?

А женщина все-таки ждет, надеется, что все измениться. Она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова « в гастроном за бутылкой».

Для чего нужны детали описания внешности?

(Они не несут ни психологизма, ни авторской оценки- только внешние признаки).

Чтение 3 фрагмента.

Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

Что произошло с ней за этот короткий период?

( внешние изменения сменяются внутренними..ничего не нужно)

Что особенно пугает?

(увлечение перешло в привычку, окружающим нет дела)

К чему может привести такой образ жизни?

(женский алкоголизм)

Насколько актуальна эта проблема в современном мире?

В этом фрагменте намеренно пропущены три слова. С учетом всего вышесказанного, авторских мыслей, вы их допишите чуть позже.

Почему они выбираются, а не ходят в гости?

Как ведёт себя мать в гостях?

Что нового узнаём об отце девочки?

Что женщина ждёт от этих посещений?

Какие слова говорят о том, что визит не даёт радости, нужности, что они опять тут одни?

(Перед чтением 4 фрагмента составьте кластер «Будни одинокой женщины»)

Добавляет ли следующий фрагмент что-то для понимания характера женщины? (Слово “бежит” обращает внимание. Куда спешит женщина? Что стало целью существования?)

К сожалению, такие события могли произойти где угодно и с кем угодно. Однако как сказал один римский философ Сенека « пока живет человек, он никогда не должен терять надежды»

Как, по вашему, заканчивается рассказ?

(Слайд6)

Чтение 4 фрагмента - Читаем последний фрагмент и выделим особенности композиции. (Повторяет начало, кольцевая композиция создает эффект бесконечности такой жизни.)

Какие сны снятся?

- Внимание на доску.

Кто нам сказал, как живёт тихая, пьющая женщина со своей дочерью?

К чему привело равнодушие людей?

К одиночеству. Мать и дочь- одинокие и забытые всеми люди.

Какие сны снятся матери и дочери?

Божественные

Почему не хотят просыпаться мать и дочь?

Не хотят возвращаться в жизнь, смысл которой потерян.

С чем ассоциируется слово сон в этом рассказе?

Удачно ли название рассказа «Страна»?

Иллюзия

Страна по имени «Иллюзия»

Наши герои создали страну по имени ИЛЛЮЗИЯ и счастливы только там.

Они хотят выбраться из одиночества, но одним им не справиться, а НЕРАВНОДУШНЫХ людей рядом не оказалось.

Так о какой стране идет речь?

Жизнь большого города – общества и жизнь одинокого человека иногда идет параллельно, как два мира, которые по каким-то причинам не могут пе ресечься .

Самая пронзительная точка рассказа?

Какими словами можно описать ощущение после прочитанного рассказа?

Работа в группах

Сделаем вывод, поработав в группах

1-Художественные особенности рассказа

3-Особенности композиции рассказа

4.Итог.Рефлексия

Почему они не могут пересечься

Давайте вернемся к вопросам, которые вы ставили в начале урока и допише названиетемы урока «Большой город-большое одиночество»

У каждого человека есть своя страна, в которую он может окунуться в трудную минуту. К сожалению, для матери и дочери этой страной оказалась страна снов, т.е. некая иллюзия.

Что нужно сделать, чтобы иллюзия превратилась в реальность?

СлайдКакой из афоризмов поможет нашей героини найти выход из создавшегося положения?

Д\З

Что вы чувствуете теперь и что хотели бы изменить в своей жизни или в жизни героини. Об этом вы напишите в своем эссе.

Транскрипт

1 Проблема жизненной безысходности в рассказе Л. Петрушевской «Страна» (урок в технологии развития критического мышления, чтение с остановками). учитель русского языка и литературы I КК Сабинина Надежда Юрьевна

2 Цели: Продолжить знакомство с современным автором - Л.С. Петрушевской; учить вдумчиво читать художественное произведение. Продолжить обучение анализу художественного текста. Обсудить нравственные проблемы, в частности проблему равнодушия, воспитывать гуманное отношение к людям. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо. 1. Оборудование: тексты рассказа Л.С. Петрушевской, технологическая карта урока, мультимедийная презентация, выставка книг Л.С. Петрушевской Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блеклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне Д.Быков Не приведи, Господь, чужой беды не слышать. Не дай-то, Бог, услышав, не помочь. Р. Левнизон 1. Поставьте цели к уроку. развивающие интеллект личность учебные навыки Познакомиться с творчеством современной писательницы Посмотреть, какие проблемы решает автор, насколько то, о чем пишет писатель мне полезно знать как человеку Продолжить отработку навыка работы с текстом, поиск в нем наиболее исчерпывающей информации

3 Условие: текст незнаком, читаем его не целиком частями. Выводы делаем после прочтения фрагмента. Думаем, говорим, спорим!!! 1. В чем, по-вашему, смысл названия «Страна» у Петрушевской? - Какие ассоциации возникают при слове «страна»? Здесь не дорожат человечески ми ресурсами Страна детства Страна Это место, где много людей, а еще проблем!!! Родина, место, где ты живешь 2. Во время выступления учащегося записывай основные положения, характеризующие творчество Л. Петрушевской (продолжи фразу). Правда жизни сложна и трагична. Человеческие отношения искажены, особенно в семье Главное чувство отчаяние, неистребимого одиночества Герои почти всегда анонимны, безлики, безличны Конфликт, как правило, неразрешим Один из главных мотивов мотив беспомощности Мир ее героев это мир опустившихся людей - Что можно добавить в схему «Страна по Петрушевской»? - О чем будет рассказ с таким названием у Петрушевской? Один среди многих в чем причины тупика, жизненной безысходности? Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блеклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне

4 3. Осмысление прочитанного. Фрагмент 1 Текст Вопрос Первое прочтение Что могу Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой. - Так как же живет женщина? - Что значит этот фрагмент и это выражение? - Как относятся к ее проблемам другие? Одиноко, со своими проблемами, со своим ребенком, никому не нужная; бедно: «вещички»; пьет от безнадежности куда-то торопится (куда?) это только ли стремление к аккуратности? добавить? своим отгородились одним словом, открестились ненужная невидимая микроскопичность «вещички» - все мелкое человек песчинка. Ребенка вообще не видят Вывод: все это изо дня в день проблемы и их неразрешенность. Фрагмент 2 Она сама со следами былой красоты на лице брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с яркокрасными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом иле лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем ни бывало и бегут по морозу в темноте в детский сад. - А как складывалась жизнь женщины с такой внешностью раньше? Какова внешность девочки? - Чья это оценка? - Как мать относится к дочери? - Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер? - Что узнали об отце? - Чем мать и дочь похожи, что их объединяет. - Почему герои живут именно так? - О каких ярких событиях мечтают? Сделайте предположение. Видимо, пользовалась успехом, была яркой, изящной, хрупкой, утонченной. крупная не по моде, не такая, никакая «даже и на отца не похожая», блеклость, унылость и это цветы жизни?! Звучит чей-то голос невидимый диалог, возможно, слова самой матери: разочарование по поводу дочери. Отец неприятный тип, черты чисто женские, отталкивающие Сон забвение. Каждый день это вереница однотипных событий. Героини стремятся побыстрее его прожить, чтобы скорее погрузиться в сон, в мечту о другой жизни.

5 Фрагмент 3 Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у нее в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего. - Оправдались ли ваши прогнозы? - Чего на самом деле ждет женщина? - Что значит такое ее поведение в гостях? - Действительно ли к ней возвращается прошлая жизнь? - Относятся ли к ней по-прежнему? - А чем новая жена отличается от героини? - На чьей стороне автор? Побывать в гостях это попытка вернуться в прошлое. У нее нет настоящего, она тоскует по прошлому. О будущем не мечтает. Кокетничает, разглядывает других, показывает себя, ищет кого-то взглядом все на публику фальшь! Общество ее отвергло (пьянство, бросил блондин) «была своя, пока блондин ходил в мужьях». Другая в ней сила, напор, наглость никому не уступать, как в схватке. Нет движения => не она была раньше интересна людям. Схлынуло осталась грязь, дно, пустота Жизнь схватка: наша героиня слабая. Она проиграла. - Почему же она проиграла? Неудачница? Фрагмент 4 И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет когото с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой. - Так почему же женщина позволяет другим принимать решения за нее? - Чем настораживает такая очередность дел? - Почему все заканчивается так? У нее есть права на мужа, на прежнюю жизнь, но она не умеет их отстаивать Тянет, мямлит не принимает никаких решений, инициатива не в ее руках Такая очередность стала привычной: для героини это обыденность. Все равно отчего пьет: то ли от горя, то ли от радости. В одном ряду бутылка и ребенок предмет интереса

6 Фрагмент 5 Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно: она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино, - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего. - Действительно ли девочке все равно, пьет мать или нет? Чье это утверждение? - Как же живется девочке? - Кто или что виной тому, что они живут так? - Каким, по-вашему, будет продолжение рассказа? Ваш прогноз. Это оправдание матери, девочка здесь безголосая, подобна кукле. Тихо не подходящее детству слово. Девочке, возможно, не все равно. Дети обладают возможностью слышать все, занимаясь при этом своими делами. Девочка живет не просто бедно, живет в другом мире, мире кукол, старых игрушек Мать пьет, отец бросил, друзья отгородились. И опять голос матери под видом самопожертвования: «Мне ничего не надо, лишь бы ей было хорошо» Но она, как взрослая, уходит от проблемы в свой мир, в свою страну иллюзий, спасения. Дочь сдалась, как мать. «Не надо ничего»: материальное перешло в духовное. Фрагмент 6 И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться. - С какой интонацией следует прочитать этот фрагмент? Почему? - Чем вас удивляет эпитет к слову сны? - Так о какой стране идет речь? Экономят гасят свет ложатся спать в девять часов день укоротился => удлинилась ночь божественные яркие, чарующие, приятные, светлые, райские касаются и пропасть нищета темнота бездействие ночь // день: ночь нужнее мотив смерти и жизни на том свете мир мечты, забвения, иллюзий выдуманный беспроблемный мир - Удачно ли мы в

7 начале работы истолковали название рассказа? - Кому могли бы принадлежать последние слова рассказа: автору, героиням? Это желание героев там лучше уснуть и не проснуться, не выходить из состояния сна. - В чем же причина проблем, кто виноват в тупиковости, безысходности ситуации? 5. Рефлексия. Работа с афоризмами: - Как предложенный вам афоризм помогает сделать вывод о прочитанном? С чем вы согласны, с чем нет? Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды. (Санека, римский писатель, философ) Равнодушие есть наивысшая жестокость. (Митчелл Уилсон, американский писатель) Мечта могущественнее реальности. (А. Франс, французский писатель) Истинный друг познается в несчастье. (Эзоп, древнегреческий баснописец) Домашнее задание: 1. Перечитайте записи, сделанные на уроке, внесите поправки и добавления, заполнив четвертую колонку своими размышлениями. 2. Напишите сочинение - миниатюру на тему «Что я хотел (а) бы изменить в стране, где живут герои рассказа». (Вспомните, каково значение слова «страна» в контексте рассказа Л.Петрушевской).


СТРАНА ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ (родилась в 1938 г.) ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту: 1) Где и с кем живет героиня рассказа? Героиня рассказа живет со своим ребёнком в однокомнатной квартире.

Тема урока: Одиночество: счастье или беда в жизни людей? Цели: -прочтение и осмысление рассказа Л.Петрушевской «Страна»; - развитие нравственной чуткости и способности к сопереживанию; - развитие навыка

СТРАНА ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ (родилась в 1938 г.) СЛОВАРЬ Пьющий (от глаг. пить) drinker Пьяный - drunk Видимый (от глаг. видеть) visible Однокомнатная квартира one-room apartment Вещички (разг.) = вещи

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 45 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

Материалы к уроку по рассказу Т.Толстой «Пламень небесный» Автор: Литвин С. Групповое задание. Рассказ «Пламень небесный» делим на 4 части для последующего группового анализа. 1-я часть от начала до слов

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

ИТОГОВАЯ РАБОТА 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Сейчас ты будешь выполнять работу по чтению. Сначала тебе нужно прочитать текст,

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Предмет: литературное чтение. Тема: Н.Н. Носов «Федина задача». Класс 3 ФИО Булдакова Тамара Александровна ОУ муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 70

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 9» городского округа Тольятти План-конспект открытого урока литературы по теме: Рассказ А.П.Чехова «Размазня» Класс: 7 Дата проведения урока:

Конспект урока литературы в 5 классе С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Цели урока: Учитель МАОУ «Кировская СОШ» Понкратова ЕЮ. расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; учить, самостоятельно искать

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

Людмила Петрушевская СТРАНА Современная русская литература Урок внеклассного чтения Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на

Сочинение на тему любимая книга никогда не изменит Книга в моей жизни Сочинение как я провел зимние каникулы Сочинение моя будущая Сочинение на тему великая отечественная война Мой любимый писатель никогда

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень». План-конспект урока по теме: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина

Поговорим о хороших манерах». Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным. Задачи: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей. Учебная: научиться самому сделать

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Созонова Ю.Г.» Проект урока литературы в 8 классе «Проблема истинной доброты в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»». Цель урока: формирование представлений

С т р а н и ц а 1 Неопределённые и отрицательные местоимения. С т р а н и ц а 2 Валентин Берестов ИСКАЛОЧКА Если где-то нет кого-то, Значит кто-то где-то есть. Только где же этот кто-то, И куда он мог

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874 дошкольное отделение «Аистёнок» Выступление на педагогическом совете «Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия

Как учить русский язык без стресса, легко и просто. Советы. Здравствуйте! Меня зовут Люба. Зачем я решила записать это видео? Я преподаю русский язык по скайпу, и не только, и я сама изучала несколько

Исаева Юлия Владимировна 10 класс 14 декабря 2018 года «Но боже, какая малость порой нужна человеку для счастья» Тип урока: урок внеклассного чтения. Вид урока: урок-размышление. Виды работы на уроке:

Ка максимы и афоризмы Однобокая 203 правда Жизнь Ахат Мушинский Короткий мостик из небытия в небытие называем мы жизнью. Нет ничего короче человеческой жизни. Нет ничего в нашей жизни, что нельзя было

Открытый урок по литературе в 6 классе «Б» Тема: «Сравнительная характеристика. Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Оформление: портрет писателя, иллюстрации к рассказу Цель

ГЛАВА 7 ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: КРУТИЗНА И ОТСТОЙ Когда я училась в средних классах, мы всей семьей съездили в Африку. Эта поездка перетряхнула меня и сделала другим человеком. Я увидела детей моих ровесников,

Организованно образовательная деятельность в подготовительной группе 7 компенсирующей направленности. Тема: «Нет ничего дороже жизни» Цель: Познакомить детей с правом на жизнь, развивать интерес к театрально

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Тема: Джозеф Джекобе. «Рыба и кольцо» Цели урока: помочь детям осознать через сказку Д. Джекобса «Рыба и кольцо», что не стоит вмешиваться в судьбу чужих людей; развивать логическое мышление, устную выразительную

Нравственные проблемы в рассказе КГ Паустовского «Телеграмма» Урок литературы в 8 классе Технология развития критического мышления через чтение и письмо Учитель русского языка и литературы, I КК Сабинина

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Когда нужно использовать «отдыхать», а когда «отдохнуть»? Мы будем отдыхать, но не отдохнём. Мы отдыхали, но не отдохнули. отдыхать о процессе или о том, что повторяется отдохнуть о результате. Я хорошо

Тебе интересно? Не очень интересно. Вам было трудно делать домашнее задание? Я читаю роман, (какой роман?) написанный одним французским писателем. (дополнительная информация) (который написал один французский

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ КТО-НИБУДЬ, НЕКТО ИЛИ НИКТО В.С. Ермаченкова, старший преподаватель Центра русского языка и культуры СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия Отрицательным и неопределённым местоимениям, как правило,

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

ВСЕГДА ЛИ ПРАВЫ ВЗРОСЛЫЕ? (Конспект классного часа в 4 6 классах) Адаптировано Ходотовой Ю.А., учителем начальных классов из материалов Интернет https://yandex. ru/metod-kopilkau Цель: формировать у учащихся

Просыпаться проснуться Я проснулся в 7 часов и подумал, что можно поспать ещё 5 минут. Но я спал долго и проспал. засыпать заснуть (= уснуть) Он лёг спать, но не мог уснуть. Когда вы встали? В 11 часов.

Комментарии 1 Детдом детский дом; учреждение для детей, у которых нет родителей, и для детей, которым требуется помощь и защита государства. 2 Крым полуостров на юге России, в Чёрном море. (3) Не"сколько

Часть первая. Детство (1) Весна" зака"нчивается. Ка"ждый день иду"т дожди". В де"тстве я выходи"ла из до"ма, надева"ла гало"ши и до"лго смотре"ла на ту"чи. Ту"чи похо"жи на шерсть бара"на. Вот и сейча"с

Книги лидера ПВО ключ к пониманию политического и экономического устройства России и мира Значительное число россиян сторонятся политики сложно, непонятно, запутанно. Поэтому не удивительно, что их пассивностью

Художник Анна Власова Сказочные повести ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЁЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА Глава 1 ДЕТСКИЙ ДОКТОР Детского Доктора разбудило яркое солнце и ребячий смех. Детский Доктор мог целыми днями слушать этот смех.

ЭКЗАМЕН ПО РАЗГОВОРУ I, II I СЕМЕСТР Монологи: 1. О себе 2. Моя семья 3. Моя подруга (мой друг) 4. Мой обычный день и выходные 5. Мои интересы и мое свободное время 6. Моя группа 7. Моя учеба и мои планы

Технологическая карта урока литературы Класс: 5 Предмет: литература Тема урока: Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова Цель: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова;установление

Мастер-класс: «Прием формирования смыслового чтения» Мастер-класс разработала учитель начальных классов МБОУ «СОШ 88» Раимова Лариса Анатольевна Цель: представление методического приема «Зацепка», направленного

Я не сдамся. Каждый раз, когда вы считаете, что я сделаю одно, я сделаю что-нибудь другое. К недоброжелателям я давно привыкла. Попробуйте. Синди Лаупер, поп-певица 158 Дизайнер Майк Монтейро говорит,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Она сняла квартиру около метро «Приморская». В квартире две комнаты. зубной врач Я была у зубного врача, сейчас я не могу говорить. Я ходила к зубному врачу. Зубной врач чуть-чуть говорил по-английски.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Невозможно поспорить с тем, что этот праздник праздник вечности. Из поколения в поколе Праздник День матери постепенно входит в российские

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский» ЦЕЛИ: - подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского; - создать условия для совершенствования монологической речи учащихся (построение предложений

Алидес под таким псевдонимом в книжном издательстве «Эпоха» вышла в свет новая книга детской писательницы, преподавателя Дагестанского государственного университета, доктора педагогических наук Наиры Алиевой.

Урок с использованием технологии РКМ. Стратегия «Чтение с остановками». Учитель: Ишутинова В.Н. Класс: 2 «Б». На уроках литературного чтения я часто использую прием «чтение с остановками». Данная стратегия

Вернись домой Урок14 Цель: Показать детям любовь Бога Отца и прощение кающегося грешника. Читать: Луки 15:11-24 История: блудный сын Принести: приз победителю Золотой стих: «Приходящего ко Мне не изгоню

Мастер класс «Формирование УУД на уроке внеклассного чтения»

Цыпышева Валентина Викторовна,

МБОУ СОШ с.Карлыханово

учитель русского языка и литературы I категории

Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской «Страна»

Пояснительная записка

Основная задача урока литературы– научить жизни. Можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. Научить, может, и нет, но в наших силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. А ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. Поэтому для мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению Л.С.Петрушевской «Страна». Этот текст не входит в обязательный минимум содержания литературного образования. Но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам для подготовки к ЕГЭ, т.к. сюжет происходит в наше время, и проблемы эти актуальны именно сегодня.

Автор этого произведения Л.С.Петрушевская известна детям по лингвистической сказке «Пуськи бятые» из учебника начальной школы и по мультфильму «Ежик в тумане», в котором она является автором сценария. Также для воспитательной работы на классных часах, с целью профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, мы читаем и анализируем ее рассказ «Глюк». Воспитанию милосердия, отзывчивости, искренности, ответственности за свои поступки, которых так не хватает в нашей жизни, способствует рассказ «Свой круг». Эти рассказы позволяют задуматься о том, как не очерстветь в нашей жизни, не остаться равнодушным к людям. Их можно взять и для подготовки к ЕГЭ, как привлечение аргументационного материала.

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:

трансляция педагогического опыта по формированию УУД на уроке внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской «Страна.

ЗАДАЧИ:

Личностные : воспитание нравственных качеств самосознания, ответственности, отзывчивости, сочувствия.

Развивающие : совершенствовать навыки коммуникабельности.

Познавательные : формирование навыков анализа текста через чтение и письмо; , формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы и создавать собственные тексты.

Регулятивные : продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного; показать эффективность использования рассказа Петрушевской в рамках воспитательной работы и подготовки к итоговой аттестации выпускников; повышение интереса к чтению произведений Л.Петрушевской.

ОБОРУДОВАНИЕ : тексты рассказа «Страна» по 1 шт. на каждого человека, фото страны, рисунок-иллюстрация к рассказу (мать с дочерью), цветные квадратные стикеры (красные, желтые, зеленые).

Ход мастер-класса

  1. Знакомство аудитории с текстом «Страна» Л.Петрушевской .
  2. Вызов – обращению к названию рассказа, какие ассоциации с возможным содержанием текста у вас возникают?

Составление кластера


Вывод: Страна – государство, имеющее свои границы, землю, с расположенными на ней городами, селами и проживающим на ее территории народом.

  1. Знакомство с текстом через чтение и интерпретацию. Приемы:
  • «Чтение с остановками» (чтение осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нети объясняют свои ответы.

Первая часть текста:

Людмила Петрушевская

Страна

* * *

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Что вы почувствовали?

Что творится в душе этой женщины?

Что вас удивляет в этом фрагменте?

Давайте обратимся к портретам.

Что вас настораживает?

Итак, перед нами главная героиня: одинокая, пьющая со следами былой красоты, никому не видимая, с вялой дочкой на руках замкнулась в своей однообразной повседневной жизни. А жизнь в большом городе идет своим чередом и мимо, не замечая ее.

Читаем 2 фрагмент.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Как вы оцениваете поведение женщины в этом эпизоде?

Почему она звонит туда, где она уже не своя?

А как относятся к ней окружающие?

Все-таки женщина ждет, надеется, что все изменится, она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова «в гастроном за бутылкой»

Читаем 3 часть.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

Что произошло за такой короткий период?

Что особенно пугает?

К чему может привести такой образ жизни?

Насколько актуальна эта проблема?

Это проблема нашего современного общества, неслучайно она поднимается в современном кинематографе.

Подобные события могли произойти где угодно и с кем угодно. Однако, как сказал один римский философ Сенека «пока человек жив, он никогда не должен терять надежды»

Как, по вашему мнению, закончится рассказ?

Читаем 4 фрагмент.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Какие сны снятся матери и дочери?

Жизнь большого города и жизнь одинокой женщины идет как два параллельных мира, которые по каким-то причинам не могут пересечься

Почему?

У каждого человека есть своя страна, в которую он может окунуться в трудную минуту. К сожалению, для матери и дочери такой страной оказался сон, некая иллюзия.

Что надо сделать, чтобы иллюзия превратилась в реальность?

Какие примеры женщины-борца вы можете привести из художественной литературы?

Какие примеры вы можете привести в современном мире.

Финальная часть повторяет начало, кольцевая композиция – создает эффект бесконечности такой жизни.

  • Двойной дневник

По ходу чтения необходимо заполнять таблицу, состоящую из 2 граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали протест и даже непонимание, во вторую – комментарий.

Цитата

Комментарий

Тихая, пьющая женщина, никому не видимая

Оксюморон, парадокс

Она тут своя, она и была тут своей

фразеологизм

Не спускает никому ничего

Фразеологизм

Божественные сны

эпитет

Вещички

Эмоционально-окрашенное слово

Заполните правую часть таблицы. Какие литературные приемы использует Петрушевская?

  • «Толстые и тонкие вопросы» - приемы, развивающие умения задавать вопросы. («тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);

Класс делится на группы (дифференцированный подход) и в зависимости от состава и уровня группы ребятам предлагается составить вопросы для одноклассников, направленные на дальнейшую работу с текстом и его осмысление.

  • Ключевые слова +формулируем проблемы+ищем позицию автора (для ЕГЭ)

Мать, дочь, бутылка, прошлая жизнь, сны – проблемы одиночества, ответственности, зависимости от вредных привычек, ненужности, забытости, маленького человека – позиция автора: Как она каждый вечер, какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада…

4. Итоги. Составление итогового кластера и сравнение с первым:

Давайте вернемся к началу урока. Что может скрываться под заголовком «страна» сейчас, когда текст прочитан нами? О какой стране идет речь в рассказе? Для героев рассказа такой страной оказался сон.

Ассоциации на слово страна после прочтения рассказа. Страна – это мой мир (метафора).


  1. Рефлексия.

Что творится в вашем сердце сейчас, после прочтения?

Возможно, мы сегодня ответили не на все вопросы. Но хорошо уже то, что мы задумались над серьезными проблемами. Для каждого из нас своя страна, свой мир начинается с дома. Сейчас я предлагаю построить страну моего занятия из многоэтажного дома (рисуем мелом на доске прямоугольник – будущий многоэтажный дом), где окнами будут цветные стикеры. Красные окна - «материал буду использовать в практике, но переработаю», желтые окна – «буду использовать в своей практике», зеленые окна – «не понадобится для практики».

  1. Домашнее задание - творческая интерпретация текста:
  • Написание творческой работы «Год спустя». Представьте себя писателями и напишите продолжение рассказа, что стало с героями год спустя.
  • Написание эссе «Что бы я хотела изменить в стране, в которой живут герои рассказа?» «Чего заслуживает героиня: справедливости или милосердия?»
  • Письмо по кругу (предполагает групповую форму работы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан


Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской «Страна»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Волкова Марианна Романовна

Нижнекамск 2010

Волкова Марианна

Романовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных

предметов»

г. Нижнекамска Республики Татарстан

Урок литературы в 11 классе по произведению Л. Петрушевской «Страна» с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология позволяет подготавливать учащихся к написанию задания С в тестах ЕГЭ. Тема: Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской « Страна». Цель : Продолжить знакомство учащихся с современным автором – Л.С.Петрушевской; учить вдумчиво читать художественное произведение. Продолжить обучение анализу художественного текста. Повторить сведения о выразительных средствах художественной речи. Обсудить нравственные проблемы, в частности проблему равнодушия, поговорить о необходимости гуманного отношения к людям. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Обучение написания сочинения- миниатюры, воспитание позитивных личностных качеств. ЗУН: Анализ текста, осмысление авторской позиции и выражение собственной позиции.
Оформление доски: Название произведения автора, таблица, ключевые слова: Живет тихая женщина со своим ребенком Со следами былой красоты на лице, Дочь вялая, белая, крупная девочка; Несколько раз в году выбираются в гости; Блондин ходил у нее в мужьях; Прошлая жизнь и прошлые знакомые; Никто на свете не знает, как они живут вдвоем; Они экономят, Гасят свет Чтобы вернуться в ту страну.
Ход урока. 1. Вызов – дотекстовый этап. а) слово об авторе и ее произведениях.

Выступление учащихся : Петрушевская Людмила Стефановна – прозаик, драматург.

Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» – «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Л. Петрушевская живет и работает в Москве.

Целеполагание: написать сочинение – миниатюру по темам: «Смысл названия рассказа Л. Петрушевской « Страна».

Какое бы Вы дали ему название?

б) работа со словами – ключами: выписать в тетрадь и попробовать нарисовать сюжет по ним.

2. Текстовый этап - осмысления: чтение текста/ рассказа учителем. Работа по тексту.

Страна.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

мать

Раздать текст учащимся, дописать характеристику .

Что у Вас получилось?

Из сочинений учащихся:

«Перед нами главная героиня рассказа: одинокая, спившаяся, «со следами былой красоты на лице» женщина. Она – «никому не видимая» мать той уже вроде бы никому не нужной вялой, белой, крупной девочке, играющей в старые игрушки. Потеряла прошлое, потеряла счастье. Замкнулась в нынешнем мире повседневности, только тихо существуя в своей однокомнатной квартире. «Всё не ладится в этой квартире...» – пишет Алсу Рахматуллина.

«Несмотря на все невзгоды, женщина пытается вернуть своё прошлое. Особенно ждёт ту пару дней в году, чтобы выбраться в гости и ощутить себя среди людей, оживиться, пожить хотя бы некоторый момент прежней жизнью. Действительно, в гостях у старых знакомых к женщине возвращается ее прошлая жизнь, хоть к ней уже не относятся так же, как относились раньше, когда «блондин ходил у нее в мужьях».

Во мне этот самый «яркий блондин» с женскими чертами внешности вызывает отталкивающее чувство. А его новая избранница «жёсткого склада», как я считаю, является полной противоположностью его прежней жене. Но мне кажется, что мать всё-таки ждёт возвращения отца её дочери, каждый раз ожидая «пока решится там у них, на том конце телефонного провода». И снова в безысходности «бежит в гастроном за очередной бутылкой». (из сочинения Зиятдиновой Айгуль)

«Подобные события, полные безнравственности, могли бы произойти с кем угодно и где угодно. Однако, как сказал один римский философ Сенека, «пока человек жив, он никогда не должен терять надежды». У каждого есть своя «страна», в которую он может окунуться «в минуты душевной невзгоды». У матери с дочерью же этой единственной страной является сон, который, к сожалению, когда-то прервётся «чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».- цитата Даминовой Ирины.

Учитель:

-Что может скрываться под заголовком “Страна”? (В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).

-Как характеризуется героиня?

- Что хочется нам узнать о ней после этих слов? (Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)

Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? (Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)

-Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? (Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)

Напишите первую фразу к своему сочинению по теме.

Какие три аргумента Вы можете привести? Запишите.

маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения.)

Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру в 200 слов «Смысл названия рассказа Л. Петрушевской « Страна».

Использованная литература:

1. Кякшто Н.Н. Петрушевская // Русские писатели: Библиограф. словарь: В 2 ч. – Ч. 2. – М., 1998. – с. 184–187.

2. Строфы века / Сост. Е.А.Евтушенко. – М. – Минск: Полифакт, 1997. 3. Журнал: « Семья и школа» 2003 г. №2 4. Журнал: «Русская словесность» 2002 г.№7 5. Журнал: «Вопросы литературы» 2000 г. №2

Интернет- ресурсы:

Цели урока:

  1. Способствовать пониманию проблематики рассказа
  2. Развивать устную и письменную речь
  3. Воспитывать толерантность и активную жизненную позицию у старшеклассников

Оборудование:

листы с частями рассказа в конвертах на каждой парте, портрет автора рассказа Л. Петрушевской, плакат с афоризмами, эскизы обложки к рассказу, эпиграф на доске.

Текст рассказа, напечатанный по частям на отдельных листочках:

Л.С.Петрушевская

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад.

Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Эпиграф на доске:

Большой город – большое одиночество. (Античнай афоризм)

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Бытует мнение, что развитие русской литературы в конце ХХ века остановилось. Согласны ли вы с этим?

Какие подходы в философско-эстетическом осмыслении мира имеют место в современной литературе?

Слово учителя: Приятно, что вы не отстаете от нашего времени и следите за новинками литературы. Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что авангардистский, постмодернистский, реалистический и даже натуралистический способ изображения мира вам знакомы. Сегодня мы обратимся к произведению лауреата Пушкинской премии 1991 года Людмилы Стефановны Петрушевской.

2. Сообщение учащегося об авторе.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на радио, редактором справочного отдела телевидения. С середины 60-х годов пишет рассказы. Известность она получила как драматург (пьесы “Уроки музыки”, “Чинзано”, “Три девушки в голубом” ), а мы в 5 классе читали ее пьесу- сказку “Два окошка”.

Первая книга Петрушевской вышла только в 1988 году, пьесы тоже стали ставить через 16 лет после написания. В творческом багаже писательницы рассказы, сказки, сценарии мультфильмов, переводы с польского.

Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа

Свой круг ”(1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице “демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты”, по словам литературоведа Борисова. Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения Карамзин” (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как “деревенский дневник”.

3. Пофрагментное чтение рассказа и аналитическая беседа по ходу чтения.

Несколько человек уже знакомы с этим рассказом и хотят представить свои эскизы обложки. Почему они выбрали такой способ выражения основной мысли и какой эскиз вам покажется более удачным мы обсудим после знакомства с этим произведением.

Рассказ маленький, но мы прочитаем его по отдельным фрагментам. Группа учащихся за отдельным столом постарается ответить на вопрос: “Что нового вы открыли в уже знакомом вам тексте после такого пофрагментного прочтения?”

Вопросы к классу:

Что может скрываться под заголовком “Страна”? (В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).

Прочитайте начало рассказа. Как характеризуется героиня?

Что хочется нам узнать о ней после этих слов? (Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)

Читаем второй фрагмент. Для чего нужны детали описания внешности? (Они не несут ни психологизма, ни авторской оценки- только внешние признаки).

Третий фрагмент. Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? (Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)

Добавляет ли следующий фрагмент что-то для понимания характера женщины? (Слово “бежит” обращает внимание. Куда спешит женщина? Что стало целью существования?)

Прочитаем следующий фрагмент. Действительно ли все равно девочке, что пьет мать? Чей это взгляд на проблему? (Автор словно отстранен, это мнение героини).

Читаем последний фрагмент и выделим особенности композиции. (Повторяет начало, кольцевая композиция создает эффект бесконечности такой жизни.)

Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? (Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)

Что противопоставлено в рассказе? Выпишем эти слова.

Какие слова повторяются в тексте? Зачем это нужно автору? (Время и героиня словно не меняются, мир вокруг тоже. Примеры повторов:

дочь тихо играет
пьющая, пьет, как бы ни была пьяной
не видимая никому, никто на свете не знает
гасят свет
бегут, бежит, бежать.

Противопоставление двух женщин: она тихая- жестокого склада новая жена – помогает понять, кто способен добиваться своего в наше время.)

Напишите, пожалуйста, в своей тетради ответ на вопрос: “Что нужно сделать, чтобы жизнь матери и дочери изменилась?” (На это задание отвожу 5 минут).

4. Стадия рефлексии.

Прочитайте свои ответы. (У всех звучит мысль, что нужна поддержка, внимание, сочувствие окружающих).

Что хотели отразить на своих обложках к рассказу авторы? Что изменили бы вы после этого урока? (Один из авторов эскиза сказал, что не стал бы в мрачных черно-серых тонах рисовать комнату и фигуры, чтобы оставить надежду на изменение жизни. Другая девушка отказалась бы от зеленого цвета, т.к. “зеленый змий”, но от этого фона “тоска зеленая”. Но самое важное, сказали, что проблема эта не одной женщины, которую изображали).

Лично мне понравился эскиз, где лист разделен, как и мир, на две части и разрыв символизирует равнодушие.

Какой из афоризмов наиболее полно раскрывает смысл рассказа? Жестокий натурализм в изображении жизни для Петрушевской – возможность поставить перед читателями вопросы. Какие же проблемы взволновали вас?

1) Причина, побуждающая чувствующую душу бежать от общества, заключается в стремлении обрести общество.

(Ральф Уолдо Эмерсон, американский философ, эссеист)

2) Равнодушие есть наивысшая жестокость.

(Митчелл Уилсон, американский писатель)

3) Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана.

(Иван Вазов, Болгарский писатель)

4) Мечта могущественнее реальности.

(Антоль Франц, французский писатель)

5) Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы.

(Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист)

5. Вывод по уроку.

В маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения. Напишите рецензию или эссе на рассказ, подберите свои примеры афоризмов, отрывков из поэтических произведений к своему сочинению. Это задание на дом.

6. Поэтическая пятиминутка.

Чтение наизусть стихотворений или написанных дома синквейна или синопсиса (Выступает группа подготовленных учеников).

Последние материалы сайта