Урок и презентация для начальных классов "ежели вы вежливы"

13.06.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот



  • Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
  • Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, каждому человеку.


О чём нам говорит словарь

Этикет (франц. etiquette) установленный порядок поведения где – либо (первоначально в определённых социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.)

Большой энциклопедический словарь

Этикет – это правила поведения человека среди других людей



Знаете ли вы, что значит быть вежливым?

Какого человека вы считаете вежливым?

Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным?





Спасибо!

Добрый день!

Прости, пожалуйста!

Здравствуйте!

До свидания!

Извините





  • При входе в транспорт пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А при выходе подать руку своей спутнице.
  • В транспорте всегда уступайте место пожилым людям.
  • Соблюдай правила дорожного движения.
  • Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора!




  • Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.
  • Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты».
  • Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.


  • Помогать взрослым

убирать дом

поливать цветы

ухаживать за домашними животными

ходить в магазин

играть с младшими

заботиться о близких



Игра «Составь пословицу»:

Учись доброму -

дурное на ум не пойдет.

Ласковое слово

лучше мягкого пирога.

Жизнь дана

на добрые дела.

Как проживёшь,

так и прослывёшь.

Про доброе дело

говори смело.



  • От вежливых слов язык не отсохнет.
  • Про доброе дело говори смело.
  • Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманит.
  • Сумел провиниться, сумей и повиниться.
  • Спорить – спорь, а браниться – грех.


С добрым утром , лес зеленый!

С добрым утром , липы, клены,

С добрым утром , облака

И широкая река,

С добрым утром – золотистым,

Ясным солнечным, росистым



Если солнышко садится

По деревьям золотится

Говорим тогда при встрече

Всем знакомым: « Добрый вечер!»



Если больше есть не в силах, Скажем маме мы: Спасибо





Когда нас бранят за шалости, Говорим: Прости, пожалуйста





БУ ДЬТЕ ДОБ РЫ









Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.



Ежели вы вежливы,

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.



Ежели вы вежливы,

То сидя на уроке,

Не будите с товарищем

Трещать, как две сороки.



Ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.



Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.



Ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.



- Насколько вы вежливы и воспитаны, узнаем, поиграв в игру «Доскажи словечко»:

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …

«спасибо»

«добрый день»

Зазеленеет старый пень, когда услышит …

«до свидания!»

Когда вас бранят за шалости, говорите

«простите, пожалуйста»

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Морачевская основная общеобразовательная школа

Жирятинского района Брянской области

Праздник в начальной школе

«ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ»

Подготовила: Кривченкова А.Н.,

учитель начальных классов

Апрель 2015 г.

Ход праздника

Ведущий: Дорогие гости, уважаемые педагоги, милости просим вас к нам на праздник. Ребята! Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей, делают их стойкими и веселыми.

Стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ежели вы вежливы,

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

Ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы –

То есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой,

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

То в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы, –

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо»! – говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

Учитель: Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.

Инсценировка стихотворение С. Я. Маршака «Урок вежливости».

Учитель: Ребята, а какие слова приветствия вы знаете? (Здравствуйте! Приветствую вас! Добрый день! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! Я рад вас приветствовать!)

Учитель: Ребята, а знаете ли вы слова прощания? (До свидания! До завтра! Спокойной ночи! До скорой встречи! До скорого свидания! Всего хорошего! Пока!)

А кто знает, что означает слово «здравствуйте»! (Пожелание здоровья и счастья.)

Ведущий: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы не пришлось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо всегда стараться быть полезными и нужными людям, не жалеть своих сил на добро и милосердие.

М у з ы к а л ь н а я п а у з а. Дети исполняют частушки.

Все: Заиграйка,балалайка

Балалайка, три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите плясуны.

1.Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

2.Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

3.В поезд входят три юнната. «Ух, народу сколько тут! Занимай места,ребята, А то бабушки займут».

4.Говорит лентяйке мать: - Убери свою кровать. Я бы, мама,убрала. Только я еще мала.

5.А наш Гриша ходит гордо, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки.

6.Витя очень умный парень, Может все он смастерить, Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить.

Открывается надпись на доске: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость».

Дети читают хором.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы эти слова стали вашим девизом и жизненной мудростью.

Ведущий: Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку –

Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности

Дарите людям, как цветы.

Ведущий: Какие слова мы говорим утром, днем и вечером?

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу –

Кузнецу, врачу, ткачу:

«С добрым утром!» – я кричу.

«Добрый день!» – кричу я вслед,

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» – так встречаю

Всех, спешащих к чаю.

Ведущий: Ребята,а сейчас мы свами поиграем в игру «Словарь вежливых слов»

1.Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо) 2.Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день) 3. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь …(Здравствуйте) 4. И во Франции и в Дании на прощанье говорят …(До свидания)

Ведущий: Будем добрыми и вежливыми всегда –всегда. И тогда вас не коснется беда. Чтоб никого не обижать, Друг друга надо уважать. И не грубить, и не дразнить, И «Здравствуй» говорить.

Ученик: - Здравствуйте! –ты скажешь человеку. –Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно,не пойдет в аптеку. И здоровым будет много лет.

Ученик:

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас

И мы припомнить не смогли бы-

Кому сказали, столько раз.

Ученик:

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал забывать

Но если я все же забуду

Простите, я больше не буду.

Ученик:

Добрый день!- тебе сказали

Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Ученик:

Эти слова всем известны давно.

Видишь они и просты, и не новы

Но я еще повторю все равно!

Добрые люди будьте здоровы.

Песня «Если добрый ты»

Учитель: А теперь поиграем. Если вы согласны, то отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет молчите.

1.Кто из Вас, проснувшись бодро

«С добрым утром» скажет твердо!

2.Кто из Вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

3.У кого из Вас в порядке

Сумки, книжки и тетради?

4.Кто из Вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

5.Кто из Вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

6. Кто быть вежливым желает

Малышей не обижает?

Песня «Улыбка» муз.Пляцковского, сл. В. Шаинского.

Учитель:

Хочется мне попрощаться. Пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами, Говорили вы с друзьями.

Все: Спасибо за внимание.

Цель: формирование у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим.

Задачи : вырабатывать навыки культурного поведения;

прививать этические нормы;

воспитывать чувство уважения к другим людям.

Ход классного часа.

  1. Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, о том, какие слова вы говорите при встречи, расставании, в совместных делах.

В вежливости проявляется ваше отношение к другим людям. Разбирая ситуации, в которых вы можете оказаться, играя в игры на сегодняшнем занятии, вы будете учиться быть вежливыми, познакомитесь с правилами поведения в конкретных ситуациях.

Послушайте, как о вежливости пишет С.Я. Маршак.

  1. Стихотворение «Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место, без сомнения,

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для вида,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме.

И помощь ей предложите

Без просьбы — просто сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой,

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной няней.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик:

«Спасибо», — говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите.

3.Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».


А теперь попробуем быть вежливыми, используя комплименты.

Мальчики и девочки становятся на некотором расстоянии лицом друг к другу. Дети произносят по очереди комплименты и делают шаг навстречу. Комплименты не должны повторяться. Если кто-то затрудняется сказать, то он остаётся на месте. Выигрывает пара, которая встретится раньше других.

  1. Игра «Доскажи словечко».

- Знаете ли вы "волшебные слова"?Давайте поиграем в игру, где знание "волшебных слов " необходимо.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро».

Если в ночь случилась встреча,

Говорим мы:

«Добрый вечер».

И всегда при расставанье

Говорите:

«До свиданья».

Уезжает кто-нибудь

Пожелайте:

«В добрый путь».

Попал я в дедушку мячом

И закричал: «А я при чём?»

Но, досчитав до 30,

Сказал: «Ну, дедушка,

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова

«Извините».

Если дарят в день рожденья

Вам конфеты и печенье.

Карандаш, альбом и книжку

Или мягкую игрушку,

Не молчи, как в речке рыба,

Говори друзьям:

«Спасибо».

За день и ночь, за солнца луч,

За небо, чистое от туч,

За звёзды, утро и зарю

Ты говори:

«Благодарю».

5.Физминутка.(Игра «Пожалуйста».)



Команды выполняются, если прозвучало слово «Пожалуйста».

  1. Инсценировка.

Добрые слова могут сделать многое: подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть вежливыми. Надо, чтобы и поступки наши были разумными, чтобы никогда не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда быть полезным людям.

А теперь давайте обсудим ситуацию из жизни.

Инсценировка.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, а другому 7 лет. У первого в руках были: книги, портфель и какой-то свёрток. Вдруг свёрток выпал из его рук.

У вас упал свёрток,- сказал мальчик.

Разве?- удивился прохожий.

Конечно, у вас было 3 книги, 1 свёрток и 1 портфель. Итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

Я вижу, что ты хорошо знаешь сложение и вычитание, но есть правила, которые ты не усвоил!

Обсуждение ситуации.

Какие правила не усвоил мальчик? Что он должен был сделать?

Давайте проверим, знаете ли вы правила поведения, этикета, можно ли назвать вас вежливыми людьми. Если вы правильно ответите на вопросы, вы не только докажете, что знакомы с правилами этикета, но и сможете отгадать, какой чертой характера обязательно обладает вежливый человек.

7.Шифровка.

1 2 3 4 5 6 7

д о б р о т а

1.-Может ли мальчик, здороваясь с девочкой, держать руки в кармане?(Нет)

2.-Можно ли мужчине не принять руку, протянутую для рукопожатия? (Нет)

3.-Если незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами, как надо поступить?

(Ответить приветствием.)

4.-Могут ли родители пойти в гости, в кино, на концерт без вас или вы должны требовать взять вас с собой? (Могут.)

5.-Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, нужно ли сообщать об этом родителям и как?(Надо позвонить, написать записку, передать через кого-то.)

6.-Можно ли давать номер телефона без разрешения владельца? (Нет.)

7.-Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?(Лицом к сидящим.)

Одна из главных черт характера вежливого человека -доброта.

8.Работа с пословицей.

Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце ».

Как вы понимаете это выражение?

(Солнышко дарит нам тепло, заботу, радость, внимание. Добрый человек тоже обладает этой способностью.)

(НА доске изображено солнышко, а на его лучах слова: теплота, внимание, забота, радость, щедрость.)

9.Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища? ».

Грубость всегда была признаком плохого воспитания. А очень часто вы, ребята, бываете очень жестокими, когда дразните и оскорбляете тех, кто болен. Есть дети, которые не могут без очков хорошо видеть. Это очень серьёзное заболевание. Если очки не носить, можно совсем ослепнуть. Закройте на несколько секунд глаза и откройте, когда я вас попрошу.

(Учитель просит кого-то из ребят выполнить задание с закрытыми глазами: полей цветок , в ОЗЬМИ У МЕНЯ НА СТОЛЕ МЕЛ И ПОЛОЖИ НА ДОСКУ .)

Сложно ли было выполнять задание? Что вы чувствовали при этом?

Представьте теперь, каково незрячим людям. А ведь дети не хотят носить очки, потому что их дразнят, и этим ухудшают своё зрение. Послушайте об этом стихотворение С.Я.Маршака «Четыре глаза».

(Инсценировка)

Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил из кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша-водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!»

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

Нет,-говорит он,-никогда

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

Очки носить не стыдно,

Всё надо делать для того,

Чтоб было лучше видно!

Над теми, кто надел очки,

Смеются только дурачки!

Над физическими недостатками других людей могут смеяться только жестокие и невоспитанные люди, дружить с такими детьми просто опасно, ведь они могут подвести и оскорбить даже своего друга. Особенно жестоко оскорблять и обижать тех, кто болен.

Вспомните сказку Катаева «Цветик- семицветик».Какие желания загадывала девочка?

Давайте вспомним на исполнение какого желания девочка использовала последний лепесток своего волшебного цветка.

(Просмотр отрывка из м/ф « Цветик- семицветик»).

А теперь представьте, что этот волшебный цветок попал к вам. Мы скажем волшебные слова и пожелаем друг другу что-то хорошее.

10.Игра «Цветик- семицветик».


На доске макет цветика- семицветика. Дети по одному, отрывая лепесток произносят слова

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели…

(продолжают, желая что-либо)

11.Подведение итогов.

Трудно ли быть вежливым человеком?

Кого можно назвать вежливым человеком?

Пусть наши занятия помогут вам быть вежливыми и воспитанными.

Последние материалы сайта