Тема «маленького человека» в произведениях А. С.Пушкина, Н

12.09.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В любом обществе, в любой отдельной социальной группе людей всегда есть такой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных, неприметный, не выделяющийся из толпы. Таких людей обычно называют "маленькими людьми". Тема маленького человека" весьма актуальна в русской литературе во все времена. Не одно произведение посвятил Пушкин этой теме - например, в "Медном всаднике", Станционном смотрителе", он показывает читателю типичный образ "маленького человека"; затрагивают проблему также Чехов в повести "Человек в футляре", Лермонтов во многих своих поэмах, практически вся военная литература посвящена данной теме.

Не обошел стороной проблему "маленького человека" и Н.В. Гоголь. Он особо сильно всегда чувствовал переживания таких людей, был их "голосом" - посвятил немалую часть своего творчества "маленьким людям", и даже в произведениях, не посвященных главным образом этой теме, всегда встречался неприметный, простой человек, на которого всем было всё равно.

Говоря об образе "маленького человека" в творчестве Гоголя нельзя не упомянуть повесть "Шинель". Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, изображается как не очень замечательный, низенького роста, болезненного вида "один чиновник" в "одном департаменте". Гоголь сразу же говорит, что таких людей в стране огромное количество и они есть в каждом обществе. Башмачкина презирают, издеваются над ним; он получает крошечную зарплату, ходит в старой шинели, которая в один момент становится уже непригодной для того, чтобы ее надеть, поэтому единственной мечтой Акакия Акакиевича становится покупка новой шинели, и герой начинает жить этой мечтой. В конце он заболевает и умирает, однако мечта о шинели и месть за обиды продолжают жить - ходили слухи, что по городу бродит дух Башмачкина и сдирает шинели с чиновников.

В "Повести о капитане Копейкине" также главной является проблема "маленького человека". Главному герою повести оторвало руку и ногу на войне, и работать у него не было возможности, а жить на что-то нужно было. Тогда решил Копейкин ехать в Петербург к министру - просить "монаршей милости". Министр пообещал, что поможет, однако каждый день все откладывалось на завтра. В итоге Копейкину было сказано самому искать средств помочь себе. И он нашел - спустя два месяца появилась шайка разбойников, атаманом которой был капитан Копейкин.

Н.В. Гоголь не внушает мысли о том, что если не обращать на "маленьких людей" внимания, плохо к ним относиться, то они обязательно будут мстить. Поэт призывает относиться к ним как к равным, без презрения и издевательств. Гоголь понимал, что такие люди чувствуют, о чем мечтают и что переживают; он старался призвать людей к справедливому отношению через свое творчество. Такие попытки были и у других поэтов и писателей, поэтому в литературе существует огромное количество произведений на тему "маленького человека".

0

El_Storm

Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обра­тился к теме маленького человека Гоголь. В его произведени­ях усилился социальный мотив противопоставления малень­кого человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек - это тоже по преимуществу мелкий чи­новник, чье сознание забито и унижено. Своего Акакия Ака­киевича (повесть «Шинель») Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден, а жизненные стремления не простираются дальше покупки новой шинели. Поначалу этот герой представляется даже в комическом свете, но очень ско­ро этот налет комизма полностью снимается, уступая место трагизму. Гоголь с огромной силой дал почувствовать, что и в жизни маленького человека есть присутствие души, божест­венного начала, чего не видят равнодушные окружающие. Ка­залось бы, незначительное обстоятельство - кража новой шинели - становится для маленького человека подлинной жизненной трагедией, и мастерство Гоголя в том, что он заставляет читателя переживать эту трагедию, как свою собст­венную. В развитии сюжета повести большое значение приоб­ретает конфликт между Акакием Акакиевичем и «значитель­ным лицом», даже не названным по имени, к которому тот идет за помощью и которое высокомерно в этой помощи отка­зывает - еще бы, ведь «значительному лицу» совершенно безразличны и непонятны страдания мелкого чиновника, да и утруждать себя лишний раз не хочется. Гоголь делает так, что фактически именно «значительное лицо», а не неизвестные похитители шинели становится непосредственной причиной смерти Акакия Акакиевича. Тема чиновного равнодушия к че­ловеку, извращения подлинных человеческих отношений в чиновной среде - одна из важнейших в «Шинели». И в про­тивовес этому равнодушию в повести громко звучит тема со­вести и стыда, которыми должен руководствоваться человек в общении с ближним, невзирая ни на чин, ни на внешнюю не­притязательность и даже комичность какого-то отдельного че­ловека. Одной из лирических кульминаций повести является случай с молодым чиновником, который по примеру прочих начал было издеваться над Акакием Акакиевичем и услышал в ответ лишь беспомощное «Зачем вы меня обижаете?». Эта простая фраза произвела удивительное воздействие на моло­дого чиновника: «он вдруг остановился, как будто пронзен­ный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила от­толкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, сре­ди самых веселых минут, представлялся ему низенький чи­новник с лысинкою во лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих прони­кающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Продолжение ниже

0

El_Storm
02.03.2019 оставил(а) комментарий:

Гуманистическая мысль Гоголя выразилась в этом эпизоде совершенно отчетливо. Вообще надо сказать, что Гоголь в трактовке темы маленького человека как бы оставляет на вре­мя свой дар смеха, показывая, что смеяться над человеком, пусть даже и самым ничтожным, - грешно и кощунственно, не смеяться надо, а увидеть в нем своего брата, пожалеть, проникнуться той незримой трагедией, которая является на поверхности сначала как повод для смеха, как анекдот. Такова же его трактовка маленького человека и в повести «Записки сумасшедшего». Начинается повесть с чрезвычайно забавных высказываний сошедшего с ума чиновника, возомнившего се­бя испанским королем, и это поначалу очень смешно и нелепо. Но конец у повести совсем другой - трагический.

Тема маленького человека нашла отражение и в «Мертвых душах». Этой теме посвящен самый большой и значительный вставной сюжет - так называемая «Повесть о капитане Копей­кине». Здесь мы встречаемся все с теми же мотивами Гоголя, с комичной поначалу фигурой капитана Копейкина, который, од­нако, поставлен в трагические обстоятельства не чем иным, как именно чиновным равнодушием. При этом осмысление чинов­ных отношений у Гоголя здесь идет глубже: он уже не показывает «превосходительство» тупым и бессердечным человеком, наоборот, он бы и хотел помочь Копейкину и сочувствует ему, но общий порядок вещей таков, что сделать тем не менее ниче­го нельзя. Все дело в том, что государственной бюрократиче­ской машине вообще нет дела до живого конкретного человека, она занята более масштабными делами. Здесь с особой силой звучит любимая гоголевская мысль о том, что мертвая бюро­кратическая форма подавляет собой живую жизнь.

Примечательно, что Гоголь, в отличие от своих предшест­венников, пытается показать пробуждение самосознания ма­ленького человека. Правда, пробуждение это еще робкое, про­исходит помимо сознательной воли героя и часто принимает фантастические, гротескные формы. В сумасшествии и мании величия оно выражается в «Записках сумасшедшего», в пред­смертном бреду - у Акакия Акакиевича. Но ведь не случайно тому же Акакию Акакиевичу уже после смерти дана способ­ность жить и мстить своим мучителям, срывая с них шинели; не случайно в разбойники уходит капитан Копейкин. Все это показывает, что даже самого кроткого и безответного малень­кого человека можно довести до степени, когда в нем подни­мается мужество отчаяния. Этот процесс пробуждения само­сознания в маленьком человеке, захваченный Гоголем на самой первой, начальной стадии, очень важен для дальнейше­го развития этой темы в русской литературе.

0

Olediva
02.03.2019 оставил(а) комментарий:

В русской литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А. С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.

Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая А. С. Пушкиным в его знаменитом «Станционном смотрителе», эта тема была достойно продолжена Н. В. Гоголем. На мой взгляд, тему «маленького» человека можно назвать одной из ведущих тем творчества писателя. Недаром она разрабатывается во многих творениях Гоголя.

Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.

Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович - обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.

С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя - тема Петербурга. Петербург для Гоголя - это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург - это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.

В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.

Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 - 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».

Герой «Невского проспекта» художник Пискарев становится жертвой прозаической и циничной действительности. Но в то же время он погибает от собственных романтических иллюзий (принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в нее). Майор Ковалев из повести «Нос» - жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, обличенный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.

Продолжение ниже

0

Šøбłǻзŋ
02.03.2019 оставил(а) комментарий:

«Маленький человек» - тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.

Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей - выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери. Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.

Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.

Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели - жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.

Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

Творчество Гоголя, которое можно разделить на несколько периодов, имеет ряд своих особенностей: соединение фантастического и реального пластов, использование сатирических приемов. Все произведения, которые так или иначе знакомы русскому народу, оказали большое влияние на всю русскую литературу.

Периодизация творчества

Гоголевское творчество можно разделить на несколько периодов. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя тесно связаны друг с другом.

Первый этап, который длился с 1829 по 1835 годы, связан с юмористическими жанрами и приемами. Этот период принято называть «петербургским». Петербург невесело встретил Н. В. Гоголя, уже тогда ему пришлось столкнуться с жизненными невзгодами и проблемами. Это позволило увидеть писателю реальность со всеми ее отрицательными чертами. Н. В. Гоголь мечтает о другой, счастливой жизни. За петербургский период вышли сборники Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и «Арабески». Это связано с тем, что в воображении писателя рисовались картины народной жизни, которые в основном были связаны с Украиной.

Второй период, длящийся с 1836 по 1842 годы, отличался своей реалистичностью, причем Н. В. Гоголь для отображения реальной действительности использовал сатирические приемы. Этот этап связан с написанием и публикацией комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».

Здесь Н. В. Гоголь поднимает проблемы, связанные с человеческими пороками: стремление к богатству и чинам, коррупция, пошлость, чинопочинание, низость и тупость. Смех над этими качествами стал орудием борьбы с человеческими пороками.

Третий этап, продлившийся с 1842 по 1852 годы, связан с внутренним миром писателя, его желанием размышлять на философские, религиозные и нравственные темы. Находясь за пределами Родины в полнейшем одиночестве, Н. В. Гоголь обращается к религии, переосмысливая при этом все свое творчество.

Помимо работы над вторым томом «Мертвых душ», в котором писатель хотел показать положительные черты отрицательных персонажей, Н. В. Гоголь работает и над публицистическим произведением: «Выбранные места из переписки с друзьями». В этой книге отобразился весь духовный кризис Н. В. Гоголя. Болезнь, а также творческая слабость давали о себе знать: писатель сжег второй том «Мертвых душ», а через некоторое время Н. В. Гоголь скончался.

Особенности творчества

Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.

Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир воедино соединяется с фантастическим миром. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.

Н. В. Гоголю с мастерством удавалось описывать реальную действительность, для которой свойственны коррупция и чинопочитание, разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной бессмертности произведений Н. В. Гоголя.

Знаменитые произведения

Творческий путь Гоголя недолог. Однако за сравнительно небольшой промежуток времени писателю удалось оставить большой след в русской литературе.

Поэма «Мертвые души», повесть «Шинель», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Тарас Бульба», комедия «Ревизор», повести «Нос», «Заколдованное место» и «Портрет» - известные каждому русскому человеку произведения Н. В. Гоголя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Творчество Гоголя», рассмотрит этапы творчества Н. В. Гоголя, особенности его творчества, а также перечислит известные гоголевские произведения.

Самые популярные материалы февраля для 5 класса.

Образцы предметного мира в произведениях Н.В. Гоголя

Изображение человека в окружении мира вещей неизбежно превращает предмет в составную часть образа персонажа: образ предмета в сознании читателя сопровождает образ героя или даже становится его образным эквивалентом, метафорической заменой.

Сама проблема вещного мира в произведениях названного писателя представляется исключительно важной и значимой, так как связь между человеком и окружающей его предметной средой является у Гоголя, с одной стороны, чрезвычайно прочной, с другой - подвижной, так как вещи нередко переходят в человека, а человек - в вещи. В свою очередь наличие подобной связи составляет художественную особенность стиля писателя, определяя тем самым его своеобразие и неповторимость.

От сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям» и «Мертвым душам» вещный мир Гоголя проходит очевидную художественную эволюцию: от яркости красок и узорчатости рисунка к тусклости изображения и цветовому однообразию. Национальный колорит, присущий сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», сменяется прозой городской жизни с её гротескно-реалистическими описаниями в «Петербургских повестях», представленные автором вещные реалии все теснее соприкасаются с внутренним миром персонажей, полнее и точнее отражают окружающую действительность. В «Мертвых душах» талант Гоголя раскрывается как талант гротескового бытописателя с его умением показать внутренний мир того или иного героя через окружающие его предметы.

Вещный мир интересен Гоголю и сам по себе, как самостоятельно живущий, имеющий свой характер и законы развития (самостоятельный предмет изображения), и как проявление особенностей мира людей. Часто именно те или иные вещи помогают раскрыть суть человеческих взаимоотношений, выявить особенности уклада жизни в целом.

Вещный мир в творчестве Н.В.Гоголя с полным правом можно считать важнейшим предметом описания и средством раскрытия внутреннего мира персонажей, так как вещь у Гоголя становится не только средством социальной характеристики героя, но и выражает его место в нравственном мире, положение в обществе.

Считаю, что анализ художественного текста на уроках или факультативных занятиях под таким углом зрения («Предмет-символ и персонаж». «Предмет как средство создания образа человека») нацелит учащихся «пересмотреть» прочитанные в прошлом гоголевские произведения и взглянуть на них по-новому, а при выполнении творческих заданий проявить свои аналитические способности, умения и навыки самостоятельной исследовательской работы.

Задания к уроку-исследованию «Заглавный образ в повести Н.В.Гоголя «Шинель»:

1. Место образа шинели в системе образов повести.

2. Докажите, что в гоголевской повести образ шинели играет сюжетообразующую роль.

3. Найдите в тексте повести описание шинели. Какие основные приемы использует

Гоголь для создания образа шинели?

4. Как помогает образ шинели в раскрытии образа Акакия Акакиевича?

5. Символом чего является образ шинели в повести?

6. Почему образ шинели вынесен в заглавие повести?

(Материалы к уроку)

Хотя внимание читателя приковано прежде всего к образу Акакия Акакиевича, шинель в системе образов повести Н.В.Гоголя занимает центральное место. Шинель не только важнейшее средство создания образа «маленького человека», мелкого чиновника Башмачкина, но и предмет, который играет сюжетообразующую роль. А главное – этот предмет становится символом мира, которым порожден Акакий Акакиевич и который губит его. Также образ шинели получает богатое содержание и становится одним из важнейших средств выражения авторской позиции по отношению к современной Гоголю чиновно-бюрократической российской действительности, подменяющей истинные духовные ценности ценностями мнимыми.

Появление образа шинели связано с завязкой. «Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило и подкладка расползлась».

Образ старой шинели создан автором с помощью гиперболы и гротеска: «сукно… истерлось, что сквозило», «подкладка расползлась», «она имела странное устройство: воротник уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее». На игре двух значений слова «подтачивание» (в языке портных – «подшивание, ремонт», а в русском языке глагол «подточить» значит «повредить, размывая или разъедая изнутри» или «ослабить, привести в упадок») построено Гоголем внутреннее противоречие образа: каждая попытка привести шинель в приличный вид, порядок, означает ее большее разрушение. Используя прием олицетворения, Гоголь рисует шинель как живое существо: подобно человеку, у нее «грехи», «благородное имя», которое сослуживцы Акакия Акакиевича отнимают, называя ее «капотом». Убогая, ветхая шинель символизирует бедность, нищету духа жалкого чиновника Башмачкина.

В повести две шинели: старая и новая. Строя образ шинели, Гоголь, опираясь на принцип контраста, использует в описании эпитеты, детали, сравнения («худой гардероб», «дело совсем гнилое», «тронешь иглой – а вот уж оно и ползет», «подуй ветер, так и разлетится» – «лучше сукна и не бывает», добротный плотный коленкор «был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей»), организует сюжет вокруг предмета (старая шинель – предмет насмешек и издевательств чиновников, новая – причина поздравленй, «большого торжественного праздника», обеда). Все это помогает читателю понять глубину символического содержания образа шинели.

Что же значит новая шинель для Акакия Акакиевича? В чем символическое, обощающее значение образа шинели в гоголевском произведении?

Новая шинель – это не только защита Башмачкина от северного мороза, это знак его принадлежности к чиновно-бюрократической структуре – соответствие его званию титулярного советника. Пребывание в этой социальной среде убивает в чиновнике все высокие чувства и творческое начало. Акакий Акакиевич безнадежно бездарен, неумен, даже переписать, переделав немного бумагу, он не может. Он живет не с людьми, а в своей должности. Служит с любовью, и в переписывании ему видится какой-то свой, разнообразный и приятный мир, у него даже буквы были фавориты. Это мертвый мир. Поэтому жизнь Башмачкина заполняется одной страстью. Страсть к шинели становится подменой подлинной душевной тяги к любви, присущей каждому живому человеку. Слово «страсть» не Гоголя, но оно, кажется, довольно точно передает напряженность, неодолимость стремления его героя стать владельцем новой шинели. Ирония автора заключена уже в самой несоизмеримости предмета стремлении и той властной силы, с какой оно выражается. «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее…», «он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель…», «огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Решение простой житейской задачи возведено на высокий пьедестал. Несоответствие одного и другого, создавая яркий комический эффект, вызывает у читателя горькие мысли об оскудении и извращении души героя, ее ничтожности и пустоты, приводит к пониманию авторской позиции по отношению к современному Гоголю чиновно-бюрократического миру, в котором внешнее и внутреннее поменялись местами: у одних мундир заменил личность, у других чин заменил человека. Ценность человека определяется по чину, одежде, дому, т.е. по формальным признакам, что становится условным выражением строгой иерархической упорядоченности и обезличенности человеческого бытия.

Недолгое обладание новой шинелью совершенно изменило положение Башмачкина в мире чиновников: «весь день точно самый большой торжественный праздник», Акакий Акакиевич в центре внимания, « в самом счастливом расположении духа».

Потеря шинели становится для Акакия Акакиевича равносильна потере смысла жизни, утрате самого себя. Он теперь беззащитен перед морозом и умирает от простуды, но в сущности, из-за того, что опять стал ничтожен. Это подчеркнул его визит к «значительному лицу».

В образе шинели Н.В.Гоголь показал характерную деталь русского чиновника середины

XIXвека, а также выразил идею глубокой зависимости поведения, внутреннего мира человека от устройства социальной среды.

Урок-экскурсия в музей литературных героев

(материалы к уроку)

Тема: Предмет как средство создания образа героя / по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»/

Цель: для осуществления проекта продолжить работу в группах на выявление в тексте гоголевской поэмы деталей, художественных средств, приемов, с помощью которых автор создает образы героев; использовать развернутые изображения предметов для характеристики помещиков; повторить о парадоксе, гротеске, оксюмороне; помочь учащимся в подготовке экспоната для музея литературных героев и создании его легенды; воспитывать у учащихся интерес к изучаемым художественным произведениям.

Нестандартный урок «Экскурсия в музей литературных героев» поможет учителю приблизить ученика к произведению, герою, писателю, «помедлить над строкой». Эта интересная форма организации урока, основой которой является групповая проектная деятельность учащихся, результат – презентация проекта, требует большой кропотливой работы, подготовки. Дети получают задание: подготовить музейную экспозицию или по книге, или героя (героев) книги, т.е. деталь-экспонат, звуковое оформление экскурсии.

Задания группам:

Доказать, что Н. В. Гоголь использует перечисление предметов и развернутые изображения отдельных предметов для создания образов помещиков и их домов.

Докажите, что в «Мертвых душах» предмет является символом качеств человека, может символизировать состояние его души (приведите примеры таких деталей. раскройте их значение).

Докажите, что многие образы предметов строятся на парадоксе – с использованием гротеска, оксюморона.

Для музея:

– подготовить экспонат для демонстрации (эстетическое оформление, этикетки в духе времени)

– придумать «легенду» каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторского замысла, идеи произведения)

– предусмотреть «изюминку» - сюрприз (музыкальное сопровождение, инсценировку, спецэффекты)

– отхронометрировать время презентации - 3-5 минут

Слово учителя. Образ предмета – символ качеств персонажа гоголевской поэмы.

Н.В.Гоголь, необычайно наблюдательный художник, умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Человек опутан «тиной мелочей». Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, ничтожен, что вещь несет на себе отпечаток характера человека, которому она принадлежит, и вполне может выразить их внутреннюю сущность. Поэтому человек и неодушевленный предмет часто сближаются. Одно помогает глубже понять другое; и предмет выступает как средство создания образа человека, являясь символом его качеств, его состояния души. Вспомним первые строки «Мертвых душ». «В ворота гостиницы губернского города NNвъехала довольно красивая рессорная бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки». Больше ничего не сказано о бричке, она характеризуется через людей. Но затем отраженный луч как бы падает на них самих. Однако гораздо чаще люди раскрываются через вещи, им принадлежащие. Например, шкатулка Чичикова помогает заглянуть во внутренний мир Павла Ивановича. «Вот оно внутреннее расположение: в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист, потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег». Так приоткрываются тайны человеческой души предприимчивого дельца, энергичного приобретателя с тщательно скрываемыми противозаконными намерениями.

Многие образы гоголевской поэмы строятся на парадоксе с использованием гротеска, оксюморона. Сегодня мы совершим экскурсию в музей литературных героев поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя, экспонатами будут предметы и вещи персонажа, которые стали не только двойниками своих хозяев, но и орудием их сатирического обличения, – это особенность поэтики Н.В.Гоголя

Выступление учащихся. Презентации экспонатов. Защита проектов.

Отличительной особенностью характера Манилова является неопределенность праздная мечтательность, бездеятельность, бесхозяйственность. Гоголь иронически замечает: «У всякого есть свой задор, у Манилова ничего не было». Это наивный, благодушный, слащавый празднослов. И на вещах его лежит отпечаток личности героя: в них чего-то недостает или что-то лишнее… Предметом, символизирующим состояние души Манилова, являются кучки пепла, выстроенные в ряд на подоконнике, – итог бессмысленных многочасовых мечтаний. И наконец, книга, заложенная закладкой на 14 странице, которую он, образованнейший, по его мнению, человек, постоянно читал уже два года. Гоголь использовал прием парадокса.

Дубинноголовая Коробочка погружена в мир хозяйственных мелочей, озабочена лишь одним – копеечной выгодой. Да и с копейкой она не умеет обращаться: деньги лежат у нее мертвым грузом в пестрядевых мешочках. Скопидомство, мелочное накопительство проявляются в многочисленных нитяных мешочках, распоротом и сохраняемом салопе, старой колоде карт. Часы будто с трудом отсчитывают время, со странным хрипом, шипеньем. Гротеск – время останавливается

Ноздрев – человек широкой натуры. Он с легким сердцем проигрывает большие деньги или может накупить кучу ненужных вещей. Это «исторический человек», т.к. многие его комбинации заканчиваются «историей» – скандалом, дракой. Ноздрев – бесшабашный хвастун, мастер «лить пули», враль. Думается, что предметом, характеризующим состояние его души, является бессмертная шарманка. Она исполняет мазурку, но игра прерывается песней «Мальбруг в поход поехал» и вдруг завершается вальсом. А очень бойкая дудка никак не хочет угомониться и долго еще продолжает свистеть. Здесь схвачен весь характер Ноздрева: неугомонный, озорной, буйный, готовый в любой момент набедокурить, напакостить, совершить что-то непредвиденное, необъяснимое.

Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Немногословен, обладает железной хваткой, все у него прочно – на века. Представьте пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, стол, стул, кресла, каждый из которых, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич. И я тоже похож на Собакевича!» А картины, на которых изображены «герои с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Гротесковое изображение ватрушки, величиною больше тарелки, как бы олицетворяет звериный аппетит Собакевича, его мощь.

Плюшкин – владелец бессменного количества вещей, но добро, накопленное им, не принесло ему счастья и покоя. Запасы его гниют, приходят в негодность. Постоянный страх за свою собственность превращает Плюшкина в раба вещей, «прореху на человечестве». Его душа олицетворяется с засохшим сухарем из кулича, привезенного дочерью на Пасху, что выражает бессмысленное накопительство, скупость, подозрительность. Герой все тащит в дом: старую тряпку, ведро, подошву, черепок. Гоголь гротескно изображает «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Согласно словарю символов, остановившиеся часы – это смерть. Паук в христианском символическом мышлении является злым противопоставлением доброй пчелы, и в большинстве случаев служит для изображения грешных помыслов, которые высосут из человека кровь. А в народе считается, что паук – это душа умершего человека.

А вот еще один важный предмет. Для его изображения автор использует оксюморон – люстра должна освещать, нести свет, а она висела «в холстинном мешке, от пыли сделавшемся похожим на шелковый кокон, в котором сидит червяк».

Герои поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» – люди, лишенные духовности, неспособные ни к какому высокому душевному движению. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях. Их интересы почти никогда не выходят за пределы пошлой материальности. Отсюда особое внимание писателя к изображению быта этих людей. Вещи, мебель, предметы домашнего обихода играют весьма активную роль в повествовании, помогая отчетливее выделить те или иные черты характера персонажей.

Думается, что предложенная выше работа над образом персонажа при изучении гоголевских произведений под таким углом поможет учащимся в дальнейшем понять глубину символического содержания образов таких предметов, как халат и диван Обломова в романе Гончарова, чеховского «футляра» Беликова, гранатового браслета Куприна и др.

Литература

Галанов Б.Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель.1972. – 184 с.

Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М.: Художественная литература. 1987. – 703.(Б – ка учителя)

Добин Е.С. Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л.: Советский писатель.1975. – 191.

Кислицына Т.Г. Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М.: Духовные истоки. 2004. – 223.

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение. 1979. – 432.

Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. М.: Дрофа. 2006. – 444.

Человек – это часть общества. Он существует среди себе подобных, связан с ними тысячами незримых нитей: личных и социальных. Поэтому нельзя жить и не зависеть от тех, кто живёт с тобою рядом. С самого рождения мы становимся частью окружающего нас мира. Подрастая, задумываемся о своём месте в нём. В разных отношениях может быть человек с обществом: гармонично сочетаться с ним, противостоять ему или быть такой личностью, которая влияет на ход общественного развития. Вопросы взаимоотношений личности и общества всегда интересовали писателей и поэтов, поэтому нашли отражение в художественной литературе.

Обратимся к примерам.

Вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу, в которое попадает после трёхлетнего путешествия. У них разные жизненные принципы и идеалы. Чацкий готов служить на благо Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. А для таких, как Фамусов, Скалозуб и им подобных, служба – это возможность карьеры, повышения доходов, тесных связей с нужными людьми. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Именно такими крепостниками являются члены фамусовского общества. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России, к «французикам из Бордо», к увлечению французским языком в ущерб русскому. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу. А люди из общества Фамусова готовы «собрать все книги бы да сжечь». Герой Грибоедова покидает Москву, здесь он получил только «горе от ума». Чацкий одинок и пока не в силах противостоять миру Фамусовых и Скалозубов.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже говорится о личности и обществе. В повести «Княжна Мери» автор рассказывает о Печорине и «водяном обществе». За что же так не любят Печорина окружающие? Он умён, образован, очень хорошо разбирается в людях, видит их достоинства и недостатки и умеет играть на этом. Печорин – «белая ворона» среди других. Люди не любят тех, кто во многом лучше их, сложнее, непонятнее. Конфликт Печорина с «водяным обществом» заканчивается дуэлью нашего героя с Грушницким и смертью последнего. Чем же виноват бедный Грушницкий? Только тем, что он пошёл на поводу у своих приятелей, согласился на подлость. А что же Печорин? Ни любовь княжны, ни победа над членами «водяного общества» не сделали его счастливее. Он не может найти своего места в жизни, у него нет цели, ради которой стоит жить, поэтому он всегда будет чужим в окружающем его мире.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также говорится о взаимоотношениях человека и того общества, в котором он находится. Главная героиня произведения Катерина попадает после замужества в «тёмное царство», где властвуют такие, как Кабаниха и Дикой. Именно они устанавливают здесь свои законы. Ханжество, лицемерие, власть силы и денег – вот чему они поклоняются. Ничего живого нет в их мире. И Катерине, которую Добролюбов называет «лучом света в тёмном царстве», тесно и тяжело здесь. Она как птица в клетке. Её свободная и чистая душа рвётся на волю. Героиня пытается бороться с тёмным миром: ищет поддержки у мужа, пытается найти спасение в любви к Борису, но всё напрасно. Рассказывая о гибели Катерины, писатель подчёркивает, что она не смогла противостоять окружающему обществу, но, как писал Добролюбов, на миг осветила мир «тёмного царства», пробудила протест против него даже в таких людях, как Тихон, расшатала его устои. И в этом заслуга такой личности, как Катерина.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Ларре. Ларра – это сын женщины и орла. Гордый, сильный и смелый. Когда он пришёл в «могучее племя людей», откуда была родом его мать, то вёл себя как равный даже среди старейшин племени, сказал, что будет поступать так, как хочет. И люди увидели, что он считает себя первым на земле и придумали для него самую страшную казнь. «Наказание ему – в нём самом», — сказали они, дали ему свободу, то есть освободили (отгородили) от всех. Оказалось, что это самое страшное для человека – быть вне людей. «Вот так был поражён человек за гордость», — говорит старуха Изергиль. Автор хочет сказать, что нужно считаться с тем обществом, в котором живёшь, и уважать его законы.

В заключение хотелось бы отметить, что данная тема заставила меня задуматься о своём месте в нашем обществе, о людях, рядом с которыми я живу.

Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.

В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.

Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь. По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий. «Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.

Отнюдь не удивительно, что в характерной для этого города атмосфере жестокости и безумия ломается жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина или происходят «удивительные происшествия» с чиновником Поприщиным. «Маленькие люди» не справляются с угнетающей их нищетой и социальным бесправием.

Конфликт человека и общества — вот основная идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. Герой повести «Записки сумасшедшего» Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник. Всеми унижаемый и бесправный, он с полным правом может быть отнесён к «маленьким людям». Неважно, что Поприщин — дворянин: практически он нищий, и потому его место в социальных отношениях заранее определено. Достоинство человеку, как глубоко убеждён герой, придаёт его чин. Кто имеет деньги, чин, положение в высшем обществе, тот и есть достойный и порядочный человек — таково мнение Поприщина. Вовсе не случайно, что его любимое занятие заключается в том, чтобы сидеть в кабинете директора и «очинивать перья его высокопревосходительству». «Всё учёность, такая учёность... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета! » — говорит сам Поприщин о директоре, но эти слова он точь-в-точь сможет повторить и про любого другого человека выше его чином.

Да, дух Поприщева скуден, все его притязания мелочны, однако не на него направлена сатира Гоголя. В расстроенное сознание героя вдруг приходит неведомая ему ранее мысль: «Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ». С этими вопросами в его душе пробуждается ущемлённое достоинство. Мы уже можем предугадать, чем всё закончится: в том, что в финале повести Поприщин совсем теряет разум, как раз и заключается та ужасающая закономерность, на которую и направлена сатира Гоголя.

В конце повествования Поприщин, уже прозревший нравственно, говорит: «За что они мучают меня?» — в этом крике души Поприщина — крике задушенного жизнью «маленького человека» — выражен, на мой взгляд, протест самого Гоголя против антигуманного устройства петербургского общества, где всё лучшее в человеке тотчас же исчезает и где не остаётся места для проявления разума и справедливости. Главный герой «Записок сумасшедшего» порождён этим жестоким обществом, и он же становится его жертвой.

Другой жертвой нравственной нищеты и бюрократического произвола, царящих в Петербурге, предстаёт Акакий Акакиевич Башмачкин ив повести «Шинель». Как и Поприщин, Башмачкин — это «вечный титулярный советник». Гоголь с присущей ему иронией подчёркивает убожество и духовное оскудение своего героя.

Впрочем, «блажь» Акакия Акакиевича — страстное желание непременно обзавестись новой шинелью — объясняется, как мне кажется, не ограниченностью его запросов, а тем, что его всё больше угнетает всепожирающая нищета. Мечтая о новой шинели, Башмачкин уверяет самого себя в своей социальной значимости, в своих возможностях перед лицом окружающей его бедности.

Осуществивший свою мечту, но вскоре ограбленный, Акакий Акакиевич в отчаянии обращается к «значительному лицу», в образе которого угадывается вообще любой представитель власти. И далее, уже в предсмертном бреду, ранее бессловесный и робкий, Башмачкин начнёт «сквернохульничать, произнося самые страшные слова».

Итак, в «Записках сумасшедшего» и в «Шинели» показан, по сути дела, один и тот же «маленький человек», кричащий со страниц повестей Гоголя о своей потребности в доброте, понимании и сочувствии. В этом, на мой взгляд, и заключается великий гуманный смысл существования этого образа в русской литературе.

Последние материалы сайта