Влияние природы на духовный мир человека. Влияние красоты природы на человека

16.03.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1. Проблема влияния красоты природы на человека. (Как способна повлиять на человека красота среднерусской природы?)

2. Проблема связи любви к природе и любви к Родине. (Как связаны между собой любовь к природе и любовь к Родине?)

3. Проблема влияния произведения искусства на душу человека. (Как может повлиять на душу человека художественный пейзаж?)

1. Картины среднерусской природы рождают в человеке глубокий эмоциональный отклик, впечатления от них навсегда остаются в памяти.

2. Любовь к Родине возникает в сердце человека через любовь к ее природе.

3. Пейзажная картина способна раскрыть перед человеком всю полноту красоты уголка природы, изображенного на холсте.

Текст.

(1)Большинство людей убеждено, что рассказы должны быть

поучительными. (2)Но, как всегда, есть чудаки, преимущественно сами

писатели, не желающие безоговорочно подчиняться этой истине. (3)Они

утверждают, что некоторые произведения искусства, хотя они ничему и не

учат читателей, могут просто порадовать их, показав красоту какой-нибудь, к

примеру, крошечной песчинки, которая умеет преломлять солнечный свет и

делать из него множество разноцветных сияний и радуг.

(4)Они правы. (5)Дни и ночи, осень и зима, весна и лето сменяются на

земле и уходят, полные своей мимолётной прелести. (6)Среди забот и трудов,

радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких,

как небо, то притихших под серым пологом туч, то тёплых и туманных, то

заполненных шорохом первого снега. (7)Мы забываем об утренних зорях, о

том, как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.

(8)Мы невнимательны, мы забываем о том, о чем забывать нельзя, о

красоте, которой проникнут наш мир.

(9)Лет двадцать назад в Москве показывали так называемую

экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы кинокартину о

дожде. (10)Показывали её работникам кино, так как думали, что

обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдёт из кинотеатра в

полном недоумении.

(11)В картине был показан дождь во всём его разнообразии, бурном и

многоцветном. (12)Дождь в городе на чёрном асфальте, дождь дневной и

ночной, ливень. (13)Так называемый грибной, моросящий дождик, слепой

дождь под солнцем, дождь на реке и на море, воздушные пузыри на лужах,

мокрые поезда в полях, великое разнообразие дождевых облаков…

(14)Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине

сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой ту поэзию

обыкновенного дождя, которую раньше я плохо замечал. (15)Раньше меня, как

и многих, поражал, например, нежный запах прибитой дождём пыли, но я не

вслушивался в звуки дождя и не всматривался в пасмурную и мягкую

расцветку дождевого воздуха.

(16)Что может быть важнее для писателя (а он по существу всегда должен

быть и поэтом), чем открытие новых областей поэзии вблизи нас и тем самым

обогащение нашего восприятия, сознания, памяти? (17)И мы, конечно, не

можем не быть благодарными тем людям, которые напоминают нам о красоте

мира, которые открывают нам всю простую прелесть этой земли.

(По К.Г. Паустовскому*)

Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.

4. В.Г. Распутин «В ту же землю»

Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.

Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.

Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.

Трудно оценить значение природы в жизни человека. Она щедро дарит людям свои богатства, удивляет гордым величием и неповторимой красотой, вдохновляет. Природа учит нас быть человечными, гуманно относиться ко всему живому, противостоять любому проявлению зла и жестокости.

В тексте Г.Троепольского затрагивается проблема благотворного влияния природы на человека. Желтый лес, в котором «все горело и светило вместе с солнцем», где «было… легко… и весело», помог главному герою - охотнику по-настоящему испытать чувство боли «за всех убивающих бесполезно».

Наслаждаясь тишиной, любуясь красотой осеннего леса и работой верного четвероногого друга, Иван Иваныч чувствует себя счастливым, улыбается. И вдруг выстрел… Страшным и нелепым кажется он в лесу, где царствуют тишина и гармония. Обиженным эхом отозвался лес, он словно недоумевает: «испугались, вздрогнули» березы, «дубы охнули».

«Для тебя только, Бим», — старается найти оправдание своему поступку охотник, держа на ладони мертвого вальдшнепа. Но воспоминания о прошлом, об убитой вчера птице не дают успокоиться совести. С этого дня чувство жалости к животным и птицам с каждым днем укреплялось в душе Ивана Иваныча.

Человек очень виноват перед «братьями нашими меньшими». И вина эта лежит не только на браконьерах, равнодушно убивающих зверей ради собственной выгоды. Бесчеловечно поступают люди, выбрасывающие животных на улицу, оставляя их на произвол судьбы. К сожалению, подобное явление не является редкостью.

Невозможно представить природу без животных и птиц. Они не только приносят пользу, но и украшают нашу планету. Многим людям не мешает поучиться у них любви, верности и взаимопониманию.

С раннего детства нам известны произведения, рассказывающие о «человеческих» качествах «братьев наших меньших». До слез трогательным казался когда-то коротенький рассказ Л.Н. Толстого о дружбе льва и маленькой собачки. Удивлял героизм серого воробья, самоотверженно заслонявшего крохотным тельцем свое детище. Сам И.С. Тургенев, автор стихотворения в прозе «Воробей», признается, что «благоговел перед той маленькой… птицей, перед любовным ее порывом». Мы радовались за Митрашу, героя сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», к которому пришла на помощь Травка, чуткая к добру собака мудрого лесника Антипыча.

Очень хочется, чтобы каждый человек научился ценить и чувствовать сердцем красоту и неповторимость окружающего нас мира природы, научился быть человечным. Может, для этого нужно чаще отправляться в желтый осенний лес, в котором, по мнению писателя Г. Троепольского, человек становится чище?

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

В приведённом для анализа тексте Борис Екимов поднимает актуальную для многих проблему влияния красоты природы на человека.

Природа - самое прекрасное, что есть на Земле. Её красота способна творить чудеса. Когда рассказчик видит картину, подаренную ему другом художником, он поневоле вспоминает об одном непогожем дне. Тогда герой внезапно нашёл куст вербы, гуляя по лесу. Автор описывает, как золотистый солнечный свет становится отчётливо виден: «Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом. Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день». Читателям становится ясно, что память о том пасмурном, но ярком и запоминающемся дне будет греть душу рассказчика всю жизнь, ведь куст вербы был как огонёк, скрашивающий путь: «Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, тернистые дни».

В русской литературе тема природы звучит часто, как и проблема её влияния на людей. Так, в романе Гончарова «Обломов», в главе про детство главного героя, автор описывает размеренную, неторопливую жизнь в Обломовке. Идеалом спокойствия там была природы: бесконечное голубое небо, леса, озёра. Люди жили в гармонии с природой, миром и самими собой. Их души очищались под воздействием красоты природы.

Нравственное чистотой, невероятной красотой природы восхищаются многие герои произведений Льва Николаевича Толстого, в том числе и Андрей Болконский из романа «Война и мир». Герой до определённого момента имеет лишь одну цель в жизни: прославиться в боях, быть таким же, как Наполеон, ведь Болконский боготворил идеи Бонопарта. Во время сражения князь Андрей бежит вперёд со знаменем в руке, так как он хочет, чтобы его заметили. Однако он получает ранение, которое стало переломным моментом в его жизни. Лёжа на земле без сил, Болконский смотрит на бесконечное небо и понимает, что кроме этого неба нет ничего, что все мирские заботы, в отличие от вечности, о которой напоминает небосвод, не имеют значения. Именно с этого момента, когда герой по-новому взглянул на природу, начинается его освобождение от наполеоновских идей, очищение его души.

Подводя итог, хочу сказать, что красота природы способна менять настроение человека, его образ мыслей, отношение ко всему окружающему.

Последние материалы сайта