Лексическая тема деревья в подготовительной группе. Фронтальное занятие для детей средней группы

04.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

На прогулке Игры, наблюдения, представленные в этом разделе, вы можете проводить на улице, во время прогулки. Они направлены на обогащение и уточнение знаний и представлений детей о деревьях осенью, активизацию словаря, развитию наблюдательности, внимания, коррекцию мелкой моторики.


ГУЛЯЕМ ПО ОСЕННЕМУ ПАРКУ Гуляя по осеннему парку, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Остановитесь. Послушайте звуки осеннего парка. Какие звуки вы услышите? А ребенок? Походите по опавшей листве, послушайте, как шуршат листья. Создайте на прогулке свой ЛИСТОПАД. Объясните ребенку значение этого слова


ПОГОВОРИМ О ДЕРЕВЬЯХ ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья». ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: найдите по одному листу клена, дуба, рябины, иголку ели, сосны. ХОД БЕСЕДЫ: Расскажите (и покажите) ребенку о различных частях любого дерева (корни, ствол, ветви, листья). Поговорите о том, для чего предназначена каждая из них. Уточните, названия каких деревьев он знает. Покажите ребенку несколько разных листьев и спросите, с какого они дерева. Спросите, какие изменения происходят с деревьями осенью.


ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ ЦЕЛЬ: Активизировать знания по теме «деревья». ХОД БЕСЕДЫ: Обратите внимание ребенка на стволы различных деревьев. Спросите у ребенка, какой ствол у дерева, какими словами его можно описать? Стволы бывают ТОЛСТЫМИ (попробуйте вместе обхватить его руками), ТОНКИМИ. ГЛАДКИМИ И ШЕРШАВЫМИ – предложите ребенку потрогать их руками.


ИЗУЧАЕМ СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ продолжение Взяв увеличительные стекла, подробно рассмотрите кору дерева. Предложите ребенку рассказать, что он видит. Если посмотреть на поперечный срез ствола или ветки дерева, то можно без особого труда разглядеть так называемые годичные кольца. Расскажите ребенку, что Вы знаете о них.




КАТАЕМ ШИШКИ ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть на улице и дома. ЦЕЛЬ: Самомассаж ладоней для активизации речевых зон в коре головного мозга. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Постарайтесь найти сосновую и еловую шишки. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку покатать сначала еловую шишку. Теперь предложите сосновую. Спросите у ребенка, какая шишка больше колется.


РАСКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗМЕРУ ПРИМЕЧАНИЕ: В эту игру можно играть как на улице, так и дома за столом. ЦЕЛЬ: продолжать закреплять навык составления ряда предметов с учетом их величины ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Необходимо собрать несколько желудей, каштанов, листьев разных размеров. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку выложить сначала желуди от самого большого к самому маленькому, а потом – наоборот. Предложите проделать тоже самое с каштанами. Можно предложить так же выложить листья. Предложите посчитать все предметы.


ДУЕМ НА ЛИСТОК ЦЕЛЬ: Закрепление навыка целенаправленного плавного выдоха. ХОД ИГРЫ: Положите на ладонь ребенка листок. Попросите его подуть на листок так, что бы он слетел с руки. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не надувал щеки.


























ВЕСЕЛЫЕ ПРИЩЕПКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовьте из плотного картона основу для будущей работы. Проявите фантазию: желтый круг – основа для солнца, треугольник – ствол дерева и т.д. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка прикрепить к основе прищепки нужного цвета.


ЕЛОЧКИ НА ПОЛЯНЕ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрической фигуре «треугольник», развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте несколько зеленых треугольников разной величины. ХОД ИГРЫ: Попросите ребенка собрать елочку (или елочки)




ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Сухие деревья горят, живые- плоды приносят. Без ветра деревья не качаются Высокие деревья больше страдают от ветра Деревья без плода садят, да после плод от них едят. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Каковы деревья – таковы и плоды. ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками.


ЗАГАДКИ ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКОЙ: 1.Прочитайте загадку. 2.Подождите немного, возможно ребенок догадается о чем идет речь, и тогда не нужно будет переходить к следующим тапам. 3.Если же и Вы не смогли разгадать загадку - нажмите мышкой в любом месте экрана, появится ответ. (ПОМНИТЕ– при повторном нажатии мышки появляется картинка-отгадка.) 4.Спросите, какие слова и выражения непонятные ребенку. Попытайтесь объяснить их смысл своими словами. 5.Возможно, что ребенок не скажет про возникшие трудности с пониманием («Мне все понятно»). В этом случае объясните те слова и выражения, которые трудны для ребенка на ваш взгляд. 6.Если ребенку все равно трудно, нажмите мышкой - появится картинка-отгадка. Назовите, что нарисовано. Прочитайте загадку еще раз вместе с отгадкой. 7.ПОХВАЛИТЕ РЕБЕНКА






Стихотворения об осени для чтения и разучивания: 1.А. С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 2.А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» 3.А. Плещеев «Осень наступила…» 4.Е. Благинина «Улетают, улетели…» 5.И. Токмакова. Осинка 6.С. Маршак. Октябрь. 7.А. Екимцев «Старый тополь у крылечка..» 8.И. Семенов. Березка




ГУЛЯЕМ ПО ЗАЛАМ Следующий слайд представляет собой видео ряд изображений картин осени. Для его активации достаточно нажать мышкой в любом месте слайда. По ходу фильма обратите внимание ребенка на то, как изменяется настроение, переданное в картинах (изображения ранней осени отражают приподнятое, радостное настроение, а поздняя осень вызывает грусть, уныние, печаль) Посмотри внимательно на картину: на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую траву… Какое это время года? Как ты думаешь, почему художник назвал картину «Золотая осень»? Какие приметы ранней осени можно увидеть на картине? Что изображёно на картине слева? Что виднеется вдали? Что в картине самое яркое? Какое настроение передал художник? Как ты догадался, что именно такое - настроение отражено? Как это удалось сделать художнику? О чём думается или вспоминается, когда смотришь на эту картину? Понравилась ли тебе картина? Чем она понравилась?
Посмотри внимательно на картину. Что ты видишь? Какие приметы осени можно увидеть на картине? Если бы ты оказался в картине тебе стало холодно или жарко? Почему ты так считаешь? Что изображёно на переднем плане картины? Что виднеется вдали? Как ты думаешь, почему из трубы идет дым? Обрати внимание на небо. Какими словами его можно описать? (большое, хмурое, холодное и т.д.) Видишь птиц на нем? Как ты думаешь, что это за птицы и куда они летят? Какое настроение передал художник? Как это удалось сделать художнику Понравилась ли тебе картина?


УЧИМСЯ СРАВНИВАТЬ Попробуй вспомнить название и автора картин. О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная», «Хмурая, ветреная»? Назови цвет красок, которые используют художники для своих картин? Сравни то, как изменяется твое настроение, когда ты смотришь то на одну, то на другую картину. Источники информации: КНИГИ: БаряеваЛ.Б. Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, Спб, 2005 г Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Осень. Деревья осенью». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Этот конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных форм изобразительной деятельности и здоровьесберегающих технологий (логоритмики, психогимнастики, ароматерапии), направленного на активизацию и пополнение словарного запаса, формирование навыка словообразования у дошкольников.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Познание».

Цель:

Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.

Задачи:

Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Уточнить понятия «звук», «буква», закрепить зрительный образ букв А, У.

Чтение звукосочетаний АУ, УА.

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш» в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.

Закрепить понятие «слово», «предложение», упражнять в наращивании предложения.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей; картина «Что перепутал художник»; ванночки с растворённой гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью (настоем ромашки), полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы; звуковые полоски и фишки; контуры букв А, У в виде облаков.

Ход занятия:

Логопед входит с букетом листьев и напевает:

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся…

Как вы думаете, о каком времени года я пела? (Об осени)

Какие признаки осени вы знаете? (Дети перечисляют признаки)

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

Игра «Какой лист?» Лист клёна (какой лист?) - кленовый;

рябины - рябиновый; ольхи - ольховый; осины - осиновый;

берёзы - берёзовый; дуба - дубовый; липы - липовый.

Жёлтый цвет - это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

Значит, осень можно назвать какой? (Золотой)

Детям показывается слайд «Золотая осень».

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)

Ой! А тут художник что-то перепутал.

Игра «Что не бывает? И почему?» (Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)

Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить её к бумаге. Ладошка оставит след - листик. Если хотим получить листик берёзы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клёна - разомкнуть. (Логопедом демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

(Ивенсен М.)

Какие у вас по цвету, листья получились? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

Почему? Кто им помог? (Ветер)

Как называется это явление в природе? (Листопад)

Выставляется картинка с изображением листопада.

Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём? (Лист, падать)

Игра «Почини слово». В этом вам помогут мои картинки- подсказки.

Вода + падать =водопад (Выставляются картинки с водопадом,

Звезда + падать = звездопад снегопадом и т.д.)

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад

Игра «Подбери действие».

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает(двери)).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились,

Удивились,

Рассердились

И улыбнулись.

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш». В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А.Суслов)

Затем построчное отражённое произношение стихотворения.

Игра «Телеграф» деление слов: «шепот», «шорох», «тишина» на слоги, определение длинны слов. Какое слово длиннее? Почему?

Игра «Где звук?» Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (Детям с низким уровнем развития - по звуковым полоскам, с высоким уровнем - без зрительной опоры)

Загадка: Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..(солнце).

А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…)

А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. (Логопед говорит на ушко трём детям по одному слову: «солнышко», «ласкает», «нас»)

Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

Какое предложение получилось у нас? (Дети «читают» предложение)

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко. (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные.)

Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. (на букву А, У) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Как мы называем такие звуки? (Гласные) Прочитайте, что написали облака(ау, уа)

Игра «Подскажи словечко» Подбор слов на «А», «У».

Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей . О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Перспектива . Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как её делали.

Лексическая тема "Осень"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
"Осень"

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Конспект занятия на осеннюю тематику для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме «Осень. Деревья»

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья»
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей об осени.
Развивающие: развивать память, мышление, зрительное и слуховое внимание, мелкую и общую моторику.
Воспитательные: Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Коррекционные: совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании относительных прилагательных; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже), развивать связную речь.

Ход занятия

Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадку.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Это бывает осенью.
Логопед: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Сейчас время года осень.
Логопед: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Логопед: Молодцы! Ребята, назовите осенние приметы.
1-й ребенок: Осенью часто идут дожди.
2-й ребенок: Осенью птицы улетают на юг.
3-й ребенок: Осенью бывает листопад.
4-й ребенок: Осенью дни становятся короче, а ночь длиннее.
5-й ребенок: Осенью люди надевают теплую одежду.
6-й ребенок: Осенью люди собирают урожай.
Логопед: Дети, я сейчас называю слово, а вы повторяете его со словом «осенний, (осенняя, осеннее или осенние)».
Лист.
Дети: осенний лист
Логопед: Ветка.
Дети: осенняя ветка

Логопед: Дерево.
Дети: осеннее дерево
Логопед: Лес
Дети: осенний лес
Логопед: Букет
Дети: осенний букет
Логопед: Погода
Дети: осенняя погода.
Логопед: Верно! Ребята, посмотрите на доску и назовите деревья, которые вы увидели, заметили, приметили, узнали.
1-й ребенок: Я увидел березу.
2-й ребенок: Я заметил ель.
3-й ребенок: Я узнал дуб.
4-й ребенок: Я приметил клен.
5-й ребенок: Я увидел рябину.
Логопед: Дети, давайте рассмотрим деревья и подберем красивые слова, например, какая береза?
Дети: стройная (белоствольная, кудрявая, высокая) береза.
Логопед: Какой дуб?
Дети: Могучий (мощный, крепкий, выносливый) дуб.
Логопед: Дети, с деревьев опали листья. Скажите, какие они? С березы - какой лист?
Дети: С березы – березовый лист.
Логопед: С осины - какой лист?
Дети: С осины – осиновый лист.
Логопед: С дуба – какой лист?
Дети: С дуба – дубовый лист.
Логопед: С липы – какой лист.
Дети: С липы - липовый лист.
Логопед: С клена – какой лист?
Дети: С клена - кленовый лист.
Логопед: Молодцы! Давайте отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.
Ветер бросил на тропинку.
Логопед: Ребята, давайте составим рассказ про осень, а картинки и схемы нам в этом помогут. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года наступило?
Дети: Наступила осень.
Логопед: Что началось?
Дети: Начался листопад.
Логопед: Куда падают листья?
Дети: Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы.
Логопед: Откуда дворники сметают листья?
Дети: Дворники сметают листья с дорожек и клумб.
Логопед: Что делают дети и откуда собирают листья?
Дети: Дети гуляют и собирают листья со скамеек.
Логопед: Что они сделали из листьев?
Дети: они сделали из листьев осенний букет.
Логопед: Какой получился букет?
Дети: Букет получился очень красивый.
Составление рассказа «Осень, листопад» по картинно-графическому плану.
1-й ребенок: Наступила осень. Начался листопад. Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы. Дворники сметают листья с дорожек и клумб. Дети гуляют и собирают листья со скамеек. Они сделали из листьев осенний букет. Букет получился очень красивый.
Логопед спрашивает двух, трех детей.
Логопед: Молодцы. Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. На этом наше занятие заканчивается.

Последние материалы сайта