Жизненные принципы идеалы мораль фамусова. Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества

30.07.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Идеалы и взгляды Чацкого (Грибоедов)

Действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в те годы, когда становится все более явным раскол в дворянской среде. Это было начало 20-х годов XIX века.

Влияние идей французских просветителей, рост русского национального самосознания после войны 1812 года и заграничных походов объединили многих молодых дворян в стремлении изменить общество.

Но большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Обратите внимание

Главный конфликт комедии - это конфликт двух мировоззрений, столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

В комедии присутствует и второй конфликт - любовный (есть даже классический любовный треугольник: Чацкий - Софья - Молча-лин), но он не является основным, хотя оба конфликта тесно переплетены и дополняют друг друга, оба они находят свое разрешение в конце пьесы.

Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его идейным противником в комедии является все фамусовское общество. Почему же их столкновение было неизбежным? Потому, что Идеалы и взгляды Чацкого не совпадали и не могли совпасть со взглядами и идеалами Фамусова.

Прежде всего у них разные взгляды на службу. Если для Фамусова служба лишь источник чинов, богатства, то для Чацкого - это гражданский долг всякого молодого дворянина. Чацкий готов служить, но «делу, а не лицам», Отечеству, а не вышестоящему чиновнику.

Он пытался служить, даже был знаком с министрами, но затем вышел в отставку и порвал прежние знакомства, так как убедился, что служить честно, не прислуживаясь, в это время было невозможно. Чацкий отвечает на совет Фамусова «пойти послужить»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В монологе «И точно, начал свет глупеть» он с негодованием говорит о тех чиновниках, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!». Прошедший век Чацкий называет очень точно: «Прямой был век покорности и страха».

Но для Фамусова это был «золотой» век; недаром он ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, оступившись на приеме, сумел рассмешить царицу и добиться ее благосклонности.

Для Скалозуба и Молчалина карьера - главное в жизни, и они готовы добиваться чинов любыми способами, даже унижением и лестью. Мечта Скалозуба - «мне только бы досталось в генералы».

Александр Андреевич выступает в комедии как яростный противник крепостного права. И это понятно: он выражает взгляды на общественное устройство России не только самого автора, но и многих его друзей-декабристов, которые считали, что образованный, просвещенный человек не должен владеть другими людьми.

Чацкий с гневом говорит о неком крепостнике, «Несторе негодяев знатных», который променял верных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на «борзые три собаки».

Чацкий в монологе «А судьи кто?» обличает тех «отечества отцов», которые, «грабительством богаты», «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соору-дя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве», обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Сам
Чацкий относится к народу с большим уважением, он называет его «умный, бодрый наш народ».

Чацкого невозможно представить в роли крепостника, недаром Фамусов советует ему не управлять «имением оплошно» . Чацкий ценит человека по его уму, образо-, ванности, а не по количеству крепостных душ или чину. Поэтому для него некий Фома Фомич, известный и важный чиновник,- всего лишь «пустейший человек, из самых бестолковых».

Чацкий ратует за свободу личности, за право человека самому распоряжаться своей судьбой: служить или не служить, заниматься наукой или искусством, жить в деревне или в городе. Чацкий - сторонник просвещения, образования, и все эти Взгляды Чацкого вызывают ужас неприятия у его идейных противников.

Идеалы и взгляды Чацкого - это Идеалы и взгляды истинного патриота; он саркастически говорит о неком французике из Бордо, который на вечере в доме Фамусова рассказывал собравшимся гостям, «как снаряжался в путь, в Россию, к варварам, со страхом и слезами», но когда приехал, «нашел, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил…». Этот французик чувствовал себя «маленьким царьком», и Чацкий жаждет всей душой,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…

В комедии Чацкий трагически одинок, у него нет сторонников среди главных действующих лиц, но есть два внесценических персонажа, которых мы можем отнести к сторонникам главного героя.

Это прежде всего двоюродный брат Скалозуба, который неожиданно вышел в отставку и «в деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с возмущением говорит: «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник».

В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение. Это поражение было неизбежно, так как Чацких было еще слишком мало в обществе. Как написал в критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Но таких, как Чацкий, Гончаров назвал «передовыми воинами, застрельщиками», которые первыми вступают в бой и почти всегда погибают.

Но мысли, идеи, Идеалы и взгляды Чацкого не пропали даром, такие Чацкие выйдут на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, где и произойдет их столкновение с миром Фамусовых, молча-линых и скалозубов.

Грибоедов, Горе от ума. Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Горе от ума - знаменитая работа Грибоедова, которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря.

Первый лагерь - это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь - дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество.

Как раз об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в сочинении, рассмотрев как нравственные, так и жизненные их идеалы.

Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.

Жизненные идеалы фамусовского общества

Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.

Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек.

Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок.

Обратите внимание

Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства.

Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.

Нравственные идеалы фамусовского общества

Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг.

Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше.

По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.

Идеал фамусовского общества точно не просвещение, ведь просвещенность и учение для них подобно чуме. Люди, что занимаются науками и творчеством - бесполезные люди для общества. Фамусов считает, что образованность только вредит, поэтому он бы все книги попросту спалил. А сами они даже газет не читают.

Фамусовское окружение - это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.

Так что же характеризует фамусовское общество? И здесь можно подытожить. Для фамусовского общества характерен страх перед новым, боязнь прогресса, а идеалом является необразованность и консерватизм. Вот они и живут по принципу: и награжденье брать и весело пожить.

Идеалы Чацкого (по комедии “Горе от ума”)

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим его никто не понимает никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.

А. С.Грибоедов

А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь – молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых - двадцатых годов XIX века.

В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры - сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед.

Которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря. Первый лагерь — это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество. Как раз об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в , рассмотрев как нравственные, так и жизненные их идеалы.

Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.

Жизненные идеалы фамусовского общества

Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.

Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек. Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства. Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.

Нравственные идеалы фамусовского общества

Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше. По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.

Идеал фамусовского общества точно не просвещение, ведь просвещенность и учение для них подобно чуме. Люди, что занимаются науками и творчеством — бесполезные люди для общества. Фамусов считает, что образованность только вредит, поэтому он бы все книги попросту спалил. А сами они даже газет не читают.

Фамусовское окружение — это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.

Комедия "Горе от ума" была восторженно встречена революционно настроенными дворянами. Она отражала жизнь России, дух эпохи, разоблачала состояние русского общества, В основу комедии Грибоедовым было положено столкновение взглядов декабристов с реакционной массой дворянства. В своем произведении Грибоедов поставил рад важнейших проблем: проблему крепостного права и взаимоотношение дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему государственной службы, просвещения и культуры, ложного и истинного патриотизма. 5га проблематика придала комедии острый политический характер.

«Скопище уродов общества, из которых каждый окарикатурил какое-нибудь мнение, правило, мысль, извративши по своему законный смысл их...» (Гоголь).

Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это «тузы», как они гордо зовут себя, богатые и знатные вельможи. Они славятся не только своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она

Балы дает нельзя богаче
От рождества и до поста
И летом праздники на даче.

Рисуя себе идеалы человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:

Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам,
Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
Богатство для них - главное,
Будь плохонький, но если наберется
Душ тысячи две родовых
Тот и жених.

К людям беднее себя они относились с презрением. Они могут «допустить» до себя бедняка, если он им нужен, но никогда не упустят случая надменно упрекнуть его:

«Безродного пригрел и ввел в мое семейство.
Дал чин асессора и взял в секретари
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери» -

напоминает Фамусов Молчалину.

Московское дворянство - это кружок тесно связанных между собой знакомых людей. Связи помогают им вершить дела, получать новые чины и должности. Здесь выручают, но только «родного человека», здесь ездят в гости к Татьяне Юрьевне, но больше потому, что

Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные.

Продвигаются же по службе здесь лишь для того, чтобы

И награжденье брать и весело пожить.

С восторгом рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине. Это идеал всего дворянского общества. Максим Петрович, добиваясь места при дворе, не проявил никаких деловых достоинств или талантов, а лишь, как остроумно замечает Чацкий «отважно жертвовал затылком», т. е. падал в угоде императрице, и прославился тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах.

И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.

«Кому нужда, тем спесь в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».

Например, Репетилов для того чтобы занять свое место в обществе, то же использовал обходные пути:

«Барон фон Клаз в министры метил,
А я -
К нему в зятья шел напрямик».

А Скалозуб? Из его рассказа мы узнаем, что он в августе 1813 г. «засел в траншею», т.е. по-видимому, отсиживался в укрытии. После столь «блестящего» воинского подвига Скалозуб не только получил орден «на шею», но вот-вот ждет производства в генералы. И здесь он надеется не на свои заслуги, а на причины совсем иные:

«Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты».

Московское высшее дворянство живет однообразно и не интересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Здесь все знают о других: завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская завидует княгине Хрюминой, а графиня Хрюмина «зла на весь свет», Хлесгова затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.

С каким удовольствием ухватились эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно разносится по комнатам, сплетню подхватывают и раздувают люди, даже не знающие, не видевшие Чацкого.

Вот их мелкие мыслишки и нелепые выдумки. Оказывается сошел с ума потому, что

По матушке пошел, по Анне Алексеевне,
Покойница с ума сходила 8 раз.

Он якобы пил шампанское «стаканами», "бутылками-с" и пребольшими и «бочками сороковыми». А какую осведомленность в чужих делах проявляют эта скучающие бездельники! Бойкий разговор переходит в спор - но о чем? Да, конечно же, о богатстве Чацкого. Сколько у него крепостных душ? Разъяренная Хлестова отчеканивает:

«Нет, триста - уж чужих имений мне не знать!»

Есть ли в их головах другие сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто из них газет не читает, а если и попадается им печатное слово, то сколько злых мыслей оно вызовет!

Просвещенность для них - чума, опасность, угрожающая привычным устроям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений», -

и заканчивает свою мысль категорическим требованием:

«...нет! уж коли не пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь!»

Московские дворяне спесивы и надменны. Свысока относятся он к людям беднее себя. Но особенно презрение слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они «фильки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор

«В работу вас! На поселенье вас!»

Дворяне не видят в своих слугах людей, подобных себе Тем более это относится к людям другой расы. Рассказывая о своей покупке, Хлесгова забывает, что она приобрела не зверюшку, а человека:

«Какая у меня арапка для услуг:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошечьи ухватки!
Ведь создал же господь такое племя!
Черт сущий».

А в монологе «А судьи кто?» Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» распоряжаются жизнью своих крепостных. Вот портрет крепостника:

«Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»

Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, к своей стране Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпечатке на всех московских». Но мы замечаем, что как раз русского, простого и естественного в них мало. Наоборот, все в них, начиная от их полурусского языка, нарядов «с тафтицей, бархатицем и дымкой» да их отношение к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, русские имена на иностранный лад в Москве.

«Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных».

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Вот с раздражением рассказывает Скалозуб о своем двоюродном брате, который

«крепко набрался каких-то новых правил,
Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».

Это поведение «не исправно» по мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами полиберальничать могут, но коренных изменений боятся:

«Не то, чтоб новизны вводили - никогда,
Спаси нас, боже! Нет».

И когда Чацкий осмелился «гласно» объявить пять-шесть мыслей «здравых», как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого «опасным человеком», а мысли его «завиральными идеями». Для него, воспитанного в духе Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век 19 кажется опасным временем. В каждом похожем на него человеке, Фамусов видит «карбонара», «фармазона», «вольтерьянца».

Членов фамусовского общества много, в каждом из них есть свои личные черты, но всех их объединяют в один лагерь идеалы «И награжденье брать и весело пожить», «И золотой мешок и метит в генералы!», консерватизм, косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми.

Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?

Молчалин циничен и откровенен с Чац­ким относительно своих жизненных воз­зрений. Он разговаривает, с его точки зре­ния, с неудачником («Вам не дались чи­ны, по службе неуспех?»), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который «при трех министрах был начальник отделенья». Его снисходительный, даже поучитель­ный тон, а также рассказ о завещании от­ца объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих та­лантах не пользуется поддержкой фаму­совского общества, потому что их взгляды резко отличаются. И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Прин­ципы жизни Молчалина могут показаться только смешными («угождать всем людям без изъятья», иметь два таланта — «уме­ренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от других»), но известная ди­лемма «Смешон или страшен Молчалин?» в этой сцене решается — страшен. Молча­лин заговорил и высказал свои взгляды.

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некото­рые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», дос­тал в подарок ей арапку-девку. Жены под­чиняют своей воле мужей (Наталья Дмит­риевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту катего­рию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатны­ми. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворян­ской Москвы стала галломания.

Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?

Возникновение и распространение сплет­ни о сумасшествии Чацкого — очень инте­ресная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на пер­вый взгляд случайно. Г. Н., уловив на­строение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме». Что имела в виду Софья, находясь под впечат­лением только что закончившегося разго­вора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчали­на, возникает коварный замысел. Боль­шое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него при­стально, в сторону». Ее дальнейшие реп­лики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрас­тет подробностями.

Готов он верить!

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каж­дый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то го­ворит с неприязнью о Чацком, кто-то со­чувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекват­ны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще рас­крываются характеры персонажей, со­ставляющих фамусовский круг. Загорец­кий дополняет новость на ходу придуман­ным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безум­ными. Смешон диалог о Чацком графи­ни-бабушки и князя Тугоуховского, ко­торые из-за глухоты своей многое при­бавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массо­вой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.

Объясните смысл и определите значение мо­нолога Чацкого о французике из Бордо.

Монолог «Французик из Бордо» — важ­ная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произ­носит монолог перед всем обществом, со­бравшимся на балу в зале. Все уже пове­рили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и стран­ных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением кос­мополитизма дворянского общества. Па­радоксально, что герой высказывает здра­вые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружат­ся в вальсе, старики разбредаются по кар­точным столикам.

Последние материалы сайта