Сильные личности в детской литературе. Влияние художественной литературы на личность ребенка

02.12.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Введение

Заключение

Введение

Большая часть детей в современное время растут с отклонениями в здоровье, возросло количество детей, которые употребляют наркотические вещества и алкоголь, растет детская преступность. Одной из причин возникновения всех этих негативных проявлений является снижение духовности, исчезание ориентиров нравственности. Ребенок оказывается лишенным права голоса, он нуждается в защите своих прав и интересов.

Развитие нравственности, интеллекта, эстетики у ребенка напрямую связано с получаемой им духовной пищей.

Особо значимое место в процессе социализации личности ребенка играют СМИ и книги. Попадание детей в книжную вселенную проходит в первую очередь с помощью художественной детской литературы. Детская литература питает ум и воображение детей, открывает для ребенка новые миры, образы и модели поведения, является сильнейшим средством духовного развития личности.

Особое внимание нужно уделять встрече ребенка с книгой уже в раннем возрасте, наличию доступа к книгам, поддержке и поощрению чтения.

Один из самых основных факторов, который влияет на чтение ребенка -доступ к книге. Важно чтобы интерес к чтению у ребенка не погас, поэтому процесс чтения надо поддерживать. Книги должны быть доступными детям, а репертуар чтения должен быть широкий и разнообразный.

Дети как читатели имеют свою специфику: в отличие от взрослых людей дети не могут "откладывать" чтение, т. к. в период детства интересы ребенка интенсивно меняются. Если ребенок вовремя не получает необходимые книги, то он или начинает читать другие книги, или совсем не читает.

Издательская деятельность литературы для детей требует гораздо больших в сравнении с иными видами затрат, и детская литература начинает дорожать, становится недоступными для населения. Финансовые затруднения и снижение уровня жизни большинства населения привели к сокращению возможностей к реализации покупательских потребностей в книгах. Единственный бесплатный источник приобщения ребенка к чтению остается библиотека.

Малое финансирование привело к ухудшению комплектования библиотек литературой для детей. Возникла ситуация "книжного голода" для большинства детей, которые лишены возможности реализовывать свое право на чтение.

Значительность и важность художественной литературы в становлении личности ребенка определяет актуальность нашей работы.

Цель курсовой работы - исследовать вопросы влияния произведений художественной литературы на формирование и развитие личности ребенка.

В соответствии с поставленной целью определены задачи работы:

Изучить литературу по теме исследования;

С учетом психолого-педагогических основ исследовать особенности влияния художественной литературы, в том числе и современной на личность ребенка.

Курсовая работа содержит введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.

1. Книга и чтение в жизни ребенка

Падение интереса детей к чтению книг в свободное время вызывает сильное беспокойство. Происходит обеднение эмоциональной и интеллектуальной сферы развития ребенка, что сказывается на становлении личности ребенка, взаимоотношениях с окружающими людьми. Происходит увеличение дисбаланса тематики репертуара чтения: дети практически не интересуются книгами по "профориентации" и "искусству", у них преобладают книги по фантастике, мистике и "ужасам", детективы. Большая часть таких литературы не может оказывать положительное влияние на становление морали и норм этики, правильных эстетических оценок и развитие словарного запаса ребенка.

Существование прямой связи навыка систематического чтения в свободное время и интенсивного чтения помимо школьных книг, оказывает косвенное влияние на успеваемость и формирование культуры ребенка.

Большинство детей не любят заниматься чтением. Социологи отмечают у детей снижение интереса к чтению и перемещение занятия чтением на одно из последних мест в свободное время. Становление отношения к занятию чтением, формирование культуры чтения ребенка в значительной степени зависят от тех образцов поведения читателя, которые предлагаются ребенку взрослыми. художественный литература личность ребенок

В целом можно говорить о сокращении доли занятия чтением в свободное время подрастающим поколением. Чтение не является одним из любимых занятий для большинства детей разного возрастного периода. А именно в наше время особенно важным становится развитие читательской культуры, информационной грамотности - умения находить и критически оценивать предлагаемую информацию (Дмитриева, 2007).

Негативным процессом, который происходит в чтении детей в настоящее время является быстрое проникновение в репертуар ребенка продукции современной массовой культуры запада низких художественных достоинств - " китча", "чтива", "паралитературы". Это триллеры, детективы, фантастика, приключения, ужасы и мистика.

Ребенку характерно возникновение интереса ко всему необычайному, загадочному. Поэтому этот интерес удовлетворяется детьми в большей степени не научно-познавательной, а литературой по астрологии, магии, религии. Ребенок очень часто проявляет интерес к взрослой литературе, при этом большая часть такой литературы имеет сомнительное содержание.

В процессе социализации личности ребенка увеличивается влияние СМИ. Развиваться начинает культура, называемая "визуальной", "видеокультурой", "электронной культурой". Происходит изменение домашней среды, в которой растут дети, и к домашней библиотеке прибавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. В России быстро набирает темпы "кризис чтения".

Возникновение беспокойства в мировой общественности связано, с снижением чтения детей и увеличением смотрения телевизора. Все это способствует возникновению у "мозаичной культуры", т. е. бессистемного набора фрагментов знаний об окружающем мире, к порождению пассивного сознания. Увеличивается и отрицательное действие на чтение детей СМИ.

Ведущие мотивы обращения к телевидению у детей - познавательные и рекреационно-развлекательные интересы. Телевидение вызывает у ребенка интерес к окружающей действительности и этим может способствовать стимуляции чтения детьми художественных книг. Но телевидение также вызывает порождение поверхностного восприятия информации. В процессе это способность ребенка к длительному сосредоточению при чтении начинает утрачиваться. У ребенка не происходит деление передач на детские и взрослые, они смотрят все. В результате специфические киноинтересы и предпочтения детей нивелируются, происходит сближение и совпадение их с взрослыми. Школьники начинают наравне с взрослыми смотреть фильмы с содержанием эротики, насилия и убийств. Дети начинают подсознательно проникаться мнением, что подлинные ценности это не столько истина и добро, сколько грубое насилие, сверхъестественная сила и оружие, знание боевых искусств (Голованова, 2011).

Поэтому чтение детьми художественной литературы положительного содержания - главная общенациональная проблема, и от его решения будет зависеть духовное здоровье и будущее нации.

2. Восприятие художественной литературы как фактор развития личности ребенка

Разработка проблемы влияния литературных произведений на развитие личности ребенка имеет важное значение в рамках триединой задачи обучать, воспитывать и развивать, которая стоит перед современной общеобразовательной школой.

Развитие личности детей - одна из сторон образовательного процесса в школе. Произведения художественной литературы являются важным фактором, имеющим развивающий характер как для всей личности ребенка в целом, так и отдельных ее сторон (в частности, эмоциональной сферы).

Широкое освещение теоретических вопросов роли художественной литературы в процессе становления личности ребенка находит отражение в работах многих психологов, среди которых Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Р.А. Зобов, Л. Н. Рожина, В. М. Розин, Б. С. Мейлах, А. М. Мостапенко, Г. Г. Шпет и многие другие. Возможности использования произведений художественной литературы для развития личности ребенка обусловлены огромны.

Чтение художественной литературы выполняет информационную, релаксационную, эстетическую, смыслообразующую и эмоциональную функции.

Произведения художественной литературы аппелируют, прежде всего, к эмоциональной сфере личности ребенка. В научной литературе для обозначения эмоций, возникающих при восприятии художественного литературного произведения, используются понятия «эстетические эмоции», «эстетическое переживание», «художественные переживания», «катарсис», «художественные эмоции» (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Б. Берхин и другие). Данный тип эмоций обогащает внутренний мир личности ребенка (Семанова, 1987).

Обращение детей к художественной литературе, способствует более полному формированию художественной картины мира, субъективной по своему смыслу, поскольку она в образно-эмоциональной форме выражает внутренний мир человека, отношения людей друг к другу, к природе, к миру в целом, эстетические свойства действительности. Научная картина мира, дающая целостный образ мира на основе научных методов познания, упускает вопросы образно - эмоционального, ценностного, эстетического освоения действительности.

Произведения художественной литературы как инструмент искусства, является и познавательным эталоном, и средством для формирования художественной эмоции - сопереживания художественному образу. Литературные произведения являются источником знаний о человеке.

Идея внутренне присущего литературе психологического содержания берет свое начало в работах Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, И. В. Страхова, Б. М. Теплова. Художественная литература выступает как носитель психологического знания, являясь, таким образом, не только объектом, но и субъектом психологии (Якобсон, 1971).

Воздействие книг художественной литературы на ребенка выражается в стимулировании проявления эмоций и чувств; преобразовании ядра личности (смысловых образований), приобщении к общечеловеческим смыслам и ценностям.

Л. Н. Рожина вводит понятие «художественной перцепции» для обозначения процесса восприятия, понимания и оценивания человека, являющегося объектом художественной литературы. Для изучения художественной перцепции и ее влияния на развитие личности ребенка в исследованиях Л. Н. Рожиной использовались литературные тексты. Л. Н. Рожина подчеркивает, что специально организованная учебная деятельность дает возможность одновременно диагностировать и формировать у учащихся способности различать авторские смыслы и оценки, выраженные через систему художественных средств и эмоциональную атмосферу произведения. Чем глубже и точнее художественное восприятие читателя, тем легче ему вступить в диалог с писателем.

В исследовании Л. Н. Рожиной экспериментально доказано, что художественная перцепция включается во множество связей и отношений с различными феноменами развития личности ребенка. Отраженные реципиентом особенности человека, являющегося главным объектом изображения в книгах, складываются в определенную систему знаний и представлений о человеке, художественное познание которого представляет собой сложный процесс интерпретации литературного текста. Содержание и структура образа человека, формирующегося в процессе художественной перцепции, многозначны. Она включает анализ описания его поступков и невербального поведения, многообразных отношений к себе, другим людям, природе, произведениям искусства, мотивов поведения и деятельности, детерминации его характера, сложности его внутреннего мира (Рожина, 1976).

Художественное познание человека обеспечивает развитие эмоционально-смысловой сферы личности школьника, перестройку таких структурных компонентов личности, как сензитивность и эстетическая впечатлительность, формирует эстетическую позицию при оценивании произведений искусства, а также явлений и предметов окружающего мира.

Высокий уровень психологического анализа литературного персонажа обеспечивает раскрытие многообразия, многовариантности присущих ему сторон и свойств, сложности, неоднозначности, возможной противоречивости свойственных ему качеств и мотивов.

О. И. Лейнова делает вывод о том, что обогащение представлений учащихся о человеке, как субъекте труда стало возможным за счет активного использования информации, заложенной в его художественном изображении в книгах.

В работе А. М. Гадилии определена тесная взаимосвязь между восприятием художественной литературы школьниками и развитием их эмоциональной сферы. В частности, отмечается тесная взаимосвязь между восприятием поэтического произведения и расширением словесной репрезентации эмоций у старшеклассников.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что учащиеся старших классов не в достаточной мере владеют умениями психологического анализа поэтического текста. Несформированность этих умений, является причиной недостаточно полного и всестороннего восприятия ими образа-переживания.

Согласно А. М. Гадилии специально ориентированная работа, направленная на овладение учащимися умениями литературно-психологического анализа образа-переживания, обеспечивает его восприятие во всем многообразии и многосторонности.

У учащихся формируется представление о широком спектре чувств и переживаний, присущих человеку, что приводит к расширению у них словесной репрезентации эмоций. Это нашло свое выражение в многообразии терминов, используемых учащимися экспериментальных классов для описания воспринятого образа-переживания, а также собственной эмоциональной сферы; семантической наполненности данных терминов; видении многообразных форм проявления описываемого переживания; многообразии характеристик воспринимаемого переживания; адекватном понимании собственных эмоций; тонкой дифференциации и нюансировке чувств и переживания, присущих личности.

Восприятие школьниками художественного текста зависит от умения извлекать информацию из всех элементов предложения и воссоединять ее со своим жизненным опытом. Также как и в работах Л. Н. Рожиной, подчеркивается необходимость и важность диалога с автором, текстом. Настоящее чтение - сотворчество как диалог текста и читателя.

Умения адекватно выражать свои эмоции и чувства вербально и невербально, контролировать и осознавать причины эмоциональных состояний, вычитывать эмоции и чувства других людей, богатство эмоционального словаря являются необходимыми для широкого спектра личностных проявлений учащегося как субъекта учебного процесса.

Диагностика и развитие эмоциональной сферы необходимы для стимулирования самосовершенствования ребенка, повышения эффективности его взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Особенно важным представляется обращение именно к старшему подростковому возрасту, который в эмоциональной сфере считается наиболее противоречивым и сложным.

Процесс восприятия ребенком произведений художественной литературы представляет собой сложную творческую деятельность, опосредованную всеми жизненными, эстетическими, читательскими и эмоциональными знаниями ребенка.

Восприятие ребенком художественной литературы не должно происходить в изолированности от основных задач воспитания, становления личности, восприятия мира, духовного мира.

Взаимосвязь первоначального восприятия литературного произведения и его дальнейшего углубления в процессе анализа является особенно актуальным вопросом.

Восприятие произведений художественной литературы имеет свои особенности, которые свойственны восприятию человеком окружающей действительности во всей ее сложности, восприятию произведений любого вида искусства. Этими особенностями являются целостность, активность и творческий характер (Неверов, 1983).

В восприятии произведений художественной литературы, главное понять, что литература дает читателю целостную картину мира, суждение писателя об окружающей действительности. Познавая заключенную в литературном произведении картину человеческой жизни, читатель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни ребенка, художественная литература учит самостоятельности мысли.

Восприятие художественной литературы не есть просто прием информации. Оно представляет собой активную деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес.

Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

Ребенка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От "включения" в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения.

Однако ребенок не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Но при этом многие дети проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора.

Большинство школьников способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценках обобщения эстетического характера.

Вопрос о характере восприятия читателя-школьника имеет еще один аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индивидуальных возможностей учащихся.

Ряд психологов пришли к выводу о 3 основных типах восприятия школьников:

1) В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов.

2) Во втором - преобладание словесных и логических моментов восприятия.

3) Третий тип - смешанный.

Каждый из трех типов восприятия характеризуется, кроме того, большей или меньшей способностью учеников к адекватному восприятию произведения при минимальной или постоянной направляющей работе учителя.

Во всех случаях важно сохранить в ученическом восприятии не подменяемый ничем другим элемент наслаждения, который опосредован объемом знаний и начитанностью ученика, его эмоциональностью, а также его потребностью воспринимать произведения искусства.

Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого, как элемент литературного образования учащихся, как показатель их умственного развития, социальной зрелости и эмоционально-эстетической восприимчивости.

Исследование ученического восприятия в методической науке имеет главной целью совершенствование школьного анализа литературного произведения.

Следует учитывать особенности восприятия читателем различных родов литературы, что поможет четче раскрыть характер первоначального восприятия и его последующего углубления.

Основной особенностью восприятия лирики является сила непосредственного эмоционального впечатления. Учащиеся 5-8 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 8-9 классов, когда у многих подростков наступает временная "глухота" к лирической поэзии. В 10-11 классах интерес к лирике возвращается, но уже в новом, более высоком качестве. Наибольшую сложность представляет восприятие не только конкретного, но и обобщенного смысла поэтических образов, а также эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы.

Читатель-школьник чаще всего и больше всего общается с художественным миром прозаического произведения. Опыт изучения прозаических произведений в 7-9 классах является основой всей последующей работы в старших классах (Маранцман, 1974).

Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочь сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта.

Дело не только в насыщении школьников самой высокозначимой художественно-эстетической информацией. Формирование духовного мира личности предполагает расширение различных сфер деятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и читательское восприятие школьников.

Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения.

Выбор книг для самостоятельного чтения, усвоение нравственного потенциала лучших произведений художественной литературы, восприятие эстетического многообразия мировой литературы - вот основные вопросы, которые волнуют учителя-словесника и которые могут быть решены только в общей системе школьного литературного образования.

3. Особенности современной художественной детской литературы

Художественная литература - это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения.

Как и история, а также общественные группы, литература развивается, изменяется, становится качественно новой. Нет смысла говорить о том, что современная детская художественная литература - стихи и проза, лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая.

Литература для детей - явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом.

Детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена.

Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.

Одной из функций детской художественной литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать.

В художественной литературе содержится «азбука нравственности», из нее во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Очень важна эстетическая функция детской художественной литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. Огромна роль взрослого, в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной художественной литературы.

Впечатления детства - самые крепкие, самые важные.

Не вызывает сомнений познавательная функция детской художественной литературы. В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.

Огромна роль иллюстраций в детской художественной книге. Один из ведущих видов памяти - зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединяется с ее содержанием. Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления.

Нельзя не учитывать и психологических особенностей восприятия ребенком художественной литературы:

1) Идентификация - отождествление себя с литературным героем. Особенно это характерно для подросткового возраста.

2) Эскапизм - уход в воображаемый мир книги. Прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных ребенком книг, он тем самым обогащает свою жизнь, свой духовный опыт.

Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности.

Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику (Подругина, 1994).

Главная особенность подросткового возраста - формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему.

Художественная литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфликты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики. Отходит на второй план оценочный компонент, поучительность и назидательность: подросток учится мыслить самостоятельно, он не склонен доверять готовым истинам, предпочитая проверять их на собственных ошибках. Поэтому книги и их герои становятся в этом возрасте уже не учителями и советчиками, а собеседниками, помогающими выросшему читателю разобраться в собственных мыслях, чувствах и переживаниях (Загвязинский, 2011).

Итак, о специфике детской художественной литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста.

Среди главных черт детской художественной литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание поучительного и художественного компонентов.

4. Стилистическое своеобразие современной художественной детской литературы

В конце ХХ века, как и на рубеже XIX - XX веков, общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса.

Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, а значит неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современная художественная литература для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ века, а современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников.

Как уже не раз отмечалось, главным открытием детской художественной литературы ХХ века стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской литературы. Дидактическое начало при этом ослаблено, разговор с читателем идёт на равных (Борытко, 2009).

Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По-прежнему одним из популярнейших жанров детской художественной литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы.

Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ веке, прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками.

Однако в наше время детская литература не только сохраняет традиции ХХ века, но и приобретает такие черты, которые были совсем не свойственны произведениям для детей в прошлом столетии.

Изменения в жизни общества, произошедшие в последнее десятилетие, в значительной мере изменили и ситуацию в литературе. Без преувеличения можно сказать, что 90-е годы ХХ в. стали кризисными и для литературы вообще, и для детской художественной литературы в частности. Значительно упал тиражи книг для детей, закрылась часть детских журналов, опустели детские библиотеки. Только в последние несколько лет положение начало меняться.

Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей.

Однако здесь возникает другая проблема - дети перестают читать книги, падает культура чтения, читательский уровень. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях (Жабицкая, 1994).

Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять на литературный процесс, и одной из тенденций развития детской художественной литературы в наше время становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения.

Не случайно столь широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют самые разные средства, в том числе и совсем не детские.

Однако существуют и примеры удачного сочетания занимательности и художественных достоинств, когда писатели ищут новые способы донести до ребёнка представления о вечных ценностях и моральных нормах.

В целом же современная детская художественная литература представляет собой подвижное противоречивое явление, находящееся в процессе становления, и сделать выводы о том, какие тенденции возобладают, можно будет только спустя некоторое время, когда ситуация стабилизируется.

Заключение

Художественная литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек.

Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.

Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей.

Приобщение ребенка к «миру прекрасного» расширяет горизонты видения окружающего мира, создает новые потребности, совершенствует вкус.

Формирование у ребенка способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это самая важная задача воспитания.

Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру.

Основным средством приобщения к «миру прекрасного» является художественная деятельность человека, выступающая и как усвоение, и как создание эстетических ценностей (Бордовская, 2011).

Художественная деятельность человека представляет собой активный процесс, который требует творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Формирование полноценной личности ребенка немыслимо без воздействия художественной литературы.

Привитие ребенку любви к чтению особенно важно в подростковом возрастном периоде, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению.

Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте.

Удовлетворение и развитие художественных интересов ребенка создает благоприятные условия формирования его личности, делает содержательным его досуг, его любимые занятия.

Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.

Восприятие художественной литературы как присвоение художественных ценностей невозможно без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Оно представляет собой сложный процесс, имеющий свою специфику, свои тонкости.

Воспринимая произведение художественной литературы, дети могут ограничиться только вниманием к развитию фабулы, динамике действия.

Глубокие нравственные идеи, взаимоотношения литературных героев, их переживания останутся за пределами восприятия детей. Такое ограниченное, неполноценное восприятие нередко определяется влиянием сверстников, их реакцией.

Для того чтобы произведение художественной литературы выполняло свою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято.

Отсюда вытекает важная психологическая задача - понять, как воспринимаются произведения искусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия (Молдавская, 1976).

Поэтому изучение проблемы восприятия художественной литературы представляет несомненный интерес. Коммерциализация книжного рынка отрицательно сказалась на выпуске детской художественной литературы и картине детского чтения вообще: произошел резкий спад показателей издания детской художественной литературы; с расширением тематики детских книг, улучшением их качества значительно повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению.

Список использованной литературы

1. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л. Семановой. М.: Издательство «Просвещение», 1987. - 175 с.

2. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М.: Издательство «Педагогика», 1979. - с. 2 - 24.

3. Бордовская Н.В. Педагогика. М.: Издательство «Питер», 2011. -304 с.

4. Борытко Н. М. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2009. - 496 с.

5. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М.: Издательство «Просвещение», 1981. - 240 с.

6. Голованова Н. Ф. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2011. - 240 с.

7. Дмитриева И.А. Педагогика. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007. - 192 с.

8. Загвязинский В. И. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2011. - 352 с.

9. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Издательство «Штиинца» 1994. - 134 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Издательство «Академия», 2005. - 352 с.

11. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. - 154 с.

12. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Издательство «Просвещение», 1977. - 208 с.

13. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Издательство «Педагогика», 1976. - 224 с.

14. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М.: Издательство «Просвещение», 1964. - 144 с.

15. Неверов В.В. Беседы о художественной литературе. Л.: Издательство «Просвещение», 1983. - 162 с.

16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Издательство «Книга», 1972. - 152 с.

17. Подругина И.А.Обзорный анализ художественного текста в старших классах. М.: Издательство «Просвещение», 1994. - 78 с.

18. Рожина Л.Н. Психология восприятия художественной литературы. М.: Издательство «Просвещение», 1977. - 176 с.

19. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. М.: Издательство «Школьная библиотека», 2004. - 248 с.

20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство «Просвещение», 1968. - 557 с.

21. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Издательство «Искусство», 1971. - 85 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль театрализованной игры в развитии личности ребенка. Содержание педагогической деятельности, направленной на знакомство дошкольников с художественной литературой и формирование творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2012

    Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Формирование дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством данного жанра.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2004

    Анализ педагогического потенциала художественной литературы и его значимости в условиях современной действительности. Изучение особенностей влияния художественной литературы на детей разного возраста. Негативное воздействие литературы низкого качества.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2018

    Семья и ее социальные функции. Стили и типы воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности. Воспитание младших школьников в различных по структуре семьях. Роль родителей в формировании личности ребёнка. Пути решения проблем в семейном воспитании.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2014

    История становления детской литературы. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста. Психофизиологические и возрастные особенности ребенка как читателя. Средства, методы и приемы использования художественной литературы в работе с дошкольниками.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2014

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Динамика восприятия в период дошкольного детства. Анализ восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Экспериментальное выявление особенностей восприятия дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2014

    Понятия художественной культуры. Использование произведений искусства для приобщения к ней. Художественная культура в условиях детского объединения. Использование произведений: литературы, живописи и музыки для обучения детей старшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Психолого-педагогические основы семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка. Восприятия родителями ребенка как личности и типы взаимоотношений в семье Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы.

Один из глав­ных ге­ро­ев поэмы Н. А. Не­кра­со­ва «Кому на Руси жить хорошо» - Гриша Доб­рос­кло­нов - лич­ность яркая, вы­де­ля­ю­ща­я­ся на фоне дру­гих персонажей. Как и Данко, герой поэмы живет не для себя, а живет для других, живет борь­бой за сча­стье народа.

Григорий не со­гла­сен по­ко­рить­ся судь­бе и вести столь же пе­чаль­ную и убо­гую жизнь, ко­то­рая свой­ствен­на боль­шин­ству людей во­круг него. Гриша вы­би­ра­ет для себя иной путь, ста­но­вит­ся на­род­ным заступником. Он не бо­ит­ся того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судь­ба го­то­ви­ла

Путь славный, имя гром­кое

На­род­но­го заступника,

Ча­хот­ку и Сибирь.

С дет­ства Гриша жил среди убогих, несчастных, пре­зи­ра­е­мых и бес­по­мощ­ных людей. Он с мо­ло­ком ма­те­ри впи­тал все беды народные, по­это­му не хочет и не может жить ради своих эго­и­сти­че­ских интересов. Он очень умен, имеет силь­ный характер. И вы­во­дит его на новую дорогу, не поз­во­ля­ет оста­вать­ся рав­но­душ­ным к на­род­ным бедствиям. Раз­мыш­ле­ния Гри­го­рия о судь­бе на­ро­да сви­де­тель­ству­ют о жи­вей­шем сострадании, ко­то­рое за­став­ля­ет Гришу вы­брать для себя столь не­лег­кий путь. В душе Гриши Доб­рос­кло­но­ва по­сте­пен­но зреет уверенность, что его ро­ди­на не погибнет, не­смот­ря на все стра­да­ния и горести, ко­то­рые вы­па­ли на ее долю. Не­кра­сов со­здал сво­е­го героя, ори­ен­ти­ру­ясь на судь­бу Н. А. Добролюбова.

Образ Гри­го­рия Доб­рос­кло­но­ва в поэме Не­кра­со­ва «Кому на Руси жить хорошо» все­ля­ет на­деж­ду в нрав­ствен­ное и по­ли­ти­че­ское воз­рож­де­ние Руси, в из­ме­не­ния со­зна­ния про­сто­го рус­ско­го народа.

Финал поэмы показывает, что сча­стье на­род­ное возможно. И пусть пока еще да­ле­ко до того момента, когда про­стой че­ло­век смо­жет на­звать себя счастливым. Но прой­дет время - и все изменится. И да­ле­ко не по­след­нюю роль в этом будут иг­рать Гри­го­рий Доб­рос­кло­нов и его идеи. Как и Данко герой поэмы живет не для себя, а живет для других, живет борь­бой за сча­стье народа.

Но есть в рус­ской ли­те­ра­ту­ре яркие, силь­ные личности, но они не смог­ли найти при­ме­не­ния своим способностями, своим «необъятным силам». Например, Гри­го­рий Алек­сан­дро­вич Печорин, герой про­из­ве­де­ния М. Ю. Лермонтова «Герой на­ше­го времени». Уже в самом на­зва­нии подчеркивается, что речь пой­дет о че­ло­ве­ке сильном, незаурядном. Пе­чо­рин - это ха­рак­тер глубокий. «Резкий охла­жден­ный ум» со­че­та­ет­ся у него, с жаж­дой де­я­тель­но­сти и с силой воли. Он ощу­ща­ет в себе не­объ­ят­ные силы, но рас­тра­чи­ва­ет их на мелочи, на лю­бов­ные приключения, не со­вер­шая ни­че­го полезного. Пе­чо­рин де­ла­ет не­счаст­ны­ми людей, ко­то­рые его окружают. Так он вме­ши­ва­ет­ся в жизнь контрабандистов, мстит всем без разбору, иг­ра­ет судь­бой Бэлы, лю­бо­вью Веры. Он одер­жи­ва­ет по­бе­ду над Груш­ниц­ким в дуэли и ста­но­вит­ся ге­ро­ем того общества, ко­то­рое презирает. Он - выше окру­жа­ю­щей среды, умен, образован. Но внут­рен­не опустошен, разочарован. Он, живет «из любопытства», с одной стороны, а с дру­гой - у него не­ис­тре­би­мая жажда жизни. Ха­рак­тер Пе­чо­ри­на очень противоречив. Он говорит: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». Му­чи­тель­но ищет он выход, за­ду­мы­ва­ет­ся о роли судьбы, ищет по­ни­ма­ния среди людей дру­го­го круга. И не на­хо­дит себе сферы деятельности, при­ме­не­ния своим силам.

Публикуем отрывок дипломной работы «Особенности образа ребенка у будущих мам, получающих различные специальности», автор М.Ю. Гумилевская, выпускница :

Как мы уже говорили в первом параграфе диплома, изучение образа ребенка не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины, он проходит своеобразной нитью через многие науки и обнаруживается в искусстве, религии и других сферах общественного сознания. Чтобы более полно в нем разобраться, рассмотрим литературу как отдельную область, в которой этот образ нашел свое отражение.

Постараемся, анализируя литературу, затронуть несколько периодов. В литературе классицизма можно увидеть, что детство воспринимается, как отклонение от нормы «не-зрелость». В это время интересуются образцовым в поведении людей.

У просветителей намечается интерес к детству, вместе с этим он, скорее, воспитательный. Издается литература для детей, где серьезные и научные мысли мира взрослых пытаются объяснить детям. Книги строят в доступной дидактической, иллюстрированной форме. Между 1750 и 1814 г. в Англии было выпущено около 2400 названий таких книг. Детские и юношеские годы занимают все больше места в просветительских автобиографиях и «романах воспитания», изображаясь как период становления, формирования личности героя. И только в эпоху романтизма детство рассматривается как «драгоценный мир в себе».

У романтиков отношение переворачивается. Как писал Н.Я. Берковский, «романтизм установил культ ребенка и культ детства. XVIII век понимал ребенка как взрослого маленького формата, даже одевали детей в те же камзольчики, прихлопывая их сверху паричками с косичкой и под мышку подсовывал им шпажонку. С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. «Детские дети» романтиков на самом деле - вовсе не дети, а такие же условные символы некоего идеального мира, как «счастливые дикари» XVIII века. Детская невинность и непосредственность противопоставляются «извращенному» и холодному миру рассудочной взрослости. В «Песнях невинности» У. Блейка ребенок - «дитя-радость», «птица, рожденная для радости», которую в «Песнях опыта» ожидает школа, напоминающая клетку. Самоценность детства всячески подчеркивается. По определению У.Вордсворта, «ребенок - отец мужчины». С. Кольридж подчеркивает, что ребенок может многому научить взрослого. Но в романтических произведениях фигурирует, не реальный, живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувствительности, которых не хватает взрослым.

В России образ детства наделяется глубокой значимостью у М.Ю.Лермонтова. Он высказывает мысль о том, что детство представляется зыбким цветущим островом посреди пустынного моря жизни. Пушкин же в свою очередь относится к детству, так же как и к старости, как просто к моменту в круговороте времен.

Тема детства вошла в русскую литературу как признак интенсивного самосознания личности и всего общества в целом. Писатели до Л.Н. Толстого, как правило, ориентировались на тип взрослого человека с его устойчивой, сформированной индивидуальностью. Л.Н. Толстой первый, кто обратил свой взор к детству, в это период развития литературы. Свои мысли по поводу образа ребенка Л.Н. Толстой отразил в произведении «Детство. Отрочество. Юность». Он показывает внутреннюю подвижность чувств, резкие переходы от отрицания к утверждению, от целого к частному, которые являются типичной чертой ребенка в его представлении. Детство, а вслед за ним и сам ребенок, не подчиняется определенным правилам и одной линии, оно живет многомерно, разнонаправлено, вгрызаясь во все, с чем оно соприкасается. Детство и ребенок – «это океан, на поверхности которого плавают островки взрослого сознания». Л.Н. Толстой изображает развитие рефлексии и морального сознания ребенка.

В «Детстве Люверс» Б. Пастернака вещи предстают перед читателем какими-то размытыми гранями, которые проникают друг в друга. Здесь мы видим, что все во всем, без ограничения. Детский разрыв усугубляется болезнями и сновидениями. Ребенок у Б. Пастернака вступает как существо беззащитное, нежное, стремящееся быть постоянно под опекой чьей-то и заботой. Это существо хочет оставаться в таком положении как можно дольше, потому что его мир позволяет жить ему, не задумываясь о взрослых проблемах.

Уже в XIX веке концепция романтизма начинает уходить на второй план, отдавая предпочтение другому образу, глубже всего он проявляется у Ф.М. Достоевского. Образ невинного, безгрешного ребенка все более уходит в прошлое. Образ ребенка у Ф.М. Достоевского построен на двойной природе ребенка. С одной стороны – это неповторимая детская чистота, с другой – жестокость во всех своих проявлениях. Это традиционный христианский образ и существо демоническое, готовое разрушить все заповеди. У М.Ф. Достоевского есть высший идеал, который представляет собой уже взрослого с невинностью и непосредственностью ребенка и опытом нравственного сознания.

В XX веке у некоторых западных писателей такая позиция М.Ф. Достоевского по отношению к ребенку заостряется в сторону антиморальности детства. Например, У. Голдинг в «Повелители мух» высказывает мысль, что ребенок легко перестает вести себя так, как его учили взрослые, и превращается в дикое, разнузданного существо. Дети сами деградируют до такого состояния. Ребенок не есть изначально высший человек, каким его себе представляли литераторы романтизма, а не человек, некая чужеродная и даже враждебная человечеству сущность. Такой пример можно увидеть в произведении Р. Брэдбери «Вельд», «Урочный час». Он высказывает очень интересную мысль и идею, в которой хочет показать, что ребенок может быть страшнее всего. Он с одной стороны полностью зависит от взрослого, является полностью беззащитным, с другой – по внутреннему складу он для взрослых непроницаем. Ребенок говорит на своем языке, играет в свои игры, все это остается загадкой для взрослого. В результате инопланетяне могут проникнуть в нашу цивилизацию благодаря детям, учитывая их образ и особенности. Тогда они будут столь же таинственны и непредсказуемы в своих замыслах и столь же коварны и безжалостны в своих деяниях.

Противопоставляя образу английскому, в русской литературе сложился свой образ ребенка, для которого специфичным можно считать интерес к миру природы и вещей. Если у Л.Н. Толстого мы увидели направленность на людей, то у Аксакова на первом плане выступает природа и отношение с ней ребенка. Аксаков считает, что ребенок – это человек до грехопадения, тот человек, который нарекал имена всем вещам и животным, пришедшим к нему. Образ ребенка включает в себя увлеченность и вовлеченность в процесс общения с природой, интерес ко всему окружающему. Преимущественный интерес к вещам, а не людям возникает, по мнению Аксакова, только в период младенчества.

В XIX веке появляются образы бедных, обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и особенно, школьной тирании, однако сами дети остаются одномерно наивными и невинными. Затем художественному исследованию подвергается семейное «гнездо» и выясняется, что под теплой оболочкой здесь часто скрываются жестокое рабство, гнет и лицемерие, калечащие ребенка. По мере углубления психологического анализа сами детские образы также утрачивают былую ясность и одномерность. Оливер Твист – маленький, жалкий человечек, со всех сторон шпыняемый взрослыми, весь в синяках от физических и моральных ушибов; человечек, сдавленный огромной массой чужих, неродных людей, среди которых он затерялся. Хочется привести сразу же противоположный образ ребенка и детства. У Ж.-П. Сартра ребенок живет в полном буржуазном достатке, он лишен опоры в реальном мире, за него все делают другие, он искусственно отгорожен от действительности. Перед нами два разных образа: один несчастный и гонимый, другой – обеспеченный и постоянно живущий в заботе, - вместе с этим они оба беззащитны, каждый по-своему.

М. Твен показывает ребенка, который любит романтику странствий и приключений, радость бездомности. И если у Диккенса, ребенок не любит, даже ненавидит свой дом, потому что он утратил теплоту родства, то Гекльберри Финн ненавидит родной дом, потому что это ограниченное пространство, а ему нужно широта и простор. Если Оливер без слез не может вспоминать о матери, то Финн люто ненавидит своего отца. Детство Финна и Тома Сойера счастливо так же, как и у Николеньки Л.Н. Толстого и Сережи Аксакова, только по-разному они счастливы. Первые полной свободы действия и фантазии, вторые – в единстве себя и земли, глубоком чувстве земли.

У Хемингуэя, Фолкера, Т. Вулфа, Сэлинджера образ ребенка строится на естественности ребенка, нетерпимой к фальши, отвергающей конформизм.

Только в XX веке в русской литературе появляется образ ребенка твеновского типа. Это мальчики сорванцы, дерзкие, отважные, раскованные – это Тимур А. Гайдара. Это ребята готовые к боевым поступкам, они жаждут неизведанности, готовы к любым испытаниям.

В 40 – 50-е гг. XX века у Пришвина, Паустовского выступает сентиментальный образ ребенка, где ребенок окружен реальностью природы и атмосферой сказки, в нем отмечены черты наивности, высокой простоты, детскости.

Но каждый новый образ ребенка - не просто этап углубления художественного познания детства, но и специфический вид социальной проекции, отражение чаяний и разочарований взрослых.

Многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре.

С.Цвейг писал: «…Наш духовный мир складывается, как из миллионов монад, из отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим – основной массой – мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному».

Система представлений, отраженная в книге, реально активно формирует как образ мира, так и образ ребенка. Образ в книге сам становится второй реальностью, подчас более реальной, чем сама реальность. И поскольку книга - это непредельное расширение связей субъекта социального действия с миром, то чем более открывается книга для личности, тем богаче становится ее личностный образ мира.

Ломов Б.Ф. выделял в построении образа роль слова и определял его формирующую роль через художественную литературу. При помощи слова писатель рисует живую картину, которая потом воссоздается читателем. Так, например, при чтении описаний степи в произведениях М.А. Шолохова возникают не только яркие зрительные образы, но и воссоздаются звуки и запахи.

Строя свой образ мира, человек не может хотя бы в минимальной степени не быть включенным в процесс обучения тому образу мира, который характерен для его социума, потому что книга есть опредмеченная потребность в адекватной включенности в нормативные общественные и личные нравственные отношения. Книга является значимым фактором не только в структурировании, но и в характере созидания образа мира и образа ребенка и их особенностей.

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1 – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
2.Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М.: Смысл, 1999. – 350 с.
3.Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. - Вильнюс, 1988.
4.Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург: Урал, 1999. - 416с.
5.Бездидько А.В. Книга как психологическая составляющая в построении образа мира субъекта действия // Мир психологии. – 2003. - №4. – с. 133 – 138.
6.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
7.Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
8.Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. №5. – С. 5-19.
9.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
10.Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с. с илл.
11.Дубнов П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS. – М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс», 2004. – 221 с. с илл.
12.Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1986. – 173 с.
13.Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир Психологии. – 1999. - № 1. – С. 97 -104.
14.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. – 224 с.
15.Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. – 267 с.
16.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
17.Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. - 1979. - № 2. - С. 3-13.
18.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. –М.: Смысл, 2003. – 487 с.
19.Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. – М.: Наука, 1986. – 128 с.
20.Ллойд де Моз. Психоистория. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 512 с.
21.Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.: Прогресс, 1965. – 238 с.
22.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
23.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с. с илл.
24.Перельштейн Л. Осторожно: дети! Или пособие для родителей способных удивляться. – СПб.: «Эмпатия», 1998. – 169 с.
25.Петренко В. Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психо¬логии. – 1982. - № 5. – С. 23 - 35
26.Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: МГУ, 1983. – 177 с.
27.Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997. – 400 с.
28.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Асадема, 2005. – 193 с.
29.Райгородский Д.Я Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: «БАХРАХ-М», 2004. – 672 с.
30.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. – 328 с.
31.Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. Пос. для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. – 496 с.
32.Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
33.Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М.: Госполитиздат, 1947. – 433 с.
34.Cмирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. – 2003. - №4. – с. 18 – 31.
35.Соколова Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989. – 215 с.
36.Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
37.Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. – 263 с.
38.Ушинский К.Д. Воспитание человека. - М: Карапуз, 2000 г. – 256 с.
39.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии – М.: Фаир-Пр, 2004. – 567 с.
40.Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. – 2002. – № 1. – с. 9-20
41.Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.
42.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 180 с.
43.Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. – 1979. - №12. – с. 25 -38
44.Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. – 162 с.

Сила духа – это деятельная решимость идти к цели, преодолевая любые препятствия. Каждый человек хотел бы быть сильным, но не всем удается. Примеры силы (или слабости) духа находятся и в художественной литературе, и в окружающей нас реальности.

Аргументы из литературы

  1. (56 слов) В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» образцом силы духа может послужить Стародум. Герой знакомится с молодым офицером, который кажется порядочным. Однако вскоре объявили войну, друг главного героя уклонился от защиты Родины и преуспел в тылу. Стародум же поехал на поле боя, был ранен и обойден. Но это происшествие не сломило его и не лишило веры в торжество правды.
  2. (48 слов) Эраст, герой повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», оказался слабым человеком, не смог соответствовать любви крестьянки Лизы. Юноша, соблазнив девушку и получив свое, проматывает состояние и решает найти себе выгодную партию. Эраст обманул Лизу и женился на другой, а она утопилась, поэтому бессилие героя оказалось наказано вечными муками совести.
  3. (54 слова) Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», является по-настоящему сильным человеком, у него хватило смелости идти не только против одного влиятельного человека, Фамусова, но и против толпы его сторонников. Чацкий проповедовал правду, свободу, выступал против чинопочитания и лжи. От него все отвернулись, но Александр все равно не сдавался, это ли не сила духа?
  4. (59 слов) В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина сила духа сосредоточена в Татьяне. Полюбив Онегина, она была готова ради него на все. Девушка не испугалась даже признаться, а ведь это было неприемлемо в XIX веке. Сила духа, сила любви преодолевала все преграды, кроме одной – отсутствие ответных чувств. Татьяна осталась несчастна, но в ней есть стержень и на ее стороне правда.
  5. (47 слов) Мцыри, главный герой одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова, всю жизнь тосковал по родному Кавказу и свободе. У героя была цель: хоть на миг пожить по-настоящему, за пределами монастыря. И Мцыри сбежал, пытался вернуться к родным местам. У него не вышло, но эта жажда свободы открывает в герое силу духа.
  6. (48 слов) Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — сильный духом человек. Например, когда Грушницкий затеял против него нечестную дуэль, Григорий не испугался, а хладнокровно довел игру до конца, наказав подлеца смертью. Этот поступок совсем не милосердный, однако сильный, ведь в противном случае герой погиб бы сам.
  7. (52 слова) Главный герой рассказа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» полностью лишен какой-либо душевной силы, он всю жизнь боялся опасностей, а поэтому и не жил, а только существовал в норе без друзей, любви, простых радостей. Из-за слабости все прошло мимо пискаря, хоть его существование было долгим, но абсолютно пустым. Без силы духа нет и жизни.
  8. (36 слов) В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» экзекутор Червяков чихнул на генерала Брызжалова и настолько испугался последствий этой случайности, что, в конце концов, умер от ужаса. Страх лишил героя здравого смысла, вот к чему приводит слабость духа.
  9. (41 слов) Андрея Соколова, главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», можно назвать сильной личностью. Он отправился на войну, потому что Родина в опасности, прошел все ее ужасы, потом и плен, и концлагерь. Соколов – настоящий герой, хотя сам никогда не понимал своей силы.
  10. (60 слов) У Василия Теркина, героя одноименной поэмы А.Т. Твардовского, сила духа сочетается с юмором и легкостью, будто ничего не стоит бойцу совершать поступки, которые немногие современные люди смогут без страха и позерства повторить. Например, в главе «Поединок» рассказывается о противостоянии героя с немцем: враг откормленный, лучше подготовленный, но Василий победил, и эта победа произошла исключительно на морально-волевых качествах, из-за силы духа.
  11. Примеры из жизни, кино и СМИ

    1. (54 слова) Сантехник Дмитрий, герой фильма «Дурак» Ю. Быкова, попытался пойти против системы ради блага почти тысячи человек, которых просто бросили. В здании общежития герой заметил огромную трещину, дом вот-вот рухнет, люди погибнут или останутся на улице. Он борется за незнакомцев против власти, сражается до конца. Он погиб, система все-таки победила, однако сила характера героя вызывает уважение.
    2. (46 слов) Чак Ноланд, главный герой фильма «Изгой» Р. Земекиса, оказался в экстремальной ситуации: самолет, на котором герой путешествовал, падает, он оказывается на необитаемом острове. В такой ситуации если сдашься – погибнешь. Нужно принимать решения здесь и сейчас. Чак напряг свои внутренние силы, выжил и смог переосмыслить свою жизнь.
    3. (44 слова) Эксцентричный капитан Джек Воробей из фильма Гора Вербински «Пираты Карибского моря: На краю света» олицетворяет собой непотопляемость. Этот герой попал на тот свет и вернулся обратно, глазом не моргнув. А все потому, что он никогда не сдается, и это качество делает его сильным человеком.
    4. (41 слово) Человеком огромной силы духа является Ник Вуйчич. У Ника нет рук и ног, однако он смог получить диплом с двумя специальностями, найти любовь, путешествовать и читать лекции, которые помогают другим людям. Такие герои вызывают мотивируют на свершение великих дел своим примером.
    5. (46 слов) Питер Динклэйдж, известный многим по роли Тириона Ланистера из сериала «Игра престолов», преодолел многие препятствия. Динклэйдж родился с ахондроплазией (болезнь, приводящая к карликовости), у него бедная семья, в начале карьеры не было никакого успеха. Сейчас же этот актер обладает огромной популярностью, проблемы только закалили его характер.
    6. (52 слова) Стивен Хокинг, являющийся светилом современной науки, с 20 лет он борется с боковым амиотрофическим склерозом. Сейчас эта болезнь не поддается лечению, ученый парализован, даже говорит только с помощью синтезатора речи. Однако Хокинг не сдается: он продолжает научную деятельность, вдохновляет на новые свершения молодых ученых, даже появляется в комедийном сериале «Теория большого взрыва».
    7. (67 слов) У одной моей знакомой нашли рак. Это молодая женщина с маленьким ребенком, а болезнь находилась уже в последней стадии. Первое, о чем она подумала – как устроить ребенка наилучшим образом. Второе – как жить дальше. Можно было бы плакать в ожидании конца, но женщина стала помогать другим больным, а также жить полной жизнью, не откладывая какие-то встречи, путешествия, знакомства. Нужно обладать огромным внутренним стержнем, чтобы повторить ее подвиг.
    8. (47 слов) Моя знакомая пережила операцию, которая прошла не совсем удачно. Организм отторгал материал, который вшили при хирургическом вмешательстве, начиналось воспаление. Ей сделали еще несколько операций, огромное количество уколов, в больничной палате прошел целый год жизни. Однако этот год закалил ее характер, научил ее не сдаваться и быть сильной.
    9. (62 слова) В детстве со мной произошло происшествие, заставившее меня быть сильной под страхом смерти. Я только училась плавать, но случайно попала на глубокое место, где не доставала дна, испугалась и начала тонуть. До берега было достаточно далеко. Тогда я поняла, что если не успокоюсь и не буду сильной, то не смогу спастись. И я поплыла, как смогла, но поплыла и осталась в живых.
    10. (57 слов) Однажды, когда я была еще совсем маленькая, мама выглянула из квартиры и увидела, что в подъезде стоит дым, и нельзя выйти, особенно с ребенком. Но в окно мама увидела пожарную машину, поэтому мы вышли на балкон, и мама стала подавать сигналы пожарным. Те заметили нас и вытащили. Мама не растерялась, она должна была стать сильной ради меня.
    11. Сила духа – это не только идти в бой с шашкой наголо, часто она требуется и в повседневной жизни, чтобы бороться со всеми проблемами и неприятностями. Это качество необходимо в себе воспитывать, без него нельзя, как пела группа «Кино»: «Ты должен быть сильным, иначе, зачем тебе быть?».

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Литературные герои, как правило, являются художественным вымыслом автора. Но у некоторых из них всё же есть реальные прототипы, жившие во времена автора, или известные исторические личности. Мы расскажем, кем же были эти незнакомые широкому кругу читателей фигуры.

1. Шерлок Холмс


Даже сам автор признал, что у Шерлока Холмса есть много общих черт с его наставником Джо Беллом. На страницах автобиографии можно было прочесть о том, что писатель часто вспоминал о своем преподавателе, говорил о его орлином профиле, пытливом уме и удивительной интуиции. По его словам, доктор мог превратить любое дело в точную систематизированную научную дисциплину.

Нередко доктор Белл пользовался дедуктивные методы дознания. Только по одному виду человека он мог рассказать о его привычках, о биографии и даже порою ставил диагноз. После выхода романа Конан Дойль вёл переписку с «прототипом» Холмса, и тот рассказал ему, что, возможно, именно так и сложилась бы его карьера, выбери он другой путь.

2. Джеймс Бонд


Литературная история Джеймса Бонда началась с серии книг, которые были написаны разведчиком Яном Флемингом. Первая книга серии – «Казино Рояль» - вышла в тираж в 1953 году, через несколько лет после того, как Флеминг был приставлен следить переметнувшимся из немецкой службы в английскую разведку принцем Бернардом. После долгих взаимных подозрений разведчики стали хорошими друзьями. Бонд перенял у принца Бернарда заказывать «Водку-мартини», при этом добавляя легендарное «Взболтать, а не размешивать».

3. Остап Бендер


Человек, ставший прототипом великого комбинатора из "12 стульев" Ильфа и Петрова в свои 80 лет ещё работал проводником на железной дороге в поезде по Москва-Ташкент. Урожденный одессит Остап Шор с нежных ногтей был склонен к авантюрам. Он представлялся то художником, то гроссмейстером по шахматам и даже выступал в качестве члена одной из антисоветских партий.

Только благодаря своей недюжинной фантазии Остапу Шору удалось вернуться из Москвы в Одессу, где он служил в уголовном розыске и вел борьбу с местным бандитизмом. Вероятно, отсюда и почтительное отношение Остапа Бендера к Уголовному кодексу.

4. Профессор Преображенский


У профессора Преображенского из известного булгаковского романа «Собачьего сердца» тоже был реальный прототип - французский хирург русского происхождения Самуил Абрамович Воронов. Этот человек в начале 20-го века произвёл настоящий фурор в Европе, пересаживая железы обезьяны человеку для омоложения организма. Первые операции эффект продемонстрировали просто поразительный: у пожилых пациентов наблюдалось возобновление половой жизни, улучшение памяти и зрения, легкость передвижений, а дети, отстающие в умственном развитии, обретали живость ума.

Лечение в Воронова прошли тысячи людей, а сам врач открыл собственный обезьяний питомник на Французской Ривьере. Но прошло совсем немного времени пациенты чудо-врача начинали чувствовать себя хуже. Появились слухи, что результат лечения всего лишь самовнушение, а Воронова назвали шарлатаном.

5. Питер Пен


Мальчика с прекрасной феей Динь-Динь миру и самому Джеймсу Барри – автору написанного произведения подарила чета Дэвис (Артуром и Сильвией). Прототипом для Питера Пена стал Майкл – один из их сыновей. Сказочный герой получил от реального мальчика не только возраст и характер, но и кошмары. А сам роман – посвящение брату автора – Дэвиду, скончавшемуся за сутки до своего 14-летия во время катания на коньках.

6. Дориан Грей


Досадно, но главный герой романа «Портрет Дориана Грея» существенно подпортил своему жизненному оригиналу репутацию. Джон Грей, который в молодости был протеже и близким другом Оскара Уайльда, был прекрасен, прочен и обладал внешностью 15-летнего мальчика. Но их счастливому союзу пришёл конец, когда об их связи стало известно журналистам. Разгневанный Грей обратился в суд, добился извинений от редакции газеты, но после этого его дружба с Уайльдом закончилась. Вскоре Джон Грей встретил Андре Раффаловича - поэта и выходца из России. Они приняли католичество, а через некоторое время Грей стал стал священником в церкви Святого Патрика в Эдинбурге.

7. Алиса


История Алисы в Стране чудес началась в день прогулки Льюиса Кэролла с дочерьми ректора Оксфордского университета Генри Лиделла, в числе которых была и Алиса Лиделл. Кэррол придумывал историю на ходу по просьбе детей, но в следующие разы не забыл о ней, а стал сочинять продолжение. Спустя два года автор подарил Алисе рукопись, состоявшую из четырех глав, к которой была прикреплена фотография самой Алисы в семилетнем возрасте. Озаглавлена она была «Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне».

8. Карабас-Барабас


Как известно, Алексей Толстой, планировал только изложить «Пиноккио» Карло Коллодио русским языком, а получилось, что написал самостоятельную историю, в которой явно проведены аналогии с деятелями культуры того времени. Поскольку толстой не питал слабости театру Мейерхольда и его биомеханике, то именно директору этого театра и досталась роль Карабаса-Барабаса. Пародию можно угадать даже в имени: Карабас - это маркиз Карабас из сказки Перро, а Барабас - от итальянского слова мошенник - бараба. А вот не менее говорящая роль продавца пиявок Дуремара досталась помощнику Мейерхольда, который работа под псевдонимом Вольдемар Люсциниус.

9. Лолита


По воспоминаниям Брайана Бойда, биографа Владимира Набокова, когда писатель работал над своим скандальным романом «Лолита», он регулярно просматривал газетные рубрики, в которых публиковались сообщения об убийствах и насилии. Его внимание привлекла наделавшая шума история Салли Хорнер и Франка Ласалля, произошедшая в 1948 году: мужчина средних лет похитил 12-летнюю Салли Хорнер и держал её при себе почти 2 года, пока полиция не нашла её в обном из калифорнийских отелей. Ласалль, как и герой Набокова, выдавал девочку за свою дочь. Набоков даже вскользь упоминает этот случай в книге словами Гумберта: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, 50-летний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»

10. Карлсон

История создания Карлсона – мифологизированная и невероятная. Литературоведы уверяют, что возможным прототипом этого забавного персонажа стал Герман Геринг. И хотя родственники Астрид Линдгрен эту версию опровергают, такие слухи и сегодня имеют место быть.

Астрид Линдгрен познакомилась с Герингом в 1920-е годы, когда он организовывал авиашоу в Швеции. В то время Геринг был как раз «в расцвете сил», известным летчиком-асом, мужчиной с харизмой и прекрасным аппетитом. Моторчик за спиной у Карлсона - интерпретация на тему лётного опыта Геринга.

Приверженцы этой версии отмечают, что некоторое время Астрид Линдгрен была ярой поклонницей национал-социалистической партии Швеции. Книга о Карлсоне была напечатала в 1955 году, поэтому о прямой аналогии речь идти не могла. Тем не менее, не исключено, что харизматичный образ молодого Геринга оказал влияние на появление обаятельного Карлсона.

11. Одноногий Джон Сильвер


Роберт Льюис Стивенсон в романе «Остров сокровищ» изобразил своего друга Уильямса Хэнсли вовсе не критиком и поэтом, кем он и являлся по сути, а самым настоящим злодеем. В детские годы Уильям перенёс туберкулёз, и ему ампутировали ногу до колена. Перед тем, как книга появилась на прилавках магазинов Стивенсон сказал другу: «Я должен тебе признаться, Злой с виду, но добрый в глубине души Джон Сильвер был списан с тебя. Ты ведь не в обиде?»

12. Медвежонок Винни Пух


По одной из версий, известный на весь мир плюшевый медведь получил своё имя в честь любимой игрушки сына писателя Милна Кристофера Робина. Впрочем, как и все другие герои книги. Но на самом деле это имя от клички Виннипег – так звали медведицу, которая жила в лондонском зоопарке с 1915 по 1934 годы. У этой медведицы было множество ребятишек-поклонников, среди которых и Кристофер Робин.

13. Дин Мориарти и Сэл Парадайз


Несмотря на то, что главных героев в книге зовут Сэл и Дин, роман «В дороге» Джека Керуака сугубо автобиографический. Остается только догадываться, почему Керуак отказался от своего имени в самой известной книге для битников.

14. Дейзи Бьюкенен


В романе «Великий Гетсби» его автор Фрэнсис Скотт Фицджеральд глубоко и проникновенно описал Джиневру Кинг – свою первую любовь. Их роман длился с 1915 по 1917 годы. Но из-за разных социальных статусов они расстались, после чего Фицджеральд написал, что «бедные мальчики не должны даже думать о том, чтобы жениться на богатых девочках». Эта фраза вошла не только в книгу, но и в одноименный фильм. Джиневра Кинг стала и прототипом Изабель Бордж в «По ту сторону рая» и Джуди Джонс в «Зимних мечтах».

Специально для любителей засиживаться за чтением . Выбрав эти книги, точно не разочаруешься.

Последние материалы сайта