Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста. Понятие и виды связной речи

19.03.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1.1 Понятие, формы и функции связной речи

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» . Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки .

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П.Якубинский) . Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим .

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходи диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Л.П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленного темпа обмена репликами, большего их объема, а так же обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладением монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленное темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа о развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Ряд учёных считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связанным монологическим высказыванием и потому, что бы последнее могло быть, как можно раньше включено в развёрнутый диалог и обогащало бы беседу, предавая ей естественный, связный характер .

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержание мысли в речевых формах. Она понятна только при учёте той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной её содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построения высказывания без учётов конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчёркивает Д.Б.Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную- с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер .

Важным в связи с обсуждением сущности связанной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчёркивается особая роль связной монологической речи, но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «Диалогические отношения…это почти универсальное явление, пронизывающие всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М.М.Бахтин) .

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в тоже время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребёнку отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Связная речь выполняет важнейшее социальное функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.

Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста имела большое значение в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

1. 2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов

Внимание к проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития связной речи использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Развитие связной речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

Близкими трудам Я.А.Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). В обучении связной речи он устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов. Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности .

Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. В первоначальном обучении детей родному языку К.Д.Ушинский видел три цели. Первая – развивать дар слова, то есть умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель – учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. К.Д.Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель – практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения – придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и другое. Все три цели должны осуществляться одновременно.

К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития связной речи детей дошкольного возраста. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке .

Непосредственной ученицей и последовательницей К.Д.Ушинского была Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) – известная в те годы детская писательница и педагог. Вслед за своим учителем Е.Н.Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Развитие связной речи и мышления она рассматривала в тесной связи с накоплением чувственного опыта. В своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-летнего возраста» Е.Н.Водовозова изложила программу развития у детей родной связной речи и методику использования русского фольклора. Здесь она подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями. Ценными были рекомендации по отбору сказок. Многие сказки она предлагала рассказывать детям в специальной обработке, в сокращенном виде.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию связной речи детей оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Развитие связной речи, обучение родному языку Е.И.Тихеева рассматривала в связи с развитием личности. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение связной речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и другие .

Значительное влияние на методику развития связной речи оказала доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГИ им. В.И.Ленина Евгения Александровна Флерина (1889-1952). Большой интерес представляют мысли Е.А.Флериной об обучении детей диалогической речи. Не уменьшая роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Е.А.Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед .

Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занималась Ольга Ивановна Соловьева. Возглавляя долгие годы Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения Ольга Ивановна очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи, а позднее, в 1956 году, подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, в том числе и развития связной речи дошкольников.

Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались А.П.Усова, Л.А.Пеньевская, А.М.Бородич, Р.И.Жуковская, В.И.Логинова, Ф.А.Сохин – ученик С.Л.Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог.

Мария Митрофановна Конина (1913-1991) – непосредственная ученица Е.А.Флериной, в течение почти 40 лет преподавала курс методики развития речи в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина. М.М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. Эта проблема была заглавной в ее исследованиях. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.

Проблема речевого развития детей изучались также в секторе дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР под руководством Ляминой Галины Михайловны. Психологические и педагогические исследования стали основой выработки речевых нормативов для детей разных возрастных групп. Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф.А.Сохина):

1) структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;

2) функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции;

3) когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Второе направление представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей.

Исследования в области связной речи в 60-70-е годы определялись во многом идеями Е.И Тихеевой, Е.А.Флериной. В них уточнялись классификация детских рассказов, методика обучения разным видам рассказывания в возрастных группах (Н.А.Орланова, О.И.Коненко, Э.П.Короткова, Н.Ф.Виноградова).

На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста. В исследованиях, выполненных под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина), в центре внимания находится поиск более четких критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя выступают умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями .

Перечень документов и материалов. 1. Заявление. 2. Аттестационный лист. 3. Аттестационная карта. 4. Характеристика. 5. Опытно - методическая работа «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей». 6. Конспекты занятий. 7. Диагностика. 8. Перспективное планирование. 9. Анкета для родителей. 10. Отзывы родителей о работе воспитателя. 11. ...


Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. 1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста В энциклопедическом словаре национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений...

Наталья Квитка
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста (1 часть)

Введение….3

1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка…8

1.2. Особенности развития связной речи у дошкольников…17

1.3. Трудности усвоения детьми связной речи…23

1.4. Задачи и содержание обучения связной речи… . 26

Заключение…. 33

Список используемой литературы…35

Словарь научных терминов…. 37

ВВЕДЕНИЕ

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью . Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы , самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи .

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения» .

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи , речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач : воспитания звуковой культуры речи , обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи , формирования разговорной (диалогической) речи , развития связной речи , воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей . Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи . Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка .

Согласно определению А. М. Бородич - "Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей".

Психологическая природа связной речи , ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Связная речь , являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей , т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л . С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным.

Согласно ФГОС, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования .

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка :Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте :ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;у ребёнка развита крупная моторика , он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) .

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх . Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями , пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования .

Цель работы – исследовать особенности развития связной речи у дошкольников .

Задачи работы :

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию связной речи у детей дошкольного возраста .

2. Определить понятие связная речь и ее значение для развития ребенка .

3. Выявить особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста

4. Изучить и проанализировать задачи и содержание обучения связной речи .

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

1.1 Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой , непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи -- это связность мыслей . Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи . По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития .

Умение связно , последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) развитие ребенка : при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю , логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи . Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи . Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связность , считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи .

В методике термин «связная речь » употребляется в нескольких значениях :1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи . Как синонимические используются термины «высказывание» , «текст» . Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности : определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие) . Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны : разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский) .Речевые клише облегчают ведение диалога.

О. С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения . При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Л. П. Якубинский считает, что диалог – это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени кратки

По мнению А. Р. Лурия диалог, как форма речи , состоит из реплик (отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения . Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.

Монологическая речь – связное , логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто . В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны : литературная лексика развернутость высказывания , законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов ) ; связность монолога обеспечивается одним говорящим.

О. С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников . Монолог по мнению автора вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической , грамматической, фонетической.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходи диалог, реплики собеседника) .

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом . В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания , состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного) . Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленного темпа обмена репликами, большего их объема, а так же обдуманностью, произвольностью речи . Такую беседу называют отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание Характерна литературная лексика, развернутость высказывания , законченность логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание

Связность обеспечивается двумя собеседниками Связность обеспечивается одним говорящим

Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника) Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку . Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладением монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога : последовательность реплик, обусловленное темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа о развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Ряд учёных считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связанным монологическим высказыванием и потому, что бы последнее могло быть, как можно раньше включено в развёрнутый диалог и обогащало бы беседу, предавая ей естественный, связный характер .

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том , что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь» . Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи , который характерен, главным образом, для диалогической речи . Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи . Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения. это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни».

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду . Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи , и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей . Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин) .

А. М. Бородич считает, что связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и понимание людей.

Согласно исследованиям, Л. С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи – это связность мыслей . В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития .

Как отмечает О. С. Ушакова, связная речь – это речь , которая требует обязательного развития таких качеств , как связность , целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции : помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности .

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание : пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи , обогащают художественно-речевой опыт детей .

Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие малыша.

Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.

Какую речь дошкольника называют связной

Связность высказываний – не случайно возникающая характеристика. Это результат развития познавательных процессов, обогащения словарного запаса и освоения грамматических основ.

Речь дошкольника приобретает связность, если она наполнена смысловым содержанием. А смысл появляется только в том случае, когда предложения построены с использованием соответствующих слов и с учетом правил грамматики.

За первым предложением следует второе, третье… Все вместе они раскрывают содержание мыслей или намерений говорящего. Простая цепочка для взрослого человека. Но дошкольнику еще только предстоит научиться облекать потребность говорить в понятные словесные формы.

Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – качественно новый этап. Научаясь логично и последовательно выражать свои мысли, дошкольник приобретает главное новообразование в речевом развитии.

Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте

Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.

В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.

Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.

Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.

Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:

  • контекстная
  • объяснительная.

К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».

В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.

Шестилетний ребенок в соответствии с должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.

Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».

Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

В развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Приемы для развития связной речи дошкольников

У взрослеющего ребенка появляются внутренние мотивы лучше и глубже освоить родной язык. Дошкольника многое интересует, появляется желание больше спрашивать и рассказывать. Возникает потребность воздействовать на собеседника, высказывать свое мнение, спорить.

Это значит, что актуальность развития связной речи дошкольников подкрепляется благодатными условиями — взрослый предлагает помощь ребенку научиться говорить логично и понятно, на что встречает живой отклик.

Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  • пересказ
  • рассказы с опорой на картинки
  • сочинение сказок и историй

Обучение дошкольников пересказу

Казалось бы, пересказ – это самая простая речевая тренировка. Не нужно ничего придумывать, а только вспоминать, о чем говорится в тексте, и передавать своими словами. Но слов-то в запасе у дошкольника не так и много!

Детская литература написана доступным языком, но обязательно перекрывает словарный запас ребенка. Следовательно, чтобы передать содержание, детям, наряду с известными словами, нужно использовать новые понятия.

Еще сложнее придерживаться того хода событий, который представлен в сюжете. От дошкольника требуется умение осмыслить, что и как происходит с главными героями, чтобы связно все рассказать.

Решать задачу, как научить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:

  • Прочитать интересную историю или сказку.
  • Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).
  • Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.
  • Предложить дошкольнику рассказать эту сказку, историю (подавать в игровой форме, а не как задание пересказать);
  • «Помнишь, как все начиналось?» — прочитать первые строки. Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание.
  • Взрослый постоянно поддерживает рассказчика, побуждает продолжить подсказками: «Что было дальше?», «Куда они направились?», «А как в это время?..» и пр.
  • Завершив пересказ, похвалить ребенка и обратить внимание на мораль, которая обязательно содержится в детских рассказах: хорошо ли поступил тот или иной герой.

Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается. Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Дошкольника просят рассказать:

  • Что изображено на картинке
  • Какие события произошли раньше
  • Как дальше будет развиваться ситуация

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

Чем больше у ребенка , тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.

Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети , игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.

В этой статье:

Речь — это практическое применение языка, цель которой общение с людьми. Она возникает и развивается наряду с мышлением и присуща людям, чтобы удовлетворить потребность в общении друг с другом, передачи знаний и навыков.

Приходит момент, когда ребенок, накопив достаточный словарный запас, пытается высказать свои желания или беспокойства.

Наступает момент постановки связной речи. Теперь задачей родителей и педагогов стает комплектное обучение малыша навыкам общения.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Связная речь — это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой. Развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей — это характеристики связной речи.

То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. Главная функция связной речи — социальная. Для ребенка важно:

  • устанавливать коммуникативные связи;
  • грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;
  • научиться регулировать и контролировать поведение.

Виды связной речи

Связная речь используется в двух формах — в монологических и диалогических высказываниях.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

При диалогической речи надо уметь четко задавать вопросы, чтобы побудить собеседника отреагировать развернутым ответом, восклицанием или междометьем.

Если предмет разговора интересен собеседнику, тогда и он подает в ответ реплику, чтобы поддержать и продолжить диалог. Возможны при диалоге споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения.

Монологическая речь исходит от одного лица. Предмет разговора должен быть понятен, а рассказ был связным, логически выстроенным, с нужными деталями и эмоционально окрашено. Или монолог рискует превратиться в монотонное изложение.

В бытовом общении встречается крайне редко, но дошкольника необходимо учить этим навыкам. Монологи бывают повествовательными: простой рассказ о последовательности событий, обычно с глаголами и прилагательными).

У монолога-рассуждения присутствуют причинно-следственные связи, изъяснительные конструкции и пр. Монологи-исповеди представляет симбиоз повествования и рассуждения). Внутренний монолог — ежедневное размышление, которое человек строит у себя в мыслях.

Монолог — организационная речь. Человеку, для грамотного изложения необходимо построить в голове примерный план своего повествования. А в профессиях,как лектор, учитель планы излагаются на бумаги или в цифровом формате.

Речь дошкольника, как правило, стихийна и ситуативна. Она не планируется, а формируется по ходу высказывания, находится под действием и под влиянием коммуникативных связей между членов социума, от тематической направленности разговора, от степени вовлеченности в предмет разговора.

Уровни связности речи

Проводить обследование, чтобы выявить уровень связной речи, необходимо в обстановке, знакомой ребенку. Это исключит рассеивание внимания. Воспитатель или логопед также должен иметь предварительный опыт общения с конкретным ребенком.

Лучше использовать дидактический материал или задавать вопросы, опираясь на личный опыт дошкольника. При необходимости создать дополнительную мотивацию.

Используйте картинку с несложным сюжетом или игрушку с предметом в руках (например, кукла с цветами).

Обязательно побудить ребенка к рассказу. “Кукла собралась в гости и купила хозяйке цветы. Как ты думаешь цветы ей понравятся? А чем будут угощать куклу?”

Взрослому лучше не задавать вопросы, а рассказать свою историю и подсказывать слова-связки ребенку. Возможно, понадобится не одна беседа.

В современной логопедии различают 4 уровня.

  1. I уровень — высокий. Рассказы ребенка грамотно оформлены. Описания подробны, признаки объекта повествования наделяются признаками, ребенок использует простые средства выразительности (сравнения, определения). Мысли между собой связываются при помощи местоимений, лексического повтора, синонимов. Высказывания имеют логическое строение и последовательность, содержат описание, прямую речь.
  2. II уровень — достаточный. Описания состоят из двух частей. В основной части тем раскрывается неполностью, но связь между мыслями есть. В рассказах возможен пропуск какого-либо описания или характеристики, но основная мысль изложена четко. В рассказе события развиваются в основном последовательно, логическая цепочка в наличии.
  3. III уровень — средний. Все характеристики отличаются незавершенностью. Второстепенные темы есть, но раскрываются не полностью. Средства выразительности используются редко. Связь в тексте формальная, не имеет четкой структуры. В основной части нарушена последовательность действий и связей. Практически отсутствуют синонимы и местоимения.
  4. IV уровень — низкий. Рассказ по картинке описательного характера. Просто перечисляется части объекта, не используются глаголы и прилагательные. Ребенок тщательно подбирает слова, чтоб характеризовать предмет и действие.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно, наряду с мышлением, усложняется по ходу деятельности. Уровень речи напрямую зависит от наличия постоянного общения с окружающими.

К окончанию первого года жизни, ребенок издает осмысленные звуки, но чаще всего он выражает свои потребности и желания. Понимание речи хорошее. Уже к полутора годам малыш обозначает предмет словом, а еще чуть позже прибавляет действие к слову. (“Дай мяч”)

Следующий год жизни обусловлен быстрым развитием темпа речи, словарный запас обогащается, активно вступает диалогическая речь, особенно в совместной деятельности.

К четырем-пяти годам ребенок начинает активно пользоваться монологической речью и односторонним диалогом. Озвучиваются все игрушки, с разными интонациями, подражая взрослым.

В дошкольный период происходит самое активное развитие речи ребенка. Его высказывания становятся более осмысленными, наполненными подробностями и наблюдениями. Потребность в общении возрастает, ребенку необходимо делиться потоком информации, которая проходит через него.

В высказываниях присутствуют синонимы, местоимения, сравнения и определения. Словарный запас неуклонно растет.

Приемы для развития связной речи дошкольников

Сенситивным периодом в развитии связной речи является дошкольный возраст. Основной метод, который используется педагогами — наглядный. Это экскурсии, рассматривание предметов, игрушек, картин, фотографий, составление по ним рассказов.

Такой способ расширяет словарный запас, закрепляет знания понятий. Словесный метод применяется у дошкольников немного реже, он основан на составлении рассказа без предмета или картинки, пересказа.

Практический метод дополнительно развивает и совершенствует навыки связной речи. Это могут быть , любая театральная деятельность — инсценировки, этюды, хороводы, драматизации, пантомимы.

Приемы развития связной речи

Из приемов развития связной речи выделяют три.

  1. Словесный — речевой образец, указание, разъяснение, вопрос — все то, что может использоваться педагогом для подражания. Главное — доступность по форме и содержании. Необходимо громко и четко, особенно в младших группах, произносить задания или образцы. Уместно повторение, как взрослым, так и детьми. Также в данном приеме хорошо бы использовать вопросы: наводящие и уточняющие.
  2. Наглядный. Использование дидактического материала и иллюстраций, показ артикуляционной гимнастики, наблюдение за речевым аппаратом, при обучении правильному произношению.
  3. Комбинированный. Чаще всего, для улучшения результатов обучения связной речи используют комбинированные методы и приемы.

Исходя из практики логопедов и воспитателей существует несколько конкретных приемов, которые с успехом помогают развить связную речь.

Обучение дошкольников пересказу

Пересказ — отличный способ формировать навык связной монологической речи и состоит в том, что дошкольник воспроизводит содержание текста, услышанного ранее.

Расширить задание можно, предложив ребенку придумать некоторые детали, например к описанию героя, или продолжить действия героя.

Чтобы пересказ получился точным и грамотным, необходимо, проанализировать текст, его структуру и композицию. Затем извлек из текста информацию, запомнил ее и повторил как можно точнее.

Полезность этого метода возрастает в разы, когда взрослый использует художественные тексты, с самобытной литературной речью, яркими описаниями, многочисленными приемами и оборотами.

Связная речь постепенно становится более выразительной, в ней присутствуют эмоциональные и образные обороты.

Чтоб не потерять нить повествования и не переключаться на второстепенные детали, ребенок учится внимательно следить за структурой и логической цепочкой текста.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Чтобы связная речь формировалась более эффективно, педагоги активно используют картинки и иллюстрации. Дети составляют описательные рассказы, а им предлагают алгоритм. Учат выделять существенные признаки предмета или основной его части (Девочка с косичками, на которых яркие бантики.

Подробная характеристика цвета волос, бантиков и т.д.) Предлагает синонимы, сравнения и речевые обороты, которые более точно опишут картинку.

В итоге получается грамотный рассказ-описание. Здесь важна умственная работа дошкольника. Ведь необходимо сначала выделить самое главное, наделить признаками и свойствами, вспомнить что-то из личного опыта о таком же предмете.

Педагогу необходимо показать пример от своего лица, от лица игрушки, которая пришла в гости к детям. Деятельность со взрослым, и групповая детей друг с другом только приветствуется.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Связная речь успешно развивается в процессе сочинительской деятельности ребенка.

Оговоримся сразу — дети обожают сочинять. Чего только стоят придуманные ими слова. Задача взрослых, направить дар сочинительства в нужное русло.

Предложить тему, рассказать какие новые обороты можно использовать. Именно этот метод подходит для внедрения новых слов в речь ребенка.

Можно познакомить с основными литературными приемами известных авторов-сказочников. Вместе узнать, что бывают истории фантастические или сказочные, а бывают истории из жизни. В таких сочинениях ребенок может очеловечить любой персонаж, наделить его различными качествами.

Методика обучения связной речи – мнемотехника

Мнемотехника по сути — это связь слова и действия. Это совокупность приемов для лучшего запоминания. Впоследствии ребенок без проблем воспроизводит информацию.

Мнемотехника или мнемоника очень хорошо помогает развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание, мелкую моторику и конечно на основе всего этого, связную речь.

Суть приема проста. На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное.

По таким схемам, состоящим из нескольких картинок, хорошо получается пересказ текста, творческий рассказ, отгадывание загадок.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать цветные картинки, потому что у детей так быстрее возникают ассоциации. Ель-зеленая, волк-серый и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно схемы рисовать черно-белые, чтоб внимание не переключалось и не отвлекалось на детали.

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты системы, значит и формирование связной речи становится проблемой. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее будет результат.

Преодолеть системное недоразвитие и подготовить к обучению к школе — задача для взрослых. Главное — это общение. Чем больше разговаривать с ребенком, эмоционально окрашивать свою речь, тем быстрее будет заметен прогресс.

Ребенка с ОНР необходимо социализировать. Занятия с педагогами, общение со сверстниками — все это языковая среда, в которую ребенка необходимо погрузить при первой возможности.

Логопед на начальном этапе корректирует дефекты произношения. Воспитатель на занятиях пополняет словарный запас, учит пересказу, рассказу по картинке. Родители дома закрепляют материал.

Затем работа по образованию связной речи выходит на другой этап, на котором логопед добивается, чтоб рассказ ребенка был логически выстроен, наполнен деталями.

Сложнее всего детям с ОНР даются рассуждения, где очень важны установление причинно-следственные связи и обобщение понятий. Необходимо усилить некоторые методы.

Например, наглядность на занятии должна быть всегда. Рассказ или пересказ сопровождается иллюстрацией, используется мнемотехника и пр.

Построение плана высказывания — действенный способ также. У ребенка должна быть активная позиция. Он не просто слушает и повторяет, он придумывает сам, наделяет героев характеристиками, предметы дополнительными признаками. Задача — побудить к речевой активности.

Елена Бабич
Что входит в понятие «связная речь»

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника . Связная речь - это такая речь , которая отражает все существенные стороны своего предметного содержании. Речь может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи -коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Монологическая речь - связное , логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Связность монолога обеспечивается одним говорящими

Связная речь может быть , ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой говорится. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста . Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Развитие связной речи происходит постепенно вмесите с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Публикации по теме:

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

«Связная речь и познание мира» к семинару-практикуму «Культура речи педагога» "СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА" Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей. Задачи: 1.

Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.

Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.

Последние материалы сайта