План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением триз «волшебный мир библиотеки»..

04.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников «Кто-то, где-то»

Цель: развитие связной речи и творческого воображения; обучение дошкольников составлению сюжетов сказочного содержания.

Задачи:

1. Развивать связную монологическую речь (составление рассказа-описания героев-животных).

2. Учить детей представлять объект (животное) в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

3. Показать возможности развития сюжета.

4. Словарь: учить детей подбирать прилагательные к существительным.

Оборудование: картинки с изображением различных животных (цыплёнок, щенок, котёнок, белочка, рыба, медведь, червяк, ёжик); картинки с изображением обычного летнего леса, дремучего леса, тёмного, сказочного леса; лесной полянки; водоёма, подземного царства.

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать небольшие сказочные сюжеты про животных, которые вы потом сможете рассказывать родителям и друзьям».

Педагог предлагает детям: «Но для начала предлагаю разминку для ума, играть мы будем вот в какую игру: я буду задавать вопросы каждому из вас, а вы будете отвечать на них. Эта игра позволит узнать, сообразительные вы или нет!» (Число вопросов должно быть равным числу детей в группе).

Речевая разминка

1. Какие две рыбы в русских сказках выполняют желания?

2. Назови профессию Айболита?

3. Как зовут сладкоежку, живущего на крыше в доме Карлсона?

4. Кто лучший в мире крокодил?

5. Как звали кота из сказки «Золотой Ключик»?

6. У лисы – ледяная, а у зайца - ?

7. Какая фамилия у Кощея?

8. Как звали детей в сказке «Снежная королева»?

9. Что в известной сказке было не простое, а золотое?

10. В чём волшебная сила старика Хоттабыча?

11. Воздушный транспорт ведьмы?

12. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушел. Кто это?

13. На чём путешествовал Емеля?

14. Куда попала девочка в сказке «Бабушка Метелица»?

15. Как звали героиню сказки, потерявшую хрустальную туфельку?

16. Кто был ростом с пальчик?

17. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена?

II. Основная часть

Педагог: «Вы много знаете о сказках. На прошлых занятиях мы говорили о том, что героями сказки может стать кто угодно. Вспомните, пожалуйста, какие герои встречаются в сказках?» (индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказанное: «Героем сказки может стать девочка или мальчик, дедушка или бабушка, женщина или мужчина, любое животные - животные, которые живут на планете и несуществующие животные, которых можно выдумать самим».

Педагог выкладывает на доске картинки: в одной части картинки с изображениями животных, в другой – с изображениями места, в которых могли бы оказаться эти герои.

Сегодня мы будем придумывать сказочные сюжеты про обычных животных. Какие бывают животные? («Животные бывают домашними и дикими»).

Игровое упражнение «Кто как ой»

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных.

медведь – косолапый, неуклюжий, большой, бурый;

лиса – хитрая, рыжая;

ёж – маленький, колючий, серый;

белка – маленькая, проворная, быстрая, прыгучая;

заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой;

цыплёнок – маленький, пушистый, беззащитный, жёлтый;

щенок – весёлый, быстрый, шустрый;

рыба – маленькая, быстрая, подвижная.

Слова рь: попросить нескольких детей объяснить слова «косолапый», «неуклюжий», «проворная», «бурый».

Педагог: «Молодцы, ребята! Вот видите, сколько слов существует для того, чтобы описать героя! Когда вы будете сочинять свой сказочный сюжет, вы должны использовать эти слова описания своего главного героя».

Игра «Отгадай, кто?»

Педагог: «Вам нравится отгадывать загадки? (ответы детей). Что такое загадки? (индивидуальные ответы детей). Тогда слушайте, я называю действия животного, а вы должны догадаться, о ком идёт речь (когда дети отгадывают, педагог показывает картинку с изображением животного)».

Плавает в воде (рыба).

Бегает, играет, прыгает, мяукает, мурлычет, ловит мышей, лакает молоко, лижет лапку (котёнок).

Прыгает, гуляет, бегает, лает, ест мясо (щенок).

Прыгает по стволу, собирает шишки и шелушит их (белочка).

Рычит, ходит вперевалочку, ворошит ульи, любит есть мёд (медведь).

Словарь: что значит слово «ворошит»? (Слово «ворошит» означает «двигать», «шевелить», «разгребать» что-либо, перебирая, перемешивая). Что можно ворошить? («Ворошить можно листья, мусор, хлам»).

Педагог: «В сказках герои-животные всегда попадают в какие-то места, где с ними что-то происходит. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» события разворачивались в лесу. Помните, как описывается лес в этой сказке? (По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица). Вспомните, в каких местах оказывались герои других сказок?» (ответы детей).

Примерные ответы детей:

В сказке «Колобок» события происходили в лесу.

В сказке «Бабушка Метелица» все события происходили в подземелье.

В сказке «О рыбаке и рыбке» все события происходили у берега моря.

В сказке «Красная Шапочка» события разворачивались тоже в лесу.

В сказке «Теремок» сюжет описывается в лесу.

В сказке «Репка» события происходили на огороде.

В сказке «Стойкий оловянный солдатик» все события происходят в комнате возле камина (в камине).

Педагог: «Обычно в сказках с героями-животными все события происходят в лесу, потому, что дикие звери живут в лесу. А если сказка о домашних животных, какое место будет выбрано? («Двор возле дома, где живут все животные; курятник, клетка» и прочее). Когда вы будите придумывать свою сказку, не забывайте про то, что нужно обязательно выбрать место, где будет происходить событие».

Сначала педагог сам составляет сказочный сюжет, показывая детям примерный образец. Педагог: «Ой! Я тоже захотела сочинить маленькую сказочку про цыпленка! Хотите послушать?».

Сочинение сопровождается выставлением на доску соответствующих картинок по ходу изложения.

Пример: Жил-был маленький, пушистенький цыплёнок. Но он был не как все цыплята на свете, он был необычным – он был голубого цвета! Звали его Пипи. Все смеялись над ним, и никто с ним не дружил. Как- то раз Пипи гулял в лесу и встретил червячка. Червяк тоже был необычным – он тоже был голубого цвета! Они долго играли и веселились. Так Пипи нашел друга.

III. Итог занятия

Педагог: «Чем мы сегодня занимались?» («Мы учились сочинять небольшой сказочный сюжет про животных»).

Какие герои могут встретиться в сказке? (ответы детей).

В каком месте может оказаться герой-животное в сказке? («Герой может оказаться в любом месте – в лесу, или в подземелье и так далее»).

Оценка работы детей на занятии.

По данным школьной статистики, показатель уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста стал заметно ниже. Учителя это связывают с развитием информационных технологий, где общение вслух занимает незначительное место. А так как у детей дошкольного возраста опора на зрительный ориентир обусловлена психологическими особенностями этого периода жизни, использование разных методов и приемов на занятии способствует развитию монологической речи.

Программное содержание : формировать умение детей составлять рассказы, сказки, загадки о комнатных растениях, используя знания и представления об окружающем мире;

  • закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений, об условиях необходимых для их роста и развития;
  • развивать креативное мышление дошкольников посредством использования на занятиях элементов ТРИЗ-РТВ, моделирования и схем;
  • воспитывать у детей навыки экологически грамотного поведения в процессе повседневной жизни, приобщая к ценностям сотрудничества друг с другом.
  • Методы и приёмы:

    • музыкальное сопровождение;
    • беседа;
    • вопросы к детям;
    • рассказы детей;
    • игровой момент (“выполнение заданий от Дюймовочки”);
    • загадки;
    • физ. минутка “Тюльпан”;
    • подвижная игра “Волшебные круги”.

    Материал:

    • жетоны для всех детей;
    • схема составления рассказа;
    • макет цветка с семью лепестками;
    • домик “Дюймовочки”;
    • дидактическая игра “Собери цветок” (разрезные картинки);
    • обручи 3 шт.;
    • иллюстрации с изображением комнатных растений;
    • мячик.

    Словарная работа:

    • активизация словаря: размножение растений, черенкование.

    Звуковая культура речи:

    • упражнять детей в отчётливом произнесении сонорных звуков.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети входят в группу с воспитателем, в центре группы домик (оформленный цветами, маленькой мебелью), в домике никого нет, но оставлена записка и макет цветка.

    Воспитатель читает записку: “Я очень люблю цветы и очень многое знаю о них. А вы тоже имеете представление о комнатных растениях или нет? Чтобы это проверить, я приготовила для вас задания на цветке. Выполнить задания по Цветам радуги. Дюймовочка.”

    Дети вспоминают стихотворение, проговаривают его: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В каждом слове первый звук определяет цвет лепестка и номер задания.

    Задание 1. “Лепесток красного цвета”.

    “Рассказать о своём любимом растении”

    Для выполнения этого задания дети вытягивают жребий. У кого жетончик с изображением цветка, те дети и рассказывают о комнатном растении. (3 ребёнка)

    Задание 2. “Оранжевый лепесток”.

    Воспитатель загадывает загадку о цветке:

    Зеленые листочки,
    А на кусточках ярко-красные комочки. (Ангинник)

    Ребята делятся на пары. Каждая пара придумывает загадку для других детей.

    Физкультурная минутка. “Тюльпан”. Музыка К. Черни

    И.п. – руки перед собой, соединить средние пальцы.

    Вырос тюльпан

    Задание 3. “Жёлтый лепесток”.

    Дидактическая игра “Собери цветок” (из 6-8 частей).

    Дети называют и находят то комнатное растение в группе, которое получилось из пазлов.

    Задание 4. “Зелёный лепесток”.

    Подвижная игра “Волшебные круги”.

    Дети раскладывают фотографии комнатных цветов по заданию: в зелёный круг – цветущие с листьями; в синий – растения с листьями, но не цветущие; в желтый круг – остальные (кактусы). Объяснить свой выбор (так как кактусы не относятся в два предложенных круга, но они тоже комнатные растения).

    Задание 5. “Голубой лепесток”.

    “Расскажи о цветке по схеме” (3 ребёнка).

    Подвижная игра: “Цветы и пчёлы”.

    Дети делятся на две команды: “пчелы”, “цветы”. Играет музыка - “пчелы летают”; музыка замолкает – “пчелы садятся на цветы” (кладут руки на кисти других детей). Затем дети меняются ролями.

    Задание 6. “Синий лепесток”.

    “Путешествие цветка” - коллективное составление сказки.

    Начало сказки говорит воспитатель: “В цветочном саду у Дюймовочки вырос цветок…”. Дети передают мяч друг другу и говорят предложение для составления коллективной сказки.

    Задание 7. “Фиолетовый лепесток”.

    Дюймовочка за правильно выполненные задания, оставила для детей призы: разукрашки и печенье “Розочки”.

    Ещё конспекты занятий в детском саду:
    Выпускной вечер "Фабрика звезд"
    Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися классов компенсирующего обучения начальной школы
    Об актуальности применения технологии проблемного обучения в детском саду в условиях ФГТ (Федеральных государственных требований)

    Проектная деятельность в работе с дошкольниками и их родителями
    Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
    | занятие | конспекты занятий | развитию | монологической | монологическая речь | речи | части речи | страна | страны мира | цветов | цветы | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | детский | детский сад | Страничка психолога | Занятие по развитию монологической речи Страна цветов в подготовительной группе Детский сад

    Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе

    Цель: формирование у детей монологической речи

    Программные задачи:

    Обучающие:

    • Учить детей составлять описание игрушек, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта.
    • Учить детей строить простые предложения и давать полные ответы на вопросы воспитателя.

    Развивающие:

    • Развивать речь детей, мышление, расширять представления об окружающем мире.
    • Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
    • Продолжать знакомить детей с термином «слово», закреплять произношение звука «с» в словах и фразах, вслушиваться в звучание этих слов.

    Воспитывающие:

    • Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.

    Словарная работа:

    Шерстка, царапки, тропинка

    Методические приемы:

    показ, беседа, вопросы, загадки, рассматривание картины, игровая мотивация, художественное слово.

    Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций в картинках, чтение художественной литературы, загадывание загадок.

    Ход занятия.

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная часть

    Заранее расставить декорации (елочки, кустики, цветы).

    Ребята я приглашаю вас отправиться по сказочному лесу.

    (Звучит запись пение птиц, шум леса) – Ребята, а что это под елкой такое красивое лежит?

    По дорожке дети шли,

    Мешочек по пути нашли

    А мешочек не простой,

    Он волшебный – вот какой.

    Ой ребята, а он завязан, давайте его развяжем.

    Это нам волшебный лес приготовил сюрприз, мешочек развяжется только тогда, когда дети отгадают загадку: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки». Кто это?

    (добиваться точного ответа – это кошка) Достаю кошку.

    Дети идут по коврикам (имитация травки)

    Мешок

    Дети пытаются развязать мешок, но не могут

    Кошка

    Мотивация

    Сюрпризный момент

    Художественное слово

    Загадывание загадок

    Основная

    Ребята, кто это?

    Давайте хорошенько рассмотрим нашу кошку

    Опишите, какая кошка?

    Что есть у кошки?

    Посмотрите какие у кошки глаза?

    А какая у кошки шерстка?

    Какими словами можно сказать о кошке. Какая она?

    Что умеет делать кошка?

    Вы много слов сказали о кошке и все они звучат по-разному, послушайте кошка какая пушистая. Скажите вместе тихим голосом: кошка, затем индивидуально.

    Кошечка загрустила, ищет своего детеныша, как называется детеныш кошки? Кто у нее?

    Кошка большая, а котенок маленький. Давайте, вы превратитесь в маленьких котят, а я в маму – кошку.

    Физ. минутка. Танец котят под музыку .

    После физ. минутки предложить придумать кличку кошке.

    Как её зовут?

    Давайте, ребята, расскажем про кошку, опишем какая она?

    Это... кошка, её зовут … Мурка. Зеленые глаза у неё…, шерстка … мягкая, пушистая. Она любит лакать … молоко. Умеет … ловить мышей.

    Мне … она очень нравится.

    Чистоговорки

    К нашей кошке прилетела оса. Са – са – са, прилетела оса

    Кошка прогнала осу, су – су – су.

    Дети, а давайте я вас научу, как кошка ловит мышей. Я буду мама – кошка, а вы – котятки.

    Сначала котятки стерегут мышь - сидят тихо, прислушиваются, а потом подкрадываются к мышке и быстро делают прыжок (1 – 2р.)

    Ребята, а вы знаете, что в лесу живут разные зверята? (воспитатель из мешочка достает игрушки животных)

    Как одним словом назвать? (зайку, мишку и т.д.)

    Даша, пригласи свою игрушку к нам на прогулку. Как ты скажешь?

    Кошка

    Мягкая, белая

    Носик, глазки, ушки, лапки, хвостик

    Зеленые

    Мягкая, пушистая

    Пушистая, ласковая, ловкая, хитрая

    прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко

    дети хором проговаривают, индивидуально

    котенок, котята

    выполняют физминутку

    Мурка

    После рассказа воспитателя, 2-3 рассказа детей

    Дети повторяют громко, шепотом, хором и индивидуально

    Игра

    дети называют их, берут в руки.

    Игрушки

    Зайка, идем с нами на прогулку, мы будем вместе играть

    Вопросы

    Беседа

    Игра

    Рассказ воспитателя

    Рассказ детей

    Наводящие вопросы

    Игра

    Заключительная

    Давайте, дети, возвращаться назад в группу, по нашей тропинке.

    Ребята, кого мы с вами видели?

    Чем мы с вами занимались?

    Дети доходят до края тропинки и прощаются с гостями.

    Ответы детей

    Подведение итогов

    Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по речевому развитию на прогулке.

    На тему: «Наблюдения за божьей коровкой»

    Цель.

    Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; Задачи:

    Развивающие:

    • развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение;
    • способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание) ;
    • развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок;

    Обучающие:

    • учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой;
    • совершенствовать опыт употребления предлогов с пространственным значением посредством игры «Где спрятались насекомые? ».

    Воспитывающие:

    • воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, на поляне;
    • воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому

    Материал и оборудование:

    игрушка «Божья коровка», бумажные «божьи коровки», бубен, выносной материал

    Словарная работа:

    Стрекочет, предостерегающая, подкрылья, тля

    Предварительная работа:

    Чтение природоведческой литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, схем, моделей, изготовление поделок из природного материала «божья коровка»

    Ход наблюдения

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная часть

    Ребята, где мы с вами находимся?

    Что мы здесь делаем?

    На территории нашего садика.

    На нашем веселом участке.

    Прыгаем, играем, веселимся, наблюдаем за насекомыми.

    Беседа

    Основная

    А вы, ребята, какие насекомые знаете? Назовите.

    Молодцы! Я буду загадывать загадки о насекомых, а вы отгадайте.

    1. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мед.

    2 . Осенью в щель забьется, а весной проснется.

    Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

    Молодцы! Я проверю сейчас, какие насекомые вы знаете.

    Игра с мячом «Назови насекомое».

    Спасибо. Продолжаем отгадывать загадки. Вы готовы?

    3 . Я – зеленый конек, скачу вдоль и поперек!

    Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу.

    4. Черен, а не ворон,

    Рогат, а не бык,

    С крыльями, а не птица.

    Правильно! Много насекомых знаете. Отгадываем дальше.

    7 . Надевает эта крошка

    Платье красное в горошек.

    И лететь умеет ловко,

    Это…

    Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях (показ игрушки - поделки «божья коровка») .

    Узнаете? Это божья коровка. Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок.

    Какого она цвета?

    Воспитатель говорит о том, что божьи коровки бывают не только красными с чёрными пятнышками, но ещё и жёлтые с чёрными пятнышками, и оранжевые с белыми пятнышками.

    Сколько у нее ног?

    Из скольких частей состоит ее тело?

    Божья коровка- это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Окраска божьей коровки предостерегающая. Ярко одета, видно её из далека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что её съесть нельзя. Птицы знают, что насекомые с такой окраской - несъедобные. При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов.

    У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, ножки тонкие маленькие. Может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья.

    Божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Божьи коровки на обед и на ужин с удовольствием поедают огромное количество тли, любят угоститься червяками, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов, которые живут на садовых деревьях. Люди давно считают божьих коровок своими помощниками. Поэтому убивать их нельзя, их нужно беречь.

    На зиму божьи коровки прячутся под корой деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

    Давайте вспомним потешку-стишок про божью коровку

    Разминка

    Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко – «божьи коровки» летают, ветер подует – прячутся.

    Молодцы! Продолжаем играть.

    Следующая игра называется «Где спряталась божья коровка? ». Когда я скажу «Кто быстрее найдет божью коровку? », вы начинаете искать божьи коровки везде – на веточках деревьев, и кустиков. Если найдете – осторожно возьмите на руки. А когда зазвенит бубен – вернитесь на свои места, в круг.

    Ребята, давайте поищем, где спряталась божья коровка?

    А кто из вас знает, что означают точки на крылья у коровки?

    Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двуточечная, с пятью – пятиточечная и т. д.

    Ребята, чтобы наши божьи коровки жили на нашем участке и защищали наши деревья и кустики от вредных насекомых что нужно сделать?

    Спасибо! Молодцы! Сейчас я предлагаю вам вернуться в группу и нарисовать божьих коровок на выставку

    Дети называют насекомых

    Пчела

    Комар

    Играют

    Кузнечик

    Жук

    Божья коровка

    красного-с чёрными пятнышками

    Шесть

    Из трех частей: голова, грудь, брюшко.

    Божья коровка (ритмично покачивают ладонями)

    Улети на небо (делают взмахи перекрещёнными кистями рук)

    Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя)

    Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши)

    Только не горелого (грозят указательным пальцем)

    Дети, изображая полет, медленно бегают, плавно машут руками и жужжат

    Под (на, за, перед) листочками спрятаны «божьи коровки», сделанные из бумаги). Дети находят «насекомое», звенит бубен, ребята встают в круг, называют его и говорят, где оно спряталось: под (на, за, перед) листочком.

    Не прогонять их, не убивать

    Вопросы

    Загадывание загадок

    Игра

    Художественное слово

    Показ

    Беседа

    Рассказ воспитателя

    Художественное слово

    Беседа

    Вопросы

    Похвала

    Заключительная

    Ребята, за кем мы с вами наблюдали сегодня на прогулке?

    Что нового вы узнали?

    Ответы детей

    Подведение итогов

    Конспект НОД чтения природоведческой литературы в старшей группе К.Г. Паустовского «Кот – ворюга».

    Цель:

    Формирование грамматический строй речи и развивать диалогическую речь.

    Задачи:

    Обучающие:

    • Знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;
    • Учить анализировать текст произведения.
    • формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием

    Развивающие:

    • Развитие навыков связной речи .
    • Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы.

    Воспитывающие:

    • Прививать детям доброту, честность, трудолюбие

    Обогащение словаря:

    Отчаяние, чулан, жестяная, кукан, вздуть, ливерной, тесовую, протоков, подпалинами, голенастый.

    Демонстрационный материал:

    Иллюстрации к рассказу

    Ход НОД:

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методы и приемы

    Вводная

    Сегодня мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

    Острые ушки, на лапках подушки,

    Усы, как щетинка, дугою спинка,

    Днём спит, на солнышке лежит.

    Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

    Первое слова в заголовке - кот. Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота.

    Чтение первого и второго абзацев

    Кто внимательно слушал и догадался как полностью звали кота?

    Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Кот – ворюга» Паустовского.

    Кот

    Кот – бандит, вор и т.д.

    Загадывание загадок

    Мотивация

    Основная

    Чтение произведения.

    Физкультминутка.

    Предложить детям показать кошек с разными характерами.

    Вопрос: За какие проделки так назвали Кота?

    Вопрос: Какой смысл имеет слово ворюга в рассказе?

    Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце.

    Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

    Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?

    В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Это животное стало героем сказки Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, басен И. Крылова, сказа П. Бажова “Серебряное копытце”.

    Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим.

    Вопрос: Каким вы увидели кота в начале рассказа

    Вопрос: Какой характер? Поведение?

    Вопрос: А как, по-вашему, относится к нему автор?

    Вопрос: Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства?

    Как же изменился кот?

    Вы наверно обратили внимание, что в рассказе не показано, как кот изменился внешне?

    Какой он стал, ребята?

    Выполнение разминки

    Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза

    Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался,

    В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.

    Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.

    фыркал и терся головой об пол (означало веселье) мирно захрапел совершил благородный и неожиданный поступок дрожал от негодования передней лапой бил петуха ходил как хозяин и сторож

    требовал благодарности

    Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

    довольный, веселый, доверчивый, добрый

    Беседа по содержанию рассказа .

    Обобщение

    Беседа

    Заключительная

    - Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа?

    Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую?

    Изменило кота – добро людей

    Подведение итогов

    Кот – ворюга

    Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

    Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

    Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

    Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

    Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

    Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

    Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

    Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

    Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

    Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

    Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

    Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

    Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.

    Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.

    Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.

    Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

    Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.

    Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

    Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье.

    Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье - кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

    Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

    Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

    Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

    Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

    - Что же нам с ним делать?

    - Выдрать! - сказал я.

    - Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

    Кот ждал, зажмурив глаза.

    Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

    Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

    После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

    Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

    С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

    На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.

    Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.

    Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

    Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

    Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачом».

    Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

    После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.

    С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

    Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

    Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера.

    Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.


    Людмила Вожегова
    Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников Тема: «В гостях у сказки»

    Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие » , «Социально – коммуникативное развитие » , «Познавательное развитие » , «Физическое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

    Цели : способствовать развитию монологической формы посредством чтения художественной литературы. Формировать умение связанно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы .

    Планируемые результаты : умеет пересказывать рассказ с опорой на иллюстрации, умеет согласовывать прилагательные с существительными, умеет описать предмет с опорой на схему, высказывать свое мнение и аргументировать его.

    Задачи :

    Образовательные :

    1. Учить детей описывать предмет по схеме.

    2. Учить детей рассуждать и аргументировать свои высказывания

    2. Формировать умение детей последовательно пересказывать текст посредством наглядности.

    4 Формировать интерес к прочитанному, понимание того, что сказки необходимо помнить и пользоваться их лексикой и мудростью

    5. Продолжать учить образовывать однокоренные слова

    Развивающие :

    1 Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам .

    2 Закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, формировать яркую, образную, связную , грамматически правильно построенную речь.

    Воспитательные :

    1. Воспитывать в детях умение прийти на помощь в трудной ситуации, взаимопомощь, взаимовыручку

    Предварительная работа :

    Рассматривание иллюстраций по теме.

    Чтение, рассказывание сказок .

    Проведение дидактических игр : «Угадай сказку по картинке » , «Из какой сказки герой »

    Разгадывание загадок о сказках и героях .

    Словарная работа : сказка , загадка, небылица, присказка .

    Беседа «Чему учат нас сказки

    Рисование картин к сказке «Гуси-лебеди» .

    Методы и приёмы :

    Наглядный метод

    Рассматривание картин

    Словесный метод :

    Разъяснение

    Загадывание загадок

    Игровой прием

    Поощрения

    Дидактическая игра

    Физкультминутка

    Материалы и оборудование :

    Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»

    силуэты героев сказки «Гуси-лебеди»

    флонелеграф

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    (Дети стоят вокруг воспитателя)

    Друг на друга посмотрели,

    Крепко за руки взялись,

    Влево-вправо повернулись,

    И друг другу улыбнулись.

    (Рассаживаемся полукругом на стульчиках.)

    Воспитатель : «Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Сказок . Вам нравится отгадывать загадки? Что значит слово «загадка» ? .

    Воспитатель обобщает сказанное детьми : «Загадка» - это мудрёный (то есть умный) вопрос. Это вопрос, в котором скрывается определённое слово – его и нужно отгадать».

    Отгадайте загадку и вы узнаете, о какой сказке мы будем говорить !».

    В сказке небо синее ,

    В сказке птицы страшные .

    Яблонька, укрой меня!

    Реченька, спаси меня!

    («Гуси-лебеди» )

    2. Основная часть.

    (Показываем фигурки сестрицы Аленушки и братца Иванушки, бабы-яги и гусей-лебедей).

    1. Опиши портрет героя сказки по предложенному наглядному плану. (план на доске) .

    Воспитатель : Правильно! Ребята к нам в гости пришли герои этой сказки . Какие же они эти герои? Кто хочет рассказать о сказочном персонаже ?

    (Дети по очереди описывают сказочных героев )

    Воспитатель : «Молодцы, ребята. Вы все знаете эту сказку . Почему она называется сказкой ? Потому что в ней есть необычные вещи – небылицы. Ребята кто может мне сказать , что такое небылица? (Небылица - это то, чего не может быть на самом деле.) Какие небылицы вы можете назвать из этой сказки ?

    (Дети перечисляют небылицы из сказки )

    Воспитатель : «Ответьте мне на вопрос : «Что всегда есть у любой сказки (воспитатель побуждает детей рассуждать) .

    Воспитатель : «У каждой сказки есть своё название .

    «Ребята какое название у нашей сказки

    Давайте вспомним эту сказку . Педагог выставляет сюжетные картинки, которые изображают только середину сказки :

    2. Дидактическая игра «разложи по порядку»

    Воспитатель : Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать , да вот беда, баба- яга их все перепутала. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Работать вы будете в группах. (2 стола с картинками. 1 группа подходит к первому столу, 2-ко второму. Дети подают последовательно картинки, а воспитатель крепит их к доске).

    Молодцы ребята, вы хорошо потрудились! Устали? Я предлагаю вам прогуляться в лес.

    Физкультминутка

    В темном лесу есть избушка

    В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

    Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

    В той избушке есть старушка . (Грозят пальцем.)

    Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

    Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

    Глаза большие, (Показывают.)

    Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

    Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

    Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

    А теперь пора возвращаться.

    (Дети рассаживаются за столы)

    3. Упражнение «Расскажи сказку по картинке »

    Пересказ сказки по картинкам (1 ребенок- начало сказки , 2-середину, 3-конец сказки ). - В сказках всегда есть три части – это начало сказки , середина и конец. Напомните мне, как начинаются все сказки ? («Однажды» , «Жили-были» , и так далее). Как вы думаете, как начиналась сказка «Гуси-лебеди» ? (ответы детей) . Воспитатель : «Как вы понимаете слово «кликнула» ? («Кликнула, значит позвала» ). В середине сказки рассказывается о том , как Аленушка братца искала. Кто хочет рассказать ? Что произошло потом? Что было в конце сказки ? Вот мы и нашли и начало сказки , и середину и конец. Молодцы ребятки, все верно вспомнили!

    Воспитатель : «Ребята «Гуси-лебеди» народная сказка . Народная она потому, что не известно кто ее автор. Люди рассказывали ее друг - другу и каждый добавлял что-то свое. Давайте и мы с вами внесем в сказку что-то новое , хотите? (ответы детей) . Ребята как мы с вами можем ласково назвать реку (речка, реченька. речушка) ; яблоня (яблонька) ; печь (печка, печенька)

    Воспитатель : «О чем эта сказка ? Определите, какая главная мысль сказки «Гуси-лебеди» ? («Очень важно слушаться родителей» ).

    Воспитатель : «Скажите ребята, если бы Аленушке никто не помогал, смогла бы она спасти брата?» (Ответы детей. Побуждаем детей рассуждать) .

    Педагог : «Сейчас я прочитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы подумаете и объясните, как вы понимаете эти пословицы?» (воспитатель выслушивает ответы каждого ребёнка и уточняет смысл каждой пословицы) .

    В трудном деле даже малая помощь много значит.

    Добрые дела человека красят.

    III. Итог занятия

    Педагог оценивает работу детей на занятии только с положительной стороны,

    Вопросы :

    Что есть у любой сказки ? («У всех сказок есть своё название » )

    Как называлась сказка , о которой мы говорили на занятии (Гуси-лебеди)

    Сколько частей в тексте сказки ? («В сказке есть три части : начало, середина и конец»).

    Как определить в сказке начало ? («Сказки всегда начинаются со слов : «Жили-били» , «В некотором царстве, в некотором государстве» , «Давным-давно в далеком королевстве» и прочее) .

    Как мы можем определить середину сказки ? («В середине сказки всегда рассказывается о каких-то событиях , которые происходят с героями») .

    Назовите, какие события происходили в середине сказки «Гуси-лебеди» ? (индивидуальные ответы детей) .

    Как определить конец сказки ? («В конце сказки мы узнаём , чем закончились события, которые происходили с героями и чем они закончились»).

    Чем закончилась сказка «Гуси-лебеди» ? Какой конец у этой сказки , хороший или не удачный? (индивидуальные ответы детей) .

    Чему учит нас эта сказка ? («Эта сказка нас учит добру , тому, чтобы быть дружными и всегда друг другу помогать»)

    Щербина Юлия Васильевна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ д/с №4
    Населённый пункт: Калининградская обл., г.Балтийск
    Наименование материала: Статья
    Тема: Развитие монологической речи дошкольников
    Дата публикации: 15.03.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г.Балтийск КОНСУЛЬТАЦИЯ «Развитие монологической речи дошкольников» Воспитатель высшей категории МБДОУ д/с №4 Щербина Ю.В.
    Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
    Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения

    родному языку:
    1.Словарную работу; 2.Формирование грамматического строя речи; 3. Воспитание звуковой культуры речи. Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
    Монологическая речь
    как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, образно.
    ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    У младших дошкольников совершенствуется понимание речи. Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.
    Для детей 3 – 4
    лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета.
    В младшем возрасте особое внимание уделяется развитию навыков разговорной

    речи.
    К каждому высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что – то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть понятными и конкретными для ребенка. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие станет основой формирования монологической речи.
    В среднем дошкольном возрасте
    большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные, наречия. Появляются первые обобщения, выводы. Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями.
    Структура речи еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда). Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного.
    У детей старшего дошкольного возраста
    развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы. Появляется умение последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе, еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
    ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

    Пересказ
    – это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текс или отдельное слово.
    С детьми младшего дошкольного возраста
    проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения.
    Перед воспитателем стоят две задачи:
    1.Научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка; 2.Подвести к воспроизведению текста. Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок»). Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно – два слова или целое предложение. После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов(Л.Н.Толстого). Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, проводимая в утренние и вечерние часы.
    При обучении пересказу детей среднего возраста
    решаются более сложные задачи: детей учат рассказывать не только короткие сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Произведения, рекомендуемые для пересказа в средней группе, отличаются по тематике, содержанию, форме. Наряду с рассказами и сказками с ярко выраженной моралью даются и произведения, где мораль скрыта. Поэтому, главное в обучении пересказу в средней группе – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. В средней группе, как и в младшей, большое значение имеет опора на опыт ребенка, что способствует более осмысленному восприятию и запоминанию произведения.
    Также широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога заключается в напоминании фразы, подсказе забытого слова. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные фразы.
    В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставятся задачи:
    1.Уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Детям предлагаются более сложные произведения. В старшей группе проводится пересказывание сказок о животных, рассказов Л.Толстого, К.Ушинского, С.Баруздина и др.
    РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ
    Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. Это: 1.Составление описательного рассказа по предметной картине; 2.Составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3.Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4.Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5.Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
    В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения

    рассказыванию по картине.
    Основные
    задачи
    таковы: 1.Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2. Постепенный переход к занятиям, упражняющим в связной речи – ответы на вопросы и составление небольших рассказов. Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Они включают две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ – образец педагога. Дети учатся рассказывать по картине предложениями из 2 – 3 слов. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли предметы и действия в соответствии с изображенными на картине. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя. Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, ясной, выразительной. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно загадать загадку, спеть песенку. В младшей группе очень важно использовать различные игровые приемы: «Расскажи кукле», «Что мы расскажем собачке» и др.
    Можно выделить следующие характерные особенности непосредственной

    образовательной деятельности по картине с детьми младшего возраста:
    чередование хоровых и индивидуальных ответов; обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; использование литературных и художественных вставок. Первые картины для детей младшего возраста это картины, изображающие отдельные предметы, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни. После проведения непосредственной образовательной деятельности картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, начнут высказываться. Воспитатель уточняет высказывания детей, поощряет и поддерживает их.
    В средней группе
    уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце – педагог показывает образец своего рассказа. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. Следующий этап – самостоятельное рассказывание.
    В среднем возрасте можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам. Когда дети научились составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин.
    В старшем дошкольном возрасте
    в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. На занятиях с использованием картины ставятся
    задачи
    , зависящие от содержания картины: 1.Учить детей правильно понимать содержание картины; 2.Воспитывать любовь к природе, уважение к данной профессии; 3.Активизировать и расширять словарный запас. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются требования: точная передача сюжета; самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств.
    В старшей группе используются все виды рассказов по картине
    : описательный сюжет по предметной или сюжетной картине, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно предлагать рассказ по серии картинок, где требуется не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. В старшей группе можно использовать и серии картинок на юмористические темы.
    В старшем дошкольном возрасте дети впервые учатся составлять

    повествовательный рассказ.
    Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Можно составить и коллективный рассказ по картине. Один ребенок придумывает, что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картине, третий придумывает последующие действия, поступки и приключения героев. Необходимо детям напомнить, чтобы они не повторяли уже рассказанных событий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом ставить разные задачи, постепенно усложняя их.
    В старшей группе также продолжается работа по развитию умения характеризовать

    самое существенное в картине.
    Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название» и др. Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать пейзаж, состояние погоды и др. Необходимо учить детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. К восприятию пейзажных картин дети подводятся постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы: восход солнца, гроза, сумерки, пасмурная и ясная погода, метель и т.д. Для лучшего понимания художественного замысла той или иной картины уместно использовать музыку, поэтические произведения.
    Помогает понять настроение картины и такой методический прием:
    воспитатель спрашивает у детей о том, какое бывает у них настроение, когда они играют в снежки, когда мамы нет дома, когда пришел врач делать укол и др.
    Большое значение имеет рассказ
    – образец воспитателя или литературный образец. Широкие возможности предоставляют поэтические произведения о природе М.Пришвина, Г.Скребицкого и др. Постепенно у детей формируется умение правильно чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своем рассказе. При этом заметно развивается образность речи.
    РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ИГРУШКЕ

    Одно из самых любимых занятий детей по развитию речи – рассматривание и описание игрушек.
    В младшей группе это простые дидактические игры:
    «Чудесный мешочек», «Кто это?» и др. Подбор игрушек имеет некоторые особенности: они могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки – цвет, форма, материал. Описание идее по вопросам педагога. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагает послушать рассказ про игрушку. Это рассказ является образцом. Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Использование литературных вставок оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.
    В средней группе
    дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец воспитателя.
    Во второй половине года
    дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала небольшой план – 2 – 3 вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней. Когда дети достаточно хорощо научатся составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы можно было наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его: «Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?» Используется и рассказ – образец педагога. Он должен давать примеры речевых конструкций – в рассказ необходимо вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.
    Занятия по составлению сюжетных рассказов по набору игрушек состоят из 2 – х

    частей:
    1.Рассматривание игрушек; 2.Составление рассказов.
    В старшем дошкольном возрасте занятия разнообразны: описание игрушки,

    сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке.
    Необходимо использовать занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажи о своей любимой игрушке». Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, выбирая самостоятельно игрушку. Можно составлять рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа, сопровождая его действиями игрушек. Особое внимание необходимо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа – форму, в которой передано содержание. После занятия игрушки оставляют для последующих игр и упражнений в составлении различных инсценировок. Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Темы могут быть как реалистические, так и фантастические: «Что случилось со слоненком в зоопарке?» и др.

    РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ИЗ ОПЫТА

    Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи.
    Основа развития этого вида рассказывания – содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, труд, праздник.
    Рассказы из опыта вводятся в средней группе.
    Предлагаются темы о недавно пережитых ярких событиях: «Как мы готовили подарки маме», «Где работает моя мама». И др. Прогулки, труд детей дают материал для составления небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составление описательного рассказа, так как в нем отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребенка требуется передача своего отношения к событию, что ему очень трудно. Лучше предложить темы рассказов, в которых четко выделялась бы сюжетная линия, ярко вырисовывалась бы последовательность действия: «Как мы сажали огород» и др. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится во время экскурсии, наблюдения. Закрепляя впечатления, воспитатель проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает поэтические произведения. Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Педагог начинает и и в основном ведет рассказ. Дети дополняют его деталями, небольшими описаниями. Важным методическим приемом является направление внимания детей на то, чтобы они вспомнили какие – то события и передали их в рассказе. Установлению последовательности, четкости повествования способствуют и указания воспитателя, которые даются коротко, четко и быстро, чтобы не разрывать повествование. В этом виде рассказывание большое значение имеет рассказ – образец педагога, который должен подчиняться требованиям: 1.Тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту; 2.Четкость построения, отсутствие излишних деталей, динамичность действия, ясная концовка; 3.Язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишен сухости и однообразия. В конце года, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа:воспитатель дает только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец помогает развитию у ребенка умения довести начатое повествование до логического конца.
    В старшей группе повышается роль занятий
    , на которых составляют рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказа по памяти: из индивидуального, коллективного опыта, дидактические игры на описание без наглядного материала. Расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут быть усложнены: «Кто построил этот дом?», «Как шьют одежду». Усложняются темы рассказов о природе. Наряду с сюжетными рассказами, предлагаются темы для составления описательных рассказов: «Наш участок зимой и летом» и др. Широко распространенным приемом в этих видах рассказывания являются образец воспитателя и его указания., которые могут даваться в виде вопросов. Образец должен помочь детям отобрать случай из их опыта, использовать образные слова и выражения и дать им большой эмоциональный настрой. Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воспитательное воздействие. Можно составить красочный альбом с детскими рассказами о празднике и рисунками к этим рассказам.
    К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему товарищу. Составление писем, помимо развития связности изложения, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у детей дружеские отношения к сверстникам.
    ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
    Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить. Для того, чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию, владеть большим запасом слов.
    Существуют различные варианты творческих рассказов.
    Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет сверстников и придумывали свой вариант. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
    Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе
    . На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание детей на последовательность передачи содержания в рассказе. Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений: «Зима и лето», «Зимой и летом в лесу». В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия. Таким образом, обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

    Последние материалы сайта