Почему школьная форма не нужна. Является ли школьная форма обязательным условием посещения школы? Плюсы школьной формы

13.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Школьная форма в России существует вот уже 180 лет, и на протяжении всего этого срока она является объектом споров и обсуждений. Что важнее для ребенка: дисциплина или развитие личности? Помогает ли она учебному процессу или угнетает своим однообразием? Хотя конфликты по данному вопросу вряд ли когда-либо утихнут, попробуем взвесить все преимущества и недостатки школьной формы.

Актуальность школьной формы

Школьник должен приходить на занятия опрятным и прилично одетым, это понимают и выполняют все родители. Так если достаточно просто презентабельного внешнего вида, для чего нужна школьная форма?

За всю ее историю форму утверждали, затем изменяли, вовсе отменяли и снова вводили. Сейчас она снова приобретает актуальность, хотя и не в столь обязательном порядке, как когда-то в Советском Союзе. Российские образовательные учреждения больше склоняются к зарубежному варианту форменной одежды типа dress-code. То есть детям не обязательно одеваться в суконные гимнастерки и уныло-коричневые платья, они должны иметь деловой и практичный стиль сообразно требованиям каждой конкретной школы.

В различных школах форма имеет свой дизайн и цветовое исполнение, некоторые даже создают специальные атрибуты, присущие именно этому учебному заведению: галстуки, нашивки, эмблемы. Детей не ограничивают в выборе повседневной одежды: мальчики могут носить брюки, пиджаки, жилеты с рубашками или водолазками. Для девочек выбор шире: сарафаны с блузками или водолазками, пиджаки с сорочками и юбками, кардиган с брюками и еще множество вариаций, которые можно подобрать.

Вариации современной школьной формы весьма демократичны и позволяют ребенку выглядеть стильно, демонстрировать свой вкус и при этом соответствовать «взрослому» званию ученика:

Зачем нужна школьная форма

Как думаете, почему важна школьная форма? Что же положительного несет школьная форма для ребенка:

  1. Уравниловка в хорошем смысле слова. Когда девочки не хвастаются стразами на джинсах, а мальчики толстовками со своими кумирами. Так же одинаковая одежда лишает возможности продемонстрировать финансовое положение ребенка, на время учебного процесса делая всех равными перед учителем и друг другом.
  2. Школьная форма действительно дисциплинирует, как любая другая спецодежда. Одевая ее, ребенок уже настраивается на более серьезный лад.
  3. Эстетическая составляющая. Не каждый человек обладает достойным вкусом, поэтому некоторые дети выглядят неопрятно или даже уродливо.

При этом кто-то носит кислотные кеды, кто-то футболку с мультяшными героями, а взрослеющие девочки пытаются привлечь к себе внимание прозрачными блузочками. Вся эта пестрая масса больше похожа на балаган, чем на образовательное учреждение. Школьная форма же психологически сплачивает разношерстную толпу в нечто единое целое, развивая «корпоративную» культуру.

А вот что, по результатам анкетирования, родители относят к минусам школьной формы:

  1. Та же самая уравниловка. Если в школе строго регламентирован внешний вид, родители не всегда могут подобрать то, что подходит именно их ребенку. Это касается фасона, материала, особенностей фигуры каждого конкретного ребенка. В некоторых школах девочкам запрещено ходить в брюках, поэтому в юбках зимой они мерзнут и заболевают.
  2. Психологический фактор. Сейчас модно уже с пеленок считать ребенка личностью и давать ему всесторонне развиваться. Школьная же форма лишает возможности самовыражения, что особенно болезненно для старшеклассников.

Мое мнение о школьной форме

Теперь выскажусь про необходимость школьной формы. Мое мнение таково: школьная форма обязательна во всех образовательных учреждениях. Учебный процесс занимает всего 8 часов в день, после чего никто не мешает ребенку самовыражаться на футбольном поле, в гостях у друзей или на прогулке во дворе. Школьная форма не помешала Менделееву, Маяковскому или Гагарину стать Личностями, вошедшими в анналы истории. Зато это действительно очень мощный психологический рычаг, позволяющий ребенку стать более ответственным и собранным, что так важно для обучения.

Дебаты о положительных и отрицательные сторонах единообразия в одежде школьников в нашей стране только начинаются, тогда как в Европе и Америке они идут уже десятки лет. На эту тему написаны тысячи статей и проведены сотни научных исследований. «Газета.Ru» суммировала главные их них, чтобы вы могли составить собственное мнение.

Улучшение успеваемости

За
В 1998 году было проведено научное исследование , которое показало, что ученики школ, в которых ввели форму, учатся чуть лучше тех, в чьих школах разрешено ходить в чем угодно. Эксперты уверены : дело в том, что дети не отвлекаются на обсуждение одежды, форма настраивает их на более серьезное поведение в стенах учебного заведения и сокращает время, которое ребенок тратит на то, чтобы решить, в чем сегодня пойти на занятия. И конечно же, думают эксперты, тратит это сэкономленное время на то, чтобы поделать уроки.

Получается, что девочки, которым не повезло «подойти» под выбранный школой тип юбки, выглядят уродинами и должны из-за этого страдать. И в конце концов, школьная форма, скроенная из не самых лучших материалов, чаще всего просто неудобна. Почему ваш любимый ребенок должен 11 лет ходить в неудобной одежде?

«Нужна ли нам школьная форма?»

Цель мероприятия:

    привлечь внимание учащихся и родителей к данной теме; показать важность и актуальность обсуждаемой проблемы через обсуждение в дебатах.

Задачи:

    Создать условия для проведения дебатов «Нужна ли школьная форма?»

    Развивать умение высказывать свое мнение, вести диалог;

    Учить учащихся грамотно излагать свои мысли;

    Учить учащихся умению убеждать людей, доказывать свою правоту путем убеждения;

    Учить учащихся умению слушать, понимать других людей, умению уважительно относиться к чужому мнению.

Этап подготовительный

Распределение ролей в дебатах:

    Таймкипер;

    2 команды по 3 человека (команда «утверждения» и команда «отрицания»);

    эксперты – судьи (3 человека);

    зрители (родители, учащиеся).

Общие принципы дебатов:

    позиция «Я - хороший, ты - хороший» (Э. Берн);

    позиция «Поймите меня правильно»;

    истина превыше всего;

    краткость - сестра таланта;

    уважение и дружелюбие при высказываниях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Вступительное слово ведущего: Добрый день!
Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»? Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…
Для 100 тысяч студентов и школьников и 20 тысяч преподавателей «Дебаты» являются интересной и познавательной интеллектуальной игрой. И мы сегодня увеличим эти цифры.
Сейчас у нас состоятся дебаты. Тема «Нужна ли школьная форма?»
В игре принимают участие две команды: Команда утверждения и Команда отрицания.
Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте.
Вы задаетесь вопросом: «А кто судьи?» (Родители, учащиеся).
Следит за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет таймкипер.
Победа в дебатах всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры.

2. Выступление участников – заявление позиций.

Тема дебатов: «Нужна ли школьная форма?»
Для выступления Вам отводится 5 минут. За это время вы должны высказать свою позицию по данному вопросу.

3. Вопросы командам

Переходим к следующему этапу наших дебатов: есть желающие задать вопросы нашим командам? (Вопросы задают и участники игры, и гости).

4. Заключительное слово участников

Сейчас мы выслушаем наши команды, которые в течении одной минуты постараются подвести итог сегодняшних выступлений.
5. Подведение итогов

Жюри подсчитывает баллы, заработанные каждой командой, а гости могут тоже принять участие в подведении итогов. У Вас есть красные и зеленые жетоны. Проголосуйте за победителей дебатов. Если вы согласны с первой командой, то в ящик опустите красный жетон, иначе – зеленый.

6. Объявление решения судей

Слово для оглашения итогов предоставляется экспертам.

7. Заключительное слово ведущего

Ребята! Вы сегодня были на высоте! И не важно кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают.

Удачи вам! Спасибо за игру!

Материал к проведению мероприятия:

К мероприятию учащимся на обсуждение были предложены следующие вопросы:

    Была ли раньше в нашей стране школьная форма?

    Носят ли учащиеся в других странах школьную форму?

    Зачем нужна школьная форма?

    Хотят ли ученики нашей школы носить форму?

    Какие стили одежды вы знаете?

    Соблюдают ли учащиеся нашего класса школьную форму?

Вопросы для родителей:

    Нравится ли вам внешний вид школьников?

    Нужна ли школьная форма?

    Какой стиль одежды подходит для школьной формы?

    Совместимы ли украшения с деловой одеждой?

Из истории школьной формы

В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 – 9 лет – коричневый (кофейный), 9 – 12 лет – голубой, 12 – 15 лет – серый и 15 – 18 лет – белый.

Однако в 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в 1949 году в СССР вводится единая школьная форма. Для мальчиков – это был костюм серого цвета, состоящий из брюк и куртки, которая по своему покрою напоминала солдатскую гимнастерку. Дополнял это широкий пояс с массивной пряжкой. Школьная

форма СССР для мальчиков дополнялась фуражкой с кокардой. Выглядело это

не очень красиво, мешковато. Позднее советская школьная форма, для мальчиков, стала синего цвета. Несколько изменился фасон брюк. Куртка стала напоминать современную джинсовую куртку. Застегивалась она на металлические пуговицы. Для юношей старшеклассников – это стал классический мужской костюм синего цвета, который выглядел довольно неплохо, а стоил недорого.

Советская школьная форма для девочек, изменений претерпела мало. Она состояла из коричневого платья и фартука, белого в праздничные дни, черного в будние. Платье шилось, как правило, из шерстяного кашемира и было довольно колючим.

Дополнялась Советская школьная форма значками: октябрятским, пионерским и комсомольским. Пионеры носили ещё и пионерский галстук. На рукавах были нашиты эмблемы.

Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась чуть более свободной. Однако отменена она была лишь в 1992 году.

Школьная форма в других странах

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке, Кипре и Гонконге.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше - до 1988 года.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в британских. Типичная одежда- брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Японская школьная форма

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» - «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

О необходимости школьной формы

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о необходимости введения школьной формы для учащихся школ. Исследование компании "Будь в Форме!", проведенное в 2005 году, показало, что в Москве примерно 60 процентов школ ввели или собираются вводить форму, а в Санкт-Петербурге эта цифра составила не менее 90 процентов.

Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему:

Доводы за школьную форму :

    Форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.

    Форма исключает возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде.

    Единый стандарт на форму гарантирует, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.

    Если единая форма существует, то на неё устанавливают невысокие цены, она недорогая, доступная для широкого круга населения.

Доводы против школьной формы:

    Форма - элемент уравнительного воспитания и обучения и лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде.

    Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью.

    Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.

    В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.

Искусствоведы выделяют в современной одежде три основных стиля : деловой костюм в классическом стиле, спортивный и романтический.

Классический стиль

В моде есть вещи, которые, несмотря на все перемены вкусов, пристрастий, привязанностей, остаются в определённой степени неизменными. Общественное мнение признаёт их превосходными, примерными, образцовыми . Основа этого стиля - простота и аккуратность. Все вещи должны быть элегантными, без излишеств и наворотов, довольно скромными и неброскими. Обычно этот стиль отличается простотой кроя - никакой многослойности - и аккуратностью. Смелые, но не вычурные аксессуары хорошего качества.

Спортивный стиль - это удобная, практичная, гигиеничная и красивая одежда для спорта. Удобная, практичная, современная модель позволит чувствовать себя комфортно в любой ситуации . Складывается на основе одежды для профессионального и любительского спорта, экипировки туристов, униформы. Изначально многие ее элементы заимствованы из формы спортсменов.

Составляющими этого стиля являются простые конструкции, комфортность, яркие цвета, разнообразие элементов отделки (застежки, карманы, крючки, липучки), использование принтов.

Романтический стиль , к нему относят одежду женственную. Распространен в 60-е и 70-е годы, характерно использование фольклорных элементов, изящные вышивки, цветы, драпировки, оборки, воланы, рюши, банты. Длинных платьев летящего покроя из набивных хлопчатобумажных тканей с обтягивающим верхом. … Он предполагает красивые, но с практической точки зрения бесполезные детали. В романтическом стиле традиционно создаются вечерние туалеты

Вы сейчас познакомились с тремя основными стилями: с деловым, спортивным и романтическим. Деловой стиль подходит для торжественных случаев и для повседневной носки в школу. Спортивный стиль используют на уроках физкультуры, в туристическом походе, на прогулке. Романтический стиль для дискотеки, свиданий.

Подведем итоги: для повседневной одежды в школе подходит деловой стиль - брюки, юбки, блузки, рубашки, жилетки. На уроки физкультуры нужно приобретать вещи спортивного стиля: трико, шорты, футболки и спортивные кофты. Для дискотек и праздников можно одеться в романтическом или повседневном стиле: нарядные платья, джинсы, свитера и другое.

Помните, каждому конкретному случаю подходит свой стиль одежды. Давайте не будем их путать и в школе придерживаться делового стиля одежды!

Примечание

Каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлениям (не более 2-х минут за игру). Таймкипер предупреждает спикеров (команды) за 1 и 0,5 минуты до окончания времени выступления (подготовки) спикеров и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).

Эксперты оценивают выступления участников по следующим критериям:

1. Содержательность выступлений

2. Аргументированность

3. Полнота освещения вопроса

4. Конкретность

5. Логичность

6. Рациональное использование времени

7. Культура общения

Эксперты оценивают (по 5-ти балльной системе) обе команды, делают выводы о том, какая из сторон была более убедительной и чья точка зрения победила в данных дебатах .

Ильиных Наталья Григорьевна

МАОУ ООШ №4 г.Красновишерска

Воспитательский час на тему: Зачем нужна школьная форма?

Цели:

    воспитание осознанного отношения к внешнему виду.

    развитие познавательных интересов.

Задачи:

    познакомить обучающихся с положением школы о школьной форме и внешнем виде учащихся;

    познакомить обучающихся с историей школьной формы в России

    представить школьную форму различных стран;

    формировать умения красиво и правильно одеваться, соответственно определенным жизненным ситуациям;

    развивать культуру поведения и культуру внешнего вида.

Наглядные пособия и материалы: различные картинки по теме.

Методы: рассказ, беседа, диспут, социологический опрос.

Ход проведения

Часть 1. Зачем в школе вводится школьная форма.

В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов

Вступительное слово воспитателя. В нашей школе уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей школы.
Сегодня мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо, как одеваются ученики других школ нашей страны, а так же за рубежом, познакомимся с историей школьной формы в России.

Вначале проведем анкетирование, где предлагаю следующие вопросы по теме: «Ваше отношение к школьной форме».

    Продолжи предложение. "Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить..."

    Нравится ли вам внешний вид школьников?

    Совместимы ли украшения с деловой одеждой?

    Нужна ли школьная форма?

Ответили, отложите свои листочки обратимся к ним в конце нашего воспитательского часа и посмотрим, изменилось ли Ваше мнение или нет к данной теме.

Часть 2. Почему было принято решение о введении школьной формы.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях.

Зачем вводится школьная форма?

Школьная форма

    Школьная форма – это некий показатель уровня школы.

    Школьная форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.

    Форма дисциплинирует, делает более организованным.

    Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места.

    Школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде.

    Она экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающихся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»

Часть 3. История школьной формы в России.

Школьная форма в Российской империи.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.

    1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

    1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.

    1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.

    1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.

    1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

Школьная форма в разных странах.

    В Японии школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой.

    В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей.

    В Африке школьницам запрещают мини-юбки.

    Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.

    Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

    Это интересно. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.

    В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.

    На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Современная Россия.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому, или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Школьно и модно.

Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей.

Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

"Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает "код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу "в чем попало”.

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Часть 9. Подведение итогов


Школьная форма. (плюсы)

    Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

    Форма дисциплинирует человека.

    Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

    Нет проблемы «В чем пойти в школу».

    Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.

    Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.

    Школьная форма экономит деньги родителей.

Школьная форма. (минусы)

    Нежелание детей ее носить.

    "Потеря индивидуальности”.

    Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.

    Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

А теперь вернемся к нашим вопросам в начале воспитательского часа и скажите ваше мнение изменилось к школьной форме и вы поняли, что все носят школьную форму и это престижно, актуально, необходимо в нашем интересном современном мире в 21 веке.

Выводы: Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

Задачи:
  • познакомить обучающихся с положением школы о школьной форме и внешнем виде учащихся;
  • познакомить обучающихся с историей школьной формы в России
  • представить школьную форму различных стран;
  • формировать умения красиво и правильно одеваться, соответственно определенным жизненным ситуациям;
  • развивать культуру поведения и культуру внешнего вида.
Наглядные пособия и материалы: мультимедийная установка, пре-зентация к классному часу, бумага, ручки.

Методы: рассказ, беседа, диспут, социологический опрос.

Ход проведения


Часть 1. Зачем в школе вводится школьная форма.

В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов

Вступительное слово классного руководителя. В нашей гимназии уже несколько лет введена единая ученическая школьная форма. Этот процесс, проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена с трудом принимают нововведения, противятся одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей гимназии.
Сегодня на классном часе мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо, как одеваются ученики других школ нашей страны, а так же за рубежом, познакомимся с историей школьной формы в России.

Вначале проведем анкетирование, где предлагаю следующие вопросы по теме: «Ваше отношение к школьной форме».

  1. Продолжи предложение. "Если бы я был директором школы, я бы разрешил учащимся носить..."
  2. Нравится ли вам внешний вид школьников?
  3. Совместимы ли украшения с деловой одеждой?
  4. Нужна ли школьная форма?
Ответили, отложите свои листочки обратимся к ним в конце нашего классного часа и посмотрим, изменилось ли Ваше мнение или нет к данной теме.

Часть 2. Почему было принято решение о введении школьной формы.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в гимназии и на официальных гимназических мероприятиях вне гимназии.

Зачем вводится школьная форма?

Школьная форма

  • Школьная форма – это некий показатель уровня школы.
  • Школьная форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
  • Форма дисциплинирует, делает более организованным.
  • Одежда определяет тип поведения, создает эстетику рабочего места.
  • Школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде.
  • Она экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающихся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»
Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Часть 3. История школьной формы в России.

Школьная форма в Российской империи.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ.

  • 1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.
  • 1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
  • 1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии.
  • 1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.
  • 1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
  • 1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.
Итак, вы познакомились, как одевались школьники в нашей стране.

Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди строгие костюмы. Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают советскую школьную форму. 25 мая каждого года на праздник "Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в "сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.

Школьная форма в разных странах.

  • В Японии школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят то, что напоминает привычную форму японских школьниц: «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли. Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой.
  • В Америке школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей.
  • В Африке школьницам запрещают мини-юбки.
  • Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность.
  • Каждая престижная школа или гимназия имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев. Долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки...
  • Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
  • Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше - до 1988 года.
  • В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
  • Это интересно. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
  • В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. Главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.
  • На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
  • В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.

Современная Россия.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МБОУ гимназии № 20 им. С.С. Станчева – расскажет нам – ученик нашего класса Сорокин и посмотрим, исполняет он сам, о чем будет, говорит, он исполнительный ученик нашей гимназии.

Школьно и модно.

Школьная форма – это вовсе не плохо: как знак принадлежности к определенному сообществу людей.

Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других. Большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму.

"Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает "код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу "в чем попало”.

Варианты современных школьных форм России.

  • Яркие и сочные тона радуют глаз только первое время. А затем вызывают утомляемость и приводят к скрытой агрессии.
  • Рубашки и блузки должны быть светлых пастельных тонов. Голубые, розовые, салатовые и бежевые.
  • Классическое сочетание – «светлый верх» и «темный низ» в повседневном ношении нужно избегать. Это утомительно для зрения, вызывает головную боль.
  • Необходимо выбирать школьную одежду без отвлекающих от учебы деталей.
  • Школьный жакет должен быть функциональный, иметь карманы.
  • Школьная одежда всех оттенков серого – универсальна!
Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальнось ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Часть 9. Подведение итогов


Школьная форма. (плюсы)

  • Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
  • Форма дисциплинирует человека.
  • Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
  • Нет проблемы «В чем пойти в школу».
  • Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
  • Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
  • Школьная форма экономит деньги родителей.
Школьная форма. (минусы)
  • Нежелание детей ее носить.
  • "Потеря индивидуальности”.
  • Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
  • Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
  • Низкое качество материалов и пошива школьной формы.
А теперь вернемся к нашим вопросам в начале классного часа и скажите ваше мнение изменилось к школьной форме и вы поняли, что все носят школьную форму и это престижно, актуально, необходимо в нашем интересном современном мире в 21 веке.

Выводы: Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

И за все это мы должны сказать нашему директору, что идем в ногу со временем.

Последние материалы сайта