Возрастные нормы развития. Возрастная норма

24.05.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

ПАМЯТЬ:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

ВНИМАНИЕ:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

РЕЧЬ:

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

МАТЕМАТИКА:

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Математические представления:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

Память:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

Мышление:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

Речевое развитие:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

Представления об окружающем мире:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий перво­классник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но, может быть, на что-то все-таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.

ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК

Моторное развитие

1. Движения становятся более ловкими, энергичными и точными

2. С удовольствием прыгает с разбега в высоту и длину

3. Размахивается при метании предмета

4. Ловит мяч одной рукой

5. Может ходить боком по скамейке

6. Умеет прыгать на месте, чередуя ноги

7. Свободно рисует карандашом, выре­зает ножницами любые формы

Сенсорное развитие

1. Тщательно исследует предметы зри­тельно и осязательно

2. Определяет и называет геометрические формы (ромб, овал и пр.)

3. Правильно называет оттенки цветов (голубой, розовый, фиолетовый, серый)

Умственное развитие

1. Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части

2. Последовательно называет дни недели, времена года

3. Может объединять в группы предметы по общему признаку

4. Может хорошо рассуждать, речь не кос­ноязычная

Игровая деятельность

1. Проявляет устойчивый интерес к игре

2. Есть любимые игры и роли

3. Сюжет игры отличается содержатель­ностью и выразительностью

4. В игре чаще всего отражается жизнь окружающих людей

Поведение

1. Согласует свои действия с другими людьми

2. Сознательно выполняет правила пове­дения, понимает их значения

3. Следит, чтобы правила поведения выполняли и другие дети

Навыки

1. Самостоятельно умывается, одевается, пользуется столовыми приборами

2. Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду

СЕМИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК

Моторное развитие

1. Может быстро перестраиваться во время движения (равняться в ко­лонне, шеренге, круге)

2. Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе

3. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде

4. Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис

5. Хорошо умеет работать с разными мате­риалами - бумагой, картоном, тканью

6. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком

Сенсорное развитие

1. Правильно называет простые и слож­ные геометрические формы

2. Правильно указывает основные разли­чия геометрических форм

3. При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки

В какую школу идти?

Выбор школы, в которую "первый раз в первый класс" пойдет ребенок, дело очень ответственное. От того, насколько удачным он окажется, во многом зависит успех и первого, и последующих лет школьного обучения.

В условиях вариативной образовательной системы родителям предоставлено право выбора школы. Существуют разные типы школ:

    Средняя общеобразовательная школа. В ней обучают детей по программам, утвержденным Министерством образования. Количество предметов также определяется образовательным стандартом. В такой школе могут быть классы с углубленным изучением ряда предметов (гуманитарного, естественнонаучного направления).

    Гимназия. Образовательное учреждение гуманитарного уклона, в котором большое внимание уделяется дисциплинам гуманитарного направления (литература, история, право, иностранные языки).

    Лицей . Образовательное учреждение с преобладанием в нем естественнонаучных и технических дисциплин.

    Школа с углубленным изучением предмета (предметов) . В этом образовательном учреждении преподавание анправлено на узкую специализацию по отдельному предмету (предметам). Нередко такие школы сотрудничают с каким-либо высшим учебным заведением. Тогда под руководством преподавателей ВУЗа более глубоко изучаются профилирующие в институте дисциплины.

Обучение в последних трех типах школ требует достаточно высокого уровня готовности ребенка к школе, раннего проявления способностей, склонностей, интересов и хорошего здоровья, поскольку в этих типах школ предполагается больше часов обучения в неделю. Поэтому если ребенок часто болеет, мал по возрасту или еще не вполне готов к школе, еще раз взвесьте все "за" и "против" при выборе школы со сложной образовательной программой.

В большинстве современных школ организация учебной деятельности строится не только на основе сотрудничества, но также соперничества и оценки, а успешность учебного процесса оценивается по результату. Основное положение обучения – одновременное изучение всеми детьми в классе одинакового для всех учебного материала в строго установленные сроки. Ученики взаимодействуют с учителем не индивидуально, а вместе, как группа. Количество учеников обычно колеблется от 25 до 30 человек. Это обстоятельство надо учитывать, если ребенок не посещал детского сада до школы, а рос дома с бабушкой. Ему придется не только осваивать школьную программу, а и учиться взаимодействовать со сверстниками. Если он привык получать индивидуальное внимание со стороны взрослых, то такая перемена неизбежно вызовет стресс, особенно если освоение учебной программы будет вызывать некоторые трудности.

Сегодня уже существуют школы, которые строят свои организационные принципы на иных основах. Преимущественно это частные школы. Учебный процесс отличается большей гибкостью, обучение строится на индивидуальной основе или ориентировано на небольшие группы учащихся (7-10 человек) в таких школах каждый ребенок учится в том темпе, который для него оптимален. Если родителей больше интересует эмоционально-личностное развитие ребенка и есть материальные возможности, то для обучения ослабленных детей, детей без опыта общения со сверстниками, маленьких по возрасту выбор такой школы предпочтителен.

Желательно, чтобы школа находилась недалеко от места проживания ребенка, и дорога от дома до школы не занимала много времени (не более 15-20 минут), имела безопасные пути подхода к зданию.

Решающее воздействие на ребенка в большей степени все же зависит не от самой школы, а от учителя ребенка. Целесообразно познакомится с педагогами школы, узнать их квалификацию, образование, стаж работы. Выбирайте учителя, который подходит Вашему ребенку. Задайтесь вопросом: "Принесет ли ребенку пользу встреча с этим учителем?" И если ответ будет утвердительным, принимайте решение.

Советы родителям при выборе школы :

    при выборе школы и образовательной программы объективно оцените способности своего ребенка, состояние его физического здоровья, мечты и желания. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка;

    узнайте про подходящие школы как можно больше из справочной литературы, от знакомых и родителей, чьи дети уже учились в этой школе, посетите школу сами, чтобы иметь собственное впечатление о ней;

    при посещении школы обратите внимание на ее внешний вид, благоустроенность территории, наличие спортивных площадок, внутреннее оформление, информацию для родителей и учеников, посмотрите классы, столовую, коридоры, кабинеты музыки, рисования, библиотеку, спортивный зал, туалеты (эти места зачастую могут дать гораздо более полную и объективную информацию, нежели слова школьной администрации);

    находясь в школе, обратите внимание на младших школьников, их настроение, поведение, общение с детьми и взрослыми;

    побеседуйте с завучем, директором, учителем о программе школы, правилах и условиях обучения детей, факультативах и кружках, перспективах обучения в средней школе, связях школы с другими учреждениями, ознакомьтесь с уставом школы, обратив особое внимание на раздел "права и обязанности участников образовательного процесса". Если это частная школа, поинтересуйтесь лицензией на право ведения образовательной деятельности, ее сроке действия;

    обязательно лично поговорите с потенциальным будущим учителем, уточните его требования к будущим первоклассникам. Не бойтесь показаться излишне настойчивым, не стесняйтесь спрашивать обо всем, что вас интересует. Чем больше информации вы соберете, тем больше шансов принять правильное решение, о котором потом не придется сожалеть.

    помните, что школа, в которой было бы все: и опытные педагоги, и современная учебная программа, и небольшие по численности классы, и компьютеры, и спортзалы, и чтобы рядом с домом, да еще все бесплатно, - вряд ли существует, поэтому, скорее всего, придется принять компромиссное решение.

НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.

6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует "своих" и "чужих". Игровой контакт со взрослым. Лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.); голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).

3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.); приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.); садится (6 мес.); хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.); держит в каждой руке по предмету (6 мес.)

6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.); уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.); перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.); манипулирует 2-3 предметами (8 мес.); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.); вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.). выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.); вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.).

3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.); локализует звук в пространстве (с 4 мес.); адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется (5 мес.); поворачивается на звук (с 6 мес.); Фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.); смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.); тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.); захватывает предмет (5-5,5 мес.); локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.); занимается с игрушкой (5-6 мес.).

6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.); узнает голоса близких (с 7 мес.); отвечает на имя (с 8-9 мес.); прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов (с 11 мес.); хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.); обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.).

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 2-Х ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда".

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

ПАМЯТЬ:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

ВНИМАНИЕ:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

РЕЧЬ:

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

МАТЕМАТИКА:

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

ПАМЯТЬ:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый хороший" и поделка "лучше всех" (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, объединять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Норма развития, согласно современным представлениям, - не только количественная, но и непременно качественная оценка особенностей функционирования организма, обеспечивающие его приспособление к условиям внешней среды.

На каждом возрастном этапе существуют более или менее определенные критерии для оценки зрелости организма ребенка, что позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Но определить и операционализировать, представить понятие нормы вообще и возрастной в частности в форме доступной для измерения весьма сложно.

К определению понятия норма выделены следующие подходы.

Статистический подход. В качестве критерия периодизации используется метаболизм, изменения которого проявляются в

количественных морфологических характеристиках: росте, весе, смене зубов и др. Величины измеренных по определенной шкале признаков всегда будут находиться в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств или признаков может быть представлено графически в виде кривой Гаусса или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

По мнению известного словацкого ученого Л.Пожар, с точки зрения статистической нормы, нормальным считается такое явление, которое находится в рамках средней величины или оговоренной меры распределения, как правило, выраженной в виде стандартного квадратичного отклонения. В противном случае такое явление считается ненормальным.

Количественной характеристикой частоты служит средняя величина или мода, соответствующие общей норме, согласно которой большинство людей (детей и/или взрослых) признаются нормальными. Статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.

Недостатки метода заключаются в следующем:

1) редко встречающиеся значения изучаемого признака признаются аномальными; в частности, при статистическом подходе одаренность, по сути являющаяся отклонением от нормы, рассматривается как патология;

2) статистически определяемая норма имеет ситуативный характер, давая представление о признаке «здесь и сейчас», что не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;

3) она применима при использовании одного репрезентативного показателя; использование двух и более приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение приведет к сужению диапазона нормы, взятого одновременно по двум и более показателям;

4) статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;

5) все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, вообще не могут быть оценены в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. Понятие нормы, с точки зрения теории функциональных систем, понимается не как набор стандартных критериев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой и сохраняется оптимальное согласование всех функций организма.

Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное

реагирование на факторы внешней среды.

Функционально-системный подход позволяет по-новому подойти к толкованию понятия нормы и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Недостатком является обобщенный характер толкования, отсутствие конкретизации. Способы описания возрастной нормы и установления ее критериев остаются при этом подходе дискуссионными

Медико-биологический подход. В основе подхода - эмпирический опыт, лежащий в основе оценки функционального состояния организма, в том числе центральной нервной системы. Согласно ему, о норме функционирования организма и психики человека можно судить по нормам психических реакций и поведения, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, общепринятым показателям строения тела. Предполагается, что сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения в зависимости от конкретных внутренних и внешних обстоятельств (индивидуальных особенностей, социальных условий, развития науки и т.п.).

Очевидно, понятие нормы оказывается динамичной категорией, функционирующей, тем не менее, в структурных и функциональных пределах, обеспечивающих нормальную жизнедеятельности организма и психики. Многолетние наблюдения, проводимые в медицине и возрастной физиологии, дают вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются и на статистические оценки возрастных изменений, т.е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения - их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

Основные параметры характеристики возраста. Среди параметров выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

К основаниям развития относятся:

Социальная ситуация развития;

Круг отношений;

Ведущий тип деятельности;

Сензитивность.

Среди результатов развития принято выделять:

Новообразования личности;

Формы общения;

Эмоционально-волевую сферу;

Способности общие и специальные;

Новый вид деятельности.

Описание изменений в развитии личности по данным параметрам дает нам полную характеристику возраста.

Вопросы для повторения:

1. На чем базируется периодизация развития?

2. Какие хронологические закономерности прослеживаются в схеме периодизации И.А.Аршавского?

3. Какие схемы периодизации развития человека приняты в наше время?

4. Что входит в понятие биологического, социального, психического возраста?

5. По каким критериям принято оценивать зрелость организма ребенка?

6. Какие подходы выделены к определению понятия «возрастная норма»?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология. - М: Наука, 1975 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001 Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М: МГУ, 1998 Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: «Академия», 2002 Выготский Л.С. Проблема возраста //Собрание сочинений. - М, 1984 Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - М: ВЛАДОС, 2000

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. - М., 1941 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.:МГУ, 1981 Малкина - Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Изд. Эксмо, 2004 Никитин В.Н. О физиолого-биохимических критериях и качественных особенностях возрастов /Труды VI научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии». - М.:Просвещение.1965 Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии.- Москва- Майкоп. Изд-во Адыг. гос. ун-та. 1995 Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология.- Москва-Воронеж.:Модек, 1996 Реан А. А. Психология среднего возраста, старения, смерти. СПб.: Прайм-

чпътбуфоще оптнщ тбъчйфйс тевеолб пф 6 дп 7 меф. зпфпчопуфш л ылпме

нБФЕНБФЙЮЕУЛЙЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС:

ПРТЕДЕМСЕФ ЧТЕНС РП ЮБУБН. оБЪЩЧБЕФ ГЧЕФБ ТБДХЗЙ. оБЪЩЧБЕФ ДОЙ ОЕДЕМЙ, ЮБУФЙ УХФПЛ, ЧТЕНЕОБ ЗПДБ, НЕУСГЩ. хНЕЕФ РЙУБФШ ЮЙУМБ ПФ 0 ДП 20, ТЕЫБЕФ РТЙНЕТЩ.

рБНСФШ:

РПРТПУЙФЕ ТЕВЕОЛБ ЪБРПНОЙФШ ТСД ГЙЖТ ОБ УМХИ (ОБРТЙНЕТ, 5 8 3 9 1 2 2 0). оПТНПК ДМС ДЕФЕК 6-7 МЕФ УЮЙФБЕФУС РПЧФПТЕОЙЕ 5-6 ГЙЖТ. ъБРПНЙОБОЙЕ 10 УМПЧ (ОБРТЙНЕТ: ЗПД, УМПО, НСЮ, НЩМП, УПМШ, ЫХН, ТХЛБ, РПМ, ЧЕУОБ, УЩО). тЕВЕОПЛ РТПУМХЫЙЧБЕФ ЬФПФ ТСД УМПЧ Й РПЧФПТСЕФ ФЕ, ЛПФПТЩЕ ПО ЪБРПНОЙМ. рПУМЕ ПДОПЗП РТЕДЯСЧМЕОЙС ТЕВЕОПЛ 6-7 МЕФ ДПМЦЕО ЧУРПНОЙФШ ОЕ НЕОЕЕ 5 УМПЧ ЙЪ 10, РПУМЕ 3-4 РТПЮФЕОЙК ОБЪЩЧБЕФ 9-10 УМПЧ, ЮЕТЕЪ 1 ЮБУ ЪБВЩЧБЕФ ОЕ ВПМЕЕ 2 УМПЧ.

нЩЫМЕОЙЕ:

ХНЕЕФ ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБФШ РТЕДНЕФЩ, ОБЪЩЧБФШ УИПДУФЧБ Й ТБЪМЙЮЙС НЕЦДХ РТЕДНЕФБНЙ Й СЧМЕОЙСНЙ.

тЕЮЕЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ:

УБНПУФПСФЕМШОП ЮЙФБЕФ ФЕЛУФ Й РЕТЕДБЕФ ЕЗП УПДЕТЦБОЙЕ. хНЕЕФ ЪБРЙУЩЧБФШ РТПУФЩЕ УМПЧБ.

рТЕДУФБЧМЕОЙС ПВ ПЛТХЦБАЭЕН НЙТЕ:

ИПТПЫП, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ ЙНЕЕФ РТЕДУФБЧМЕОЙС П РТЙТПДЕ - П ДЙЛЙИ Й ДПНБЫОЙИ ЦЙЧПФОЩИ, ИЙЭОЩИ Й ФТБЧПСДОЩИ, П ЪЙНХАЭЙИ Й РЕТЕМЕФОЩИ РФЙГБИ; П ФТБЧБИ, ЛХУФБТОЙЛБИ Й ДЕТЕЧШСИ, П УБДПЧЩИ Й РПМЕЧЩИ ГЧЕФБИ, П РМПДБИ ТБУФЕОЙК; П СЧМЕОЙСИ РТЙТПДЩ. фБЛЦЕ ОЕПВИПДЙН ЪБРБУ ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛЙИ ЪОБОЙК - П ЗПТПДБИ Й УФТБОБИ, ТЕЛБИ, НПТСИ Й ПЪЕТБИ, П РМБОЕФБИ. тЕВЕОПЛ ДПМЦЕО ВЩФШ ПЪОБЛПНМЕО У РТПЖЕУУЙСНЙ МАДЕК; ЧЙДБНЙ УРПТФБ.

зПФПЧОПУФШ Л ЫЛПМЕ

рУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС ЗПФПЧОПУФШ Л ЫЛПМЕ - УМПЦОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, РТЕДРПМБЗБАЭЕЕ ДПУФБФПЮОП ЧЩУПЛЙК ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС НПФЙЧБГЙПООПК, ЙОФЕММЕЛФХБМШОПК УЖЕТ Й УЖЕТЩ РТПЙЪЧПМШОПУФЙ. пВЩЮОП ЧЩДЕМСАФ ДЧБ БУРЕЛФБ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ЗПФПЧОПУФЙ - МЙЮОПУФОХА (НПФЙЧБГЙПООХА) Й ЙОФЕММЕЛФХБМШОХА ЗПФПЧОПУФШ Л ЫЛПМЕ. пВБ БУРЕЛФБ ЧБЦОЩ ЛБЛ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ХЮЕВОБС ДЕСФЕМШОПУФШ ТЕВЕОЛБ ВЩМБ ХУРЕЫОПК, ФБЛ Й ДМС ЕЗП УЛПТЕКЫЕК БДБРФБГЙЙ Л ОПЧЩН ХУМПЧЙСН, ВЕЪВПМЕЪОЕООПЗП ЧИПЦДЕОЙС Ч ОПЧХА УЙУФЕНХ ПФОПЫЕОЙК.

мЙЮОПУФОБС ЗПФПЧОПУФШ

оЕ ФПМШЛП РЕДБЗПЗБН ЙЪЧЕУФОП, ЛБЛ ФТХДОП ОБХЮЙФШ ЮЕНХ-ФП ТЕВЕОЛБ, ЕУМЙ ПО УБН ЬФПЗП ОЕ ИПЮЕФ. юФПВЩ ТЕВЕОПЛ ХУРЕЫОП ХЮЙМУС, ПО, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ДПМЦЕО УФТЕНЙФШУС Л ОПЧПК ЫЛПМШОПК ЦЙЪОЙ, Л "УЕТШЕЪОЩН" ЪБОСФЙСН, "ПФЧЕФУФЧЕООЩН" РПТХЮЕОЙСН. оБ РПСЧМЕОЙЕ ФБЛПЗП ЦЕМБОЙС ЧМЙСЕФ ПФОПЫЕОЙЕ ВМЙЪЛЙИ ЧЪТПУМЩИ Л ХЮЕОЙА ЛБЛ Л ЧБЦОПК УПДЕТЦБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ЪОБЮЙНПК, ЮЕН ЙЗТБ ДПЫЛПМШОЙЛБ. чМЙСЕФ Й ПФОПЫЕОЙЕ ДТХЗЙИ ДЕФЕК, УБНБ ЧПЪНПЦОПУФШ РПДОСФШУС ОБ ОПЧХА ЧПЪТБУФОХА УФХРЕОШ Ч ЗМБЪБИ НМБДЫЙИ Й УТБЧОСФШУС Ч РПМПЦЕОЙЙ УП УФБТЫЙНЙ. ч ТЕЪХМШФБФЕ Х ТЕВЕОЛБ ЖПТНЙТХЕФУС ЧОХФТЕООСС РПЪЙГЙС ЫЛПМШОЙЛБ. м.й. вПЦПЧЙЮ, ЙЪХЮБЧЫБС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА ЗПФПЧОПУФШ Л ЫЛПМЕ, ПФНЕЮБМБ, ЮФП ОПЧБС РПЪЙГЙС ТЕВЕОЛБ ЙЪНЕОСЕФУС, УФБОПЧЙФУС УП ЧТЕНЕОЕН УПДЕТЦБФЕМШОЕЕ. рЕТЧПОБЮБМШОП ДЕФЕК РТЙЧМЕЛБАФ ЧОЕЫОЙЕ БФТЙВХФЩ ЫЛПМШОПК ЦЙЪОЙ - ТБЪОПГЧЕФОЩЕ РПТФЖЕМЙ, ЛТБУЙЧЩЕ РЕОБМЩ, ТХЮЛЙ Й Ф.Р. чПЪОЙЛБЕФ РПФТЕВОПУФШ Ч ОПЧЩИ ЧРЕЮБФМЕОЙСИ, ОПЧПК ПВУФБОПЧЛЕ, ЦЕМБОЙЕ РТЙПВТЕУФЙ ОПЧЩИ ДТХЪЕК. й МЙЫШ ЪБФЕН РПСЧМСЕФУС ЦЕМБОЙЕ ХЮЙФШУС, ХЪОБЧБФШ ЮФП-ФП ОПЧПЕ, РПМХЮБФШ ЪБ УЧПА "ТБВПФХ" ПФНЕФЛЙ (ТБЪХНЕЕФУС, УБНЩЕ МХЮЫЙЕ) Й РТПУФП РПИЧБМХ ПФ ЧУЕИ ПЛТХЦБАЭЙИ.

уФТЕНМЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ Л ОПЧПНХ УПГЙБМШОПНХ РПМПЦЕОЙА - ЬФП РТЕДРПУЩМЛБ Й ПУОПЧБ УФБОПЧМЕОЙС НОПЗЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПУПВЕООПУФЕК Ч НМБДЫЕН ЫЛПМШОПН ЧПЪТБУФЕ. ч ЮБУФОПУФЙ, ЙЪ ОЕЗП ЧЩТБУФЕФ ПФЧЕФУФЧЕООПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЫЛПМШОЩН ПВСЪБООПУФСН: ТЕВЕОПЛ ВХДЕФ ЧЩРПМОСФШ ОЕ ФПМШЛП ЙОФЕТЕУОЩЕ ДМС ОЕЗП ЪБДБОЙС, ОП Й МАВХА ХЮЕВОХА ТБВПФХ, ЛПФПТХА ПО ДПМЦЕО ЧЩРПМОЙФШ.

лТПНЕ ПФОПЫЕОЙС Л ХЮЕОЙА Ч ГЕМПН, ДМС ТЕВЕОЛБ, РПУФХРБАЭЕЗП Ч ЫЛПМХ, ЧБЦОП ПФОПЫЕОЙЕ Л ХЮЙФЕМА, УЧЕТУФОЙЛБН Й УБНПНХ УЕВЕ. ч ЛПОГЕ ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ ДПМЦОБ УМПЦЙФШУС ФБЛБС ЖПТНБ ПВЭЕОЙС ТЕВЕОЛБ УП ЧЪТПУМЩНЙ, ЛБЛ ЧОЕУЙФХБФЙЧОП-МЙЮОПУФОПЕ ПВЭЕОЙЕ (РП н.й. мЙУЙОПК). чЪТПУМЩК УФБОПЧЙФУС ОЕРТЕТЕЛБЕНЩН БЧФПТЙФЕФПН, ПВТБЪГПН ДМС РПДТБЦБОЙС. еЗП ФТЕВПЧБОЙС ЧЩРПМОСАФУС, ОБ ЕЗП ЪБНЕЮБОЙС ОЕ ПВЙЦБАФУС, ОБРТПФЙЧ, УФБТБАФУС ЙУРТБЧЙФШ ПЫЙВЛЙ, РЕТЕДЕМБФШ ОЕЧЕТОП ЧЩРПМОЕООХА ТБВПФХ. рТЙ ФБЛПН ХНЕОЙЙ ПФОЕУФЙУШ ЛП ЧЪТПУМПНХ Й ЕЗП ДЕКУФЧЙСН ЛБЛ Л ЬФБМПОХ, ДЕФЙ БДЕЛЧБФОП ЧПУРТЙОЙНБАФ РПЪЙГЙА ХЮЙФЕМС, ЕЗП РТПЖЕУУЙПОБМШОХА ТПМШ. пВМЕЗЮБЕФУС ПВЭЕОЙЕ Ч УЙФХБГЙЙ ХТПЛБ, ЛПЗДБ ЙУЛМАЮЕОЩ ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩЕ ЬНПГЙПОБМШОЩЕ ЛПОФБЛФЩ, ЛПЗДБ ОЕМШЪС ЗПЧПТЙФШ ОБ РПУФПТПООЙЕ ФЕНЩ, РПДЕМЙФШУС УЧПЙНЙ РЕТЕЦЙЧБОЙСНЙ, Б НПЦОП ФПМШЛП ПФЧЕЮБФШ ОБ РПУФБЧМЕООЩЕ ЧПРТПУЩ Й УБНПНХ ЪБДБЧБФШ ЧПРТПУЩ РП ДЕМХ, РТЕДЧБТЙФЕМШОП РПДОСЧ ТХЛХ. дЕФЙ, ЗПФПЧЩЕ Ч ЬФПН РМБОЕ Л ЫЛПМШОПНХ ПВХЮЕОЙА, РПОЙНБАФ ХУМПЧОПУФШ ХЮЕВОПЗП ПВЭЕОЙС Й БДЕЛЧБФОП, РПДЮЙОССУШ ЫЛПМШОЩН РТБЧЙМБН, ЧЕДХФ УЕВС ОБ ЪБОСФЙСИ.

лМБУУОП-ХТПЮОБС УЙУФЕНБ ПВХЮЕОЙС РТЕДРПМБЗБЕФ ОЕ ФПМШЛП ПУПВЩЕ ПФОПЫЕОЙС У ХЮЙФЕМЕН, ОП Й УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙЕ ПФОПЫЕОЙС У ДТХЗЙНЙ ДЕФШНЙ. хЮЕВОБС ДЕСФЕМШОПУФШ РП УХФЙ УЧПЕК - ДЕСФЕМШОПУФШ ЛПММЕЛФЙЧОБС. хЮЕОЙЛЙ ДПМЦОЩ ХЮЙФШУС ДЕМПЧПНХ ПВЭЕОЙА ДТХЗ У ДТХЗПН, ХНЕОЙА ХУРЕЫОП ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ, ЧЩРПМОСС УПЧНЕУФОЩЕ ХЮЕВОЩЕ ДЕКУФЧЙС. оПЧБС ЖПТНБ ПВЭЕОЙС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ УЛМБДЩЧБЕФУС Ч УБНПН ОБЮБМЕ ЫЛПМШОПЗП ПВХЮЕОЙС. чУЕ УМПЦОП ДМС НБМЕОШЛПЗП ХЮЕОЙЛБ - ОБЮЙОБС У РТПУФПЗП ХНЕОЙС УМХЫБФШ ПФЧЕФ ПДОПЛМБУУОЙЛБ Й ЛПОЮБС ПГЕОЛПК ТЕЪХМШФБФПЧ ЕЗП ДЕКУФЧЙК, ДБЦЕ ЕУМЙ Х ТЕВЕОЛБ ВЩМ ВПМШЫПК ДПЫЛПМШОЩК ПРЩФ ЗТХРРПЧЩИ ЪБОСФЙК. фБЛПЕ ПВЭЕОЙЕ ОЕ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ ВЕЪ ПРТЕДЕМЕООПК ВБЪЩ.

мЙЮОПУФОБС ЗПФПЧОПУФШ Л ЫЛПМЕ ЧЛМАЮБЕФ ФБЛЦЕ ПРТЕДЕМЕООПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л УЕВЕ. рТПДХЛФЙЧОБС ХЮЕВОБС ДЕСФЕМШОПУФШ РТЕДРПМБОЗБЕФ БДЕЛЧБФОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ Л УЧПЙН УРПУПВОПУФСН, ТЕЪХМШФБФБН ТБВПФЩ, РПЧЕДЕОЙА, Ф.Е. ПРТЕДЕМЕООЩК ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС УБНПУПЪОБОЙС. уБНППГЕОЛБ ЫЛПМШОЙЛБ ОЕ ДПМЦОБ ВЩФШ ЪБЧЩЫЕООПК Й ОЕДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧБООПК. еУМЙ ТЕВЕОПЛ ЪБСЧМСЕФ, ЮФП ПО "ИПТПЫЙК", ЕЗП ТЙУХОПЛ "УБНЩК ИПТПЫЙК" Й РПДЕМЛБ "МХЮЫЕ ЧУЕИ" (ЮФП ФЙРЙЮОП ДМС ДПЫЛПМШОЙЛБ), ОЕМШЪС ЗПЧПТЙФШ П МЙЮОПУФОПК ЗПФПЧОПУФЙ Л ПВХЮЕОЙА.

п МЙЮОПУФОПК ЗПФПЧОПУФЙ ТЕВЕОЛБ Л ЫЛПМЕ ПВЩЮОП УХДСФ РП ЕЗП РПЧЕДЕОЙА ОБ ЗТХРРПЧЩИ ЪБОСФЙСИ Й ЧП ЧТЕНС ВЕУЕДЩ У РУЙИПМПЗПН. уХЭЕУФЧХАФ УРЕГЙБМШОП ТБЪТБВПФБООЩЕ РМБОЩ ВЕУЕДЩ, ЧЩСЧМСАЭЕК РПЪЙГЙА ЫЛПМШОЙЛБ (НЕФПДЙЛБ о.й. зХФЛЙОПК), Й ПУПВЩЕ ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩЕ РТЙЕНЩ. оБРТЙНЕТ, РТЕПВМБДБОЙЕ Х ТЕВЕОЛБ РПЪОБЧБФЕМШОПЗП ЙМЙ ЙЗТПЧПЗП НПФЙЧБ ПРТЕДЕМСЕФУС РП ЧЩВПТХ ДЕСФЕМШОПУФЙ - РТПУМХЫЙЧБОЙС УЛБЪЛЙ ЙМЙ ЙЗТЩ У ЙЗТХЫЛБНЙ. рПУМЕ ФПЗП ЛБЛ ТЕВЕОПЛ ТБУУНПФТЕМ Ч ФЕЮЕОЙЕ НЙОХФЩ ЙЗТХЫЛЙ, ОБИПДСЭЙЕУС Ч ЛПНОБФЕ, ЕНХ ОБЮЙОБАФ ЮЙФБФШ УЛБЪЛХ Й ОБ УБНПН ЙОФЕТЕУОПН НЕУФЕ РТЕТЩЧБАФ ЮФЕОЙЕ. рУЙИПМПЗ УРТБЫЙЧБЕФ, ЮФП ЕНХ УЕКЮБУ ВПМШЫЕ ИПЮЕФУС - ДПУМХЫБФШ УЛБЪЛХ ЙМЙ РПЙЗТБФШ У ЙЗТХЫЛБНЙ. пЮЕЧЙДОП, ЮФП РТЙ МЙЮОПУФОПК ЗПФПЧОПУФЙ Л ЫЛПМЕ ДПНЙОЙТХЕФ РПЪОБЧБФЕМШОЩК ЙОФЕТЕУ Й ТЕВЕОПЛ РТЕДРПЮЙФБЕФ ХЪОБФШ, ЮФП РТПЙЪПКДЕФ Ч ЛПОГЕ УЛБЪЛЙ. дЕФЕК, НПФЙЧБГЙПООП ОЕ ЗПФПЧЩИ Л ПВХЮЕОЙА, УП УМБВПК РПЪОБЧБФЕМШОПК РПФТЕВОПУФША, ВПМШЫЕ РТЙЧМЕЛБЕФ ЙЗТБ.

пРТЕДЕМСС МЙЮОПУФОХА ЗПФПЧОПУФШ ТЕВЕОЛБ Л ЫЛПМЕ, РПНЙНП ПУПВЕООПУФЕК ТБЪЧЙФЙС НПФЙЧБГЙПООПК УЖЕТЩ ОЕПВИПДЙНП ЧЩСЧЙФШ Й УРЕГЙЖЙЛХ ТБЪЧЙФЙС УЖЕТЩ РТПЙЪЧПМШОПУФЙ. рТПЙЪЧПМШОПУФШ ТЕВЕОЛБ РТПСЧМСЕФУС РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ ФТЕВПЧБОЙК, ЛПОЛТЕФОЩИ РТБЧЙМ, ЪБДБЧБЕНЩИ ХЮЙФЕМЕН, РТЙ ТБВПФЕ РП ПВТБЪГХ. рПЬФПНХ ПУПВЕООПУФЙ РТПЙЪЧПМШОПЗП РПЧЕДЕОЙС РТПУМЕЦЙЧБАФУС ОЕ ФПМШЛП РТЙ ОБВМАДЕОЙЙ ЪБ ТЕВЕОЛПН ОБ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ Й ЗТХРРПЧЩИ ЪБОСФЙСИ, ОП Й У РПНПЭША УРЕГЙБМШОЩИ НЕФПДЙЛ.

йОФЕММЕЛФХБМШОБС ЗПФПЧОПУФШ

йОФЕММЕЛФХБМШОБС ЗПФПЧОПУФШ Л ЫЛПМШОПНХ ПВХЮЕОЙА УЧСЪБОБ У ТБЪЧЙФЙЕН НЩУМЙФЕМШОЩИ РТПГЕУУПЧ - УРПУПВОПУФША ПВПВЭБФШ, УТБЧОЙЧБФШ ПВЯЕЛФЩ, ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБФШ ЙИ, ЧЩДЕМСФШ УХЭЕУФЧЕООЩЕ РТЙЪОБЛЙ, ПВЯЕДЙОСФШ РТЙЮЙООП-УМЕДУФЧЕООЩЕ ЪБЧЙУЙНПУФЙ, ДЕМБФШ ЧЩЧПДЩ. х ТЕВЕОЛБ ДПМЦОЩ ВЩФШ ПРТЕДЕМЕООБС ЫЙТПФБ РТЕДУФБЧМЕОЙК, Ч ФПН ЮЙУМЕ ПВТБЪОЩИ Й РТПУФТБОУФЧЕООЩИ, УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ТЕЮЕЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ, РПЪОБЧБФЕМШОБС БЛФЙЧОПУФШ.

мЙФЕТБФХТБ

о.у. цХЛПЧБ, е.н. нБУФАЛПЧБ. еУМЙ ЧБЫ ТЕВЕОПЛ ПФУФБЕФ Ч ТБЪЧЙФЙЙ. н., 1993.
й.а. лХМБЗЙОБ. чПЪТБУФОБС РУЙИПМПЗЙС. тБЪЧЙФЙЕ ТЕВЕОЛБ ПФ ТПЦДЕОЙС ДП 17 МЕФ. н., 1998.

Последние материалы сайта