Внесении изменений в бюджетный кодекс. Правила обеспечения наличными денежными средствами. Регистрация, учет и налогообложение имущества

02.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В этой статье собраны описания важных для бухгалтера новаций в законодательстве, о которых было известно уже к началу 2015 года. Основная часть нововведений в силе с 1 января 2015 года, однако есть и нормы, вводимые в действие позднее. Наряду с новостями сайта этот обзор позволит вам принять во внимание существенные изменения в правилах учета, налогообложения, подготовки и сдачи отчетности.

Новое в законодательстве 2015

Наш обзорный материал поможет привести в соответствие с изменениями в законодательстве бюджетный учет 2015, а также бухгалтерскую и налоговую отчетность. В этой статье:

Все новации законодательства - в статьях и сервисах журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Не забудьте оформить подписку !

Новые инструкции по бюджетному учету

Минфин России подготовил существенные изменения в основные документы, регулирующие правила бюджетного учета. Новации применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом изменений в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений происходит по мере организационно-технической готовности субъектов учета. То есть, учетную политику 2015 года нужно составить в соответствии с новыми инструкциями.

Изменен Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н , зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2014 года). В результате добавлены забалансовые счета и объекты учета, откорректированы правила учета расчетов по доходам и ущербу имуществу и правила учета НДС. При закрытии счетов последним днем 2014 года новые нормы надо принять во внимание.

Вносятся изменения и в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (проект приказа Минфина России от 18 сентября 2014 года).

Кроме того, корректируются приказы Минфина России, регулирующие деятельность автономных учреждений. Так, проект приказа Минфина России от 19 сентября 2014 года предполагает изменить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н . Также проект приказа Минфина России от 25 сентября 2014 года вносит поправки в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета автономных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н .

Бюджетная политика

Сформулированы основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов для составления проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы (официальное сообщение Минфина России от 10 июля 2014 года). Важным будет применение единой классификации, единых перечней государственных и муниципальных услуг. Будут сокращены льготы по региональным и местным налогам и сборам. Продолжится повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Бюджеты будут формироваться и исполняться на основе государственных и муниципальных программ, то есть целевому расходованию средств будет уделено особое внимание.

При подготовке проекта федерального бюджета, а также проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, региональных и местных бюджетов на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов использованы Указания о применении бюджетной классификации РФ в редакции приказа Минфина России от 26 мая 2014 года № 38н (письма Минфина России от 26 мая 2014 г. № 02-05-11/25111 , № 02-05-10/25109).

Федеральный бюджет на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утвержден Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ . Также определены перечни главных администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета на эти периоды.

Налоговый контроль

Новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг - вводится с 1 января 2015 года. Налоговый мониторинг проводится по заявлению самой организации-налогоплательщика (налогового агента). В рамках такого контрольного мероприятия проверяется правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов. За период, по которому проведен налоговый мониторинг, не будет проводиться выездная и камеральная налоговая проверка (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Порядок опубликования нормативных актов

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти с 1 января 2015 года публикуются на официальном интернет-портале правовой информации в течение 10 дней, следующих за датой их государственной регистрации. Их размещение на этом сайте (как и опубликование в «Российской газете» или Бюллетене нормативных актов) будет считаться официальным опубликованием (Указ Президента РФ от 14 октября 2014 г. № 668).

Бюджетная классификация 2015

Создана сопоставительная таблица изменений видов расходов классификации расходов бюджетов 2014 и 2015 годов (информация Минфина России от 4 июня 2014 года). В частности, вместо вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» в 2015 году нужно использовать виды расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и 853 «Уплата иных платежей».

В дополненную сопоставительную таблицу изменений единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов 2014 и 2015 годов включены два новых вида расходов, которые применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Они относятся к закупкам товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в области геодезии и картографии (письмо Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-05-11/31346).

Также опубликована сопоставительная таблица целевых статей расходов для составления проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на 2015-2017 годы к целевым статьям, применяемым в 2014 году. Она включает, в том числе, статьи расходов, на которые в 2014 году бюджетные ассигнования не были предусмотрены (информация Минфина России от 23 июня 2014 года).

Кроме того, представлена сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, которая использована при составлении федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (информация Минфина России от 16 сентября 2014 года).

Минюст России признал не нуждающимся в государственной регистрации приказ Минфина России от 16 декабря 2014 г. № 150н , который вносит масштабные поправки в Указания № 65н . Изменения в силе с 1 января 2015 года (приказ Минфина России от 31 декабря 2014 г. № 180н).

Новые размеры госпошлин

Размер госпошлин индексируется с 1 января 2015 года в среднем на 57 процентов. Для физлиц размеры государственной пошлины применяются с учетом коэффициента 0,7, если госуслуга запрошена через портал государственных и муниципальных услуг и оказана в электронной форме (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ). При этом увеличен объем поступлений от госпошлин, направляемый в региональные бюджеты (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 249-ФЗ).

Помимо этого, вводятся новые госпошлины и дополнительно переопределяются размеры некоторых существующих (Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 312-ФЗ). Так, размеры государственных пошлин за выдачу и за переоформление свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности меняются с 1 января 2015 года. Также Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 480-ФЗ установлены новые размеры и виды госпошлин, взимаемых при государственной регистрации лекарственных средств.

Правила обеспечения наличными денежными средствами

Новые Правила обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), установлены приказом Казначейства России от 30 июня 2014 г. № 10н (зарегистрирован Минюстом России 29 сентября 2014 года). Новый порядок обеспечения учреждений денежными средствами, предназначенными для получения наличных денег с использованием денежных чеков и расчетных (дебетовых) банковских карт, а также для расчетов по карточным операциям, в силе с 1 января 2015 года.

Правила уплаты налогов и взносов

Платежки по налогам и взносам с 2015 года надо опять заполнять по-новому. Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ меняются с 1 января 2015 года. Так, количество обязательных реквизитов сокращено. Больше не нужно заполнять поле «110», в котором указывался тип платежа (пени, проценты, штраф, задолженность), а при уплате налога или сбора ставился ноль (приказ Минфина России от 30 октября 2014 г. № 126н).

Взыскание налога в судебном порядке с 1 января 2015 года производится с лицевых счетов учреждений, если взыскиваемая сумма превышает 5 млн руб. В ином случае для взыскания нужной суммы налоговикам достаточно будет обратиться в орган Казначейства России с заявлением о списании налога, сбора, пеней и штрафов с лицевого счета учреждения. До конца 2014 года взыскание налогов с казенных, бюджетных, автономных учреждений производилось в судебном порядке (письмо Казначейства России от 4 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-735).

Налоговая отчетность

Декларацию по НДС с отчетности за I квартал 2015 года надо сдавать по новой форме. Соответствующий приказ ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558@ прошел регистрацию в Минюсте России. Кроме того, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, согласно которым декларация по НДС в бумажном виде не будет считаться поданной, если ее нужно было представить в электронной форме (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ). Изменения действуют с 1 января 2015 года и коснутся, в том числе, уточненных деклараций. Формат электронной квитанции о приеме и электронного уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) по НДС изменен приказом ФНС России от 12 декабря 2014 г. № ММВ-7-6/642@ . Новые электронные документы в обращении с 1 января 2015 года.

Представить отчетность по НДС по-новому поможет статья «Декларация по НДС 2015» . Кроме того, разобраться в нововведениях, касающихся уплаты налогов бюджетными учреждениями, поможет справочник «Налоговая энциклопедия» .

Регистрация, учет и налогообложение имущества

Некоторые новации в порядке регистрации и учета объектов недвижимого имущества вводятся в действие также с 1 января 2015 года. Так, приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765 (зарегистрирован Минюстом России 10 июля 2014 года) установлены новые правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обновлены формы свидетельства о госрегистрации прав, формы специальной регистрационной надписи на документах и требования к их заполнению, состав номера регистрации, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме. Кроме того, определен порядок присвоения условных номеров объектам недвижимого имущества, которым не присвоен кадастровый номер. Помимо этого, уточнен порядок ведения государственного кадастра недвижимости. В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» появилась отдельная глава о комплексных кадастровых работах (Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 447-ФЗ).

Новые формы кадастровых документов применяются тоже с 1 января 2015 года. В частности, утверждены формы кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, земельного участка, а также формы кадастровых выписок об этих объектах (приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2014 г. № 504 , зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2014 года).

Помимо этого, внесены изменения в порядок земельного надзора (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ). В частности, отменены положения о производственном земельном контроле. Государственный мониторинг земель теперь будет подразделяться на мониторинг их использования и состояния. Также установлены особенности проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.

Правила дорожного движения и автострахование

В Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 , внесены очередные изменения, которые начинают действовать с 1 июля 2015 года. С этого дня при ДТП водители обязаны освободить проезжую часть, чтобы не препятствовать движению. Предварительно они фиксируют, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Если обстоятельства ДТП не вызывают разногласий у его участников, сообщать об аварии в полицию не обязательно (постановление Правительства РФ от 6 сентября 2014 г. № 907).

Кроме того, утверждены страховые тарифы и коэффициенты для ОСАГО на 2015 год (указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У). Напомним, в 2015 году будут действовать новые правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также новые формы заявления о заключении договора ОСАГО, страхового полиса ОСАГО и документа, содержащего сведения о страховании (положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П). Переопределены требования к соглашению о прямом возмещении убытков по ОСАГО и порядку расчетов между его участниками (указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3385-У). Также обновлены требования к условиям добровольного страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) и гражданской ответственности владельцев автотранспорта (указание Банка России от 12 сентября 2014 г. № 3380-У). Помимо этого, приняты новые правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 433-П) и единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт автотранспорта (положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П).

Водители обязаны до 1 июня 2015 года обзавестись российскими правами. Именно с этой даты вступает в силу запрет трудовой или предпринимательской деятельности водителей без российских водительских удостоверений, с иностранными национальными или международными правами (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 132-ФЗ). Напомним также, что российские права выдаются по новым правилам допуска к управлению транспортными средствами, которые определены постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 . Для получения водительских прав обязательно прохождение специальной подготовки. Требования к инструкторам, которые могут ее проводить, ужесточены.

Учреждения Крыма и Севастополя

Организации на территории Крыма, сведения о которых не внесены в ЕГРЮЛ, с 1 января 2015 года вправе вести деятельность в РФ в качестве филиала (представительства) иностранного юридического лица (информация ФНС России от 27 июня 2014 года). Остальным юрлицам нужно составить учетную политику в соответствии с российскими правилами налогового и бухгалтерского учета. В этом поможет наш сервис «Учетная политика» .

Кроме того, Казначейство России напоминает, что с 1 января 2015 года в Республике Крым действует бюджетное законодательство РФ (письмо от 17 сентября 2014 г. № 42-5.2-17/25). Также на территории Крыма и Севастополя с 1 января 2015 года распространяется обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров (информация ФНС России от 13 ноября 2014 года).

Нерабочие праздничные дни 2015 года

Наконец, о приятном. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 860 утвержден перенос выходных дней в 2015 году с субботы 3 января на пятницу 9 января и с воскресенья 4 января на понедельник 4 мая. Таким образом, новогодние каникулы продлились с 1 по 11 января 2015 года, затем трудящиеся отдыхают 21-23 февраля и 7-9 марта. В мае 2015 года выходные - 1-4 мая и 9-11 мая. Также нерабочими праздничными днями признаны 12 июня 2015 года и 4 ноября 2015 года.

Также смотрите:
- Изменения в Инструкции № 157н
- Трудовое законодательство и страховые взносы 2015
- Изменения в законодательстве о взносах с 2015 года
- Образовательная деятельность 2015
- Новые положения Закона об образовании 2014
- Изменения в земельном законодательстве 2014
- Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Подписаться на журнал

Страховые взносы

С 2017 года страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС будут уплачиваться на основании новой главы 34 . Администрировать исчисление и уплату взносов будет ФНС России, соответствующие изменения внесены в . В основном на взносы распространены все положения, касающиеся взимания налогов и сборов.

Что прежде всего надо знать в связи с этими изменениями?

С 2017 года в силу прямого указания закона (ст. 420 НК РФ) выплаты и вознаграждения, поименованные в подп. 1-3 п. 1 ст. 420 НК РФ, будут признаваться объектом обложения страховыми взносами только в случае, если они осуществляются в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Каких-либо дополнительных объектов обложения для организаций не предусмотрено.

При осуществлении выплат и иных вознаграждений физическим лицам в натуральной форме (в виде товаров, работ, услуг, иного имущества), формировать базу для исчисления страховых взносов нужно исходя из их рыночных цен, которые могут не совпадать с ценами, указанными сторонами договора (п. 7 ст. 421 НК РФ). При этом исчисленная таким образом стоимость будет уменьшаться на суммы частичной оплаты, внесенные физическими лицами-получателями товаров (работ, услуг).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, поименованы в ст. 422 НК РФ. Перечень не облагаемых страховыми взносами выплат практически полностью повторяет перечень, установленный ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " " (далее – Закон № 212-ФЗ), за некоторыми исключениями.

К не облагаемым страховыми взносами выплатам относятся и командировочные расходы, в том числе суточные (п. 2 ст. 422 НК РФ). С 1 января 2017 года суточные не облагаются страховыми взносами только в размере, предусмотренном , то есть в сумме не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. в день – в заграничной командировке. Суточные, превышающие эти ограничения, облагаются страховыми взносами.

С 2017 года зачет суммы превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования может быть осуществлен и за пределами соответствующего расчетного периода (п. 9 ст. 431 НК РФ). При этом уточнено, что сумма указанных расходов должна определяться за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС РФ в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения. Такой зачет будет осуществляться налоговым органом на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период. До 2017 года зачесть сумму превышения указанных расходов над суммой начисленных взносов можно только в пределах расчетного периода ().

С периодов, начинающихся с 1 января 2017 года, отчитываться по страховым взносам надо будет в налоговый орган по месту постановки на учет путем представления единого документа – расчета. Общий срок его представления – не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, независимо от того, в какой форме он представляется.

Кроме того, с 2017 года вводятся следующие правила: указанная в расчете совокупная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна совпадать с данными этого же расчета по каждому застрахованному физическому лицу. Если в представляемом в налоговый орган расчете будет выявлено расхождение, то такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В течение 5 дней со дня получения указанного уведомления надо будет отправить в налоговую инспекцию исправленный расчет. Если уложитесь в этот срок, датой представления расчета будет считаться дата его первоначального представления (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Правило, позволяющее уменьшать сумму страховых взносов в ФСС (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) на сумму расходов на выплаты по этому виду обязательного социального страхования ("больничных"), действует до 31 декабря 2020 года (п. 2 ст. 431 НК РФ, ). После этой даты запланирован переход на прямые выплаты из ФСС, если закон на основе проекта № 15466-7 будет принят (в настоящее время рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на более поздний срок, какой - не установлен. - Ред.).

Бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность

Большинство нововведений надо будет учесть уже при формировании учетных показателей за 2016 год и, соответственно, при составлении годовой отчетности – 2016.

Одна из ключевых новаций – изменение порядка исправления ошибок в бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Теперь исправление последним днем отчетного периода возможно даже после представления отчетности. Правда это будет возможно только по решению финоргана или органа - учредителя и только до утверждения отчетности. При этом под датой утверждения отчетности понимается дата утверждения отчета об исполнении бюджета публично-правового образования соответствующим законом (решением). По результатам камеральной проверки отчетности орган, составляющий сводный отчет, оформит Уведомление о принятии отчетности или о несоответствии отчета установленным требованиям. В последнем случае учреждению дадут время на исправление отчетных форм. Напомним, раньше после представления отчетности ошибки можно было поправлять только датой их обнаружения.

Урегулирован ряд важных вопросов, связанных с организацией электронного документооборота и централизацией учета. В частности, Бухгалтерскую справку () теперь надо будет оформлять при передаче в бухгалтерию электронных первичных документов и при отсутствии возможности проставить отметку о принятии документа к учету в случае централизации учетных процессов.

Уточнен порядок осуществления ряда бухгалтерских процедур, в частности:

  • детализирован порядок отражения в отчетности событий после отчетной даты;
  • определены основания для обязательного проведения инвентаризации;
  • скорректирован порядок формирования номеров счетов, в том числе по нефинансовым активам и денежным средствам;
  • существенно доработаны правила применения забалансовых счетов 17 и 18 в целях формирования учетных данных и составления отчетности.

Предусмотрены новые корреспонденции для отражения в учетных регистрах ряда важных фактов хозяйственной жизни:

расчетов по субсидиям на выполнение задания и целевым субсидиям, в т.ч. по возврату средств субсидий в связи с невыполнением задания или нецелевым расходованием средств целевых субсидий (ранее корреспонденции были установлены );

по передаче активов, обязательств, бюджетных данных при реорганизации учреждений, ликвидации органов власти (местного самоуправления);

по принятию обязательств за счет ранее учтенных отложенных обязательств (резервов);

расчетов с ФСС по получению и расходованию средств на проведение мероприятий по сокращению травматизма.

Введены новые счета. В частности, балансовый счет 0 210 13 000 "Расчеты по НДС по авансам выплаченным" и забалансовый счет 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями". Предусмотрены соответствующие корреспонденции.

Бюджетная классификация

Минфин планирует скорректировать отдельные положения Указаний, утвержденных ( , ).

Так, в следующем году на вид расходов 853 "Уплата иных платежей", вероятно, надо будет относить консульские сборы и плату за негативное воздействие на окружающую среду. В 2016 году эти затраты учитываются по виду расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов".

Кроме того, в своих разъяснениях Минфин конкретизирует перечень выплат, подлежащих отнесению на код видов расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу …" (по элементам видов расходов 1X1, 1X2, 1X9). А в числе выплат, подлежащих учету по виду расходов 853 "Уплата иных платежей", прямо упоминаются следующие расходы:

В отношении принятых к учету до 1 января 2017 года объектов основных средств вносить изменения не требуется – ориентироваться на новые сроки службы необходимо в отношении объектов, которые будут приняты к учету в 2017 году. Может получиться так, что аналогичные объекты, принятые к учету в 2016 году и в 2017 году, окажутся в разных амортизационных группах и будут иметь разный срок полезного использования. С течением времени, по мере списания имущества, эти расхождения "уйдут".

В 2017 году в ваше учреждение от иных организаций госсектора могут поступать основные средства, поставленные на учет до 1 января 2017 года. При определении срока полезного использования по таким объектам надо руководствоваться новой редакцией Классификации и учесть срок фактической эксплуатации прежним балансодержателем. Допустим, передающая сторона приняла основное средство на учет в октябре 2016 года и установила срок полезного использования 5 лет по старой Классификации. Учреждение, которое принимает основное средство в 2017 году, должно отразить в учете на основании Извещения (форма 0504805) балансовую стоимость полученного объекта и начисленную передающей стороной амортизацию. Такой порядок действий прямо предусмотрен . Дальше надо проверить срок полезного использования объекта по обновленной Классификации. Он может отличаться от срока, установленного по старым правилам, например, может быть равен трем годам. В этом случае принимающая сторона обязана будет полностью начислить амортизацию в течение всего трех лет (с учетом срока эксплуатации у передающей стороны).

Порядок приобретения особо ценного движимого имущества

Расходы на закупку особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) далеко не во всех публично-правовых образованиях учитываются при определении размера субсидии на выполнение задания. Часто на приобретение такого имущества органы-учредители выделяют отдельные целевые субсидии. Процедуры распределения этих средств между учреждениями не всегда прозрачны. В какой сумме предоставить субсидию на иные цели? Какому учреждению дать средства на покупку ОЦДИ, а какому вовсе отказать? Эти вопросы часто решаются на основании субъективных суждений отдельных сотрудников органов-учредителей. В ближайшее время будет внедрен механизм, позволяющий решить проблему.

Так, на федеральном уровне при расчете размера субсидии на выполнение госзадания уполномоченные органы будут учитывать сумму резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) в следующем порядке:

Списание дебиторской задолженности

При списании безнадежной дебиторской задолженности по платежам в бюджет казенные учреждения и органы власти должны руководствоваться . Более того, при разработке Положения о списании дебиторской задолженности бюджетные и автономные учреждения также могут взять основания признания дебиторки безнадежной именно из .

Если числящаяся в балансовом учете задолженность признана безнадежной, ее можно списать с баланса без постановки на забалансовый учет. Если же еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, не забудьте учесть списанный долг на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". С баланса надо списывать только ту задолженность, которая не отвечает понятию актива – по конкретному долгу к моменту списания должны быть предприняты все меры для его взыскания (предложение о добровольном погашении, обращение в суд и к судебным приставам и т.д.). Списание с забалансового счета возможно тогда, когда юристы учреждения придут к выводу: возобновить процедуру взыскания не получится.

Дебиторскую задолженность по доходам списывайте с баланса в дебет счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", а по расходам – в дебет счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". Обратите внимание! Новый счет 0 401 10 174 "Выпадающие доходы" можно и нужно использовать только для уменьшения ранее начисленных в соответствии с действующим законодательством доходов (например, при уменьшении суммы начисленных административных штрафов и неустоек).

В процедуре признания дебиторки безнадежной есть множество юридических тонкостей. Так что все вопросы по отнесению конкретного долга к разряду безнадежных лучше оставить для Комиссии по поступлению и выбытию активов – в ее работе обязательно должны принимать участие юристы. Для бухгалтера основанием списания дебиторки станет решение этой комиссии и Бухгалтерская справка.

Еще один важный момент. Бывает, что ревизоры формулируют замечание следующим образом: учреждением допущен высокий уровень дебиторской задолженности. Это в корне неправильно. Вполне возможны ситуации, когда большую дебиторку можно поставить в заслугу руководителям учреждения. Такое возможно, если:

  • нет просроченной задолженности;
  • списывалось мало безнадежных долгов;
  • на балансе много дебиторки по доходам;
  • мало перечисленных авансов.

А еще не забывайте: факт увеличения в течение отчетного года дебиторской задолженности обычно относится к существенным событиям, информацию о которых желательно отразить в пояснительной записке к отчетности ().

Новый порядок составления Бюджетных смет и Планов ФХД

В 2016 году порядок составления и утверждения бюджетных смет был существенно изменен (). На федеральном уровне поправки применяются с 2017 года, на региональном и местном – с 2018 года. Так, бюджетные сметы надо будет формировать и вести в системе "Электронный бюджет". Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей станут неотъемлемой частью сметы (изменений сметы). Сформировать их надо будет уже на этапе составления проекта закона (решения) о бюджете. Данные этих расчетов ГРБС (РБС) учтет при составлении обоснования бюджетных ассигнований (ОБАС). Утвержденная смета, изменения в смету и расчеты (обоснования) плановых сметных показателей обязательно надо будет направлять ГРБС. Установлен срок утверждения сметы: не позднее 10 рабочих дней с даты доведения учреждению соответствующих ЛБО.

В бюджетных и автономных учреждениях составляется и утверждается План ФХД на 2017 год (плановый период 2018-2019 годов). Напомним, согласно , утв. , План ФХД бюджетного учреждения утверждается его руководителем, если иной порядок не установлен органом – учредителем. Начиная с 2017 года (планового периода 2018-2019 годов) План ФХД формируется с учетом положений Одно из основных новшеств – обязательное приложение к проекту Плана ФХД обоснований (расчетов) плановых показателей по выплатам, использованных при формировании Плана ФХД.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности

В настоящее время за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности штрафуют по . Эта норма подлежит применению только в отношении казенных учреждений и иных организаций, формирующих бюджетную отчетность. Слово "заведомо" из текста предлагается исключить (см. проект федерального закона № 1112269-6) . Однако, как показывает анализ судебной практики, и сегодня многие органы финконтроля и суды применяют эту статью, игнорируя требование о "заведомости" правонарушения.

Кого оштрафуют?
Сейчас некоторые суды просто освобождают должностных лиц казенных учреждений от ответственности, если протоколы составляются по , которая также предусматривает ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аргументация этих судов простая – по недостоверной бюджетной отчетности предусмотрен отдельный состав. В новую редакцию включена соответствующая оговорка. Обратите внимание! Должностных лиц бюджетных и автономных учреждений за грубое нарушение требований к бухучету и к бухгалтерской (финансовой) отчетности должны привлекать по .

Когда штрафа не будет?
Одно из оснований для привлечения к ответственности по – искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее чем на 10 %. Аналогичный критерий для любых денежных показателей бюджетной отчетности предусмотрен новой редакцией . Пока действует старая редакция , у органов финконтроля сохраняются формальные основания для ее применения даже в случае самого незначительного искажения любой строки любой формы бюджетной отчетности. Обратите внимание! В этом году вступила в силу обновленная редакция . В ней подробно описаны нарушения, которые могут быть признаны грубым нарушением требований к бухучету и бухотчетности.

Критерий существенности
Сейчас в есть понятие "событие после отчетной даты": существенные факты хозяйственной жизни, произошедшие в текущем году, могут быть отражены в отчетности за истекший год. Критерии существенности событий нигде не описаны. Чтобы не спорить в ходе контрольных мероприятий, определите эти критерии в учетной политике. А еще не забывайте учитывать в отчетности за истекший год документы, датированные истекшим годом, но поступившие в учреждение в текущем году до утверждения годового отчета.

Контроль в сфере закупок

В 2017 году показатели Плана ФХД и информацию о доведенных до казенного учреждения лимитах бюджетных обязательств (ЛБО) казначейские органы будут использовать для осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " ". Они проверят информацию об объеме финобеспечения, включенного в План закупок учреждения, на непревышение информации о праве на проведение закупок согласно Плану ФХД, объему доведенных ЛБО. В случае отрицательного результата План закупок просто не разместят в ЕИС ().

Руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

НОВОЕ В БЮДЖЕТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

О.Б. ШЕМЯКИНА
Шемякина О.Б., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии, консультант Государственно-правового управления Московской городской Думы.
Бюджетное законодательство в Российской Федерации в очередной раз подверглось изменениям. С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон N 120), за исключением некоторых норм, поименованных в ст. 2 данного Федерального закона, вступление в силу которых отложено до 1 января 2006 г.
Федеральный закон N 120 вносит значительные изменения в бюджетное законодательство РФ, касающиеся не только межбюджетных отношений, но и других положений бюджетного законодательства, в том числе структуры бюджетной системы РФ, принципов бюджетной системы РФ и других основополагающих категорий бюджетного права.
Причиной внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) стало реальное изменение системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, обусловленное вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который перестроил всю систему местного самоуправления в Российской Федерации.
В связи с этим в бюджетное законодательство РФ внесены существенные изменения.
Во-первых, изменилась терминология бюджетного законодательства. Исключаются следующие понятия: "минимальные государственные социальные стандарты", "минимальная бюджетная обеспеченность", "бюджетная ссуда", "взаимные расчеты", "регулирующие доходы бюджетов". Изменяются определения понятий: "дотации", "межбюджетные отношения", "бюджетные обязательства". Вводятся новые понятия: "расходные обязательства", "межбюджетные трансферты", "бюджетные полномочия органов государственной власти", "смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием", "кассовое обслуживание исполнения бюджета", "временная финансовая администрация". В частности, новое понятие "межбюджетные трансферты" определяется как средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Во-вторых, устанавливается иная структура бюджетной системы РФ. Если раньше бюджетная система РФ имела только трехуровневую структуру, то в соответствии с произошедшими изменениями бюджетная система РФ хотя и остается трехуровневой, но последний уровень - местные бюджеты - подразделяется на два вида.
Таким образом, бюджетная система РФ в соответствии с Федеральным законом N 120 имеет следующую структуру:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3. Местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Полностью изменены статьи, устанавливающие бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
Однако в большинстве своем полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления изменяются в части терминологии. Так, вместо полномочия по предоставлению финансовой помощи предусмотрено полномочие по предоставлению межбюджетных трансфертов, одним из видов которых является финансовая помощь. Таким образом, можно констатировать факт, что Федеральный закон N 120 в большинстве своем не предоставляет иные полномочия органам государственной власти и местного самоуправления, а уточняет в соответствии с изменившейся терминологией и межбюджетными отношениями формулировки бюджетных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Уточнение, дополнение, более полная трактовка законов являются весьма полезными, поскольку позволяют устранить недостатки законодательства, выявленные в практической работе.
Вместе с тем следует отметить, что Федеральный закон N 120 устанавливает и некоторые новые бюджетные полномочия. К таким бюджетным полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления относятся:
- установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений (для федеральных органов государственной власти);
- установление оснований и порядка временного осуществления федеральными органами государственной власти (органами государственной власти субъектов РФ) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) (для федеральных органов государственной власти);
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (для федеральных органов государственной власти);
- детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ (для органов государственной власти субъектов РФ);
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления (для органов государственной власти субъектов РФ);
- в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений (для органов государственной власти субъектов РФ);
- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования (для органов местного самоуправления);
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов (для органов местного самоуправления);
- детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету (для органов местного самоуправления);
- в случае и порядке, предусмотренных БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений (для органов местного самоуправления).
Кроме того, новеллой бюджетного законодательства является предоставление городам федерального значения дополнительных бюджетных полномочий в отношении внутригородских муниципальных образований. Это такие полномочия, как определение законами указанных субъектов РФ источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; установление нормативов отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований; определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Установление таких полномочий для городов федерального значения обусловлено особенностями Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются одновременно и городами, и субъектами РФ, и призвано сохранить единство городского хозяйства в городах федерального значения.
Федеральный закон N 120 излагает в новой редакции следующие принципы бюджетной системы РФ:
- принцип единства бюджетной системы РФ;
- принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней;
- принцип самостоятельности бюджетов.
Принцип единства бюджетной системы РФ теперь следует трактовать как единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Принцип самостоятельности бюджетов теперь означает:
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
- недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
- недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
- недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Анализ новых определений принципов бюджетной системы РФ показал, что федеральный законодатель устраняет имевшие место недоработки, ранее существовавшие в действовавших положениях БК РФ, хотя и не меняет сущностное значение перечисленных принципов. Это не только уточняет федеральное законодательство, но и позволяет ввести на практике более эффективную систему построения взаимоотношений между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, что в условиях проводимых реформ является существенным компонентом укрепления взаимодействия и взаимосвязи вертикали власти (центр - регионы).
Кроме того, ФЗ N 120 вводит новый принцип, который уже давно известен в науке бюджетного права, но так и не получил своего законодательного закрепления: принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, который означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
В ранее действовавшем законодательстве существовало понятие "безвозмездные перечисления", за счет которых в том числе образовывались доходы бюджетов. Федеральный закон N 120 наметил новые направления в использовании понятия "безвозмездные перечисления", которые заменены на понятие "безвозмездные и безвозвратные перечисления", и ввел следующую классификацию безвозмездных и безвозвратных перечислений:
- финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
- субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
- субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;
- иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;
- безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
- безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Необходимо отметить, что в ранее действовавшем законодательстве к безвозмездным перечислениям не относились ни финансовая помощь, ни субвенции. Под безвозмездными перечислениями понимались только перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Помимо этого, финансовая помощь выведена из неналоговых доходов.
Федеральный закон N 120 также изменил состав собственных доходов бюджетов; к собственным доходам бюджетов теперь относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.
Существенно претерпел изменения порядок формирования расходов бюджетов. Согласно ст. 65 БК РФ в новой редакции формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется не на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, а в соответствии с расходными обязательствами. В свою очередь, под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (ст. 6). Введение нового термина "расходные обязательства" в бюджетном законодательстве уже оказало существенное влияние на другие законодательные акты, действующие в Российской Федерации. Так, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заменяет в отраслевых законах нормы, предусматривающие, что финансирование осуществляется из федерального (субъектов РФ, местных) бюджетов, нормами о разграничении расходных обязательств. На основании таких норм органы власти каждого уровня вправе осуществлять финансирование только тех областей, в отношении которых для них установлено расходное обязательство.
Также установлена обязанность органов государственной власти вести реестры расходных обязательств (ст. 87). При этом под реестрами расходных обязательств понимаются свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Исключается перечень расходов, финансируемых исключительно из бюджета конкретного уровня бюджетной системы РФ.
Одним из значимых изменений, которое иллюстрирует общие центростремительные тенденции в государстве, стали изменения основ исполнения бюджетов. Согласно Федеральному закону N 120 кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством, полномочия которого по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ по соглашению при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества. Таким образом, органы власти на региональном и местном уровнях фактически утрачивают право исполнять свои бюджеты.
На наш взгляд, это ограничение правомочий субъектов в бюджетной сфере спорно, т.к. в сущности оно нарушает принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) и подрывает принципы федеративного устройства Российской Федерации в части бюджетной сферы. С другой стороны, курс на укрепление вертикали власти ведет к подобного рода ограничениям, но из двух зол надо выбирать меньшее: на данном этапе развития Российской Федерации укрепление централизма неизбежно. Важно, чтобы практические работники, занимающиеся бюджетными вопросами, понимали эту объективную тенденцию.
Наиболее существенные изменения были внесены в главу 16 БК РФ "Межбюджетные отношения", которая в ранее действовавшей редакции устанавливала принципы и другие основы межбюджетных отношений, являлась базой для предоставления бюджетам других уровней финансовой помощи в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; бюджетных кредитов; бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов. С 1 января 2005 г. из БК РФ исключается глава под названием "Межбюджетные отношения".
В новой редакции глава 16 БК РФ называется "Межбюджетные трансферты". Данная глава устанавливает виды межбюджетных трансфертов, которые предоставляются из федерального бюджета, виды межбюджетных трансфертов, предоставляемые из бюджетов субъектов РФ, а также из местных бюджетов. Если раньше основой межбюджетных отношений являлась финансовая помощь, предоставляемая из одного бюджета в другой, то в соответствии с произошедшими изменениями, финансовая помощь понимается как один из видов межбюджетных трансфертов, наравне с субвенциями из фондов компенсаций, иными безвозмездными и безвозвратными перечислениями, бюджетными кредитами.
Основой межбюджетных отношений с 1 января 2005 г. стали фонды финансовой поддержки, фонды компенсаций, фонды развития. Фонды финансовой поддержки образуются в соответствующем бюджете в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а также в целях выравнивания, исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения. Фонды компенсаций образуются в соответствующих бюджетах в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Фонд муниципального развития субъекта РФ может быть образован в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения.
Кроме того, в качестве межбюджетных трансфертов предоставляются бюджетные кредиты. Бюджетные кредиты предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам. Обязательным условием для предоставления бюджетных кредитов является отсутствие просроченной задолженности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления перед соответствующим бюджетом. БК РФ устанавливает предельный срок предоставления бюджетных кредитов - до одного года.
Как видно, средства, аккумулируемые в вышеперечисленных фондах, бюджетные кредиты - это межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета вышестоящего уровня бюджету нижестоящего уровня. Вместе с тем новые изменения БК РФ предусматривают возможность передачи средств из бюджета нижестоящего уровня, а именно - из бюджетов поселений, муниципальных районов, городских округов в бюджет вышестоящего уровня, а именно в бюджет субъекта РФ. Согласно ст. 142.2 БК РФ законом субъекта РФ может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Обязанность перечисления средств из бюджета нижестоящего уровня в бюджет вышестоящего уровня устанавливается решением субъекта РФ, и обусловлено это асимметричностью муниципальных образований, неравномерным распределением доходных источников между муниципальными образованиями.
Несмотря на то что Федеральный закон N 120 сделал большой шаг вперед в плане дальнейшего развития и совершенствования бюджетного законодательства, он содержит существенные недоработки. Не нашли своего отражения такие значимые для правоприменения вопросы, как совершенствование институтов бюджетного контроля и бюджетной ответственности, которые позволяют обеспечить соблюдение норм бюджетного законодательства. В частности, БК РФ должен содержать конкретные санкции (штрафы, пени) за нарушение бюджетного законодательства, а не отсылочные нормы к Кодексу об административных правонарушениях РФ; необходимо предусмотреть санкции за все правонарушения, перечисленные в ст. 283 БК РФ. Эти и другие вопросы не урегулированы в Федеральном законе N 120, что, безусловно, является его недостатком.
В целом можно сказать, что изменения бюджетного законодательства, которые внес Федеральный закон N 120, являются закономерными и стали следствием административной реформы и реформы местного самоуправления, которые проводятся в последнее время в Российской Федерации.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.2004 N 122-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 05.08.2004)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.08.2004 N 120-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
(принят ГД ФС РФ 05.08.2004)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.10.2003 N 131-ФЗ
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
"БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
Финансовое право, 2005, N 5

Последние материалы сайта