«Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой

09.01.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Разделы: Литература

Класс: 11

Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как........ пустыня.
И как алтарь без божества.
А.С. Пушкин

Четыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе
править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом.
В.Г. Распутин

1. Постановка задачи урока.

Анализируя повесть В.Г. Распутина, мы должны выявить философский, символический и экологический аспекты произведения.

3. Образ Матёры

Каков сюжет повести?

(История затопления расположенного на острове сибирского села Матёры)

Прочитайте описание Матёры. (2 глава)

Матёра – матёрый, мать, материк.

Матёрый –

  • полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
  • опытный, знающий;
  • неисправимый, отъявленный

МАТЕРЫЙ или матерой, матерущий (по словарю В.И. Даля) - большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный; взрослый, возмужалый, на возрасте, не малый.

Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше знаешь ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты)

Прочитайте историю Матёры. (1 глава)

Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?

4. Атлантида (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 2

Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой?

Как погибла Атлантида?

(Люди стали эгоистичнее, более алчными.)

Почему судьбу Матёры можно сравнить с судьбой Атлантиды?

(Строительство ГЭС привело к затоплению Матёры)

Жители Матёры похожи на атлантов? (нет)

5. Иркутская ГЭС (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 3

6. Отношение к “малой родине”, к Матёре (дом. задание по группам)

1 группа

Как относятся к происходящему? Дарья (гл. 14), Настасья (гл. 7)

2 и 3 группы

Как относятся молодые к происходящему? Петруха (гл.2), Павел (гл. 9,22), Андрей (гл. 12), Клавка Стригунова (гл. 13), санитарные бригады (гл. 3), Воронцов (гл. 3)

4 группа

Почему Дарья вспоминает родителей? Что Дарья думает о человеке? (гл. 4)

Прочитайте сцену, когда в конце повести Дарья приходит на кладбище. Почему в этом эпизоде много вопросов? (гл. 18)

Какова история жизни Дарьи? (гл. 5) Зачем автор её рассказывает читателям?

5 группа

Каковы точки зрения Дарьи и её внука Андрея на место человека в мире? (гл. 12)

В чём суть спора Дарьи и Андрея в 13 гл.?

О чём больше всего горюет Дарья при отъезде Андрея? (гл. 15)

Вывод

Столкновение “отцов” и “детей” переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потере нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

Какие противопоставленные образы можно выявить в повести?

  • жители Матёры – представители власти
  • природа – цивилизация
  • деревня – город

Какой вывод можно сделать на основе этих сопоставления этих образов?

7. Стихотворение Станислава Куняева “Валентину Распутину” . Приложение 5

8. Символический аспект повести

Итак, мы заговорили о символах. А что такое “символ”?

(Знак, предмет, образ, несущий определенную смысловую нагрузку).

Посмотрим, какие символы есть в повести “Прощание с Матерой” и попытаемся разобраться, что они означают.

В чём символическое значение образа Ангары? (гл. 4) Описания сенокоса? (гл. 11) Сцены уборки избы? (гл. 20)

Каково символическое значение образа огня? (гл. 8, 18, 22) Образа лиственя? (гл. 19) Образа хозяина? (гл. 6)

Образ огня (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 6

Образ лиственя (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 7

Хозяин (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 8

Матёра – деревня, остров на Ангаре, родная земля, родина, мать.

9. Итоги

Как вы понимаете смысл финала повести?

10. Слово учителя.

В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами.

Трагическим завершением повествования является ощущение конца света; герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя “неживыми”, брошенными в разверстой пустоте”.

Вот такой глубокий подтекст спрятан в повести “Прощание с Матёрой”.

Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле.

Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?

(От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).

Есть такой термин “экология души”. Как вы его понимаете?

(Охрана нравственной, духовной чистоты людей).

Связаны ли между собой экология природы и “экология души”?

(Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.)

Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные.

Завершая сегодняшний урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности: о бережном отношении к малой родине, Родине, об отношении к предкам, о назначении человека; или же вас больше взволновала экологическая проблема? Тем не менее произведение Распутина – кладезь мудрых мыслей, бесконечный поиск ответов на философские вопросы. Я уверена, что ни один из вас не остался равнодушен к героям повести Распутина.

11. Высказывания о природе. Приложение 9

Какое высказывание подходит к повести больше всего? Аргументируйте своё мнение.

12. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по повести Распутина “Прощание с Матерой” (составить развернутый план)

Список литературы

  1. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. “Молодая гвардия”, - 1980.
  2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Распутин, Вал.
  4. rus-vost.irk.ru/stixi-posvyashhenny.
  5. librero.ru/article/myth/org/ cim/
  6. belovlas.narod.ru/medieval/slavian-...
  7. ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный пот.
  8. ru.wikipedia.org/wiki/Атлантида.

В повести «Прощание с Матерой» анализ помогает уловить объективное отражение субъективной действительности, оценить место и роль человека в современном мире, влияние научно-технического прогресса на природу и взглянуть по-новому на проблему взаимопонимания в обществе и семье.

Валентин Распутин «Прощание с Матерой»

Валентин Распутин родился в 1937 году на реке Ангара, как и главные герои повести «Прощание с Матерой». Малая родина писателя – поселок, расположенный недалеко от Иркутска. Произведения Распутина автобиографичны и пронизаны любовью к родному краю.

Работа над «Прощанием с Матерой» была окончена в 1976 году. Истории создания предшествовал очерк об участи деревни в зоне подтопления вверх и вниз по течению.

В кратком пересказе передается картина конца существования деревни Матера. В рассказе автор описывает судьбы жителей, ищущих ответы на извечные вопросы о смысле жизни, взаимоотношении поколений, нравственности и памяти.

Глава 1

Описывается последняя весна деревни и острова, носящих одно название, Матера. В воздухе царит дух неопределенности: некоторые жилища опустели, в других сохраняется видимость обычной жизни.

За трехсотлетнюю историю деревня повидала и бородатых казаков, и арестантов, и бои колчаковцев, и партизан. Сохранилась на острове и церквушка, и мельница обеспечивает жителей, в последние годы даже прилетает самолет. И вот со строительством электростанции наступило последнее время для Матеры.

Глава 2

Обычный день старые жительницы деревни проводят в разговорах за самоваром у Дарьи. Старухи вспоминают прошлое, но мысли всех заняты будущим. Всех страшит перспектива городской жизни в тесных квартирах, лишенных души. Настасья с Егором, похоронившие всех четверых детей, должны были первые перебраться в город, но все откладывали.

Старуха Сима не знает, как сложится ее жизнь с пятилетним внуком. Не так давно ее немая дочка Валька загуляла и пропала. Сама же Сима оказалась в Матере случайно, пытаясь устроить свою жизнь с местным дедом Максимом. Но сватовство не удалось и теперь старуха живет в избенке на нижнем краю с внуком Колькой.

В дом приходит старик по прозвищу Богодул и выкрикивает о чужих, хозяйничающих на кладбище.

Глава 3

На кладбище за деревней двое рабочих по распоряжению санэпидстанции готовят к сожжению спиленные могильные памятники и кресты.

Прибежавшие старухи и Богодул, а затем и все жители препятствуют разорению. Не помогают уговоры председателя Воронцова и товарища Жука из отдела по затоплению.

Жители выпроваживают чужаков и восстанавливают порушенные памятники.

Глава 4

Рассказывается история появления в деревне Богодула и его отношения с местными старухами.

На утро после переполоха с кладбищем Дарья с Богодулом пьет чай, вспоминает прошлое, родителей и опять возвращается к переселению. Мысли гонят старуху из дома. Она оказывается на горе и оглядывает родные окрестности. Ее охватывает предчувствие конца и собственной ненужности. Жизнь прожита, а так и не понята.

Глава 5

Вечером к Дарье приезжает теперь старший пятидесятилетний сын Павел. Первый сын погиб на войне и похоронен в неизвестных краях, младший сын в военные годы погиб на лесоповале и похоронен в Матере в закрытом гробу. Старшая дочь умерла в Подволочной во время вторых родов, а другая дочь живет в Иркутске. Еще один сын живет в леспромхозе недалеко от родной деревни.

Разговор заходит о туманном будущем и о становлении хозяйства на новом месте. Молодежь торопится избавиться от деревенского жилья и получить деньги. Новая жизнь привлекает Клавку Стригунову и Никиту Зотова, по прозвищу Петруха.

Глава 6

Ночью Матеру обходит таинственный хозяин, маленький зверек, домовой острова. Хозяин обегает спящую деревню, зная, что скоро настанет конец всему и остров перестанет существовать.

Глава 7

Проходит две недели, и в среду Настасья и дед Егор покидают деревню. Старуха планирует приехать копать картошку осенью и переживает за свою кошку. Проходит тяжелое прощанье с односельчанами, и старики отплывают на лодке вниз по реке.

Глава 8

Ночью за два часа сгорела Петрухина изба. Перед этим он переправил мать Катерину жить к Дарье. Подавленные люди наблюдали за огнем, предполагая, что избу поджег сам Зотов.

Видел все и Хозяин, и видел будущие пожары, и дальше…

Глава 9

Павел редко навещает мать, оставшуюся с Катериной. Его одолевает работа и печаль по пропадающей богатой родной земле.

Ему тяжело дался переезд, в отличие от жены Сони, быстро освоившейся в городе.

Он переживает за мать, не представляющую жизни вне Матеры.

Глава 10

После пожара Петруха пропал, оставив мать без всего на Дарьино попечение. Катерина родила сына от женатого односельчанина Алеши Звонникова. Легкостью и разговорчивостью сын пошел в отца, но все у него было на пустом месте. К сорока годам Петруха так и не остепенился, за что мать винила себя.

Глава 11

На Матере начинается последний сенокос, собравший полдеревни. Всем хочется продлить эти счастливые дни.

Неожиданно возвратился Петруха и вручил матери 15 рублей, а после укоров с ее стороны, прибавляет еще 10. Он продолжает кутить то в поселке, то дома.

Начинаются дожди.

Глава 12

В первый дождливый день к Дарье приезжает внук Андрей, один из трех сыновей Павла. Он торопится все успеть в жизни, везде побывать и хочет поучаствовать в большой стройке ГЭС на Ангаре. Но пока соглашается остаться и помочь в сенокосе и переносе могил.

Глава 13

Наступили дождливые дни, усиливающие тревожное состояние людей. В распогодившийся с утра день все пришли к Павлу, как к бригадиру, справиться о работе. Но вновь полило, и люди разговорились. Афанасий Кошкин, Клавка Стригунова, Вера Носарева, Дарья, Андрей вновь говорят о судьбе Матеры.

В один из дней приезжает Воронцов с представителем из района Песенным. Председатель сообщает на собрании, что к половине сентября остров должен быть очищен, а двадцатого приедет комиссия.

Глава 14

Андрей сообщает бабушке, о чем говорилось на собрании. Дарья не может смириться с участью острова и говорит об этом с внуком. Она вспоминает о смерти, но подняв глаза видит проглянувшее из-за туч солнце. Ее лицо светлеет, ведь кругом продолжает бить ключом жизнь.

Глава 15

Дожди прекращаются, и люди приступают к работе. Дарья волнуется за уехавшего сына и отправляет Андрея разузнать в чем дело.

Шел август, все вокруг спело, в лесах появилось множество грибов.

Глава 16

Приехали из города на уборку хлеба, а позже другая бригада переправляла с соседней Подмоги скот. Затем остров Подмога, очищая, подожгли. Чужие спалили мельницу, потом по просьбе Клавки ее избу.

Дарья и Катерина, вернувшись с прощания с горевшей мельницей, обнаружили на крыльце напуганных Симу с Колькой. Ночевали все вместе.

Глава 17

Вечерами у Дарьи ведутся долгие разговоры обо всем. Катерина огорчена из-за сына, получающего деньги за поджог чужих изб. Сима по-прежнему мечтает о каком-нибудь старичке, она считает, что вместе жить было бы легче.

Глава 18

Хлеб убрали, и приезжие, к радости местных, уехали. На совхозную картошку привезли школьников. Приехали леспромхозовские мужики жечь лес.

Картошки уродилось много, приехали Павел и Соня с хохотушкой подругой Милой. Урожай собрали, Настасья так и не приехала, убрали и ее огород. Все потихоньку перевозились. За коровой Павел приехал последний, а до могилок очередь так и не дошла.

Дарья идет на кладбище прощаться с родными и наблюдает вокруг дымы от пожаров.

Глава 19

Очищая остров рабочие принимаются и за царский листвень. Но не под силу людям с ним совладать, и остается дерево непреклонно стоять среди разрушений.

Глава 20

Дарья в последний раз приводит в порядок избу: белит потолок, стены, подмазывает русскую печку. В последнее утро сама белит забытые ставни. Во всей Матере остаются только старухи и Богодул.

Последнюю ночь Дарья проводит дома одна в убранной и украшенной пихтовыми ветвями избе. Наутро она дает поджигателем разрешение зажигать, а сама уходит из деревни. Вечером приплывший Павел находит ее у царского лиственя. Приехала Настасья.

Глава 21

Старик Павел оставляет на два дня старушек на острове, чтоб потом забрать всех вместе на катере. Ночь проводят в колчаковском бараке у Богодула. Настасья рассказывает о житье в городе и о том, как умер от тоски дед Егор.

Глава 22

К вернувшемуся из Матеры Павлу Мироновичу приходят Воронцов с Петрухой. Председатель ругается из-за того, что не привезли людей и велит тотчас собираться за стариками.

На Ангару опустился туман, заставляя моториста Галкина идти на малых оборотах. В ночи катер никак не может найти остров, они блуждают в тумане, кричат и зовут оставшихся на Матере.

Старики просыпаются и слышат в начале прощальный вой Хозяина, а потом шум мотора.

Повествование обрывается.

Какие проблемы поднимает автор в произведении

На страницах книги Распутин наглядно демонстрирует проблематику современного мира. Это экологические вопросы и обеспокоенность о дальнейшем пути цивилизации, о цене научно-технического прогресса. Автор поднимает нравственные проблемы, отрыв от малой родины и конфликт поколений.

Анализ произведения

Распутин написал о реальных исторических событиях через призму восприятия деревенских обывателей. В жанре философской притчи автор описывает колоритный быт и судьбы жителей Матеры.

Он приводит аргументы в пользу семейственности, связи с корнями, малой родиной и старшим поколением.

Характеристика героев

Герои повести – люди, связанные с Матерой и наблюдающие последние месяцы существования острова:

  • Дарья – старожил деревни, уже и сама не помнящая точно свой возраст, рассудительная сильная женщина, объединяющая стариков. Хотя она живет одна, потеряв мужа, сгинувшего на охоте в тайге, когда ему едва перевалило за пятьдесят, у нее крепкая семья. Дети почитают мать и всегда зовут к себе. Дарья чувствует себя частью Матеры, глубоко переживая из-за невозможности повлиять на ход событий. Для нее важна семейственность и связь поколений, поэтому она тяжело переживает неосуществленный перевоз могилок родных;
  • Катерина – подруга Дарьи, безропотно переносящая удары судьбы и выходки непутевого сына. Она никогда не была замужем и любила одного мужчину, чужого мужа и отца своего Петрухи. Катерина всегда старается оправдать сына и всех окружающих, надеясь на исправление и проявление лучших качеств;
  • Настасья – соседка и приятельница Дарьи, не находящая себе места вне Матеры. Ее судьба не легка, она пережила своих детей и сосредоточилась на муже, про которого под старость лет стала рассказывать небылицы. Возможно, выдумывая несуществующие недуги и несчастья Егора, она пытается оберегать единственного оставшегося родного человека. Чудить она начала после смерти четверых детей, двое из которых не вернулись с войны, один провалился под лед с трактором, а дочь скончалась от рака;
  • Сима – младшая подруга Дарьи, оказавшаяся в деревне случайно с внуком Колькой. Услужливая и тихая женщина, самая младшая из всех старух. Жизнь у нее сложилась не просто, она рано осталась одна на руках с немой дочкой. Мечты на тихую семейную жизнь не осуществились, дочь Валька стала гулять с мужчинами и пропала, оставив сына на попечение матери. Сима безропотно переносит беды, продолжая верить в отзывчивость и доброту людей;
  • Богодул – единственный мужчина в компании старух, прибившийся в деревню из чужих краев. Сам себя называет поляком, говорит мало, больше на русском мате, за что, видимо, назван был богохулом. А деревенские переделали в Богодул. У Богодула характерная внешность: лохматые волосы и заросшее лицо с мясистым кочковатым носом. Ходит он круглый год босиком, на заскорузлых огрубевших ногах, медленной и тяжелой походкой, с согнутой спиной и задранной головой с красными, налитыми кровью глазами;
  • Егор – муж Настасьи становится первой жертвой разлуки с островом. В городе он умирает от тоски, оторванный от малой родины. Егор – мужчина основательный и вдумчивый, он глубоко таит свою грусть и переживания, постепенно отгораживаясь от людей и от жизни;
  • Павел – сын Дарьи, стоящий между молодым поколением, бегущим из деревни, и стариками, не имеющими сил расстаться с родными корнями. Он пытается приспособиться к новой жизни, но выглядит растерянным и пытающимся примирить окружающих;
  • Соня - жена Павла, легко и с радостью перенесла переезд в новый поселок городского типа, с удовольствием переняла городские привычки и моду;
  • Андрей – сын Павла, видит в уничтожении Матеры человеческую силу и мощь, стремящуюся к прогрессу. Он ищет активных действий и новых впечатлений;
  • Петруха – сын Катерины, беззаботный, ищущий веселья и легкой жизни. У него нет связи с малой родиной, он с легкостью расстается с домом и имуществом, не думая о будущем и окружающих людях.

Заключение

Произведение несет в себе глубокий нравственный смысл и требует вдумчивого, осмысленного прочтения. Цитаты из книги проникнуты многолетней народной мудростью. «…Жизнь, на то она и жизнь, чтоб продолжаться, она все перенесет и примется везде…».

Характеристика литературного героя Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня “повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода”. Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на “большую землю”, в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: “…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке”. В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли “вписаться ” в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.

Сочинение по литературе на тему: Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Другие сочинения:

  1. Листвень Характеристика литературного героя Листвень (царский листвень) – дерево лиственницы, возвышавшееся над Матерой. Л. – полноправный герой повести. Без него невозможно было представить остров. Могучий и властный, Л. стоял на бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми. На Матере существовало поверье, Read More ......
  2. Прощание с Матерой Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в Read More ......
  3. Петруха Характеристика литературного героя Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, “несчастный пьяница”. Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую Read More ......
  4. Воронцов Характеристика литературного героя Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками Read More ......
  5. Богодул Характеристика литературного героя Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали “богохулом” (“богодулом”). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Read More ......
  6. Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, Read More ......
  7. Павел Пинигин Характеристика литературного героя Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П. страдает Read More ......
Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Сочинение

«Прощание с Матерой» — крупнейшее произведение В. Распутина. Это нравственно-философская повесть, затрагивающая многие проблемы. Это произведение насыщено символикой и даже фантастикой. Но эти элементы необычайно органичны в реалистической повести.

Любимые герои Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой. Поражает прозрение Дарьи — ее встреча со своим родом, с «многовековым кликом» предков, на острие которого она видит себя.

Как уже было сказано, в повести много символики. Символично названия самого острова: Матера. Оно, конечно же, связано с таким понятиями, как мать (мать — земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матера — это как бы «малый материк»). И неслучайно, мне кажется, в сознании современного человека возникает образ нашей планеты как «малого» острова в космическом океане. Также со словом «Матера» возникает еще одна ассоциация — матерый, что значит здоровый, крепкий. Это уже относится к народному укладу жизни.

Кроме того, с этим островом связывается еще одно символическое значение. Старики прощаются с Матерой, как с живым существом. Уход ее под воду осмысляется как неразумное вмешательство человека в естественный ход вещей, в разумное устройство природы. С исчезновением Матеры разрушается и гармония человеческих отношений, так как нарушено единство человека с природой. Уход острова под воду равносилен концу света. Поэтому Матера связана еще и с апокалипсисом.

Символична в повести и смена поколений. Автор показывает сразу три поколения: Дарью, ее сына и внука. Распутин указывает, что от поколения к поколению связи с Матерой истончаются, ослабевают. Павел Пинигин уже не уверен, что старики правильно поступают, защищая остров. Андрей — это уже совсем новое поколение, которому хочется чего-то другого, суетного. Ему совсем не жаль своей малой Родины. Напрашивается мысль, что дети Андрея вообще не будут знать и помнить Матеру и что на этом оборвется и род человеческий.

Другим образом-символом является в повести маленький, молчаливый, но с выразительным взглядом зверек — Хозяин Матеры. Сам автор подчеркивает его значение даже графически — пишет с большой буквы. Писатель так говорит о нем: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Этот зверек сравнивается здесь с домовым, а мы знаем, что домовой — хранитель очага, это своеобразный дух дома. Поэтому Хозяин Матеры — это хранитель, душа острова и деревни. Он оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет: «Предчувствовал Хозяин, что скоро… все изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился».

Хозяин понимает неизбежность гибели, поэтому он мудро смиряется с этим. Но пока стоит остров, пока живут на нем люди, «Хозяин здесь он». Этот зверек не бросает своих ночных проверок острова, следя за всем, потому что он часть природы и существует по ее законам. Ему так предписано — оберегать и следить за всеми, кто находится на острове.

Еще один символ в повести: опора Матеры — царский листвень, с помощью которого, по легенде, «крепится остров к речному дну, общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». К этому дереву «никто не решается, так вечно, могуче и властно стоял он не бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми».

Этот «листвень» — олицетворение самого острова, недаром они накрепко связаны в старинной легенде. Он так же незыблемо стоит, как и остров. Ни топоры, ни огонь «чужих людей» не могут повредить гордое дерево, этот некий природный корень жизни. Листвень стоит как бы на страже острова, поэтому он не может поддаться напору «поджигателей». Пока стоит остров, будет стоять и он, листвень.

Вообще, Хозяин Острова и листвень олицетворяют силы самой природы и подчеркивают губительное вмешательство человека в нее.

Одним из центральных образов-символов повести является Дом. Он символизирует устои человеческой жизни: нравственные, семейные, социальные. Для стариков Дом — это не просто деревянная постройка, но и живое существо. Недаром Дарья перед отъездом, перед тем, как подожгут ее жилище, убирает его, белит, моет. Она готовит свой Дом в последний путь, как умершего человека: «Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что есть у него, покойника в гроб не кладут. А как можно отдать на смерть родную избу… отказав ей в таком обряженье?». И героиня прощается со своим домом, наказав «поджигателям» не заходить внутрь, не «поганить» его чужим присутствием. Дарья чувствует, что дом понимает, куда его обряжают: «вся изба сразу приняла скорбный, отрешенный, застывший лик».

Мы видим, что Распутин использовал в своей повести символику, чтобы лучше раскрыть перед читателями смысл и идею произведения.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».) Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор")

На мой взляд,одним из самых интересных и близких каждому человеку вопросов русской литературы является тема родного дома,родных мест.Нельзя недооценить их важность для каждого из нас.Мне в наибольшей степени понравилось произведение В.Распутина "Прощание с Матерой"
Действие этой повести разворачивается на небольшом островке под названием " Матера" на реке Ангара.Жизнь в этой деревушке текла вполне обыденно,так же,как и в тысячах других деревень нашей необъятной страны.Скорее всего,такая спокойная,счастливая жизнь продолжалась бы и в дальнейшем.Но обстоятельства сложились иначе.Власти решили затопить Матеру для того,чтобы создать на ее месте водохранилище.Наверняка,для любого человека весть о уничтожении родного дома и о скором пареезде станет настоящей катастрофой.Может быть,для молодого поколения эта новость покажется не такой уж пугающей,а наоборот,шансом обрести новых друзей,узнать,какова жизнь вдали от родных мест.Но для более старшего поколения это настоящая трагедия.Здесь прошли их детство,молодость,минуты счастья и печали,радости и негодования,были пережиты успехи и пройдены невзгоды.Не исключением стала Матера.Расставание с родной деревушкой молодежь пережила почти безболезненно.А для пожилых людей переезд оказался неприемлимым.Главная героиня произведения,старейшая жительница этих мест Дарья,общалась с духами природы,со своими предками,захороненными в этой земле.Автор на ее примере показывает нам,как связаны жители с этим островком, и еще раз подчеркивает нежелание отъезда со своей малой Родины тех,кто живет на этом месте многие десятки лет.Символом повести является "Царский листвень". Он олицетворяет собой бескрайние силы природы,над которыми человек не имеет власти.Его пытались сжечь,срубить,спилить.Но все попытки оказывались безрезультатными.Жители,оставшиеся на Матере после её затопления,будто это многовековое,раскатистое дерево,которое глубоко вросло своими корнями в землю,и ничто,и никто не сможет его переселить с того места,где оно когда-то было посажено,а затем росло,несмотря ни на какие природные стихии и иные потрясения.Те,кто остались в своих домах после затопления,даже не предпринимали попыток спастись,когда на деревушку хлынула вода.Свои лучшие годы они уже прожили да к тому же были далеко не молоды.Для этих людей было немыслимым закончить свою жизнь вдали от этих мест.Та же Дарья,общаясь со своими предками,уже давно покоенными в земле,затем,проведя обряд очистки своей избы,всем своим поведением показывала,что готовится к смерти и не боится ее принять,поскольку останется на родной земле,где были похоронены все ее предки.Память о Матере и о жителях,которые не покинули свое родное место, навсегда останется в сердцах людей.
В заключение я хочу сказать,что то тепло,уют,которые человек ощущает в родном доме,он не почувствует больше нигде.Это произведение отражает действительность нашего общества,но в то же время раскрывает всю широту русской души.

Последние материалы сайта