"византийская мозаика". История древней мозаики: Византия, Флоренция, Рим, Венеция Византийская мозаика краткое сообщение

16.02.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В случае с Византией можно точно назвать год, который стал точкой отсчета византийской империи, культуры, цивилизации. Император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н.

э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь в 330 году.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.

Периоды истории византийского искусства

Раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
иконоборческий период (VII-начало IX века). Он получил название темное время - во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
период Македонского Возрождения (867-1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства.
период консервантизма при императорах династии Комнинов (1081-1185)
период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261-1453).

Искусство Византийской империи - во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации. В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток, в исторические записи вошли рассказы о проводимых мастерами-смальтистами экспериментах по получению разных оттенков смальты и попытках придания смальтовому стеклу различных свойств. Мозаики из смальты были непременным атрибутом не только культовых сооружений и царских дворцов, а и являлись украшением интерьера домов обычных горожан.

По сравнению с античной мозаикой из кусочков камня смальтовые композиции отличались бoльшим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности и, что немаловажно, были значительно доступнее по стоимости. Это и определило быстрое рапространение технологии смальты как в самой Византийской империи, так и за ее пределами (в частности, в Древней Руси)

Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.

Мавзолей Галлы Плацидии , по преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. Однако на самом деле Галла похоронена в Риме, а ее так называемый мавзолей был молельней-капеллой, посвященной св. Лаврентию - особо чтимому в роду Феодосия мученику и покровителю императорской семьи. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мавзолей представляет собой греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. Тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ свод лишен оконных проемов. Лишь через узкие окна в стенах в церковь проникает тусклый, мерцающий свет.

Нижняя часть стен капеллы (до уровня высоты человеческого роста) облицована прозрачным струйчатым мрамором чуть желтоватого оттенка. Поверхности купола и арок, а также закругленные участки стен под арками (люнеты) украшены мозаиками из смальты. Кусочки смальты, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. В силу этого свет от нее отражается под разными углами, создавая не равномерный холодный блеск, а волшебное сияющее мерцание, словно трепещущее в полутьме храма.

Тематика росписи мавзолея связана с погребальным обрядом. Мозаики расположены только в верхних частях храма. В центре свода - крест (символ победы над смертью) со звездами на синем небе. Своды украшены плотными растительными орнаментами, связанными с символикой райского сада. В южном нижнем люнете изображен св. Лаврентий, идущий с крестом на смерть. Раскрытый шкафчик демонстрирует книги четырех Евангелий, вдохновляющих мученика на подвиг во имя Спасителя.

Святой Лаврентий. Мозаика южного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

В верхних, больших люнетах по сторонам окон изображены апостолы в рост попарно. Они воздевают руки к куполу с крестом, в немом жесте воплощая евангельский призыв, олицетворением которого служит образ св. Лаврентия: «Возьми свой крест и следуй за Мной». Апостолы изображены таким образом, что их поворотами и жестами организуется переходящее от люнета к люнету круговое движение. Лишь верховные первоапостолы Петр и Павел в восточном люнете (там, где находится алтарь) изображены симметрично: движение здесь завершается.

В северном нижнем люнете - Христос в образе Доброго пастыря взирает на посетителя со стены над входом. Овцы гуляют вокруг Него по зеленой траве, и Он ласково прикасается к подошедшей овечке. Одет Божественный пастух в золотые одежды и восседает на пригорке, как император на троне, твердо опираясь на крест. Крест здесь выступает атрибутом власти, наподобие императорского посоха; Христос утверждает его над миром в знак триумфального шествия христианства. Фигура Сына Божьего показана в сложном контрапостном развороте: его ноги скрещены, рука тянется к овце, но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлен вдаль.


Христос Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов.
Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Розовато-зеленая гамма, тонкие переходы цвета, использование полутонов в передаче плоти демонстрируют неблекнущее очарование античности, подчеркнутое заключением композиции в тяжелую и пышную раму окружающего коробового свода.
Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы (изображение решетки под сильно сокращающимся окном) создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства. Композиция строится не центрично и пирамидально (по примеру «Доброго пастыря»), а перекрестно, по диагоналям. Фигура св. Лаврентия запечатлена в движении. Ломкие контуры складок его одежды не падают, а взлетают и перекрещиваются в прихотливом ритме. В лице святого нет и следа мягкой красоты и психологической нейтральности пасторали. В нем остро и властно проявляется духовное начало, экстатическая озаренность мученика за веру.

Баптистерий Православных в Равенне, V в. Мозаика купола

Баптистерий (крещальня) Православных в Равенне - пример постройки центрического типа. В плане представляет собой восьмиугольник. Баптистерий декорирован при епископе Неоне (451-73 гг.). Его роскошное убранство позволяет ощутить особую пышность обряда крещения. Декорация весьма продумана с точки зрения архитектурной, причем архитектурное (обогащенный ионический ордер) и скульптурное убранство (горельефы с образами пророков) органично сочетается с мозаической росписью и входит в нее как составная часть.

Главной особенностью декорации является проведение единого мотива на всех ее уровнях - арки на колоннах либо портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет самый нижний ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии чередуются с ложными нишами. Во втором ярусе он умножается: арки, обрамляя скульптуры пророков, окружают оконные проемы. В более сложном и богатом виде тот же мотив встречается в третьем, мозаическом ярусе декорации. Здесь этот мотив воплощен иллюзионистически: он воспроизводит пространство базилики, где портики с епископскими креслами и фруктовые деревья располагаются по сторонам апсид, в которых представлены троны с крестами или алтари с раскрытыми Евангелиями на престолах. Выше, в самом последнем ярусе, окружающем центральный медальон, мотив арки на колоннах выступает в скрытом виде: колонны становятся здесь роскошными золотыми канделябрами, разделяющими фигуры апостолов, а арки или фронтоны - изгибами драпировки, провисающей фестонами с рамы центрального медальона.

Декорация баптистерия тесно связана с темой Небесного Иерусалима, открывающегося взору христианина в сцене Крещения Спасителя (Богоявления), расположенной в куполе, непосредственно над крестильной купелью. Декорация кажется «вписанной» в сферу купола, это достигается особым приемом: фигуры и разделяющие их элементы трактованы как своего рода радиусы - золотые лучи, исходящие от центрального диска. Тема Горнего Иерусалима объясняет наличие венцов в руках апостолов: это они сядут на двенадцать престолов, чтобы судить двенадцать колен Израилевых. Так Крещение сразу поставлено в контекст поиска доброго ответа на суде Христовом, и пышно плодоносящие деревья в разрезах символических базилик третьего яруса - образ христианской души, приносящей добрый плод. Суд же состоит в том, что «Свет пришел в мир», и мотив света, истекающего от центрального медальона с Христом, обозначенный белыми и золотыми потоками (в уровне апостольского круга), обретает в композиции особое значение.


Баптистерий Православных в Равенне. V в. Мозаика купола.
Центральный медальон, содержащий сцену крещения Христа (Богоявление).
Вокруг Центрального медальона - апостольский круг.

Тема Горнего Иерусалима выступает в тесном сплетении с темой земной церкви. Наряду с перспективой видения Небесного Града в сцене Богоявления, не менее существенна здесь тема передачи власти и благодати. От принимающего Крещение Спасителя (центральный медальон) благодатная энергия через апостолов (радиальные лучи) передается земной церкви (ее символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации). Это истечение благодатной энергии мыслится непрерывным, постоянным.

Идея неиссякаемости, бесконечности этого потока подчеркивается особенностью композиции апостольского круга: в нем нет ни начала, ни конца, нет центра, к которому бы двигались ученики Христовы. Точнее, этот центр расположен за пределами самого круга, это образ Спасителя на центральном медальоне. Живопись в целом весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный. Лишь разноцветные тени (серые, голубые, сизые) оттеняют эти светоносные ризы. Золотые одежды уподоблены тонкой воздушной ткани - она ложится пышными, словно вздувающимися складками. Белая ткань, напротив, застывает неестественно ломкими складками.

Тема Богоявления - это в первую очередь тема истечения света, дарования света. Апостолы показаны как носители этого предвечного света, поскольку они несут свет христианского просвещения - просвещения истиной. Лики апостолов внушительны, каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью. Они предстают как реальные личности, чему способствует неотработанная пока еще типология и иконография христианских образов. Крупные носы, резко очерченные носо-губные складки, рельефные морщины, мощно выступающие затылки, пухлые губы, выразительные взгляды. В этих образах, уподобленных римским патрициям, угадывается невероятная внутренняя энергия, что символизирует могущество христианской церкви V века, ставшей практически единственным духовным и политическим авторитетом в западном мире.

Большой императорский дворец в Константинополе. V в.

В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.


Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Олень и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Заяц и собаки. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Мальчик с корзиной. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Пасторальная сцена. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.


Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия - все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.


Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов

Мозаики из смальты в церкви Успения Богоматери, Дафни

Наиболее ярким и завершенным проявлением византийского стиля конца XI столетия и эпохи Комнинов являются мозаики церкви Успения Богоматери в Дафни, близ Афин, представляющие уникальное явление в истории византийского искусства. Храм декорирован отчасти по классической схеме: в куполе - Пантократор с шестнадцатью пророками в простенках барабана, в апсиде - Богоматерь с поклоняющимися пророками. Однако большое количество праздничных сцен расположено на плоских поверхностях стен, а не только на переходных элементах архитектуры между прямоугольными и круглыми частями или арочных проходах.


Христос - Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы. В этот мир благородной и нейтральной красоты не вмещаются кровь, боль и терновый венец Распятия.

В мозаиках Дафни нарастают повествовательные тенденции: сцен становится больше, в них появляются пейзаж, элементы архитектуры, большее внимание уделено сюжету. Однако главным побуждением мастера отнюдь не является тяга к выраженному развитию рассказа. Тщательно отобранные детали, идеальный характер действия, отсутствие каких бы то ни было эмоций и, тем более, экспрессии и духовного напряжения фиксируют мир не как процесс, а как состояние. Художника скорее интересует не что происходит, а как происходит.


Крещение Христа. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

В Дафни получили развитие композиционные принципы византийской живописи. Композиции мозаик очень свободны, исполнены широкого дыхания не занятого формами пространства. Характерна не просто статуарность, но идеальная завершенная округлость объемов, уподобляющая фигуры росписи прекрасной круглой скульптуре. Изменилось соотношение фигур между собою и с пространством: персонажи изображены в самых разных ракурсах и разворотах, обилие трехчетвертных и профильных абрисов создает постоянное движение объемов из глубины наружу. Объемные, но легкие ткани демонстрируют пластику тел и одновременно отстают от поверхности, как бы слегка отдуваемые ветром.


Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

В ликах поразительны особая холодноватая красота, безмятежность, бесконечное удаление от мира страстей и эмоций. Даже миловидные нежные типы (Богоматерь, ангелы) полностью отвлечены от душевной умилительности. Ощущение идеального бесстрастия уподобляет образ человека и Богочеловека бесстрастию идеально устроенного и упорядоченного космоса. Цветовая палитра смальты приобретает особую воздушность и внутреннее сияние. Необыкновенное богатство цветовых переливов, мгновенно преображающих основной тон, вызывает ощущение колеблющейся поверхности тканей. Все цвета взяты в едином, холодновато-серебристом ключе с преобладанием пепельных, серебристых, голубых, холодных розовых и сияющих сапфировых оттенков. Золотая смальта фонов выглядит неплотной и прозрачной благодаря светлому, чуть зеленоватому оттенку золота.

Мозаики из собора в Чефалу

Мозаики базилики в Чефалу (Сицилия) относятся к классическому направлению искусства комниновской эпохи, продолжавшему жить на протяжении всего XII столетия. Создание мозаик в Чефалу совпало с царствованием Мануила Комнина, временем широкой экспансии византийского искусства, блистательной работы константинопольских художников по всему миру, реанимирующих славу великой Римской империи, о возрождении величия которой грезил император.

Ансамбль был исполнен константинопольскими мастерами по заказу норманнского короля Роджера II. Композиции сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью. Важнейший элемент мозаичной декорации собора - монументальное изображение Христа Пантократора в конхе апсиды. Этот типично византийский образ традиционно занимал в греческих храмах центральный купол. В руке Христа Евангелие, на развороте которого читается строка: «Я есмь Свет Мира». Отражая двойственный характер сицилийской культуры того времени, надпись воспроизведена на двух языках, на одной странице - на латыни, на другой - по-гречески, хотя при этом само изображение явно принадлежит византийскому мастеру.


Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Чефалу. XII в.

Лик Христа исполнен величия, однако в нем нет той суровой отчужденности и духовного накала, которые характерны для восточнохристианских представлений о Христе как о «грозном Судии». Композиция отличается ясностью, строгостью, прозрачностью художественного языка и внутреннего смысла. Фигура Христа полна изящества и особого благородства форм.

У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.

Мозаика. Айя София в Константинополе. Римская мозаика.


Византийская мозаика - Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности :
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал - это прежде всего мозаика из смальты (в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции: визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» — мозаика на потолке


Крест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.


Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.

Император Юстиниан.

Императрица Феодора со свитой. 6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547

А вот крупнее.

А здесь можно рассмотреть орнаменты тканей

Церковь Сан-Аполинаре.

А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре

Равенна. Мозаика в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского

Мозаика с изображением города и порта в Классе

Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Процессия мучениц, фрагмент

Христос и четыре ангела

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с объемными формами.
3. Материал: преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма: фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.


Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.

Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе

Одним из древнейших видов искусства, дошедшего до наших дней, является византийская мозаика. Считается, что именно византийцы создали смальту – материал, который приобретает свои свойства при добавлении различных металлов в расплавленное стекло. Именно смальта используется при выкладывании византийской мозаики.

Примеси золота, меди и ртути в разных пропорциях придают отдельным элементам и мозаичным блокам определенные оттенки. С помощью этих блоков, предварительно придав им требуемые геометрические формы, необходимые для укладки, создаются изумительные рукотворные полотна и панно, любоваться которыми можно бесконечно.

Одной из главных особенностей византийской мозаики является золотистый фон, который присутствует в большинстве интерьерных панно. Вторая особенность византийского стиля – это четкие контуры всех объектов. Их получают, выкладывая в ряд кубики мозаики. Стоит сказать, что панно, выполненные в этом стиле, лучше всего рассматривать с большого расстояния, в таком случае все объекты становятся более заметными на золотистом фоне и приобретают некоторую объемность. При этом поверхность панно, если ее рассматривать издалека, кажется слегка бархатистой. Еще одна особенность, которая прослеживается в этом стиле – это правильные пропорции. Если говорить о технике византийской мозаики, то в основном применяется прямой набор, то есть мозаичные блоки выкладываются строго в ряд, вплотную друг к другу, при этом четко выкладываются контуры. С одной стороны, такая техника придает панно некоторую сухость, однако это только на первый взгляд. На самом же деле, лучше воспринимается целостность картины и ее живость.

Современная византийская мозаика в интерьере

Византийская мозаика ценится очень высоко, она не утратила своей популярности до настоящего времени. Очаровательные мозаичные композиции все чаще применяются в дизайне интерьера современных домов и квартир. Конечно, сегодня трудно найти настоящую византийскую смальту, мозаика давно производится промышленным способом, благодаря новым технологиям производятся целые мозаичные композиции. Это позволило удешевить стоимость материала, поскольку сегодня чистую смальту практически не используют, вместо нее часто применяют стеклянную мозаику.

В технике византийской мозаике нет ничего сложного, основное требование – это идеально ровная поверхность для будущего шедевра, причем на ней не должно быть трещин. Немного терпения, наличие определенной фантазии, и практически каждому по силам самостоятельно украсить свой дом великолепным произведением искусства. Это может быть картина на стене, или шикарный восточный ковер на полу. Византийская мозаика – это всегда модно, ее история, насчитывающая почти два тысячелетия, веское тому подтверждение.

Заменой византийской мозаике может выступить более современный, высококачественный и, конечно, более доступный в ценовом плане материал – керамическая плитка «под мозаику» из коллекции «Темари » от Керама Марацци. Широкий выбор цветов, насыщенные оттенки, превосходно сочетающиеся между собой, позволят воплотить любой дизайнерский замысел. Коллекция мозаики «Темари» украсит Ваш интерьер, сделает его индивидуальным и оригинальным.

Византийские мозаики

После распада Римской империи в IV в. Византия на правах правопреемницы традиций сохранила дух и принципы римских мозаик. Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества.

Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет. Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов. Здесь отделывают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, выкладывая смальтой колоссальные площади. Вероятно поэтому трактовка образов утратила волнующую реалистичность, она стала более условной. Мозаичные картины Византии изображали христианских святых, чьи образы были малоизвестны и неконкретны в сравнении с их делами. Если мастера античности копировали окружающую действительность, то византийские мастера моделировали свой мир по схожести с реальным.

В Византии мозаика превратилась в имперскую технику. Предназначение мозаики определяло и размеры изображений, и монументальность композиций, и характер кладки. Бархатистость и живая неровность византийской кладки были рассчитаны на восприятие изображения с большого расстояния. Выдающиеся образцы искусства мозаики можно увидеть в византийских церквях.

Византийские мозаики – это преимущественно монументальные полотна, украшающие купола, ниши и стены, составляющие храмовые пространства с объемами в сотни и тысячи квадратных метров. Стены и своды некоторых храмов почти полностью были покрыты мозаикой.

Задолго до появления иконы мозаичное искусство было поставлено на службу христианства.

Начиная с Византии, последующее развитие мозаики прочно связывается с христианством. Идея божественности образов мира, который воссоздавался на стенах храмов, определила и материал, применявшийся для набора мозаик (рис. 3).


Рисунок 3. Фрагмент византийской мозаики


Византийские мозаики в отличие от Рима делались из смальты, глушенного (непрозрачного) стекла. Смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению, поэтому византийцы рассматривали ее как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению». Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие. Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». В этот период были созданы мозаичные картины из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, в их числе мозаики в церквях Успения в Никее (1067 г.), Кахрие Джами в Константинополе (1316 г.)и многие другие.

Эпоха Византийской империи была временем высочайшего расцвета мозаичного искусства. Византийская мозаика со временем приобретает более утонченный характер, она составляется из более мелких модулей, что позволяет выполнить изящную кладку. Фон изображений по преимуществу приобретает золотой цвет, символизирующий божественный свет и необъяснимость тайны.

Мозаика в домах погибшей Помпеи удивляла и волновала поэта Иоганна Гете. Он писал, что каждый раз при взгляде на нее «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению».

С принятием христианства мозаика и мозаичное искусство появляются и в Киевской Руси в × в. Однако этот вид декоративно-прикладного искусства не получил широкого распространения по причине слишком высокой цены на материалы, которые везли из Константинополя. Византия установила государственную монополию на вывоз смальты. Поэтому мозаика на Руси служила символом роскоши и царственной власти. Два столетия мозаикой украшали главные помещения храмов.

Первый опыт появления мозаик на Руси – это украшение церквей Святой Софии (1043–1046 гг.). Исторические летописи свидетельствуют, что софийские мозаики набирали византийские мастера. Эти монументальные полотна по-прежнему чисты и красочны, хотя с момента их создания прошла почти 1000 лет.

Спустя полвека для другого собора – Архангела Михаила (1108–1113 гг.) в Киеве – мозаики набирали уже киевские мастера. Для чего на территории Киево-Печерской лавры было организовано полноценное производство смальты, теперь ее не нужно было доставлять по слишком высокой цене из Константинополя. Мозаичное убранство храма было выполнено из драгоценного материала собственного производства. Но затем последовали трагические события, связанные с татаро-монгольским нашествием, связи с Византией были прерваны, так наступила историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Оно было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII в.

Флорентийская мозаика

В Западной Европе в Средние века мозаиками украшали преимущественно храмы. Мозаичной техникой виртуозно владели и мастера исламского мира.

В эпоху Ренессанса в Европе сформировалась еще одна техника набора мозаики, которая была названа флорентийской. Именно во Флоренции она была разработана и отсюда позднее распространилась по всей Европе.

Принцип этой техники состоял в подборе разновеликих кусков из натурального камня. Они должны были плотно прилегать друг к другу и своей структурой подчеркивать характер живописуемого предмета. Разнообразие размеров и силуэтов кусков, из которых складывалась мозаика, определялось характером изображения.

Флорентийская техника базировалась на использовании природного рисунка в камне. Камень как художественный материал этого вида мозаики давал ей и цвет, и специфическую текстуру, присущую конкретной породе, чего нельзя получить каким-либо иным способом. Специфической особенностью именно этого вида мозаики стала полировка, которая помогала максимально глубоко и сочно выявить цвет камня с присущей ему структурой.

В эпоху Ренессанса в Италии мозаичные произведения создавались в специальных мастерских при крупных храмах. В частности, такие мастерские были при соборе Сан Марко в Венеции и соборе Святого Петра в Риме.

Вначале при создании мозаик по флорентийской технологии мастера использовали мягкие, легкие в обработке породы мрамора, которые добывались на юге Европы. Однако постепенно география техники расширялась.

В силу этих обстоятельств материал, который использовался для нее, становился все более разнообразным. Камень как расходный цветовой материал теперь поставляли со всех континентов, расширяя цветовой и текстурный потенциал этой техники (рис. 4).


Рисунок 4. Флорентийская мозаика


Примерно в 1775 г. римские мастера научились разрезать на микроскопические кусочки нити расплавленного стекла разнообразных оттенков. Это позволило им копировать известные произведения живописи в виде миниатюрных мозаик.

Русская мозаика

Русские мастера примерно с XIII в. оставались в стороне от развития этого вида искусства, трагические события татаро-монгольского нашествия и гибель самой Византии изолировали русские княжества от Европы, поставив их на грань выживания.

Только в XVII в. М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения мозаичного искусства. Опытным путем, не имея возможности заимствования, он разработал технологию варки смальты, поставив ее производство фактически на промышленную основу. Применяя вновь созданный им материал, он вместе с учениками набрал полотно «Полтава» и серию портретов. Они являются редкостными не только для своего времени.

В Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге во второй половине XIX – начале XX в. велись большие работы по изготовлению смальтовых мозаик. За этот период здесь был создан ансамбль мозаичных картин и орнаментов, которые выделялись высоким мастерством.

Однако мозаичная инициатива М. В. Ломоносова не получила исторического развития. Новое и уже окончательное пришествие мозаики в Россию состоялось в середине XIX в., когда строился Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Стены собора предполагалось украсить мозаиками, для чего русские художники создали живописные полотна. Затем были приглашены итальянские мастера, которые помогали переводить изображения из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики.

Для производства материала при Академии художеств была образована специальная мозаична я мастерская, которая в числе прочих использовала и рецептуру изготовления смальты, разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, художественное производство смальты было поставлено на поток. Благодаря этому искусство мозаики в России получило достаточно динамичное развитие, обрело свой академический стиль. В частности, храм Воскресения Христова, известный как храм Спаса на Крови, является крупнейшим в Европе произведением мозаичного искусства. В то же время он – несомненно, ярчайший в мире образец сочетания мозаики и архитектуры.

На Всемирной Парижской ярмарке, которая состоялась в 1911 г., были представлены интереснейшие изделия российских мастеров. Они при изготовлении мозаик использовали широкую палитру уральских самоцветов. Искушенная европейская публика была поражена сочностью цветов полудрагоценных и драгоценных камней, которые применялись при изготовлении объемных ваз. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.

Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаики существовали и продолжали свое развитие вплоть до настоящего времени. В ходе объективных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который принято называть традиционной классической мозаикой. Это универсальный обобщенный способ модульной кладки. Он способен варьироваться в зависимости от целей и приоритетов тех или иных художественных школ. Принцип называется классическим в силу своей собирательности и нацеленности на имеющиеся в истории искусств типичные образцы традиционного мозаичного творчества. Отдельные личные аранжировки основополагающих положений модульной мозаики не меняют главного принципа. Они без особых затруднений вписываются в общее название классической мозаики. Современная мозаика как вид искусства по-прежнему элитарна. Она способна удовлетворить запросы как материального, так и духовного характера. Многообразие современных материалов предоставило мастерам возможность широкого выбора техник и стилей при изготовлении мозаик (рис. 5).


Рисунок 5. Фрагмент классической мозаики

Мозаичные панно и мозаика о интерьере

История появления и развития мозаики как очень необычного вида искусства весьма интересна. Ее изумительно выразительная техника всегда позволяла создавать удивительные по красоте декоративные изображения. Материалы и техника их наложения на основу сделали мозаику наиболее долговечной формой декоративно-прикладного искусства, которая дошла до нас со времен античности. Итальянский художник XV в. Доменико Гирландайо назвал мозаику «вечной живописью». Мозаика порой сохранилась там, где разрушился даже камень.

Современная трактовка рассматривает понятие «мозаика» в части изобразительного творчества как декоративно-прикладное и монументальное искусство разнообразных жанров. Такие произведения формируют изображение с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности, чаще всего на плоскости, многоцветных камней, смальты, керамических плиток и иных, порой весьма необычных материалов. В наши дни мозаика продолжает быть ценным художественным средством оформления и внутреннего убранства помещений и их наружных поверхностей.

Художественные возможности мозаики поистине безграничны. С ее помощью можно создать декоративное изображение как в виде простого мозаичного рисунка – узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для образования акцента в интерьере, так и в форме сложной композиции и произведения живописи.

Процесс создания художественной мозаики состоит, как и прежде, в укладке ее элементов методом вдавливания в грунт, а также в наборе изображения на картоне или ткани с дальнейшим переносом его на загрунтованную поверхность.

История не сохранила ни имени мастера, который впервые додумался создавать мозаичные панно, ни даже страны, где это открытие произошло. Тем не менее такие панно попадаются среди развалин Древних Египта, Греции и Рима. Некоторый спад в налаженном производстве мозаичных картин произошел из-за смены общественной формации в Европе. С разрушением системы рабовладения некому стало делать черновую работу и колоть природный камень, мрамор и гранит на мелкие модули. Очень кропотливая ручная работа, которая требовалась для создания выложенных из мелких кусочков стекла и камня мозаичных панно, сделала их обладание привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. Казалось, что композиции из мозаики могут навсегда уйти в прошлое. Однако мозаика не утратила своей популярности – мозаичные панно придавали интерьеру совершенно необыкновенный вид.

Со временем на смену утраченным старинным секретам пришли новые промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Постепенно в России было создано очень много мозаичных настенных панно в римской или византийской технике (рис. 6).


Рисунок 6. Мозаичный портрет Петра I работы М. В. Ломоносова


Возвращение стеклянной, а точнее, смальтовой мозаики через столетия на рынки Европы произвело своеобразную революцию в области создания мозаичных панно.

Смальтовую мозаику можно называть стеклянной только условно, хотя они производятся из одного сырья. Кусочки смальтовой мозаики намного прочнее обычного стекла. В процессе производства происходит обжиг расплавленной стеклянной массы в специальных печах при температуре 1200 °C. Обожженная стеклянная масса очень похожа на древнюю смальту.

По мере того как на Урале расширялась добыча природного камня, появилась и своя русская мозаика. Она развивала идеи флорентийской мозаики, используя мрамор и яшму, малахит и лазурит. Большую выразительность произведениям мастеров русской мозаики придавали как цвет камня, так и его естественный рисунок.

Теперь мозаикой стали выкладывать не только гладкие стены и своды, но и всевозможные архитектурные детали – колонны и пилястры. Помимо этого, мозаика появилась на различных декоративных предметах со сложной формой и фасонной поверхностью: вазах, чашах, шкатулках, предметах мебели, даже на ножках светильников. Отчасти этому способствовала новая техника выполнения мозаики.

В Европе была изобретена техника так называемого обратного набора. С помощью мозаик, выполненных в этой технике, в XIX в. было украшено великое множество ратуш, театров, церквей и других зданий. Данная техника состоит в следующем: в мастерской на бумагу (кальку) с рисунком будущей мозаики в натуральную величину наклеивают модули тыльной стороной вверх. Фрагмент за фрагментом набранную мозаику переносят на предназначенное для нее место, вдавливая ее тыльной стороной в закрепляющий состав.

После того как состав высыхает, бумагу и клей смывают. Словно переводная картинка, делается видной лицевая сторона мозаики.

Техника обратного набора существенно экономит силы и время при создании панно, но плоской поверхности несколько не хватает игры света, которая так оживляла средневековые мозаики. Благодаря технике обратного набора мозаичные панно и картины в наши дни украшают здания музеев, станций метро, торговых пассажей, парков и детских площадок во всем мире – от Калифорнии до Москвы, от Израиля до Японии.

Наборные маски ацтеков, которые инкрустированы агатом, обсидианом, яшмой и горным хрусталем, являются примером удивительно кропотливой работы древних мастеров мозаики с прочнейшими природными материалами.

Мозаичные панно благодаря своей гладкой, но имеющей грани поверхности, слывут идеальным средством отделки больших однообразных фасадов современных зданий. Архитекторы активно применяют столь необычный декор в своих проектах, поэтому пространственные и линейные величины таких мозаичных картин способны насчитывать десятки и даже сотни метров.

В процессе создания любой мозаики можно выделить 2 главных этапа: создание графической картины в цвете и последующее наполнение ее красками природных и искусственных материалов. Рисунок современной мозаичной картины доступно составить из разноцветных кусочков дерева, стекла, камня или перламутра. Кубики, столбики или пластинки одинаковой величины крепят на плоскость с помощью цемента, воска или клея.

Чаще мастера выполняют многоцветные мозаики, но иногда мозаичный рисунок создается на основе только 2 различных цветов (не обязательно черно-белого сочетания) или даже лишь 2 оттенков одного цвета.

Эффект крупных твердых мазков кистью достигается путем использования при кладке сравнительно больших кусочков материала. Панно, созданные в такой технике, прекрасно подходят для гостиной, украшения стен или пола в бассейне, для придания фасаду здания эксклюзивного вида.

Тонкие детали и плавные переходы цвета можно передать, используя очень мелкие кусочки. Они позволяют добиться эффекта целостности мозаичного панно.

Мозаичное панно способно быть или центральным элементом дизайна помещения, когда его размещают на стене, потолке или полу, или акцентировать внимание на других элементах декора.

Выполненное умелым мастером мозаичное панно трудно отличить от настоящей картины, оно может стать неожиданным эффектным акцентом в любом интерьере. Такое панно не требует большого расстояния для того, чтобы В ПОЛНОЙ мере оценить его красоту.

Искусство во все времена – авторское. Мозаики, созданные талантливыми художниками, несут на себе печать их дара, гения, запечатленного в смальте, камне, мраморе или ином материале. Художник или мастер воссоздает в работе свой духовный мир, образ мыслей, свое мировоззрение. Для чего он использует то или иное направление определенной школы, различные техники и стили. Поэтому каждые мозаичная картина или панно, как и любая картина, должна обладать своим стилем. Большой популярностью всегда пользуются панно, созданные в греческом, римском, или флорентийском стилях. Многие классические мозаичные картины отражают мотивы природы.

Смальта – искусственный материал, который создан в результате технического поиска любопытного человека. Застывшую смальту колют на модули нужного размера, из которых набирают мозаику. Величина каждого модуля определяется потребностями художественных задач.

В советские времена мозаика утратила свою прежнюю элитарную и храмовую принадлежность – мозаичные панно в стиле социалистического реализма призваны были украшать дворцы для народа: вокзалы, дома культуры и метро. Смальта, столь ценный и дорогостоящий материал, практически была превращена в строительный материал, которым покрывали огромные площади стен и фасадов. Эти здания, несомненно, выделялись среди прочих. Хотя новая роль мозаики принижала ее сакральную ценность, но это был своеобразный классический стиль (рис. 7).


Рисунок 7. Классическая мозаика советских времен


Классикой в искусстве мозаики можно назвать и собственно классицизм, и ампир, и барокко, и неоклассицизм, и эклектику. Классика – это все стили, которые существовали до появления модерна.

Модерн – это пороговый стиль, который полностью отвергает опыт предшествующих поколений; он возник как возмутитель спокойствия. Модерн часто рассматривают как буржуазную революцию в эволюционном постепенном развитии искусства. Стиль модерн слишком характерен, он принципиально разнится от всех прочих стилей, которые искусствоведы совокупно определяют как классику. Стиль модерн принес много нового в каждый вид искусства (рис. 8).


Рисунок 8. Стиль модерн в мозаике


Мозаике этот стиль подарил применение таких новых материалов, как керамика, стекло и фарфор. Вновь вернулась галька. Эти материалы стали использовать наравне с традиционной смальтой и камнем и как чисто наборный материал, как отдельные элементы и детали композиции.

Однако главное качество, которое модерн как стиль внес в искусство мозаики – разлом традиционных границ техники и смешение методов кладки. Стиль модерн принес новый «аномальный» вид кладки, в которой появилась разновеликость. Он нарушил модульную целесообразность и единство принципа создания мозаичной композиции. Нарушая все традиции и сложившиеся стереотипы, этот стиль стал скрещивать классическую и флорентийскую техники.

Теперь в одной мозаичной композиции могут встретиться кладки модулей, различных по характеру и размерам. Сам характер модульных фигур начал изменяться в зависимости от изображения. Если в классической мозаике использовались модули только определенных размеров и видов, то стиль модерн, ломая традиции, сочетал в одной и той же композиции традиционные прямоугольные модули с гипертрофированно вытянутыми и геометрически неправильно нарезанными модулями.

Самой колоритной фигурой эпохи модерна можно считать испанского архитектора Гауди. Фантастические архитектурные сооружения этого автора необычны даже для стиля модерн. Оригинальные и органичные мозаики Гауди до такой степени естественно ложатся в архитектурную среду, столь ярко подчеркивают экзотическую пластику форм, что если кто-то захочет подыскать им замену, то обязательно придется изменять и саму архитектуру.

После эпохи модерна даже само понятие классической мозаики стало существенно обширнее и пластичнее (рис. 9).

Современная мозаика составляется из самых различных материалов. В настоящее время насчитывается значительное число видов мозаики. Среди них все большую популярность приобретают блестящая, глазурованная, керамическая, прессованная, стеклянная и эмалированная мозаики.

Однако самым известным видом является стеклянная мозаика, которая изготовляется с применением венецианского стекла. Ее плиточки выпускаются со стандартными размерами от 1 × 1 до 5 × 5 см. Цветовая гамма стеклянной мозаики обильна и многообразна, она насчитывает более 150 цветовых оттенков.


Рисунок 9. Классическая постмодерновая мозаика


Смальтовая мозаика также имеет в своей основе стекло, созданное из природных соединений. Она отличается от мозаики из стекла матовой непрозрачной поверхностью. Это качество не лишает смальтовую мозаику неповторимой прелести. Она словно светится изнутри, потому что каждый модуль этой мозаики неповторим в цветовом оттенке.

Керамическая мозаика состоит из модулей, своим цветовым решением напоминающих обыкновенную керамическую плитку. Модули могут быть и покрытыми глазурью, и содержать различные кракелюры, т. е. мелкие трещинки, вкрапления и цветовые разводы.

Для необычных работ выпускаются особая коллекция с эффектом полудрагоценного камня авантюрина, а также «золотая» и «серебряная» мозаики. Изысканная мозаика с добавлением золота или платины выполняется мастерами вручную от начала до конца. Столь необычная мозаика, созданная руками золотых дел мастеров, применяется как элемент дорогого декора.

На сегодняшний день классическое исполнение мозаики из смальты, как и прежде, расценивается как самый изысканный вариант оформления интерьера в особых случаях. Каменная мозаика применяется по преимуществу для создания изображений на полу или террасах. Мраморная мозаика, а также керамогранит используются для отделки зданий общественного назначения.

Широкие технические характеристики, доступность, многообразие, высокий художественный потенциал и возможность импровизации сделали мозаику из стекла, стеклянных смесей и керамики в особенности популярной при отделке самых различных помещений. Именно эти материалы являются бесспорными лидерами среди современных мозаичных материалов, так как помогают претворить в жизнь любую творческую задумку мастера.

На протяжении последнего полувека взгляды художников обратились к еще одному виду материала для мозаики, который раньше использовался совсем по другому назначению. Это семена различных растений – из них делают необыкновенные панно и картины сравнительно небольшого размера. Они по достоинству способны стать украшением самого изысканного интерьера.

Важность выбора материала для мозаики трудно оспорить, тем не менее это еще не самое главное в создании неповторимого облика интерьера. Значительно важнее отдать предпочтение той или иной технологии создания мозаичного рисунка.










Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно.

И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план.

Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии.

Последние материалы сайта