Алексей кусковосновы туризма. Учебное пособие: Спортивный туризм Пособия по туризму

30.11.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Книги, отмеченные *, можно приобрести в редакции газеты «Вольный ветер» или заказать доставкой по почте. Указанные цены включают стоимость пересылки. (тел.редакции 8-499-199-05-63).

В других случаях приобретайте литературу в интернет-магазинах, книжных магазинах или в издательствах.

Литература по детскому туризму и краеведению

Константинов Ю.С. «Детско-юношеский туризм»*. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. − М.: ФЦДЮТиК, 2008 г. − 600 с., ил.

Константинов Ю. С. «Из истории детского туризма в России». (1918-2008 гг.)* М.: ФЦДЮТиК, 2008. 312 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм.

В книге рассмотрены этапы становления и развития детского туризма в России, его взаимодействие со спортивно-оздоровительным туризмом. Освещены различные направления туристско-краеведческой деятельности учащихся, приведены исторические документы по вопросам развития детского туризма.

Константинов Ю.С., Митрахович С.С. «Туристско-краеведческая деятельность в школе.»* Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. − 352 с., ил.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. « Школа туристских вожаков». - М.: «ВЛАДОС» - 144 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Книга рассчитана на школьного учителя, решившего организовать и провести туристический поход с учащимися и не имеющего специальной туристской подготовки. В форме уроков для учителя даются необходимые рекомендации по организации и проведению двух, трехдневного похода.

Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. « Полевые туристские лагеря: Учебно-методическое пособие - М.: «ВЛАДОС». - 160 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Всем, кто занимается организацией и проведением туристско-краеведческих мероприятий с детьми в условиях полевых туристских лагерей, адресовано данное пособие. Большое внимание авторы уделяют приобретению навыков выживания в природной среде, в том числе умению действовать в экстремальных ситуациях.

Пособие поможет не только узнать о формах активного отдыха детей, но и приобрести навыки помощника руководителя туристского похода.

Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» . - М.: «ВЛАДОС». − 160 с.: ил. Ф. 60х90 1/16.

Пособие разработано на основе опыта проведения подобных соревнований в 1995-1998 гг., где автор присутствовал в качестве главного судьи.

Адресовано преподавателям ОБЖ, педагогам учреждений дополнительного образования, сотрудникам органов управления, проводящих с учащимися соревнования «Школа безопасности».

Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. «Уроки ориентирования». Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, 2005. − 328 с., илл.

Учебное пособие адресовано педагогам дополнительного образования, школьным учителям, тренерам, родителям, желающим вовлечь детей в занятия спортивным ориентированием. Даны основные сведения о данном виде спорта, об организационно-педагогических условиях подготовки юных ориентировщиков и принципах организации учебно-тренировочного процесса.

(Цена − 240 руб.) Заказать

Константинов Ю.С., Куликов В.М. «Педагогика школьного туризма» : Учебно-методическое пособие.»* 2-е издание, дополненное. - М.: ФЦДЮТиК, 2006, 208 с.

В книге на основе большого личного опыта авторов делается попытка осмыслить детско-юношеский туризм как педагогическое явление, решающее одновременно в комплексе важнейшие педагогические задачи. Даются рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности в школе.

Павлов Е.А., Белякова И.В. «Сравнительная харектеристика показателей развития детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования и спортивного туризма». Статья в научном журнале «Сервис в России и за рубежом», 2016, том 10, № 3 (64)

В статье представлены сравнительная характеристика показателей развития детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования и спортивного туризма за период 1991-2014 гг., динамика развития спортивного туризма как вида спорта, изменение численности занимающихся в туристско-краеведческих объединениях на основе официальных статистических данных. Читать

Программа для системы дополнительного образования детей «Юные велотуристы»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007. 68 с.

(Цена − 150 руб.) Заказать

Программа для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-многоборцы»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007. 60 с..

(Цена − 150 руб.) Заказать

Самарина И. А. «Основы туристско-экологической деятельности учащихся»* . − М.: ФЦДЮТиК, 2007 г. 276 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм. Учебно-методическое пособие.

(Цена − 245 руб). Заказать

«Справочник адресов и телефонов центров и станций юных туристов, туристских баз и других учреждений дополнительного образования РФ»*. − М.: ФЦДЮТ, 2007 г. 60 с. Ф-т 190 х 145 мм.

(Цена − 175 руб.) Заказать

«Туристская игротека» /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: «ВЛАДОС», 112 с.: ил. обл. - 60х88 1/16.

В сборнике приводятся игры и упражнения, позволяющие детям закрепить полученные знания при подготовке к туристскому походу. В книгу также включены загадки, головоломки, шуточные задания, которые помогут ребятам весело и с пользой провести время в поездке или на привале.

Книга адресована педагогам-организаторам туристско-краеведческой деятельности, учителям и родителям.

«Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей.»* Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. − М.: «Советский спорт», 2005. − 324 с.

(Цена − 320 руб.) Заказать

Учебная и методическая литература

Аппенянский А. И. «Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме».* М.: «Советский спорт», 2006. 196 с., ил.

В книге рассматриваются методологические вопросы физического воспитания и тренировки в активном туризме. Дается методика обучения двигательным навыкам, необходимым в путешествии. Для студентов вузов, рекреологов, тренеров туризма, педагогов учебных заведений детско-юношеского туризма и т. д.

Бабич В., Федцов В. «Начальная подготовка горнолыжника: учебно-практическое пособие»* . - М.: «Советский спорт», 2003. 92 с.Ф-т 140 х 215 мм.

Пособие рекомендовано туристам, желающим освоить технику горных лыж, начинающим спортсменам-горнолыжникам, инструкторам − специалистам в области горнолыжного бизнеса, студентам, изучающим курс «Зимние виды рекреации», и всем любителям горнолыжного спорта.

Бабкин А. «Специальные виды туризма»*. − М.: «Советский спорт», 2008. 208 с. Учебное пособие.

Пособие является циклом лекций по дисциплинам «Международный туризм» и «Специальные виды туристской деятельности», служит теоретической основой для изучения таких видов туризма, как религиозный, лечебно-оздоровительный, экологический, горнолыжный, событийный, экстремальный, круизный туризм. Для студентов вузов, работников предприятий туристской индустрии и т.д.

Булашев А. Я. «Спортивный туризм: учебник»*. Харьков: ХГАФК, 2009. 332 с. Ф-т 145 х 205 мм.

В учебнике представлены систематизированные материалы по основам спортивного туризма, использование которых позволит правильно подготовить и провести спортивный поход любой категории. Для студентов, преподавателей, тренеров, инструкторов и т. д.

Гальперина Т. «Режиссура культурно-досуговых программ. Рабочая тетрадь»*. − М.: «Советский спорт», 2007. 132 с. Ф-т 145 х 205 мм.

Пособие содержит контрольные вопросы, упражнения, задания и тесты, предназначенные для самостоятельной работы студентов, закрепления теоретических знаний, приобретения навыков решения профессиональных режиссёрских задач и проверки знаний, полученных в рамках изучения дисциплины «Режиссура культурно-досуговых программ». В приложениях даны фрагменты сценариев и образцы заполнения режиссёрской документации. Для студентов, изучающих туристскую анимацию.

Зорин И.В. «Профессиональное образование и карьера в туризме»*. Серия «Профессиональное туристское образование». − М.: «Советский спорт», 2005. 528 с.

С позиций системного подхода анализируются проблемы формирования содержания профессионального туристского образования (ПТО). На базе ряда концепций развития туризма и профессионального образования разработаны теоретические основы проектирования содержания ПТО. Представлена методика формирования квалификационного поля и дидактического комплекса подготовки специалистов туризма. Изложены современные подходы к планированию карьеры в туризме. Детально раскрыты важнейшие функции менеджмента персонала. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов сферы туризма и педагогики.

Ильина Е. «Менеджмент транспортных услуг: авиационные перевозки в туризме»*. − М.: «Советский спорт», 2007. 144 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм.

В учебнике отражены основные виды и формы взаимоотношений туристской фирмы и авиакомпании, рассмотрены виды поездок и авиарейсов, тарифы и скидки, факторы, влияющие на стоимость авиабилета, деятельность малой и бизнес-авиации в туризме, и т.д. Для студентов ВУЗов туристского профиля.

Кузнецов В.С. «Физическая подготовка юношей по основам военной службы в программах ОБЖ, БЖ». − М.: МИОО, 2008. 182 с.

В методическом пособии рассматриваются вопросы теории и методики физической подготовки учащихся, излагаются средства и методы воспитания физических способностей и прикладных качеств, приводится большое число упражнений, ориентированных на формирование умений и навыков действий в экстремальных условиях, раскрывается техника и методика обучения преодолению полосы препятствий, туризму, плаванию, приводятся игры и эстафеты военно-прикладной направленности.

Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности /Сост. Б.И. Мишин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 285 с. - пер. - 60х90 1/16.

В книге дан полный свод программных и нормативных документов, информационных и методических писем по преподаванию курса «ОБЖ». Включены материалы по обновлению содержания образования, рекомендации по организации экспериментальной и внеурочной работы с учащимися.

Книга адресована педагогам по ОБЖ, работника методических служб, руководителям образовательных учреждений.

Павлов Е.А. «Проблемы законодательного регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы рекраеции и спортивно-оздоровительного туризма» . Статья в научном журнале "Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса", том 10, 2016/ № 1.

Представлена схема функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, показаны механизмы взаимодействия системы с работодателями, предложены меры ее совершенствования. Читать

«Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» , сборник, посвященный 170-летию Русского географического общества и 120-летию спортивного туризма в России (9-11 декабря 2015 г.) / под науч. ред. Д. В. Смирнова; сост.: В. П. Голованов, Г. Н. Ищук, Г. В. Зубковская, Д. В. Смирнов. - М. ; СПб. ; Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2016. - 291 с.

Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 «Физическое воспитание».

В пособии рассматриваются основные вопросы теории, методики и организации туризма, предусмотренные программой для факультетов физического воспитания педагогических институтов.

Особое внимание уделяется школьному туризму, организации и проведению пеших, горных и лыжных походов.

Предисловие

Туризм - понятие комплексное, имеющее прямое отношение к воспитанию, образованию, оздоровлению населения и экономике. Несмотря на многолетнюю историю, туризм как массовое явление сложился в нашей стране за последние десятилетия и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. В Конституции СССР (статья 41) сказано, что развитие массового спорта, физической культуры и туризма в нашей стране обеспечивает право граждан на отдых.

Нормативы по туризму и краеведению введены во Всесоюзный комплекс ГТО, и это служит признанием туризма активной массовой формой физической подготовки и закалки миллионов трудящихся.

В решениях XXV съезда КПСС предусмотрено дальнейшее широкое развитие туризма и укрепление его материальной базы.

Увлечение туризмом молодежи, школьников, рост числа технически сложных походов обязывает инструкторов, преподавателей по туризму повысить организационный уровень туристской работы, обобщить передовой опыт в целях обеспечения безопасности походов и путешествий.

С другой стороны, в связи с массовым развитием туризма возникла опасность нанесения ущерба природным ресурсам - растительному покрову, животному миру. Поэтому перед руководителями туризма и самими туристами должна встать задача воспитания бережного отношения к природе, охраны природы.

Инструктор по туризму - профессия, которой надо учиться, как и всякой другой. Преподавателей по туризму для работы с учащимися готовят педагогические институты, факультеты физического воспитания.

Настоящее пособие является первой попыткой создания учебной литературы по туризму для студентов педагогических институтов. Оно может быть использовано учащимися педагогических училищ, учителями общеобразовательных школ, ведущими работу по туризму. Материал рассчитан в основном на подготовку и проведение пеших, горных и лыжных походов первой и второй категории сложности.

Количество часов, выделенное учебным планом и программой для факультетов физического воспитания на организацию и проведение походов, краеведение и охрану природы, ограниченно. Поэтому необходимо углубленное самостоятельное изучение литературы студентами и преподавателями в процессе их практической работы со школьниками.

Литература

Алешин В., Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М., 1974.
Бардин К. В. Азбука туризма. М., 1973.
Волков Н. Спортивные походы в горах. М., 1974.
Гладков Н. Н. и др. Охрана природы. Учебное пособие для биологических специальностей педагогических институтов. М., 1975.
Елеховский С. Бег к невидимой цели. М., 1973.
Иванов Е. С компасом и картой. М., 1971.
Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. М., 1972.
Куприн А. М. и др. Методика топографической подготовки. М., 1975.
Милонов Н. П. и др. Историческое краеведение. М., 1969.
Папорков М. А. Школьные походы в природу. Пособие для учителей. М., 1968.
Потресов А. Спутник юного туриста. М., 1967.
Сергеев И. С., Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе. М., 1974.
Соколов И. А. Топографическая карта и местность. М., 1975.
Строев К. Ф. Краеведение. М., 1974.
Феоктистов Г. Д. Геологические наблюдения во время геологических и туристских походов. Иркутск, 1966.
Шапошников Л. К. Вопросы охраны природы. Пособие для студентов педагогических институтов. М., 1971.
Шимановский В. Ф. Туристские слеты. М., 1975.
Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М., 1972.
Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М., 1974.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. М., 1976.

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007г. Ш2-ФЗ)

2. Федеральный Закон от 9 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 №103-Ф3, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 21.12.2004 №170-ФЗ)

3. Приказ МО РФ от 28.04.1995 г. № 223 «Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха»;

4. «Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений РФ» (Приложение 2 к приказу № 223);

5. Письмо МО РФ от 13.07.1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности»;

6. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ» (Приложение 2 к приказу № 293);

7. Письмо МО РФ от 11.01.1993 г. № 9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях»;

8. Инструктивное письмо МО и ПО РФ от 10.06.1997 г. № 21-54-33/03 «Инструкция о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям обучающихся»;

9. Приказ МО и ПО РФ № 653/19-15 от 07.12.1998 г. «О программе туристско-краеведческого движения «Отечество»;

10. Письмо МО и ПО РФ от 07.12.1998 г. № 654/19-15 «Об организации учебно-тематических экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся образовательных учреждений России»;

11. Приказ МО и ПО РФ от 23.03.1998 г. № 769 «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма»;

12. Положение об инструкторе детско-юношеского туризма (Приложение 1 к приказу № 769);

13. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) (приложение к письму МО РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16).

14. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-464 с.

15. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. - М.: Пресс-Соло, 2002.384 с.

16. Ананьева Е.А. К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях медицинского страхования / Экономика здравоохранения, спецвыпуск. 2008.

17. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - М.: Феникс, 2008. - 251с.

18. Барзыкин Ю. Кризис подтолкнёт к созданию эффективных механизмов развития туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009.- № 2.

19. Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография / Саратов: Изд-во «Стило», 2001. 245 с.

20. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 158 с.

21. Баумгартен Л. Стратегический менеджмент в туризме. - М.: КНОРУС, 2006. -196 с.

22. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Издание 9-е, переработанное и дополненное. СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - 576 с.

23. Биржаков М.Б. Документооборот туристского предприятия. Учебное пособие. // Под ред. М.Б. Биржакова - СПб.: Издательский дом ГЕРДА, 2009. - 240 с.

24. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли. - СПб.: Издательский дом Герда, 2007. - 464 с.

25. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. - 208 с.

26. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Большой глоссарий терминов международного туризма. СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. - 704 с.

27. Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. - М.: Феникс, 2008. - 236 с.

28. Веселое лето детства // Турбизнес. 2009. - № 4. - с. 65-67.

29. Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие / А.М. ветитнев, Л.Б. Журавлева, М.: КНОРУС, 2009.

30. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2008. 296 с.

31. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 160 с.

32. Грачева А. Детский туризм в России становится демократичным // Турбизнес.-2004.- №. 2. с. 32-33.

33. Гуляев В.Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

34. Детский отдых. Об этом должен знать каждый. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - № 4. - с. 43-49.

35. Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

36. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004.

37. Дигтярь Г.М. Индустрия туризма: Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма. М.: Финансы и статистика, 2008. 416 с.

38. Дурович А.П. Организация туризма. СПб: Питер, 2009. 318 с.

39. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польского М.: Финансы и статистика, 2003. - 320с.

40. Знание сила // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009.- № 4. - с.42-46-48.

42. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Учеб. пособие. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000.

43. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. - М., 2004

44. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М., 2002

45. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). - М.: ФЦДЮТиК, 2008. 312 с.

46. Курортно-туристский комплекс как объект управления / Быков А.Т., Карпова Г.Л., Кветенздзе Л.А., Романов СМ., Романова Г.М., Под ред. д.эн. проф. Г.А.Карповой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

47. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого.- М., Прометей, 1993. 145 с.

48. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма. Состояние, проблемы, перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. -№ 4.

49. Морозов М. В России у детского туризма социальный статус // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. -№ 1.

50. Морозов М.А. Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. - N 2. - С. 83-91

51. Организация детского отдыха. Нормативные документы. - М: ТЦ СФЕРА, 2009.- 80 с.

52. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М., 2001

53. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. - М., 2006.

55. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. - М., 1999.

56. Сонина М.М. Все секреты детского туризма. - М.: Тревел Эксперт, 2008. 72 с.

57. У семи нянек // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - № 4. -с.42-42-45.

58. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - 320 с.

59. Чичкина С. Детский отдых нуждается в инвестициях // Туризм: практика, проблема, перспективы. 2005.-№ 5.

60. Чичкина С. Детский отдых. Невеселая статистика // Туризм: практика, проблема, перспективы. 2005.-№ 6.

61. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004. - 448 с.

Последние материалы сайта