Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
Сценарий Дня славянской письменности и культуры:
«Лишь слову жизнь дана»
Разработала
Учитель русского языка
И литературы
Власова Г.М.
1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.
2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.
1 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?
(Ребята отвечают.)
Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.
1-й чтец:
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти;
Неба, звёзд, луны и солнца,
Гор, лесов и горных весей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для Земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)
(Ребята отвечают.)
А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)
(Ребята отвечают.)
Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.
1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)
(Ребята отвечают.)
Конкурс «Нарисуй пословицу»
(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)
Карточки
Аз, буки и веди, страшат, что медведи.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Азбука - к мудрости ступенька.
2 ведущий: Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.
Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.
1 ведущий: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.
2 ведущий : В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.
1 ведущий: А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Чёрные, кривые, от рождения немые.
Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)
(Ребята отвечают.)
Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.
2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.
1 ведущий : Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.
2 ведущий : В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.
1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!
2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.
1 ведущий : Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)
(Ребята отвечают.)
2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)
(Ребята отвечают.)
2-й чтец:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.
1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?
(Ребята отвечают.)
2 ведущий: А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?
(Ребята отвечают.)
Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.
1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.
3-й чтец:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы
На мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
2 ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.
4-й чтец:
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
Книжная выставка «Живое слово мудрости» предлагает читателям окунуться в мир наших предков. Вы познакомитесь с историей письма и русской книжности, а также развитием библиотек от Древней Руси до современности. Ведь именно библиотеки являются кладезем мудрости, сохраняя бесценные сокровища литературы.
24 мая
, в День памяти святых равноапостольных Кирилла
(827 – 869 гг.) и Мефодия
(ок. 815 – 885 гг.), Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры
. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РФ ему был придан статус государственного. Об этом рассказывают материалы первого раздела
выставки «Величие слова славянского»
.
Также здесь представлены книги по истории создания и развития кириллической азбуки. Одна из наиболее интересных – труд Франклина Саймона «Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950-1300 гг.)»
. В ней содержится подробный обзор письменной культуры Древней Руси. Она знакомит читателя с разнообразными выражениями письменной культуры, которые различаются по использованной в них графике и по языку, по взятому для письма материалу и др.
Солунские братья Кирилл и Мефодий являются символами славянского письма и культуры. Они создали первый славянский язык (кириллицу
), который в дальнейшем оказал влияние на формирование литературных языков многих славянских народов. Этот язык принято в науке называть старославянским.
В XI веке на основе кириллицы образовалась древнерусская азбука. Русская азбука
- совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Что такое азбука? Что означает это слово? Когда появилась первая русская азбука? Как развивался русский алфавит, и каким реформам он подвергся можно узнать из второго раздела
выставки «Страниц печатных дивное начало»
. Результатом последней крупной реформы письменности 1917-1918 гг. стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв. Какие буквы исчезли навсегда? Почему это произошло? Ответы на эти вопросы читатели найдут, познакомившись с представленными материалами.
Интересен будет труд Б.П. Померанцева
1909 года издания, который представляет собой конспективный курс для подготовки на аттестат зрелости по Истории русской словесности (Выпуск 1-й. Древне-русская письменность до Петра I и народная словесность).
История письменности тесно связана с историей библиотек, о которой расскажут издания третьего раздела выставки «И мудрость знаний, и открытий храм» .
«Библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты». Х.Л. Борхес
На Руси мысль об образовании библиотеки принадлежала Ярославу Мудрому
. По образцу Константинополя Ярослав Мудрый (1019-1054) строит в Киеве новый Кремль и храм Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037 г.
Первыми русскими произведениями были договоры с греками, княжеские грамоты, частные акты (берестяные грамоты), «доски» — торговые документы.
С момента появления и до сегодняшних дней библиотеки прошли сложный путь. Принципиально изменился их облик. Об этом подробно рассказывает книга Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек»
, представленная на выставке. Периоды развития российских библиотек также отражены в данном издании.
Один из подразделов выставки посвящен истории основания первой библиотеки в нашем городе. Наиболее полно о пути от Владимирской городской общественной публичной библиотеки к универсальной научной рассказывает сборник «Владимирская областная научная библиотека в документах, фотографиях, лицах» (авт.-сост. Сдобникова М.Ю.) .
На выставке представлена уникальная подшивка газеты «Владимирские губернские ведомости»
1838 года издания, в которой опубликована статья А.И. Герцена «Владимирская публичная библиотека»
. В ней он писал о библиотеке как о значительном явлении в жизни города и пытался привлечь внимание общественности к её нуждам.
27 мая в России отмечается профессиональный праздник – общероссийский День библиотек . Четвёртый раздел выставки посвящён миру российских библиотек, великим библиотекарям России и развитию библиотечного дела в нашей стране сегодня.
Отдельный подраздел выставки посвящен крупнейшим публичным библиотекам России. Богато иллюстрированные издания расскажут об истории и многогранной деятельности современных государственных библиотек. Это книга-альбом Артамоновой С.Н. «Российская государственная библиотека»
, посвященная 175-летию РГБ и альбом «Российская национальная библиотека»
, вышедший к 200-летию со дня открытия РНБ и др.
Профессиональное чтение – это важный элемент системы непрерывного образования библиотекарей. На страницах журналов оперативно отражаются различные события из жизни мирового библиотечного сообщества, проводятся дискуссии по наиболее актуальным темам; происходит обмен профессиональным опытом.
Сотрудники Владимирской областной научной библиотеки постоянно делятся опытом своей работы на страницах профессиональной прессы. Их статьи публикуются в различных библиотечных изданиях, которые представлены на выставке.
Сегодня библиотеки находят и внедряют новые формы общения с читателями, участвуют в создании современного информационного пространства, содействуют формированию нравственных принципов подрастающего поколения.
Сценарий мероприятия к празднику славянской письменности и культуры "Свет и добро святых Кирилла и Мефодия"
Матвиенко Валентина Николаевна, преподаватель междисциплинарного курса «Русский язык сСценарий общеколледжного внеаудиторного мероприятия (литературно-историческая композиция) Свет и добро святых Кирилла и Мефодия
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей будущих специалистов, приобщение их к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.Историк 1.
Было это давно – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций
Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было
семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка
– греческий и болгарский.
Чтец 1.
Но слышится все чаще мне
Чудесный голос в тишине,
Словно божественная лира
Зовет меня уйти от мира,
Жить в небольшом монастыре
В трудах и долгих размышленьях,
Молиться Богу на заре,
Дни проводя в уединенье.
Историк 2.
Михаил оставил военную службу и отправился на Афон.Постригся в монахи и получил имя Мефодий.
Историк 1.
Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при
дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику,
все эллинские художества, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим
учеником и прозвали его Философом.
Историк 2.
Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете
философию.
День славянской письменности и культуры, посвященный памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который отмечается в нашей стране 24 мая 2020 года. К нему приурочены различные мероприятия в учебных заведениях.
Предлагаем один из вариантов проведения школьного мероприятия, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры.
Праздник откроют ведущие:
– С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка…
Простая речь, а сколько в ней ума.
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.
(Е.Завьялова)
– Возникновение письменности относится к глубокой древности. Родиной современного письма считается Древняя Греция, где изобрели значки и буквы для обозначения звуков устной речи.
– Одни из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. (Следует показ слайдов).
Затем на школьном мероприятии ко Дню славянской письменности и культуры прозвучит рассказ о Кирилле и Мефодии.
– Христианские проповедники из города Солуни (Салоники), братья Кирилл и Мефодий, разработали для записи текстов на славянском языке азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.
– Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Затем праздник в честь Дня славянской письменности и культуры продолжит викторина:
Потом ведущие предложат ребятам закончить пословицы:
А завершит мероприятие посвященное Дню славянской письменности и культуры чтение стихов:
– Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.
Цель проекта: формирование положительного образа библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; содействие воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории своего села, уважительного отношения к людям труда. Развитие интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.
«Свет дневной – есть слово книжное»
Цель: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия для современности, формировать положительный образ библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; развивать интерес к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.
В: Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. А 27 мая – День библиотеки. Попробуем представить себе, какой бы была наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали,как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.
В: Простая речь, а сколько в ней ума.
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте,на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.
С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словестная строка…
(Е.Завьялова)
В: Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. показ слайдов
В: Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, учёный – монах, черноризец Храбр. Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый- « когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали при помощи черт и резов». Второй –« когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письмами» , но было это письмо «без устроения», не приспособленное для славянской речи.
В: В 1899 году на Украине при раскопках археологи нашли глиняный сосуд с необычным орнаментом.(слайд) возможно,что эти рисунки – именно те знаки, которые Храбр называет «чертами и резами». Такие знаки появились у славян в III - VI веках. Но это не стало основой нашего современного алфавита. Современный алфавит – прямой потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.
В: Попробуйте проверить свои знания и ответить на вопросы викторины:
|
В: Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв, но была крайне неудобной для чтения. Братья Солунские – Кирилл и Мефодий, часть букв позаимствовали из греческого алфавита, часть придумали сами. За подвиг-создание славянской письменности братья были причислены к лику святых. Славянскую азбуку стали называть кириллицей.
В: В давние времена книги писались от руки. Чтобы написать одну книгу, забрать её в драгоценный оклад, нарисовать иллюстрации,- на все это уходило около 5-6 лет кропотливого труда. Рукописные книги были подлинными произведениями искусства. Естественно, такая книга была очень редкой и дорогой.
Печатные книги возникли не сразу:
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
В: Чтобы книжные знания стали достоянием народа, потребовалось упростить процесс изготовления книги. В середине 14 века на Русь пришло книгопечатание. Первый русский первопечатник Иван Федоров в 1564 году выпустил первую печатную книгу на русском языке « Апостол».
В: Грамотные люди во все времена ценились на Руси. О них складывались пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о грамоте и учении.
Доскажи пословицу.
1. Что написано пером – не вырубишь топором.
2. Не красна книга письмом – а красна …умом.
3. Азбука наука – а ребятам … мука.
4. Грамоте учиться – всегда … пригодиться.
5. Ученье – красота, а неученье …простота.
6. Корень ученья горек – да плод … его сладок.
7. Книга мала – а ума … придала.
В: Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно храниться. (Ю.Ваган)
В: С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам, и с незапамятных времен появились на нашей земле библиотеки – кладовые мудростей.
Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Серноводская библиотека была открыта в 1953 году. К сожалению, не сохранилось фотографий и данных о составе книжного фонда.
Сегодня библиотека располагается на втором этаже в доме культуры. В ее фонде насчитывается более 12,5 тыс. экземпляров.
Библиотека состоит из абонемента и читального зал.
На абонементе книги выдаются на дом: взрослым – на месяц, детям – на 10 дней. Здесь фонд разделен на возрастные категории:
Читатели 8-9 лет – «Острова книжных сокровищ»
И читатели 10-15 лет «Библиоград».
Читальный зал – это место, где можно почитать книгу в комфортной обстановке.
Кроме того, для детей существует Зал электронных ресурсов, где пользователь может бесплатно посетить обучающие сайты и скопировать или распечатать нужную информацию.
Для взрослых ведет работу Общественный центр доступа к социально-значимым сайтам.
Для маленького пользователя выделен свой фонд, где можно не только полистать книгу, но и поиграть.
Красочные журналы, энциклопедии – это увлекательное чтение для многих посетителей!
Библиотека - слово то какое,
Оно почти как Библия - святое
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".
Библиотека, в том ее значение,
В котором она издревле была,
Что находили в ней мы вдохновенье,
И чтоб душа раскрыться здесь могла!
С течением времени библиотека развивается и пополняется новыми изданиями. А в этом году учащимися 6 класса под руководством Александровой И.А. на базе серноводской библиотеки было проведено исследование.
Посмотрите, какой была библиотека в 1954 году и какой она стала сейчас!
Книжный фонд | 2 481 | 12 603 |
Поступление за год | ||
Выбыло за год | ||
Число читателей | 1402 |
|
Книговыдача | 2935 | 36326 |
Выставки |
В результате кропотливой работы был выявлен самый читаемый автор.
Им стал А.С. Пушкин, который в свою очередь писал о книге так:
«Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил данным–давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями».
ШКОЛА
1 чт: Пушкин! Это солнечное имя входит в твою жизнь, кажется, с момента, рождения. Оно врывается с первым криком и остается с тобой до конца, покидая лишь с последним вздохом. Оно наполняет твою жизнь так же естественно - необходимо, как свет, как воздух, как счастье и радость, как любовь и доброта, столь нужные нам для того, чтобы ежеминутно ощущать всю прелесть самого бесхитростного бытия.
2 чт: Пушкин - это то, что было до тебя – будет после! Он - сама жизнь! Пушкиным представлена вся гамма человеческих переживаний и чувств!
1чт: Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения переписываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.
2чт: Уже 176 лет прошло со дня смерти Пушкина (он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его всё растёт.
Вот и сегодня мы хотели вспомнить Александра Сергеевича и его творения, ведь 6 июня Александру Сергеевичу исполнилось бы 215 лет!
3чт: Что же сделал Пушкин, чем заслужил такую всемирную славу и такую горячую любовь?
Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в, то, же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко.
1чт : Кто из детей не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то, как зверь завоет, то заплачет как дитя, и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой лачужке вдвоём со своей старой няней?
2чт: Кто не читал смешной сказки о попе и о работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о золотом петушке?
3чт: Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьёзные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое этакое, чего раньше не понимали. И тогда нам ещё ближе, ещё дороже становится Пушкин.
1чт: А знаете ли вы, Пушкин написал единственную басню «Художник и сапожник» и вас есть уникальная возможность познакомиться с ней.
Художник и сапожник
Продолжительность: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.
Действующие лица :
Сапожник
Художник
Рассказчик
Мастерская с открытым окном. Посреди сцены стоит мольберт на нем холст с изображением разряженного щеголя и девушки в шелковой тунике. Художник, напевая себе под нос мелодию, водит по холсту кистью.
Рассказчик
Один художник, явно из великих,
Чье мастерство прославится в веках,
Писал картину «Сны об Эвридике»,
И танцевала кисть в его руках.
Пылало вдохновенье, словно пламя –
Его раздул в нем дьявол или Бог?
Но всё же и житейскими делами
Пренебрегать художник наш не мог.
Раздается ритмичный стук железякой по пустой банке.
Художник высовывается в окно.
Художник Зайди, любезный! Работенка есть!
Сапожник заходит в мастерскую и ставит на пол свой ящик с инструментами. Художник достает ботинок с оторванной подошвой и протягивает его Сапожнику.
Сапожник (рассматривая ботинок)
Так-так! Посмотрим… Обувь неплохая,
Поправим дело. Можно тут присесть?
Сапожник достает молоток, садится на свой ящик, стучит им по ботинку и возвращает его хозяину.
Сапожник Годок послужит.
Художник Много благодарен!
Художник протягивает Сапожнику деньги. Сапожник смотрит на картину.
Сапожник
Занятное, я вижу, ремесло.
И много платят за такое баре?
Художник Да как кому со вкусом повезло.
Сапожник подходит ближе к картине и рассматривает ее.
Сапожник (насмешливо) Позволь заметить, ты рисуешь франта,
Весь разодет он в шелк и кружева,
А сапоги-то у него без ранта.
Сапожник тычет пальцем в картину.
Сапожник Надел бы он такие черта с два!
Художник смотрит на картину.
Художник (озабоченно)
Без ранта? Да, я вижу, точно-точно...
Наметан у тебя, пройдоха, глаз!
Сейчас исправлю.
Художник водит кистью по холсту. Сапожник заглядывает ему через плечо.
Сапожник (деловито) Чуть пониже строчку!
Художник снова проводит кистью по холсту.
Художник И что б, любезный, делал я без вас?
Сапожник (высокомерно с видом знатока)
А тут еще лицо немного криво…
Девицы грудь не слишком ли нага?
Художник (насмешливо)
Однако, критик из тебя ретивый!
Суди, дружок, не выше сапога!
Художник выталкивает Сапожника за дверь.
Рассказчик
Немало есть любителей на свете
Судить о неизвестном им предмете
Амбициозно, с видом знатоков.
Друзья, не позволяйте дурням этим,
Моральных вам навешать тумаков!
2чт : Почти на все крупные произведения А.С. Пушкина написаны оперы. «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»
3чт: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский» и «Барышня – крестьянка».
1чт: Обращение к произведению А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - наш скромный знак признания, поклонения, благодарности и безграничной любви к величайшему из творцов.
Инсценировка «Барышня - крестьянка»
В: Как свидетельствует история, библиотека - была и будет Священным храмом живых печатных слов. Ведь неспроста два праздника: День славянской культуры и письменности, который мы празднуем 24 мая и День библиотек 27 мая - всегда рядом.
В: Английский писатель Уильям Теккерей сказал замечательные слова о библиотеке: « Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу».
В: Пусть библиотека наполнит вашу духовную чашу! А сейчас для вас прозвучит песня: « Есть по соседству библиотека»
http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-hudozhnik_i_sapozhnik.html
С 1932 по 1939 г. он возглавлял Главное управление Северного морского пути. Участвовал в организации дрейфующей научной станции "Северный полюс-1" (1937), за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В области астрономии Шмидт во главе коллект
Напротив Кремля, на Софийской набережной, расположен храм иконы Софии. Отсюда открывается прекрасный вид на центр столицы. Достопримечательность находится на южном берегу Москвы-реки. Именно эта церковь Софии на Софийской набережной дала ей название. Бела
Документ по состоянию на январь 2016 года Рассмотрев предложенные варианты эскизов герба города Ханты - Мансийска, Дума города решила: 1. Эскиз герба города Ханты - Мансийска (автор Левко Я.И.) утвердить. 3. Заведующему отделом информации (Корнеев А.А.)
Любому бухгалтеру необходимо иметь под рукой производственный календарь на 2018 год. Ведь именно на основании этого календаря определяется норма рабочего времени на очередной год. Более того, производственный календарь России на 2018 год с выходными и пра
Гадания с водой и воском - один из популярных видов ворожбы, к которому обращаются представительницы прекрасного пола, когда желают заглянуть в будущее или узнать свою судьбу. Еще в Древней Руси люди пытались с помощью ворожбы раскрыть тайны неизведанного
Содержение статьи: Дева – знак абсолютно земной, рациональный, и мужчины, рожденные под этим созвездием, отличаются повышенной практичностью и благоразумием . Присущие им критичность и рассудительность оказывают серьезное влияние на все сферы их жизни и д