Соблюдения требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего Фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее Фонд;
УТВЕРЖДЕНЫ
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты Вологодской области
от «20» марта 2018 года №7
1.1. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (далее – Методические рекомендации) предназначены для методологического обеспечения реализации Контрольно-счетной палатой Вологодской области полномочия, установленного пунктом 9(1) части 1 статьи 8 закона Вологодской области от 12 июля 2011 года № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – закон области о КСП), при осуществлении в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) аудита в сфере закупок.
Настоящие Методические рекомендации раскрывают особенности проводимой аудиторами и инспекторами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – должностные лица КСП области) контрольной, экспертно-аналитической и информационной деятельности в части проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.
источники информации для проведения аудита в сфере закупок;
оценка полученных в ходе аудита в сфере закупок доказательств;
этапы осуществления аудита в сфере закупок и их содержание;
порядок формирования и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе.
1.3. Методические рекомендации разработаны с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 44-ФЗ, иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Вологодской области, законом области о КСП, а также в соответствии со стандартами внешнего государственного финансового контроля КСП области:
1.4. Основные
понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют понятиям,
установленным в статье 3 Федерального закона
№ 44-ФЗ.
1.5. Предмет, задачи и перечень объектов аудита (контроля) в сфере закупок содержатся в разделе 2 Стандарта «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг».
Аудит в сфере закупок может проводиться с использованием различных способов получения фактических данных и информации, выбор которых осуществляется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получения достаточных доказательств, позволяющих сделать обобщенные заключения и выводы.
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации,
законодательство о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» и другие нормативные правовые акты,
регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных нужд;
2) внутренние документы объекта аудита (контроля) в сфере закупок по осуществлению закупок товаров, работ, услуг:
документы о создании, утверждении состава и численности контрактной службы и положение (регламент) о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения, или документ(ы) о назначении контрактного(ых) управляющего(их);
документы, определяющие должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы;
документы о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
документы, регламентирующие процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок (при наличии);
утвержденные план закупок и план-график закупок, в том числе обоснование закупок (обоснование начальных (максимальных) цен контрактов и способов определения поставщика для закупок, включенных в план-график закупок);
утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых государственными органами, органом управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования, и подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, и нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений;
извещения об осуществлении закупок, документации о закупках, проекты контрактов, в том числе изменения и разъяснения к ним;
решения об отмене процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
заявки участников закупки;
документы, подтверждающие поступление обеспечений заявок от участников закупки;
аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам;
информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет от 50 миллионов рублей и до 1 миллиарда рублей;
документы, подтверждающие своевременный возврат заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (в случае перечисления указанных средств заказчику);
документы, подтверждающие согласование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соответствующим контрольным органом в сфере закупок (пункты 24, 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
документы, подтверждающие согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с соответствующим контрольным органом в сфере закупок (часть 3 статьи 84 Федерального закона № 44-ФЗ);
отчеты, обосновывающие невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
документы, подтверждающие поступление (предоставление) обеспечений исполнения контрактов;
документы, подтверждающие возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применялась поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
заключенные контракты и дополнительные соглашения к ним;
документы, подтверждающие расторжение контрактов (при наличии);
уведомления, направленные в контрольный орган в сфере закупок (часть 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
отчеты о результатах исполнения контракта либо отдельного этапа исполнения контракта (части 9, 10 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ);
документы, подтверждающие взыскание неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя);
документы, подтверждающие приемку и оплату товаров, работ, услуг; документы, обосновывающие изменение и (или) неисполнение условий заключенных контрактов;
документ, регламентирующий проведение ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;
иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;
Обобщенная информация формируется с учетом Классификатора нарушений , выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).
В составе обобщенной информации дается общая характеристика проведенных мероприятий по аудиту в сфере закупок, в том числе: общее количество мероприятий, общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок, общее количество и сумма контрактов, проверенных в рамках аудита в сфере закупок, в обобщенном виде факты выявленных отклонений, нарушений и недостатков, основные причины их возникновения и предложения по совершенствованию контрактной системы.
Обобщенная информация формируется должностным лицом КСП области, ответственным в соответствии с должностным регламентом за обобщение данных по всем направлениям деятельности КСП области, подписывается председателем КСП области и в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.
Разработка структуры внутрифирменного стандарта осуществляется аудиторскими организациями самостоятельно и может включать в себя следующие разделы:
1. Цель, задачи аудита денежных средств:
Настоящая рекомендация определяет целью аудита движение денежных средств, проверку соответствия установленных предприятием методики учета операций по движению денежных средств нормативным документам для установления достоверности отчетов о движении денежных средств.
Задачи аудита движения денежных средств:
документы, служащие основанием для отражения в учете операций с денежными средствами и другие первичные документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций движения денежных средств;
Данные аудита существующей системы внутреннего контроля способны повлиять на:
Результаты произведённой аудитором проверки бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля отражаются в соответствующих формах:
1 этап: Аудит денежных средств в кассе предприятия.
Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям:
Здесь осуществляется выборочная проверка первичных документов на правильность оформления, наличие всех подписей и печатей.
При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расчетов.
Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течении 5-ти рабочих дней в период выплаты заработной платы.
2 этап: Аудит движения денежных средств на расчетных счетах.
Прежде всего, аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов, необходимо проверить, как ведутся аналитический и синтетический учёты по каждому из них.
Основная информация по расчетным счетам содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отражённая в выписке, соответствующими первичными документами.
При аудите операций по расчётному счёту необходимо обратить внимание на следующее:
Если в выписке будут обнаружены подчистки и неоговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.
3 этап: Аудит движения денежных средств в валюте.
Для учёта операций в валюте предусмотрен счёт 52 (валютный счёт), записи операций, на котором ведётся в валюте платежа (доллар США, евро и т.д.) и в её рублёвом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату поступления (списания) средств.
При этом к счёту 52 могут быть открыты следующие субсчета:
В соответствии с действующим законодательством, основными формами расчётов по внешнеэкономической деятельности являются:
Аудитору необходимо обратить внимание на следующее:
Бухгалтерский учёт операций, связанный с расчётами по аккредетиву, по чекам, иным платёжным документам ведётся на счёте 55.
К нему могут быть открыты следующие субсчета:
55.1 -аккредетивы; 55.2-чековые книжки; 55.3-депозитные счета.
Если на предприятии ведутся подобные расчёты, то аудитору необходимо проверить:
На заключительном этапе аудита движения денежных средств, аудитор формирует отчётные документы, отражающие результаты произведённой проверки, а также выявляющие нарушения в области движения денежных средств.
Данная ведомость заполняется с учётом списка типичных ошибок, выявляемых при аудите движения денежных средств.
Предлагаемая нами методика внутреннего аудита движения денежных средств может способствовать регулированию практической деятельности ООО «Куликовское», она формирует единые базовые требования к порядку проведения аудита, качеству и надёжности аудита и тем самым создает дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. По данным этого документа составляется вывод по результатам аудита денежных средств.
В Российской Федерации система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из пяти уровней.
К первому уровню относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержится понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов
К документам второго уровня относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации
В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита.
Четвертый уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Пятый уровень -- внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита.
Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.
I этап (1987-1993): характеризуется отсутствием единого акта, устанавливающего основы правового регулирования аудита; этап "неупорядоченного" аудита.
II этап (1993-2001): утверждены Временные правила, содержащие основные положения, регулирующие отношения по поводу аудита и заложившие основы для дальнейшего развития аудиторской деятельности в России.
III этап, продолжающийся до настоящего времени, начало которого связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого периода характерно регулирование аудиторской деятельности на законодательном уровне, упорядочение требований к аудиторам и аудиторским организациям, приведение этих требований в соответствие с мировыми стандартами.
Концепция развития аудиторской деятельности в России, предлагает создание ряда авторитетных и представительных профессиональных объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработку и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организацию общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.
Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства.
Новации аудита (из новостей)
доклад Леонида Зиновьевича Шнейдмана, директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, на научно-практической конференции "Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России" (Москва, 26 мая 2011 г.), организованной журналом "Налоговая политика и практика" кратко остановился на перспективах российского аудита. Предупредил, что в настоящее время по поручению Правительства РФ прорабатывается вопрос об административной ответственности за непроведение аудита.
В части взаимодействия аудитора и клиента будет предусматриваться обязательная ротация аудиторов. Эта новация направлена на снижение риска взаимозависимости сторон. Правда, как отметил докладчик, за рубежом преобладает негативное отношение к такой ротации. Но оно самими же аудиторами и "подогревается". Между тем у российских практиков мгновенно созрел ответный "обходной маневр" - для создания видимости ротации зарегистрировать несколько скрыто аффилированных аудиторских компаний.
В Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" готовится еще одно важное изменение - о взаимной передаче информации между аудитором и надзорным органом. Разглашение негативных сведений о заказчике в профессиональном сообществе традиционно не приветствуется. Однако Л.З. Шнейдман привел убедительную иллюстрацию социальной значимости такого законодательного решения: если аудитор информирует надзорный орган о неблагополучном положении банка, то клиенты последнего, вне всякого сомнения, только выиграют.
ЭнергосбыТ Плюс принимает показания счетчиков и оплату за электроэнергию, горячу воду и отопление. Для удобства потребителей компанией создан онлайн-сервис, где можно зарегистрироваться и решать все вопросы, не выходя из дома. Для этого нужно зайти в личн
Каждый день мы с вами сравниваем разные вещи: эта машина лучше, чем та, а другая, вообще, самая лучшая. Один человек симпатичнее, чем другой. А кто-то считает себя самым красивым. Сегодня вы узнаете о степенях сравнения прилагательных в английском языке:
Яйца с желтками взбить миксером до пены. Частями всыпая сахар, продолжить взбивать яичную массу миксером. Взбить до светлой, пышной массы. Влить в получившуюся смесь теплое молоко, добавить размягченное сливочное масло. Взбить смесь снова миксером. Затем
Проткните булавкой середину спички без головки, продвиньте её к середине дужки, застегните булавку. Держа булавку левой рукой, указательным пальцем правой руки резко потяните к себе один конец спички, будто хотите провести ее сквозь соседнюю дужку булавки
Я искренне считаю, что рыба под маринадом одно из самых вкусных блюд для любителей рыбы. Любая белая рыба, приготовленная по этому самому вкусному рецепту получается всегда сочной и очень вкусной. Этот полезный минтай под маринадом в духовке можно пригото