Методические рекомендации по проведению аудита. Разработка методических рекомендаций по проведению аудиторских проверок денежных средств

28.11.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Соблюдения требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего Фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее Фонд;

Полное наименование

Сокращенное наименование

РФ от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ФЗ "Об аудиторской деятельности" РФ от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" ФЗ "Об инвестиционных фондах" Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) Правительства РФ от 25.07.2002 г. N 564 "О типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 564 Правительства РФ от 27.08.2002 г. N 633 "О типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 633 Правительства РФ от 18.09.2002 г. N 684 "О типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 684 ФКЦБ России от 22.10.2003 г. N 03-41/ПС "Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда" Постановление ФКЦБ России N 03-41/ПС Приказ ФСФР РФ от 08.02.2007 г. N 07-13/пз-н "Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 07-13/пз-н Приказ ФСФР РФ от 15.06.2005 г. N 05-21/пз-н "Об утверждении положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию" Приказ ФСФР РФ N 05-21/пз-н ФСФР РФ от 20.05.2008 г. N 08-19/пз-н "Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 08-19/пз-н Приказ ФСФР РФ от 05.03.2009 г. N 09-7/пз-н "О порядке выплаты денежной компенсации владельцам инвестиционных паев открытого или интервального паевого инвестиционного фонда при их погашении" Приказ ФСФР РФ N 09-7/пз-н ФСФР РФ от 09.12.2008 г. N 08-56/пз-н "О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-56/пз-н Приказ ФСФР РФ от 24.04.2007 г. N 07-50/пз-н "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" Приказ ФСФР РФ N 07-50/пз-н ФСФР РФ от 29.07.2008 г. N 08-30/пз-н "О порядке расчета стоимости одного инвестиционного пая при погашении инвестиционных паев лицу, не исполнившему обязанность оплатить неоплаченные части инвестиционных паев" Приказ ФСФР РФ N 08-30/пз-н ФСФР РФ от 29.07.2008 г. N 08-31/пз-н "О требованиях к порядку определения размера вознаграждения управляющей компании акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, акции (инвестиционные паи) которого ограничены в обороте" Приказ ФСФР РФ N 08-31/пз-н ФСФР РФ от 03.07.2008 г. N 08-27/пз-н "Об утверждении положения о порядке передачи имущества для включения его в состав паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-27/пз-н Приказ ФСФР РФ от 22.06.2005 г. N 05-23/пз-н "Об утверждении положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации" Приказ ФСФР РФ N 05-23/пз-н ФСФР РФ от 22.05.2008 г. N 08-20/пз-н "О требованиях к срокам приема заявок на приобретение и погашение инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и порядке выплаты денежной компенсации при погашении инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-20/пз-н ФСФР РФ от 15.04.2008 г. N 08-18/пз-н "Об утверждении положения о порядке учета имущества, переданного в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-18/пз-н Приказ ФСФР РФ от 20.03.2008 г. N 08-14/пз-н "Об утверждении положений о регистрации правил организации и осуществления внутреннего контроля управляющей компании, правил организации и осуществления внутреннего контроля в специализированном депозитарии и изменений в них и правил организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде и изменений и дополнений в них" Приказ ФСФР РФ N 08-14/пз-н ФСФР РФ от 28.02.2008 г. N 08-7/пз-н "Об утверждении перечня расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда, или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд" Приказ ФСФР РФ N 08-7/пз-н ФСФР РФ от 07.02.2008 г. N 08-5/пз-н "Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-5/пз-н Приказ Росрегистрации от 25.07.2007 г. N 157 "Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним" Приказ Росрегистрации N 157 ФСФР РФ от 02.11.2006 г. N 06-125/пз-н "О минимальной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой паевой инвестиционный фонд является сформированным" Приказ ФСФР РФ N 06-125/пз-н Постановление ФКЦБ России от 18.02.2004 г. N 04-5/ПС "О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов". Постановление ФКЦБ России N 04-5/ПС ФКЦБ России от 11.09.2002 г. N 37/пс "Об утверждении положения о порядке передачи управляющей компанией своих прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании" Постановление ФКЦБ России N 37/пс ФКЦБ России от 03.07.2002 г. N 22/пс "О приостановлении выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов" Постановление ФКЦБ России N 22/пс Приказ ФСФР РФ от 15.04.2008 г. N 08-17/пз-н "Об учете прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 08-17/пз-н

УТВЕРЖДЕНЫ
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты Вологодской области
от «20» марта 2018 года №7

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (далее – Методические рекомендации) предназначены для методологического обеспечения реализации Контрольно-счетной палатой Вологодской области полномочия, установленного пунктом 9(1) части 1 статьи 8 закона Вологодской области от 12 июля 2011 года № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – закон области о КСП), при осуществлении в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) аудита в сфере закупок.

Настоящие Методические рекомендации раскрывают особенности проводимой аудиторами и инспекторами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – должностные лица КСП области) контрольной, экспертно-аналитической и информационной деятельности в части проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.

источники информации для проведения аудита в сфере закупок;

оценка полученных в ходе аудита в сфере закупок доказательств;

этапы осуществления аудита в сфере закупок и их содержание;

порядок формирования и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе.

1.3. Методические рекомендации разработаны с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 44-ФЗ, иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Вологодской области, законом области о КСП, а также в соответствии со стандартами внешнего государственного финансового контроля КСП области:

1.4. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют понятиям, установленным в статье 3 Федерального закона
№ 44-ФЗ.

1.5. Предмет, задачи и перечень объектов аудита (контроля) в сфере закупок содержатся в разделе 2 Стандарта «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг».

2. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок

Аудит в сфере закупок может проводиться с использованием различных способов получения фактических данных и информации, выбор которых осуществляется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получения достаточных доказательств, позволяющих сделать обобщенные заключения и выводы.

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации, законодательство о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных нужд;

2) внутренние документы объекта аудита (контроля) в сфере закупок по осуществлению закупок товаров, работ, услуг:

документы о создании, утверждении состава и численности контрактной службы и положение (регламент) о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения, или документ(ы) о назначении контрактного(ых) управляющего(их);

документы, определяющие должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы;

документы о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

документы, регламентирующие процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок (при наличии);

утвержденные план закупок и план-график закупок, в том числе обоснование закупок (обоснование начальных (максимальных) цен контрактов и способов определения поставщика для закупок, включенных в план-график закупок);

утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых государственными органами, органом управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования, и подведомственными казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, и нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений;

извещения об осуществлении закупок, документации о закупках, проекты контрактов, в том числе изменения и разъяснения к ним;

решения об отмене процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

заявки участников закупки;

документы, подтверждающие поступление обеспечений заявок от участников закупки;

аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам;

информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет от 50 миллионов рублей и до 1 миллиарда рублей;

документы, подтверждающие своевременный возврат заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (в случае перечисления указанных средств заказчику);

документы, подтверждающие согласование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соответствующим контрольным органом в сфере закупок (пункты 24, 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);

документы, подтверждающие согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с соответствующим контрольным органом в сфере закупок (часть 3 статьи 84 Федерального закона № 44-ФЗ);

отчеты, обосновывающие невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

документы, подтверждающие поступление (предоставление) обеспечений исполнения контрактов;

документы, подтверждающие возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применялась поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

заключенные контракты и дополнительные соглашения к ним;

документы, подтверждающие расторжение контрактов (при наличии);

уведомления, направленные в контрольный орган в сфере закупок (часть 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);

отчеты о результатах исполнения контракта либо отдельного этапа исполнения контракта (части 9, 10 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ);

документы, подтверждающие взыскание неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя);

документы, подтверждающие приемку и оплату товаров, работ, услуг; документы, обосновывающие изменение и (или) неисполнение условий заключенных контрактов;

документ, регламентирующий проведение ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;

иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;

Обобщенная информация формируется с учетом Классификатора нарушений , выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

В составе обобщенной информации дается общая характеристика проведенных мероприятий по аудиту в сфере закупок, в том числе: общее количество мероприятий, общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок, общее количество и сумма контрактов, проверенных в рамках аудита в сфере закупок, в обобщенном виде факты выявленных отклонений, нарушений и недостатков, основные причины их возникновения и предложения по совершенствованию контрактной системы.

Обобщенная информация формируется должностным лицом КСП области, ответственным в соответствии с должностным регламентом за обобщение данных по всем направлениям деятельности КСП области, подписывается председателем КСП области и в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.

Разработка структуры внутрифирменного стандарта осуществляется аудиторскими организациями самостоятельно и может включать в себя следующие разделы:

1. Цель, задачи аудита денежных средств:

Настоящая рекомендация определяет целью аудита движение денежных средств, проверку соответствия установленных предприятием методики учета операций по движению денежных средств нормативным документам для установления достоверности отчетов о движении денежных средств.

Задачи аудита движения денежных средств:

  • -проверка правильности аналитического и синтетического учетов денежных средств, а также соответствие их данных;
  • -проверка соответствия наличия и оформления первичных документов по движению денежных средств требованиям законодательных нормативных актов;
  • -проверка правильности отражения денежных средств в кассе предприятия;
  • -проверка правильности отражения денежных средств на счетах в банке;
  • -проверка правильности отражения денежных средств по валютным операциям;
  • -проверка правильности отражения денежных средств по прочим операциям.
  • 2. Источники информации при аудите движения денежных средств:
    • а) организационно-распорядительные документы:
      • -учредительные документы (информация о виде деятельности, способе распределения прибыли);
      • -протоколы собраний учредителей;
      • -учетная политика;
    • б) первичная документация:

документы, служащие основанием для отражения в учете операций с денежными средствами и другие первичные документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций движения денежных средств;

  • в) кассовая книга:
    • -выписка из банка;
  • г) отчётность:
    • -бухгалтерский баланс;
    • -отчёт о прибыли и убытках;
    • -отчёт о движении денежных средств.
    • 3. Оценка систем бухгалтерского учёта внутреннего контроля.

Данные аудита существующей системы внутреннего контроля способны повлиять на:

  • -объём контролируемых процедур;
  • -объём выборочной совокупности;
  • -временные затраты на проведение процедур контроля.

Результаты произведённой аудитором проверки бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля отражаются в соответствующих формах:

  • -ДенБу-1;
  • -ДенВк-2.
  • 2. План программы аудита денежных средств.
  • 3. Рекомендации по выполнению работ по направлению аудит.

1 этап: Аудит денежных средств в кассе предприятия.

Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям:

  • а) проверка правильности документального оформления операций по кассе;
  • б) оценка полноты и своевременность оприходования денежных средств;
  • в) анализ правильности списания денежных средств в расход;
  • г) проверка соблюдения кассовой дисциплины;
  • д) выяснение правильности кассовых операций в учёте;
  • е) проверка соответствия данных синтетического и аналитического учётов по счёту 50;
  • ж) проверка наличия первичных документов: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовая книга, ведомости по выдаче заработной платы сотрудникам и т.д.

Здесь осуществляется выборочная проверка первичных документов на правильность оформления, наличие всех подписей и печатей.

При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расчетов.

Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течении 5-ти рабочих дней в период выплаты заработной платы.

2 этап: Аудит движения денежных средств на расчетных счетах.

Прежде всего, аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов, необходимо проверить, как ведутся аналитический и синтетический учёты по каждому из них.

Основная информация по расчетным счетам содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отражённая в выписке, соответствующими первичными документами.

При аудите операций по расчётному счёту необходимо обратить внимание на следующее:

  • а) соответствие сумм в выписках банка суммам, указанных в приложенных к ним первичных документах;
  • б) правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;
  • в) наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выписке (в случаях выявления документов без штампов банка, проводится проверка банков);
  • г) обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платёжными поручениями через почтовое отделение связи, а также достоверность почтовых адресов получателей (депонированная заработная плата, алименты);
  • д) правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банках;
  • е) полноту и достоверность банковских выписок и документов, приложенных к ним (остаток средств на конец периода предыдущей выписке банка по счёту должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке).

Если в выписке будут обнаружены подчистки и неоговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.

3 этап: Аудит движения денежных средств в валюте.

Для учёта операций в валюте предусмотрен счёт 52 (валютный счёт), записи операций, на котором ведётся в валюте платежа (доллар США, евро и т.д.) и в её рублёвом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату поступления (списания) средств.

При этом к счёту 52 могут быть открыты следующие субсчета:

  • 52.1 -валютные счета внутри страны;
  • 52.2 -валютные счета за рубежом.

В соответствии с действующим законодательством, основными формами расчётов по внешнеэкономической деятельности являются:

  • -предоплата;
  • -инкасса;
  • -расчёты через аккредетив;
  • -открытый счёт.

Аудитору необходимо обратить внимание на следующее:

  • -как зачислилась валютная выручка от реализации и других валютных операций при внешнеэкономической деятельности;
  • -законно ли открыты валютные счета;
  • -соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, отражённым в первичных документах;
  • -правильно ли применялись формы расчётов по внешнеэкономической деятельности и т.д.
  • 4 этап: Аудит денежных средств по прочим операциям.

Бухгалтерский учёт операций, связанный с расчётами по аккредетиву, по чекам, иным платёжным документам ведётся на счёте 55.

К нему могут быть открыты следующие субсчета:

55.1 -аккредетивы; 55.2-чековые книжки; 55.3-депозитные счета.

Если на предприятии ведутся подобные расчёты, то аудитору необходимо проверить:

  • -правильность и законность применения аккредетивной формы расчёта;
  • -правильность документного оформления операций, оплачиваемых чеками;
  • -наличие депозитных сертификатов, приобретённых у банка (если такие операции были);
  • -полноту и правильность документного оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочих источников на содержание социальных учреждений (детские сады, ясли и т.д.);
  • -предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
  • -правильность составления бухгалтерских проводок;
  • -соответствие записей в выписках банка по операциям счёта 55 (сверяются с главной книгой и журналом-ордером № 3).
  • 6. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияние на достоверность бухгалтерской отчётности.

На заключительном этапе аудита движения денежных средств, аудитор формирует отчётные документы, отражающие результаты произведённой проверки, а также выявляющие нарушения в области движения денежных средств.

Данная ведомость заполняется с учётом списка типичных ошибок, выявляемых при аудите движения денежных средств.

Предлагаемая нами методика внутреннего аудита движения денежных средств может способствовать регулированию практической деятельности ООО «Куликовское», она формирует единые базовые требования к порядку проведения аудита, качеству и надёжности аудита и тем самым создает дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. По данным этого документа составляется вывод по результатам аудита денежных средств.

В Российской Федерации система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из пяти уровней.

К первому уровню относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержится понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов

К документам второго уровня относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации

В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита.

Четвертый уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень -- внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита.

Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.

I этап (1987-1993): характеризуется отсутствием единого акта, устанавливающего основы правового регулирования аудита; этап "неупорядоченного" аудита.

II этап (1993-2001): утверждены Временные правила, содержащие основные положения, регулирующие отношения по поводу аудита и заложившие основы для дальнейшего развития аудиторской деятельности в России.

III этап, продолжающийся до настоящего времени, начало которого связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого периода характерно регулирование аудиторской деятельности на законодательном уровне, упорядочение требований к аудиторам и аудиторским организациям, приведение этих требований в соответствие с мировыми стандартами.

Концепция развития аудиторской деятельности в России, предлагает создание ряда авторитетных и представительных профессиональных объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработку и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организацию общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства.

Новации аудита (из новостей)

доклад Леонида Зиновьевича Шнейдмана, директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, на научно-практической конференции "Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России" (Москва, 26 мая 2011 г.), организованной журналом "Налоговая политика и практика" кратко остановился на перспективах российского аудита. Предупредил, что в настоящее время по поручению Правительства РФ прорабатывается вопрос об административной ответственности за непроведение аудита.

В части взаимодействия аудитора и клиента будет предусматриваться обязательная ротация аудиторов. Эта новация направлена на снижение риска взаимозависимости сторон. Правда, как отметил докладчик, за рубежом преобладает негативное отношение к такой ротации. Но оно самими же аудиторами и "подогревается". Между тем у российских практиков мгновенно созрел ответный "обходной маневр" - для создания видимости ротации зарегистрировать несколько скрыто аффилированных аудиторских компаний.

В Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" готовится еще одно важное изменение - о взаимной передаче информации между аудитором и надзорным органом. Разглашение негативных сведений о заказчике в профессиональном сообществе традиционно не приветствуется. Однако Л.З. Шнейдман привел убедительную иллюстрацию социальной значимости такого законодательного решения: если аудитор информирует надзорный орган о неблагополучном положении банка, то клиенты последнего, вне всякого сомнения, только выиграют.

Последние материалы сайта