ПУТЯТИН РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ
Путятин (Родион Тимофеевич, 1807 - 1869) - известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии, был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" Путятина стали появляться в печати с 1842 года; до 1894 года их вышло 22 издания. Некоторые из них печатались и в духовных журналах. Распространенности поучений Путятина способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни, искренность, увлекавшая слушателей. Некоторые из его поучений, например, "Поучение перед святым Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. 1). Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, ¦ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (¦ 47). В. Р-в.
Краткая биографическая энциклопедия. 2012
Населенный пункт: г. Рыбинск; г. Ярославль
Родился 1 (13) ноября 1806 г. в с. Путятино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1830), Московскую духовную академию (1834) со степенью магистра богословия. В 1835 г. рукоположен в сан иерея.
Преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии, с 1837 г. – помощник инспектора семинарии. Одновременно с этим служил священником в храмах Ярославля, в том числе в Успенском кафедральном соборе (1840-1844). В 1845 г. назначен увещевателем во всех ярославских присутственных местах, затем в том же году – протоиереем в рыбинский Спасо-Преображенский собор и благочинным всех городских церквей. С 1846 г. – сотрудник Попечительства о бедных духовного звания.
Протоиерею Родиону Путятину было свойственно глубокое человеколюбие; во время эпидемии холеры 1848 года он бесстрашно помогал больным и умирающим. За усердные труды в холерное время протоиерей был награжден наперсным крестом. Во время Крымской войны пожертвовал крупную сумму денег раненым и семьям убитых на войне.
В Рыбинске началась его слава российского «народного проповедника». Автор книг поучений: «Сто тридцать пять кратких поучений протоиерея Иродиона» (СПб., 1871), «Катехизические поучения» (Рыбинск, 1862), с 1864 г. – «Полного собрания поучений» (прижизненные издания в Рыбинске, Ярославле, Москве) и др., а также «Дневника» (Сергиев Посад, 1914). Публиковался в газете «Ярославские епархиальные ведомости», в журналах «Душеполезное чтение», «Странник», «Троицкие листки».
«Поучения рыбинского протоиерея Путятина» в дореволюционной России пользовались необыкновенной популярностью. Они были переведены на иностранные языки, в том числе на японский (для Японской Православной Миссии в Токио).
Умер 4 (16) ноября 1869 г. в Рыбинске, похоронен в притворе Никольской церкви. В 1936 г. церковь была разрушена. В августе 1997 г. близ колокольни был установлен памятный деревянный крест, и Святейшим Патриархом Алексием была отслужена заупокойная лития о протоиерее Родионе. В 2000 г. на месте деревянного креста установлен мраморный памятник. 17 ноября 2010 г. состоялось освящение мемориальной доски на доме, где почти четверть века прожил выдающийся проповедник и духовный писатель.
Произведения:
Литература о жизни и творчестве Р. Т. Путятина:
Вы, слушатели-христиане, вчера слышали чтение Евангелия на Литургии. Помните, как там между прочим Иисус Христос ученикам Своим говорил: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга (Мф. 24, 9-10).
Когда это тогда? Пред разрушением Иерусалима и храма, а потом и пред кончиной мира и преставлением света. Кто будет ненавидим всеми народами? Апостолы Христовы, их преемники, пастыри и учители Церкви и вообще православные христиане. За чье это имя будут ненавидимы? За имя Его, Господа нашего Иисуса Христа. А кто эти, которые будут друг друга предавать, друг друга ненавидеть? Те самые люди, которые возненавидят апостолов и их преемников, сначала их, а потом, после, друг друга.
Так действительно и было пред разрушением Иерусалима и храма. Апостолов и их преемников везде ненавидели, гнали, преследовали, убивали, а потом, после, сами гонители возненавидели друг друга. Так было пред разрушением Иерусалима и храма; так, без сомнения, будет пред кончиной мира и преставлением света. Так, слушатели, и всегда бывает пред большими общественными бедствиями, пред падением царств и народов. Сначала люди возненавидят духовных служителей Божиих, пастырей Церкви, потом, когда от ненависти к духовным распространится в людях безверие, разврат, люди эти возненавидят друг друга, друг друга будут предавать, друг на друга восставать, и вслед за тем наступают общественные бедствия, и общество людей развратных, безбожных падает, царства их разрушаются. Почитайте историю этих бедствий и падений, и вы увидите, что безверие и разврат, эти предвестники общественных бедствий и падения царств, с того именно всегда начинались, то есть с ненависти к духовным, и потому-то враги обществ всегда сначала стараются возбуждать в людях ненависть к пастырям Церкви, служителям Божиим. Без света Божия, во тьме неверия и разврата люди скорее друг друга возненавидят, друг на друга нападут, и затем, само собой, все тотчас расстроится, разрушится, падет... не падет, устоит разве только ради каких избранных, святых или святыни какой.
Итак, слушатели, бойтесь ненавидеть духовных. От ненависти к духовным безверие и разврат в обществе, от неверия и разврата - бедствия общественные. И частные дома падают, беднеют от того же. Растет, цветет дом, богатеет, изобилует всем, но вот члены его начинают хладеть к Церкви, вот они тайно и явно начинают ненавидеть пастырей ее, делом и словом оскорбляют, притесняют их, и вот потом они начинают хладеть и к своим занятиям, и друг к другу. Тогда дому беда неминуемая; и если он не падет тотчас, то не падет тоже разве только ради какой святыни в доме, ради какого-нибудь благочестивого члена дома, ради одного избранного в доме остановится на время падение его неминуемое.
И всякого царства и всякого дома стояние зависит от святого в них семени. Семя свято стояние мира. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут, утверждает Сам Бог (Мф. 24, 35). Аминь.
Протоиерей, известный духовный проповедник; родился в 1807 г. в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губ., где отец его был священником; в 1830 году он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии, а в 1834 г. - Московской Духовной Академии (со степенью магистра богословских наук) и был назначен профессором словесности в Ярославскую Духовную Семинарию; 25-го января 1835 г. П. рукоположен был во священника к Тихановской церкви, в 1837 г. занял место помощника инспектора Семинарии, в 1840 г. переведен в Ярославский Кафедральный собор, а в 1844 г. - к церкви Сошествия св. Духа. В 1845 г. (22-го февраля), по прошению, П. был уволен от службы в Семинарии и в том же году (12-го марта) определен увещателем во всех Ярославских присутственных местах, а 8-го сентября перемещен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор протоиереем и, вместе с тем, благочинным всех церквей г. Рыбинска.
В 1866 г. (28-го ноября), согласно прошению, П. по слабости здоровья был уволен от должности благочинного, а 4-го ноября 1869 г. скончался в г. Рыбинске, 62 лет от роду. Путятин священствовал почти 35 лет, сначала в Ярославле, а затем 24 года в Рыбинске.
С 1846 г. он был сотрудником Попечительства о бедных духовного звания и с большой заботливостью и любовью относился к делу помощи больным, бедным, скорбящпм и угнетенным, отдавая им свои силы и средства.
Особенно энергичную деятельность на пользу ближнего П. проявил во время холеры 1848 г.: с утра до вечера ходил он по улицам Рыбинска со Святыми Дарами, напутствовал внезапно заболевших и отправлял их в больницы.
Последние два года жизни, по болезни, П. редко принимал участие в богослужении, но у себя дома неутомимо трудился над своими поучениями.
Как проповедник, П. всегда пользовался постоянным и большим вниманием своих слушателей.
Густой толпой теснились они у его кафедры и расходились только по окончании проповеди.
Правда, что опытный и предусмотрительный проповедник, П. никогда не злоупотреблял вниманием своих слушателей, не вдавался в излишние рассуждения, не говорил более того, что слушатели могли понять без больших для себя усилий.
Он умел быть близким ко всем, для всех быть понятным и, обращая свое слово к народу, предлагал всегда "краткие поучения", без утомляющего разнообразия и обилия мыслей.
Он знал жизнь, знал нужды окружающей его среды, и это знание давало слову его характер народной проповеди, близкой и понятной простому, мало образованному человеку.
Но проповеди его тем особенно ценны, что при своей необыкновенной простоте они вполне выдерживают достоинство церковной поучительной речи; в простых, задушевных словах всегда высказывается высокая нравственная истина.
Прот. Путятин проповедовал в Рыбинске, но его деятельность стала известна всей России, слово его слышалось в самых отдаленных епархиях, где местные священники поучали народ чтением печатных поучений знаменитого народного проповедника.
В печати "Краткие Поучения" прот. П. появились в 1842 г., а в 1869 г. вышло уже 16-е их издание, которое хотя и называлось "Полным Собранием Поучений прот. P. Путятина", но заключало в себе только 147 слов его, а их было в то время более 300. Многие из них печатались в духовных журналах, напр.: в "Душеполезном Чтении", в "Страннике", в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из поучений, напр. "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I, изд. 1876 г.). В отчете Императорской Публичной Библиотеки за 1865 г. (стр. 29) указан болгарский перевод кратких поучений пр. Р. Путятина, под заглавием: "Слова говорены от архимандрита Филларета, настоятеля в церкви святителя Николая в Варна. Цариград.
В печатница-та на Ц. Вестник и сдружие", 1861. Собрания проповедей пр. Р. Путятина печатались под различными названиями: "Краткие Поучения" (вышло 12 изданий: 1842-1845, 1847, 1849, 1851, 1851, 1853, 1860. Москва); к ним четыре дополнительных: 1844, 1859, 1861 и 1863; "Новые Поучения", М. 1854 и СПб. 1870; "Катихизические беседы", Рыбинск. 1862 г.; "Поучения", Рыбинск. 1868 и 1870;"Полные Собрания" изданы в 1864, 1865, 1868, 1869 гг. в Рыбинске, Москве, Ярославле; "Полные Собрания" издаются и после смерти проповедника; 18-е издание (СПб. 1874 г.) и последующие значительно дополнены и снабжены портретом автора.
До 1906 г. вышло 25 изданий, последнее в 1901 году. А. А. Титов, "Ярославские Епархиальные Ведомости, неофициальная часть. Список и указатель статей... 1860-1892 г.", Сергиев Посад. 1893 г., стр. 188; "Ярославские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №№ 44, 47, стр. 381, 383, 386; 1872 г., стр. 121 (неофициальная часть); "Нижегородские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 22; "Киевские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №23; "Московские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 47 ("Памяти П." свящ. Г. В.); "Подольские Епархиальные Ведомости" 1870 г., № 1 (неофиц. ч.); "Иллюстрированная Газета" 1869 г., № 46, стр. 335; "Православное Обозрение" 1869 г., № 11, стр. 448; "Народная Школа" 1869 г., № 12, стр. 37; "Воскресное Чтение" 1869 г., № 13, стр. 312; "Церковные Ведомости" 1894 г., № 48, стр. 1726, прибавление; "Русский Архив" 1871 г., № 3, стр.484-510; "Странник" 1860 г., т. І, № 3, отд. III, стр. 102-103 (Свящ. М. Архангельский); "Отечественные Записки" 1854 г., № 8, Отд. IV, стр. 75; "Современник" 1854 г., № 7, стр. 19; "Биржевые Ведомости" 1869 г., № 309; Предисловие к 18-му изданию Полного Собрания Поучений пр. Р. Путятина, СПб. 1874 г. Н. Гайворонская. {Половцов} Путятин, Родион Тимофеевич (1807-1869) - известный проповедник.
Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" П. стали появляться в печати с 1842 г.; до 1894 г. их вышло 22 издания.
Некоторые из них печатались и в духовных журналах.
Распространенности поучений П. способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни и искренность, увлекавшая слушателей.
Некоторые из его поучений, например "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I). Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, №№ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (1869, № 47). В. P-в. {Брокгауз}
ЭнергосбыТ Плюс принимает показания счетчиков и оплату за электроэнергию, горячу воду и отопление. Для удобства потребителей компанией создан онлайн-сервис, где можно зарегистрироваться и решать все вопросы, не выходя из дома. Для этого нужно зайти в личн
Каждый день мы с вами сравниваем разные вещи: эта машина лучше, чем та, а другая, вообще, самая лучшая. Один человек симпатичнее, чем другой. А кто-то считает себя самым красивым. Сегодня вы узнаете о степенях сравнения прилагательных в английском языке:
Яйца с желтками взбить миксером до пены. Частями всыпая сахар, продолжить взбивать яичную массу миксером. Взбить до светлой, пышной массы. Влить в получившуюся смесь теплое молоко, добавить размягченное сливочное масло. Взбить смесь снова миксером. Затем
Проткните булавкой середину спички без головки, продвиньте её к середине дужки, застегните булавку. Держа булавку левой рукой, указательным пальцем правой руки резко потяните к себе один конец спички, будто хотите провести ее сквозь соседнюю дужку булавки
Я искренне считаю, что рыба под маринадом одно из самых вкусных блюд для любителей рыбы. Любая белая рыба, приготовленная по этому самому вкусному рецепту получается всегда сочной и очень вкусной. Этот полезный минтай под маринадом в духовке можно пригото