Для чего был созван тридентский собор. Тридентский собор

06.02.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Католики именуют Тридентский собор, начавшийся в 1545 году, Вселенским, хотя на нем не присутствовали представители иных христианских конфессий. Этот церковный форум внес огромный вклад в возрождение католицизма.

Догматы, принятые Собором половину тысячелетия назад, практически без изменений используются католиками и ныне. Поэтому он считается наиважнейшим с того времени, когда протестанты заявили о своем несогласии с Римом и началась Реформация.

Что такое Тридентский собор

XIX Вселенский собор, как он именуется в анналах Западных христиан, вошел в историю как контрреформационный. Он был организован для того, чтобы сдержать наступление протестантов, восстановить пошатнувшиеся позиции Католической церкви, а также института папства.

Происхождение понятия и значение термина

Соборами - в христианской церкви вообще и в католической в частности - называются собрания епископата во главе с предстоятелем, в данном случае Папой Римским, где принимаются решения по различным вопросам церковной жизни.

На подобном собрании:

  • обсуждаются проблемы догматики;
  • выносятся постановления, касающиеся политики церкви;
  • принимаются меры дисциплинарного воздействия на тех или иных священнослужителей.

Собор получил свое наименование по названию города Триента (по-латыни он назывался Tridentum, а ныне именуется Тренто), в монастырском комплексе которого он открылся повелением Папы Павла III 13 декабря 1545 года и там же завершился через 18 лет.

История Тридентского собора

Необходимость созыва такого собрания была продиктована не только и не столько разрешением догматических проблем, возникших в результате «Лютеровой ереси». Вопрос стоял о выживании Церкви в принципе.


Предпосылки собрания

К концу XV века Католическая церковь находилась, казалось бы, на пике своего могущества. В ее руках, за счет десятины и продажи индульгенций, были сосредоточены огромные богатства. На фоне обнищания большинства верующих пышность, сопровождавшая жизнь священников, не шла на пользу Церкви.

Простые христиане, посещая храмы, не могли понять смысла богослужения, которое велось на латыни. Нужно сказать, что и многие священники не знали этого языка, просто заучивая наизусть литургические тексты.

Это понимали их прихожане, в глазах которых авторитет священников неуклонно падал.

Окончательно же он пошатнулся, когда в продажу начали массово поступать знаменитые «индульгенции», купив которые можно было освободиться от любого, даже самого тяжкого греха. К примеру, знаменитый Балтазар Косса, будучи на папском престоле, убийство матери или отца оценивал в 1 дукат, убийство жены стоило в два раза дороже, а тот, кто зарезал священника, мог избавиться от вечных мук за 4-10 дукатов в зависимости от сана убиенного.

Предтечами реформации, то есть церковного раскола, вызванного недовольством большого числа верующих политикой Рима, были писатели-гуманисты.

Среди них:

  1. Эразм Роттердамский, создавший памфлет «Похвала глупости», обличал в нем пороки служителей церкви.
  2. Немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен, будучи сторонником объединения расколотой на отдельные княжества Германии, обвинял папские власти в противодействии этому объединению.

Несомненно, труды гуманистов читал и Лютер, и недаром именно Германия стала колыбелью Реформации.


Опасность церковного раскола, поддержанного многими светскими правителями, заставила Рим начать подготовку к переговорам с лидерами «схизматиков». Сперва планировалось провести заседание специально созданного совета с участием понтифика и самых влиятельных деятелей Реформации. Речи о собрании, призванном расставить точки над " і" в тянувшемся уже несколько лет конфликте, не шло. Но и дискуссия не состоялась.

Будучи человеком религиозным, искренне веруя во Христа, Лютер восстал не против христианства, а против церковных канонов.

Он выдвинул всем понятные требования:

  • разрешить священникам жениться;
  • прекратить продажу индульгенций;
  • не поклоняться иконам и скульптурам Христа и святых;
  • признать Библию единственным источником веры.

Понятно, что Рим не мог пойти на столь беспрецедентные изменения столетиями неизменных канонов. Выразителем интересов Папского престола послужил католический монарх, император Священной Римской империи Карл V, который созвал в Вормсе в 1521 году рейхстаг, куда вызвал Лютера.

На заседании лидеру Реформации предложили отречься от своей ереси, тот отказался и после неудавшегося покушения на него вынужден был скрываться в замках поддерживавших Реформацию аристократов. Впрочем, раскол это не остановило, и когда Карл V потребовал от всех подданных Империи вернуться в лоно Католической церкви, 5 германских княжеств и 14 вольных городов выразили решительный протест.

Отсюда и пошло обозначение отколовшихся от Рима – «протестанты».

Реформация потрясла Церковь и вынудила ее принять ответные меры. Вновь запылали костры, на которых сжигали уже не ведьм, а протестантов. Был создан «индекс запрещенных книг», куда орден иезуитов, на который были возложены обязанности главного цензора, вносил подлежащие уничтожению антиклерикальные произведения. Одна за другой появлялись папские буллы, направленные против еретиков. Началась Контрреформация.

Однако многие оставшиеся верными Риму христиане надеялись, что ситуацию можно урегулировать. В числе таких оптимистов были и некоторые иерархи, настаивавшие на примирении, для которого нужно было сделать шаг навстречу протестантам и провести реформу Церкви. Эти епископы и кардиналы вкупе со многими монархами Европы настояли на проведении полномасштабного собрания, хотя Папа Павел III был против.


Исторические события

Тридентский собор 1545–1563 годов начался весьма неудачно.

На церемонии открытия присутствовало всего 10 епископов, не намного больше участвовало и в первых заседаниях. Такой демарш иерархов был вызван спорами между Папой, императором и королем Франции о месте проведения Собора. Если Карл V настаивал на выборе города в границах Священной Римской империи, а французский король приглашал Папу в Авиньон, бывший в свое время местом так называемого «авиньонского пленения» римских понтификов, то Папа желал провести собрание в Италии.

Компромиссным вариантом стал Триент, располагавшийся на границе империи, Франции и Италии.

Споры вызвала и повестка дня. Понтифик настаивал на обсуждении спорных догматов, император же хотел ограничиться рассмотрением только дисциплинарных вопросов. Кроме того, в среде иерархов вновь разгорелся старый конфликт вокруг вопроса, кому принадлежит верховная власть в Церкви. Часть епископов настаивала на верховенстве Собора, другие утверждали, что слово Папы является законом, а Собор – лишь совещательный орган. Да и некоторые светские государи Европы были настроены негативно. Все это и помешало большинству иерархов прибыть на собрание вовремя.

В результате долгих интриг победу одержал Папа Павел III. Благодаря тому, что в первые дни на Соборе его сторонники имели подавляющее большинство, трое назначенных Папой легатов по очереди председательствовали на заседаниях, получив исключительное право предлагать вопросы для обсуждения.

Они полностью контролировали организацию собрания, и благодаря этому было отменено принятое больше ста лет назад в Констанце решение о голосовании по национальному признаку.

Такое голосование давало преимущество европейским монархам, державшим в своих руках национальные фракции. Индивидуальное же голосование предполагалось сделать тайным, что позволяло иерархам без оглядки на князей, королей и императора принять сторону Папы.


Сама работа собрания, на которое прибыло достаточное для кворума количество корифеев Церкви, была организована следующим образом. Легаты Папы вносили вопрос в повестку дня, затем они обсуждались учеными-теологами и знатоками канонического права. По результатам обсуждения готовился и выносился на рассмотрение епископов документ с изложением различных мнений. Окончательное решение принимали полномочные участники собрания.

Собор , продолжавшийся 18 лет, разделился три этапа. Во время двух первых этапов иерархи занимались только опровержением тезисов протестантства, а третий был посвящен разработке программы реформы Церкви.

За три года руководства Собором Павлом III, с 1545 по 1547 (в 1548 году заседания происходили в Болонье), ни один декрет окончательно сформулирован не был. Тем не менее принятые впоследствии решения были основаны на результатах прошедших в этот период дискуссий о евхаристии и индульгенциях.

В церковной и гражданской юриспруденции стало основополагающим признание недействительными браков, заключенных в отсутствии свидетелей, даже при обоюдном согласии вступающих в брак.

Второй этап, проходивший в Триденте при понтификате Юлия III с 1551 по 1552 год, ознаменовался конфликтом между протестантом Морицем Саксонским и католическим императором.

В результате этого противостояния стали невозможными непосредственные контакты с лидерами Реформации, способствующие общим усилиям во имя соединения церквей.

Что касается канонических документов, то на этом этапе Тридентского собора были приняты:

  • правила евхаристии;
  • исповеди;
  • причащения больных;
  • определены права и обязанности епископов.

Папе Пию IV, при понтификате которого Собор проходил с 1562 по 1563 год, удалось преодолеть острейший кризис. Практически все германские княжества обратились в протестантство, их духовные и светские владыки категорически отказались от участия в Соборе, который был близок к коллапсу. Тем не менее роспуск Собора удалось предотвратить. Мало того, усилиями Папы, князей Церкви и представителей светских монархов на нем приняли решения и определили программу действий, позволившую предотвратить гибель Католической церкви.

На решения Собора повлиял и состоявшийся в 1484 году Константинопольский собор, отменивший заключенную ранее Флорентийскую унию между Православной и Католической церквями.


Основные решения

По окончанию Тридентского Собора верховная власть Папы уже не подвергалась сомнению. Окончательно сформировалась Римская Католическая церковь, принявшая характер монолитной транснациональной и надгосударственной организации, обладавшей единым центром. Этим центром стал Папа, непогрешимый в вопросах веры.

Собор, проходивший во время глубочайшего кризиса католицизма, смог впервые за многие столетия сформировать на основе Библии идеологический фундамент Западного христианства.

Утверждение фундаментальных догматов католицизма, в первую очередь Credo, или Символа веры, запрет мирянам толкования Писания, повеление всем духовным лицам и преподавателям католических университетов принять присягу Тридентскому исповеданию веры способствовали созданию религиозно-идеологической структуры, в основе которой лежала не просто вероучительная, а политическая составляющая.

Для очищения Церкви от ереси, искоренения злоупотреблений и пороков, которым были подвержены ее служители, укрепления внутрицерковной дисциплины и освобождения от влияния светских монархов были приняты постановления о епископате и монашестве.

Они гласили:

  1. Отныне во епископы должны были назначаться только те, кто хотя бы полгода служил в качестве священника, обладать степенью доктора или магистра богословия и не меньше года жить в своей епархии.
  2. Епископам было предписано прекратить жить в блуде, носить скромный костюм и отказаться от участия в увеселениях светского общества.
  3. Монашествующим запрещалось владеть имуществом, настоятелей монастырей предписывалось избирать только тайным голосованием, а в женские монастыри можно было принимать только совершеннолетних девушек.

К репрессивным решениям Собора можно отнести указ о создании «Индекса запрещенных книг», инициированного официально утвержденным тогда же Орденом иезуитов. Эта духовная организация, созданная Игнатием Лайолой, носила характер мощной охранной структуры, деятельность которой была направлена не столько на распространение католического вероучения, сколько на борьбу с его противниками.


Итоги и последствия

Основные решения Собора вызвали начало непримиримой борьбы с ересями, упорядочения церковного служения, укрепления дисциплины духовенства, а также введения жесткого контроля над религиозной жизнью прихожан.

Итоги Тридентского собора привели к укреплению абсолютной власти Папы.

Его основные решения усилили взаимодействия между папством и католическими монархами Европы, а Пий IV, в понтификат которого завершился Собор, уже отказался от превалирования церкви над светской властью.

Тридентское исповедание, обязательное для всех католиков, нужно было подтвердить перед алтарем всем епископам и генералам монашеских орденов.

Собор, объявивший войну протестантизму, спровоцировал религиозные конфликты во Франции, Англии и Нидерландах, а также самое жестокое религиозное противостояние 1618—1648 годов в Германии.

Несмотря на принятые документы, одобрявшие борьбу против новых веяний в христианстве, победить протестантизм Рим уже не мог.

Из всех стран Европы одобрить и принять к исполнению постановления Собора отказалась только Франция. По мнению парижского правительства, они нарушали галликанские свободы, закрепленные в предыдущих постановлениях христианских Соборов. Все же остальные государства, где исповедался католицизм, приняли декреты Собора без существенных оговорок.


Значение собора в истории

Решения Тридентского собора обозначили алгоритм развития западной христианской церкви. Укрепив все звенья церковной структуры, католицизм победил в религиозных войнах с мусульманами в Испании, с таборитами в Чехии, а также с крестоносцами в Польше и антипапами в Италии.

Значение Собора в истории нельзя преуменьшить. Его итоги и последствия обернулись регрессом экономики католических держав, где, в отличие от протестантских стран, произошел возврат к средневековым способам хозяйствования.

Перестала развиваться и культура, сжигались книги гуманистов и уничтожались полотна некоторых художников, например испанского живописца Эль Греко.

Результат решений Собора и успех контрреформации в большинстве стран Европы, за исключением Германии и Англии, – не только укрепление авторитета Католической церкви, но и усиление ее влияния в других регионах мира, например в Латинской Америке.

Видео о Контрреформации

Подробнее о Контрреформации можно узнать из видео.

Тридентский собор

Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547-49 - в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения (См. Соборное движение)). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2 лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догматических вопросов в строго ортодоксальном и традиционном духе, отвергал малейший компромисс в вопросах доктрины. Т. с. закончился победой папской партии. Его постановления закрепили все традиционные догматы католического вероучения. Т. с. усилил организационно католическую церковь: подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов (расширив право надзора за духовенством), укрепил дисциплину монашеских орденов. Важнейшим результатом Т. с. было усиление гонений на протестантов, введение строгой церковной цензуры, расширение деятельности инквизиции. Стремясь подчинить своему влиянию духовную жизнь общества, католическая церковь обязала духовных лиц и профессоров католических университетов присягать обнародованному в 1564 «Тридентскому исповеданию веры», закреплявшему средневековые догматы католицизма. Постановления Т. с., формально обязательные для всех католиков, были официально приняты в Савойе, Португалии, Венеции, Польше (с 1577), Испании (с оговорками о сохранении прав короля на назначение епископов и на вмешательство в деятельность церковного суда). Во Франции они не были приняты официально, но французское духовенство в 1615 объявило о своём подчинении им. Решения Т. с. надолго определили деятельность католической церкви эпохи Контрреформации.

Лит.: Richard P., Concile de Trente, v. 1-2, P., 1930-31; J edin Н., Storia del concilio di Trento, Brescia, 1949.

А. Х. Горфункель.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    - (Триентский) Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия

Тридентский собор

девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был одним из важнейших соборов в истории Католической Церкви, т.к. он собрался для того, чтобы дать ответ реформационному движению.

На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины. Число Отцов собора (епископов и прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. Были также приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах.

Рассмотренная концепция: Сессия: Дата: Канонoв: Постановлений:


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    - (Триентский) Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия

Начало Тридентского собора (1545–1563) было крайне неудачным. К моменту предполагаемого открытия собора в Триент (ныне Тренто, Италия) прибыло всего 10 епископов, а на первых заседаниях присутствовало только 30 епископов. На то были свои причины. Император Карл V желал, чтобы собор происходил на территории Священной Римской империи, тогда как французский король настаивал на соборе в Авиньоне; папа, со своей стороны, хотел провести собор в одном из итальянских городов, чтобы избежать контроля со стороны светских властей. В итоге был избран Триент, город, находившийся в границах империи, но расположенный неподалеку от Франции и Италии. Папа хотел, чтобы собор вынес определения относительно спорных догматов, император же настаивал на рассмотрении одних лишь дисциплинарных вопросов. Кроме того, в самих католических кругах не было единодушия относительно того, кому принадлежит верховная власть в церкви – папе или собору, и многие епископы подозревали, что папа желает укрепить ускользающую власть. И наконец, существовала оппозиция собору со стороны светских государей католических стран.

Последнее обстоятельство, впрочем, оказалось на руку папе, поскольку давало ему возможность собрать своих сторонников. На соборе председательствовали три папских легата, которые обладали исключительным правом выдвигать вопросы на обсуждение. Папские делегаты взяли под свой контроль организацию собора, заменив голосование по принципу национального представительства (принятое на Констанцском соборе, закончившемся великой западной схизмой) индивидуальным голосованием, уменьшив тем самым возможность воздействия на результаты голосования со стороны императора и европейских монархов через послушные им национальные фракции участников собора. Каждый вопрос, вынесенный на повестку дня легатами папы, рассматривался группой теологов и специалистов по каноническому праву, а результаты этого рассмотрения доводились до сведения епископов, которые и принимали окончательное решение. Затем на общем собрании принималось постановление. В период с 1545 по 1563 собор трижды возобновлял свою деятельность; всего за это время было проведено 25 пленарных заседаний.

В результате было выработано официальное католическое учение о первородном грехе, об оправдании, о мессе и о таинствах. Кроме того, собор принял дисциплинарные постановления о минимальном возрасте для поступающих в монастырь, об аттестации и улучшении подготовки священства, о церковных облачениях и епископском контроле над приходскими священниками. Однако за всеми вопросами, обсуждавшимися на Тридентском соборе, стояли две главные проблемы, связанные с положением папства. Первой из них была проблема участия в соборе протестантских теологов. Папские легаты предложили им явиться на собор и изложить свои доводы, однако отказали им в праве голоса – до тех пор, пока они не вернутся в лоно Римско-католической церкви (что подразумевало подчинение власти папы и решениям собора). Оставалось также неясным, получают ли епископы свой сан непосредственно от Бога или опосредованно, через папу. В первом случае епископы оказывались практически независимыми от папы, а единственной высшей властью в церкви становился общецерковный собор. Папские легаты избегали прямой постановки этого вопроса, однако по сути выступали за примат папы. Римская церковь была признана матерью и владычицей всех прочих церквей. Все, кто рукополагается в тот или иной сан, должны приносить обет повиновения папе. Папа осуществляет попечение обо всей церкви и обладает прерогативой созывать вселенские соборы. Наконец, все постановления собора должны утверждаться папой.

Последнее требование заключало в себе серьезную проблему, так как чиновники Курии пытались добиться смягчения некоторых постановлений, которые сокращали число случаев, требующих апелляции к Риму, а тем самым и доходы канцелярии. Однако Пий IV (1559–1565) решительно утвердил эти постановления и запретил издание «комментариев, глосс, аннотаций и схолий к вышеназванным постановлениям» без согласования с папой. Кроме того, он создал кардинальскую конгрегацию для истолкования постановлений Тридентского собора.

Ряд вопросов не был разрешен на соборе, в частности – издание нового Индекса запрещенных книг. Кроме того, на усмотрение папы был оставлен и вопрос о составлении нового католического катехизиса. Для составления катехизиса в Риме была назначена комиссия теологов, результатом деятельности которой явился т.н. Катехизис Тридентского собора, опубликованный при Пие V (1566–1572).

Кроме того, собор оставил незавершенной реформу Миссала и Бревиария и вопрос об исправлении текста Вульгаты. Завершение этой работы также легло на плечи пап. Реформированные Миссал и Бревиарий были изданы Пием V, но ватиканское издание Вульгаты было осуществлено лишь в 1612.

Использованы материалы сайта http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PAPSTVO.html

Далее читайте:

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

История папства (хронологическая таблица).

Читатель помнит, что Лютер и ряд других реформаторов неоднократно призывали провести вселенский собор. Но на раннем этапе Реформации папы всячески этому противились, так как боялись возрождения соборного движения, представители которого требовали признать превосходство авторитета соборов над папским. Поэтому лишь при Павле III, когда разногласия между протестантами и католиками приняли необратимый характер, в Риме серьезно отнеслись к возможности созыва вселенского собора. После долгих и трудных переговоров было решено, что собор начнет работу в Тренто (лат. Tridentum – Тридент) в декабре 1545 года. Карл V настаивал на проведении собора на его территории, и именно по этой причине выбор пал на Тренто, имперский город в Северной Италии. Но в работе собора все равно участвовало не так уж много прелатов – 31 человек на первой сессии и 213 – на последней.

Прежде соборы обычно занимались рассмотрением небольшого числа спорных вопросов или какого-то конкретного учения, считавшегося еретическим. Но на этот раз темы, выдвинутые для обсуждения протестантами, были столь важными, а церковь в такой степени нуждалась в реформировании, что собор не ограничился простым осуждением протестантизма и счел своим долгом не только обсудить все те пункты богословской системы, которые протестантская Реформация ставила под сомнение, но и принять ряд постановлений, направленных на реформирование церкви. Кроме того, для достижения ортодоксального единообразия вероучения собор принял меры, регулирующие жизнь и служение церкви.

У Тридентского собора, считающегося католической церковью девятнадцатым вселенским собором, была сложная история. Карл V настоял на его проведении на своей территории. Когда позднее отношения между папой Павлом III и императором обострились, папа перенес собор в папские государства. Но император приказал своим епископам оставаться в Тренто, и в результате в 1547 году работа собора была приостановлена. Он вновь собрался в 1551 году, но в следующем году опять наступил перерыв. В 1555 году папой стал Павел IV. Он стремился продолжить реформаторскую работу, начатую собором, но, опасаясь чрезмерного влияния на нем испанцев, не стал вновь открывать его. Наконец, в 1562 году при понтификате следующего папы Пия IV собор был созван в последний раз и в 1563 году завершил свою работу. Таким образом, хотя теоретически собор продолжался с 1545 по 1563 год, большую часть этого времени он не работал.

Тридентский собор принял слишком много декретов, чтобы их можно было перечислить здесь. Что касается реформаторских мер, то он предписал епископам оставаться в своих епархиях, осудил плюрализм (занятие одновременно нескольких церковных должностей), определил и сформулировал обязанности священнослужителей, упорядочил такие вопросы, как использование реликвий и индульгенций, и предписал создать семинарии для подготовки к служению (до этого времени общепринятых правил или требований для рукоположения не было). Он также рекомендовал изучение трудов Фомы Аквинского, положив их в основу богословской системы католической церкви. С другой стороны, он принял ряд постановлений, направленных против протестантизма. В этом плане он провозгласил, что в вероучительных вопросах надо полагаться на Вульгату, латинский перевод Библии, что предание столь же авторитетно, как и Писание, что таинств семь, что месса представляет собой подлинную жертву, которая может приноситься за умерших, что причащение под обоими видами, то есть с предложением прихожанам хлеба и вина, необязательно, что оправдание основывается на добрых делах благодаря соединению верующего с благодатью, и так далее.


Несмотря на свою сложную историю, небольшое число участвовавших в его работе прелатов и сопротивление многих монархов, препятствовавших распространению на своих землях принятых им решений, Тридентский собор заложил фундамент современного католичества. Теперь оно уже не было той средневековой церковью, против которой выступил Лютер, ибо несло на себе печать борьбы с протестантизмом. В последующие четыре столетия это противостояние достигло такой степени, что католическая церковь даже отказывалась признать, что многие положения протестантской Реформации, отвергнутые Тридентским собором, уходят корнями в христианское предание. И лишь гораздо позднее, в XX веке, католическая церковь смогла выработать собственную программу реформирования, которая не была в своей основе реакцией на протестантизм.

Последние материалы сайта