Сожжение ведьм в средние века. Охота на ведьм в эпоху средневековья и в древней руси

01.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Почему ведьм сжигали, а не казнили каким-либо другим способом? Ответ на этот вопрос дает сама история. В статье попробуем разобраться, кого считали ведьмой, и почему именно сожжение было самым радикальным способом избавления от колдовских чар.

Кто же такая ведьма

Ведьм сжигали и преследовали еще во времена Римской империи. Своего апогея борьба с колдовством достигла в XV-XVII веках.

Абигайль чувствует себя загнанным в угол вопросами Хейлза о событиях в лесу. Чтобы защитить себя, она обвиняет Тибуту, черную горничную Парриса. Титюбу оказывают давление на Хейла, Путнэма и Парриса. Она начинает выставлять имена соотечественников Сэлемера. Они должны быть в союзе с дьяволом. Как будто в трансе Абигейл, Бетти и другие требуют имен.

Часть жителей Салема принадлежала к радикальному движению внутри пуританства и чувствовала себя окруженной «безбожными» людьми. Кроме того, продолжающаяся индейская угроза имела психологические последствия. Когда некоторые молодые девушки, в том числе Абигайль Уильямс, племянница проповедника, начали вести себя странно, работа дьявола была заподозрена. Девушки сначала обвиняли женщин в кулуарах общества колдовства. Он быстро перерос в массовую истерию, в ходе которой было арестовано более 100 человек.

Что же нужно было сделать, чтобы человека обвинили в колдовстве и сожгли на костре? Оказывается, во времена средневековья, для того чтобы получить обвинение в занятиях колдовством, достаточно просто быть красивой девушкой. Обвинить могли любую женщину и на вполне законных основаниях.

Ведьмами считали тех, кто имел на своем теле особую отметку в виде бородавки, огромной родинки или же просто синяка. Если с женщиной проживала кошка, сова или мышь - она тоже считалась ведьмой.

Многие были замучены, двадцать приговорены к смертной казни и казнены каким-то звериным образом; человек был сокрушен камнями. Восемь дней спустя город в смятении. Каждый день больше людей обвиняют в колдовстве, включая Ребекку Медсестра и жену старого Кори. Абигайль - один из главных свидетелей; Горничная Джона Проктора Мэри Уоррен также официально назначается судом. После суточного дня Мэри возвращается домой и дает своей жене Елизавете самодельную куклу.

В доме Проктора атмосфера после дела с Абигейлом все еще напряжена. Элизабет признает опасность, которую представляет бывший любовник Джона. Это требует от Джона подорвать доверие Абигейла в суде. Он хочет проверить, являются ли Пророки хорошими христианами. Когда он прощается, придворный клерк Иезекииль Чивер появляется с ордером на арест против Элизабет: ее обвиняют в пробивании иглы Абигейл. Когда Чивер находит иглу в кукле, которую принесла Мэри с собой, это считается доказательством. Несмотря на протесты Проктора, Элизабет отбирается в цепях.

Признаком причастности к колдовскому миру была как красота девушки, так и наличие какого-либо телесного уродства.

Самым главным поводом, чтобы оказаться в застенках святой инквизиции, мог быть обычный донос с обвинением в богохульстве, плохих словах о власти или же в поведении, вызывающем подозрение.

Элизабет Проктор была в тюрьме на 36 дней. В ночь перед судом ее муж Джон ищет разговор с Абигайлом. Он быстро понимает, что Абигайль находится в каком-то бредовом состоянии. За исключением Иоанна, она видит всех людей как лицемеров и врагов. Джон видит только один выход, чтобы спасти свою жену: разоблачить Абигайлу мошенничеством как мошенником и очернить ее как шлюху.

Испытания под руководством судьи Хоторна проходят в ратуше. Их сопровождает заместитель губернатора Данфорт. Оба верят, что голос небес говорит от детей. Между тем, 400 человек находятся в тюрьме, 72 из них приговорены к нищете. Любая защита считается нападением на суд. Тот факт, что люди, подобные Путнэму, экономически выигрывают от охоты на ведьм, игнорирует судей. Хейл начинает сомневаться в справедливости.

Допросы представители устраивали так мастерски, что люди признавались во всем, что от них требовали.

Сожжение ведьм: география казней

Когда и где происходили казни? В каком веке сжигали ведьм? Лавина бесчинств припадает на средневековье, и задействованы в основном были страны, в которых была католическая вера. Около 300 лет ведьмы активно подвергались уничтожению и преследованию. Историки утверждают, что за колдовство было осуждено около 50 тысяч человек.

Инфо: Критика Миллера эпохи Маккарти. Позже был назван целый период, эпоха Маккарти. Допросы напомнили Артуру Миллеру о испытаниях ведьм в Салеме, штат Массачусетс. Он направился в Салем и начал исследовать. Когда Джайлс Кори хочет доказать невиновность своей жены, его исключают из комнаты. При его более позднем допросе он передал Хоторну и Данфорту ходатайство с Проктором и Френсисом Медсестрой: 91 кампания граждан для Марты Кори, Элизабет Проктер и Медсестра Ребекки. Данфорт пытается изолировать Проктора от своих друзей, сообщив ему, что Элизабет беременна и была приговорена к одному году казни.

Инквизиторские костры горели по всей Европе. Испания, Германия, Франция и Англия - вот страны, где ведьм сжигали массово, тысячами.

К разряду ведьм причисляли даже маленьких девочек, в возрасте до 10 лет. Дети погибали с прокленами на устах: они проклинали родных матерей, которые якобы научили их мастерству колдовства.


Но Проктор придерживается стратегии, согласованной со своими друзьями: он перечисляет Мэри Уоррен в качестве свидетеля. Она боролась неделю и теперь говорит, что никогда не видела призраков и лгала в суд. Она поддалась массовой истерии и присоединилась к ней.

Абигейл и девушки вокруг нее приносят. Поскольку судьи учатся танцевать в лесу, доверие к девушкам кажется потрясенным в первый раз. На вопрос о том, основаны ли ее доносы на лжи, Абигейл реагирует с негодованием. Проктор доходит до крайности, признает свою прелюбодеяние и называет Абигейл шлюхой. Абигайль не согласна, и Элизабет называется свидетелем. Чтобы защитить имя своего мужа, она отрицает неверность. Дэнфорту ясно, что Джон Проктор лжет. Потрясенный, Хейл пытается сосредоточиться на стороне Проктора; он обвиняет Абигейл в ложности.

Сами же процессы судопроизводства проводили очень быстро. Обвиненных в колдовстве допрашивали скоро, но с применением изощренных пыток. Иногда людей осуждали целыми партиями и массово ведьм сжигали на костре.

Пытки, предшествующие казни

Пытки, применяемые к женщинам, которых обвиняли в колдовстве, были очень жестокими. В истории зафиксированы случаи, когда подозреваемых заставляли сутками восседать на стуле, утыканном острыми шипами. Иногда ведьму обували в обувь большого размера - туда заливали кипяток.

Внезапно Абигайль вскрикнула от ужаса. Предположительно Мэри хочет напасть на нее в виде желтой птицы. Окружение девушек поддерживает действия Абигейла. Мэри Уоррен близка к краху. Наконец она падает на руки Абигайи и просит прощения. В то же время она называет Джона Проктора человеком дьявола, который заставил ее засвидетельствовать. Джон и Кори арестованы. Хейл отчаянно пытается услышать. Когда его рот запрещен, он покидает суд и город.

После еще трех месяцев охоты на ведьм население все больше и больше расстраивается. Паррис боится за общественный мир и за свою жизнь. Тем временем Абигайль и Милосердие ушли и взяли все свои деньги. За день до того, как большое количество заключенных будет повешено, Хейл возвращается. Он сожалеет о своей причастности к судебным разбирательствам и хочет спасти жизнь заключенных. Он пытается убедить их сделать ложное признание, после чего их можно помиловать. Более сотни подсудимых следуют за предложением Хейла.

В истории известно и испытание ведьмы водой. Подозреваемую попросту топили, считалось, что ведьму утопить невозможно. Если женщина после пытки водой оказывалась мертвой, ее оправдывали, но кому от этого было легче?

Почему предпочтение отдавалось сожжению?

Казнь через сожжение считалась «христианским видом казни», ведь она происходила без пролития крови. Ведьм считали преступницами, достойными смерти, но, так как они раскаивались, судьи просили быть к ним «милостивыми», то есть убить без кровопролития.

Ребекка Медсестра, однако, отказывается; С тех пор Джайлс Кори умер как мученик. После долгой борьбы Джон Проктор отказывается признавать пакт с дьяволом. До его смерти примирение с женой Элизабет преуспевает. В постскриптуме Миллер суммирует последствия охоты на ведьм в Салеме: Паррис был уволен и покинул город. Говорят, что Абигайль появилась позже в Бостоне как проститутка. Спустя двадцать лет после последней казни жертва получила компенсацию. Судебный комитет сделал письменное заявление с просьбой о прощении.

Некоторые фермы, принадлежавшие жертвам, были разрушены, и никто не хотел их посещать более ста лет. В Массачусетсе власть теократии, религиозно легитимированного пуританского правления, была нарушена. Худший фермер, не имеющий большого интереса, но уважаемый и страшный в городе имел сексуальное дело с домашним работником, Абигейл пытался получить его брак и пытается мужественно совершить свою ошибку и прямо нарушает свою прелюбодеяние, чтобы спасти свою жену и других, Планируйте и приходите в тюрьму. Элизабет берет себя за образец для подражания, остается верным себе и не признается в своей казни с достоинством. Глубоко пострадала от прелюбодеяния Джона уверенным и уверенным отношением, поскольку она арестована, придерживаясь ее христианской веры и отрицает существование ведьм, честная и искренняя любовь к мужу даже больше, чем ее правдивость признает соучастие в деле Джона с Абигейл и прощает, что ее муж дает ему полную свободу: пусть он сам принимает решение о своей жизни или смерти. Будучи академиком, Салем сначала думает о своих собственных расследованиях и искренне ищет правду о доверии к правосудию суда, действуя добросовестно, не удается услышать его голос и оставляет Салем признание его соучастия и вины и возвращается Его принципы и советы жертвам клеветы сами по себе слабее, чем жертвы, которые умирают за их убеждения. Семнадцатилетняя сирота и племянница преподобного Парриса были соблазнены старшим Джоном Проктором, а затем бросили отчаянного Джона и захотели взять на себя место Елизаветы хладнокровно и преднамеренно доминируют ее подругами, которые пользуются своей властью над другими и убегают в суде с деньгами их дядю. Домашний работник Прокорпуса наивный и легковерный попутчик нервничает и неуверен, когда Элизабет арестована ею из-за того, что кукла была слишком слабой, чтобы противостоять Абигайлу, осужденному Джоном Проктором. Бывший бизнесмен в Карибском напыщенном и самодовольном требовании непопулярности в своем сообществе опасается за свою позицию и пытается избежать любого скандала, в конце концов боится беспорядков и пытается остановить казни. Богатый фермер, который жаждет больше земли, выигрывает от казней спорных верных прихожан. Горький и капризный потерял семерых детей при рождении, ища преступника - первый, кто «дьявол» в разговоре. В пьесе содержится подробный комментарий автора по историческим сведениям и цифрам.

В средневековье сжигали ведьм еще и из-за того, что святая инквизиция боялась воскрешения осужденной женщины. А если тело сожжено, то какое же воскрешение без тела?

Самый первый случай сожжения ведьмы зафиксирован в 1128 году. Событие произошло во Фландрии. Женщина, которую посчитали союзницей дьявола, была обвинена в том, что, после того как она облила водой одного из богачей, тот вскоре заболел и умер.

Были преследования людей, подозреваемых в злой магии почти во всех культурах; однако охота на ведьм как исторический термин означает период законных охот за ведьмами или испытаниями ведьм в Европе от до. Большинство охоты на ведьм противоречит популярному убеждению не в средние века, а в раннем современном периоде.

В общем, есть параллели между преследованием ведьмы и преследованием евреев, поэтому охоту на ведьм также называют «Холокостом против женщин». Как определяется слово «ведьма»? Ведьма была в народных верованиях волшебным, главным образом женщиной, но также и мужчиной, зловещим человеком, которого часто считали в контексте христианизации с демонами или дьяволом в завете, который смог нанести магический магический урон другим людям. Позднее этот термин применялся к женщинам, чьи области ответственности - медицина, контрацепция, роды, погода и другие. охватывал нечто, что также может быть связано с мифическими силами доисторических существ.

Сначала случаи казней были редкими, но постепенно приобрели массовый характер.

Процедура казни

Следует отметить, что оправдание жертв тоже было присуще Существует статистика, указывающая на то, что количество оправданий обвиненных соответствовало половине судебных процессов. Пострадавшая от пыток женщина могла даже получить возмещение за свои страдания.

Во времена Гексенванов эта идея все больше применялась как иностранный термин для женщин и мужчин, которые якобы или действительно каким-то образом дистанцировались от христианской веры, которые легитимировали их легитимность. Самоназвания, которые не возникали при смущающих допросах, не засвидетельствованы.

С одной стороны, меняется восприятие магии образованной элитой. Ученые утверждают, что ведьмы собрались в секту и угрожали человечеству злыми заклинаниями. Вездесущая повседневная магия может быстро стать преступлением. С другой стороны, есть готовность населения преследовать людей, которые могут нести ответственность за болезнь, страдание и несчастье, потому что люди не могут много объяснить, например, они не знали бактерии как патогены. Однако преследование не только затрагивало женщин, но и мужчин.

Осужденную женщину ждала казнь. Надо отметить, что казнь всегда была публичным зрелищем, цель которого - устрашить и запугать публику. Горожане спешили на казнь в праздничных одеждах. Это событие привлекало даже тех, кто жил далеко.

Обязательным во время проведения процедуры было присутствие священников и представителей власти.

Потому что в таких регионах, как Исландия, образ мага традиционно был мужским, и в результате 80% жертв были мужчинами. Основной триггер для охоты на ведьм и рамки для испытаний и казней был самым нечестивым союзом церкви, государства и науки. Это был не народный гнев, который шел впереди, а наоборот, с помощью ведьма-быка и ведьм-молотка были подведены скрытые подозрения и существующие предрассудки среди людей. Церковь была в кризисе легитимности. Ему пришлось бороться с дохристианскими и нехристианскими религиозными убеждениями, а также заниматься сектами, еретиками, а затем и Реформацией в церкви.

Когда все были в сборе, появлялась повозка с палачом и будущими жертвами. К ведьме у публики сочувствия не было, над ней смеялись и подтрунивали.


Несчастных приковывали цепями к столбу, обкладывали сухими ветками. После подготовительных процедур обязательной была проповедь, где священник предостерегал публику от связи с дьяволом и занятий колдовством. Роль палача заключалась в том, чтобы поджечь костер. Слуги следили за огнем до тех пор, пока от жертвы не оставалось и следа.

Иногда епископы даже соревновались между собой, кому из них удастся произвести больше которых обвиняют в колдовстве. Этот вид казни по мучениям, которые испытывала жертва, приравнивают к распятию на кресте. Последняя сожженная ведьма зафиксирована в истории в 1860 году. Казнь произошла в Мексике.

Взгляд на женскую природу как на телесное, природное, стихийное, хаотическое начало обусловливал точку зрения об особой предрасположенности женщин к различным видам трансгресии, в том числе ереси и колдовству. Идея связи человека с нечистой силой претерпела на протяжении средневековья значительную эволюцию; вместе с ней менялись и представления о колдунье, и роль женщины в ведовских процессах.

В раннее средневековье наказание за различного рода колдовство (например, за ворожбу, вызывающую болезни, неурожай, бесплодие) предусматривалось в Салической, Рипуанской, Алеманнской и других варварских правдах. Дела об ущербе, причиняемом колдовством, инициировались в этот период преимущественно светской властью.

Церковь же осуждала колдовство как проявление пережитков язычества. Относительная терпимость церкви в данном случае объясняется, во-первых, тем, что она отказывалась признать саму возможность колдовства; во-вторых, она была вынуждена делать определенные послабления недавно обращенному в христианскую веру населению. Показательно, что по епископальному канону, который был принят в IX веке, а через два столетия включен в пособие для исповедников, наказание полагалось не за само колдовство, а именно за веру в его возможность, - в этом усматривали вопиющее проявление языческих суеверий.


Дела о колдовстве, возбуждаемые в раннем средневековье светской властью, нередко имели политическую подоплеку. Самый известный колдовской процесс эпохи Меровингов описан Григорием Турским в «Истории франков»; в 580 году после смерти сыновей королевы Фредегонды были заподозрены в колдовстве префект Муммол и несколько женщин. Префект признал, что получил от колдуньи мазь и напитки, посредством которых были погублены жертвы. В результате сам Муммол был выслан, а женщины, признавшие свою вину, подвергнуты колесованию и сожжению. В IX веке, в Каролингскую эпоху, сыновья Людовика Благочестивого обвинили вторую жену короля, Юдифь, в том, что она посредством колдовства пыталась повлиять на короля с целью перераспределения наследства в пользу своего сына.




Вплоть до XIV века светский суд гораздо суровее, нежели церковный, относился к обвиняемым, поскольку колдовство здесь каралось не как грех, а как преступление, вызвавшее реальный ущерб. В XIV-XV веках ситуация меняется. Колдовство как результат связи человека с дьяволом признается вполне реальным и церковью; теперь такая связь считается преступлением более тяжким, чем собственно ущерб, наносимый ворожбой. Все это приводит к началу массовых репрессий против колдунов и ведьм, причем очевидным является факт преобладания среди обвиняемых женщин.
Об особой склонности женщины к колдовству писали различные средневековые авторы. Так, Гильом из Оверни утверждал, что женщины более, чем мужчины, подвержены иллюзиям – они скорее, чем мужчины, верят в то, что можно летать ночью.
Наиболее подробное обоснование тезиса об особой предрасположенности женщины к колдовству было дано в «Молоте ведьм» - пособие для инквизиторов, написанном доминиканскими монахами Шпренгером и Инститорисом в 1487 году. Колдовство более распространено среди женщин, чем среди мужчин, считают авторы. Почему же женщины легче отклоняются от веры?


Во-первых, женщина от природы неразумна и легковерна, что является основой для чародейства; во-вторых, из-за влажности своего сложения женщина более подвержена влиянию духов; в-третьих, она ненасытна в плотских наслаждениях и потому вынуждена прибегать к помощи дьявола, чтобы утолить свою страсть; в-четвертых, женщина болтлива и передает свои заблуждения другим женщинам; в-пятых, силы женщины невелики и потому она жаждет отмщения с помощью чародейства.

Наконец, это доказывает и порядок сотворения мужчины и женщины: «Уже при сотворении... она была взята из кривого ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины».
Еще одним причудливым следствием мифа явилось представление о сексуальной связи женщины с дьяволом. Идея, что ведьмы и еретики имели сексуальные оргии, была не нова: следы ее можно найти еще в XI веке. В XIV же веке появляется утверждение о том, что ведьмы для колдовства объединяются с дьяволом в ритуальной половой связи. Идея сексуальной связи женщины с "демонами-инкубами" проходит через весь "Молот ведьм". По причине своей материальности, телесности женщина не в состоянии обуздать свою сексуальность. Обращение женщины за помощью к дьяволу вызвано ее ненасытностью в плотских наслаждениях. И жертвой ее похоти выступает уже не только мужчина, но и сам враг рода человеческого.


Средневековая схоластика с ее страстью к дефинициям создает теологическое определение ведьмы. Сначала появляется булла папы Иннокентия VIII "Summis desiderantes" (1484), которую стали называть ведовской буллой; затем содержащееся в ней определение ведьмы уточняется в трактате Шпренгера и Инститориса. Ведьмой называли женщину, которая состояла в связи с дьяволом, выполняла сатанинские ритуалы, отмечала черную мессу и в результате действий которой людям наносился ущерб.

Первой жертвой обвинения в сожительстве с дьяволом, в результате чего родилось чудище с волчьей головой и хвостом дракона, считается тулузская аристократка Анжела Ламбарт. С того времени, когда практика колдовства была определена как ересь и утвердилась идея связи ведьмы и дьявола, количество ведовских процессов начало быстро расти. Наибольшее распространение они получили в тех регионах, где бушевали преследования еретиков.
Взлет ведовских процессов начинается с 30-40-х годов XV века. Соотношение обвинявшихся в колдовстве мужчин и женщин менялось в зависимости от региона и периода, но всегда оно было не в пользу женщин. Так, с 1300 до 1500 года из всех обвиняемых в колдовстве две трети составляли женщины. В Савойе с 1415 по 1525 год из 300 обвиненных в колдовстве людей известен пол 103 человек - 88 из них были женщины. Сицилийский инквизитор пишет, что за 150 лет (XV - первая половина XVI века) в Испании, Италии и Германии было уничтожено 30 000 женщин-ведьм (притом, что эти данные, скорее всего неполные). В XVI веке в Германии женщины в среднем составляли четыре пятых всех жертв.


Какие группы женщин преимущественно обвинялись в колдовстве? Среди обвиняемых были и знатные женщины, которым в основном приписывалось колдовство в политических целях. Нередко оканчивали жизнь на костре инквизиции знахарки, повитухи, чье лечение с помощью трав и элементов магии было очень трудно отделить от колдовства, особенно в случае неудачного исхода лечения. Подозрения в колдовстве могли рождаться и просто из бытовых конфликтов соседей. А поскольку даже желать другому зла уже означало быть совращенным дьяволом, обвинить в колдовстве было несложно. То, что большинство обвиненных составляли женщины, может быть отчасти объяснено и тем, что женщины не имели возможности решить многие вопросы с помощью права и в значительной мере были исключены из процесса судопроизводства; не удивительно, что им чаще приписывали стремление добиться справедливости при помощи колдовства, а не права. Еще одно возможное объяснение того факта, что в колдовстве обвинялись чаще женщины, кроется в амбивалентности оценки женщины, ее природы. Идея связи женщины с потусторонним миром обусловлена представлением об "инаковости" женщины, взглядами на нее как на "другого11. Женщина потому "ведьма", что она "святая". И образ Евы, первой женщины, вступившей в связь с дьяволом, и образ Марии, погубившей дьявола ("Семя жены сотрет главу змея"), - две стороны одной медали. Эта амбивалентность женской природы является неким инвариантом, который присущ андроцентрической культуре как таковой.
Наконец, почву для представлений об "инфернальности" женского начала давало и активное участие женщин в еретических движениях - факт, который историческая наука зафиксировала давно. Женщин было немало среди катаров, псевдо-амальриканцев, вальденсов, псевдоапостолов, гуситов и приверженцев большинства других ересей.




Почему женский элемент был столь заметен в еретических движениях? Вероятно, среди действительных причин следует назвать факторы как психологические, так и социальные, в том числе особый религиозный пыл женщины и невозможность или нежелание ее вступать в брак. Но наиболее весомой причиной представляется довольно высокий статус женщины, во многих еретических движениях. Здесь она не только приобретала определенную свободу и независимость, как это было и в монастыре, но и получала реальную возможность занимать высокие посты в духовной иерархии. И у вальденсов, и у катаров (обе ереси наибольшее распространение получили в XII-XIII веках), и в ряде других еретических движений женщины могли быть священниками, проповедовать и отправлять другие религиозные функции.
Высокий статус женщины отражался иногда и в некоторых положениях еретических доктрин. Особенно это справедливо в отношении секты гулельмитов (XIII век), которой провозглашалось, что только женщина дает надежду на спасение человечества. Церковь, по учению гулельмитов, должна управляться женщиной-папой и женщинами-кардиналами. Основательницу движения, Гулельму, которая умерла в 1281 году, последователи объявили воплощением Святого Духа; они верили, что ее преемница Манфреда станет папой, назначит женщин-кардиналов, принесет обращение в истинную веру иудеев и мусульман и вообще откроет новую эру в истории человечества. Инкарнацией Святого Духа считали женщин псевдо-амальрикане (XIII век).
Социальный состав женщин-еретичек был, как и в бегинском движении, демократичнее, чем состав монахинь, - преобладали горожанки, крестьянки, хотя встречались и представительницы низшего слоя знати.


Наиболее показательным для понимания роли женщины в еретических движениях является, вероятно, положение женщины в ереси катаров. С одной стороны, здесь женщина объявляется существом несовершенным и, более того, сатанинским. Женщина отождествляется с телом, с плотью; плоть же, по дуалистическому учению катаров, создана дьяволом. Это положение отразилось, в частности, в таких чертах доктрины катаров, как отрицание института брака, деторождения, проповедь полного полового воздержания (для последователей движения предусматривались разводы или, по крайней мере, полный отказ от половой жизни с супругом). Беременность - от дьявола, полагали катары, и душа умершей во время родов женщины никогда не может быть искуплена; поэтому умереть во время беременности или родов считалось величайшим несчастьем для женщины.


Чрезвычайно незначительной казалась катарам и роль Девы Марии; она не могла искупить грех Евы рождением Спасителя, поскольку Иисус ничего от нее не воспринял: подчеркивая независимость Христа от женщины, катары опирались на богомильские тексты, согласно которым Бог проник в Деву через ухо и таким же образом наружу вышел Иисус. В одном катарском источнике говорится: "Недостойно даже предположить и поверить, что сын Божий был рожден женщиной и содержался в такой низкой субстанции, как женщина".

Последние материалы сайта