Своим романом Лермонтов создал первый русский реалистический, социальный и психологический роман и тем самым проложил дорогу таким представителям этого жанра, как Тургенев и Л. Толстой.
Это определило и своеобразную композицию романа. Основной ее особенностью является композиционная инверсия, т.е. расположение глав романа вне хронологии. Произведение делится на пять частей, каждая из которых уникальна по жанру и сюжету. Их объединяет одно - главный герой и его жизненный путь. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент.
По пути к новому месту назначения он заехал в Тамань, затем Печорин держал свой путь в Пятигорск, а впоследствии был сослан в крепость. Через несколько лет Григорий оставил службу и уехал в Персию. Автор нарушил порядок следования глав для того, чтобы детально раскрыть душу Печорина, применяя различные способы познания этой сложной натуры.
В «Бэле» главный герой описывается Максимом Максимычем - добродушным, мягким штабс-капитаном. По этой главе мы можем судить о том, как Печорина воспринимал его приятель. Последние три главы романа представляют собой дневник главного героя, по которым мы можем судить о его душевных процессах, переживаниях и о его восприятии жизни, Печорин «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».
Дабы раскрыть полнее психологию своего героя, Лермонтов прибегает к приему противопоставления главного героя другим персонажам романа: простым людям, таким как Максим Максимыч, Бэла и контрабандисты; а также и дворянам, "водяному обществу". Однако есть один герой, который сопоставляется Печорину - это доктор Вернер.
Более детально разобраться в построении романа помогают два авторских предисловия, в которых обозначен жанр глав: «Бэла» - повесть, данная и форме «путевых записок» проезжего офицера, который сам впервые знакомится с Печориным по рассказу Максима Максимыча; «Максим Максимыч» - путевой очерк; «Тамань» - авантюрная новелла; «Княжна Мери» - психологическая повесть, данная в форме дневника; «Фаталист» - авантюрно-психологическая новелла. Каждая из этих повестей, соответственно своему жанру, рисует Печорина в разных жизненных ситуациях и сталкивает его с разного типа людьми.
Психологический характер романа обусловливает и особенности изображения и введения в роман картин природы и деталей быта. Природа дается в психологическом плане, она тесно связана с внутренним миром героя, окрашена его настроениями. Внешний быт Печорина мало интересует автора романа, поэтому мало дается деталей бытового характера.
«Герой нашего времени» - роман психологический, в котором внимание Лермонтова устремлено на психологию героя, на «историю души человеческой», души Печорина.
Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В "Герое нашего времени" проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.
В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе "роковые тайны". Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.
Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Не случайно Лермонтов изобразил "водяное общество" Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.
После трагической гибели Бэлы "Печорин был долго нездоров, исхудал". В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана. "Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею", - признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником. Больше того, он предоставляет "все выгоды" Грушницкому, в душе которого "могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему".
Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его "совершенно со всеми... мелкими слабостями, дурными страстями". Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него "дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья". Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой. Когда загнанный конь "грянул о землю", Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".
Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. "С тех пор, как я живу и действую, - рассуждает Печорин, - судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя".
Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. "Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает", - говорит он. У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет "роль топора в руках судьбы". Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой "мирных" контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!
Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
"Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли".
"В первой моей молодости... - рассказывает Печорин Максиму Максимычу, - я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели". Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце "оставалось пусто"; занялся науками, но скоро понял, что "ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди -т невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким". "Тогда мне стало скучно", - признается Печорин и приходит к выводу: "...во мне душа испорчена светом". Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,
Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.
Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.
Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в "Журнале Печорина" помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека. Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: "Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?" Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. "Я помню, - замечает Печорин, - в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу".
Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин - "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. "Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!" - говорит он всем содержанием книги. Они "не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного... счастья". Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.
Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал "историю души человеческой". "Герой нашего времени" - это социально-психологический роман.
Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В "Герое нашего времени" проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.
В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе "роковые тайны". Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.
Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Не случайно Лермонтов изобразил "водяное общество" Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.
После трагической гибели Бэлы "Печорин был долго нездоров, исхудал". В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана. "Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею", - признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником. Больше того, он предоставляет "все выгоды" Грушницкому, в душе которого "могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему".
Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его "совершенно со всеми... мелкими слабостями, дурными страстями". Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него "дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья". Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой. Когда загнанный конь "грянул о землю", Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".
Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. "С тех пор, как я живу и действую, - рассуждает Печорин, - судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя".
Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. "Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает", - говорит он. У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет "роль топора в руках судьбы". Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой "мирных" контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!
Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
"Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли".
"В первой моей молодости... - рассказывает Печорин Максиму Максимычу, - я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели". Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце "оставалось пусто"; занялся науками, но скоро понял, что "ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди -т невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким". "Тогда мне стало скучно", - признается Печорин и приходит к выводу: "...во мне душа испорчена светом". Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,
Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.
Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.
Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в "Журнале Печорина" помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека. Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: "Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?" Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. "Я помню, - замечает Печорин, - в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу".
Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин - "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. "Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!" - говорит он всем содержанием книги. Они "не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного... счастья". Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.
Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал "историю души человеческой". "Герой нашего времени" - это социально-психологический роман.
«Герой нашего времени» не имеет авторского определения жанра (повесть, роман). Лермонтов как бы не хотел заключить «биографию души» Печорина в строгие жанровые рамки. Это давало автору большую свободу в развитии сюжета, разрешало вольную манеру изложения. Едва ли можно подозревать, что особенности построения лермонтовского романа были подсказаны преднамеренными «приемами» и «способами», «игрой с формой». Перестановка событий, нарушение их хронологии не вызваны какими-либо соображениями по поводу особых «приемов сюжетосложения». Автору нужна была не хронология, а «диалектика души». На первом плане психологическая задача, которой подчинено все остальное.
При чтении романа Лермонтова создается впечатление, что он вылился непосредственно из взволнованной груди в едином порыве вдохновенья. Это — тот случай, когда форму произведения менее всего можно сводить к сумме приемов, к голой технике. Белинский, как бы предвидя суждения некоторых современных исследователей и полемизируя с ними, писал о «Герое нашего времени»: «Содержание не во внешней форме, не в сцеплении случайностей, а в замысле художника, в тех образах, в тех тенях и переливах красот, которые представлялись ему еще прежде, нежели он взялся за перо, словом, — в творческой концепции.. . Он не обдумывает, не расчисляет, не теряется в соображениях: все выходит у него само собою, и выходит так, как должно… Этого нельзя сделать, сперва придумавши отвлеченное содержание, то есть какую-нибудь завязку и развязку, а потом уже придумавши лица и волею ж неволею заставивши их играть сообразные с сочиненною целью роли».
Форма романа Лермонтова родилась вместе с идеей, как п стиль, и манера повествования, и «естественность рассказа, так свободно развивающегося, без всяких натяжек, так плавно текущего собственною силою, без помощи автора… Автор не погоняет обстоятельств, как лошадей, а дает им самим развиваться».
«Герой нашего времени» в толковании Белинского — не,»сборник» или «сцепление» повестей, куда «вмонтирована» «авантюрная новелла» («Тамань»), Это все критик относил к «внешней форме» — перед нами роман, «в котором один герой и одна основная идея». Во внешней фрагментарности Белинский видел внутреннюю строгую завершенность, монолитность, «законченность, полноту и замкнутость целого».
Лермонтов в «Герое нашего времени» создал не «гибридный жанр» «путевого очерка
С вставной драматической новеллой», а классический образец лирического, психологического романа. Исходной точкой автору служило его убеждение в том, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдении ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Жанровые границы всегда условны, особенно в эпоху романтизма. Нет в это время жанров в абсолютно чистом виде: Здесь неизбежны переходы, стыки, моменты взаимопроникновения, взаимного обогащения. Это, однако, не исключает возможности определить жанр произведения, исходя из преобладающего значения в нем того или иного начала. Специфика содержания имеет огромное значение в искусстве применительно к его родам и жанрам. Родовые, жанровые границы выразительных возможностей условны. Но тем не менее эти границы существуют.
«Герой нашего времени» — роман лирический не только потому, что в нем один герой, что содержание его составляет «внутренний человек», но и потому, что в повествовании преобладает личное начало. За каждой строкой ощущается присутствие автора. Роман Лермонтова с самого появления его в печати вызвал ожесточенную полемику.
Определение жанра произведения Лермонтова «Герой нашего времени»
С 1932 по 1939 г. он возглавлял Главное управление Северного морского пути. Участвовал в организации дрейфующей научной станции "Северный полюс-1" (1937), за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В области астрономии Шмидт во главе коллект
Напротив Кремля, на Софийской набережной, расположен храм иконы Софии. Отсюда открывается прекрасный вид на центр столицы. Достопримечательность находится на южном берегу Москвы-реки. Именно эта церковь Софии на Софийской набережной дала ей название. Бела
Документ по состоянию на январь 2016 года Рассмотрев предложенные варианты эскизов герба города Ханты - Мансийска, Дума города решила: 1. Эскиз герба города Ханты - Мансийска (автор Левко Я.И.) утвердить. 3. Заведующему отделом информации (Корнеев А.А.)
Любому бухгалтеру необходимо иметь под рукой производственный календарь на 2018 год. Ведь именно на основании этого календаря определяется норма рабочего времени на очередной год. Более того, производственный календарь России на 2018 год с выходными и пра
Гадания с водой и воском - один из популярных видов ворожбы, к которому обращаются представительницы прекрасного пола, когда желают заглянуть в будущее или узнать свою судьбу. Еще в Древней Руси люди пытались с помощью ворожбы раскрыть тайны неизведанного
Содержение статьи: Дева – знак абсолютно земной, рациональный, и мужчины, рожденные под этим созвездием, отличаются повышенной практичностью и благоразумием . Присущие им критичность и рассудительность оказывают серьезное влияние на все сферы их жизни и д