Как уже отмечалось, литературный язык может использоваться в любой ситуации общения: в официальной и неофициальной обстановке, в сфере науки, делопроизводства, в средствах массовой информации, в художественной литературе, в повседневной жизни. Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в определённой сфере деятельности человека.
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:
официально-деловой (деловой),
газетно-публицистический (публицистический),
художественный,
разговорный.
Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик, которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит общение и какие функции выполняет при этом язык.
Основная функция | Сфера общения | Основная форма речи | Типичный вид речи | Основной способ общения |
---|---|---|---|---|
Научный стиль | ||||
Информативная (сообщение) | Наука | Письменная | Монолог | Массовый, неконтактный |
Деловой стиль | ||||
Информативная (сообщение) | Право | Письменная | Монолог | Массовый, неконтактный и контактный |
Публицистический стиль | ||||
Информативная и функция воздействия | Идеология, политика | Письменная и устная | Монолог | |
Художественный стиль | ||||
Эстетическая * и функция воздействия | Словесное искусство | Письменная | Монолог, диалог, полилог ** | Массовый, неконтактный и косвенно-контактный |
Разговорный стиль | ||||
Обмен мыслями и чувствами (собственно общение) | Бытовая | Устная | Диалог, полилог | Личный, контактный |
Научный, официально-деловой и публицистический стили сближает то, что они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и функционируют в сфере официального общения, преимущественно в письменной форме. Поэтому их именуют книжными стилями .
В частности, это проявляется в стилевом расслоении русской лексики. Так, наряду с общеупотребительными словами, то есть словами, которые употребляются всеми и в любых случаях (например: мать, земля, вода, бежать ), в книжных стилях используется книжная лексика , то есть такая, которая выглядит чужеродной в непринуждённой беседе.
Например, в дружеском письме вряд ли уместно использование терминов, канцелярских слов и т.д.: На зелёных насаждениях появились первые листочки; Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоёма.
Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль, который используется в неофициальном, бытовом, повседневном общении, обычно - в заранее не подготовленной устной речи. И здесь, наряду с общеупотребительными словами, частотно использование разговорной лексики, то есть такой, которая является неуместной в книжных стилях, но присуща именно неофициальной повседневной речи.
Например, в быту мы употребляем слово картошка, печёнка , а в учебнике по ботанике, биологии они неуместны именно в силу своей разговорности. Поэтому там будут использованы термины картофель, печень.
Расслоение лексики по употреблению в определённых стилях (общеупотребительная лексика -книжная и разговорная лексика) не следует смешивать с расслоением лексики по наличию или отсутствию у слова оценки и эмоционально-экспрессивной окраски (хотя в ряде случаев эти характеристики накладываются друг на друга). Эмоциональный - значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный - выразительный, содержащий выражение чувств, переживаний (от латинского expressio - «выражение»). С этой точки зрения противопоставляют нейтральную лексику и оценочную, эмоционально-экспрессивную лексику.
Нейтральная лексика - это слова, лишенные стилистической окраски. Они могут указывать на эмоции, выражать оценку явлений (радость, любить, хороший, плохой ), но в данном случае выражение эмоций или оценка составляют само значение слова, а не наслаиваются на него.
Особенностью эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики является то, что оценка, эмоционально-экспрессивная окраска «накладываются» на лексическое значение слова, но не сводятся к нему. Такое слово не просто называет то или иное явление, но и выражает оценку, отношение говорящего к этому предмету, явлению, признаку и т.д. Это легко продемонстрировать, сравнив нейтральные и эмоционально-экспрессивные синонимы, то есть слова, близкие или тождественные по значению:
глаза - очи, шары; лицо - морда, лик; сын - сыночек; глупец - дурак.
Эмоционально-экспрессивную лексику обычно подразделяют на высокую и сниженную. Высокая лексика употребляется в патетических текстах, в торжественных актах коммуникации. Сниженная - объединяет слова низкой социальной значимости и, как правило, содержащие элементы резкой оценки. Помимо этой общей характеристики экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях.
Например: иронически - демократка («резиновая дубинка» в разговорной речи); неодобрительно - митинговщина ; презрительно - подхалим ; шутливо - новоиспечённый ; фамильярно - недурственный ; вульгарно - хапуга .
Эмоционально-экспрессивная лексика требует внимательного к себе отношения. Её неуместное использование может придать речи комическое звучание. Это нередко проявляется в ученических сочинениях.
Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы . Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости - не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля - эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.
Разумеется, специфика каждого стиля проявляется не только в лексике, но и в грамматике, в особенностях построения текста и др. Но все эти языковые черты обусловлены именно теми функциями, которые выполняет каждый стиль, и теми сферами общения, в которых этот стиль употребляется. Это приводит к тому, что у каждого стиля выделяется определённая доминанта, то есть организующий признак данного стиля.
Стиль | Сфера использов. | Адресат | Цель текста | Речевые жанры | Языковые особенности |
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ | Бытовое общение, непринужденная обстановка | Хорошо знакомый человек | Общение с окружающими людьми, поддержание личных связей | Дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частные письма | 1. Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика и фразеология. 2. Фразеологизмы, междометия. 3. Упрощенность синтаксиса, отсутствие причастных и деепричастных оборотов. 4. Неполные предложения различных типов. 5. Обращения, вводные и вставные конструкции. 6. Свободный порядок слов. |
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ | Наука, образование, просвещение | Специалисты в данной научной области. | Сообщение научных фактов и их объяснение | Научная статья, доклад, справочник, каталог, статья, диссертация, монография, учебник | 1. Использование абстрактной лексики и терминов. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 4. Преобладание существительных в им. и род. падежах (особенно существительных среднего рода, отглагольных существительных), причастий, деепричастий, указательных местоимений. 5. Усложненность синтаксиса: обособления различных видов и сложные предложения. 6. Употребление вводных слов, односоставных предложений. |
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ | Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность | Граждане и организации, вступающие в деловые отношения | Сообщение, информирование, управление | Законы, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, заявления, инструкции | 1. Клише, штампы, канцелярская лексика. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 4. Усложненность синтаксиса; ряды однородных членов и обособления. |
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | Политика, средства массовой информации | Широкие слои общественности | Информирование, воздействие, формирование общественного мнения | Статья, очерк, эссе, репортаж, фельетон, интервью, заметка, ораторская речь | 1. Общественно-политическая лексика и фразеология. 2. Речевые стереотипы, клише. 3. Лексика различной стилистической окраски (книжная наряду с разговорной). 4. Образные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения). 5. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, инверсия, повтор, эллипсис, парцелляция и др.) |
СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Художественная литература | Читатели | Эстетическое воздействие на читателя через создание целостного мира образов | Роман, повесть, рассказ, сказка, стихотворение баллада, поэма, драма, трагедия, комедия, басня | Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. |
Текст 1.
С ответчиком находилась в трудовых отношениях с 25.08.97 по 02.03.98. За этот период компенсационное пособие на приобретение методической литературы не выплачивалось ни разу.
В соответствии со справкой бухгалтерии задолженность составляет 498,98 руб. (четыреста девяносто восемь рублей 98 копеек).
Текст 2.
Писатели-фантасты часто пополняют словарный состав языка новыми словами. Это, как правило, окказиональная лексика, не входящая в активный словарный запас. Поскольку жанр научной фантастики связан с попыткой научного обоснования мира, окказионализмы, используемые писателями, представляют особый интерес.
Текст 3.
Из-за авто у девочки чуть не отняли имя.
Во Франции на днях закончился необычный судебный процесс, который длился больше года. Семья Рено решила назвать свою дочку именем Меган, и в результате получилось, что девочка стала полной «тезкой» популярной модели автомобиля, которую, к слову сказать, собираются выпускать и в Москве. Ну это как если девочку с фамилией Девятка назвали бы Ладой или Шкоду – Фелицией.
Суд решил, что такое имя с такой фамилией существовать не могут, поскольку, когда Меган пойдет в школу, над ней будут смеяться одноклассники, и предписал родителям изменить имя. Но те стояли на своем и подали апелляцию. В результате суд разрешил оставить все как есть, приняв во внимание следующий аргумент адвоката семьи: к тому времени, когда девочка пойдет в школу, фирма «Рено» уже снимет с производства модель «Меган», выпустит новые, и о таком совпадении дети знать просто не будут.
Максим Чикин.
Текст 4.
Заметили, как она на меня смотрела? – спросил Клинков.
Да, - отвечал Подходцев, - с отвращением.
Врете вы. Она сказала, что я напоминаю ей покойного брата.
Очень может быть. В тебе есть что-то от трупа.
Тише! – грозно зашипел Громов…
А. Аверченко. «Подходцев и другие»
Текст 5.
Кто бы узнал нашего провинциала в этом молодом человеке с изящными манерами, в щегольском костюме? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юношеского лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке - все исчезло. Не стало и робкой застенчивости, и грациозной неловкости движений. Черты лица созрели и образовали физиономию, а физиономия обозначила характер.
А. И. Гончаров. «Обыкновенная история»
2. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок:
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
2. Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие.
3. Способ общения: массовый, личный; контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функции (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность), художественно-образная конкретизация.
8 - 13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизованность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-)
Научный | Официально-деловой | Публицистический | Разговор-ный | Художественный | |
1. Сфера общения | |||||
2. Основные цели общения | |||||
3. Способ общения | |||||
4. Основная функция (языка и) речи | |||||
5. Типичный вид речи | |||||
6. Основная форма речи | |||||
7. Способ изложения материала | |||||
8. Полнота изложения (законченность) | |||||
9.Объективность | |||||
10. Точность | |||||
11. Ясность | |||||
12.Экспрессивность | |||||
13.Стандартизованность |
3. Заполните таблицу жанров, используя материал для справок:
монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.
Жанры стилей речи
Тексты в русском языке значительно различаются по подбору слов и по информативности. Как будет выглядеть текст, какое впечатление он произведет, зависит от того, какой стиль речи мы выбрали. О стилях речи мы и поговорим.
Правильно называть их функциональные стили речи. Уже по названию мы можем заключить, что стиль зависит от того, какая функция должна будет выполняться текстом. В зависимости от того, нужно ли передать информацию научно, официально или просто сообщить какую-то историю из жизни, кто адресат выказывания, выбираем подходящий стиль.
Расскажем кратко о стилях речи.
Это стиль энциклопедии. Ему свойственна точность и конкретность, однозначность, доказательность. Обычно в тексте приведены какие-то факты, цифры. Принято использовать различные термины.
Научный стиль используется в энциклопедиях, учебниках, научных статьях, ответах на уроках. В этом стиле недопустимы приблизительные значения и общие слова.
Стиль документа. Как правило, он используется тоже в письменной речи. В нём также недопустимо приблизительно и абстрактное рассуждение. Это самый регламентированный стиль. Созданию текстов в этом стиле учат школьников на уроках русского языка 7 класса.
Пишущему известно, где и что писать, и такая четкая структура необходима для того, чтобы людям, работающим с документами, было проще ориентироваться во множестве бумаг, а также для того, чтобы избежать возможности двоякого понимания и толкования. Используется стандартная форма, языковые клише и т.д.
Примером текста в официально-деловом стиле могут служить заявление или докладная записка.
Стиль газеты. Ему свойственна особая взволнованность. Цель его – воздействие на читателя или слушателя. Используется экспрессивная лексика, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения и т.п.). В этом стиле создаются тексты публичных выступлений, статьи “на злобу дня” и т.п. Тот, кто использует публицистический стиль, стремится убедить нас в чем-то, сформировать общественное мнение. Это довольно агрессивный стиль, в нем уместны резкие высказывания, обобщения, игра слов, оценки и т.п.
Стиль разговора. В нем используется много разговорных слов (но не ругательств и т.п., так как это стиль литературного языка, а сленг, нецензурная брань лежат за его пределами). Темы разговорного стиля самые обыденные, предложения короткие и выразительные, лексика непринужденная, емкая и красочная. Разговорный тиль мы встречаем в основном в устной речи, его излюбленная форма - диалог. К признакам разговорного стиля можно отнести и значительную роль неязыковых средств выразительности: мимики, интонации и тому подобного.
Его цель – создание художественного образа. В этом стиле создаются литературные произведения. Он также воздействует на читателя, но не через разум, а через эстетическое переживание. Писатель стремится подобрать наиболее точные и выразительные слова, использует различные тропы, необычный синтаксис.
Стиль художественной литературы может включать в себя, в зависимости от авторского замысла, элементы любого стиля, или нескольких стилей, или даже нелитературные слова (например, сленг).
Стили речи изучает особый раздел лингвистики - стилистика.
Кроме того, у каждого стиля есть какие-то особенности.
Ниже приведены в таблице стили речи и их особенности.
Стиль речи |
цель |
особенности |
где используется |
Официально-деловой |
Создать документ |
Значительная унифицированность; особые слова – канцеляризмы |
документ |
Сообщить научные сведения |
Точные цифры, много информации, термины |
энциклопедия, учебник |
|
Разговорный |
О чем-то рассказать |
Разговорная лексика, короткие предложения, несложный синтаксис |
устная речь |
Публицистический |
Убедить в чем-то читателя |
Риторические фигуры, экспрессивная лексика |
газета, устное выступление |
Художественный |
Создать художественный образ |
Выразительные средства, есть образ |
литературное произведение |
В русском языке существует насколько функциональных стилей. Каждый из них имеет свои цели и задачи, жанры и адресатов, цели и языковые средства. Чтобы не ошибиться в определении стиля, необходимо учитывать все эти факторы. Особняком стоит стиль художественной литературы, в котором объединено множество стилей.
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 206.
Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.
В зависимости от сфер общественной жизни, в которой на сегодняшний день применяется язык, выделяют такие функциональные стили: официально-деловой, научный, публицистический, разговорно-обиходный и художественный.
Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно-правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.
Официально-деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.
Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких - либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.
Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.
Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.
Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр - диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.
Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.
К Н И Ж Н Ы Е | |||||||
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ | ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ | НАУЧНЫЙ СТИЛЬ | ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ | |||
Сфера применения (где?) | Неофициальная обстановка | Документы, деловые бумаги | Научные труды, учебники... | Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, радио, телевидение, митинги... | Художественная литература | ||
Функция (зачем?) | Общение (поговорить) | СООБЩЕНИЕ (проинформировать, проинструктировать, выразить волю закона) | СООБЩЕНИЕ (объяснить) | ВОЗДЕЙСТВИЕ убедить!
на сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, иногда побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам...) |
ВОЗДЕЙСТВИЕ изобразить!
на воображение, чувства, мысли (эстетическая функция) |
||
Ведущая стилевая черта | Непринужденность, простота | ОТСУТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ: официальность, точность, стандартность | ОТСУТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ: отвлеченность, обобщенность, точность, логичность, доказательность | ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ: фактографичность+образность, призывность, злободневность тематики | ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ: образность | ||
Языковые средства | Разговорная лексика, диалогичность, неполные предложения | Штампы, клише, особая терминология | Обилие терминов, абстрактной лексики; слова в прямом значении; СПП с придаточн. причинами, следствия; вводные слова... | Книжная+разговорная лексика; несложные синтаксические конструкции; побудительные, восклицательные предложения; риторические вопросы, обращения, повторы слов и синтаксических конструкций; междометия, модальные частицы; инверсия (→ инменение интонации) | Слова в переносном значении, изобразительно-выразительные средства, конкретная лексика; встречаются прочие стили как средство создания художественного образа | ||
Жанры | Указы, постановления, инструкции, отчеты, заявления, деловые письма... | Статья, отзыв, рецензия, лекция, аннотация, диссертация... | Статья , выступление; очерк , портретный очерк о людях высоких моральных качеств (характер, увлечения, работа, факты биографии); литер критическая статья; эссе (разновидность очерка) раздумья, рассуждения о жизни, событиях в искусстве, литературе | новелла, повесть, рассказ, поэма, стихотворение... |
ЭнергосбыТ Плюс принимает показания счетчиков и оплату за электроэнергию, горячу воду и отопление. Для удобства потребителей компанией создан онлайн-сервис, где можно зарегистрироваться и решать все вопросы, не выходя из дома. Для этого нужно зайти в личн
Каждый день мы с вами сравниваем разные вещи: эта машина лучше, чем та, а другая, вообще, самая лучшая. Один человек симпатичнее, чем другой. А кто-то считает себя самым красивым. Сегодня вы узнаете о степенях сравнения прилагательных в английском языке:
Яйца с желтками взбить миксером до пены. Частями всыпая сахар, продолжить взбивать яичную массу миксером. Взбить до светлой, пышной массы. Влить в получившуюся смесь теплое молоко, добавить размягченное сливочное масло. Взбить смесь снова миксером. Затем
Проткните булавкой середину спички без головки, продвиньте её к середине дужки, застегните булавку. Держа булавку левой рукой, указательным пальцем правой руки резко потяните к себе один конец спички, будто хотите провести ее сквозь соседнюю дужку булавки
Я искренне считаю, что рыба под маринадом одно из самых вкусных блюд для любителей рыбы. Любая белая рыба, приготовленная по этому самому вкусному рецепту получается всегда сочной и очень вкусной. Этот полезный минтай под маринадом в духовке можно пригото