Гарин михайловский биография. Гарин-Михайловский: жизнь — в движении

23.08.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Русский писатель, публицист, инженер путей сообщения, строитель Транссибирской магистрали, участник Русско-японской войны (1904–1905). Считается одним из отцов-основателей города Новосибирска.

Николай Георгиевич Михайловский родился в Петербурге, в семье дворянина Херсонской губернии, офицера лейб-гвардии Уланского полка.

После окончания Ришельевской гимназии в Одессе (1863–1871 годы) поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но через год оставил учёбу. В 1878 году окончил Институт инженеров путей сообщения императора Александра I.

Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов молодым инженером Михайловский был направлен в Болгарию, где участвовал в строительстве порта и шоссе.

Сооружение железных дорог Михайловский рассматривал как необходимое условие развития экономики и безопасности государства, настойчиво выступал за удешевление постройки линии за счёт разработки новых, наиболее выгодных вариантов и внедрения более совершенных методов строительства.

Николай Георгиевич принимал непосредственное участие в прокладке Транссибирской магистрали. Именно им был предложен железнодорожный мостовой переход через Обь, и своим «вариантом у села Кривощеково» Михайловский создал условия для возникновения города Новосибирска.

Николай Георгиевич Михайловский вошёл в историю не только как талантливый инженер-изыскатель, строитель новых дорог, но и как путешественник, писатель, публицист, общественный деятель. Он издавал журнал «Русское богатство», участвовал в организации журналов «Начало» и «Век», а позже основал марксистскую газету «Самарский вестник». Как писатель Николай Георгиевич выступал под псевдонимом Н. Гарин. Литературное творчество принесло Н. Г. Гарину-Михайловскому широкую известность еще при жизни. Его перу

принадлежат повести, рассказы, пьесы, путевые очерки, сказки для детей, статьи. Итогом литературного труда Гарина-Михайловского стала автобиографическая тетралогия: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубл.1907), посвящённая судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».

Совершая кругосветное путешествие, Николай Георгиевич проехал через всю Сибирь, Дальний Восток, Корею, Маньчжурию и Ляодунский полуостров и вернулся через США и Европу. По свидетельству современников, свои произведения он писал «на облучке» - в купе вагона, на почтовых станциях, часто используя железнодорожные бланки, страницы, вырванные из конторских книг и афиши.

К. И. Чуковский: «Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый, в волосах седина, глаза молодые и быстрые. Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, в его порывистой, неровной походке и в его необузданных торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкой натурой -художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей».

А. И. Куприн: «У него была стройная, худощавая фигура, решительно - небрежные, быстрые, точные и красивые движения и замечательное лицо, из тех лиц, которые никогда потом не забываются. Всего пленительнее был в этом лице контраст между преждевременной сединой густых волнистых волос и совсем юношеским блеском живых, смелых, прекрасных, слегка насмешливых глаз - голубых, с большими черными зрачками...».

Сам Николай Георгиевич говорил: «Счастливая страна - Россия! Сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач! Никогда никому не завидовал, но завидую людям будущего, тем, кто будет жить лет через тридцать, сорок после нас». (очерк М. Горького о Гарине-Михайловском).

Железнодорожный мост через Обь. Новониколаевск (будущий Новосибирск)

Н. Г. Гарин-Михайловский - корреспондент в период Русская-японской войны 1904–1905 гг. («Летопись войны с Японией» № 16)

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Автомобильное шоссе Ялта - Севастополь

В 1902–1903 годах Н. Г. Гарин-Михайловский возглавлял проектно-изыскательские работы для строительства в Крыму Южнобережной железной дороги. Экспедиция проводила изыскания по направлениям: Симферополь - Алушта - Ялта, Симферополь - Бахчисарай - Ялта, Симферополь - Ялта - Севастополь. Была проделана колоссальная работа: проведена детальная съемка древних вьючных дорог, тщательное изучение скальных массивов, каменных хаосов. В итоге было составлено 84 варианта трассы, а по 22 из них проведены технико-экономические расчёты.

Предполагалось строить вокзалы в генуэзском и греческом стилях, фрески на их стенах должны были изображать прекрасные виды Крыма. Сам Гарин-Михайловский говорил, что эта железная дорога будет для него лучшим памятником, и что лишь два дела своей жизни он непременно хотел бы выполнить до конца: электрический путь по Крыму и повесть «Инженеры». Но эти мечты не сбылись. Прокладка Южнобережной железной дороги была сорвана начавшейся Русско-японской войной, а повесть не закончена из-за смерти Гарина-Михайловского в 1906 году.

Только в 1960-х годах по маршруту, большей частью проложенному Гариным-Михайловским для железной дороги, было построено автомобильное шоссе Ялта - Севастополь (открыто в 1972 году). На скальном выступе горы Ласпи была установлена мемориальная плита с барельефом Гарина-Михайловского. Надпись на ней гласит: «При строительстве автомобильной дороги через Ласпинский перевал использовались изыскания, которые в 1903–1904 гг. осуществил Н. Г. Гарин-Михайловский, инженер-строитель, известный русский писатель».

С началом Русско-японской войны Н. Г. Гарин-Михайловский отправился в действующую армию в качестве инженера и военного корреспондента газеты «Новости дня».
Выехал из Москвы на Дальний Восток скорым поездом 27 апреля 1904 года. Озеро Байкал пересёк 10 мая на ледокольном пароходе « Ангара» .

Статьи Н. Г. Гарина, печатавшиеся почти ежедневно с апреля по октябрь 1904 года, составили впоследствии книгу «Дневник во время войны».

Изображение: Порт Байкал. 1904 г. ИОКМ.

Раздается чей-то возгласъ:

Байкалъ!

Мы всѣ бросаемся къ окнамъ. Небо все уже свинцовое. Угрюмая даль уже потемнѣвшаго льда. Безконечная даль съ низкимъ горизонтомъ - угрюмымъ, безмолвнымъ, холоднымъ, какъ этотъ ледъ. Вырисовывается берегъ - острый, кряжистый, постоянно уходящій въ туманную даль.

За поворотомъ, въ какомъ-то тѣсномъ переулкѣ - станція. Маленькая, недостроенная, съ массой валяющагося лѣса. Тутъ и пристань. Надъ бревенчатой пристанью и надъ станціей рисуется силуэтъ ледокола "Байкалъ". Онъ поднимаетъ заразъ 27 вагоновъ. Кромѣ того, у пристани "Ангара", баржа, которая тоже можетъ, но уже съ перегрузкой, перевозить чуть ли не такое же количество груза. Но высота ледокола "Байкалъ" вызываетъ во мнѣ опасеніе, что при такой высотѣ онъ можетъ и опрокинуться въ сильную боковую бурю, напримѣръ. Хотя это только впечатлѣніе, и несомнѣнно невѣрное.

На вокзалѣ оказались инженеры-строители Кругобайкальской желѣзной дороги.

Когда же ваша дорога будетъ готова?

Хотимъ къ сентябрю закончить.

Я знаю дорогу, знаю неимовѣрныя трудности постройки и говорю:

Если вы къ Новому году будете готовы, то и тогда вся постройка должна быть отнесена къ области чудесъ.

Мы идемъ въ гости къ моему другу К., повидать его милую семью. Насъ оставляютъ обѣдать, но, только-что мы сѣли за столъ, приносять записку отъ молодого инженера, помощника главнаго распорядителя на Байкалѣ, слѣдующаго содержанія:

"Только что узналъ, что "Байкалъ" уже ушелъ, а "Ангара" отправляется сейчасъ же".

Мы проглатываемъ уже поданный супъ, по два, по три куска второго, наскоро прощаемся и бѣжимъ. Третій свистокъ.

Скорѣй, скорѣй!

И послѣднія 50 саженъ мы несемся, какъ можемъ. Сергѣй Ивановичъ на ходу разсуждаетъ:

Идемъ ли мы шагомъ, мчимся ли со скоростью поѣзда - вся разница въ минутѣ.

Я останавливаюсь на мгновеніе только, чтобы попрощаться и расцѣловаться съ главнымъ распорядителемъ, но и эту задержку, юркій, какъ ртуть, онъ наверстываетъ:

Бѣжите сюда подъ линію - здѣсь короче!

Его помощникъ провожаетъ насъ до Танхоя. Милый и любезный, онъ взялъ на себя трудъ усадить насъ и въ вагоны.

И вотъ мы ѣдемъ по льду. Все время отъ этого движенія по льду - шумъ, трескъ, пальба.

Несмотря на то, что "Байкалъ" еще на горизонтѣ, что ѣдемъ мы по его слѣдамъ, проходъ уже загороженъ во многихъ мѣстахъ новыми громадными льдинами. Носъ и у "Ангары" такъ устроенъ, что легко взбираться на этл льдины, и весь пароходъ за нимъ - льдина осѣдаетъ, подается - трескь, и мы проваливаемся опять въ воду.

На пароходѣ буфетъ, и мы кончаемъ нашъ обѣдъ.

Все та же сѣрая льдистая даль, и я сажусь за свой дневникъ.

На томъ берегу озера Сергѣй Ивановичъ меланхолично говоритъ:

И вотъ мы уже по ту сторону...

Вчера долго провозились на станціи Танхой, - маленькой, неотдѣланной деревянной станціи, со столовой, биткомъ набитой публикой. И какъ безошибочно можно опредѣлить, кто куда ѣдеть. Лица возбужденныя, веселыя, безпечныя - это ѣдущіе въ Манчжурію. Лица грустныя, часто съ чѣмъ-то безнадежнымъ въ выраженіи -- это почему-либо возвращающіеся. Какъ будто говорятъ они уѣзжающимъ: подождите, возбужденіе и радость сойдутъ и съ вашихъ лицъ - будете и вы, какъ мы, такими же неудовлетворенными. Точно знаютъ они какую-то страшную для насъ тайну, но не хотятъ пока огорчать.

Э, Боже мой, не все ли равно! - говоритъ Сергѣй Ивановичсъ.- Вѣдь мы-то назадъ не возвратимся!

Предназначенные. для насъ вагоны начальникомъ станціи любезно уступлены какимъ-то другимъ лицамъ. Мы волнуемся, а Сергѣй Ивановичъ утѣшаетъ.

Утѣшаетъ тѣмъ, что вагоны отаданы по крайней мѣрѣ такимъ же, какъ и мы, людямъ.

Мы сразу добрѣемъ. Милый молодой инженеръ, какъ говорится, разрывается на части, идетъ пѣшкомъ на главную станцію, и въ концѣ концовъ къ нашимъ услугамъ два вагона.»

(наст. фам. Михайловский, др. псевд. Гарин),

(20(08).02.1852, Петербург - 10.12(27.11). 1906, Петербург), прозаик, публицист, инженер-путеец.

Родился в семье штаб-ротмистра лейб-гвардии Уланского полка. Крёстный отец - российский император Николай I. Вскоре после рождения сына отец вышел в отставку, семья переехала в Одессу. Воспитанием детей в основном занималась мать Глафира Николаевна. После окончания Ришельевской гимназии (1863-1871 гг.), поступил на юридический факультет Петербургского университета. Проучившись два года (1871-1872 гг.), поступает в Институт инженеров путей сообщения, по окончании которого (1878 г.) был зачислен в штат Министерства путей сообщения, работал на строительстве крупнейших железных дорог, начальником дистанции Бакинского участка Закавказской дороги. В феврале 1884 г. подал прошение об отставке и переехал со своей семьёй в Самару. Купив имение в Бугурусланском уезде Самарской губернии, занялся сельским хозяйством. Попытки изменить жизнь крестьян путём хозяйственных и культурных преобразований закончились неудачей. С 1886 г. вновь вернулся на инженерную службу, вначале на строительстве Уфа-Златоустовской железной дороги, в 1892 г. - на Казань-Малмыжской железной дороги, в 1895-1897 гг. - на строительстве железной дороги Кротово - Сергиевск. В эти годы принимает участие в организации первой в России марксистской газеты «Самарский вестник», которая активно выступала против либерального народничества. С 1895 г. за участие в социал-демократическом движении состоял под негласным полицейским надзором. Сохранилось секретное полицмейстерское донесение, датируемое 29 июля 1901 г., о кратковременном пребывании Н. Михайловского в Симбирске.

Литературный дебют писателя состоялся в 1892 г. Войдя в группу московских литераторов, которые намеревалась купить у литератора Л. Е. Оболенского журнал «Русское богатство», принял участие в этом проекте, сумел достать средства, перезаложив своё имение. С 1 января 1892 г. «Русское богатство» перешло в руки новой редакции, официальной издательницей журнала числилась жена Н. Г. Михайловского - Надежда Валериевна. В первых трёх номерах обновлённого журнала была напечатана повесть «Детство Тёмы», подписанная псевдонимом «Н. Гарин», благожелательно встреченная и читателями, и критикой. Не меньший успех имела книга очерков «Несколько лет в деревне», печатавшаяся с марта 1892 г. из номера в номер в журнале «Русская мысль». Автор сразу выдвинулся в первый ряд писателей своего времени. Несмотря на пристрастие Н. Михайловского к «малому жанру» очерка и рассказа, наибольшую литературную славу принесли ему не они, а цикл автобиографических повестей. Уже в 1893 г. появилось продолжение «Детства Тёмы» - повесть «Гимназисты». В 1895 г. издана была третья часть - «Студенты». Над четвёртой повестью этого цикла («Инженеры») Михайловский работал с 1898 г. и до конца своих дней.

В 1898 г. Н. Г. Михайловский отправляется в кругосветное путешествие, став по предложению РГО начальником партии в научной экспедиции А. Звегинцова по изучению географии Северной Кореи. Помимо научных исследований им был собран этнографический материал, впервые записаны корейские сказки. Его путевые очерки печатались в «Мире Божьем» (1899, № 2-7, 10-12), позже вошли в книгу «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (СПб., 1904).

В начале 1900 г. взял в аренду на 2 года земли близ с. Тургенево Ставропольского уезда, одновременно, по договорённости, управляя имением своей гражданской жены В. А. Садовской в (ныне Вешкаймского района Ульяновской области). Вновь занялся сельским хозяйством, но неурожай 1902 г. привёл его к очередному разорению. В апреле 1903 г. был назначен начальником изысканий по строительству железной дороги на Южном берегу Крыма. Здесь он сблизился с А. И. Куприным, А. П. Чеховым, Л. Н. Андреевым, продолжилось его творческое общение с А. М. Горьким. С началом русско-японской войны в апреле 1904 г. Н. Г. Гарин-Михайловский уезжает на Дальний Восток как военный инженер и корреспондент московской газеты «Новости дня». Его корреспонденции составили книгу «Война. (Дневник очевидца)» (СПб. - М., 1914). В сентябре 1906 г., вернувшись из Маньчжурии, обосновался в Петербурге. Активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. Входил в редакцию большевистского журнала «Вестник жизни», в котором сотрудничал вместе с А. В. Луначарским, В. В. Воровским, В. Д. Бонч-Бруевичем. Скоропостижно скончался 27 (10) декабря 1906 г. от паралича сердца во время заседания редакции, где в тот день читалась и обсуждалась его одноактная пьеса «Подростки». Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

В рамках Года культуры и Года литературы в Российской Федерации в Ульяновской области реализуется региональный проект по присвоению имён выдающихся соотечественников библиотекам Ульяновской области. 10 декабря 2014 г. Центральной библиотеке муниципального казённого учреждения культуры «Вешкаймская межпоселенческая библиотечная система» было присвоено имя Н. Г. Гарина-Михайловского.

Библиография:

Гарин-Михайловский Н. Г. Несколько лет в деревне : очерки. Драма. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1980. - 382 с. : ил.

О нём:

Галяшин А. Гарин-Михайловский в Самарской губернии . - Куйбышев: Куйбышев. кн. изд-во, 1979. - 119 с.

Автор-составитель С. В. Павлова - сотрудник Центральной библиотеки муниципального казённого учреждения культуры «Вешкаймская межпоселенческая библиотечная система» им. Н. Г. Гарина-Михайловского.

Селиванов К. А. Н. Г. Гарин-Михайловский (1852-1906) // Селиванов К. А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. - Куйбышев, 1953. - С. 68-80.

***

Григорченко В. Н. Г. Гарин-Михайловский в Симбирской губернии // Ульяновская правда. - 1977. - 20 февраля.

Русский писатель, инженер-путеец, один из основателей города Новосибирска.

Многие новосибирцы появление своего города связывают непосредственно с именем инженера-путейца и известного русского писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. И это, в общем-то, справедливо, поскольку он сделал всё от него зависящее, чтобы Транссибирская магистраль пересекла Обь именно там, где впоследствии появился город, которому будет суждено сделаться крупнейшим промышленным, научным и культурным центром на востоке России.

Н.Г. Гарин-Михайловский родился 20 февраля 1852 года в Петербурге. Отец был боевым офицером, а крестил его сам царь Николай I. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в институт путей сообщения (Петербург) и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером он был послан в действующую армию, строить шоссе в Болгарии. С тех пор Н.Г. Гарин-Михайловский почти всю жизнь занимался строительством: возводил мосты, тоннели, прокладывал железные дороги.

На протяжении многих лет теснейшим образом он был связан с Сибирью, где принимал самое непосредственное участие в прокладке Транссибирской магистрали.

Н.Г. Гарин-Михайловский был в числе тех, кто считал, что строительство моста через Обь в районе села Колывань, по ходу старинного Московского тракта, крайне невыгодно из-за большого разлива реки в половодье и неустойчивых грунтов для мостовых опор. Возглавляемая им, Пятая Колыванская партия, в процессе детальных изысканий определила окончательное место железнодорожного перехода через Обь. Немало сил пришлось потратить Н.Г. Гарину-Михайловскому, отстаивая этот проект, в борьбе с сибирским купечеством и чиновным бюрократизмом.

23 февраля 1893 года был утверждён вариант Сибирской дороги с переходом Оби у села Кривощёково. Рождение Новосибирска было предрешено.

Но работа изыскателя и инженера-путейца была далеко не единственным занятием Н.Г. Михайловского в его жизни. Он был талантливым инженером, хозяйственником, просветителем (создавал школы и библиотеки для крестьян), издателем (сначала издавал журнал «Русское богатство», участвовал в организации журналов «Начало» и «Век», а позже основал марксистскую газету «Самарский вестник»), общественным деятелем. И всё это прекрасно уживалось в нём с талантом очень яркого и самобытного писателя.

Исколесив всю Сибирь, Н.Г. Гарин-Михайловский не мог обойти сибирскую тематику. В своих произведениях писатель показал типичные для России конца XIX века явления, связанные с бурным ростом капитализма и расслоением крестьян, а также отразил наиболее характерные черты русского национального характера - прежде всего трудолюбие, стремление к правде, свободе и справедливости.

Последний год жизни Н.Г. Гарина-Михайловского был отмечен новыми начинаниями. У него родилась идея театра, в котором бы писатели и артисты в тесной совместной работе искали свежие формы отражения современной жизни.

Сибирская эпопея Н.Г. Гарина-Михайловского, занявшая полгода изысканий и потом ещё полтора года борьбы, была, если судить по краткости времени, лишь эпизодом в его насыщенной жизни. Но это был высший взлёт, вершина его инженерной деятельности - по дальновидности расчётов, по неопровержимости принципиальной позиции, по упорству борьбы за оптимальный вариант и - по историческим результатам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Н.Г. Гарин-Михайловский. Биобиблиографический указатель . - Новосибирск, 2012. - 102 с.
  2. Никульников А.В. Н.Г. Гарин-Михайловский. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. -184 с., ил.
  3. Созвездие земляков. Знаменитые мужи Новосибирска: Литературно-краеведческий сборник. Серия «На берегах Оби широкой». Книга пятая. - Новосибирск: Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2008. - С. 19-21.

Сказочники России и СССР

Виктор Ерёмин

Книжка счастья; Курочка Куд; Попугай; Корейские сказки.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

«Дети для него были источником непроходящей радости. С детьми он отдыхал, с детьми он по-детски смеялся и трепетал сам их маленькими, такими смешными, такими наивными радостями. А мы, дети, жадно ловили его свободные минуты, окружали, тянули каждый в свою сторону и просили все новых и новых сказок, какие творились им здесь же на месте, творились с неподражаемым мастерством. А затем уже наступала и наша очередь, — Николай Георгиевич настойчиво требовал сказок от нас, и наши неопытные наивные попытки заставляли его смеяться заразительно и поощрительно» (Б. К. Терлецкий).

Николай Георгиевич Михайловский родился 20 февраля 1852 г. в Санкт-Петербурге. Отец его, Георгий Антонович Михайловский, был из старинного дворянского рода, улан, за подвиги удостоенный ордена Св. Георгия. Из уважения к вояке крестным отцом его старшего сына Николая стал лично император Николай I. Мать мальчика, урожденная Глафира Николаевна Цветинович, происходила из сербских дворян.

После кончины Николая I и завершения Крымской войны Георгий Антонович вышел в отставку в чине генерала и переехал с семьей в Одессу, где у него имелся собственный дом и имение близ города. Там и прошло детство будущего писателя. Сразу отмечу, что боевой генерал Михайловский оказался никудышным предпринимателем, а потому в годы реформ Александра II семья потихоньку разорилось. Происходило это столь медленно, что на молодости Николая фактически не отразилось.

Первоначальное образование мальчик получил дома, затем его отдали в немецкую школу, откуда он поступил в одесскую Ришельевскую гимназию. В 1871 г. Михайловский стал студентом юридического факультета Петербургского университета, но провалил первую же сессию. В 1872 г. он с успехом поступил в Институт путей сообщения. Так был найден главный жизненный путь блистательного писателя и инженера-изыскателя.

По окончании института гражданский инженер Михайловский был направлен в только что освобожденные от турок Болгарию и Молдавию. Он участвовал в строительстве порта в районе Бургаса, а также Бендеро-Галицкой железной дороги, соединившей Молдавию с Болгарией. На Балканах молодой человек трудился 4 года.

В 1879 г. Николай Георгиевич женился на дочери Минского губернатора Надежде Валерьевне Чарыковой. И здесь придется сказать о важнейших свойствах личности Николая Георгиевича. Во-первых, он был необычайно обаятельным человеком, в него с легкостью влюблялись женщины, а что касается мужчин, то он умел уговаривать и умирять даже самых жестких кредиторов. Во-вторых, Михайловский был чрезвычайно легкомысленным человеком и творил такие вещи, за которые любой другой пострадал бы непременно; достаточно сказать, что имея большую семью, 11 собственных и 3 приемных детей, он умудрился в кратчайшие сроки растранжирить на пустое капиталы двух своих жен-миллионерш (незадолго до смерти писатель, получив кредит, нанял частный поезд и съездил на нем в Париж за фруктами для банкета в честь получения этого кредита и т. д.). Но при этом в-третьих, Михайловский был очень бережливым и расчетливым там, где дело касалось государственных денег и общего блага России.

После женитьбы Николай Георгиевич попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье, где его чуть не убили бандиты-турки.

Поскольку у него уже были дети, Михайловский решил более не рисковать и стать помещиком. На деньги жены он купил имение в Самарской губернии и организовал там научно обоснованное рентабельное хозяйство. Однако крестьяне приняли добрые дела его за чудачества барина — в насмешку хозяйство сожгли, урожай погубили. Через 3 года, когда деньги жены кончились, пришлось Михайловскому возвращаться в инженеры.

С 1886 г. Николай Георгиевич строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги. Работал он в Уфе, в Казанской, Костромской, Вятской, Волынской губерниях и в Сибири. Он считается основателем города Новониколаевска (Новосибирска). С апреля 1903 г. Михайловский руководил экспедицией для выполнения проектных работ по строительству железной дороги на южном берегу Крыма.

Поначалу семья ездила вслед за кормильцем. Зиму 1887 г. они жили в Усть-Катаве (близ Челябинска). Там умерла первая дочь Михайловских — 3-месячная Варенька. Там же родился их старший сын Гаря (Георгий).

Зимой 1890—1891 г. тяжело заболела Надежда Валерьевна. Михайловский взял отпуск и увез семью в разоренное самарское имение. Жена поправилась, а Николай Георгиевич со скуки решил написать воспоминания о своем детстве. Попытки заняться литературой он предпринимал и до этого. Ранней весной 1891 г., в самую распутицу, к ним приехал из Петербурга выдающийся русский писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович. К нему случайно попала рукопись Михайловского «Несколько лет в деревне», и он решил познакомиться с автором. Николай Георгиевич прочитал гостю фрагмент из своих воспоминаний, и тот предложил отдать их в журнал «Русская мысль». Поскольку главным редактором этого издания был однофамилец Николая Георгиевича, потребовался псевдоним. Стали придумывать. И тут в комнату вбежал маленький Гаря. Отец взял малыша на руки и со смехом сказал:

— Я Гарин папа!

На что Станюкович ответил:

— Вот и псевдоним — Гарин!

Первые книги писателя выходили под этим именем. Потом появилась двойная фамилия — Гарин-Михайловский.

На литературное поприще Николай Георгиевич выступил в 1892 г. с повестью-воспоминанием «Детство Темы» и рассказом «Несколько лет в деревне». Читатели приветствовали талантливого автора. Со временем воспоминания стали тетралогией: «Детство Темы» (1892 г.), «Гимназисты» (1893 г.), «Студенты» (1895 г.), «Инженеры» (опубл. 1907 г.). Она считается лучшим из всего, что создал Гарин-Михайловский.
В 1895 г. в Самаре писатель познакомился с Верой Александровной Садовской, урожденной Дубровиной. Эта миллионерша жертвовала огромные суммы на его инженерные и литературные авантюры. Начавшийся роман закончился разводом Николая Георгиевича с Чарыковой и его свадьбой с Садовской. С этого времени писатель стал появляться в обществе в сопровождении двух жен! Женщины вынуждены были подружиться и смиренно принять капризы их общего мужа. Бросать кого-либо из них писатель не собирался. Хотя оклада его на содержание столь многочисленного семейства не хватало, все жили на средства Садовской. Гарин-Михайловский даже написал пьесу о его жизни с двумя женами, ее поставили в Самарском театре, и на премьере присутствовало все необычное семейство.

Не забывал писатель и о себе. Утомившись в постоянных изыскательско-строительных экспедициях, он решил совершить в 1898 г. кругосветное путешествие по маршруту Дальний Восток—Япония—Америка—Европа. Жены согласились.

Перед самым отъездом Михайловскому предложили принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Маньчжурии. Поскольку до того времени Корея проводила политику самоизоляции, это была первая в тех местах широкомасштабная зарубежная научная экспедиция. Отказаться от нее было глупо до преступления. И писатель согласился.

Путешествие оказалось очень трудное и опасное. Экспедиция прошла пешком и проехала верхом на лошадях 1600 км. И в каком бы месте она не появлялась, местные власти собирали сказителей, которые через переводчиков рассказывали Николаю Георгиевичу народные сказки — таков был каприз писателя. Все было записано и вылилось в уникальную книгу «Корейские сказки». Автор опубликовал ее в 1899 г., после чего она была переведена на многие языки мира.

С началом русско-японской войны Гарин-Михайловский отправился на Дальний Восток военным корреспондентом. Там он оставался до начала первой русской революции и окончания войны.

По возвращении в Петербург писатель продолжил работу над повестью «Инженеры», а также принял участие в работе большевистского журнала «Вестник жизни». Вечером 10 декабря 1906 г. прошло бурное заседание редколлегии журнала, на нем энергично выступал Гарин-Михайловский. Неожиданно ему стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, лег на диван и умер. От переутомления у писателя случился паралич сердца.

Поскольку накануне Николай Георгиевич по легкомыслию своему отдал крупную сумму на дело революции, а обе его семьи к тому времени были уже разорены, на похороны пришлось собирать деньги по подписке. Погребение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского состоялось на Волковском кладбище в Петербурге.

«Весь на ходу, на лету был этот хорошо сложенный человек, среднего роста, с густыми белыми волосами… Простой в обращении, умеющий говорить с каждым – от крестьянина до светской дамы включительно. Интересный рассказчик, изящный в своей инженерной тужурке, он производил на большинство встречавшихся с ним обаятельное впечатление». Так самарский театральный и литературный обозреватель Александр Смирнов (Треплев), писал о Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском (рис. 1).

Инженер-путеец

Он родился 8 (по новому стилю 20) февраля 1852 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье среднего достатка. Отцом его был уланский офицер Георгий Михайловский, который отличился во время Венгерской кампании в июле 1849 года. При сражении под Германштадтом его эскадрон смелым фланговым ударом наголову разбил вдвое превосходящего неприятеля, захватив при этом две пушки. По итогам военного похода Михайловскому высочайшим указом было пожаловано имение в Херсонской губернии, в котором он, впрочем, почти не жил, а поселился в столице, где вскоре женился на Глафире Цветинович, дворянке сербского происхождения. От этого брака у них родился сын, которого назвали Николаем.

В 1871 году после окончания гимназии молодой человек поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился здесь лишь один год. Заявив отцу, что лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом, Николай бросил университет и поступил в институт путей сообщения. Здесь он впервые попытался заняться сочинительством, но повесть из студенческой жизни, представленная в редакцию одного из столичных журналов, была отклонена без каких-либо объяснений. Эта неудача на много лет отбила у юного автора охоту к литературному творчеству.

Последний год учебы Михайловского в институте путей сообщения совпал Русско-турецкой войной. Диплом инженера-путейца он получил летом 1878 года, когда война уже заканчивалась. Едва получив заветные корочки, молодой специалист был направлен в уже освобожденную от турок Болгарию в должности старшего техника, где он участвовал в восстановлении морского порта и строительстве новых шоссе. В 1879 году «за отличное исполнение поручений в минувшую войну» Михайловский получил первый из своих орденов.

Полученные на Балканах опыт и профессиональное признание позволили молодому инженеру устроиться в железнодорожное ведомство (рис. 2).

Инженер-путеец

В течение последующих лет он участвовал в прокладке новых стальных магистралей в Бессарабии, Одесской губернии и в Закавказье, где дослужился до должности начальника дистанции бакинского участка железной дороги. Однако в конце 1883 года Михайловский неожиданно для своих коллег подал прошение об отставке с железнодорожной службы. Как объяснял сам инженер, он сделал это «за полной неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны, блюсти интересы государственные, с другой - личные, хозяйственные».

Самарский помещик

С этого времени и начался самарский период жизни 30-летнего инженера. Как видно из его более поздних записок, в начале 80-х годов Михайловский увлекся идеями активно действовавшей в это время «Народной воли». В эту организацию входили многие русские интеллигенты, привлеченные сюда задачами «воспитания простого народа» и «подъема роли крестьянской общины в преобразовании России». Сейчас нам понятно, что именно такое «революционное» увлечение и стало подлинной причиной ухода Михайловского из инженерной деятельности.

Будучи человеком практическим, отставник решил воспитывать крестьян конкретными делами. В 1883 году он за 75 тысяч рублей купил имение Юматовку в Бугурусланском уезде Самарской губернии (ныне село Гундоровка Сергиевского района). Здесь Николай Георгиевич поселился вместе с женой и двумя маленькими детьми в помещичьей усадьбе.

Супруги Михайловские надеялись поднять благосостояние местных крестьян, для чего научить их грамотно обрабатывать землю и поднять общий уровень их культуры. Кроме того, под влиянием народнических идей Михайловский хотел изменить всю сложившуюся систему сельских отношений, а именно – ввести выборность в общинном управлении и привлечь в социальную сферу капиталы разбогатевших сельчан, которых классики марксизма-ленинизма впоследствии назвали кулаками. Инженер-народник считал, что ему удастся уговорить богатеев отдать часть своих денег на строительство школы, больницы, дорог и так далее. А для простых хлебопашцев новый владелец имения организовал курсы по изучению немецкого опыта в деле обработке и удобрения земель, что, по его мысли, позволило бы крестьянам уже вскоре получать на заволжских черноземах невиданные для нашей губернии урожаи «сам-тридцать», хотя местные землепашцы в то время получали в лучшем случае «сам-пять».

В начинаниях своего мужа участвовала и Надежда Михайловская, которая, будучи медиком по образованию, бесплатно лечила местных крестьян, а затем устроила школу для их детей, где занималась сама со всеми мальчиками и девочками деревни.

Но все нововведения «доброго помещика» в итоге закончились полным провалом. Простые мужики с недоверием и ропотом встречали все его начинания, категорически отказываясь пахать и сеять «по-немецки». Хотя некоторые семьи все же прислушивались к советам странного барина и выполняли его указания, все в целом Михайловскому даже за два с лишним года так и не удалось преодолеть сопротивление инертной крестьянской массы. Что же касается местных кулаков, то они, едва лишь услышав о его намерении отобрать часть их капиталов «в пользу общества», и вовсе вступили в открытый конфликт с новым землевладельцем, устроив в Юматовке серию ночных поджогов. Только за одно лето Михайловский лишился мельницы и молотилки, а в сентябре, когда запылали сразу все его зернохранилища - также и всего собранного с таким трудом урожая. Почти разорившись, «добрый барин» решил покинуть отвергнувшую его деревню и вернуться к инженерной работе. Наняв в имение умелого управляющего, Михайловский в мае 1886 года поступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Здесь ему доверили строительство участка в Уфимской губернии, откуда впоследствии началась великая Транссибирская магистраль.

А в свободное от прокладки рельсовых путей время Михайловский писал документальную повесть «Несколько лет в деревне», где изложил историю своего неудачного социально-экономического эксперимента в селе Юматовке. Осенью 1890 года инженер, будучи в Москве, показал эту рукопись Константину Станюковичу, автору морских рассказов и романов, который в то время имел большие связи в литературных кругах. Маститый писатель, прочитав несколько глав, пришел в восторг и заявил Михайловскому, что в его лице он видит восходящий литературный талант. Однако молодой автор к его словам отнесся недоверчиво, поскольку считал свое произведение еще сырым, требующим основательной доводки.

Работу над рукописью Михайловский продолжил в те месяцы, пока шла прокладка участка железной дороги «Уфа-Златоуст» (рис. 3).

Инженер-путеец

Одновременно он писал автобиографическую повесть «Детство Темы», которая во многом стала его путевкой в большую литературу. Обе эти книги с небольшим перерывом вышли в свет в 1892 году и получили высокую оценку критики.

Чтобы его не упрекали в невнимании к основной работе, инженер-путеец поставил на обложках своих книг псевдоним - Николай Гарин, произошедший, по словам автора, от имени его сына Георгия, которого в семье звали просто Гаря. Впоследствии он именно так подписывал большинство других своих произведений, а еще через несколько лет официально взял себе двойную фамилию – Гарин-Михайловский.

Продолжением «Детства Темы» стали его повести «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895) и «Инженеры» (1907), которые объединились в автобиографическую тетралогию. Произведения из этого цикла и поныне считаются наиболее известной частью творчества Гарина-Михайловского, причем многие критики считают, что «Детство Темы» - лучшая часть всей тетралогии.

Повесть из детства

Современники вспоминали, что к себе как к литератору он относился критически, и даже недоверчиво. Уже упоминавшийся выше Константин Станюкович после выхода «Детства Темы» очень хвалил эту повесть. Он отметил, что у автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всей свежестью и полнотой детских впечатлений. «Пустяки, - ответил Гарин-Михайловский, тяжело вздохнув. - О детях все хорошо пишут, о них трудно написать плохо».

С начала 90-х годов Николай Георгиевич без отрыва от строительства железных дорог активно участвовал в организации и работе различных периодических изданий в Самаре и в столице. В частности, он писал статьи и рассказы в «Самарский вестник» и «Самарскую газету», в журналы «Начало» и «Жизнь», а в 1891 году Гарин купил право на издание журнала «Русское богатство», и до 1899 года был его редактором.

Сотрудничая с 1895 года с самарскими газетами, он близко познакомился с рядом местных журналистов, в том числе с Алексеем Пешковым, который подписывал свои статьи и заметки псевдонимами «Максим Горький» и «Иегудиил Хламида». Вот как впоследствии Горький вспоминал об этом неугомонном инженере-путейце: «Когда «Самарская газета» попросила его написать рассказ о математике Либермане, он после долгих увещеваний что напишет его в вагоне, по дороге куда-то на Урал. Начало рассказа, написанное на телеграфных бланках, привез в редакцию извозчик с вокзала Самары. Ночью была получена длиннейшая телеграмма с поправками к началу, а через день или два еще телеграмма: «Присланное – не печатать, дам другой вариант». Но другого варианта он не прислал, а конец рассказа прибыл, кажется, из Екатеринбурга… Удивительно, что он мог, при его непоседливости, написать такие вещи, как «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Клотильда», «Бабушка»…»

Кроме Самаро-Златоустовской железной дороги, в 90-х годах Гарин-Михайловский также руководил участками по прокладке стальных магистралей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму. В 1896 году он снова вернулся в Самару, чтобы возглавить строительство железнодорожной ветки от станции Кротовка до Сергиевских минеральных вод, которые в это время в качестве курорта уже приобрели всероссийскую популярность. Здесь Гарин-Михайловский решительно отстранил от дела нечестных подрядчиков, уже успевших нажить немалые барыши за счет воровства казенных средств и недоплаты рабочим. Об этом газета «Волжский вестник» писала так: «Н.Г. Михайловский первым из инженеров-строителей подал свой голос против практиковавшихся доселе порядков, и первый сделал попытку ввести новые».

На той же стройке Николай Георгиевич, так и не отказавшийся от своих народнических попыток «воспитания простых людей», организовал первый в России товарищеский суд с участием рабочих и служащих. Под его присмотром «народные судьи» разбирали дело одного из инженеров, который за взятку принял от нечестного поставщика гнилые шпалы. Суд постановил взяточника уволить и взыскать с него стоимость некачественного товара. Руководство строительной компании, узнав об этой инициативе Гарина-Михайловского, вынесенный «приговор» поддержало, но впредь рекомендовало к «народному правосудию» больше не прибегать.

Также существует легенда, что на одном из участков этого строительства проектанты долго решали, с какой стороны обогнуть высокий холм, поскольку стоимость каждого метра железной дороги была очень высокой. Гарин-Михайловский целый день ходил около возвышенности, а затем приказал прокладывать дорогу вдоль ее правого подножия. Когда его спросили, чем обусловлен такой выбор, инженер ответил, что он весь день наблюдал за птицами, с какой стороны они облетали холм. Конечно же, сказал он, пернатые летают более коротким путем, экономя свои усилия. Уже в наше время точные расчеты, основанные на космической съемке, показали, что решение Гарина-Михайловского, принятое по наблюдению за птицами, было самым верным.

Беспокойная натура

В своих публицистических очерках Гарин-Михайловский оставался верен народническим идеям своей молодости. Он искренне мечтал о временах, когда Россия покроется сетью железных дорог, и не видел большего счастья, как «работать во славу своей страны, приносить ей не воображаемую, а действительную пользу». Сооружение железных дорог он рассматривал как необходимое условие развития экономики, расцвета и могущества своей страны. Учитывая недостаток средств, отпускаемых казной, он настойчиво выступал за удешевление постройки дорог за счет разработки выгодных вариантов и внедрения более совершенных методов строительства.

Правда, взгляды Михайловского на крестьянскую общину со временем претерпели серьезные изменения, и в начале наступившего ХХ века он об этом писал так: «Следует признать за крестьянами такое же право выбирать себе любой вид труда, каким пользуется и пишущий эти строки. В этом только залог успеха, залог прогресса. Всё остальное - застой, где нет места живой душе, где тина и горькое непросыпное пьянство всё того же раба, с той только разницей, что цепь прикована уже не к барину, а к земле. Но прикована всё тем же барином во имя красивых звуков, манящих к себе идеалиста-барина, совершенно не знающего и не желающего знать, а следовательно и не могущего постигнуть весь размер проистекающего от этого зла».

Знакомство и общение с Горьким, который увлекался марксизмом и был лично знаком с крупнейшими деятелями РСДРП, способствовало радикализации политических взглядов Михайловского. Во время революции 1905 года он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил здесь нелегальную литературу, в частности ленинскую «Искру». В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии, Николай Георгиевич привез сюда для распространения партию революционно-пропагандистских изданий, а затем передал часть своих средства для покупки оружия участникам боев на Красной Пресне в Москве.

Результатом его поездок по Дальнему Востоку явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и сборник «Корейские сказки». Горький об этом вспоминал: «Я видел черновики его книг о Маньчжурии… Это была куча разнообразных бумажек, бланки железной дороги, линованные страницы, вырванные из конторской книги, афиша концерта и даже две китайские визитные карточки; всё это исписано полусловами, намеками на буквы. «Как же вы читаете это?» «Ба! - сказал он. - Очень просто, ведь это мною написано». И бойко начал читать одну из милых сказок Кореи. Но мне показалось, что читает он не по рукописи, а по памяти».

В целом же литературное творчество принесло Гарину-Михайловскому широкую известность еще при жизни. Лучшие из его произведений пережили автора. Первый раз собрание сочинений Гарина-Михайловского в восьми томах вышло еще в 1906-1910 годах.

По общему мнению, кипучей натуре Николая Георгиевича просто претил покой. Он исколесил всю Россию, а свои произведения писал «на облучке» - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его, по выражению Горького, «на ходу». Гарин-Михайловский умер от паралича сердца во время редакционного заседания санкт-петербургского журнала «Вестник жизни», в делах которого он принимал деятельное участие. Писатель сказал горячую речь, и здесь ему стало плохо. Он вышел в соседнюю комнату, прилег на диван - и здесь умер. Это случилось 27 ноября (10 декабря) 1906 года в Петербурге. Николая Георгиевичу шел всего лишь 55-й год.

Писателя и инженера Гарина-Михайловского похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а 1912 году на его могиле установили надгробие с бронзовым горельефом работы скульптора Льва Шервуда (рис. 4).

Последние материалы сайта