Производственная инфраструктура в экономике г. Ярославля

07.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Производственная инфраструктура представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на создание условий эффективного функционирования основного производства. На пищевых предприятиях система производственной инфраструктуры охватывает организацию и планирование ремонта оборудования, внутризаводского транспорта, энергетического и складского хозяйства. Рациональная организация каждого элемента этой системы - важнейшее условие обеспечения ритмичности процесса производства, снижение трудоемкости транспортных и складских работ, повышение степени использования мощности оборудования, качества продукции и эффективности производства.

Технический прогресс сопровождается применением сложного оборудования, инструмента, усложняется наладка и обслуживание станков и механизмов. Все это поднимает значение вспомогательного хозяйства, т.е. производственной инфраструктуры предприятия.

За последнее время созданы специализированные заводы по изготовлению инструмента и оснастки, ремонту оборудования. Предприятия обеспечиваются энергией централизованно. Значительная часть транспортных работ выполняется специальными организациями. Однако современный уровень организации вспомогательного производства отстает от технического и организационного уровня основного производства. Это отвлекает большое количество квалифицированных рабочих на вспомогательные работы, увеличивает затраты на обслуживание. На многих предприятиях отраслей пищевой промышленности вспомогательные рабочие составляют более 40% всех занятых.

Совершенствование организации производственной инфраструктуры идет по следующим направлениям:

  • 1. дальнейшая специализация вспомогательных служб. Создаются специализированные предприятия по ремонту оборудования и изготовлению запчастей
  • 2. расширяется выпуск стандартного инструмента массового использования на специализированных предприятиях, создаются предприятия по восстановлению технологической оснастки
  • 3. повышение уровня механизации и автоматизации, технической оснащенности, внедрение комплексной технологии, когда одновременно с технологией основных процессов разрабатывается технология на вспомогательные процессы.

Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению . Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования .

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

  • разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда. Объективно инфраструктура заняла позицию обеспечения нормального товарообмена между городом и селом. Особая ее роль состояла в поддержания условий развития ремесленничества в городских условиях;
  • разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики — торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для , его нормального функционирования и развития.

Она состоит из определенных элементов, сущность которых, характер их взаимодействия между собой зависят от их целей, которые определяются интересами всей национальной экономики, ее потребностями. Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению от производственной сферы.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:

  • производственная инфраструктура;
  • социальная инфраструктура;
  • рыночная инфраструктура.

Производственная инфраструктура — это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д.

Производственная инфраструктура отличается следующими специфическими чертами:
  • доход производственной сферы входит в расчет национального дохода;
  • производственная инфраструктура преобразует продукт в новую для него качественную форму;
  • производственная инфраструктура сегодня имеет значение, равное со всеми остальными отраслями экономики.

Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

Социальная инфраструктура — это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека.

Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов — основного ресурса экономики.

Социальная инфраструктура выполняет следующие функции в национальной экономике:
  • обеспечение нормальных условий жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих субъектов;
  • обеспечение необходимой для ;
  • увеличение трудоспособного возраста;
  • формирование подрастающего поколения.

Сегодня значение социальной инфраструктуры постепенно изменяется — она приобретает все большее значение. Смещение направлений национальной экономики в сторону повышения приводит к увеличению объемов в эту сферу.

Рыночная инфраструктура — это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:
  • торговых организаций. Эти организации не создают материальный товар, главная их функциональная задача заключается в обеспечении торговли уже созданными благами. С одной стороны, они обеспечивают предприятия производственной сферы — реализуют произведенный ими товар. С другой — обеспечивают потребность населения в товарах. Значение торговых организаций заключается в том, что они не только обеспечивают потребности производства, но и активно на него влияют — определяют объемы производства, выпуск новых видов продукции и т. д.;
  • биржевой торговли, имеющей большое значение для нормального функционирования рынка позволяющей повысить эффективность товарно-денежных отношений, создать условия для нормального развития институтов национальной экономики. Биржа — это организованный и регулярно действующий рынок, где осуществляется торговля крупными партиями товаров, валюты и т. д.;
  • банковской системы. Это совокупность организаций, обеспечивающих денежное обращение между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике. Современную банковскую систему России составляют Центральный банк и коммерческие банки;
  • небанковских учреждений, организаций, работающих с денежными средствами, но не имеющих статуса банков. К ним относятся страховые кампании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т. д.
  • транспортной системы являющейся важнейшей инфраструктурой рынка. Она обеспечивает нормальное — его скорость и эффективность. От нее зависит функционирование производственной сферы, доставка ресурсов и готовых товаров.

Производственная, социальная и рыночная инфраструктура являются неотъемлемыми элементами национальной экономики, без которых невозможно нормальное ее функционирование.

Современная инфраструктура России отличается своей неразвитостью и низкой инвестиционной привлекательностью . На это положение оказывает влияние низкая покупательная способность населения и перекос национальной экономики в сторону экспорта сырья. В результате чего оказывается гипертрофированно развита инфраструктура, связанная с добычей и экспортом сырья.

Общей причиной, способствующей обособлению производственной инфраструктуры в самостоятельную сферу экономики, явилось общественное разделение труда. “Общественное разделение труда - это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности” . Зарождение производственной инфраструктуры можно наблюдать уже в трудовом процессе, в котором происходит разделение на основные и вспомогательные действия, хотя в этом случае она еще не относится непосредственно к продукту. Отношения в данном случае складываются внутри деятельности одного производителя. С развитием кооперации и появлением различных форм предприятий происходит отделение вспомогательных функций, которые затем персонифицируются. В этом случае можно рассматривать не сами действия, а деятельность по отношению к продукту. Дальнейшее развитие рынка, расширение границ товарно-денежных отношений привело к выделению производства вспомогательных услуг из рамок компаний-потребителей в специализированные фирмы. “...Трудовая операция, бывшая еще вчера одной из многих функций одного и того же товаропроизводителя, сегодня, быть может, ... обособляется как нечто самостоятельное и именно поэтому посылает на рынок свой частичный продукт как самостоятельный товар” . Таким образом, образовалась внешняя и внутренняя производственная инфраструктура. Первая состоит из независимых специализированных предприятий, а вторая - из производителей вспомогательных услуг в рамках основного производства.

По мере развития производства и увеличения объемов готовой продукции и товарных запасов, которые составляют часть совокупного общественного продукта в виде средств труда и предметов потребления, которые вышли из процесса производства, но не вступили еще в процесс потребления, возникла потребность выделять значительную часть живого и овеществленного труда для хранения и перемещения запасов. Процесс обращения продукта соединяет последовательные звенья производства, возникающие благодаря общественному разделению труда, становится его необходимым условием. При этом, “какова бы ни была общественная форма запаса продуктов, его сохранение требует издержек: построек, тары и т.д. для хранения продукта; оно требует также, в зависимости от природы продукта, больше или меньше труда и средств производства, которые приходится затрачивать для предотвращения вредных влияний. Чем выше общественная концентрация запасов, тем относительно меньше становятся эти издержки” . Вследствие этого стали образовываться целые отрасли экономики, где создаются условия функционирования предприятий.

Таким образом, с начала происходит деление функций на основные и вспомогательные на уровне действий, затем внутри предприятия, потом выделение субъектов, оказывающих вспомогательные услуги, в отдельные предприятия, которые постепенно формируются в отрасли. Их продукт становится самостоятельным, услуга продается как товар, но смысл остается прежний - это обеспечение условий функционирования основного производства. Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что при общественном разделении труда происходит персонификация отдельных функций, в процессе выделения основного и вспомогательного производства, между которыми возникают отношения. Каждое из предприятий основного и вспомогательного производства является субъектом. Субъекты вспомогательной производственной деятельности выступают агентами субъектов основной производственной деятельности, потому что они отделяются от основного производства. Целью товаропроизводителя является продукт как результат основного производства, поэтому, исходя из рационального построения процессов производства, он делегирует часть своих функций, которые непосредственно не участвуют в достижении цели, вспомогательным субъектам. Следовательно, субъекты производственной инфраструктуры выступают агентами, обеспечивающими достижение цели товаропроизводителя.

Основополагающим фактором разделения труда является возможность обмена. “Так как именно возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности, или, другими словами, размерами рынка. Когда рынок не значителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты труда других людей” . Следовательно, чем шире границы обмена, и тем больше экономическое пространство, тем более развита должна быть производственная инфраструктура.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к производству услуг производственной инфраструктуры региона, поскольку от этого непосредственно зависит экономическая деятельность всех предприятий и организаций региона, а косвенным образом и уровень жизни населения. Для нормально функционирующей рыночной экономики необходимы резервы всех видов ресурсов, и инфраструктурные мощности тоже не являются исключением. Согласно мнению многих специалистов, резерв мощностей производственной инфраструктуры должен находиться на уровне 30-35% от потребляемой мощности, в противном случае нарушаются взаимодействия субъектов воспроизводственного процесса, ритмичность снабжения предприятий, срываются сроки поставок грузов по контрактам, затрудняется исполнение хозяйственных договоров .

В отечественной экономической литературе, также как и в зарубежной, производственную инфраструктуру рассматривают, чаще всего, с точки зрения эмпирического, отраслевого и технического подходов. Например, производственную инфраструктуру определяют как “отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, включая энергоснабжение, и др.” или, к примеру, более поздняя дефиниция, но также демонстрирующая отраслевой подход “группу отраслей, от которых в большей степени зависит бесперебойность и эффективность всего общественного производства в целом. Сюда относятся, прежде всего, транспорт всех видов - железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный, связь, материально-техническое снабжение и складское хозяйство, а также отрасли, связанные с обслуживанием и управлением процессом общественного производства” . Другое определение, которое также можно отнести к наиболее распространенным, но уже отражающее функциональный подход: “Производственная инфраструктура - это комплекс инженерно-технических сооружений и объектов, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для размещения и успешного функционирования предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства”

74,184]. На первое место ставится целевая функция производственной инфраструктуры, которая определена как создание внешних и внутренних условий для функционирования предприятий материального производства. Примером структурного подхода к определению производственной инфраструктуры служит ее представление в виде “целого ряда блоков, связанных с реализацией продукции, материально-техническим снабжением, производственно-техническим обслуживанием, финансово-кредитным обеспечением, которые находятся в состоянии взаимоотношений этих служб с товаропроизводителями” . В этом определении подчеркивается прежде всего непосредственное взаимоотношение различных “блоков” с товаропроизводителем. В данном случае, товаропроизводитель представляет ядро, на которое направлено действие вторичного уровня предприятий инфраструктурного обслуживания. Промышленность и сельское хозяйство традиционно выступают в качестве потребителей услуг производственной инфраструктуры. В ходе строительства создается материальный продукт в виде сооружений, поэтому данный вид деятельности представляет собой часть материально-вещественного производства, поэтому далее под материальным производством будем понимать только производство, связанное с изготовлением материальных предметов, вещей и вещественных ценностей, а именно: промышленность, сельское хозяйство и строительство.

Все многообразие определений производственной инфраструктуры в отечественной экономической литературе можно разделить на две группы: первую группу, самую большую, составляют определения в которых производственная инфраструктура рассматривается как “совокупность отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства” (Волощук Г.А., Игнатьев А.М., Игнатьева С.И., Джаббаров Р.Т., Сидорович А.В., Титов А.Б., Чернявский И.Ф. и др.); вторая группа состоит из определений, рассматривающих производственную инфраструктуру как “инженерно-технические сооружения, обеспечивающие эффективное функционирование основного производства” (Васильева Н.М., Котилко В.В., Полунина Г.В., Серов Е.В., Солюс Г.П. и др.). Неоднозначное понимание производственной инфраструктуры, в данном случае, вызвано тем, что многие определения, как правило, исходят из какого-либо одного аспекта системного подхода, а также различного уровня охвата отношений в экономике (на уровне всей экономики, региона, отрасли или отдельного предприятия), что и предопределяет существование различных дефиниций данного понятия.

Структурная организация производственной инфраструктуры представлена функциональными, отраслевыми, пространственными, организационно-управленческими, периодическими и социальными связями, которые сориентированы целевым образом. Функциональная структура обеспечивает движение производственной услуги в соответствии со стадиями производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Отраслевая структура организует виды производственных услуг и их материально-техническую базу в соответствии с общественным разделением труда, обусловленным потребностями хозяйствующих субъектов. Пространственная структура отображает территориальное использование производственных услуг и размещение элементов производственной инфраструктуры. Организационно-управленческая структура характеризует административно-хозяйственное устройство. Периодическая структура характеризует выгодность использования внешней или внутрипроизводственной инфраструктуры в различные периоды времени. Так, например, по мнению экспертов, автомобильные услуги сторонних организаций в первые два года после приобретения собственных автотранспортных средств обходятся на 20% дороже, чем собственные, но через два года после эксплуатации автомобиля иногда выгоднее приобретать данные услуги у специализированных предприятий, поскольку затраты на ремонт, как правило, дороже стоимости самой услуги . Социальная структура отражает структуру работающих по уровню образования, доходов, по полу и другим признакам. В результате диалектического взаимодействия всех аспектов структурной организации производственная инфраструктура представляет собой совокупность экономических связей с хозяйствующим субъектом.

Внутренняя организация системы производственной инфраструктуры представляет собой совокупность сфер деятельности и их связей (отношений). Один элемент системы может быть заменен совершенно другим, несхожим по внутренним особенностям, но если при этом функциональные свойства данного элемента в системе остались прежними, то следует считать, что никаких изменений в структуре не произошло. Например, если в рамках определенного территориально-производственного комплекса закрыли тепловую электростанцию и заменили ее вновь построенной гидроэлектростанцией, то структура территориально-производственного комплекса от этого не меняется, хотя по внутренним характеристикам тепловые и гидростанции имеют весьма мало общего.

Взаимосвязь между структурой и функциональными возможностями системы производственной инфраструктуры можно сформулировать следующим образом: чем разнообразнее отраслевой набор производственной инфраструктуры, тем богаче ее функциональные возможности. Если определить целевую функцию производственной инфраструктуры только как обеспечение общих (внешних и внутренних) условий непосредственно технологического процесса, то структура системы производственной инфраструктуры будет определяться набором предприятий, оказывающих вспомогательные услуги технологическому процессу хозяйствующего субъекта. Если целевую функцию определить как создание общих условий функционирования предприятия в целом, то внутренняя организация производственной инфраструктуры расширяется, и традиционный состав дополняется теми сферами, привлечения которых требует рыночная среда или предприятие сочтет их привлечение целесообразным, например, банковское, информационное обслуживание, НИОКР, деловые услуги, в этом случае элементы внешней среды могут стать внутренними элементами системы производственной инфраструктуры.

В экономической литературе, чаще всего, исследуется отраслевая организация системы производственной инфраструктуры. Различный набор элементов в ней зависит от условий хозяйствования. Так, например, в условиях административно-командной системы предприятиям материального производства требовалось, как правило, лишь обслуживание основного технологического процесса, перемещение и хранение готовой продукции. Для успешного функционирования в условиях рыночной экономики у предприятий возникает потребность в более широком ассортименте вспомогательных услуг. Вообще, формирование новых субъектов производственной инфраструктуры как агентов основного производства по обеспечению условий производства происходит с целью снижения издержек и повышения эффективности и качества выпускаемой продукции.

В качестве основных критериев отбора услуг, относящихся к производственной инфраструктуре, целесообразно принять следующие: 1) непосредственное или косвенное их отношение к обслуживанию процесса основного производства; 2) влияние на величину издержек предприятия, связанных с его деятельностью. Применяя данные критерии, помимо субъектов материально-технического снабжения и производственно-технического обслуживания, которые традиционно относят к производственной инфраструктуре, мы считаем, что к производственной инфраструктуре целесообразно отнести такие предприятия, которые занимаются рекламой, инжинирингом, маркетинговым обслуживанием, консультациями по вопросам управления; информационным обслуживанием потребностей предприятий материального производства (по хранению и обработке информации, услуги баз данных, производство программного обеспечения). Таким образом, внутренняя организация производственной инфраструктуры динамична и со временем меняется под воздействием появления новых потребностей у хозяйствующих субъектов, поэтому производственную инфраструктуру недостаточно определять строго установленным перечнем предприятий, так как для включения в производственную инфраструктуру того или иного вида деятельности необходимо появление объективных предпосылок. Такой предпосылкой, на наш взгляд, является потребительная стоимость или востребованность услуги хозяйствующим субъектом. Из этого следует вывод, что набор элементов в системе производственной инфраструктуры может отличаться для предприятий различных сфер деятельности и содержать элементы, входящие в другие виды инфраструктуры только в той части своей деятельности, которая непосредственно затрагивает работу того или иного предприятия.

Такой подход позволяет учесть в производственной инфраструктуре те виды деятельности, которые, как правило, относят к другим видам инфраструктур. Так, например, всю деятельность предприятий информационной сферы относят к информационной инфраструктуре. С нашей точки зрения, из разнообразного спектра информационных услуг целесообразно вычленить информационное обслуживание предприятий материального производства и отнести его к производственной инфраструктуре. Другим примером может служить оптовая торговля, которая относится к коммерческой инфраструктуре, но при взаимодействии с товаропроизводителями она является элементом производственной инфраструктуры. Аналогично можно рассуждать и относительно банка, который по своим функциям, при совершении финансовых сделок на рынке, выступает как элемент финансовой инфраструктуры, а при текущем обслуживании предприятий материального производства - как элемент производственной инфраструктуры, так как данные услуги банка оказывают косвенное, а в некоторых случаях и непосредственное, влияние на основной процесс производства и способствуют экономии издержек предприятия. Причем именно в условиях рыночной экономики банки могут оказать самое непосредственное влияние на производственную деятельность предприятий. В данном случае банк как элемент производственной инфраструктуры выполняет одну из самых важных функций - обслуживает движение денежных потоков предприятия, поэтому пренебречь влиянием банковских структур на отношения между элементами системы нельзя.

Инфраструктура региона (или территории) в целом представляет собой “комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социоприродохозяйственной системы региона” . Производственная инфраструктура региона (ПИР) является составной частью инфраструктуры региона. При функционировании ПИР на ряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами используются природные, следовательно, производственная инфраструктура региона связана с системой отношений природопользования, которая “осуществляется по поводу естественных условий производства, технических, химических, биологических средств производства, живого труда и продукта” . Поэтому систему производственной инфраструктуры региона целесообразно рассматривать как составную часть региональной социоприродохозяйственной системы, поскольку последняя включает в себя “акты производственно-экономических отношений, потребителей, воспроизводителей и будущих пользователей природных благ” . Таким образом, ПИР представляет собой сферы деятельности, создающие условия для воспроизводства, соединения факторов производства и формирования полезности и затрат хозяйствующих субъектов региональной социоприродохозяйственной системы.

Литература:

1. Авдеенко В.Н., Котлов В.А.Производственный потенциал промышленного предприятия. - М.: Экономика, 1989. - 240 с.

2. Авилова В.Холдинги как реальность нашей экономики //Российский экономический журнал. - 1994. - №2. - С.24-30

3. Агапова Т.Н.Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее измерения. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 198 с.

4. Акопопов И.А., Анашин Ю.А., Павлов И.А., Малинин В.Л.О реструктуризации управления на российских предприятиях в современных условиях //Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №1 - С.25-30.

5. Баликоев В.З.Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Новосибирск: ТОО “ЮКЭА”, НПК “Модус”, 1996. - 416 с.

6. Барр Р.Политическая экономия: в 2-х тт. - Т.2: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1995. - 752 с.

7. Белоусова Н.И., Васильева Е.М.Методы оценки уровня обеспеченности производственной инфраструктурой народного хозяйства //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.49-50.

8. Беркович Л.А.Холдинговая приватизация: плюсы и минусы //ЭКО. - 1992. - №9 - С.77-87.

9. Бобылев С.Н.Экологические аспекты развития инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.81-83.

10. Бункина М.К., Семенова В.А. “Макроэкономика (основы экономической политики)”. - М.: АО “ДИС”, 1996. - 320 с.

11. В Волгограде изобрели приворотное зелье для инвесторов //Деловое Поволжье. -1998. - №3. - С.1

12. Васильев Н.М. К вопросу оценки деятельности производственной инфраструктуры (на примере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства) //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.33-35.

13. Власов В.В.Япония: производственная инфраструктура. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 182 с.

14. Васина В.А.Исследование взаимосвязей региональной производственной инфраструктуры Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1986. - 137 с

15. Волощук Г.А.Инфраструктура торговли. - Киев: Высш шк.., 1989. - 222 с.

16. Громов Г.В.Очерки информационной технологии. М., 1992.

17. Господин Великий Новгород //Автомобильный транспорт. - 1998. - №7. - С.29-35

18. Глазьев С.Центральный банк против промышленности России //Вопросы экономики. - 1998. - №1. - С.16-32

19. Грушенко В.Л., Фомченкова Л.В.Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления //Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №1 - С.31-38.

20. Джаббаров Р.Т.Моделирование развития производственной инфраструктуры региона //Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1983. - 124 с.

21. Джаббаров Р.Т.О некоторых особенностях производственной инфраструктуры региона и принципах ее планирования и моделирования Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1982. - 141 с.

22. Дубова М.Д.Экономика региона: (учебное пособие). ВАГС. - Волгоград: ИПК “Царицын”. 1997. - 224 с.

23. Загорулько М.М. и др. Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1994. - 342 с.

24. Игнатьев А.М., Игнатьев С.И., Крутик А.Б.Госпредприятие: регулирование деятельности и инфраструктура/Под науч. ред. проф. Крутика А.Б. - СПб:Изд-во СПбУЭФ, 1995. - 161с.

25. Иншаков О.В.Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1995. - 450 с.

27. Кокорев В.Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек //Вопросы экономики. - 1996. - №12. - С.61-72

28. Киперман Г.Я., Сурганов Б.С.Популярный экономический словарь. - М.: Экономика, 1993. - 252 с.

29. Кириллова О.Ю.Эффективность фирмы и ее инфраструктуры //Управление персоналом. - 1997. - №4. - С.30-30. 30.Косенков Р.А.Диагностика качества экономического роста и развития предприятий: Учебное пособие. - Волгоград: Издательство ВолгПИ, 1988. - 112 с.

31. Котилко В.В.Современное состояние и проблемы комплексного территориального планирования производственной инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.214-217.

32. Коуз Р.Фирма, рынок и право. - Пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД” при участии изд-ва “Catallaxy”, 1993, - 192 с.

33. Крылова Н.Формирование инфраструктуры приватизации //Вопросы экономики. - 1993. - №4. - С.87-92

34. Лившиц В.Н., Тараканова И.А.Системный анализ эффективности капитальных вложений в развитие и функционирование производственной инфраструктуры //Сб.: Эффективность развития инфраструктуры народного хозяйства. М., 1990

35. Ломовцева О.А.Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1998. - 342 с.

36. Львов Ю.А.Основы экономики и организации бизнеса. - Спб.: ГМП “Формика”, 1992 - 383 с.

37. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2 - М.: Республика, 1992. -400с.

38. Макроэкономические тенденции в сентябре 1998 года //Экономическое развитие России.- 1998. - Т.5. - №11. - С.3-9

39. Малахов С.Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия(двухфакторная модель трансакционных издержек) //Вопросы экономики. - 1996. - №10. - С.89-102

40. Малахов С.Трансакционных издержки в российской экономике //Вопросы экономики. - 1997. - №7. - С.77-86

41. Малое предпринимательство //Экономика и жизнь. - 1997. - №40. - С.4

42. Малый бизнес: между Сциллой налогов и Харибдой бюрократии //Экономика и жизнь. - 1998. - №7. - С.1

43. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1983. - 905 с.

44. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии. Т.2. Процесс обращения капитала. - М.: Политиздат, 1984. - 650 с.

45. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.., Т.26, Ч.1, С. 413.

46. Маршалл А.Принципы экономической науки., т.1. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993 - 357 с.

47. Маршалл А.Принципы экономической науки., т.2. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993 - 310 с.

48. Маршалова А.С.Новоселов А.С.Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/НГАЭиУ. - М.: ОАО Издательство “Экономика”, 1998. - 192 с.

49. Масличенко Ю.Перспективы неформального партнерства, или оценка эффективности вхождения в состав холдинга /Экономика и жизнь.- 1995.- №35. - С. 7.

50. Медведев В.А.Общественное воспроизводство и сфера услуг. - М.: Экономика, 1968. - 206 с.

51. Мильчакова Н. КО проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом //Российский экономический журнал.- 1997.- №2.- 19-26 с.

52. Милюков А.Десятки маленьких монополистов //Деловое Поволжье. - №7. - 1997. - С.4

53. Милюков А.Утром деньги - вечером телефон. Так будет? //Деловое Поволжье. - 1997. - №6. - С.4

54. Михайлов Д.Финансово-промышленные группы: специфика России //Мировая экономика и международные отношения.- 1997.-№ 4.-120-130 с.

55. Моргунов В.Новое в порядке определения амортизационных отчислений //Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. - 1998. - №4. - С.4

56. “На гребнях рыночных волн” //Экономика и жизнь. - 1998. - №6. - С.2

57. На пороге сотового бума //Профиль. - 1998. - №1. - С.41

58. Настольная книга работника местного самоуправления. - Волгоград: ВАГС, 1997. - 250 с.

59. Никелс У., Макхью Д., Макхью С.Постижение бизнеса: пер. с англ. - Тольятти: “Издательский дом ДОВГАНЬ”, 1996. - 928 с.

60. Никитин С., Глазова Е., Степанова М.Мировые цены: особенности формирования //Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №3 - С. 5-18

61. Норт Д.Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. Нестеренко А.Н. - М.: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. - 180 с.

62. Норт Д.Институциональные изменения: рамки анализа //Вопросы экономики - 1997. - №3. - С. 6-17

63. Носова С.С.Инфраструктура в системе общественного производства. - М.: Наука, 1982. - 81 с.

64. Носова С.С.Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. - М.: Высшая Школа, 1983. - 127 с.

65. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник /под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. М.:ПРОМО-Мдеиа, 1995. - 608 с.

66. Осипов В.А.Региональная экономика (экономический потенциал и проблемы развития регионов): Учеб. Пособие/ ДВКИ. Владивосток, 1994. -69 с.

67. Пезенти А.Очерки политической экономики капитализма. - Т.2. - М.: Прогресс, 1976. - 885 с.

68. Петраков Н.Я.Создание эффективного собственника //Экономическая наука современной России. - 1998. - №1. - С.67-73.

69. Политическая экономия: словарь/ Под ред. Ожерельева О.И. и др. - М.:Полит издат, 1990. - 607 с.

70. Полунина Г.В.Критика современных буржуазных концепций инфраструктуры //Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры предприятия
1.1. Понятие и роль производственной инфраструктуры
1.2. Вспомогательные подразделения
1.3. Обслуживающие хозяйства
Глава 2. Характеристика производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»
2.1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия
2.2. Особенности технологического процесса изготовления платин
2.3. Производственная инфраструктура предприятия ОАО «Сатурн»
Глава 3. Пути совершенствования производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»
3.1. Мероприятия по совершенствованию производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»
3.2. Изменение потребности в ресурсном обеспечении производства
3.3. Изменение организационных и экономических показателей предприятия
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение

В современной рыночной экономике предприятия могут существовать и стабильно развиваться не только благодаря наличию денежных ресурсов, но и благодаря оптимизации их распределения по всем направлениям деятельности предприятия. Структура производства должна отличаться продуманным аппаратом управления. На сегодняшний день лишь немногие крупные предприятия могут с уверенностью заявить, что справляются с этой задачей хотя бы на 80%.

В данной курсовой работе будут рассмотрены все основные этапы организации производственной инфраструктуры на примере ОАО «Сатурн», которое существует на рынке уже более 60 лет.

Актуальность курсовой работы подтверждается тем, что работа любого предприятия напрямую зависит от рациональной организации производственной инфраструктуры, и чем лучше будет проработана политика управления в этом виде деятельности, тем выше будет эффективность производственного процесса при минимальной затрате производительных сил.

Главной целью работы можно назвать изучение процесса организации инфраструктуры производственного предприятия с точки зрения ее эффективности.

В задачи курсовой работы входят:

1) углубленное изучение инфраструктуры предприятия, как в теоретическом, так и в практическом аспекте;

2) ознакомление с работой оборонного предприятия;

3) изучение основных направлений совершенствования организации производства на примере предприятия города Омска;

4) получение и закрепление навыков по расчету основных экономических показателей и показателей эффективности.

Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры предприятия

1.1. Понятие и роль производственной инфраструктуры

Организационная структура предприятия представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из взаимосвязанных и функционально обособленных подсистем, находящихся в постоянном развитии и совершенствовании в соответствии со своими задачами и целями. Центральной подсистемой такой системы является основное производство, структура и состав которого зависят от характера и технологических особенностей выпускаемой продукции, объемов производства.

Для организации производственного процесса необходимо своевременно обеспечить основное производство средствами труда, материальными ресурсами, работниками соответствующих специальностей, профессией и квалификации. Парк технологического оборудования и машин в зависимости от состава технологических операций требует разнообразного технологического оснащения и обеспечения всеми видами энергоресурсов. В процессе эксплуатации средства труда изнашиваются и теряют свою работоспособность, поэтому для обеспечения постоянной технической готовки парка машин и оборудования необходимы непрерывный контроль за их техническим состоянием, уход и ремонт.

В процессе производства продукции сырье, материалы, полуфабрикаты требуется неоднократно перемещать от операции к операции и между производственными подразделениями, контролировать их качество, обеспечивать сохранность запасов, незавершенного производства и готовой продукции. Для обеспечения эффективности работы предприятия необходимы соответствующие системы планирования, учета, контроля и информационного обеспечения производственных ресурсов.

Таким образом, можно сформулировать функции, которые должно выполнять предприятие для организации производства продукции: обеспечивающие, поддерживающие, восстановительные, контрольные, учетные, обучающие. Выполняют эти функции структурные подразделения предприятия, объединенные в единую подсистему, называемую инфраструктурой предприятия .

Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Производственная инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства .

Рис. 1. Состав производственной инфраструктуры предприятия

Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, службами материально-технического снабжения и технического контроля.

1.2. Вспомогательные подразделения

1) Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.

Инструментальное хозяйство на предприятии включает производственные звенья (участки, цехи) по изготовлению инструментов, складские и комплектующие подразделения (центральный инструментальный склад, цеховые инструментально-раздаточные кладовые); подразделения по восстановлению и ремонту инструментов; подразделения по инструментообеспечению рабочих мест.


Рис. 2. Состав и взаимосвязь подразделений инструментального хозяйства

Отдел технического надзора и метрологии осуществляет технический надзор за эксплуатацией оснастки и контроль за ее состоянием. Инструментальный цех предназначен для производства новой специальной технологической оснастки. Цех по ремонту и восстановлению оснастки выполняет работы по восстановлению изношенной технологической оснастки или ее ремонту. Центральный инструментальный склад осуществляет приемку новой и восстановленной технологической оснастки; организует хранение, учет запаса и движения технологической оснастки, выдачу ее цеховым инструментально-раздаточным кладовым (ИРК); организует прием от цеховых ИРК изношенной оснастки и передачу ее в цех восстановления и ремонта .

2) Ремонтное хозяйство. Основной задачей функционирования ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Служба ремонтного хозяйства в системе управления предприятием подчинена главному инженеру. В ее состав входят: ремонтно-восстановительная база предприятия, склады, цехи и общезаводские отделы ремонтного хозяйства (технологический, оборудования, диспетчерский).

В зависимости от масштабов производства ремонтно-восстановительная база предприятия может содержать ремонтно-механический цех, выполняющий ремонт технологического оборудования; ремонтно-строительный цех, выполняющий ремонт зданий, сооружений, производственных, складских и служебных помещений; электроремонтный цех, подчиненный главному энергетику и выполняющий ремонт энергооборудования, а также склады оборудования и запасных частей. Кроме того, в цехах целесообразно создание ремонтных баз, подчиненных цеховому механику, главной задачей которых является поддержание в работоспособном состоянии технологического оборудования, осуществление профилактических осмотров, разнообразных ремонтных работ.

Общезаводские отделы ремонтного хозяйства подчиняются главному механику наряду с ремонтно-механическим и ремонтно-строительным цехами. Вместе с этими подразделениями в его службе можно организовать бюро планово-предупредительного ремонта и планово-производственное бюро.

Одним из условий эффективной организации работы любого предприятия является наличие отлаженного механизма выполнения ремонтных работ. Чем ниже удельный вес расходов на ремонт, обслуживание и содержание оборудования в себестоимости продукции, тем выше эффективность производства и самого ремонтного хозяйства. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта.

Для успешного ведения производства необходимо рационально построить производственный процесс в пространстве, т.е. определить исходя из особенностей производства наиболее эффективную структуру предприятия.

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.

Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.

Производственная структура предприятия динамична. По, мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организации производства и труда совершенствуется и производственная структура.

Совершенствование производственной структуры создает условия для интенсификации производства, эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции.

В отличие от производственной структуры общая структура предприятия включает различные общезаводские службы и хозяйства, в том числе и связанные с культурно-бытовым обслуживанием работников предприятия (жилищно-коммунальное хозяйство, столовые, больницы, поликлиники, детские сады и т.п.).

Элементы производственной структуры

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.

Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса. Значение комплексных рабочих мест увеличивается с повышением уровня механизации и автоматизации производства.

Рабочее место может быть стационарным и подвижным. Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, оснащенной соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту. Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.

В зависимости от особенностей выполняемых работ рабочие места подразделяются на специализированные и универсальные.

От уровня организации рабочих мест, обоснованного определения их количества и специализации, согласования их работы во времени, рациональности расположения на производственной площади существенно зависят конечные результаты работы предприятия.

Именно на рабочих местах осуществляется непосредственное взаимодействие материальных, технологических и трудовых факторов производства. На уровне рабочего места используются основные факторы роста производительности.

Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель– мастер участка.

Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором – по выполнению одинаковых операций.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое плановое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.

Специализация цехов

Цехи предприятия могут быть организованы по технологическому, предметному и смешанному типам.

При технологическом типе структуры цех специализируется на выполнении однородных технологических операций (например, на текстильном предприятии – прядильный, ткацкий, отделочный цехи; на машиностроительном – штамповочный, литейный, термический, сборочный).

Технологическая специализация приводит к усложнению взаимосвязей между участками и цехами, к частым переналадкам оборудования. Расположение оборудования по группам, выполняющим однородные работы, приводит к встречным перевозкам предметов труда, увеличивает протяженность транспортировки, затраты времени на переналадку оборудования, длительность производственного цикла, объем незавершенного производства, оборотных средств, существенно усложняет учет. Вместе с тем технологическая специализация цехов имеет и определенные положительные моменты: она обеспечивает высокую загрузку оборудования и отличается относительной простотой руководства производством, занятым выполнением одного технологического процесса. Построение цехов по технологическому принципу характерно для предприятий, производящих разнообразную продукцию.

При предметном типе цехи специализируются на изготовлении определенного изделия или его части (узла, агрегата), применяя при этом различные технологические процессы.

Подобное построение создает возможность организации предметно-замкнутых цехов, в которых выполняются разнообразные технологические процессы. Такие цехи имеют законченный цикл производства.

Предметная специализация имеет значительные преимущества по сравнению с технологической. Более глубокая специализация рабочих мест дает возможность применения высокопроизводительного оборудования, обеспечивает рост производительности труда и повышает качество продукции. Замкнутое построение производственного процесса в пределах цеха уменьшает затраты времени и средств на транспортировку, приводит к сокращению длительности производственного цикла. Все это упрощает управление, планирование производства и его учет, приводит к повышению технико-экономических показателей работы. Закрепление за цехом цикла производства определенного изделия повышает ответственность коллектива цеха за качество и сроки выполнения работ. Однако при незначительном объеме производства и трудоемкости выпускаемых изделий предметная специализация может оказаться неэффективной, так как приводит к неполной загрузке оборудования и производственных площадей.

Следует иметь в виду, что даже в условиях значительного масштаба производства и устойчивой номенклатуры выпуска предметная специализация цехов полностью не вытесняет технологическую. Особенности технологического процесса приводят к тому, что заготовительные цехи (например, литейный, штамповочный) строятся по технологической специализации.

Наряду с технологической и предметной структурами на промышленных предприятиях широкое распространение получил смешанный (предметно-технологический) тип производственной структуры. Этот тип структуры часто встречается в легкой промышленности (например, обувное и швейное производство), в машиностроении и ряде других отраслей.

Смешанный тип производственной структуры имеет ряд преимуществ: он обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Совершенствование производственной структуры должно идти по пути расширения предметной и смешанной специализации, организации участков и цехов при высокой загрузке оборудования, централизации вспомогательных подразделений предприятия.

Функциональные подразделения предприятия

Промышленные предприятия могут быть организованы с полным и неполным циклом производства. Предприятия с полным циклом производства имеют все необходимые цехи и службы для изготовления сложного изделия, а на предприятиях с неполным циклом производства отсутствуют некоторые цехи, относящиеся к определенным стадиям производства. Так, машиностроительные заводы могут не иметь своих литейных и кузнечных цехов, а получать литье и поковки по кооперации от специализированных предприятий.

Все цехи и хозяйства промышленного предприятия можно разделить на цехи основного производства, вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства. На отдельных предприятиях могут быть подсобные и побочные цехи.

К цехам основного производства относятся цехи, изготовляющие основную продукцию предприятия. Основные цехи делятся на заготовительные (кузнечные, литейные), обрабатывающие (механический, термический, деревообрабатывающий) и сборочные (комплектация изделий).

Главными задачами основного производства являются обеспечение движения продукта в процессе его изготовления, организация рационального технико-технологического процесса.

Задача вспомогательных цехов – изготовление инструментальной оснастки для производственных цехов предприятия, производство запасных частей для заводского оборудования и энергетических ресурсов. Важнейшими из этих цехов являются инструментальные, ремонтные, энергетические. Количество вспомогательных цехов и их размеры зависят от масштаба производства и состава основных цехов.

К подсобным цехам относятся, как правило, цехи, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов, например тарный цех, изготовляющий тару для упаковки продукции.

Побочные цехи – это цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства либо осуществляется восстановление использованных вспомогательных материалов для нужд производства (например, цех по регенерации отходов и обтирочных материалов).

Назначение обслуживающих хозяйств – обеспечение всех звеньев предприятия различными видами обслуживания; инструментальным, ремонтным, энергетическим, транспортным, складским и т.п. Важное место в производственной структуре предприятия занимают службы снабжения и подготовки новых изделий и прогрессивной технологии. Последняя включает экспериментальный цех, различные лаборатории по испытанию новых материалов, готовой продукции, технологических процессов.

Система обслуживания производственного процесса имеет целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.

При усилении ориентации предприятий на нужды потребителя в значительной мере расширился состав подразделений сервисного обслуживания, изучающих конъюнктуру спроса на продукцию, занимающихся комплектацией готовой продукции, обеспечивающих надзор и контроль за использованием продукции, проводящих монтаж, наладку и гарантийный ремонт продукции у потребителя. Сервисные службы имеют необходимый запас деталей, узлов и агрегатов, позволяющих ремонтировать реализованную продукцию.

Также большую роль на предприятии имеют подразделения социальной инфраструктуры, которые призваны обеспечить социальное обслуживание рабочих, прежде всего реализацию мероприятий по улучшению охраны труда, технике безопасности, медицинскому обслуживанию, организации отдыха, спорта, бытового обслуживания и т.п.

На рис. 8.1. приведена производственная структура машиностроительного предприятия.

Факторы, влияющие на производственную структуру

Анализ, оценка и обоснование направлений совершенствования структур предприятий должны проводиться с учетом факторов и условий их формирования.

Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить на несколько групп.

Общеструктурные (народнохозяйственные) факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п. К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.

Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятий. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры предприятия.

Последние материалы сайта