Колесо Сансары: путь освобождения. Колесо сансары: что это значит

25.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Бхавачакра или колесо Сансары – что это такое подробно описано в учении Будды. Есть большой соблазн применять термин по всякому удобному поводу, ознакомившись с ним поверхностно. Однако нужно понимать, что учение о Сансаре основано на безусловной вере в реинкарнацию.

Некоторые люди утверждают, что могут вспомнить свою прошлую жизнь. Колесо Сансары и реинкарнация – эти понятия являются центральными в нескольких восточных религиозных учениях (буддизм, индуизм, джайнизм). Означают они примерно одно и то же: человеческая душа после смерти тела получает новую физическую оболочку. Научного доказательства этого явления не существует, но и отрицать его учёные не в силах. Исторические факты заставляют поверить в то, что круговорот рождения и смерти реально существует.

Маленькие дети в возрасте от 2 до 7 лет иногда рассказывают подробности о своей прошлой жизни. Становясь старше, они сами не могут вспомнить, о чём говорили. Это явление подробно исследовал Ян Стивенсон. Он изучил рассказы 3 тыс. детей, задокументировал и сравнил с реальными фактами. После своих исследований он убедился в реальности перевоплощения душ и опубликовал книгу «Двадцать случаев предполагаемой реинкарнации».

Что такое колесо Сансары

Колесо Сансары наглядно демонстрирует закон кармы, который определяет перерождение всех существ снова и снова. Оно символизирует весь существующий мир, наполненный страданиями. На колесе изображены 6 вариантов рождения, 6 миров Сансары. Внизу круга – три условно плохих рождения, наверху – три условно хороших. Избавлены от страданий только те души, которые покинули сеть Сансары.

Значение термина кратко и понятно

Сансара – это отношения обиды-воздаяния, вечный круговорот рождения и смерти, из которого трудно выбраться. Того, кто захвачен вихрем страстей, ждёт новое перерождение и страдание в одном из миров.

Третий закон Ньютона гласит: сила действия равна силе противодействия. Он может описать не только физические явления, но и значение колеса Сансары. Закон воздаяния выражен в русских пословицах и поговорках: что посеет человек, то и пожнёт, сеющий ветер, пожнёт бурю и т. д.

Символические изображения

Учение о карме иногда изображается в виде змеи, заглатывающей свой хвост. Но чаще всего используется символ – колесо Сансары, состоящее из нескольких окружностей.

Каждая окружность колеса Сансары имеет важный символический смысл:

  1. В центре изображены первопричины, пленяющие людей в бесконечный круговорот кармы – свинья как символ невежества, петух, означающий похоть, змея – носительница гнева.
  2. Второй символ колеса – это круг, разделённый на 2 половины. Он означает хорошую и плохую карму.
  3. Третий круг колеса разделён на 6 частей, он описывает 3 счастливых и 3 неблагоприятных мира, в которых может воплотиться душа.
  4. Внешний, последний круг колеса разделён на 12 частей или ниндан. Это символ 12 ступеней цикла, через которые проходит душа, двигаясь между рождением и смертью.

Круг Сансары держит в клыках и лапах демон смерти – Яма. За пределами круга изображён Будда, достигший мокши или просветления и покинувший круговорот страданий.

Что значит «Колесо Сансары дало оборот»

Все существа во вселенной проходят 12 звеньев развития или, как их еще называют, ниндан.

Это причинно-следственные звенья закона кармы, образующие 1 полный цикл:

  1. Первым звеном цикла является духовная слепота, неведение, которое предшествует зачатию.
  2. Затем карма существа приводит его к воплощению в одном из миров.
  3. Начинает пробуждаться сознание во время эмбриогенеза.
  4. Возникает чувственное и образное познание.
  5. Формируется тело и органы чувств согласно карме.
  6. Начинается восприятие мира.
  7. Чувства формируют личность.
  8. Проявляются неудовлетворённость, желание.
  9. Все усилия направлены на достижение целей.
  10. Проступки и заблуждения создают новую карму.
  11. Ожидание нового рождения.
  12. Старость и смерть.

Когда сущность проживает все 12 этапов, говорят, что колесо Сансары дало оборот. Определена новая судьба, которая направит душу отрабатывать карму в один из миров. Несчастна та душа, которая обречена на воплощение в теле животного, адского существа или прета (голодного духа). Самые праведные сущности, заслужившие жизнь полную наслаждения, воплотятся в мире богов, те, кто любит власть – в мире асуров. Только рождение в теле человека считается у буддистов наиболее благоприятным для преодоления власти Сансары.

Состояние бардо

Тибетская книга мёртвых Бардо Тхёдол подробно описывает всё происходящее с душой человека после смерти – куда она попадает, что видит и как должна себя вести. Эти ценные сведения, по мнению тибетских мудрецов, могли помочь и направить в загробном мире всех, обладающих знанием, особенно тех, кто умер внезапно.

Внезапная смерть является самой неблагоприятной во всех религиозных традициях. Она может быть следствием несчастного случая или нападения бандитов. Такую смерть называют еще безвременной или злой – душа, оказавшись вырванной из привычного мира, испытывает огромное потрясение, ей угрожает опасность. Древние знания призваны уберечь от опасностей в загробном мире.

В западной культуре состояние бардо связывают с положением души после смерти и до момента рождения в новом теле. В буддизме это понятие имеет более широкий смысл, оно дословно означает «между двумя» или промежуточное состояние.

В учении Алмазного пути идет речь о шести бардо:

  • умирание – от болезни до смерти;
  • посмертный опыт – переход души в её изначальное состояние и устремление к новому воплощению;
  • рождение – от зачатия до появления на свет;
  • жизнь – от зачатия до смерти;
  • сон – от засыпания к пробуждению;
  • медитация – от погружения в медитативное сосредоточение до возвращения в реальный мир.

Состоянием бардо можно также назвать жизнь в ожидании чего-то, когда время ощущается как промежуток между событиями.

Выход из круговорота страданий

«Враги и болезни – лучшие учителя», избитая фраза, признать справедливость которой в реальной жизни очень сложно. Но Вселенная – это большой учебный класс. От того, насколько хорошо человек усваивает уроки жизни, зависит его развитие. Если же личность остается на позиции гордости, думая, что её никто не вправе обижать, она удерживается в круговороте страданий Сансары.

У каждого человека заложено неприятие критики и ненависти в свой адрес. Это естественно. Появляется недовольство и несогласие с таким отношением. Если не принимать эту ситуацию как свою, пытаясь разобраться, за что идёт ненависть, поток негатива усилится. Найдутся новые враги, которые тоже начнут ненавидеть.

Чтобы преодолеть порочный круг взаимной ненависти и агрессии, у человека есть свободная воля. Он вправе выбирать, что для него важнее – освобождение от страдания или торжество справедливости. Некоторым христианам трудно понять слова Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Хотя христианское учение отвергает возможность реинкарнации, через представление о Сансаре становится понятнее безусловная Божья любовь.

Будда указал путь, как выйти из колеса Сансары, состоящий из восьми ступеней.

В основе пути лежит мудрость, которая делает правильным 8 проявлений человеческой жизни:

  • воззрение;
  • намерение (нравственность);
  • речь;
  • поведение;
  • образ жизни (духовная дисциплина);
  • усилие;
  • памятование;
  • сосредоточение.

Под правильным воззрением понимается принятие 4 благородных истин и основных положений буддистского учения.

Закон Сансары

Совершив плохой поступок по отношению к какому-то человеку, виновный наказывается по справедливым законам Высшего Разума. Того Разума, который связан со всем живым отношениями любви. Обиженный человек желает, чтобы его враг испытал то же, что и он сам. По высшему закону справедливости это желание начинает исполняться. Через определённый промежуток времени пожелание беды, по тому же самому закону, возвращается к тому, кто ненавидит своих обидчиков. Это и есть закон Сансары на понятном для русского человека языке.

Закон высшей справедливости формирует судьбу всех живых существ в мироздании. Добро награждается, зло наказывается. При осознании вины и исправлении душа переходит на новый уровень существования, пока не покорится новой страсти или страданию.

В виде колеса. Оно не является объектом поклонения, в нем запечатлены основополагающие методологические принципы буддийской мысли.

Три яда – неведение, привязанность и гнев представлены в образе соответственно свиньи, петуха и змеи, находящихся на ступице колеса. Между спицами изображаются шесть сфер – состояния паранойи, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов.

Вокруг обода расположены Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения. Это колесо держит в зубах Яма, Владыка смерти, олицетворяющий непостоянство.

Только Будда стоит в стороне от этого колеса. Часто это колесо рисуют на внешней двери при входе в традиционные буддийские храмы в Гималаях.

По легенде, это изображение по совету Будды Шакьямуни было преподнесено в дар царем Магадхи дхармараджей Бимбисарой своему другу монарху Утраяне, и пробудило в том доверие к Дхарме.

Сансара

(санскр.; тиб. кхорва, «круговорот») – обусловленное существование, круговорот вынужденных рождений и смертей в обусловленных мирах. Согласно выдающемуся тибетскому ламе Гампопе (1079-1153гг.), сансара имеет следующие три базовые характеристики:

  1. ее природа – пустота
  2. ее проявление – иллюзия
  3. ее характеристика – страдание (Зегерс 2000: 50).

Под «пустотой» и «иллюзией» скрывается понимание того, что есть истинная реальность за пределами всех концепций, а также непостоянства и взаимообусловленности всего, с чем все существа обычно сталкиваются в жизни. Буддийское понятие страдания имеет гораздо более широкое значение, чем мы привыкли.

Первая благородная истина Будды: Обусловленное существование является страданием.

"Человек только на первый взгляд – кузнец своего счастья, а на самом деле не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий" (Е.Торчинов)

Первоначальное представление о сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (не позднее 8-7 вв. до н.э.), но именно буддизм, используя уже существующее всем понятное представление, тщательно разработал его, в отличие от индуизма, как «абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы» [Торчинов 2005:32], где сансара предстает продуктом причинно-следственных связей и регулируется законом кармы (поэтому это обусловленное существование).

Карма – закон причины и следствия

Слово «карма» (от санск. корня "кр" – «творить, создавать», ср. с англ.-create) имеет также древневедийское происхождение и было заимствовано буддизмом. Согласно Е.Торчинову, оно может быть переведено как «дело», «действие», но никоим образом не как «судьба» или «участь», как иногда думают. Так, на китайский язык «карма» переводится словом «е», которое в современном языке даже имеет значение «занятие», «специальность» или «профессия».

Если в архаическом, ведийском, значении слово «карма» подразумевало не всякое действие, а только ритуально значимое, обряд, дающий желаемый «плод» (санск. пхала), то с появлением Будды постепенно значение этого понятия расширилось. Оно стало означать любое действие, или акт, имеющий результат, причем в самом широком смысле:

  • акт физический (действие, поступок),
  • акт вербальный (слово, высказывание)
  • и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание) [Торчинов 2005: 30].

Таким образом, карма в буддизме - это закон причины и следствия, распространяющийся на любое действие. Совокупность всех действий, совершенных за всю жизнь, их общая энергия, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой напрямую обусловлен совокупным характером совершенных действий.

Соответственно, такая карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Как заметил Е.Торчинов, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни или физическая красота), основные черты характера, психологические наклонности, таланты или отсутствие способностей и тому подобное. Затем в новой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение)» [Торчинов 2005:30].

В буддизме считается, что достичь Просветления возможно в том случае, если в течении множества жизней было накоплено достаточное количество энергии позитивных действий и хороших впечатлений, наработаны привычка делать жизненный выбор в пользу других живых существ, осознавать свои поступки и делать добро, то есть некий позитивный потенциал, о чем рассказывают и истории прошлых жизней Будды Шакьямуни – джатаки . Буддийское учение о законе кармы, согласно Е.Торчинову, - результат распространения представления о всеобщности причинно-следственных отношений и на область этики и психологии.

Причинно-зависимое происхождение (обусловленность)

Учение о карме как причинно-следственной связи находит свое углубленное развитие в теории, получившей название «пратитья самутпада» (санск. причинно-зависимое происхождение). Эта теория чрезвычайно важна, поскольку она, по существу, превратилась в базовый методологический принцип буддийской мысли. Она подробно рассматривается далее в описании символики Колеса сансары. Главный смысл этого принципа заключается в том, что все этапы существования причинно обусловлены.

Вместе с тем живое существо (не только человек), пребывая в неведении, влекомое своими бессознательными импульсами, оказывается, по существу, рабом неумолимой обусловленности, находясь не столько в деятельном, сколько в страдательном положении [Торчинов 2005: 33].

Весь этот процесс с присущими ему закономерностями отражен в изображении Колеса сансары - в символике внешнего ободка в его композиции.

Четыре благородных истины

Колесо сансары – не только показывает замкнутый круг обусловленного существования, но главное - указывает на выход из него. Это также и символическое напоминание о Четырех благородных истинах Будды, показывающих, что есть состояние необусловленного счастья - Просветление, и возможно прекращение страдания. Это учение было дано Буддой во время Первого Поворота Колеса Дхармы, и является базовым для всех традиций буддизма: «обусловленное существование - страдание», «страдание имеет причину», «если устранить причину, устранится и страдание» , «и есть методы устранения страдания».

Просветление (Пробуждение от сна неведения) позволяет выйти из вынужденного неосознаваемого круговорота рождений-смертей, преодолеть «страдательность» сансары. И Будда оставил для этого методы Трех Поворотов Колеса Дхармы.

Иконография Колеса сансары

Учение о сансаре, данное Буддой, запечатлено в изображении Колеса сансары (санск. бхавачакра, «колесо обусловленного существования»). Это один из самых популярных сюжетов. Его можно видеть около входа в любой буддийский храм или монастырь.

Круговая композиция Колеса символизирует бесконечный круговорот умов в сансарическом бытии. Она включает в себя 1 круг и четыре окружности: - центральный круг и две окружности изображают причины сансарического существования; - третья – следствия; Все вместе они иллюстрируют закон кармы. - а внешний ободок представляет собой схему цепи взаимо-зависимого происхождения из 12 элементов.

Центральный круг

В центральном самом маленьком круге, в ступице колеса, изображены три главных корня обусловленного существования: неведение (санск. моха), привязанность (санск. двеша, «страсть») и гнев (санск. рага).

Эти три базовых аффекта (санск. клеша), т.е. три главные дуалистические эмоции, порождающие остальные и являющиеся мотивами любых негативных поступков, лежат в основе сансарического существования.

Канонически эти омрачения в буддийской иконографии изображаются в виде животных:

  • неведение (игнорирование, тупость) в образе свиньи
  • привязанность (зависимость, страсть) – в образе петуха
  • гнев (злость, чувство мести, отвращение) – в образе змеи.

«Свинья олицетворяет неведение, ибо ест всё без разбору. Также непонимание не видит разницы между благим и дурным, удачным и неудачным. Петух - символ привязанности как стремления завладеть объектом опыта или слиться с ним, ибо он - а) владелец гарема и б) способен выискать в траве мелкое зерно; так и привязанность зорко концентрируется лишь на предмете своего влечения. Змея либо уползает прочь, когда к ней приближается человек; либо нападает на него; так и гнев стремится устранить объект из поля восприятия, опыта либо избегая, либо уничтожая его» [Парибок 1997: 33].

Из базового неведения возникает привязанность, та в свою очередь создает ситуации, провоцирующие гнев. Они – своеобразный мотор, движущая сила всего колеса. Поэтому символические животные как бы ухватились за хвосты друг друга и, как белка в колесе, пустились в бег по кругу, приводя в движение Колесо сансары.

Второй круг

Второй от центра круг, разделен на светлую и темную половины, так как все типы кармы, возникающей от дуалистических обусловленных эмоций, можно свести к двум типам: благая и неблагая карма. Благая карма ведет к перерождению в высших мирах, а неблагая - к перерождению в низких формах жизни. Чтобы показать это, второй круг Колеса сансары разделен на черную и белую половины: обитатели высших миров сознательно следуют пути накопления заслуг и благих действий, а на темном пути существ их порочные наклонности увлекают «вниз», к мучительным формам существования.

В целом, этот круг иллюстрирует карму, поступки, произведенные под влиянием либо трех дурных факторов центра, либо при их отсутствии. Поэтому данный круг смежен со ступицей, вместе с центром он изображает причины: омрачения и произведенные ими поступки суть основа сансарного существования.

Третий круг

В следующем, третьем изнутри круге Колеса сансары запечатлены следствия кармы в виде рождения в одном из шести миров. Этот круг разделен на шесть или пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ (часто боги и асуры могут изображаться в одном и том же секторе); в каждом из этих миров изображены Будда или Бодхисатва, воплощающиеся там из великого сочувствия, чтобы помогать живым существам. Ему характерен определенный цвет, и он держит в руках символический атрибут, которым характеризуется специфический метод донесения до слушателей того или иного мира вести о возможном освобождении.

Буддизм в зависимости от преобладающих тенденций умов существ признает шесть возможных форм существования:

  • рождение в качестве божества (санск. дэва), если в уме преобладают блаженство радостного благополучия и гордость, (божества изображены в верхнем секторе Колеса);
  • воинственного полубога (санск. асура), если преобладает ревность, (сектор асуров изображен рядом с сектором божеств, ниже его, слева);
  • и человека, если преобладают желание и привязанности (сектор людей –рядом с сектором божеств, ниже его, справа)

эти три формы рождения считаются счастливыми и композиционно представляют собой верхний полукруг Колеса сансары;

  • а также животного, если преобладают неведение и тупость, (сектор животных расположен под сектором мира людей);
  • голодного духа (санск. преты), если преобладают жадность и страсть, (сектор претов расположен под сектором асуров);
  • и обитателя ада (если преобладает гнев, злость, чувство мести), (самый нижний сектор круга, составляет противоположный полюс сектору божеств)

эти три формы рождения считаются несчастливыми и композиционно образуют нижний полукруг Колеса сансары.

Чтобы понять эти аллегории, не обязательно разделять взгляды древней мифологии. Достаточно внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть в людях те же черты гордого благополучия (богов), тупости (животных), страстной жадности (голодных духов). Ясно, что эти стереотипы восприятия не возникли беспричинно, а долго закладывались умственными тенденциями. Поэтому Будда говорил: “Весь мир – ум ”.

Никакой идеи духовной эволюции в этой схеме миров не заложено: после смерти в качестве божества можно снова родиться человеком, потом попасть в ад, потом родиться животным, потом снова человеком, потом опять попасть в ад и т. д., в зависимости от совершаемых действий и преобладающих на тот или иной момент тенденций ума [Торчинов 2005:32]. Когда результаты совершённых действий истощаются, существо, повинуясь другим импульсам своего подсознания («карма »»), перерождается в иной сфере бытия.

Драгоценное человеческое тело

Человек здесь занимает срединное положение меж живыми существами, и в буддийских текстах постоянно подчеркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна. Человек не так погружен в обманчивое блаженство, как боги, но и не настолько измучен, как обитатели адов; кроме того, человек в отличие от животных наделен также развитым интеллектом. Такое положение способствует тому, что только человек среди других форм существ способен к обретению освобождения от сансары, вынужденного неосознаваемого и обусловленного круговращения рождений-смертей.

Поэтому классические буддийские тексты постоянно говорят о том, что рождение в человеческом теле с возможностью практиковать буддийские освобождающие методы - редкая драгоценность и обретение его - великое счастье.

Внешний ободок

Внешний ободок Колеса сансары содержит символическое изображение учения о Причинно-зависимом происхождении.

Цепь причинно-зависимого происхождения состоит из ряда этапов существования (санск. нидана , «звено»), ведущих существ от рождения к старости и смерти и к новому рождению. В дидактических целях она показана на примере человеческой жизни. Изображения читаются по часовой стрелке, начиная сверху. Звенья цепи связаны между собой посредством Кармы - законом причинно-следственной связи. Эта цепь звеньев отражена во внешнем круге композиции. Этот последний, узкий круг, образующий как бы обод колеса, разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати звеньям цепи причинно-зависимого происхождения.

Каждой «нидане» соответствует символическое изображение:

  1. базовое неведение (санск. авидья, тиб. маригпа) относительно своей и окружающих вещей истинной природы приводит существ в круг сансары. Неведение символизирует изображение человека, в глаз которого попала стрела, или слепца с посохом: не понимая закона кармы, человек в сансаре бредет наугад и не застрахован от падения в низшие формы бытия. Стрела, ранящая человека – традиционный символ неведения. Существует известная притча из 63-й проповеди «Маджхима-никаи», в которой Будда рассказал историю о человеке, раненном отравленной стрелой, который вместо того, чтобы вытащить ее и залечить рану, медлил, выясняя, что за человек пустил в него эту стрелу, как его зовут, какие у него были намерения, к какой он принадлежал касте и т.д. Под отравленной стрелой подразумевалось базовое неведение, лечение представляли собой искусные практические методы Будды, а промедление - уподоблялось увлечению абстрактными метафизическими вопросами.
  2. возникающие при этом подсознательные импульсы (санск. санскара, тиб. дхудже), формирующие факторы мотиваций и ментальных привычек, влекущие умершего к новому рождению, представлены в виде фигуры гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге; здесь промежуточное состояние (тиб. бардо) заканчивается и происходит зачатие новой жизни;
  3. наличие формирующих факторов (санскар) обусловливает появление различающего, двойственного сознания (санск. виджняна, тиб. намше), пока еще неоформленного, аморфного. Такое сознание изображено в виде обезьяны, прыгающей с ветки на ветку (такое сознание нецелостно и неустойчиво, склонно перескакивать с одного объекта на другой); это сознание уже содержит семена действий в виде кармических привычных тенденций, которые созревают и происходит-
  4. формирование имени и формы (санкс. нама-рупа, тиб. мингчжук), то есть психофизических характеристик существа. Они представлены двумя людьми, плывущими в одной лодке; на их основе формируются –
  5. шесть баз (санск. садайтана, тиб. кьече друк) восприятия, то есть шесть органов, или способностей (санск. индрия), чувственного восприятия. Шестой индрией является «манас» (санск.; «ум»), также считающийся органом восприятия «умопостигаемого». Они изображены в виде дома с шестью окнами;
  6. в момент рождения шесть органов чувств приходят в контакт (санск. спарша, тиб. рекпа) с объектами чувственного восприятия, что изображено в образе предающейся любви супружеской пары;
  7. в результате чего возникают ощущения (санск. ведана, тиб. цорва) приятного, неприятного и нейтрального; такое восприятие изображено как вода, выливаемая из кувшина на раскаленное докрасна железо.
  8. эти ощущения обусловливают появление желания (санск. тришна, тиб. сепа) вновь испытать то, что приятно, что в свою очередь приводит к появлению влечения, страсти, привязанности. Тогда как чувство неприятного формирует гнев и его тонкое проявление - отвращение. В буддийском "Колесе Бытия" всегда изображают человека, пьющего пиво, или которому подносят пиво. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют -
  9. привязанность, схватывание, попытки удержать (санск. упадана (праявастхана), тиб. ленпа) приятное и оттолкнуть неприятное, оставляя без внимания нейтральное. Это изображено в образе собирания плодов обезьяной;
  10. привязанности составляют сущность сансарического бытия (санск. бхава, тиб. сипа), они становятся силой, побуждающей войти в следующую фазу существования. Образ десятого звена известен в виде супружеской пары, где женщина беременна. В результате происходит –
  11. новое рождение (санск. джати, тиб. кьева), На буддийских изображениях показана рожающая женщина. Однако, новое рождение неизбежно приводит к -
  12. старению и смерти (санск. джала-марана, тиб. гава чива). В буддийских версиях, показана урна с прахом, или труп, завернутый и переносимый одним или несколькими людьми.

И далее вновь базовое неведение приводит умы существ к очередному воплощению и т.д. Все это «колесо обусловленного существования» держит в своих лапах, как бы обнимая его, Яма, символизирующий страдание и «страдательность», обусловленность как главное свойство сансарического бытия [Торчинов 2005: 34-35].

Яма

(санск. Яма, тиб. Шиндже, “Господин Мертвецов”) Яма – индийский бог смерти, его образ в буддийском контексте приобретает собственное значение, он выражает принцип кармы, крепко держащий колесо сансары. В популярных народных представлениях Яма сохраняет свои функции судьи подземного царства, воздающего умершим по их заслугам. Яма в буддийской иконографии красного цвета (символ мудрости, познавшей иллюзорность сансары), с третьим глазом просветленной мудрости.Согласно буддийской космологии он - правитель божественного Мира без разногласий, известном как Небеса Ямы .

Будда

Вне колеса в верхнем углу картины, обычно изображается Будда

Недостатки Сансары

Последнее из четырёх изменений ума связано с негативными сторонами сансары. В трёх нижних мирах, среди обитателей ада и голодных духов, нет ничего, кроме страдания. В мире животных есть некоторые приятные моменты, но их не много. Главным образом, животные едят друг друга и живут в постоянном страхе быть выслеженными и убитыми другими животными. Человеческие существа, полубоги и боги имеют больше удовольствий, но эти удовольствия всё равно сопровождаются болезненностью.

Человеческие существа страдают когда рождаются, когда они стареют, заболевают и когда умирают. Есть и много других видов беспокойства. Особенно чувство неосуществлённости, чувство, что не получено всё, что нужно. Это само по себе болезненно! Мы столько всего хотим! Мы хотим это, хотим то. Не всё всегда происходит так, как мы этого хотим.

Мы хотим того, чего хотим, и мы стараемся избежать всего, что неприятно. Но тем не менее, неприятное случается. Это болезненно. У нас есть враги, люди, с которыми мы не хотим иметь дело. Существует болезнь. Существует неудача. У нас есть близкие, наши друзья и родственники; мы любим деньги, и вещи в нашей жизни действительно дороги для нас. Мы не хотим расставаться со всем этим, но мы это делаем. Это болезненно. Мы не хотим расставаться со всеми этими вещами, как на время, так и навсегда.

В каждый момент концептуального мышления присутствуют надежда и страх. Эти надежда и страх болезненны. Это очень тонкая боль. Потом она может перерасти в сильную боль. В США иногда целые горные массивы охвачены огнём, хотя первой причиной для этого могла бы быть брошенная кем-то спичка или сигарета. Нужно совсем немного, чтобы получить огромный эффект. В каждый момент мышления, если присутствуют слабые надежда и страх, они могут захватить наш ум и усилиться в нём, и отчаяние может быть ужасным.

Есть также традиционные пути описания страдания. Страдание из-за перемен, страдание из-за страдания, и всепроникающее страдание обусловленности, а также много других описаний. Глядя с позиции полностью пробуждённого Будды, воплощение и рождение болезненны. Житие болезненно, существование болезненно. Быть больным болезненно и умирать болезненно. Рождение, старение, болезни и смерть.

Сансарические состояния всегда имеют определённое отрицательное качество. Не важно, где мы сейчас и где мы окончим, в любой ситуации внутри трёх миров сансары нет места, где было бы совершенное счастье, радость и удовольствие. Почему? Потому что все сансарические состояния создаются кармой и тревожащими эмоциями. Все они обусловлены. В любом обусловленном состоянии не бывает постоянного счастья. Хотя в высших мирах есть что-то приятное по сравнению с низшими, ни удовольствия, ни счастье там всё равно не совершенны и не бесконечны. Нет такого места, которое было бы полностью вне трёх видов страдания.

Когда мы действительно понимаем это со всей остротой, в нас возникает некоторое разочарование. Мы должны развить определённую неприязнь к преследованию дальнейших обусловленных состояний в сансаре. Это всё, что нам нужно, и это работа четырёх изменений ума. Когда нас больше не будет интересовать дальнейшее преследование сансары, что же мы будем преследовать? Единственное, что действительно значимо - это реализация сущностного смысла. Важность четырёх изменений ума в том, что они могут повернуть наш интерес от сансарического состояния к практике Дхармы. Они также помогут нам быть более сострадательными к другим, повернут и направят наш ум на реализацию сущностной истины, изначального состояния ума. Даже если мы распознаем это состояние, четыре изменения ума помогут нам реализовать его глубже. Таким образом, четыре изменения ума очень ценны. Нам нужно знать, в чём их ценность и каковы их цели.

Нёндро называются предварительной практикой, но, честно говоря, она содержит главную часть самой тренировки. В каждой из этих практик всегда присутствует момент, когда мы пытаемся обойтись без концепций и оставаться в естественном состоянии ума. Это делается в прибежище и в практике Ваджрасаттвы. В конце сессии, после объединения с состоянием Ваджрасаттвы, мы остаёмся свободными от фиксаций. Также, когда мы совершаем тайное подношение мандалы, им является освобождение от всех концепций. Тренировка истинной природы ума является практикой гуру-йоги. Практика нёндро создаёт условия для действительного проявления состояния реализации, которое присутствует внутри нас, чистое и совершенное. Множество практикующих прошлого достигли реализации с помощью этих средств. Мы просто идем по их стопам. Каждый из нас становится ещё одним практикующим в ряду тех, кто получил реализацию с помощью предварительных практик.

Из книги Устранение волнения из-за восьми преходящих явлений автора Берзин Александр

Чего я ожидаю от сансары? 1. Даже Будда не мог угодить всем, и не каждый восхвалял и любил Будду. Чего же я тогда ожидаю для себя?2. Чего я жду от сансары? До тех пор пока я не очищу всю свою карму, я буду получать хорошие и плохие известия, обретать и терять, обстоятельства будут

Из книги Махамудра, устраняющая тьму невежества автора Асахара Сёко

Из книги Сатанизм для интеллигенции автора Кураев Андрей Вячеславович

Проклятие Сансары Второе, уже отмеченное выше, отличие популярной теософии от классических религий Индии, состоит в ее отношении к колесу перевоплощений. «Исходная точка Пути - это искреннее отвращение к бесконечной цепи перевоплощений», - говорят буддисты.

Из книги Библейские темы автора Сербский Николай Велимирович

Наши недостатки Посмотрим друг на друга, чтобы увидеть, каковы мы, православные. Знаем ли мы Священное Писание и силу Божию? Знать то и другое - значит быть совершенными. Знать одно без другого - значит не знать полноты Православия. Разве наша Церковь не

Из книги Разум за Бога: Почему среди умных так много верующих автора Келлер Тимоти

Недостатки характера Каждый, кто имеет отношение к жизни церкви, вскоре обнаружит множество изъянов в характере среднестатистического христианина. Если уж на то пошло, соперничество и дух преданности своей группировке в церковных сообществах более выражены, чем в любой

Из книги Махамудра, рассеивающая тьму неведения автора Дордже Вангчук

Пороки сансары. После этого, если вы не размышляете о порочности сансары, или циклического существования, вы не отвернётесь от неосознанного влечения к ней и не разовьёте мысли отречения. При этом опыт и постижения не расцветут в потоке вашего сознания. Поскольку вы,

Из книги Шри Харинама Чинтамани автора

Недостатки садху Если в человеке присутствует преданность Господу, то даже наличие у него каких-либо недостатков не лишает его статуса садху, такого человека все равно следует почитать. В «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам» Кришна дает нам это наставление, и я

Из книги Нерушимые истины автора Рей Реджинальд А.

Существа из сансары 2. Индийские божества. Индийские божества были унаследованы тибетцами с появлением в Тибете самого буддизма. Эти божества в основном не имеют для тибетцев особой повседневной важности как в контексте буддистской практики, так и в мирской жизни с её

Из книги Светоч уверенности автора Конгтрул Чжамгон

ДЕФЕКТЫ САНСАРЫ В представлении буддиста особенность человеческого состояния заключается в непрерывном поиске счастья. Каждый из нас имеет собственную «коллекцию» идей о том, как достичь счастья, и этот набор идей всегда меняется. Но факт наличия определённой версии

Из книги История загробного мира автора Ивик Олег

ПОРОЧНОСТИ САНСАРЫ КромешникиВосемь горячих адов. Для родившихся там все горы и долины кромешной - пышущее жаром раскаленное железо. Реки и озера - расплавленные медь и бронза. Деревья осыпают их дождем мечей и иного колющего, режущего оружия. Существам там нет ни мига

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

Буддисты в колесе сансары Если у индуистов весь мир является в какой-то мере загробным, потому что после смерти человек может не только отправиться в ад или в рай, но и возродиться среди живых, то у буддистов эта мысль доведена до полного логического завершения. Существуют

Из книги Преобразование проблем в радость. Вкус Дхармы автора Ринпоче Лама Сопа

Буддисты в колесе сансары Баркова А.Л. Буддизм: Путь к Просветлению.Интернет-публикация Института истории культур, http://www.unic.edu.ru/buddism/l.htm. Буддизм. Словарь. М., 1992.Джатака о куропатке. Пер.: Б. Захарьин // Будда. Истории о перерождениях. М, 1991.Тибетская книга мертвых. Бардо

Из книги История и география загробного мира автора Ивик Олег

Из книги автора

Из книги автора

Прекращение сансары Как говорит Нагарджуна: Действия (кармы), порожденные привязанностью, ненавистью и неведением, - недобродетельны. Действия, порожденные непривязанностью, не-ненавистью и не-неведением, - добродетельны. Добродетельны кармы или нет - все они

Из книги автора

Буддисты в колесе сансары Если у индуистов весь мир является в какой?то мере загробным, потому что после смерти человек может не только отправиться в ад или в рай, но и возродиться среди живых, то у буддистов эта мысль доведена до полного логического завершения.

В данной статье мы подробно рассмотрим понятия «колесо сансары», «реинкарнация» и «карма», а также возможности выхода из этой бесконечной цепи перерождений.

Что такое колесо сансары?

Жизнь — это путь по дороге страданий и свершений, и мы должны идти по нему безропотно и следовать всем законам, определенным Богами. Так гласит древневосточная философия, да и у славян жизнь часто сравнивают с дорогой. Но как мы движемся по этому жизненному пути? Вот здесь нам на помощь и приходит понятие, пришедшее к нам из самой древней из мировых религий — колесо сансары.


Дело в том, что учение о сансаре на полуострове Индостан существовало задолго до рождения Гаутамы-Просветленного Будды и до появления буддизма. Первое упоминание о ней мы встречаем в Ведах Упанишадах, где разъясняются законы мироздания. Здесь рассказывается о Высших существах, которые пребывают в вечной нирване, а все остальные живущие на земле, отравленные ядами греховности и неверия, пребывают в бесконечном вращении перерождений, подчиняясь безжалостному закону кармы.

Поскольку сансара приносит лишь страдания, то главная цель всего сущего – это найти выход из нее и вновь впасть в состояние вечного блаженства. Многие великие умы бились над вопросом: возможно ли разорвать бесконечное вращение сансары? Как это можно сделать? Но ответил на этот вопрос лишь Великий Будда, достигший просветленного знания.

Только в буддизме были разработаны точные причинно-следственные связи между сансарой и реинкарнацией по законам кармы. Понятие сансара можно объяснить как бесконечную цепь перерождений и смертей, причем во всех проявлениях живых существ, представленных во Вселенной.

Если перевести слово «сансара» с санскрита, самого древнего письменного языка, то оно будет звучать как «вечное, бесконечное скитание».

Буддистская философия утверждает, что наш мир не единственный, существующий во Вселенной, миров великое множество, и перерождений может быть, все они действуют только согласно кармическим законам всемирной справедливости.

До сих пор колесо сансары прочно ассоциируется с цикличностью событий, непрерывно происходящих во Вселенной.

По легенде Будда выложил рисом упрощенную схему колеса сансары — обод и восемь спиц, соединенных со ступицей.

Характеристика сансары

Индийский философ 11 века Лама Гампопа выделил три основные характерных признака сансары.

  • Первый признак — это природа. Все существующие миры — нереальны, эфемерны, в них нет основы, они только кажутся существующими, на самом деле – это великая пустота, которая может принимать любые формы и любые воплощения;
  • Второй признак — иллюзорность. Все, что существует внутри сансары – обман, фантазия, мираж. Именно поэтому она и может принимать любые проявления и формы, поскольку только фантазия может легко меняться под воздействием внешних и внутренних факторов;
  • Третий признак — страдание. Не следует понимать его в прямом смысле слова, буддисты считают, что любое неудовлетворенное желание – это страдание.

Страдание у них вовсе не понятие, противоположное счастью и удовольствию. Буддисты называют этим термином любую нестабильность, любые переживания духа, любые всплески эмоций. Противопоставлено ему понятие вечного умиротворения, блаженства без чувств, без эмоций, внутренней свободы, подчиненной только законам гармонии Вселенной.

Мирская реальная жизнь для буддистов не может дать счастья. Она слишком суетна, она заставляет человека думать о хлебе насущном, он находится в постоянной тревоге за близких, он должен трудиться и мучиться. Именно поэтому абсолютно все переживания и эмоции связаны с сансарой, т.е. страданием. Даже радуясь чему-то в этой жизни, мы боимся потерять свое счастье, имея семью или детей, мы страшимся за будущее, имея достаток и здоровье, боимся их потерять. Любые наши достижения ведут к желанию подняться еще выше, достигнуть еще большего. И наконец, самый основополагающий страх – это страх смерти, мы всегда страшимся потерять свою, на первый взгляд, единственную жизнь и поэтому она не может доставить нам полного умиротворения и удовольствия.

Движение сансары

Колесо сансары постоянно вращается и момент его соприкосновение с землей — это и есть наше сегодняшнее земное воплощение. Один полный оборот колеса равен одной кальпе, одному дню из жизни Великого бога Брахмы. Так считают древние индийские .

Но согласно буддистской версии Брахма не имеет к этому никакого отношения, сансара появляется в результате разрушения предыдущих миров. Любое живое существо рождается, расцветает, а затем умирает, согласуясь с законами природы и нравственности, так и все миры рождаются, развиваются и умирают так же, согласно законам Вселенной. Один полный цикл движения колеса называется Махакальпа и равен четырем частям, каждая из которых состоит из двадцати кальп.

В первой части мир рождается и развивается, во второй — он находится в полной гармонии и стабильности, в третьей — начинает деградировать, а в пятой — умирает. Или находится в состоянии, называемом бардо, которое является только предпосылкой для следующего воплощения.

Когда мы говорим о том, что судьбоносное колесо сансары сделало полный оборот, мы подразумеваем смену эпох или цивилизаций.

Роль сансары в буддизме

В философско-этическом учении буддизма понятие о сансаре играет огромную роль. Именно оно раскрывает сущность идей перевоплощения и освобождения из цикличности перевоплощений.

Будда Шакьямуни после того, как стал Просветленным, раскрыл смертным четыре истины, позволяющие жить в гармонии со Вселенной и достичь желанного положения нирваны.

Открытия, сделанные Буддой во время медитации, назвали Благородными истинами и звучат они так:

  • Если мы живем, мы страдаем, вся наша жизнь пронизана только постоянными страданиями,
  • Поскольку мы живем в физическом теле, то мы испытываем неутолимые постоянные желания, которые не всегда можем утолить,
  • Наши страдания прекратятся с окончанием наших желаний,
  • Если научить себя не желать, то можно научиться и не страдать.

Дукха (первая истина — боль) указывает на то, что наш ум еще не знаком с законами и правилами, учрежденными Вселенной и Богами. Ум в этот момент можно сравнить с глазом человека, который видит все вокруг, но не может увидеть и познать самого себя. Можно преодолеть восьмеричный путь, который поможет познать себя в круговороте мира, для этого нужно преодолеть пять препятствий:

  • Привязанности — они возбуждают в нас желание обладания и страх потерять любимых людей и вещи,
  • Гнев — разрушает наш внутренний покой и отторгает нас от гармонии мира,
  • Ревность, зависть — заставляют ненавидеть людей, заставляют нас прятать от них свое имущество, мы не хотим, чтобы они были так же счастливы, как и мы,
  • Гордыня — мы в своих мыслях и мечтах возвышаемся над всеми другими и не признаем за ними прав, подобных нашим,
  • Невежество, заблуждения — мы и сами не знаем, что нам полезно, а что уничтожает нас, мы придумываем отговорки, чтобы не творить добро и сами запутываем себя в дебрях недобрых умозаключений.

Желание (самудая) указывает на то, что мы постоянно полны эмоциями, чувствами, причем они меняются и противоречат друг другу, они толкают человека из крайности в крайность, не дают ему пребывать в блаженном покое.

Страдание (ниродха) утверждает, что если избавить человека от заблуждений, то его ум вернется в блаженное состояние умиротворения и созерцания.

Путь (магга) точно указывает на пути, ведущие к совершенству.

Восьмеричный благородный путь, также названный Срединным путем к совершенству, можно пройти только посредством избавления от желаний и страданий.

Закон кармы – вселенской справедливости

Понятие колесо сансары неразрывно связано с понятиями Кармы — закона высшей вселенской справедливости и реинкарнации, перевоплощения из одной жизненной сущности в другую.

Каждое живое существо, не только человек, но и животные, и насекомые, и растения, имеют два тела: телесное или физическое, смертное и духовное, бестелесное, бессмертное. Согласно этому закону все живое переходит из одного воплощения в другое, отрабатывая определенные умения, выполняя наложенную на него Высшими силами миссию, после этого покидают свое физическое тело и уходят в иной мир, чтобы вернуться в новом воплощении с новым заданием.

О понятии реинкарнация ведется много рассуждений в индуизме — национальной религии Древней Индии. Буддизм развивался на основе индуизма, но развил и дополнил учение о сансаре понятиями кармы и раскрытием возможностей выхода из бесконечного вращения колеса судьбы.

Учение о сансаре в других религиях

По философии буддизма никто не приходит в мир только однажды, цепь наших перевоплощений бесконечна и непрерывна, она позволяет человеку, переходя из одного состояния в другое, очистить свой ум и совесть от ненужных заблуждений, и познать истину.

В Даосизме- национальной китайской религии- также принято учение о реинкарнации. Основатель даосизма Лао Цзы (Вечный старик) приходил на землю несколько раз в различных воплощениях, В одном из своих постулатов он говорит, что рождение – это не начало жизни, а смерть – это не конец ее, нет рождения и нет смерти, а есть только вечная цепь перехода из одного состояния в другое.

Древнее учение Каббала считает также, что смерть приходит к любому человеку раз за разом, чтобы человек в период нахождения на земле сумел воспитать в себе высшие качества, соответствующие требованиям Абсолюта. А главное его требование – это полюбить все живое больше чем самого себя, полностью отречься от всех эгоистическим помыслов и принять единение с Космосом. Пока душа человека не отречется от себялюбия, она будет приходить в этот мир, и смерть будет приходить к человеку вновь и вновь.

В христианской религии запрещено любое упоминание о реинкарнации, поскольку оно противоречит учению Христа о вечной душе и единственной жизни, а также о Страшном Суде, который ожидает всех без исключения. После этого судилища душа человека будет пребывать или в Аду, или в Раю без права покинуть это место, то есть христианство не дает своим адептам возможности изменить будущее и раскаяться. Но некоторые известные теологи считают, что сам Иисус рождался много раз, пока не явился в мир в образе Мессии.

Ислам, самая молодая из мировых религий, также не признает закон реинкарнации, считая, что после кончины человек попадает или в райский сад или в ад, но в Коране, главной книге мусульман, есть упоминания о воскрешении и возвращении на землю в другом образе. Эти суры предлагают не бояться смерти, поскольку ее нет, а есть только бесконечная цепь рождений и перевоплощений.

Древние цивилизации майя и ацтеков, последователи учения манихейства и зороастризма, великие Сократ, Платон и Пифагор также считали идеи реинкарнации достоверными и доказанными. Представители эпохи Просвещения Вольтер, Гете, Бальзак и Конан-Дойль, а также великие еретики Джордано Бруно и Коперник также считали, что в идеях перехода души в разные воплощения нет ничего необычного.

Что происходит между рождениями?

В перерыве между двумя рождениями душа человека находится в положении, которое называется бардо.

  • Первое бардо процесса умирания — это момент агонии, перехода в мир иной. Обычно этот процесс дает человеку много физических страданий, но если человек накопил много духовной силы, то у него есть поддержка извне,
  • Бардо Драхматы — вневременной природы, после того как физическое тело прекратило свою жизнь, ум и душа человека переходят в состояние покоя и блаженства, поскольку истинное состояние ума дается от природы каждому живущему существу,
  • Бардо рождения – время от зачатия до рождения, когда формируется тело будущего человека и его миссия, с которой он явится в мир,
  • Бардо жизни в промежутке между рождением и смертью — это период нашей земной жизни от момента рождения до момента смерти.

Кроме этого выделяют два дополнительных состояния: бардо глубокого сна, при котором человека не посещают сновидения и бардо медитации, при котором человек путем приобщения к Вселенской гармонии впадает в состояние нирваны.

Виды кармы

Карма, о которой мы сегодня так много говорим, этот деятельность человека, имеющая практический результат. Причем понятие деятельность включает не только прямое действие, но и мысль, слово, чувство, эмоцию.

Кроме этого, карма — это закон вселенской справедливости, по которому каждое действие имеет свое последствие, и за плохие, и за хорошие поступки мы должны отвечать своими последующими перерождениями.

Буддисты понятие карма делят на три группы: карма, викарма и акарма.

Карма — это все наши положительные поступки, совершенные для блага других без эгоистических побуждений. Накапливая карму, мы действуем по законам Космоса и переходим в высшие миры, уменьшаем свои страдания и находим больше возможностей для саморазвития.

— это действия, направленные на нарушение законов Вселенной, в целях только личного обогащения. Викарма, накапливаясь, отправляет нашу душу в низшие миры. В современном мире понятие викарма соотносится с понятием «греховность».

— это деятельность без прогресса, и без регресса. Может быть, на первый взгляд это звучит странно, но если человек не грешит открыто, и не движется к саморазвитию, то зависает в акарме. В то же время, в этом состоянии человек является инструментом в руках Высших сил, он может творить подвиги во славу Господа и ради спасения грешников, но не по собственному желанию.

Считается, что этот последний вид кармического состояния связан с Просветлением, поскольку позволяет не думать, но действовать по законам Космическим.

Возможно ли выйти из бесконечности сансары?

Единственная причина, заставляющая человека бесконечно вращаться в колесе сансары — это три греха: невежество, страсть и гнев. Только если искоренить в своей душе эти греховные помыслы, можно разорвать цепь и достичь нирваны. Буддизм называет негативные и позитивные поступки, которые помогут или наоборот помешают вырваться из цепи вечных перерождений.

Положительные поступки, ведущие к спасению:

  • Спасти жизнь любого живого существа,
  • Щедрость души,
  • Верность единственной раз и навсегда избранной возлюбленной,
  • Правдолюбие,
  • Выступать в роли миротворца,
  • Мудрая и справедливая речь без бранных и грубых слов,
  • Не желать большего, чем имеешь,
  • Сострадание к окружающим и людям, и животным, и птицам,
  • Знание учения Будды, саморазвитие и самосовершенствование.

По законам кармы мы все отвечаем за свои поступки. За плохие дела нас ждут наказания, за хорошие — награда.

В разных учениях колесо сансары имеет примерно одинаковое толкование. Одной фразой можно сказать, что колесо сансары – это бесконечная цепь рождений и умираний в соответствии с реинкарнацией по законам кармы. Проходя свой жизненный цикл, все живые существа накапливают определенный опыт знаний, страданий и перевоплощений. Это превращение может длиться бесконечно долго, если человек не постарается избавиться от грехов и достичь совершенства.

Многие из вас в повседневной могли слышать выражения, в которых присутствует слово «сансара» (или «самсара»). В это выражение вкладывают разное значение, однако оно далеко от первоначального, так как «сансара» представляет собой нечто иное, что дано познать не каждому. Сегодня вы узнаете, как связана сансара с человека и душой, что это слово означает, и как улучшить своё положение в бесконечном круговороте, либо выйти из него.

Что такое сансара

Начнём с того, что такое самсара, после чего расскажем, в чём заключается её смысл и назначение.


Рассказать в двух словах, что такое сансара, достаточно сложно, так как это слово употребляется сразу в нескольких религиях джайнизм, сикхизм, буддизм).

Слово «сансара» («самсара») является санскритской транскрипцией. Дословный перевод - «прохождение» или «протекание» . При этом данным словом в индуистских мировоззренческих текстах называют перерождение, переселение души (реинкарнацию). Получается, что сансара, проще говоря - это и есть перерождение.

Однако на процесс перерождения в индуизме влияет . В процессе жизни человек совершает поступки, которые определяют его будущее. В конце одной жизни подводят итог, который влияет на перерождение, решая, будет оно «высокое» или «низкое». Также стоит представлять сансару не как одну реинкарнацию, а как бесчисленное количество, в котором одна жизнь подобна маленькой песчинке на большом песчаном пляже.


Получается, что «закон сансары» - это причинно-следственная связь, которая определяет, будешь ты вознаграждён либо покаран.

Так как карма в самсаре участвует как контрольный элемент, то нельзя полностью отождествлять эти понятия. Из чего следует, что «закон сансары» - это те последствия, которые вытекают из состояния кармы, на которую в свою очередь влияют мирские деяния.

Колесо сансары - что это такое

Выше мы писали о том, что «колесо» бесконечной мирской жизни - это сансара. Однако колесо сансары не является простой последовательностью жизней, а представлено в виде совокупностей миров, которые постоянно движутся и трансформируются.

Знаете ли вы? Изображение колеса сансары присутствует на входе в любой буддийский храм.

Получается, что перед нами не бесконечная цепочка последовательных жизней одной души, а все миры, которые постоянно пребывают в движении, и это движение приводит к трансформации всего, что находится внутри круга.

Круг сансары - это порочный круг, миры в котором представляют собой иллюзию, из которой можно выбраться только будучи человеком.

Что значит: колесо сансары дало оборот

Стоит разобраться, что значит выражение «колесо сансары дало оборот».

Прохождение одного круга невозможно оценить по времени, так как один полный оборот соответствует одному дню жизни Бога (описано в Ведах). В привычном понимании, данное выражение означает смену эпох, что никак не связано с жизнью Бога. То есть, речь идёт о замене старого на новое, о каких-либо трансформациях.

При этом, согласно буддийским учениям, в процессе одного оборота колеса мир переживает следующие стадии: формирование, стабильность, деградация и , состояние бардо.

Получается, что употребляя выражение «колесо сансары дало оборот», мы говорим не о простой смене эпохи, а о чём-то более весомом. Грубо говоря, один оборот самсары можно толковать как появление вселенной (или нескольких вселенных), момент стабильности, момент угасания и полной смерти. После чего будет следовать состояние бардо, о котором мы поговорим далее.

Знаете ли вы? В исламе присутствуют сразу три вида реинкарнации: перерождение пророка, перерождение религиозного деятеля и перерождение простой души. При этом вышеперечисленные виды реинкарнации признаются только «крайними шиитами» и различными сектами, а большинство учений говорит о том, что душа после смерти помещается в подобие клетки, где ждёт Судного дня.

Разобравшись с тем, что такое колесо сансары в буддизме, мы не уточнили одну деталь, а именно - состояние бардо.

Состояние бардо, учитывая вышесказанное, представляет собой некий промежуточный вариант, если речь идёт о колесе. Это промежуток, во время которого ничего не существует. Старый мир угас, а новый ещё не появился. Если рассмотреть это на примере жизни то состояние бордо в каком-то смысле можно считать короткой смертью, так как в этот момент существует только душа, без какой-либо оболочки. Также таким состоянием можно считать момент отделения души от оболочки, в которой, как говорится в учениях, она замкнута в круговороте сансары.


Как выйти из колеса сансары

Согласно учениям, душу в колесе сансары удерживают 3 яда, которые представлены в виде свиньи, петуха и змея. Невежество, и - это три порока, поддавшись которым, человеческая душа всё сильнее затягивается в круговорот.

Интересным является тот факт, что можно телесными действиями или словом, но и . Поэтому человек, который не совершает плохих поступков, не злословит и не врёт, всё равно не сможет выбраться из самсары, если будет враждебно мыслить по отношению к окружающим.

Важно! Любые деяния несут свои последствия, поэтому за каждое действие нужно отвечать отдельно. Закон сложения плохих и хороших деяний отсутствует, поэтому нельзя перекрыть плохие поступки хорошими.

Восьмеричный (срединный) путь освобождения

Для буддизма самсара - это принцип, который нужно преодолеть, чтобы возвыситься, поэтому далее мы расскажем о том, как описывает путь освобождения от бесконечного круговорота.


Это своеобразные ступени, по которым нужно «подняться» (пройти), чтобы душа освободилась и возвысилась.

  1. Нравственность.
  2. Сосредоточение.
Три основных блока имеют свой «набор» ступеней.

Мудрость:

  • правильное воззрение (постижение 4 истин);
  • правильное намерение (нужна решительность, чтобы пройти путь).
Нравственность:
  • правильная речь (воздержание от ругани, лжи, а также от пустословия);
  • (следует отказаться от , обмана, распутности, воровства);
  • правильный (нельзя зарабатывать на жизнь убийством животных, а также торговлей ими; нельзя делать , которое используется для убийства; запрет на производство , так как это убийство и дальнейшая переработка живых существ, а также на изготовление или продажу наркотиков или спиртных напитков).


Сосредоточение:

  • правильное усилие (нужно направить усилия на развитие духовности);
  • правильное памятование (закрепление позитивных моментов и удаление негативных из сознания);

Последние материалы сайта