Сочинение на тему: "Русские сказки". Чему учат русские народные сказки

21.12.2018
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Человек, который верит в сказку,

однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.

С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки - умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намек!" Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка - особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье - это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных - настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк - сильный, но глупый и грубый, лиса - воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц - "свой парень", но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!

Что касается волшебных сказок, то это - огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня - непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая "армия зла": Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть "испытание".

Например, в сказке "Царевна-лягушка" главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке "Морозко" бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.


Сказки - это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма." Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки - это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Детство… Все мы проходим через него, только оно очень быстро заканчивается… Мы теряем его во времени, но оно навсегда остается в нас внутри! Согласитесь, ведь в каждом из нас живет маленький ребенок, который время от времени напоминает о себе. И если мы не подружимся с ним, если не найдем общий язык, то жизнь наша становится сплошной проблемой, напряжением, а не удовольствием.

Да, каждый из нас хранит в себе маленькою девочку или мальчика - того, кем мы были несколько десятков лет назад. Наверное, поэтому мы, будучи взрослыми, так любим сказки, истории, мультфильмы. Мы готовы читать детские книги и от этого получаем не меньше удовольствия, чем сами дети. Есть сказки, которые стоит читать не только малышам, но и взрослым тоже. Это те сказки, которые наполнены огромным глубоким смыслом. Их подтекст не воспринимается в детстве, а только по прошествии лет. Эти сказки написаны не только для детей, но и для взрослых. Не зря психологи так советуют читать детям сказки вслух. Они способны многое открыть и многому научить не только ребенка, но и взрослого!

Ниже вы найдете лучшие отрывки из всем известных сказок, которые наполнены философским смыслом. Эти сказки стоит перечитать и пересмотреть!





Александр Волков,

"Волшебник Изумрудного города"

Вы знаете, у меня нет сердца, но я всегда стараюсь помочь в беде слабому, будь это даже простая серая мышь!

Мозги - не самое лучшее на свете.

Вот еще! - удивился Страшила. - Почему ты так думаешь?

― Раньше у меня были мозги, ― пояснил Железный Дровосек. ― Но теперь, когда приходится выбирать между мозгами и сердцем, я предпочитаю сердце.

Ганс Христиан Андерсен,

"Снежная королева"

Она хотела выбрать такого человека, который бы умел отвечать, когда с ним говорят, а не такого, что умел бы только важничать.

Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в ее милом, невинном детском сердечке.

Антуан де Сент-Экзюпери,

"Маленький принц"

Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Астрид Линдгрен,

"Малыш и Карлсон"

Послушай, папа, - сказал вдруг Малыш, - если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?

– Один звонок – это "Немедленно прилетай!", два звонка – "Ни в коем случае не прилетай!", а три звонка значит – "Какое счастье, что на свете есть такой красивый, умный, в меру упитанный и храбрый человечек, как ты, лучший в мире Карлсон!".

– А зачем мне для этого звонить? – удивился Малыш.

– А затем, что друзьям надо говорить приятные и ободряющие вещи примерно каждые пять минут, а ты сам понимаешь, что я не могу прилетать к тебе так часто.

Алан Александр Милн,

"Винни-пух и все-все-все"

Если когда-нибудь наступит день, когда мы не сможем быть вместе, сохрани меня в своем сердце, и я буду там навеки.

Джеймс Барри,

"Питер Пэн и Венди"

Вы просто подумайте о чем-нибудь хорошем, ваши мысли сделают вас легкими, и вы взлетите.


А знаешь, старушка, - сказал Питер, греясь у камина и глядя на Венди, вертевшую в руках чулок с огромной дыркой на пятке, - нет ничего приятнее на свете, чем сидеть вечерком у огня в кругу своей семьи, наслаждаясь заслуженным отдыхом!

Джоан Роулинг,

"Гарри Поттер и Дары Смерти"

Пустые слова не могут изменить того, что бренные останки его родителей лежат здесь, под снегом и камнем, ничего не ведающие, ко всему равнодушные. Вдруг полились слезы, он не успел их удержать; горячие, обжигающие, они мгновенно замерзали на щеках и не было смысла вытирать их. Пусть текут, что толку притворяться? Гарри стиснул губы, уставившись на снег, скрывающий место последнего упокоения Лили и Джеймса. Теперь от них остались только кости или вовсе прах, они не знают и не волнуются о том, что их живой сын стоит здесь, так близко, и его сердце все ещё бьется благодаря их самопожертвованию, хотя он уже готов пожалеть, что не спит вместе с ними под занесенной снегом землей.

Роальд Даль,

"Чарли и шоколадная фабрика"

Милый ты что-нибудь принес?

Ничего, с капустой вкуснее всего капуста.

Эта история о простом маленьком мальчике по имени Чарли Бакит. Он не был быстрее, сильнее или умнее других детей. У его родителей не было ни богатства, ни влияния, ни связей, и вообще они едва сводили концы с концами. Чарли Бакит был самым счастливым мальчиком на всем белом свете, просто он этого не знал.

Астрид Линдгрен,

"Пеппи Длинный Чулок"

Когда сердце горячее и сильно бьется, замерзнуть невозможно.

Может, она и не всегда умеет себя прилично вести. Но у нее доброе сердце, а это куда важнее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа

Проектно-исследовательская работа на тему:

« Чему учат нас сказки »

ученица 2 «В» класса

Руководитель : Учитель начальных классов

Баумова Лидия Дмитриевна

пгт. Хотынец, 2016 год.

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта:

3. Задачи:

- узнать, что такое сказка, как она зарождалась;

Исследовать волшебные сказки;

Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

5. Научный руководитель проекта:

6. Консультанты:

Баумова Лидия Дмитриевна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Батова Светлана Владимировна – мама.

Вёрстка и дизайн:

Мама - Батова Светлана Владимировна

7. Тип проекта: информационно – поисковый.

8. По предметно – содержательной области: культурологический.

9. По количеству участников: личностный.

10. По характеру контактов: в рамках класса, в рамках школы.

11. Форма представления проекта: реферат (сообщение) и презентация.

12. Продукт проекта : книжка с иллюстрациями любимых сказок, сказка собственного сочинения «Старик, петух и коза».

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. Поход в библиотеку.

2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов сбора информации, сравнительный анализ, выводы.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности (зрительного ряда), редактирование визуальных образов (фотографии, анкеты, рисунки).

5. Презентация:

Уметь донести до слушателей сведения о моей проектно – исследовательской работе «Чему учат сказки?». Показать компетентность моих исследований и высказываний.

Тема: «Чему учат сказки»

Актуальность темы:

Сказки живут очень долго. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле. Сказки любят читать все дети. Сказки учат нас почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. Они важны во все времена, потому что очень интересны, занимательны.

Постановка проблемы.

Почему в сказках всегда побеждает добро? Какова роль сказок в процессе обучения детей?

Цель проекта:

Изучить понятие сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.

Задачи:

Узнать, что такое сказка, как она зарождалась;

Исследовать сказки;

Выявить основные мысли волшебных сказок;

Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

Гипотеза:

Я предложила, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказки способствуют формированию нравственных ценностей. Для девочек – это красна девица, умница, рукодельница… А для мальчиков – добрый молодец – смелый, честный, трудолюбивый, любящий свою Родину.

План проекта.

    Понятие сказки, виды сказок.

    Персонажи сказок.

    Чему учит нас сказка

    Анкетирование

    Выводы

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают,

Сказка - ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Превращенья, чудеса

Очень часто происходят.

А добро там побеждает,

Всё плохое прочь уходит.

Понятие сказки, виды сказок

Сказка- это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки и заставки. С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :

1. Сказки о животных.

2. Волшебные.

3. Социально-бытовые.

Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.

Но мы понимаем, что нельзя провести чёткую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.

Более подробно рассмотрим волшебные сказки.

Волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Персонажи сказок.

Персонажи волшебных сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. Любимый герой русских народных сказок Иван царевич. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. Он борется всегда со злом, помогает слабым и обиженным. Иванушка – дурачок – также очень важный герой, стоящий на стороне добра и светлых сил. Он не блещет умом, но именно благодаря своему поведению и нестандартному мышлению, проходит все сказочные испытания и побеждает противника.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини – женщины, воплощающие народный идеал красоты, ума, доброты и смелости.

Василиса Прекрасная или Премудрая (они нередко сливаются в один образ). Это «писаные красавицы», о таких «ни в сказке сказать, ни пером описать». Типы положительных героинь включают в себя три категории женщин: богатырш и воительниц, как Марья Моревна , мудрых дев, как Елена и Василиса, добрых и страдающих сирот или падчериц. Трудолюбивых и честных, как Золушка и Алёнушка .

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Главная героиня - Баба-яга . О глубокой древности Бабы Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником.

В сказках нередко действует Змей Горыныч - многоголовое чудовище, с которым борется и которого побеждает герой. Он обладает способностью к полету, умеет дышать огнем. При его приближении наступает тьма, поднимается ветер, земля «стонет».

Кощей Бессмертный - воплощение скупости, лицемерия и сластолюбия. Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана.

Главные особенности волшебных сказок

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Например, сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.


Главные особенности волшебных сказок - это мотивы превращения. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец Иванушка превратился в козлёнка, а в сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в прекрасную, добрую царевну.

Необычно в волшебной сказке и место действия героев. Действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворе, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир - за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т.п.

Чему учит нас сказка?

Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит нас сказка?»

Сказка « Гуси- лебеди »

Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка « Царевна-лягушка »

Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.


Сказка « Маша и медведь »

Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.


Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Анкетирование.

Вопросы:

а) волшебные

б) социально - бытовые

в) про животных

3. Любимый положительный персонаж сказок?

4. Любимый отрицательный персонаж сказок?

5. Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?

6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?

7. Почему в сказках всегда побеждает добро?

8. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 25 детей. 18 обучающихся нашего класса и друзья.




Вывод: у большинства детей любимый положительный персонаж Василиса Прекрасная, или Премудрая (13 человек). У 11 детей любимый герой Иван – царевич и только у 4 детей любимый герой Иванушка - дурачок.


У 12 детей любимый отрицательный персонаж – Кощей Бессмертный.

9 человек любят Бабу-Ягу, а 8 – Змея Горыныча.


Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Почему так говорят? 8 детей (32%) считают, что в сказке есть смысл. 17 детей (68%) ответили, что сказки чему-нибудь учат, в них есть важные поучительные уроки, которые помогут в жизни.


Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?

Так говорят, потому что герой проходит сложные испытания. Так ответили

7 детей (28%). 18 детей (72%) считают, что сказку можно прочитать быстро, а дело надо сделать аккуратнее, медленнее.


Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.


Сказки учат нас быть добрыми. Так считают все дети класса.

Выводы

Цель моего проекта достигнута. Вывод:

Сказка учит: мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, их и любит удача, а у злых плохой «конец».

Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играет вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга- это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.

Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Список литературы, источники

1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.

2. Фольклор народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, - 320с.

3. Сказки русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.

4. Материалы из интернета.

Путь сказочного героя… Как часто в детстве мы с замиранием сердца следили за ним, переживали, иногда отождествляя себя с героем, и, тем не менее, знали, что все закончится хорошо – герой пройдет все испытания и в конце обретет свою возлюбленную и царство. В детстве мы еще не осознаем, какую роль путь сказочных персонажей играет в становлении личности, но уже понимаем, чему учат сказки взрослых, и что когда вырастем, станем похожими на любимых героев.

Сказочное в повседневном

Вроде бы, сказочная жизнь не имеет ничего общего с нашей, повседневной, однако, что-то в ней заставляет нас чувствовать себя сопричастными той реальности, сопереживать так, словно сказка написана и про нас тоже. А возможно, если вдуматься, она – действительно про нас? Про то, как любой из нас, кто хочет понять, для чего он родился, движется к самому себе, настоящему, преодолевая всевозможные препоны в собственной душе?

Попробуем посмотреть на путь сказочного героя с этой стороны и разобраться, чему нас взрослых учат и могут научить герои русских народных сказок.

Чему учат герои сказок

«Было у царя (вариант – у крестьянина) три сына, двое умных, третий – дурак» — именно так зачастую начинается сказка. И уже с этих слов нетрудно предугадать, чем она закончится – Иван-дурак, пройдя множество испытаний, в конце концов, окажется гораздо удачливее своих умных братьев, и получит все, они же, нередко, наоборот – все потеряют.

Почему же так происходит? От чего сказочная реальность благоволит именно дуракам – наивным, простодушным, добрым? И кто такой на самом деле Иван-дурак? Тот, кто немного не от мира сего, кто не довольствуется тем, чем живет большинство людей, то есть привычной, обыденной реальностью.

Ему нужно что-то другое, что лежит за пределами обычного миропонимания, и что нередко вызывает насмешку окружающих. Но Иванушка все равно в это верит, и уходит из дому «куда глаза глядят» в поисках неведомого, и именно благодаря своей наивности и душевной чистоте обретает волшебное могущество: «Ванюша не хитер, не мудер, а куда смысловат».

Чему учат русские народные сказки взрослых

Следуя своим путем, Иван-дурак проходит внутреннюю трансформацию, раскрывается и иной стороны, проявляя свои лучшие качества, и, в конце концов, преображается, становится Иваном-царевичем, то есть подлинным хозяином царства, что находится внутри него.

Ведь по сути дела сказка в символической форме повествует об инициации, то есть о преображении, переходе в новое, более совершенное состояние. Это введение героя в новый мир, а может быть, новое видение привычного мира, открытие в нем доселе неведомой глубины.

На самом деле подобное переживает любой из нас, когда движется по пути самопознания и переживает какой-либо переломный момент, когда ты вдруг понимаешь, что прежним уже не будешь, и можно двигаться только вперед, и что там ждет, не всегда бывает сразу ясно.

Таким образом, путь сказочного героя может быть близок и понятен каждому, ведь русские народные сказки учат в символической форме становлению индивидуальности человека, рассказывают о его пути внутрь собственной души, преодолении темного начала в себе и открытии сокровищ. Рассмотрим это на примере всем нам знакомой с детства сказке «Царевна-лягушка».

Путь героя – осознанный выбор

Как мы помним, начинается она с того, что царь велит сыновьям выбрать себе невест. А делают они это путем запускания стрелы, причем не глядя, вслепую. Почему именно так? Что символизирует собой этот акт? Почему именно вслепую?

Чему важному может научить эта сказка? И здесь, на мой взгляд, важен момент, что интеллект человека отключен, и выбор делает Душа. Ведь стрелы, которые пускают братья, символически представляют их стремления, порожденные их осознанными и неосознанными пред­ставлениями о том, что важно и ценно в жизни и ради чего стоит жить, а невесты, выбранные героями, представляют модели жизни, с которыми они (герои) «вступают в брак».

Так можно «жениться» на боярской жизни, если в жизни тебя больше всего привлекают слава и почести. Можно «жениться» на купеческой жизни, если для тебя важнее всего материальный достаток и желание утвердиться, приобретая блага физического мира. Для человека, сделавшего такой выбор, если пользоваться терминологией Э. Фромма «быть» значит «иметь».

Та и другая жизнь, как мы видим из сказки, протекает спокойно, без существенных изменений, все заранее предопределено и ясно. Если брать аналогии с нашей жизнью, то сценарий ее расписан, можно сказать до конца: ясно, в какой институт ты поступишь, где будешь потом работать, и как сложится дальнейшая судьба.

Братья, женившиеся на боярской и купеческой дочерях, остаются в том царстве, в котором родились и, судя по всему, проживут в нем до старости. Они не способны выйти за рамки обыденного и творить чудеса. «Старшие невесты пошли танцевать, мах­нули левыми руками - гостей забрызгали, махнули правыми руками - кость царю прямо в глаз попала». Купеческая и боярская жизни протекают без существенных перемен. Их герои остаются одними и теми же, они движутся через жизнь, но при этом внутренне не меняются.

Так чему же учат такие моменты в сказке?Посмотрим, что происходит с Иваном-царевичем. И здесь мы видим совершенно иную ситуацию. Его стрела попадает в болото и достается лягушке.

Когда же братья смеются над ним, говорят: «Зашиби да выброси!», он, движимый состраданием, говорит: «Нет, видно судьба моя такая – лягушку в жены взять». И с точки зрения здравого смысла, то есть обыденного сознания, он поступает более чем странно, то есть как Иванушка-дурачок, хотя напрямую так не называется, а вот с точки зрения иного, сказочного сознания…

Как мы видим дальше, получает он гораздо больше, чем братья, и его глазам открывается новый мир, ведь скрывающаяся под лягушачьей кожей Василиса Прекрасная оказывается гораздо умелее и мудрее жен старших братьев, она способна творить чудеса: «Махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - и поплыли по воде белые лебеди…»

Таким образом, она олицетворяет жизнь мудрую и красивую, а также поиск и «тайное» знание, которое позволяет облагородить нашу повседневную действительность.

В таком случае, чем помогает сказка? Решить многие внутренние задачи. И задача Ивана-царевича в данном случае – за убогой, некрасивой оболочкой разглядеть подлинную, прекрасную суть. Ведь царевна-лягушка принадлежит к Тридесятому царству, царству смерти и воскресения.

Лягушка символически связана с этими категориями. Осенью она умирает, погружается в состояние летаргии, и весной снова воскресает. В Индии лягушка считается певцом Матери-Земли, ее пение предвещает возобновление жизни, а в некоторых мифах она является опорой Вселенной.

Испытания героя – поиск себя и своего внутреннего центра

Иван-царевич проходит испытание, проявив чуткость и сострадание к лягушке, и она является ему в своем истинном облике – Василисы Прекрасной. Но следующего испытания, как мы помним он не проходит, хочет получить все и сразу, торопится избавить свою суженую от лягушачьей кожи и тем самым ее теряет.

В этом моменте тоже скрывается глубокий смысл: В начале пути Великое и Прекрасное открывается искателю, но не принадлежит ему по праву. Оно находится рядом и одновременно - в Тридесятом царстве. И для героя начинается новый период испытаний, ведь для того, чтобы снова обрести то, что тебе дорого нужно пройти долгий путь, победить Кащея бессмертного – для того, чтобы изменится самому, стать другим. Ведь долгое путешествие Ивана в поисках своей возлюбленной – это, по сути, дело путешествие внутрь себя, поиски истинного Я, своего внутреннего центра.

Инициация героя через сказочные образы

Как же проходит это странствие? Сначала герой идет, сам не зная куда, то есть бредет наугад, не зная направления пути. Как мы помним, он встречает на своем пути старичка, который объясняет, в чем была ошибка Ивана, и дает клубочек, путеводную нить судьбы.

Старик в данном случае может символизировать разум, но не рациональный, а высший, интуитивный, который всегда подсказывает душе нужное направление. Дальше герой движется уже осознанно.

Далее на его пути встречаются животные, которые могут символизировать различные аспекты его личности. И первым порывом Ивана-царевича бывает желание их уничтожить, но каждый из них, как мы помним, говорит: «Я тебе пригожусь», и герой щадит их, тем самым понимая, что за каждым недостатком скрывается достоинство.

Далее происходит еще один важный момент преображения героя – встреча с Бабой Ягой. Ведь кто такая на самом деле Баба Яга? Она хранитель перехода из мира живых в мир мертвых, что-то вроде Харона-перевозчика у древних греков.

Избушка на курьих ножках стоит на опушке леса, то есть на границе двух миров, и исследователи фольклора считаю, что она имеет своим прообразом домовину, в которой раньше на Руси хоронили покойников. Домовины стояли на столбах над землей, и вход в подобный склеп действительно был обращен в сторону леса, то есть – противоположно миру живых. И герой должен отправиться в это царство для того, чтобы вернуться победителем, тем, кто прошел через смерть и сумел возродиться.

Этим примером мы хотели показать, как русские народные сказки учат нас преодолению себя и поиску источника внутренних сил.

В самом образе Бабы Яги – ужасной старухи с костяной ногой – запечатлено отношение человека к иному миру. Ее образ сначала пугает, отталкивает, но если вдуматься, мы ее боимся не потому, что она такая безобразная, а она безобразная потому, что мы ее боимся. Ведь она олицетворяет собой наше видение мира, выходящее за рамки привычного, это олицетворение наших слабостей и страха перед неведомым, а самое неведомое для нас как раз то, что связано со смертью, с потусторонним миром.

И герою, оказавшемуся в такой ситуации, нужно действовать решительно, то есть не поддаваться страху, а проявить характер: «… не накормила, не напоила, баню не истопила, а уже расспрашиваешь».

Герой проявляет твердость, и Баба Яга помогает ему: парит в бане, омывая и очищая от грязи мира земного, готовит к встрече с Кащеем Бессмертным.

Кащей – одна из самых загадочных фигур русской сказки. Если смотреть этимологию этого слово, то ее можно связать со словом «кощуна» — а так на Руси в дохристианские времена называли сказки, басни мифы (слово «сказка» в известном нам значении появилось сравнительно недавно, в XIX веке).

С принятием христианства кощуна стала синонимом чего-то ложного, нечистого, срамословия. И здесь логично предположить, что под именем Кощея когда-то скрывались волхвы, знатоки традиций, хранители знаний, передававшихся через сказки-«кощуны» из поколения в поколение.

Можно сказать, что Кащей – это некий магический корень сказки, который присутствует в ней с самого начала, создавая своего рода возможность, ткань волшебства. Ведь это именно он наложил чары на Василису, «спрятав» ее таким образом, сокрыв его истинный облик с тем, чтобы Иван сумел за невзрачной оболочкой разглядеть суть. И именно это незримое «вторжение» в жизнь героя и заставляет последнего начать свое инициатическое путешествие.

Внутренняя борьба, осмысление и преображение

Как мы помним, Ивану, чтобы победить Кащея, необходимо найти его смерть, которая находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и т.д. А все это – в сундуке, который либо подвешен на дубе, растущем на острове посреди океана, либо спрятан у его корней. И здесь стоит повнимательнее приглядеться к символике.

Русские народные сказки учат в символах видеть смыслы. Яйцо и дерево – это древние символы мироздания. Вспомним Мировое яйцо, из которого зародился мир, как, например об этом говориться в «Калевале»: «Из яйца, из нижней части, вышла Мать Земля сырая, из яйца, из верхней части встал высокий свод небесный». Или дуб Игддрасиль, который в скандинавской мифологии, является основой мироздания, древом жизни, судьбы.

Поэтому логично предположить, что на самом деле не смерть там спрятана, а источник жизни. И для того, чтобы до него добраться, герою необходимо познать все четыре стихии (землю, воду, воздух, огонь), из которых построен мир, и которые в разных сказках символизируют утка, щука, заяц и другие животные.

Так в традиционных культурах инициация заключала в себя испытания землей, водой и другими стихиями – символами наших психологических состояний. Герою нужно было преодолеть инерцию земли, пробудить силу жизни, которую имеет вода и обрести способность преображать мир вокруг себя подобно огню.

Таким образом, герой сказки проходит инициацию, в нем пробуждается его внутренняя сила, осознание себя, он обретает свою возлюбленную, которая может символизировать Божественную душу, и под конец становится царем в своем царстве. А царство – это, в первую очередь, его собственная душа, внутренний мир, и каждый из нас является в нем царем тогда, когда подчиняет все свои низшие инстинкты и стремления высшему началу.

Чему учат сказки в итоге, какова мораль? В финале героя ждет мудрость и зрелость, то есть способность привнести свет иной реальности в свою повседневную жизнь. И Иванушка-дурачок превращается в Ивана-царевича, то есть в того, кто достиг внутренней гармонии, просветления, и его «дурость», наивность оборачивается мудростью.

Недаром в одной из песен раннего Гребенщикова есть такой образ — Иван Бодхидхарма, который, по словам рок-критиков, является «одновременно Иваном – дураком и первым апостолом дзен (букв. – «посвященный в дхарму»).

И это не случайно, ведь пройдя свой путь, инициацию Иван действительно обретает то состояние просветления, что так ценили на Востоке, то есть способность видеть мир таким, какой он действительно есть, расширить грани повседневной действительности, и может помочь в этом другим. Вдумайтесь:

Он движется мимо строений, в которых

Стремятся избегнуть судьбы.

Он легче, чем дым,

Сквозь пластмассу и жесть

Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья

Там, где мы склонны видеть столбы,

И если стало светлей,

То, видимо, он уже здесь.

Он вылечит тех, кто слышит,

И, может быть, тех, кто умен,

И он расскажет тем, кто хочет все знать,

Истории светлых времен.

Глубокий смысл таят в себе народные вымышленные истории, но совершенно ясно, чему учат сказки: добру, осмыслению себя, поиску света и мудрости.

(В статье использованы материалы философской школы «Новый Акрополь»).

О том, и , мы поговорим в следующих статьях.

Последние материалы сайта