Иван федоров герой войны. Иван евграфович федоров - кладоискательство в ярославской области

15.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Биография

Ранние годы

Военная служба

После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО . За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком. С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО . 21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй. С мая 1940 года исполнял должность летчика-испытателя на авиазаводе № 21 в город Горький .

26 июля перевелся на должность старшего инспектора по технике пилотирования управления 3-й воздушной армии Калининского фронта . В период с 12 августа по 7 сентября 1942 года одновременно командовал группой лётчиков-штрафников , затем исполнял должность командира 157-го истребительного авиационного полка этой воздушной армии. В этих должностях участвовал в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. 23 сентября 1942 года в одиночку над аэродромом Бошарово вел воздушный бой против 24 самолетов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 и подбил 2 самолета противника (все три - Ю-88).В сентябре 1942 года ранен в лицо и ноги. 27 декабря 1942 года Фёдоров назначен заместителем командира 256-й истребительной авиадивизии . В марте 1943 года участвовал с ней в Ржевско-Вяземской наступательной операции .

Приказом ВС Калининского фронта № 21 от 05.01.1943 майор Фёдоров награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 82 боевых вылета, 6 воздушных боев, 5 подбитых и 6 сбитых самолетов противника: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в группе и 5 - лично).

03.11.1944 награждён медалью «За боевые заслуги».

С 25 ноября 1944 года дивизия входила в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской , Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях . Награждён медалью «За победу над Германией» (09.05.1945).

Приказом ВС 2-го Белорусского фронта № 670/н от 06.06.1945 награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 12 боевых вылета, 2 воздушных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 самолета противника (ФВ-190), а также - по совокупности за 112 боевых вылета и 11 сбитых самолета противника лично с начала войны. Командиром дивизии полковником Додоновым вновь в наградном листе упоминается излишнее хвастовство Федорова.

Награждён медалями «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945).

После войны

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).

04.08.1948 награждён орденом Красного Знамени.

В 1949-1950 годах был лётчиком - испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р». В 1950-1954 годах был лётчиком - испытателем Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик-испытатель 1-го класса. В 1949 г. награждён орденом Красного Знамени.

В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах - ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 - сотрудник посольства СССР в Тунисе , до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР . Жил в Москве .

Также в период с августа по сентябрь 1942 г. на Калининском фронте лично сбил 1 Ме-109 и 1 До-215; с февраля по май 1944 г. на 1-м Белорусском фронте сбил 1 Ю-88 лично и 1 Ме-109 в группе (точные даты не установлены).

Всего сбитых самолётов - 13 + 1
Боевых вылетов - 264.

Память

Спорные моменты биографии Фёдорова

Сверхсекретный супер-ас

В книге В. К. Шморгуна «Красный сокол. Сверхсекретный супер-ас истребительной авиации» (художественно-исторический роман) - М.: Голос-Пресс, 2005. - 256 с. / Тираж 1000 экз. ISBN 5-7117-0081-2 в Части 2. Глава 1, на стр. 58 пишется:

« В группу из четырёх тайных агентов, отплывающих на пароходе „Кооператив“, кроме Ивана Федорова, вошли Рычагов, Пумпур, Якушин.».

В наиболее полной монографии по участию советских летчиков-добровольцев в гражданской войне в Испании авторства Абросова «В небе Испании. 1936-1939 годы. О советских летчиках-истребителях, воевавших в Испании» (2003) написано следующее…

В Приложении 1 «Советские летчики-истребители, направленные в спецкомандировку в Испанию» читаем:

«Рычагов Павел Васильевич. В Испании с 20.10.36 по 6.02.37» стр. 342;

«Федоров Иван Евграфович. В Испании с 31.05.37 по 28.01.38» стр. 346;

«Якушин Михаил Нестерович. В Испании с 31.05.37 по 15.11.37» стр. 348.

В Приложении 3 «Летчики и авиационные советники, удостоенные за бои в Испании звания Героя Советского Союза» (стр. 351) читаем:

«Пумпур Пётр Иванович. В Испании с 09.36 по 11.05.37»

Таким образом, И. Е. Фёдоров в Испании с П. И. Пумпуром и П. В. Рычаговым в Испании даже не встречался…

После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций [ ] , вызванных озвученными самим Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.

Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле . При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца якобы сбил 18 немецких самолётов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943 года он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого, с лета 1942 до весны 1943 года, Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

Также по словам Фёдорова, он якобы принимал участие в Корейской войне , а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал аж 134 воздушные победы .

Однако имеются свидетельства, что далеко не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

К самому Федорову неприязненно относились: конструктор А. Яковлев , командарм-16 -

Судьба Ивана Федорова одного из самых знаменитых летчиков нашей страны удивительна и неповторима. В мире не существует второго человека, который, не являясь предателем, смог получить высшие государственные награды сначала по личному распоряжению Адольфа Гитлера, а затем Иосифа Сталина.

Немецкий крест для русского аса

Сложно даже вообразить себе столь невероятную и вместе с тем счастливую судьбу, которая выпала на долю этого человека. Уже в начале 1940–х годов Иван Федоров считался одним из лучших летчиков советской военной авиации. Во время войны в Испании он совершил 286 боевых вылетов, сбив 11 воздушных машин врага. Не удивительно, что когда во время совместных учений советское командование формировало состав делегации пилотов военно-воздушных сил РККА для поездки в Германию, И.Е. Федоров был включен в списки одним из первых. Во время этой служебной командировки и произошел случай, позднее вошедший в историю отечественной авиации. В Германии Советским летчикам был продемонстрирован новейший немецкий экспериментальный истребитель «Хейнкель-100». При этом во время осмотра самолета немцы, пояснили, что его испытания до конца не завершены. В связи с этим продемонстрировать на истребителе фигуры высшего пилотажа они не могут. При этом необходимо отметить, что на данной машине немецкие пилоты поднимались в небо очень неохотно, несмотря на то, что Адольф Гитлер возлагал на самолет большие надежды. Учитывая особое отношение фюрера к новому истребителю, немцы все же решили показать его в полете.

Однако когда рано утром советская делегация прибыла на аэродром, немецкий пилот задержался в технической службе. Во время его ожидания, чтобы не терять времени даром Иван Федоров поднялся в кабину истребителя, завел его и полетел. При этом он решил продемонстрировать немцам мастерство русских пилотов, совершив на не знакомом ему истребителе несколько фигур высшего пилотажа. Все кто находился на земле, замерли, наблюдая мастерство русского пилота. Самое невероятное, что за полетом Ивана Федорова наблюдали Герман Геринг, командующий немецкими ВВС и Адольф Гитлер. Лидеры фашистской Третьего Рейха были настолько поражены увиденным, что пригласили Ивана Евграфовича на обед. После его завершения фюрер торжественно передал Ивану Федорову коробочку с Рыцарским крестом в обрамлении дубовых листьев – высшую награду нацистской Германии. На другой день во время очередной встречи на аэродроме, немцы поинтересовались, почему летчик не надел рыцарский крест, накануне врученный ему фюрером. Федоров сделал большие глаза, поднял сапог и показал крест, прибитый к его каблуку в качестве подковы.

Король неба

Во время войны, Иван Федоров одним из первых отправился на фронт, в короткие сроки зарекомендовал себя незаурядным истребителем немецкой авиации. С 1941 по 1945 год Иван Федоров сбил 134 самолета противника, совершил шесть воздушных таранов и трижды был представлен к званию Героя Советского Союза. Тем не менее, заслуженную высокую награду Иван Евграфович получил только в 1948 году по распоряжению И.В. Сталина. Самое интересное, что наградили выдающегося летчика вовсе не за героизм, проявленный во время боевых действий, а за испытания реактивного самолета, во время которых пилот первым преодолел скорость звука. При этом необходимо отметить, что за свою карьеру военного летчика И.Е. Федорову довелось управлять 297 типами различных самолетов. Не раз отважный летчик находился на волосок от смерти, но, сама судьба хранила его. Однажды на испытаниях нового самолета Ла-174 во время захода на посадку Федоров почувствовал, что машина вот-вот перевернется. Ощущался существенный крен на правое крыло. Любой другой летчик в этой ситуации попытался бы выровнять воздушное судно и неминуемо разбился. Иван Евграфович поступил нестандартно. Он даль самолету практически у самой земли провернуться на 360 градусов и успешно посадил непослушную машину. Присутствовавшие на аэродроме свидетели инцидента были в шоке от увиденного. Даже выйдя в отставку, знаменитый летчик оставался в прекрасной физической форме. В восемьдесят лет он мог ходить на руках, а умер в возрасте 97 лет в 2011 году.

Родился 23 февраля 1914 года в городе Харьков (Украина) в семье рабочего. Русский. С 1918 года жил в Луганске. В 1921-1927 годах беспризорничал. Окончил 5 классов в 1928 году, а в 1929 году Луганскую лётно-планёрную школу Осовиахима. Работал слесарем-инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске. В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году - школу ФЗУ.
Учился в Луганском педагогическом институте, но прервал обучение, в связи с призывом в армию.
21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию.
Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1932 году.
В звании лейтенанта командовал звеном в 35-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года, был пилотом истребителя И-16.
Имел псевдонимы «Хуан» и «Капитан Жан» (или «Жуан»).
21 августа 1937 года получил легкие ранения лица и руки в аварии при посадке, но вскоре продолжал вылетать на боевые задания.

«…Мы сидели в кругу летчиков и говорили о мужестве, бесстрашии, героизме.
- Маневры были в том году очень сложные, - начал свой рассказ 24-летний летчик Н-ской авиачасти Иван Евграфович Федоров. - В них участвовали большими массами все виды оружия. Меня и еще одного товарища прикомандировали к эскадрилье бомбардировщиков, которая разместилась на небольшом аэродроме недалеко от моря. На рассвете неожиданно пришло известие, что группа бомбардировщиков «противника» направляется бомбить наш аэродром. Мы взлетели навстречу «неприятельской» эскадрилье и быстро набрали высоту. После недолгого полета я заметил внизу автомашину. Фары ее тускло блестели. Она двигалась в сторону нашего аэродрома. Но почему фары так широко расставлены у этого автомобиля? - мелькнула мысль. Нет, это не автомобиль, а самолет, и решение возникло молниеносно.
Самолет «противника» шел вдоль моря. Я знал, что скоро начнется открытое пространство, на котором можно будет дать «бой». На это пространство мы вылетели одновременно. Но я был выше самолета «противника», и преимущество было за мной. Я сверху атаковал «вражеский» самолет и вскоре заставил его снизиться. Покончив с одним, я пустился на поиск остальных.
Где их искать? Пилоты «противника», конечно, давно меня заметили, и теперь будут стараться, во что бы то ни стало сбить. Я решил обмануть «противника» и уйти к морю. - Не подумают же они, - сказал я себе, - что сухопутный истребитель рискнет уйти в море.
Несколько минут я кружился и вдруг увидел на воде тень. Она то останавливалась, то быстро передвигалась по воде. «Вражеский» самолет был где-то близко. Я решил атаковать его, зайдя ему в хвост. Нападение было совершенно неожиданно. Пулеметы работали безотказно…
Посредники зафиксировали в эту ночь два «сбитых» мною самолета…»
(Из газеты «Правда», 19 августа 1938 года)

Всего в Испании произвел более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолета.
В 1939 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы в Липецке, и с 1940 года стал работать летчиком-испытателем.
С ноября 1940 года по февраль 1942 года был в Китае начальником лётно-испытательной станции и лётчиком-испытателем авиационного завода № 600. В мае 1941 года, после катастрофы и гибели одного из лётчиков, был понижен в должности до рядового заводского лётчика.
После возвращения из Китая работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе № 21 в Горьком, испытывал серийные истребители ЛаГГ-3.
С апреля по май 1942 года был на должности командира 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 июня (27 июля) 1942 года. Воевал на Калининском фронте, был старшим инспектором-летчиком по технике пилотирования 3-й Воздушной армии. Командовал отдельной штрафной эскадрильей, а с сентября по декабрь 1942 года - 157-м истребительным авиационным полком.
23 сентября 1942 года в воздушном бою был легко ранен в ногу, и на сильно поврежденном самолете Як-7 произвел благополучную посадку на своем аэродроме.
27 сентября 1942 года в воздушном бою был сбит, получил ранения лица и ног.
С декабря 1942 года (января) по апрель 1943 года командовал 256-й истребительной авиационной дивизией, а с апреля по июнь 1943 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии.
28 мая 1943 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
Воевал на Центральном фронте, участвовал в Курской битве, во время которой произвел 10 боевых вылетов.
К ноябрю 1943 года имел общий налет 4.700 часов.
С ноября 1943 года (июня 1944 года) был заместителем командира 269-й истребительной авиационной дивизии. Принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Польши, воевал на 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронте, участвовал в боях над Восточной Пруссией и Германией.
Летал почти на всех типах отечественных и многих иностранных истребителей.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 114 боевых вылетов, в том числе на Як-7 – 84, на Як-9 – 29, на Ла-5 – 1, участвовал в 16 воздушных боях, сбил 12 самолетов (11 лично и 1 в группе).
По другим данным совершил 120 боевых вылетов, провел 20 воздушных боев, лично сбил 17 самолетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, с 1 октября 1945 года снова стал летчиком-испытателем и работал в ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать реактивные истребители, в 1947 году провел испытания истребителя со стреловидным крылом Ла-160, в 1948 году при испытаниях самолета Ла-168 первым в стране достиг околозвуковой скорости.
Всего испытал 284 самолета.
2 марта 1954 года в звании полковника уволился в запас.
В 1955-1956 годах работал в редакции журнала Международная жизнь, в 1956-1960 годах - ответственным референтом спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 годах был сотрудником посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР.
Жил в городе Москва (Россия).
Умер 12 февраля 2011 года. Похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области Россия.

Список известных воздушных побед И. Е. Федорова:
00.00.1937 2 Савойя-79 Картахена лично
12.07.1942 1/гр. Ме-109 Белый в составе группы
00.08.1942 1 До-215 Ржев лично
22.09.1942 1 Ю-88 Бошарово лично
23.09.1942 1 Ю-88 Бошарово лично
25.09.1942 1 Ме-109 Ржев лично
26.09.1942 1 Ю-88 Бошарово (Ржев) лично
26.09.1942 1 Ме-109 Бошарово лично
27.09.1942 1 Ю-88 Ржев лично
27.09.1942 1 Ме-109 Ржев лично
02-05.1944 1 Ю-88 Белоруссия лично
02-05.1944 1/гр. Ме-109 Белоруссия в составе группы
25.04.1945 1 ФВ-190 Пренцлау лично
25.04.1945 1 ФВ-190 Битиков лично

5 марта 1948 года за выдающееся лётное мастерство, проявленное при испытании новых типов самолётов, и за освоение высоких скоростей полета, И. Е. Федорову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 8303).

Награжден орденом Ленина** (05.03.1948), четырьмя орденами Красного Знамени (28.10.1937, 02.03.1938, 04.08.1948, 13.06.1952), орденом Александра Невского (16.12.1943), четырьмя орденами Отечественной войны 1-й степени (05.01.1943, 06.06.1945, 20.09.1947, 06.11.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (14.10.1944), орденом Красной Звезды (30.04.1947), медалями «ХХ лет РККА» (1938), «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и многими другими.

Примечание:
* К сожалению, И. Е. Федоров, в силу своего характера, всегда был склонен к преувеличению своих заслуг. Так, по его утверждению, он в Испании совершил 286 боевых вылетов, участвовал в 36 воздушных боях и сбил 24 самолета (11 лично и 13 в группе), а также совершил 2 воздушных тарана: 18 июня над Мадридом и 21 июля (или августа) над Гвадалахарой. Ещё 2 японских самолета он приписывает себе за время пребывания в Китае, а 96 (!) сбитых самолетов (лично 49 и в группе 47 самолетов) и несколько воздушных таранов - за время Великой Отечественной войны. Совершенно завравшись, он заявляет, что участвовал также в боях на реке Халхин-Гол, в советско-финляндской войне и даже в корейской войне, в которой сбил 7 американских самолетов. Всего, по его утверждению, во всех войнах он сбил 135 самолетов, в том числе 9 - в одном бою, а 7 самолетов сбил тараном. На «счету» Федорова множество и других фантастических историй, в том числе награждение его высшей наградой Испании «Лавры Мадрида», а также награждение его немецким Рыцарским крестом, якобы, врученным ему лично…Гитлером! Остается сожалеть, что многие журналисты, писатели и историки в своих многочисленных публикациях последних лет о «засекреченном асе» и «красном драконе» Федорове, с наивностью простаков, бездумно распространяют откровенную ложь человека, позорящего высокое звание Героя Советского Союза.
** Орден имел порядковый № 68028.

Единственной советской дуэлью, сохранившейся в массовом сознании, является воздушная дуэль аса Титоренко из кинофильма "В бой идут одни старики".
Как вы помните, он в лучших рыцарских традициях написал вызов на дуэль ("Выходи драться один на один"), оговорил джентльменские условия дуэли ("на взлете бить не буду") и оформил этот вызов едва ли не классически: в европейских традициях было кидать вызываемому перчатку в лицо, Титоренко отправил свой вызов адресату засунутым в сапог.

Летчики-асы из дивизии "Бубновый Туз" Вермахта в начале войны действительно устраивали своего рода рыцарские поединки с наиболее знаменитыми пилотами противника, в том числе и с советскими асами. Однако практиковались такие поединки только до тех пор, пока немцы имели тотальное преимущество в воздухе. Когда преимущество это было утеряно, всякое рыцарство навсегда ушло из военного дела. К середине Второй Мировой благородная и кровавая забава смертельных поединков окончательно канула в Лету.

Пожалуй самый знаменитый ас-бретер Иван Евграфович Федоров.

О Герое Советского Союза, фронтовике, летчике-испытателе Федорове говорят как о человеке «крылатой судьбы». Долгое время его имя не сходило со страниц различных изданий. О легенде отечественной авиации в периодике можно увидеть немало громких метафор - «красный дьявол», «пилотажный циркач», «командир небесных хулиганов», «человек-музей». Многие исследователи Великой Отечественной посвящают офицеру монографии, и совсем недавно вышла в свет книга В. Звягинцева «Трибунал для героев». В современных публикациях все чаще и чаще говорится о том, что Федоров является самым результативным советским летчиком…

С 1934-го Иван Федоров был участником всех довоенных воздушных парадов над Красной площадью.

Вроде бы неплохо летал, - скромно начинает летчик... - От наркома Ворошилова получал золотые часы, маузер и даже мотоцикл. Но самой большой моей наградой тогда стала командировка в Испанию, где впервые довелось воевать против фашистов в Интербригаде. Там меня и окрестили «красным дьяволом». Сначала испанцы, а потом и немцы. В драку с ними я вступил буквально на второй день после прибытия в страну. Тогда-то у меня и открылся счет - первые три подбитых гитлеровских самолета.
Но дьяволом, по словам летчика, его прозвали не за эту схватку, а за манеру ведения воздушных сражений и способность пойти на таран.
- Когда твой самолет берут в кольцо «мессеры» и трудно выйти из боя живым, - рассуждает офицер, - тогда и решаешься на «лоб в лоб». Немцы всегда отворачивали…
За девять месяцев пребывания в государстве, расположенном на Пиренейском полуострове, Иваном Федоровым было совершено 286 вылетов.
После возвращения из Испании его ожидали высшие офицерские авиационные курсы, где он оттачивал до филигранности свое мастерство. А с 1940-го Федоров испытывал самолеты на полигоне под Горьким.
К своим обязанностям Иван Евграфович относился ответственно. Если он делал в паспорте самолета запись: «К полетам в строевых частях годен», то это означало, что алюминиевая птица может летать во всех режимах.
Особенно запомнились мне полеты на истребителе И-180, - рассказывает Герой Советского Союза, - который четыре раза я поднимал в воздух. Сложными и опасными они были. Самолет был несовершенным. Потому-то и дал я нелестное о нем заключение: «Высоту И-180 набирает медленно, машина тяжелая, выражаясь по-простому, летающий мотор». В серию этот истребитель не пошел.

Общаясь с ветераном, невольно обращаешь внимание на немецкую награду. Каким образом у русского офицера на груди появился «Железный крест»?
- Перед самой войной, - вспоминает фронтовик, - меня с небольшой группой летчиков-испытателей послали в Германию. У каждой из сторон был свой интерес. Немцы хотели нас ошеломить, потрясти новыми самолетами фирм Мессершмитта, Юнкерса, Хейнкеля и Фокке-Вульфа. У наших - раскрыть возможности этих машин и сравнить их со своими. Они были убеждены, что мы, лапотные, их никогда не догоним.
Когда советские асы прибыли на авиационный завод в Десау, в 18 километрах от Берлина, то встретили их чинно, и, конечно же, предложили известным летчикам ознакомительную экскурсию…
- Полетать хочется на вашей новой авиационной технике, - с русской прямотой возразил Иван Евграфович.
- А взлететь-то сможете на нашем самом современном экземпляре? - уточнил главный конструктор «Мессершмитта».
- Смогу! - решительно и без промедления последовал ответ.
Разжигаемый, по всей видимости, азартом, главный конструктор легендарных немецких самолетов дал команду открыть ангар и подготовить крылатую машину к полету.
В этот волнительный момент Иван Евграфович прекрасно понимал, что в своем лице он представляет советскую авиационную школу пилотирования. Наконец, усевшись поудобней в кабине «мессера», Федоров получил команду на взлет. Все, что «вытворял» летчик в небе, казалось фантастикой. Он совершил 24 фигуры высшего пилотажа. Как вспоминали потом очевидцы, от увиденного главный конструктор «мессершмитта» даже схватился за голову - он был обескуражен высоким летным мастерством русского Ивана…
- Мы немецкие самолеты освоили сразу, - без ложной скромности продолжает полковник в отставке, - и это по достоинству оценили наши будущие противники.
Когда командировка закончилась, «прославленная четверка» вернулась на родной завод. Вскоре началась Великая Отечественная.

Я прославился тем, - восклицает небесный воин, - что в июне 1942 года на опытном самолете из КБ Лавочкина улетел на фронт. Произошло это ночью, и я периодически попадал под шквальный огонь наших и немецких зениток. Долетел до Монино, горючее - к нулям. Под пистолетом, в котором, кстати, и патронов не было, заставил механика заправить самолет. Расстояние до поселка Мигалово было немалое, порядка 500 километров. Именно там располагалась 3-я воздушная армия Калининского фронта, которой командовал Михаил Михайлович Громов.
Командарм принял Федорова доброжелательно.
- Ваня! Я всю жизнь мечтал о таком заместителе, как ты, - по-военному коротко выразил свои эмоции Громов.
Вскоре руководство завода объявило Ивана Федорова дезертиром и потребовало вернуть с фронта.
- Если бы ты отсюда удрал, тогда бы судили, - успокоил летчика Михаил Михайлович, - а ты же на фронт…
Действительно, дело закрыли, но жену, оставшуюся в Горьком, лишили довольствия.
- Попросил я у Громова двухместный истребитель, - рассказывает Иван Евграфович, - слетал за ней. Правда, Громов потребовал не афишировать, что Аня - моя законная супруга. Пришлось представить ее так называемой «походно-полевой» женой. Из-за этого случилась одна из дуэлей. Один офицер грязью ее, как говорится, облил. Я его вызвал стреляться. Он промазал, а я специально пустил пулю поверху.
Если поединок «на пистолетах» у многих исследователей вызывают сомнения, то рассказ Ивана Евграфовича о специальной штрафной авиагруппе, которая была сформирована летом 1942 года в составе воздушной армии на Калининском фронте - факт неоспоримый. В личном деле Федорова черным по белому записано - «командир группы летчиков-штрафников». Командовать «воздушными хулиганами» никто из асов 3-й воздушной армии не захотел. А Федоров сам считался человеком лихой удали, поэтому добровольно вызвался стать вожаком этой группы, включавшей 64 штрафника. В нее входили летчики-истребители Калугин, Минченко, Покровский, Решетов. Кроме того, авиагруппу усилили лучшими асами 3-й воздушной армии - А. Боровых, В. Зайцевым, Г. Онуфриенко.

Авиагруппа штрафников дислоцировалась недалеко от Андреаполя (на аэродроме Башарово) и воевала довольно успешно. А в октябре того же года была преобразована в полк асов (при расформировании штрафной группы Ивана Евграфовича летчиков реабилитировали и представили к орденам и медалям, четверых - к званию Героя Советского Союза), о чем тоже имеется отметка в личном деле офицера.
Формирование штрафной авиагруппы совпало с появлением на том участке фронта немецких асов, самолеты которых были разрисованы игральными картами. Гитлеровскую группу, включавшую 28 пилотов, возглавлял полковник фон Берг.
- У Геринга «картежники» были в любимцах, - уточняет Иван Евграфович. - Как правило, на их фюзеляжах мелькали короли да тузы. А у командира - фон Берга - на стабилизаторе красовался еще и трехглавый дракон. Вот с ним-то одним из первых, и довелось мне схлестнуться в бою. Мастером он был отменным, слов нет, да вот только проявить выдержку, волю в самый ответственный момент так и не смог. Когда я пошел на таран, фашист дрогнул, взмыл вверх и рассыпался под моим огнем. А после боя мне принесли награду: кортик и курительную трубку немца, приземлившегося с горящего «дракона» прямо в наши окопы.

Судьба нередко забрасывала матерого летчика в самое пекло, и сражаться ему приходилось с ударной силой немецкой авиации. По словам боевого офицера, 52-я немецкая авиаэскадра дневных полетов наводила страх на стражей неба.
- Крепко она трепала наших летунов, - продолжает «красный дьявол». - Задачу по уничтожению гитлеровских асов пришлось выполнять моей спецгруппе. Хочу отметить, что операция продолжалась меньше трех месяцев, но все же я потерял четырех летчиков.
Став заместителем командира 269-й авиадивизии, командир «небесных хулиганов» вновь собрал специальную группу… Она состояла из девяти летчиков, вместе с которыми он продолжал заниматься «свободной охотой» за линией фронта. После проведенной воздушной разведки ассы Федорова, как правило, к вечеру пролетали над одним из немецких аэродромов и сбрасывали банку с грузом и запиской внутри. Немецким летчикам предлагалось провести поединок, причем строго по числу самолетов, прилетевших с советской стороны. Немцы принимали вызов, и начинались воздушные дуэли. По словам Федорова, только в этих «дуэлях» он одержал 21 победу, а свой самый удачный бой провел в небе над Восточной Пруссией в конце 1944-го.
Стоит признать, что сегодня сложно говорить о количестве сбитых им самолетов. Цифры противоречивы. Сам Федоров говорит о 134 «подстреленных» дюралевых птицах. Надо заметить, что это больше, чем у Кожедуба и Покрышкина вместе взятых. Официально (то есть документально подтвержденных) ему насчитали всего лишь 17 «немцев»…

После окончания Великой Отечественной войны Иван Евграфович становится старшим летчиком-испытателем ОКБ С.А. Лавочкина. В числе первых он проверил «на прочность» отечественные реактивные истребители. Федоров провел испытания самолетов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 г. он поднял в небо первый отечественный самолет со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 г. при испытаниях Ла-168 офицер первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. 26 декабря 1948 г. на самолете Ла-176 Иван Федоров добился скорости звука в полете со снижением.
Выдающегося летчика трижды представляли к званию Героя - в 1938-м, 1944-м и 1948-м… Удачной оказалась только третья попытка. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Федорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).На груди у «красного дьявола» немало и других наград: орден Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, четыре ордена Отечественной войны I степени, ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды.


ИВАН ФЕДОРОВ. КРАСНЫЙ ДЬЯВОЛ С РЫЦАРСКИМ КРЕСТОМ

Он летал на 297 типах самолетов, начиная еще с биплана "Авро" и кончая реактивным Ла-176. Он участвуя в семи войнах ХХ века, от Испании до Кореи, сбил 134 самолета и произвел шесть таранов, трижды был представлен к званию Героя, но сначала получил высший орден Испании от Игнасо Идальго де Сиснероса и Рыцарский крест от Гитлера… А заслуженную Золотую звезду Героя, получил только после войны, по личному указанию Сталина.

Звали этого уникального летчика Иван Евграфович Федоров и я хочу вам о нем рассказать.

В июне 1941 года, делегация ВВС РККА осматривала последние достижения Люфтваффе. Наших летчиков заинтересовал новейший экспериментальный истребитель «Хенкель-100». Это был сырой и капризный самолет и немецкие летчики-испытатели не особенно охотно на нем летали, хотя Гитлер благоволил к этой модели. В этот день был назначен вылет, самолет был заправлен и стоял на старте, но пилот запаздывал. И тогда Иван Федоров, нахально сел в кабину, определился с управлением и дал полный газ. Все это кстати, происходило на глазах у Рейхсмаршала Геринга. А Хенкель свечкой ушел в небо и разразился невообразимым каскадом сложнейших фигур высшего пилотажа. И надо же случиться, что недалеко от аэродрома находился Фюрер.

Когда Гитлеру сказали, что в небе крутит петли, тот самый «Хенкель-100», то Алоизыч пришел в восторг и публично заявил, что жалует отважному пилоту «Рыцарский крест». Холуи в голубом, сером и черном, старательной гурьбой ринулись выяснять имя нового героя Рейха. Назад они возвращались гораздо медленнее, ибо никто из них не стремился, первым доложить Фюреру, что он наградил высшей наградой Рейха русского коммуниста. Но деваться Гитлеру было некуда, слово было сказано и награда вручена. Иван не долго думал куда расположить фашистскую бранзулетку, он прибил крест к каблуку своего сапога.

А биография его, была такова…

И. Е. Федоров родился 23 Февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего (отец его в Гражданскую воевал в Первой Конной). Воспитанием Ивана занимался дед, проживший 123 года, до самой смерти ничем не болевший. Только в 14 лет у Вани Федорова появилась возможность учиться и он проявил немалые способности. Программу пятилетки Иван прошел за 2 года, окончил обучение на слесаря - инструментальщика, затем - на машиниста паровоза. А поступив в планерную школу и уже в 15 лет поднялся в небо. Иван - выполнил нормативы мастера по шести видам спорта: по боксу, волейболу, борьбе, плаванию, фехтованию и акробатическим прыжкам на мотоцикле.

В 1932 году, будучи 18-летним, Иван Федоров, поступил в школу военных пилотов, где через 7 месяцев он на "отлично" сдал все экзамены за два года обучения и был награжден ценным подарком самим наркомом обороны Ворошиловым. Затем Федоров был направлен в должности младшего летчика в Киевский особый военный округ, где через два года (в возрасте 21 года), был назначен командиром 17-го авиаполка 56-й авиабригады.

Иван Федоров трижды представлялся к званию Героя Советского Союза и стал им только в 1948 году. Он — кавалер шести орденов Великой Отечественной войны, высшей награды революционной Испании и многих других Советских и Зарубежных наград.

Первый свой бой Иван принял в небе Испании. Испанская кампания завершилась для Федорова благополучно. В архивном деле N:8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте он "совершил 286 боевых вылетов, провел 36 воздушных боев, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолетов противника и 13 в группе...", в том числе два Bf.109, новую немецкую машину, считавшуюся у фашистов неуязвимой, дважды таранил вражеские машины. Однажды, перехватив одиночный "Фиат" измотал его в 20-ти минутном бою и заставил сесть на своем аэродроме.

За отчаянную храбрость и великолепное летное мастерство Начальник авиации Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос торжественно вручил Ивану Федорову высшую награду республиканцев. В память о тех огненных событиях у Федорова остались испанские имена - "Деабле Рохо" ("Красный дьявол"), которым его за смертоносные атаки нарекли испанские товарищи, и еще имя из паспорта - Жуан. И, конечно же, - благодарственный поцелуй Ибаррури и подаренные ею патефон и пистолет "Астра".

В феврале 1938 года за 24 сбитых фашиста был представлен к званию Героя Советского Союза. Но накануне вручения наград он с друзьями по оружию зашел в Московский ресторан «Националь». Молодые офицеры перебрали, случился конфликт с посетителями за соседними столиками, завязалась потасовка в ход пошло личное оружие. Сам Федоров был ранен в руку, а среди убитых оказался некто в штатском, это был сотрудник НКВД. Его смерть наступила от удара кулаком в ухо. А поскольку Федоров был чемпионом Украины по боксу, то следствие особо и не напрягалось. По ходатайству НКВД представление на награждение Федорова было отозвано… А в органах на Федорова завели особую папку. Это и сыграло в судьбе Ивана Евграфовича печальную роль: его надолго «задвинули» в своеобразную политическую тень. А славу засекретили наглухо. Долгие годы действовало секретное распоряжение о запрете публикации его фамилии в открытой печати…

По возвращении из Испании, в 1939 году Иван Федоров окончил Липецкие высшие авиационные курсы. А затем последовали еще две "загранкомандировки". Первая - через Благовещенск в Китай, где он одержал 2 воздушные победы. А следующий вояж - Халкин - Гол. Вот там-то было по-настоящему жарко. Федоров вспоминает: "Могу свидетельствовать, что японские летчики были нашими достойными противниками. Летали они на своих, довольно неплохих для того времени истребителях И-96 и показали себя смелыми бесстрашными бойцами". В небе Монголии Иван Федоров одержал еще 2 победы.

Следующим театром военных действий стала для него Советско - Финская война 1939 - 1940 годов, в которой он уничтожил 4 самолета противника.

Великая Отечественная Война застала Федорова в Горьком, где он работал на заводе испытателем, Целый год он безрезультатно "бомбардировал" высшие инстанции рапортами с просьбой отправить его на фронт, а в июне 1942-го попросту сбежал на войну на опытном истребителе ЛаГГ-3, сделав на прощание три "мертвые петли" под мостом через Волгу...

До линии фронта было почти 500 км пути, где его не только обстреливали зенитки, но и атаковали два МиГ-3 московских сил противовоздушной обороны. Счастливо избежав опасности, Иван Евграфович приземлился на аэродроме подмосковного Клина, в расположении штаба 3-й воздушной армии. Командующий армией, прославленный полярный летчик Михаил Громов, выслушивал подробный доклад "волонтеpa", как вдруг над аэродромом появился немецкий разведчик "Хейнкель-111", который шел над нижней кромкой облачности. У Федорова прямо-таки загорелись глаза: "Разрешите, товарищ командующий, указать немцу его место приземления?"

Бой был коротким. На глазах всей дивизии Иван взлетел, догнал Не.111 и атаковал его на высоте 1500 м. Очередь из пушки так резанула, что отвалилось крыло. Немцы выпрыгнули на малой высоте и парашюты не успели раскрыться... Громов после посадки пожал руку Федорову и сказал: "Поздравляю, Майор. Будем считать, что ваша фронтовая практика начата." За первые полтора месяца Федоров сбил 18 немецких самолетов и был назначен командиром 157-го истребительного авиационного полка.

* С лета 1942 до весны 1943 года Федоров командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению Сталина. Но командовать этими "воздушными хулиганами" никто из асов ВВС РККА, не хотел. И тогда Федоров сам вызвался руководить ими. Громов наделил его правом расстреливать на месте каждого при малейшей попытке неповиновения, Федоров этим правом не воспользовался ни разу. Хотя в первом же бою, штрафники оставили командира без прикрытия, что бы посмотреть чего он стоит. Штрафники блестяще показали себя, сбив около 400 самолетов противника, хотя победы им не засчитывались, как и победы самого Федорова, а распределялись по другим авиаполкам.

* В 1943 году под Ржевом Федоров сбил величайшего аса всех времен и народов — Эриха Хартмана (на счету этого фашистского летчика 352 самолета). После приземления летчик сумел уйти к своим, оставив в кабине разбитого самолета именную саблю. Ее Федоров хранит до сих пор.

Весной 1943-го Федоров был назначен командиром 273-й авиадивизии.

* В мае 44-го Федоров, добровольно уйдя с должности командира 213-й авиадивизии, не желая заниматься "бумажной", по его мнению, работой, стал заместителем командира 269-й авиадивизии, он собрал специальную группу, летчиков, вместе с которыми он занимался "свободной охотой" за линией фронта.

Как правило, группа федоровских "охотников", хорошо знавшая расположение аэродромов противника, пролетала над одним из них и сбрасывала вымпел, представлявший собой банку из-под американской тушенки с грузом и запиской внутри. В этой записке, написанной на немецком языке, летчикам Люфтваффе предлагалось выйти на поединок, но строго по числу прилетевших с советской стороны. В случае нарушения паритета "лишние" просто сбивались на взлете. Немцы, разумеется, вызов принимали. В этих "дуэлях" Федоров одержал 21 победу. Но, пожалуй, самый свой удачный бой Иван Федоров провел в небе над Восточной Пруссией в конце 1944-го, сбив сразу 9 "Мессершмитов", изготовившихся для атаки Ил-2 и неосмотрительно собравшихся в круг. За все эти яркие достижения пилот получил фронтовое прозвище Анархист.

Все летчики "группы Федорова" получили звание Героя Советского Союза, а двое из них - Василий Зайцев и Андрей Боровых - были удостоены его дважды. Исключение составлял только сам командир. Все представления Федорова к этому званию по-прежнему "заворачивались".

* После войны Иван Федоров стал испытателем в КБ Лавочкина, на 301-м авиазаводе в Химках. На его счету 27 мировых рекордов. Он осваивал новую реактивную технику: сначала Ла-150, затем Ла-160 - первый самолет со стреловидным крылом, Ла-168, и, наконец Ла-176 со стреловидностью крыла 45 градусов, на котором в Декабре 1948 года он преодолел в пологом пикировании звуковой рубеж. В ходе испытаний реактивных самолетов Федоров превышал показания около 30 мировых рекордов для самолетов этого типа.

Однажды С.А.Лавочкина вызвали к Сталину, он взял с собой Федорова и в конце беседы представил его: "Это, товарищ Сталин, наш шеф - пилот. Отлично воевал, теперь испытывает наши реактивные машины..."

Что бы вы хотели? - спросил Сталин.

Чтобы он стал Героем. Дважды уже представляли и все безрезультатно!

Что же, не беспокойтесь, разберемся...

Вот так, благодаря Лавочкину, 5 Марта 1948 года Федоров, наконец-то, получил с "третьего захода" Золотую Звезду Героя - "... за испытание и освоение новой военной реактивной техники..." .

За годы службы Иван Евграфович награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Hевского, Отечественной войны 1-й степени (шесть) и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями. С 1954 года Полковник Федоров - в запасе. Умер в 2011 году.

Последние материалы сайта