Изложение наиболее ярких фактов истории края города. Приемы управления вниманием аудитории

14.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1. Чтение текста упр. 197, ответы на вопросы.

Комментарий учителя

Эффективным можно назвать общение, при котором между собеседниками устанавливается контакт, достигаются цели говорящих: сообщить что-то, убедить в чем-то, воздействовать на чувства, разум, действия собеседника (собеседников). Общение предполагает обмен мнениями. Если же речь идет об ораторе, выступающем перед аудиторией, то общение принимает односторонний характер; целью становится привлечь внимание слушателей к общественно значимым вопросам, повлиять на поступки людей, воодушевить их, сделать их своими единомышленниками.

2. Упр. 198: чтение текста, выделение признаков ораторской речи (запись на доске и в тетрадях). Значение слова «пафос » уточняем по словарю. Синтаксический разбор предложения в тетрадях.

Уточним вид сказуемого: составное именное.

III. Практическая работа с образцами ораторской речи

1. Упр. 199: выразительное чтение, ответы на вопросы.

Комментарий учителя

В тексте отражены следующие особенности ораторской речи: обращение к слушателям, общественная значимость, гражданское звучание, пафос, яркая выразительность речи.

Средства установления контакта со слушателями : использование местоимения 1 лица множественного числа - «мы», что объединяет говорящего и слушающих (представляется нам, о нашем праве, наш потомок ), и глаголов множественного числа (будем надеяться ); использование собирательных конструкций (вся образованная Россия, много наших лучших людей, любовь общества, среди этого народа ).

Средства выразительности :

Возвышенная лексика (празднование, лучший, признательная любовь, один из самых достойных, сияй, благородный, лик, воздвигнутый, в сердце, гласи, грядущий, великий, изваяние, свободный, дань, уста, памятник );

Глаголы в повелительном наклонении (сияй, гласи );

Сравнения (сияй, как он, благородный медный лик; как о Шекспире; подобно Пушкину );

Эпитеты (лучших, признательной, достойных, благородный, великий, свободным, лепечущих );

Метафоры (дань любви, в сердце столицы );

Эмоционально окрашенная лексика (сочувствует, любовь, народ, великий );

Повторы (стал более русским и более образованным, более свободным человеком; будем надеяться, повторы подчинительных конструкций );

Ряды однородных членов (представители земли, правительства, науки, словесности и искусства );

Обращение (сияй же, как он, благородный медный лик. ..);

Устаревшие слова и выражения (дань любви, лик, гласи грядущим поколениям, изваяние, уста );

Предложения с восклицательной интонацией.

Устаревшие слова и выражения используются для создания торжественного пафоса , для того чтобы слушатели мысленно объединили себя со своими славными предками, чтобы почувствовали силу единения народа.

Все средства ораторской речи, использованные Тургеневым, придают этому выступлению эмоциональность, яркость, выразительность. Речь Тургенева вызывает гордость за великий народ, давший миру великого Пушкина.

2. Упр. 200: выразительное чтение, выявление признаков хорошей публичной речи.

Комментарий учителя

Важнейшие признаки хорошей публичной речи: правильность, точность, экономность. Выступление не должно быть слишком длинным, оно должно интересовать, прежде всего, самого выступающего, в выступлении должна быть одна главная мысль, которой подчиняются все остальные.

IV. Словарная работа

Выписать слова в рамках, объяснить их значение: ремонт, реставрация, патриотизм, патриот, красноречие, риторика, оратор, ораторский, пафос.

1. Работа с планом (упр. 201).

2. Комментарии к плану:

1) Обращение к слушателям.

Дорогие друзья! (Возможные обращения - «Ребята», «Уважаемые коллеги», даже «Дамы и господа», если вы выберете несколько иронический тон повествования или если аудитория взрослая). Все мы живем в нашем родном городе вот уже много лет, учимся в одной школе, ходим по одним улицам. Кажется, все нам здесь хорошо знакомо...

2) Определение темы и цели выступления.

3) Изложение наиболее ярких фактов истории (края, города).

4) Эмоциональное заключение, обращенное к слушателям.

Вот те некоторые сведения, которые я обнаружил в библиотеке, в краеведческих книгах, в подшивках старых газет, в разговорах со старожилами нашего города (края). Это лишь малая часть того, что скрывается за чередой лет, десятилетий, веков истории нашего города (края). А сколько интересного еще ждет своего открытия!

Домашнее задание

1. Упр. 200: подготовка к свободному диктанту (устно),

2. Упр. 201: подготовить краткий рассказ об истории края,

Урок 34. Урок развития речи

Цель урока : совершенствовать навыки устной речи, тренировка публичных выступлений; развитие памяти, умения выбирать главное в тексте.

Методические приемы : взаимопроверка, устные выступления, диктовка.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Упр. 202 - взаимопроверка; синтаксический разбор предложений - на доске (3 человека).

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего краяСлова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я.Козловский «Слово»
Пусть зовётся оратором тот,
кто умеет своей речью
убеждать.
Цицерон

Оратор

Лицо, профессионально
занимающееся искусством
красноречия.
Лицо, произносящее речь.
Глашатай чего-нибудь.
Человек, обладающий даром
речи.

Оратор должен

Найти, что сказать.
Найденное расположить по порядку.
Придать ему словесную форму.
Всё это запомнить.
Произнести.

Роды красноречия

Академическое
Социальнополитическое
Судебное
Социально-бытовое
Духовное

Что такое правильная речь?

Оратор должен обладать высокой культурой
речи. Для этого необходимо знание норм
литературного языка и умение выбирать точные,
доходчивые и наиболее уместные средства для
выражения мысли.
Нормы языка – это общепринятые в речи
образованных людей правила произношения,
словоупотребления, грамматики.
Речевые (стилистические) ошибки допускаются
в результате нарушения нормы в ударении и
произношении, неверного выбора слова или его
формы и ошибочного построения
синтаксической конструкции.
При выборе слова следует учитывать его
значение, сочетаемость слова с другими
словами и другие особенности.
В ораторской речи рекомендуется
придерживаться книжных, а не разговорных
форм.

Владение собственным голосом

Выступающий должен чутко относиться к
звучащему слову.
Смысловое восприятие речи зависит от её
темпа, силы, высоты.
Оратор достигает большого эффекта, меняя
темп, силу, высоту своего голоса в
зависимости от содержания речи, то есть
избегая монотонности.
Выступающий с речью должен обладать
хорошей дикцией, то есть произносить слова
чётко и ясно.
Опытный оратор уделяет большое внимание
паузам: они позволяют делать
определённые смысловые акценты,
облегчают дыхание.

Как работать над устным выступлением

Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель,
название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем
составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический
материал.
Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр,
выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки,
составлять конспекты и т.д.
После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо
конспект, тезисы, либо план.
Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить
на технику произношения, мимику, жесты.
Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его
положительные и отрицательные стороны.

Три способа выступления

Чтение – речь официального содержания.
Создание в момент произнесения.
Воспроизведение по памяти.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи

Если вы хотите быть по-настоящему
интеллигентным, образованным и
культурным человеком, обращайте
внимание на свой язык.
Говорите правильно, точно и экономно.
Чтобы выступление было
занимательным, всё, что вы говорите,
должно быть интересным и для вас.
Если выступающий с увлечением
рассказывает или читает и аудитория
это почувствует, то и слушателям

Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру и содержание своей речи. Выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей:

    прямое требование внимания от слушателей;

    обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

    риторический вопрос – не предполагающий ответа;

  • вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, т. к. он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

    оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. п.

Заключение . Заключение – это логическое и эмоциональное завершение всей речи.

    заключение должно быть запоминающимся, деловым и вместе с тем обобщающим содержание речи;

    прекрасно воспринимается заключение, в котором эмоционально и образно еще раз подчеркивается цель устного выступления;

    какова бы ни была тема выступления, завершить его всегда необходимо на позитивной ноте.

Требования к речи выступающего

    Доходчивость речи.

Умение сказать просто, доходчиво о сложном – большое искусство и нелегкий труд. Есть афоризм: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело».

Залогом успеха является – глубокое знание выступающим предмета речи.

Добиться доходчивости речи – это прежде всего говорить на языке аудитории.

    Правильность речи – соответствие литературным нормам ударения, произношения, словоупотребления, образования грамматических форм, построения синтаксических конструкций – обязательное условие публичной речи.

    Говорить кратко, живо и просто – неотъемлемое требование к публичной речи.

Говорить кратко – большое искусство, и оно не приходит само собой. Надо научиться сокращать тексты, отсеивать лишнее, ненужное.

Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде.

    Говорить, размышляя! Хороший оратор творит свое слово во время речи. Именно в этом случае размышляет вместе с выступающим и аудитория. О таких выступающих говорят: видно, что он думает и говорит, говорит и думает.

Манера «размышления» – одна из самых продуктивных в публичной практике.

    Эмоциональность речи – залог ораторского успеха.

«Мысль входит вратами чувств» – говорили древние.

Как же добиться эмоциональности?

    говорить о том, что волнует людей;

    видеть то, о чем говоришь;

Если оратор, работая над своим выступлением, не видит за словами того, о чем он думает и пишет, то и слушатель ничего за ними не увидит. Но если он хорошо видит то, о чем будет говорить, то даже самые простые слова вызывают у слушателя те мысли, чувства и состояния, какие оратор хотел ему передать;

    вовлекать слушателей в речь, следует употреблением выражения: «Мы с вами неоднократно обсуждали…», «Мы согласились с тем, что… », «Мы пришли к выводу…», «Подведем итоги» и т. д.;

    использовать богатство интонаций;

    самому испытывать те эмоции, которые хотел бы возбудить у слушателей. Оратору следует постоянно помнить: чтобы зажечь людей, надо гореть самому, проявлять заинтересованность к тому, о чем говоришь;

    использовать жесты, позу, мимику.

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. …Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я.Козловский «Слово»








Что такое правильная речь? Оратор должен обладать высокой культурой речи. Для этого необходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выражения мысли. Нормы языка – это общепринятые в речи образованных людей правила произношения, словоупотребления, грамматики. Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова или его формы и ошибочного построения синтаксической конструкции. При выборе слова следует учитывать его значение, сочетаемость слова с другими словами и другие особенности. В ораторской речи рекомендуется придерживаться книжных, а не разговорных форм.


Этапы подготовки речи С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи: С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи: Инвенция -- изобретение Диспозиция -- расположение Элокуция -- выражение Меморио -- запоминание Акцио -- произношение


Владение собственным голосом Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову. Смысловое восприятие речи зависит от её темпа, силы, высоты. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, то есть избегая монотонности. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, то есть произносить слова чётко и ясно. Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют делать определённые смысловые акценты, облегчают дыхание.


Этап изобретения (инвенция) Выступающий должен: определить Цель и вид речи; выявить Уровень подготовки и деятельность свои и слушателей; отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения; решить, Писать ли текст выступления?


Этап расположения (диспозиция) Выступающий должен: Составить план; выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры; продумать, какие будут Вступление, основная часть выступления, заключение; определить переходы от одной части к другой; решить, какие Приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.






Этап произнесения (акцио) На этапе произнесения оратор должен: Установить и поддерживать контакты с аудиторией; знать психологию слушателей; обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего; продумать Способы борьбы со страхом и волнением; проанализировать удачные и неудачные Выступления других ораторов;


Как работать над устным выступлением Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты. Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.




Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.


Практикум по риторическим фигурам и тропам 1. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? Слово это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и подымает за собой чужого настроения, мы оцениваем его значение и силу... Тогда художественные способности растут, оживляются, крепнут. Замкнутые в изолированном самоудовлетворении, они все утончаются, теряют силу и жизненность, хиреют или обращаются на односторонние, исключительные настроения, чисто экзотического характера. (В. Г. Короленко)


2. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? 2. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие возвышенно, а средние с умеренностью. (Цицерон)




Практикум по видам и родам красноречия 3. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. 3. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете. В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете. Франклин Д. Рузвельт О. О четырех свободах. Франклин Д. Рузвельт О. О четырех свободах.


Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз выразить благодарность Шведской Королевской академии, присудившей мне Нобелевскую премию. На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз выразить благодарность Шведской Королевской академии, присудившей мне Нобелевскую премию. Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей родины. Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей родины. Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее плотно охватывать мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее плотно охватывать мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. М.А. Шолохов. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии. М.А. Шолохов. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии.


Лабораторная работа Подготовьте устное выступление об истории родного края, используя как вербальные, так и невербальные средства воздействия на аудиторию Проведите репетицию выступления перед зеркалом или видеокамерой Проанализируйте собственное выступление, исправьте допущенные ошибки



Последние материалы сайта