Российский военно-морской флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.
Несмотря на то, что ВМФ России является лишь тенью некогда могучего ВМФ СССР, он по-прежнему входит в число наиболее сильнейших ВМС стран мира, учитывая суммарный состав кораблей и подводных лодок, а также их качественный уровень.
Вместе с тем российский флот и военно-морская промышленность до сих пор испытывают огромное количество проблем. Попробуем разобраться, насколько удовлетворительно российские военно-морские силы могут выполнять поставленные перед ними задачи и какие перспективы ожидают их в будущем?
Прежде чем говорить, о состоянии и перспективах российских военно-морских сил, необходимо рассмотреть стоящие перед ними задачи и угрозы, которым они должны противодействовать. Одна из основных и "традиционных" проблем ВМС России заключается в географическом положении Российской Федерации, в результате чего российские ВМС разделены на 4 фактически изолированных друг от друга флота - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский, взаимодействие между которыми затруднено, а зачастую и вовсе невозможно. При этом перед каждым из четырёх российских флотов стоят свои, во многом специфические задачи. В результате, Россия вынуждена иметь достаточно многочисленные военно-морские группировки, на каждом из направлений. Поэтому, даже не смотря на номинально многочисленный состав группировки ВМС России, её состав на конкретном стратегическом направлении, зачастую, совершенно недостаточен.
Задачами Балтийского и Черноморского флота является недопущение действий потенциального противника в соответствующих морях, что достаточно легко реализуемо. Учитывая малые географические размеры Балтийского и Чёрного моря, там затруднено действие крупных группировок потенциального противника. В тоже время данные моря легко "перекрываются" силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов, авиации и дизельных подводных лодок.
Совсем иная ситуация для Северного и Тихоокеанского флота России. Даже те моря, что находятся в "зоне ответственности" Северного и Тихоокеанского флота, имеют огромную площадь, что вынуждает данные флоты иметь силы способные эффективно действовать на большом удалении побережья. При этом, в отличии от Балтийского и Черноморского флотов, силы Северного и Тихоокеанского флота не могут быть прикрыты силами авиации и ПВО - на удалении уже в несколько сотен километров от берега, время подлёта авиации с наземных аэродромов слишком велико, а с учётом радиуса действия даже современных тактических самолётов, время патрулирования, в течении которого они могут осуществлять прикрытие кораблей совершенно недостаточное.
Рассмотрим, какие угрозы стоят перед Северным и Тихоокеанским флотом. Для этого обратимся к докладу Министерства Обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году". В докладе для ВМФ России указываются следующие угрозы:
Таким образом, для Северного флота наибольшей военной угрозой является столкновение с крупными военно-морскими группировками НАТО, в том числе и с авианосными ударными группами. Для Тихоокеанского флота исходя из указанных выше потенциальных угроз, основным вероятным противником является ВМС Японии. Учитывая огромный численный и качественный состав морских "сил самообороны" Японии (являющимися таковыми только по названию), задача противодействия группировки ВМС Японии, с учётом предельно близкого расположения Японии к потенциальному театру военных действий, а также крайне мощные ВВС, по своей сложности превосходит задачу противодействия АУГ США.
Исходя из этого, практически в любом случае, военно-морским группировкам Северного и Тихоокеанского флота требуется иметь способность эффективно противодействовать численно превосходящим корабельным группировкам потенциального противника, что в свою очередь требует создания на каждом из направлений развитых и высокоэффективных группировок разнородных сил.
На текущий момент основные силы российских флотов следующие:
В целом состояние и уровень боеготовности ВМС России весьма неплохие. Флот активно занимается боевой подготовкой, на регулярной основе совершает походы в различные уголки Мирового океана. При этом динамика "активности" ВМФ России за последние 5 лет непрерывно растёт. Так, например, согласно докладу Министерства Обороны, в 2016 году корабли и подлодки ВМФ России совершили в общей сложности 102 похода, пробыв в море 9538 суток, при этом интенсивность выполнения задач по сравнению с 2015 выросла в 1.3 раза. Состоявшийся в 2016 году боевой поход российских кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии показал, что Россия вполне в состоянии "выставить" при необходимости мощную многоцелевую корабельную ударную группу в требуемом районе Мирового Океана.
В целом уровень исправности и боеспособности корабельного состава существенно вырос, хотя имеются и существенные проблемы. Так, например, из 5 числящихся в составе Тихоокеанского флота многоцелевых атомных подводных пр.971 лишь 1-2 являются боеготовыми, остальные перманентно находятся в ремонте, как правило, вялотекущем.
Отдельной проблемой ВМФ России является его весьма неслабалансированный состав, что касается надводного флота. Основные силы Северного и Тихоокеанского флота имеют очень значительные противолодочные возможности, но количество кораблей, способных обеспечивать эффективную коллективную противовоздушную оборону корабельных соединений и обладающие мощными ударными возможностями составляет всего считанные единицы. Такими кораблями является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" и три ракетных крейсера пр. 1164 - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". Поэтому ВМФ России остро нуждается в новых кораблях дальней океанской зоны.
Строительство новых крупных надводных кораблей.
Наибольшей проблемой для современного ВМФ России является строительство новых боевых кораблей. К середине двухтысячных годов предполагалось масштабное перевооружение и усиление флота новыми кораблями в течении 10-15 лет. Однако, надежды на это не оправдались. Скорость строительства новых крупных надводных кораблей оказалась крайне низкой. Так например, головной новейший фрегат пр.22350 (которые должны были стать основными "рабочими лошадками" ВМФ России) "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году до сих пор официально не передан флоту. Ситуация со строительством надводных кораблей для современного ВМФ России постоянно подвергается шквалу критики в различных СМИ.
Вместе с тем, стоит заметить, что флот и военно-морская промышленность наиболее сильно пострадали в 1990-е годы. К примеру, многим предприятиям авиационной промышленности, особенно ОКБ им. Сухого, а также заводам, производящим самолёты разработки данного КБ, удалось "выжить" благодаря многочисленным экспортным контрактам (в первую очередь для Индии и Китая). Данные контракты позволяли сохранить ключевые предприятия в твёрдой валюте, что в свою очередь позволило им не только "удерживаться на плаву", но и финансировать новые разработки. Военно-морская промышленность же столь "щедрых" контрактов не имела. Военно-морской флот же, являясь крайне сложным военно-техническим механизмом, требует очень значительных средств на содержание. Поэтому, практически полное отсутствие средств на содержание флота в 1990-е годы, привело к тому, что он стал деградировать, пожалуй, наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими видами российских вооружённых сил.
Таким образом, параллельно со строительством новых кораблей, потребовалось восстанавливать заново всю военно-морскую отрасль в целом. Кроме того, в двухтысячных годах наиболее приоритетным направлением развития ВМФ стало обновление морской компоненты российских Стратегических Ядерных Сил и строительство новых подводных ракетоносцев пр.955 "Борей" и создание их основного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", на что выделялась крайне значительная доля средств, отпущенных на развитие флота.
Отдельной проблемой стала необходимость оснащения новых кораблей дальней океанской зоны принципиально новыми образцами вооружения. Фрегаты пр.22350, которые должны составить в будущем основу кораблей дальней океанской зоны российского ВМФ, изначально должны были использовать только самые современные, перспективные системы вооружения - 2 Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплекса (УКСК), имеющий каждый по 8 ячеек, в каждой из которых может разместиться сверхзвуковая ПКР "Оникс" или одна из крылатых ракет семейства "Калибр" - противокорабельная 3М54, крылатая ракета 3М14 для поражения наземных целей или противолодочная ракета 91Р, новейшую универсальную артиллерийскую установку А-192 "Армат", новые средства радиоэлектронной борьбы, и самое главное - новейший зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут". ЗРК "Полимент-Редут" состоит из многофункциональной РЛС "Полимент" и собственно ЗРК "Редут", имеющего новейшие зенитные ракеты семейства 9М96Д с активными головками самонаведения. РЛС "Полимент" состоит из четырёх, ориентированных под углом 90 градусов друг к другу фазированных антенных решёток, каждая из которых обеспечивает обзор пространства и радиокоррекцию зенитных ракет на маршевом участке траектории в секторе 90 градусов по азимуту и 90 - по углу места. Таким образом 4 антенных решётки обеспечивают круговой обзор пространства и возможность обстрела целей в любом направлении. Каждая из четырёх решёток обеспечивает наведение 4 зенитных ракет, а количество одновременно наводимых ракет при отражении удара с одного направления составляет 8 (при ориентации корабля таким образом, что бы атакующие средства воздушного нападения оказались на "пересечении" секторов работы двух антенных решёток). Зенитные ракеты семейства 9М96 имеют активные головки самонаведения, что позволяет сократить участок наведения при помощи РЛС, обеспечивают возможность поражения воздушной цели в случае её ухода за радиогоризонт, а в перспективе это позволяет обеспечить возможность обстрела целей за радиогоризонтом. Данные ракеты имеют газодинамические рули, что позволяет на высотах менее 5 километров развивать перегрузки до 60 (по другим данным до 65 единиц), позволяя уверенно бороться с интенсивно маневрирующими целями и обеспечивает вероятность поражения дозвуковых ПКР, близкую к гарантированной (0.9 - 0.95).
Создание новых образцов морского оружия "с нуля", в условиях находившейся в крайне проблемном состоянии военно-морской отрасли, не могло сказаться на сроках их создания. В итоге, головной корабль проекта 22350 "Адмирал Горшков" приступил к ходовым испытаниям лишь в 2015 году, но до сих пор формально не передан флоту. Причиной столь долгих задержек со вводом в строй стала необходимость испытания огромного количества новых систем, и главным образом ЗРК "Полимент-Редут". На конец 2017 года предприятиям концерна "Алмаз-Антей" удалось успешно решить большинство проблем с "Полимент-Редутом". Более того, как сообщается, в ходе испытаний и доработок комплекса обеспечено применение зенитной ракеты 9М96Д, обладающей дальностью полёта свыше 100 километров. Все остальные системы вооружения корабля, а также новейшие средства РЭБ успешно прошли испытания. Стоит заметить, что само по себе "затягивание" сроков доработок корабельных ЗРК не является чем то из ряда вон выходящим, и имело место быть в годы Холодной войны и в США, и в СССР, не испытывавшего никаких проблем в области ВПК. К примеру, зенитно-ракетный комплекс "Форт", которым вооружены современные крейсеры пр.1164 был доведён до полного соответствия заданным характеристикам спустя 3 года после после ввода в строй первого корабля, вооружённого этим комплексом - крейсера пр.1164. БПК пр.1155, являющиеся наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России, после постройки фактически несколько лет не имели положенного ЗРК "Кинжал", который официально был принят на вооружение лишь в 1989. При этом комплексы "Форт" и "Кинжал" до сих пор обладают отличными боевыми возможностями. Первый корабль ВМС США, оснащённый многофункциональной системой управления оружием "Иджис" вошёл в состав американского флота в 1983 году, однако система "Иджис" и комплекс интегрированных в неё средств вооружения доводились до приемлемого уровня боеспособности ещё 3 года.
Не являются исключением и современные боевые корабли других флотов мира. Так например, первый британский эсминец ПВО нового поколения, типа 45 "Дэринг", вошёл в строй с фактически с "условно" работоспособным ЗРК PAAMS (который является его главным оружием), сейчас же эсминцы данной серии считаются лучшими в мире кораблями ПВО. Аналогичная ситуация сложилась и индийско-израильским корабельным ЗРК “Барак-8”. Из-за проблем и его созданием на многие годы был сдвинут срок ввода в строй новейших индийских эсминцев “Калькутта”. Головной корабль был заложен в 2003-м году, а в строй вошёл в 2014-м, хотя планировался ввод в строй в 2010-м. Последний, третий эсминец данной серии вступил в строй в конце 2016 года, спустя более, чем через 10 лет после закладки. Причём неизвестно является ли 100% боеспособным ЗРК “Барак-8” на индийских эсминцах в настоящий момент.
По всей видимости, командование ВМФ России и Министерство Обороны хотят получить сразу полностью боеспособный корабль, без доводки его различных систем вооружения в процессе эксплуатации. Кроме того, фрегаты пр.22350 в целом определят облик надводных кораблей ВМФ России на ближайшие десятилетия. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что после принятия в состав флота фрегатов "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" (второй корабль проекта 22350), который уже завершил достройку, строительство других кораблей серии, как и возможное строительство фрегатов усовершенствованного проекта - 22350М пойдёт значительно более высокими темпами.
В текущем десятилетии военно-морской промышленности России не удалось и осуществить массовое строительство фрегатов проекта 11356 - "упрощённых" фрегатов, созданных для "внутренних" морей - Балтийского и Чёрного. До 2014 года судостроителям удавалось выдерживать высокие темпы строительства данных кораблей, т.к. строились они на базе строившихся в двухтысячных годах для Индии фрегатов класса "Тальвар" и оснащались уже имеющимся и отработанным вооружением, радиотехническими и информационными системами. К 2014 году удалось построить 3 таких корабля из 6 заложенных, однако после событий 2014 года, Украина в одностороннем порядке прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, и в частности, прекратила поставки корабельных газотурбинных силовых установок для фрегатов пр.2230 и пр.11356, изготавливаемых в Николаеве заводом "Зоря-Машпроект". В результате потребовалось почти 3 года на развёртывание производства данных силовых установок в России, в Рыбинском НПО "Сатурн". К счастью, данную задачу удалось успешно решить. В настоящий момент в состав ВМФ России вошло 3 фрегата проекта 11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", причём последний был официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года. Ещё 3 фрегата данного проекта будут достроены с уже российскими силовыми установками, и, как ожидается, вступят в состав флота в 2020-21 годах.
Таким образом основные усилия в военном-морском строительстве России за последнее десятилетие были направлены на модернизацию и восстановление судостроительной промышленности, а также на разработку и "доводку" перспективных систем вооружения. В этих условиях, руководство ВМФ России и Министерство Обороны были вынуждены несколько скорректировать концепцию развития и применения военно-морских сил.
До момента появления крупных надводных кораблей нового поколения, руководство российского флота и Министерство Обороны, очевидно, избрали курс на крупномасштабное строительство малых ракетных кораблей и береговых ракетных комплексов, с целью создания, как называют это в Западных странах "зон воспрещения манёвра и доступа" в важнейших районах, прилегающих к российскому побережью и территориальным водам, и надёжное "перекрытие" т.н. литторальной зоны, а также модернизацию имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок.
Продолжение следует...
Павел Румянцев
Новый главком ВМФ Владимир Королев пообещал, что в ближайшие два года в состав флота войдут более полусотни кораблей. Чем именно пополнится один из двух главных «союзников» России?
Адмирал Владимир Королев стал главкомом в этом месяце. С ноября 2015 года он исполнял обязанности своего испытывавшего проблемы со здоровьем предшественника Виктора Чиркова . Чирков так и не смог полностью оправиться от тяжелой операции, и в итоге подал рапорт на увольнение.
До своего назначения на главную флотскую должность Королев командовал Черноморским и Северным флотами, а также объединенным стратегическим командованием «Север». На последней должности он внес существенный вклад в развертывание российской группировки войск и создание военной инфраструктуры в Арктике.
Выступая в понедельник 18 апреля на церемонии вручения ему штандарта главнокомандующего ВМФ, адмирал Королев заявил: «Я хотел бы подчеркнуть, что за три года с 2013 по 2016 годы мы ввели в состав сил постоянной готовности 42 боевых корабля. В период с 2016 по 2018 годы мы планируем дополнительно ввести в состав ВМФ более 50 кораблей. Это позволит усилить группировки, в том числе межвидовые, практически на всех стратегических направлениях».
Несмотря на то, что подробные списки строящихся кораблей со всеми сопутствующими деталями относятся к секретной документации (или, как минимум, к информации для служебного пользования), общую картину можно с высокой степенью достоверности восстановить по открытым источникам. Давайте попробуем это сделать.
При всех оптимистичных моментах в российском судостроении создание полноценных авианосцев или хотя бы авианесущих крейсеров - дело не столь отдаленного, но будущего. Пока дальше идей, планов и макетов дело не заходит, и о чем-то предметном можно будет говорить не ранее 2020-2025 годов.
Более реалистично выглядит проект универсальных десантных вертолетоносцев «Лавина» / «Прибой», примерных аналогов многострадальных французских «Мистралей», которые в силу известных политических обстоятельств перекочевали из российского флота в египетский. Данный проект был представлен в прошлом году, производство в количестве не менее четырех планируется начать в 2016-2018 годах.
Еще один тип крупных боевых кораблей, которые вот-вот собираются строить, - атомные эсминцы проекта 23560 (шифр «Лидер»). Их планируется ввести в строй аж 12 штук, но закладка намечена примерно на 2109 год.
Таким образом, из этой категории до 2018 года мы не можем ничего ожидать даже чисто теоретически.
Прежде чем рассматривать эту группу, необходимо сделать небольшую оговорку. В советском ВМФ корабли, примерно равные по характеристикам фрегатам и корветам в общемировой классификации, были отнесены к сторожевым кораблям (СКР) - с разделением на дальнюю и ближнюю морскую зону. В силу инерции и наличия значительного числа судов советской постройки у нас действует советская классификация с постепенным переходом на общемировую.
Итак, здесь мы уже можем ожидать поступления нескольких кораблей до 2018 года. Во-первых, это два из восьми заказанных (и 15 запланированных) фрегата проекта 22350 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». Оба уже давно спущены на воду, испытания первого подходят к концу, второго - начинаются. Третий в серии фрегат «Адмирал Головко» должны спустить на воду в этом году, но не факт, что его успеют передать флоту в ближайшие два года.
Также нас ожидает ввод в эксплуатацию 2-3 сторожевиков проекта 11356 «Буревестник» (модернизация советского проекта 11355). Головной корабль «Адмирал Григорович» уже находится в строю с прошлого месяца, «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» проходят испытания, а «Адмирал Бутаков», тоже в прошлом месяце, был спущен на воду.
Помимо этого, строятся корветы проекта 20380. В дополнение к четырем переданным Балтийскому флоту как минимум один («Совершенный») должен быть в конце этого или начале следующего года заступить на службу в Тихоокеанский флот. Возможно, к нему успеет присоединиться корвет «Громкий».
В ближайшее время в состав ВМФ должны войти оба больших десантных корабля проекта 11711 - «Иван Грен» и «Петр Моргунов». Первый - уже к осени текущего года.
В 2017 году должны вступить в строй все пять десантных катеров на воздушной подушке проекта «Мурена» - уже имеется их опыт строительства для ВМС Южной Кореи. Кроме того, на Черноморский флот должен поступить второй десантный катер проекта 02510. Что интересно, такие катера, помимо прочего, оснащаются разведывательными беспилотниками, тоже, кстати, отечественного производства.
Эта группа - самая многочисленная. Здесь наиболее интересны малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М», родственные тем, которые дежурили у берегов Сирии и наносили удары по террористам ракетами «Калибр» из акватории Каспия. Более того, на смену или в дополнение им уже идут МРК проекта 22800 (шифр «Каракурт»). Общее ожидаемое число к 2018 году - 3-5.
Бороться с диверсантами и помогать пограничникам будут еще несколько (около 5-6 в дополнение к 10 построенным) противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок». Охраной ближних и дальних подступов к берегу займутся 3-4 патрульных корабля модульного типа проекта 22160, а противоминной обороной - как минимум один (головной) базовый тральщик проекта 12700 «Александрит».
Что касается подводного флота, в дополнение к трем ракетным подводным крейсерам стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Борей» должен быть введен в эксплуатацию «Князь Владимир» - первый из строящихся по модернизированному проекту 955У «Борей-А». Возможно, к 2018 году подоспеет и «Князь Олег». Отметим, что РПКСН являются носителями ядерных баллистических ракет морского базирования.
Также ожидается поступление многоцелевой атомной подлодки с крылатыми ракетами «Казань», которая строится по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М».
Если говорить о неатомных (дизель-электрических) субмаринах, то в течение двух лет должны встать в строй две «Варшавянки» (проект 636.3). И Б-268 «Великий Новгород», и Б-271 «Колпино» пойдут на Черноморский флот. Подлодки этого класса тоже участвовали в сирийской операции - «Ростов-на-Дону» наносила удар из акватории Средиземного моря крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ».
На вспомогательных судах подробно останавливаться не будем, тем более что и информации по ним не так уж много. До 2018 года должны быть введены в эксплуатацию 1 спасательное буксирное судно с функцией перевозки грузов, 2-4 средних и малых танкера, 2-3 опытовых судна (предназначенных для испытания нового вооружения и оборудования), 4-6 буксиров, от 2 больших гидрографических катеров, 5 плавучих кранов и 10-15 катеров аварийно-спасательного и иного вспомогательного предназначения.
Таким образом, мы насчитали 30-35 боевых кораблей и 25-35 вспомогательных судов. Даже если взять минимальные цифры, итоговое пополнение корабельного состава явно будет больше 50. А значит, у нас нет оснований сомневаться в словах нового главкома.
Здравствуйте, нагнали на нас тут тоску накануне, показав, сколько кораблей боевых было списано с флота, начиная с 2000 года. Давайте рассмотрим обратную тенденцию. Сколько больших боевых кораблей было принято в состав ВМФ России, начиная с 2000 года? В расчет брались только большие корабли. В фотообзор не вошли десантные катера и "Грачата".
1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Северный флот.
2. Подводная лодка атомная торпедная К-335 «Гепард». Вступление в строй – 2001 год. Принадлежность – Северный флот.
3. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-560 «Северодвинск». Вступление в строй – 2013 год. Принадлежность – Северный флот.
4. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский». Вступление в строй – 2013 год. Принадлежность – Тихоокеанский флот.
5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах». Вступление в строй – 10.12.14. Принадлежность – Тихоокеанский флот.
6. Атомная подводная лодка специального назначения «АС-31». Вступление в строй – 2010 год. Принадлежность – Северный флот.
7. Дизельная подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Северный флот.
8. Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург». Вступление в строй – 2010 год. Принадлежность – Северный флот.
9. Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
10. Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону». Вступление в строй – 25.11.14. Принадлежность – Черноморский флот.
11. Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». Вступление в строй – 2009 год. Принадлежность – Балтийский флот.
12. Корвет «Стерегущий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.
13. Корвет «Сообразительный». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.
14. Корвет «Бойкий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.
15. Корвет «Стойкий». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Балтийский флот.
16. Ракетный корабль «Татарстан». Вступление в строй – 2003 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
17. Ракетный корабль «Дагестан». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
18. Малый артиллерийский корабль «Астрахань». Вступление в строй – 2006 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
19. Малый артиллерийский корабль «Волгодонск». Вступление в строй – 2011 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
20. Малый артиллерийский корабль «Махачкала». Вступление в строй – 2012 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
21. Малый артиллерийский корабль «Град Свияжск». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
22. Малый артиллерийский корабль «Углич». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
23. Малый артиллерийский корабль «Великий Устюг». Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Каспийская флотилия.
24. Малый ракетный корабль на воздушной подушке «Самум». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Черноморский флот.
25. Ракетный катер «Р-2». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Балтийский флот.
26. Ракетный катер «Р-32». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Балтийский флот.
27. Ракетный катер «Р-29». Вступление в строй – 2003 год. Принадлежность – Тихоокеанский флот.
28. Морской тральщик «Валентин Пикуль». Вступление в строй – 2001 год. Принадлежность – Черноморский флот.
29. Морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин». Вступление в строй – 2008 год. Принадлежность – Черноморский флот.
30. Морской тральщик «Владимир Гуманенко». Вступление в строй – 2000 год. Принадлежность – Северный флот.
Отдельно хотелось бы рассказать об обновах (трофеях), которые были захвачены у Украины, и на данный момент официально числятся в составе резерва Черноморского флота России.
31. Большой десантный корабль «Константин Ольшанский». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
32. Дизель-электрическая подводная лодка «Запорожье». Захвачена у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
33. Малый противолодочный корабль «Тернополь». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
34. Малый противолодочный корабль «Хмельницкий». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
35. Малый противолодочный корабль «Луцк». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
36. Ракетный катер «Приднепровье». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
37. Морской тральщик «Чернигов». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
38. Морской тральщик «Черкассы». Захвачен у ВМС Украины. Вступление в строй – 2014 год. Принадлежность – Черноморский флот.
HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com |
Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.
Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".
Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.
Предлагаю Вашему вниманию список боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов для ВМФ России, строящихся или проходящих испытания по состоянию на 08.08.2017.
1. Многоцелевой патрульный корабль ледокольного типа проекта 23550.
Заводской № 02460 - заложен 19.04.16 - «Иван Папанин»
2. 3. 4. 5. Фрегаты проекта 22350.
№ 921 - заложен 01.02.06 - спущен 29.10.10 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков»
№ 922 - заложен 26.11.09 - спущен 12.12.14 - «Адмирал флота Касатонов»
№ 923 - заложен 01.02.12 - «Адмирал Головко»
№ 924 - заложен 14.11.13 - «Адмирал флота Советского Союза Исаков»
6. 7. 8. 9. Фрегаты проекта 11356.
Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)
Заводской № 01359 - заложен 29.02.12 - спущен 02.09.15 - «Адмирал Макаров»
Заводской № 01360 - заложен 12.07.13 - спущен 02.03.16 - «Адмирал Бутаков»
Заводской № 01361 - заложен 15.11.13 - «Адмирал Истомин»
Заводской № 01362 - в постройке
10. Корвет проекта 20386.
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)
Заводской № 1009 - заложен 28.10.16 - «Дерзкий»
11. 12. Корветы проекта 20385.
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)
Заводской № 1005 - заложен 01.02.12 - спущен 30.06.17 - «Гремящий»
Заводской № 1006 - заложен 25.07.13 - «Проворный»
13. 14. 15. 16. 17. Корветы проекта 20380.
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)
Зав. № 1007 - заложен 20.02.15 - «Ретивый»
Зав. № 1008 - заложен 20.02.15 - «Строгий»
ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре)
Зав. № 2102 - заложен 20.04.12 - «Громкий»
Зав. № 2103 - заложен 22.07.15 - «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов»
Зав. № 2104 - заложен 01.07.16 - «Резкий»
18. 19. 20. 21. 22. Патрульные корабли проекта 22160.
Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)
Заводской № 161 - заложен 26.02.2014 - «Василий Быков»
Заводской № 162 - заложен 25.07.2014 - «Дмитрий Рогачёв»
Заводской № 163 - заложен 18.02.2016 - «Павел Державин»
Заводской № 164 - заложен 08.05.2016 - «Сергей Котов»
Заводской № 165 - заложен 25.11.2016 - «Виктор Великий»
23. 24. 25. 26. 27. Малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М».
Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро».
Строительство ведёт ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан)
Заводской № 636 - заложен 29.08.13 - спущен на воду? - «Вышний Волочёк»
Заводской № 637 - заложен 29.05.14 - «Орехово-Зуево»
Заводской № 638 - заложен 29.08.14 - «Ингушетия»
Заводской № 639 - заложен 10.04.15 - «Грайворон»
Заводской № 640 - заложен 24.04.17 - «Гром»
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт».
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»
Заводской № 251 - заложен 24.12.2015 - спущен 29.07.2017 - «Ураган»
Заводской № 252 - заложен 24.12.2015 - «Тайфун»
Заводской № 253 - заложен 29.07.2016 - «Шквал»
Заводской № 257 - заложен 24.12.2016 - «Буря»
ФГУП «Судостроительный завод «Море»
Заводской № 254 - заложен 10.05.2016 - «Шторм»
Заводской № 255 - заложен 17.03.2017 - «Охотск»
Заводской № 256 - готовится к закладке
АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» / ООО «Судостроительный завод «Залив»
Заводской № 801 - заложен?.2016
Заводской № 802 - заложен?.2016
37. 38. Ракетные катера проекта 12418.
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Заводской № 01301 - в постройке
Заводской № 01302 - в постройке
39. 40. 41. Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит».
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург)
Заводской № 522 - заложен 24.04.2015 - «Георгий Курбатов»
Заводской № 523 - заложен 25.01.2017 - «Иван Антонов»
Заводской № 524 - заложен 20.04.2017 - «Владимир Емельянов»
42. 43. 44. 45. 46. 47. Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок».
ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Татарстан)
Заводской № 988 - заложен 12.01.15 - спущен?
Заводской № 989 - заложен 07.05.15
Заводской № 8005 - в постройке
Заводской № 8006 - в постройке
Заводской № 8007 - в постройке
Заводской № 01224 - заложен 15.04.16 - спущен 22.06.17
48. 49. Большие десантные корабли (БДК) проекта 11711.
Проектант - ОАО «Невское Проектно-Конструкторское Бюро» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград)
Заводской № 01301 - заложен 24.12.04 - спущен 18.05.12 - «Иван Грен»
Заводской № 01302 - заложен 11.06.15 - «Пётр Моргунов»
50. Средний разведывательный корабль (СРЗК) проекта 18280.
Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)
Заводской № 788 - заложен 14.11.13 - спущен 15.05.17 - «Иван Хурс»
51. Океанографическое исследовательское судно проекта 22010 «Крюйс».
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калиниград)
Заводской № 01604 - заложено 09.06.2016 - «Алмаз»
52. Океанографическое исследовательское судно проекта 02670.
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калиниград) с использованием корпуса морского буксира проекта В92.
Заводской № 08766 - заложено 19.03.2016 - «Евгений Горигледжан»
53. Океанографическое исследовательское судно проекта 16450.
Проектант - ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург)
Заводской № 451 - заложено 15.09.2016 - «Академик Агеев»
54. 55. Опытовые суда проекта 11982.
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)
Заводской № 150 - заложено 12.09.14 - спущено 29.07.2016 - «Ладога»
Заводской № 151 - заложено 04.12.14 - «Ильмень»
56. Океанографическое исследовательское судно проекта 20183.
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Заводской № 01280 - заложено 20.12.12 - спущено 16.05.17 - «Академик Александров»
57. Морской транспорт вооружения проекта 20181 (20180ТВ).
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск)
Заводской № 01283 - заложен 23.07.15 - «Академик Макеев»
58. Морской транспорт вооружения проекта 20360М.
Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)
Заводской № 01551 - заложен 05.05.2017 - «Геннадий Дмитриев»
59. 60. 61 Суда тылового обеспечения ледового класса проекта 23120.
Строительство ведёт ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)
Заводской № 880 - заложено 14.11.12 - спущено 26.06.15 - «Эльбрус»
Заводской № 881 - заложено 19.12.13 - спущено 14.11.16 - «Всеволод Бобров»
Заводской № 882 - заложено 24.07.14 - «Капитан Шевченко» (строительство приостановлено)
62. Средний морской танкер проекта 23130.
Проектант - ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург)
Заводской № 901 - заложен 26.04.14 - спущен 26.05.16 - «Академик Пашин»
63. 64. Средние морские танкеры проекта 23131.
Проектант - ЗАО «Спецсудопроект» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь)
Заводской № 301 - заложен 26.12.2014
Заводской № 302 - заложен 26.12.2014
65. 66. 67. Малый морской танкер проекта 03182.
Проектант - ОАО «Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро»
ОАО «Восточная верфь» (Владивосток)
Заводской № 9001 - заложен 27.10.215 - «Михаил Барсков»
ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород)
Заводской № 850 - заложен 01.09.2016 - «Вице-адмирал Паромов»
Заводской № 851 - заложен 10.03.2017 - «Василий Никитин»
68. 69. Кабельные суда проекта 15310.
Проектант - ОАО «ХС Морское проектирование»
АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» / ООО «Судостроительный завод «Залив»
Заводской № 301 - заложено 06.01.2015 - «Волга»
Заводской № 302 - заложено 06.01.2015 - «Вятка»
70. Дизель-электрический ледокол проекта 21180.
Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Строительство ведёт ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)
Заводской № 02470 - заложен 23.04.15 - спущен 10.06.16 - «Илья Муромец»
71. 72. Морские буксиры проекта 23470.
Проектант - ЦКБ «Балтсудопроект» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Ярославский судостроительный завод»
Заводской № 410 - заложен 30.10.14 - спущен 27.12.16 - «Сергей Балк»
Заводской № 411 - заложен 23.07.15 - спущен 29.06.17 - «Андрей Степанов»
73. 74. Спасательно-буксирное судно проекта 22870.
Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Строительство ведёт ОАО «Астраханский судоремонтный завод» (филиал ОАО «ЦС «Звёздочка»)
Заводской № 009 - заложено?
Заводской № 010 - заложено 27.10.16
75. Рейдовый буксир проекта 16609.
Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)
Заводской № 632 - спущен 27.07.2017 - РБ-369
76. Рейдовый буксир проекта 90600.
Проектант - ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)
Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)
Заводской № 946 - спущен 26.05.2017 - РБ-393
77. Буксирный катер проекта 04690.
Проектант - ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)
Строительство ведёт ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное)
Заводской № 461 - спущен 12.07.2017
78. 79. Катер-торпедолов проекта 1388НЗТ.
Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Заводской № 404 - в постройке
Заводской № 405 - в постройке
80. Катер связи проекта 1388НЗ.
Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
Строительство ведёт ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское)
Заводской 403 - в постройке
81. Катер связи проекта проекта 21270.
Проектант - ОАО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт АО «Окская судоверфь» (Навашино)
Заводской № 3705 - заложен 15.04.2016 - «Иоанн Кронштадтский»
82. Доковый комплекс проекта 23380.
Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»
Строительство ведёт ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень)
Заводской № 08380 - заложен 01.09.2016 - «Звезда»
83. 84. 85. 86. 87. Малые гидрографические суда проекта 19910.
Проектант - ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород)
ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)
Заводской № 01801 - заложено 24.12.15 - «Николай Скосырев»
ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» (Благовещенск)
Заводской № 201 - заложено 19.02.16 - «Александр Рогоцкий»
ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь)
Заводской № 801 - заложено 26.07.2016
Заводской № 802 - заложено 18.11.2016
Заводской № 803 - заложено 30.06.2017
88. 89. Большие гидрографические катера 23040 Г.
Проектант - ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)
Строительство ведёт ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)
Заводской № 1201 - заложен 16.08.2016 - «Георгий Зима»
Заводской № 1202 - заложен 16.08.2016 - «Александр Евланов»
90. 91. 92. 93. 94. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 09552 «Борей-А».
Заводской № 204 - заложен 30.07.12 - К-? «Князь Владимир»
Заводской № 205 - заложен 27.07.14 - К-? «Князь Олег»
Заводской № 206 - заложен 26.12.14 - К-? «Генералиссимус Суворов»
Заводской № 207 - заложен 18.12.15 - К-? «Император Александр III»
Заводской № 208 - заложен 23.12.16 - К-? «Князь Пожарский»
95. 96. 97. 98. 99. 100. Многоцелевые АПЛ проекта 08851 «Ясень-М».
Проектант - ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»
Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)
Заводской № 161 - заложена 24.07.09 - спущена 31.03.17 - К-561 «Казань»
Заводской № 162 - заложена 26.07.13 - К-573 «Новосибирск»
Заводской № 163 - заложена 27.07.14 - К-571 «Красноярск»
Заводской № 164 - заложена 19.03.15 - К-564 «Архангельск»
Заводской № 165 - заложена 29.07.16 - К-? «Пермь»
Заводской № 166 - заложена 28.07.17 - К-? «Ульяновск»
101. АПЛ специального назначения проекта 09851.
Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)
«Хабаровск» - заложена 27.07.14
102. АПЛ специального назначения проекта 09852.
Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)
Заложена 24.07.92 по проекту 949А - повторно заложена 20.12.12
103. 104. Дизель-электрические подводные лодки проекта 06363.
Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)
Строительство ведёт ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)
Заводской № 01614 - заложена 28.07.17 - Б-274 «Петропавловск-Камчатский»
Заводской № 01615 - заложена 28.07.17 - Б-603 «Волхов»
105. 106. Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада».
Проектант - ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург)
ЭнергосбыТ Плюс принимает показания счетчиков и оплату за электроэнергию, горячу воду и отопление. Для удобства потребителей компанией создан онлайн-сервис, где можно зарегистрироваться и решать все вопросы, не выходя из дома. Для этого нужно зайти в личн
Каждый день мы с вами сравниваем разные вещи: эта машина лучше, чем та, а другая, вообще, самая лучшая. Один человек симпатичнее, чем другой. А кто-то считает себя самым красивым. Сегодня вы узнаете о степенях сравнения прилагательных в английском языке:
Яйца с желтками взбить миксером до пены. Частями всыпая сахар, продолжить взбивать яичную массу миксером. Взбить до светлой, пышной массы. Влить в получившуюся смесь теплое молоко, добавить размягченное сливочное масло. Взбить смесь снова миксером. Затем
Проткните булавкой середину спички без головки, продвиньте её к середине дужки, застегните булавку. Держа булавку левой рукой, указательным пальцем правой руки резко потяните к себе один конец спички, будто хотите провести ее сквозь соседнюю дужку булавки
Я искренне считаю, что рыба под маринадом одно из самых вкусных блюд для любителей рыбы. Любая белая рыба, приготовленная по этому самому вкусному рецепту получается всегда сочной и очень вкусной. Этот полезный минтай под маринадом в духовке можно пригото