Позиции игры на виолончели. Постановка левой руки при игре на виолончели

06.02.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
  • Найдите такого учителя, который вдохновит вас всегда стремиться к большему. Крайне важно чувствовать уверенность в своих силах. Преподаватель, который вам нравится, но который не поправляет ваши ошибки или просит вас делать то, чего вы делать не хотите, вряд ли сможет помочь вам добиться целей.
  • Кисть, которая прижимает струны, всегда должна быть выгнута дугой.
  • Не забывайте, что вам может понадобиться много времени, чтобы научиться хотя бы играть чистые звуки на виолончели. Даже многим профессиональным музыкантам это удавалось не сразу. Если вы умеете играть на бас-гитаре, вам будет проще; скрипачам и альтистам потребуется больше времени; все остальные потратят на это очень много времени и сил. Могут пройти месяцы, прежде чем вы добьетесь приемлемого звучания, а от хорошей игры вас могут отделять годы. К сожалению, такова действительность.
  • Многие начинающие музыканты хотят играть сюиты Баха. Если вы только начали обучение, скорее всего, первую сюиту вы сможете сыграть только через 5 лет занятий (через 3 года, если вы способны и много занимаетесь). Сюиты написаны по возрастанию сложности. Шестая сюита - это одно из самых сложных произведений для виолончели, и даже не все профессиональные музыканты способны исполнить ее на должном уровне. И хотя вы можете выучить ноты, одно дело - уметь прочитать их и совсем другое - сыграть пьесу.
  • Наслаждайтесь занятиями! Найдите такого же начинающего музыканта, как вы, и играйте с ним дуэты либо присоединитесь к оркестру.
  • Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. На протяжении года или двух ваш инструмент будет время от времени издавать визгливые звуки. Вы будете играть простые произведения, а иногда вам будет казаться, что вы совсем не продвигаетесь вперед. Помните - вы двигаетесь вперед. В определенный момент вы сможете перейти к более сложным и интересным произведениям.
  • При настройке виолончели не перетягивайте струну - она может лопнуть, отскочить и ударить вас по рукам или лицу. Чтобы избежать такой ситуации, настраивайте инструмент с помощью тюнера или держите его вдали от лица.
  • Заучивайте произведения наизусть. Играйте медленно с метрономом: начинайте медленно, затем увеличивайте темп. Не спешите, разбивайте музыкальный текст на части.
  • Когда вам надоест играть одно и то же, попробуйте транспонировать пьесу в другую тональность. Это значительно усложнит задачу.
  • Сидите прямо на краю стула. Ступни должны быть прижаты к земле.
  • Один раз в неделю играйте только то, что сами захотите.
  • Создайте специальную таблицу, куда вы сможете вносить результаты занятий в течение недели. Это позволит вам продвигаться к своей цели.
  • Выбирайте интересные произведения. Импровизируйте.
  • Время от времени записывайте свою игру на диктофон. Каждые несколько недель переслушивайте старые записи - вы сможете отчетливо услышать разницу. Кроме того, так вы сможете услышать, что вам удается плохо, и поработать над этим.
  • Вы должны будете освоить три ключа: басовый, теноровый и скрипичный. Басовый ключ используется чаще всего, но через несколько лет занятий вы начнете встречать теноровый ключ, а затем и скрипичный. Большая часть концертных партитур требует умения обращаться со всеми тремя ключами.
  • Начните играть в оркестре или небольшом коллективе. Это научит вас играть в ансамбле, и вы сможете делать успехи гораздо быстрее. Кроме того, так вы будете разучивать больше произведений.
  • Освойте другие музыкальные инструменты, в особенности фортепиано. Хотя у вас, скорее всего, не будет достаточно времени, чтобы уделять другим инструментам столько же внимания, сколько виолончели, навыки игры никогда не будут лишними.

Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели. В семье у нас музыкантов нет, я даже не была уверена, есть ли у неё слух. И почему именно виолончель?

«Мама, я слышала, очень красиво! Как будто поёт кто-то, я хочу так играть!» – сказала она. Только после этого я обратила своё внимание на эту большую скрипку. Действительно, просто необыкновенный звук: мощный и нежный, напряжённый и певучий.

Мы пошли в музыкальную школу и, к моему удивлению, дочку приняли сразу же после прослушивания. Как приятно сейчас вспоминать: из-за виолончели видны лишь здоровенные банты, а её маленькие пальчики уверенно держат смычок, и звучит «Аллегретто» Моцарта.

Училась Анечка на отлично, но первые годы очень боялась сцены. На академических концертах получала на балл ниже и плакала, а педагог Валерия Александровна говорила ей, что она умница и играет лучше всех. Через два-три года Аня с волнением справилась и на сцену стала выходить с гордостью.

Прошло уже более двадцати лет, профессиональным музыкантом моя дочка не стала. Но обучение игре на виолончели дало ей нечто большее. Сейчас она занимается IP-технологиями и вполне успешная молодая женщина. Свою целеустремленность, уверенность и самооценку она выработала вместе с умением держать смычек. Изучение музыки привило ей не только хороший музыкальный вкус, но и тонкие эстетические пристрастия во всём. А свой первый смычек, сломанный и обмотанный изолентой, она хранит до сих пор.

Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели?

Частенько после первого года обучения у маленьких виолончелистов пропадает желание продолжать обучение. Если сравнивать с , то в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный. Дети изучают этюды и инструктивные упражнения, которые, нередко почти совершено, оторваны от музыки и какой-либо творческой задачи (просто учиться играть на виолончели очень трудно).

Работа над вибрацией по традиционной программе начинается в самом конце третьего года обучения. Художественная выразительность звука виолончели зависит именно от вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребёнок не получает удовольствия от своей игры.

Это и есть основная причина потери интереса у детей к игре на виолончели, потому-то в , как нигде в другом месте, колоссальную роль в успехе ребёнка играет поддержка, как со стороны педагога, так и родителей.

Виолончель это инструмент профессиональный, который требует от учащегося наличия разностороннего и, одновременно, уникального комплекса навыков и умений. На самом первом занятии педагогу нужно сыграть детям несколько красивых, но доступных их пониманию пьес. Ребёнок должен прочувствовать звучание инструмента. Периодически, показывайте начинающему виолончелисту игру детей средних классов и старших. Объясните, как вы понимаете последовательность постановки задач для него.

Габриэль Форе – Элегия (виолончель)

В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует: держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно "цепко" и прочно.

Пальцы слегка согнуты. Конец среднего пальца касается волос у самого металлического ободка колодочки; конец большого пальца упирается частью в выступ колодочки, частью в трость смычка; указательный палец располагается на трости в месте сгиба первой и второй фаланг. Обычно указательный палец немного отодвигается от других, что облегчает нажим на смычок; безымянный палец и мизинец свободно располагаются на колодочке, помогая удерживать смычок (главным образом, при игре нижней частью).

В процессе игры положение пальцев несколько меняется в зависимости от используемой части смычка. Способ держания смычка определяется также индивидуальным сложением кисти и пальцев; он призван содействовать правильному, свободному ведению смычка и, в конечном счете, достижению высококачественного звука.

ВЕДЕНИЕ СМЫЧКА

Правильное свободное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто -лишь согласованными движениями всех частей руки. Движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов.

От колодочки примерно до середины ведение смычка осуществляется в основном всей рукой, от середины до конца, - главным образом, движением предплечья. Кисть и пальцы, выравнивающие направление смычка, должны быть очень эластичными. Некоторые короткие штрихи (например, спиккато) исполняются, главным образом, кистью.

Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре piano у колодочки приходится удерживать смычок "на весу", в середине вести без нажима, у конца - с небольшим усилием. При игре forte нижней частью смычка рука заметно опирается на струну, в средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительное давление. Опора руки сосредоточивается при этом, главным образом, на указательном и большом пальцах.

Смычок ведется обычно с небольшим наклоном волоса в сторону грифа. Для ровности звука этот наклон не должен заметно меняться на протяжении всей длины смычка.

Учащимся необходимо постепенно усвоить очень важные двигательные ощущения: при ведении смычка вниз (П) его нужно "тащить", а при ведении вверх (У) -"толкать".

«Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)»


ПЛАН

1. Роль педагога в первоначальном обучении виолончелиста. Первые уроки.

2. Постановка при игре на виолончели.

2.1Посадка и установка виолончели. Методика развития у начинающего навыков правильной посадки и установки виолончели.

2.2Постановка левой руки. Методика развития начальных навыков постановки левой руки и приемов игры в первой позиции.

2.3 Постановка правой руки и развитие начальных навыков ведения смычка (звукоизвлечения). Методика развития навыков держания смычка. Методика развития начальных навыков ведения смычка (звукоизвлечения).

Заключение.обучение виолончелист игра посадка


Начало занятий - важное событие в жизни ученика. Методику проведения первых уроков следует тщательно продумать, имея в виду не только практичес-кую сторону обучения, но и музыкально-воспитательные задачи. Рекомендуется сначала провести с учащимися класса краткую беседу о музыке и музыкантах, познакомить их с виолончелью, сыграть доступные для их понимания пьесы. Словом, надо прежде всего постараться увлечь учащихся перспективами будущей деятельности и радостного труда музыканта, вызвать у них интерес к музыке и к тому инструменту, на котором они будут обучаться. При этом не следует скрывать трудностей, с которыми связано обучение игре на виолончели(но не запугивая их).Разумеется, беседа должна вестись непринужденно(не в виде лекции).

Точное и наиболее широкое представление о начинающем обучение ребенке играет огромную роль как база, от которой отталкивается педагог, намечая дальнейший план работы с учеником, и для организации первых уроков с ним. Определяющими факторами являются не только степень и качество дарования ребенка,но и черты его характера;активность или апатичность натуры,присущие ему внимательность или рассеянность,прилежание или леность,здоровая или болезненная организация и т.д.,степень общего и музыкального развития,условия окружающей его среды-все это вехи,которые определяют индивидуализацию педагогического процесса.

Задача педагога,работающего с детьми,прежде всего-полностью учесть все особенности ребенка и рационально использовать эти данные в педагогическом процессе,культивируя и развивая положительные стороны,изгоняя и искореняя недостатки ученика.

В педагогической работе с детьми в период подготовительной стадии надо немедленно включить ребенка в учебную жизнь класса.Он еще не обучается игре на инструменте,но,слушая других ребят и получая от педагога интересующие его разъяснения,он уже занимается и посещает раза два в неделю(на 1-1,5 часа)класс.Нужно показывать начинающему других учащихся различных ступеней развития,но преимущественно на первом-втором году обучения.В таких условиях он получает те сведения,которые ему будут нужны в самом начале индивидуальных занятий(основы игры),знакомится с анатомией инструмента(названием частей его и смычка,их предназначением в процессе игры).А за это время безболезненно разрешаются и моменты налаживания инструментария.

Очень важно заинтересовать ребенка в обучении.Но фактор интереса,вернее-культивирование его в учебе нельзя рассматривать как снижение требовательности педагога.Интерес учащегося к своей учебе-труду и создание этой заинтересованности у ребенка,дающей огромную активизацию учебного процесса,совершенно не влекут за собой понижения требований к работе.Наоборот,в таких условиях педагог имеет право быть еще более требовательным.Здесь уместно привести умное замечание отца одного одаренного ребенка:»Я знаю,что мой сын очень даровит,и я лелею его талант,но лелею так,что он этого не замечает».То же можно сказать и в отношении заботы педагога о своем ученике.Создаваемые для ребенка того или иного возраста максимально благоприятные условия учебы,заботливость педагога,привязанность и любовь к ученику никогда и ни в коей мере не должны иметь следствием понижение требовательности к учащемуся,не должны и не могут расцениваться как либеральное отношение педагога к учащемуся.Учащийся должен осознавать,что учеба есть творческий труд.

Рациональное воспитание технического аппарата играет в педагогике с детьми огромную роль.Педагоги-музыканты знают,что неправильные навыки,усвоенные учащимся на первоначальном этапе обучения,очень трудно исправить.Чаще всего такие приемы и навыки возникают из-за чрезмерно трудных,непосильных для ученика заданий и ошибок,которые допускают неопытные педагоги,работающие с начинающими.Поэтому совершенно необходимо соблюдать в обучении юных музыкантов последовательность,постепенность в возрастании трудностей.

Особенно важно придерживаться строгой постепенности в усложнении заданий в период первоначального обучения игре на смычковом инструменте,когдаучащиеся начинают овладевать очень сложными навыками постановки,звукоизвлечения,интонации и основными приемами техники.Педагогу-виолончелисту необходимо поэтому очень тщательно продумать методику первоначального обучения своих учеников,добиваясь постепенного перехода от менее трудных заданий к более сложным,подбирая учебный материал,доступный для ученика как со стороны художественного содержания,так и техники исполнения.

Внешняя форма игры (так называемая «постановка») педагога не может являться абсолютно неизменным критерием в воспитании у учащегося технической базы игры,т.к. в основе постановки учащегося лежат различные анатомо-физиологические типовые особенности конституции верхних конечностей и поскольку форма игры(постановка) является лишь внешним следствием всего процесса приспособления организма к игре,протекающего по «закону» экономии сил и движений.В этом процессе различные,часто диаметрально-противоположные,типовые особенности организации не могут не сказаться на форме игры (постановке). Следовательно,постановка в ее целостном понимании является лишь формой,вытекающей из правильно происходящего процесса приспособления организма,рационального усвоения двигательной функции,присущей смычково-струнной игре.

Постановка современного исполнителя в целом ряде фаз игры в немалой мере специфична и «искусственна» и стимулируется теми требованиями,которые диктует музыкальное искусство в области технических приемов исполнителю-струннику.Поэтому современное понимание «естественной» игры сводится к наиболее рациональному овладению различными техническими приемами в этих,нередко скорее искусственных положениях верхних конечностей организма играющего при минимуме затраты силы со стороны организма.Естественная игра есть игра без излишнего для поставленной цели,а тем более судорожного,напряжения,т.е.техника непринужденная и вполне подвластная исполнителю.Всякое движение есть выражение волеизъявления и должно быть в первой стадии овладения им со стороны учащегося сознательным,т.е.не должно быть вялым.Оно должно сознательно ощущаться и быть энергичным.Эта энергичность не есть судорожное напряжение-так же как ненапряженность не есть вялость.Тартини выставляет физиологический тезис:«Сила без судорожности,эластичность без расхлябанности».

В детских смычково-струнных классах выбор размера смычка и виолончели должен занять надлежащее ему место в прикладной методике педагога.

Внимательное изучение многих ребят, в игре которых обнаруживается ряд недочетов в основных приемах техники, показывает, что истоки этих дефектов сплошь и рядом таятся в неправильном подборе смычка и инструмента. Чистота интонации иногда не может быть достигнута, т.к. требует от ребенка непосильных пальцевых напряжений, в связи со слишком большим грифом инструмента. Случается, что неудачный подбор размера инструмента вызывает сильное перенапряжение соответствующей маскулатуры, влекущее своего рода профессиональные заболевания (растяжения, неврозы). Все это подтверждает огромную значимость в практике обучения вопроса выбора размера инструмента и смычка.

Выбор должен быть поставлен в связи с физическими данными ребят (величина рук и пальцев, способность к растяжению, длина руки в челом).

В среднем могут быть установлены следующие нормы:

Ребята 7-8 лет – 1/4 инструмент ½ смычок

Ребята 8-12лет - 1/2 инструмент целый смычок

Ребята 13-15лет -3/4 инструмент целый смычок

Ребята с 15 лет - целый инструмент целый смычок

Эти нормы подвержены большим колебаниям, ибо дети одного возраста имеют различное физическое сложение. Во всяком случае, надо избегать слишком больших инструментов и слишком длинных и тяжелых смычков, которые могут весьма затруднить правильное развитие первоначальных навыков ученика.

Естественно, что основная устремленность педагога на первых этапах обучения-развить в учащемся координацию в моментах работы правой и левой рук, тем более, что в организме человека заложено стремление к «симметричной»(если так можно выразиться)работе рук-одинаковой по форме и цели. Задача сводится к тому, чтобы развить в учащемся способность к одновременным, но различным по форме и цели движениям, т.е. в специфическом понимании-координировать работу левой и правой рук в процессе игры.

Первые уроки должны несомненно посвящаться воспитанию ведения смычка, без участия левой руки(«нажатие струн»).Но, ставя так вопрос, нельзя впадать и в другую крайность-чрезмерно длительное изучение функций одной лишь правой руки, что нарушает вышеизложенную задачу педагога-воспитание координации в моментах работы правой и левой рук. Подобные «загибы» также приводят(особенно у детей)к падению активности учащегося: уроки становятся «скучными», «сухими».Необходимо, следовательно, применить с самого начала обучения способ звукоизвлечения, не требующий особой подготовки и доступный для начинающего. Таким способом звукоизвлечения является pizzicato,которым любой ученик может овладеть в течение нескольких минут, в чем легко убедиться на практике. Этот простейший способ звукоизвлечения дает возможность на первом же уроке использовать «озвученные» упражнения для левой руки(которые легко контролируются слухом) и в том числе несложные, короткие мелодии. Это позволяет с самого начала обучения установить тесную взаимосвязь между развитием специальных навыков учащегося и его музыкально-художественным воспитанием. Кроме того, неизмеримо возрастает интерес ученика к занятиям.

Постановка левой руки должна содействовать достижению точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу.

Для получения более мягкого звука следует ставить палец на струну не слишком близко к ногтю. Для этого пальцы не должны быть излишне согнуты. Мизинец, как более короткий палец, приходится немного вытягивать.

Основные типы расположения пальцев во время игры - узкое и широкое. При узком расположении (см. рис. 2) 1-м и 4-м пальцами на одной струне берется малая терция, а смежными - малая секунда (полутон):

Для точного интонирования полутонов при игре в позициях нижнего регистра приходится несколько раздвигать пальцы - это нужно осуществлять без излишнего напряжения.

При широком расположении 1-м и 4-м пальцами охватывается большая терция, а 1-м и 2-м - большая секунда (см. рис. 4).

В среднем и высоком регистрах большая терция обычно берется 1-м и 3-м пальцами.

Широкое расположение пальцев достигается двумя способами:

1. путем оттягивания 1-го пальца от остальных.

2. путем оттягивания 2-го, 3-го, 4-го от 1-го, при этом 3-й и 4,-й пальцы не должны отклоняться влево от струны.

В обоих случаях 1-й палец вытягивается, но распрямляется не полностью. Для облегчения задачи предплечье и кисть слегка поворачиваются в сторону большого пальца. При переходе к узкому расположению пальцев следует снова выровнять положение руки.

Кисть руки обычно находится приблизительно на линии предплечья, без заметного изгиба в суставе.

Положение локтя меняется в зависимости от высоты позиции. При игре в первых позициях локоть находится в более низком положении, чем в высоких позициях, и для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении, позволяющем легко переходить от первых позиций к более высоким и наоборот. Рука должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при нажиме на струны.

По мере перехода от нижнего регистра к среднему и высокому пальцы получают все больший наклон, вследствие чего затрудняется применение четвертого пальца. Для свободного применения 4-го пальца нужно немного выдвинуть вперед всю руку (см. рис. 5, 6).

Последние материалы сайта