Имеют долгую многовековую историю, причиной этого является удивительная география Индонезии , вернее ее благоприятный климат. Развитие цивилизации в этих краях началось задолго до нашей эры, люди со всей округи двинулись в эти места за лучшей жизнью. Такая тесная сплоченность различных народов, способствовала тому, что культура Индонезии стала столь уникальной и неповторимой.
Большая часть населения страны исповедует традиционный ислам, появившийся здесь еще в конце XIII века. Это не значит, что , это только ислам, страна является светским государством, законы, которой гарантируют любому полную свободу вероисповедания.
Современная Индонезия считается аграрно-индустриальной страной. За последние десятилетия политика страны немного сменила курс своего развития, нынешняя , это не только туризм и отдых, но и увеличение роста собственной промышленности.
На протяжении многих лет страна являлась колониальной республикой, первыми европейцами здесь были португальцы, потом голландцы, после них французы и англичане. Конечно, в те времена государство переживало не лучший период в своей истории, но благодаря этому, многое приобрела. Многие имеющиеся научные учреждения были сформированы голландскими просветителями.
Многонациональный состав государства, способствовал тому, что современная культура страны является уникальной в своем роде. На духовное развитие во многом повлияло воздействие сразу нескольких религий, таких как ислам, буддизм, индуизм, христианство, язычество и т.д. Искусство Индонезии хранит в себе наследие многих народов. Литература, историческая архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр это лишь малая часть того, чем может похвастаться страна, с такой богатой самобытной культурой.
Местная кулинария сочетает в себе вкусовые предпочтения многих народов, поэтому для некоторых местная кухня может показаться, немного специфической. Основными ингредиентами блюд являются крупы, чаще всего рис и морепродукты, которые заправляют большим количеством различной приправы. Кухня Индонезии разнообразна, обилие блюд, приправ, соусов не может не радовать, нужно отметить, что свинину здесь не подают, т.к. подавляющая численность населения исповедует ислам.
В стране, где проживает более 300 народов, почти еженедельные праздники, являются нормой жизни местных жителей. Государство официально празднует всего 3 праздника, остальные являются религиозными, и проводятся по собственной инициативе жителей. Обычаи и традиции Индонезии уникальны и разнообразны, страна контрастов готова приятно удивлять своих гостей на протяжении всего отдыха.
Современный оставляет желать лучшего. На международных соревнованиях, страна редко когда показывает хорошие результаты. Основными любимыми видами спорта являются единоборства, футбол, шахматы, мотоспорт, бадминтон.
Среди наиболее известных музеев – Национальный музей в Джакарте, Зоологический музей в Богоре и Геологический музей в Бандунге. Национальный музей был основан в 1778 на базе Батавского общества искусства и наук, но окончательно сформировался в 1862, когда музей и библиотека Батавского общества были размещены в новом здании в Джакарте. Музей обладает значительным собранием произведений индонезийской культуры, организует выставки и проводит большую исследовательскую работу. Среди столичных музеев можно отметить Музей национальной истории (осн. в 1975), Музей истории Джакарты (осн. в 1974), Музей ваянга (осн. в 1975), Музей изобразительного искусства (осн. в 1976), Текстильный музей (осн. в 1976), Музей моря (осн. в 1977) и Музей вооруженных сил «Абри Сатрия Мандала» (осн. в 1972). Хорошо известен парк Таман Мини Индонесиа («Прекрасная Индонезия в миниатюре», осн. в 1980), экспозиции которого рассказывают о культуре и быте народов, населяющих Индонезию. Многочисленные музеи имеются в провинциальных городах. Среди них – Археологический музей «Травулан» (Ява) с коллекциями древностей 13–15 вв.; Музей «Сана Будая» (осн. в 1935, Джокьякарта) с художественным собранием искусства Явы, Бали и Мадуры; Музей Дипонегоро (Джокьякарта); Исторический музей Суракарты. Множество музеев расположено на о. Бали: Музей Нека (осн. в 1982, Бали), музей изобразительных искусств «Пури лукисан ратна вартха» (осн. в 1956, Убуд). Богатую коллекцию местного искусства и ремесел имеет Балийский музей (осн. в 1932, Денпасар).
В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в ко ом прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.
Устное народное творчество.
В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в ко ых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили в ой жизнью. Новые легенды (такие, как, например, “Сказание о невидимом граде Китеже” – городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических ис ических песен. К их числу относится “Песня о Щелкане Дудентьевиче”, ко ая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.
Летописание.
Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумага вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумага повлекли за собой ускорение письма. На смену “уставу”, когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и жественностью, приходит полуустав – более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.
Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII – начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо “говорить по летописцам вины новгородские”, т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве.
В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их – идея общерусского единства, ис ической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.
Интерес к всемирной ис ии, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинений по всемирной ис ии. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.
Распространенным литературным жанром того времени были ис ические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных ис ических лиц, конкретных ис ических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть “О битве на Калке”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.
Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл ис ических повестей (например, “Сказание о Мамаевом побоище”). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму “Задонщина”, построенную по образцу “Слова о полку Игореве”. Но если в “Слове” описывалось поражение русских, то в “Задонщине” – их победа.
В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епи- фаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сершева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.
“Хождение за три моря” (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.
Архитектура.
Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.
Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде – Успенский собор (1400) и собор Саввино-С ожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя – создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV – начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.
Терри ия Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина ко ой достигала 2,25 км, толщина стен – 3,5-6,5 м, а их высота – 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллек) в Москва-реку. Со с оны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.
Сердце Кремля – Соборная площадь, на ко ую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).
В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой “трус” (землетрясение) в Москве разрушил стеньг здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.
В 1481-1489 тт. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей – Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От “граней”, украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены ко ого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.
Живопись.
Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.
В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими “пробелами” создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.
Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека – гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.
Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая “Троица” (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы “Троицы” символизируют мысль о единстве мира’и человечества.
Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.
Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, ко ым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография – расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.
В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.
Общественно-политическая мысль.
События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.
В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и ис ическое сочинение “Сказание о великих князьях Владимирских”. Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди ко ых особо выделялся римский импера Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского импера а символы царской власти – шапку- венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: “Мы родством от Августа кесаря ведемся”. Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима и Киевской державы.
В церковной среде был выдвинут тезис о Москве – “третьем Риме”. Здесь ис ический процесс выступал как смены мировых царств. Первый Рим -”вечный город” – погиб из-за ересей; “в ой Рим” – Константинополь – из-за унии с католиками; “третий Рим” – истинный хранитель христианства – Москва, ко ая будет существовать вечно.
Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальним государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.
Летописание
В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится “Летописец начала царства”, в ко ом описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является “Книга Степенная царского родословия”. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням – от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.
В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную ис ическую энциклопедию XVI в. – так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр – цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода (“лицо” – изображение).
Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили ис ические повести, в ко ых рассказывалось о событиях того времени. (“Казанское взятие”, “О прихождении Стефана Ба ия на град Псков” и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, – “Домострой” (в переводе – домоводство), ав ом ко ой считают Сильвестра.
Начало книгопечатания.
Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга “Апостол”. Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы – книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь – “Азбуку”. За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.
Архитектура.
Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.
Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы – в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.
Еще одним Направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.
В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд ис иков считает, что название произошло от слова “кита” - вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие полагают, что название произошло либо от итальянского слова – город, либо от тюркского – крепость). Стена Китай-города защищала г на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитек ом Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал – 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).
Каменные крепости-с ожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).
Живопись.
Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV – начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, ко ых он достигал. применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого Тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVII.
В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и говли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название “обмирщения” культуры (от слова “мирской” – светский).
Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, “латинское” влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей – в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.
Просвещение.
Во в ой половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня “Букваря ‘ В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).
В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, где учили “от грамматики, ри ики, пиитики, диалектики, философии… до богословия”. Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.
В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.
Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.
Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.
Литература.
В XVII в. созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец” (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.
Центральное место в ис ической литературе заняли ис ические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей (“Временник дьяка Ивана Тимофеева”, “Сказание Авраамия Палицына”, “Иное сказание” и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.
Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В “Службе кабаку”, “Повести о куре и лисе”, “Калязинской челобитной” содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в “Повести о Ерше Ершовиче” – судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”) и любовная лирика (Симеон Полоцкий).
Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по ис ии. Киевский монах Иннокентий Гизель составил “Синопсис” (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной ис ии Украины и России, ко ая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. “Синопсис” использовался как учебник русской ис ии.
Театр.
Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-ис ические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.
В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и Церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.
Архитектура.
Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные “солнечные плитки” – изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли “каменным узорочьем”, “дивным узорочьем”.
Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля – церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро “Парк культуры”), церковь Рождества Богородицы в Путанках (недалеко от площади Пушкина), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро “Китай-город”).
Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и жественную мощь сердца столицы России.
В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовско- шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.
Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название “нарышкинского” (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.
Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.п. Наконец, почти во всех зданиях “нарышкинского” барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, ко ые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.
В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. “Восьмым чудом света” назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
Живопись.
Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе “Спас Нерукотворный” хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.
Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи – “парсуны” (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.
Архитектура
К древнейшему периоду относятся остатки мегалитических сооружений, обнаруженные на всей территории Индонезии (I тысячелетие до н. э. - первые века н.э.). Самые значительные из них - на плато Пасемах (Юго-Западная Суматра). Это менгиры, дольмены, террасные ступенчатые надмогильные сооружения. Средневековый период характеризовался появлением в архитектуре своеобразной культуры, явившейся результатом синтеза местных традиций и привнесенных из Индии индуистско-буддистских элементов зодчества. В VIII - XV веках к ведущим типам архитектуры относились чанди (в которых сочетались функции храма и мавзолея), ступа, стамбха (мемориальная колонна, Суматра), вихара (монастырь, Ява, Суматра), а в XV - XVI веках чандиобразные постройки (Восточная Ява), гопура, меру (Бали). По традиции широко использовалась орнаментика (каламакара и др.) и каменная скульптура. К наиболее известным храмовым комплексам относятся: на Центральной Яве (VIII - X вв.): Диенг, Боробудур, Мендут, Прамбанан, Каласан; на Восточной Яве (XI - XV вв.): Травулан, Панатаран, Сингасари; на Суматре - Паданг-Лавас; на Бали - Бесаких, Гуа Гаджах (“Слоновая пещера”). Особенностью архитектуры Явы позднего средневековья и начала нового времени было строительство дворцов-крепостей местных правителей - кратонов (Джокьякарта, Суракарта, Чиребон).
Крушение империи Маджапахит и распространение ислама привели к упадку индуизированной культуры. Типичным культовым сооружением стала мечеть. Она, как правило, представляла собой кубическую постройку под крутой крышей (иногда в несколько ярусов), увенчанную шпилем, реже - “луковицей”, с пристроенным минаретом. Одной из старейших является деревянная мечеть в Демаке (1478). Своеобразна мечеть в Кудусе (XVI в.), красный кирпичный минарет которой перестроен из чанди. Изящны мечети Байтурахан в Семаранге, Бенгкок (XVII в.) в Медане, Джами Тамбора в Джакарте. Гражданские постройки этого времени - преимущественно дворцы местных правителей - кратоны.
В колониальный период внедрялись привычные для колонизаторов архитектурные формы и методы строительства. Возводились форты и другие оборонительные объекты (форт Роттердам в Уджунгпанданге, XVI в.; форт Мальборо в Бенгкулу, XVI - XVII вв.; форт де Кок в Букиттингги, 1825 г.; Медан Гарнизун в Медане, 1873 г.; остатки крепости Батавия в Джакарте, 1619 г.), торговые фактории и инженерные сооружения - каналы, молы, дамбы, причалы, пакгаузы. Города, основанные голландцами, закладывались по регулярному плану с церковью и ратушей в центре (здание ратуши в Джакарте, 1626 г.), но в дальнейшем развивались стихийно. Характерным был принцип городского районирования по расовому и этническому признаку (голландские, китайские, туземные кварталы). Получил распространение голландский тип каменного одноэтажного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами (районы Глодок и Джатинегара в современной Джакарте). Строились культовые здания - пышные католические соборы в псевдоготическом стиле (кафедральный собор XVII в. в Джакарте, архитектор Хулсвиф), более скромные протестантские церкви.
В конце XVIII - первой половине XIX вв. появились постройки в стиле “классический ампир” - дворец генерал-губернатора (ныне президента) в Джакарте (1826) и его летние резиденции в Богоре и Чибодасе; здание Национального музея в Джакарте (1868) и др. С конца XIX в. стали воздвигаться здания нового типа (банки, вокзалы, музеи), расширялась городская застройка, строились порты (Танджунг-Приок, 1877-83 гг.; сурабайский порт - с участием русского инженера-строителя И.Т. Благова). В начале XX в. получают распространение сооружения в стиле “тропический модерн” (здание бывшего медицинского училища Стовия в Джакарте, технологический колледж в Бандунге).
В период независимости (после 1945 г.) были приняты меры к упорядочению городского планирования и застройки (Джакарта, Джокьякарта, Бандунг). Характерным стало создание крупных архитектурных ансамблей с применением бетона, стекла, стали: университетские городки, спортивные комплексы, большие жилые районы, города-спутники, отели, универмаги и торговые центры, аэропорты, культурно-развлекательные центры. Украшением Джакарты стали центральная площадь Мердека с величественной стелой-монументом высотой 137 м, в основании которой находится исторический музей, с памятником Дипонегоро (автор - итальянский скульптор Кобертальдо) и поющими фонтанами (1962 - 75), крупнейшая в ЮВА мечеть Истиклал (архитектор Силабан, 70-80-е гг.), здание парламента, Дворец конгрессов (созданы с участием скульпторов Г. Сидхарта и Сунарьо, художников А.Д. Пирус, Приянто, Т. Сутанто, 60-70-е гг.). Современная архитектура страны отражает типические черты мирового зодчества и местные традиции.
Народная архитектура представлена различными типами жилищ: хижинами (Ириан, Тимор), легкими каркасными свайными домами, большими общинными “длинными домами” даяков Калимантана, домами с седловидными крышами высокого выноса у тоба батаков и минангкабау на Суматре, традиционными яванскими домами с пирамидальным потолком, изображающим мировую гору Меру.
Изобразительное искусство
Древнейшие памятники изобразительного искусства Индонезии - наскальные рисунки-петроглифы и росписи, выполненные красками из местных минералов и растений (главным образом в восточной части страны от Калимантана до Ириан-Джая - пещеры Абба, Сосорра и др.): изображения людей, животных, особенно рыб, черепах и птиц, лодок, символов луны и заходящего солнца. В живописи отражаются тотемические и магические мотивы, космологические представления древних индонезийцев и тесная связь их жизни с морем. Некоторые образы (в частности, лодки) сохраняются в дальнейшем в форме крыш домов, головных платков и т. п.
Образцом древнего изобразительного искусства являются также орнаментика и скульптурная пластика мегалитов, представленные в районе Пасемах на Южной Суматре: статуарные изображения животных (буйволов, слонов) и человеческих фигур с мечами и шлемами, покрытые орнаментом каменные саркофаги.
Большого совершенства достигла обработка бронзы. В период донгшонский культуры это предметы культа: церемониальные топорики (кельты), вазы, фигуры предков, ритуальные барабаны (принадлежали заклинателям дождя) с орнаментом зооморфного и антропоморфного характера. Найденный на о-ве Бали огромный барабан “балийская луна” украшен изображением человеческого лица с большими, широко раскрытыми глазами и с мочками, оттянутыми серьгами. Позднее с приходом индуизма и буддизма (VII - XIII вв.) появляются лампады, подносы, колокольчики с растительным узором и статуи Будды и бодхисатв в стиле Амаравати, облик которых (статичность поз, бесстрастность взора, округлость линий) отражал яванскую концепцию трансцендентального мира. Индийские культурные каноны заимствовались путем органической ассимиляции их с местными элементами. Высоким мастерством отличаются каменная пластика и рельефы архитектурно-культурных комплексов чанди Боробудур, Прамбанан, Панатаран. Образцы изобразительного искусства позднего средневековья отмечены нарастанием декоративности, динамизмом композиций и упрощенно-графической трактовкой образов (как в театре теней ваянге). Развитие получила керамическая скульптура (находки у Травулан) и искусство вырезания ритуально-театральных масок.
Приход ислама с его канонами, запрещавшими изображение человека и животных, привел к упадку изобразительного искусства на большей части территории Индонезии, ограничив его главным образом орнаментикой. Преемственность древних художественных традиций сохранилась лишь в театре теней и некоторых его разновидностях (например, в ваянг бебер) и искусстве резьбы по дереву (у племен с анимистическими верованиями и в Джепаре). Только на о-ве Бали традиции избразительного искусства не прерывались: осталась школа каменной и деревянной скульптуры, художественной резьбы, живописи. Несмотря на проникновение современного западного искусства, культура Бали в своей основе демонстрирует приверженность традиционным канонам: ограниченность сюжетных линий, приемов изображения (скованный, формальный стиль, отсутствие экспрессии), используемых красок.
Киноискусство
Киноискусство начало развиваться до провозглашения независимости. Первый фильм “Лутунг Касарунг” (по одноименной сунданской легенде) появился в 1927 году, его поставили голландцы Г. Крюгер и Ф. Карли. В 1930 году Г. Крюгер поставил первую звуковую картину “Ньяи Дасима”. В дальнейшем кинопромышленность была в значительной степени монополизирована китайским капиталом (кинокомпания братьев Вонг, “Ява филм компани”, “Тан филм компани” и др.). В этот период преобладали фильмы развлекательного характера на сказочные и исторические сюжеты, а также семейные мелодрамы. В ряде лент нашла отражение индонезийская действительность: “Рис” (1935, реж. М. Франкен), “Яркая луна” (1937, реж. А. Балинк), “Сити Нурабая” (1941, реж. Ле Тек Сви). Большую популярность завоевали артисты Раден Мохтар, Рукия Картоло. В 1941 году было поставлено уже 28 картин. Во время японской оккупации и в период борьбы против англо-голландской интервенции постановщиками стали и сами индонезийцы, но число картин резко сократилось (две в 1948 году). Однако к 1952 году уже имелось 13 киностудий, которые выпустили на экраны 62 картины. Ведущую роль играло объединение “Перфини”, основанное в 1950 году режиссером Усмаром Исмаилом. Начало съемок первого фильма “Перфини” “Кровь и молитва” 30 марта 1950 года отмечается в Индонезии как День национального кино. Развитию неигрового кино способствовало создание в 1950 году государственной кинокорпорации ПФН. В картинах национального кинематографа вплоть до середины 60-х гг. превалировала патриотическая тематика (режиссеры Усмар Исмаил, Асрул Сани). Среди актеров известность получили Р. Исмаил, Бамбанг Херманто, Сукарно М. Нур, Панджи Аном, актрисы Читра Деви, Мила Кармила, Фарида Арьяни.
Политические события, связанные с Движением 30 сентября 1965 года негативно сказались на положении кинематографа: ряд деятелей подверглись репрессиям, производство сократилось до 6-12 фильмов в год. Спад был преодолен лишь к середине 70-х гг., когда было принято постановление, обязывающее импортеров на пять ввозимых фильмов производить один индонезийский, и создана национальная прокатная организация “Перфин” (1975). В 70-80-е гг. в кино доминировали салонные и исторические мелодрамы, комедии, фильмы ужасов. Однако и среди них встречались картины высокого гуманистического звучания, в которых находили отражение проблемы современного общества (“Велорикша и нищая” Вима Умбоха, 1978). Любопытны по своей стилистике фильмы выпускников ВГИК Ами Приено (“Джакарта, Джакарта”, 1977; “Декабрьские воспоминания", 1977) и Шаманджаи (“Атеист”, 1974; “Картини”, 1982), а также Тегуха Карьи (“Ноябрь 1928”, 1979; “Мать”, 1986). В начале 80-х гг. появилась серия кукольных фильмов о деревенском мальчике “Си Уньил” (пост. Кунаин Сухардиман).
В Индонезии около 2 500 кинотеатров, в год создается до 70 художественных фильмов, импортируется более 200. Функционирует Академия кинематографии (основана в 1977 году), ежегодно (с 1973 года) проводятся кинофестивали. В видеопрокате находится 17 220 национальных и 106 342 иностранных фильмов.
Литература
Этническое родство большинства народов Индонезии, общность их исторических судеб и многовековые культурные контакты обусловили определенное единство как фольклора, так и литературного процесса в целом.
В зарождении (не ранее VIII в.) письменной литературы формирующую роль сыграла древнеиндийская (санскритская) литература индуистского и меньше буддистского комплексов. В измененном виде индийские мифы из “Махабхараты” и “Рамаяны” проникли также в фольклор многих народов. Позже подобную трансформацию претерпели предания о подвижниках ислама и героях арабской и персидской литературы.
В отличие от фольклора, бытовавшего на родном языке каждого этноса, для средневековой письменной литературы характерно наличие двух основных языков - яванского и малайского. Первый использовался в яванской культурной зоне (Ява, Мадура, Бали и Ломбок), населенной, помимо яванцев, сундами, балийцами, мадурцами и сасаками. Второй - в малайской культурной зоне, включающей все другие острова, а исторически - и территорию нынешней Малайзии. В создании традиционной литературы на малайском языке принимали участие не только этнические малайцы и минангкабау, но и аче, буги, макасары, отчасти батаки, а также жители Молуккских, некоторых Малых Зондских островов и др.
Все перечисленные народы в XVIII - XIX вв. (а эпизодически и ранее) обращались также к письменному творчеству на родных языках, тогда как словесное искусство других этносов не выходило за пределы устной фольклорной стадии.
С середины XIX - в начале XX вв. в местных литературных произведениях появляются просветительские тенденции. Одновременно зарождается пресса и городская литература на “низком” (вульгарном) малайском языке. В первой половине XX в. отдельные литераторы пользовались в публицистике и художественном творчестве и голландским языком, отчасти также претендовавшим на роль языка межнационального общения.
Будучи наиболее развитой и динамичной, общенациональная индонезийская литература окончательно утверждает себя уже после обретения Индонезией независимости (1945). Письменная словесность на местных языках также претерпевает существенные изменения. Двуязычие, характерное для большинства жителей страны, до некоторой степени проявляется и в литературе, причем отдельные современные писатели создают произведения как на общенациональном индонезийском, так и на своих (“материнских”) языках.
Музыка
Традиционное музыкальное искусство составляет значительную часть звуко-музыкального творчества индонезийских народов. Это оркестры гамелан, ансамбли ангклунгистов, сольное пение тембанг, разнообразные театрально-танцевальные стили (спектакли театра ваянг, топенг и др., танцы бедайя, легонг и т.п.), представленные как городскими профессиональными труппами, так и сельскими любительскими коллективами. Взаимодействие с западными музыкальными традициями началось с проникновения португальцев и голландцев (XVI - XVII вв.). В католических миссиях распространялась хоровая музыка культового типа, приобрели популярность духовые оркестры военных гарнизонов. Наиболее явно синтез местных традиций с западной субкультурой наблюдался в городском популярном творчестве. На территории современной Джакарты уже в XVI - XVII вв. начинают складываться гибридные жанры, формы и стили музыки, объединявшие западноевропейские и азиатские традиции. Типична в этом отношении вокально-инструментальная традиция крончонг, восходящая к раннему колониальному периоду. В XVIII - начале XX вв. в городах возникают оркестры популярной музыки, включающие как местные, так и заимствованные виды инструментов: духовые оркестры танджидор (в составе труб, тромбонов, кларнетов, валторн, а также ребаба, барабана бедуг, гонга кеданг); т. н. китайские ансамбли Батавии - гамбанг кромонг (с нач. XIX в., включали китайские, сунданские, малайские, португальские инструменты); позднее - оркестры, сопровождавшие пение крончонг и др.
После 1945 года активно развиваются система концертной практики, институты западного типа, в том числе учебные (Национальный совет по делам искусств; Комитет по вопросам музыкального искусства в Джакарте; Академия музыки; Центр индонезийского ваянга, который с 1969 года готовит специалистов, ведет научные исследования, устраивает выставки, лекции, выпускает специальный бюллетень). Характерная для Индонезии традиция детского творчества поддерживается современными коллективами, выступающими на концертной эстраде (Национальный детский балет, детская музыкальная группа “Секандунг” и др.). С развитием индустрии индонезийского кино формируется вокальный стиль дангдут, получивший широкое распространение как в городской, так и в сельской среде. |
Среди известных индонезийских композиторов - Исмаил Марзуки (1914-58), Гесанг (р. 1915), Супратман (1903-38), Корнел Симанджунтак (1920-46), К.Р. Т. Мадукусума (1895-1972), Н. Ситуморанг (1908-69), С. Ситомпул (1904-74), К.Р. Т. Варсодининграт (1882-1975). Среди традиционных музыкантов: В. Бератха (р. 1924), И. Ньоман Калер (1892-982), Коко Косвара (р. 1915), Тиханг Гултом (1896-1970).
Танец
Благодаря изолированности отдельных островов многие танцы в Индонезии сохранили свои оригинальные ритуальные формы. Очень разнообразны костюмы, стили музыкального аккомпанемента, техника и пластика движений - от строгих придворных драм Центральной Явы, использующих сложную полифоническую музыку, до архаичных ритмических танцев в Ириан-Джая. Классический танец сложился в XIII - XIV вв. при дворах яванских правителей на основе синтеза анимистических ритуалов и индуистско-буддистских канонов и до начала XX в. оставался аристократическим. Танцовщицы отбирались только из знатных семей, близких к кратонам Суракарты и Джокьякарты. Характерной особенностью классического танца является своеобразное сочетание чопорности и грации поз и движений, призванных отразить утонченность придворных вкусов. Двигаясь в соответствии с заданными хореографическими образцами, танцовщицы часто застывают, фиксируя позы, с опущенными глазами. Медленные ритмические движения, позы медитации, мелодия гамелана, аккомпанирующего танцу, оказывают на зрителя гипнотическое воздействие. Важное значение в яванском классическом танце придается движениям рук, ног, головы и корпуса, языку жестов. Требуются годы тренировок, чтобы добиться владения телом, которое демонстрируют испонительницы танцев бедайя или серимпи. Многие яванские классические танцы повествуют о борьбе богов, принцев и героев. Вторая по значимости школа классического танца - балийская сложилась на основе мистериальных действий под влиянием индийских и яванских канонов. Танцовщицы движутся зигзагообразно по кругу, руки согнуты на уровне плеч локтями вверх, голова втянута. Неожиданная смена направления движений, выверенность резких шагов - особенность балийской хореографии. Почти все балийские танцы - сюжетные, многие из них включают пантомиму и клоунаду (баронган, легонг). Исполняются они, как правило, на открытой площадке около храма (пура) или в нем во время религиозных церемоний либо праздников.
Весьма многообразны народные танцы, в том числе на темы сельского труда, исполняемые на праздниках урожая: ранггук (Джамби), агилис (Мадура), бунчис (Западная Ява), курунг-курунг (Южный Калимантан), пакарена (Южный Сулавеси); ритуальные танцы: сангхьянг дедари (Бали), санджанг (Баламбанган), и др.; танцы, выражающие характер и повадки зверей и птиц: барабах инданг (Западная Суматра); танцы, демонстрирующие воинский дух, доблесть и героизм: барис (Бали), емблек, куда кепанг (Ява), ледохаву (о. Саву), леко сено (о. Тимор); современные массовые танцы: пендет, джангер (Бали), джогет (повсеместно), гандрунг (Баньюванги), кету тилу (Ява); стилизованные под танец боевые единоборства (пенчак силат); танцы с ярко выраженным мусульманским колоритом: саман (Аче), джапин (Южный Калимантан, Риау). |
Классические и народные танцы получают развитие в постановках современных хореографов (Кусумакесово создал в 1961 году театр танца “Рамаяна”; художник Багонг Кусудиарджо основал в 1958 году труппу в Джокьякарте). Хореографическая подготовка осуществляется в Консерватории музыки и танца в Денпасаре, Академии музыки и танца в Суракарте, в школе Багонга Кусудиарджо и в школе “Кридо Бекса Вирама” в Джокьякарте, в Институте художественного образования в Джакарте.
Театр
Наибольшее развитие сценическое искусство получило в яванской культурной зоне. Основной формой традиционного театра, связанного с древними театрализованными ритуалами и культами, является ваянг. Разновидности: ваянг кулит, или ваянг пурво (теневой театр плоских кожаных кукол); ваянг клитик (театр плоских деревянных кукол); ваянг голек (театр тростевых объемных деревянных кукол); ваянг бебер (театр представления картин, нарисованных на полотне); ваянг вонг или ваянг оранг (театр живого актера); ваянг топенг (театр масок). Для первых трех видов характерно вербальное начало, для двух других - хореография и пантомима.
Все виды ваянга объединяет общность сюжетов, связанных с мифологическим или мифо-историческим циклом (местные версии “Махабхараты” и “Рамаяны”, циклы о Панджи, Дамар Вулане, Менакджинге, Чалон Аранге и др.), и типологии героев, стилизация образов и напряженность действия. Общим является присутствие ведущего - даланга: в ваянг кулит и ваянг голек он манипулирует куклами, произносит диалоги, поясняет ход событий; в ваянг топенг и ваянг бебер он руководит музыкантами и певицами-танцовщицами, выступления которых, не имеющие отношения к сюжету, создают соответствующее настроение у зрителей; в ваянг вонг, где артисты сами поют и произносят диалоги, он поясняет ход событий, делает подношения богам перед началом спектакля. Необходимым атрибутом всех видов ваянга является кайон или гунунган - декоративная заставка в форме листа, символизирующая мировую гору (Меру) или мировое древо. Она устанавливается до начала и после окончания спектаклей, а также во время перерывов и в моменты смены действий и одновременно может служить декорацией (изображать дерево, гору, огонь и т. д.).
Самым популярным является ваянг кулит, каноны которого оказали влияние и на другие разновидности ваянга: актеры в ваянг вонг, например, танцуют, имитируя движения плоских кожаных кукол. Среди ведущих трупп ваянга - “Сривидари”, основанная в 1895 году в Суракарте китайским антрепренером Ган Кимом.
Наиболее известной формой традиционного театра за пределами яванской культурной зоны является майонг (архипелаг Риау). В XIX в. в городах получили распространение зрелища, типологически близкие к таким европейским театральным жанрам, как водевиль и мелодрама. Это - малайская опера бангсаван, или комеди-стамбул, сунданская сандивара, яванские лудрук и кетопрак, джакартский ленонг. Большое место в них занимают шутовская интермедия, песни и танцы, не имеющие прямого отношения к основному сюжету. Темы пьес заимствованы из хроник, легенд, сказок (“Тысяча и одна ночь”), городских повестей конца XIX в. (“Ньяи Дасима”, “Си Чонат”), популярных европейских романов. Позднее появились оригинальные пьесы (Анджар Асмара и др.). Большую известность в 30-е гг. XX в. имела джакартская труппа “Мисс Чучих” (сандивара), в 40-е гг. - “Опера Дарданелла” (комеди-стамбул). В настоящее время популярны “Лудрук Мандала” и “Сри Мулат”.
Первые драматические постановки появились в начале XX в. и были осуществлены в основном в школьных театрах. В это же время стала развиваться драматургия на индонезийском языке. В конце 20 - начале 30-х гг. значительные драматургические произведения создают такие индонезийские писатели, как Рустам Эффенди, Мухаммад Ямин, Сануси Пане, Армайн Пане. В годы японской оккупации и борьбы с голландской интервенцией получили известность труппы, возглавлявшиеся Усмаром Исмаилом и Анджаром Асмарой. В 50-е гг. выступили Утуй Татанг Сонтани, Абу Ханифа, Ахдиат Картамихарджа, Ситор Ситуморанг, В.С. Рендра, Агам Виспи, Бахтиар Сиагаан, Моттинго Буше. Для лучших пьес, созданных в этот период, характерны демократизм, социальный пафос, поиски новых путей развития театрального искусства.
В современной национальной драматургии преобладают сюрреалистические и неоэкспрессионистические тенденции (Арифин С. Нур), драма абсурда (Путу Виджая) и философские пьесы (Ф.К. Марта). Ставятся трагедии Софокла, Шекспира, Шиллера, пьесы Чехова, Гоголя, Брехта, Камю, Бекета, Ионеско. Многие из них адаптированы к местным условиям. Основные театры и труппы сконцентрированы в Джакарте. Среди них “Театр Кома” (рук. Н. Раинтиарно), “Театр Кечил” (рук. Арифин С. Нур), “Театр Мандири” (рук. Путу Виджая), “Театр Популер” (рук. Тегух Карья), “Лисендра Буана” (рук. Чок Хендру), “Театр Лембага” (рук. Сеномбунг), “Театр Саджа” (рук. Икранегара), “Театр Септембер” (рук. Али Шахаб). Большой известностью пользуется джокьякартский “Бенгкел Театр” (рук. В. С. Рендра). Значительное развитие получило движение университетских и других любительских полупрофессиональных театров. В 70 - 80-е гг. частым явлением стали театральные фестивали, проводимые Культурным центром Джакарты в Парке Исмаила Марзуки. Основной центр подготовки кадров для театра - Национальная академия театра, созданная Усмаром Исмаилом в 1955 году.
Практическая информация об Индонезии: | Общая информация об Индонезии: |
ЭнергосбыТ Плюс принимает показания счетчиков и оплату за электроэнергию, горячу воду и отопление. Для удобства потребителей компанией создан онлайн-сервис, где можно зарегистрироваться и решать все вопросы, не выходя из дома. Для этого нужно зайти в личн
Каждый день мы с вами сравниваем разные вещи: эта машина лучше, чем та, а другая, вообще, самая лучшая. Один человек симпатичнее, чем другой. А кто-то считает себя самым красивым. Сегодня вы узнаете о степенях сравнения прилагательных в английском языке:
Яйца с желтками взбить миксером до пены. Частями всыпая сахар, продолжить взбивать яичную массу миксером. Взбить до светлой, пышной массы. Влить в получившуюся смесь теплое молоко, добавить размягченное сливочное масло. Взбить смесь снова миксером. Затем
Проткните булавкой середину спички без головки, продвиньте её к середине дужки, застегните булавку. Держа булавку левой рукой, указательным пальцем правой руки резко потяните к себе один конец спички, будто хотите провести ее сквозь соседнюю дужку булавки
Я искренне считаю, что рыба под маринадом одно из самых вкусных блюд для любителей рыбы. Любая белая рыба, приготовленная по этому самому вкусному рецепту получается всегда сочной и очень вкусной. Этот полезный минтай под маринадом в духовке можно пригото