Анализ по проведению внутреннего финансового контроля. О результатах анализа осуществления внутреннего финансового контроля и аудита

15.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

В РФ. О нем мы и расскажем в деталях сегодня.

Суть и предназначение

Финансовый контроль — это проведение мониторинга эффективности использования средств, назначенных для конкретных целей. Суть акта финансового контроля состоит в следующих моментах:

  • отображается проверка расходования средств (куда они потрачены);
  • показывается анализ эффективности использования (какие были достигнуты результаты и можно ли было потратить меньше);
  • отображается анализ целевой направленности трат (финансировалось ли то направление, на которое были предназначены средства.

В акте ФК должны отображаться все эти моменты. Назначение акта ФК и ФК в общем состоит в следующем:

  • правильность бюджетирования в сфере государственного управления и частного бизнеса;
  • соблюдение участниками финансового рынка норм действующего законодательства РФ (налоговое, уголовное, административное, бюджетное);
  • противодействие нарушениям законодательства;
  • выявление резервов для финансирования направлений, которые этого требуют.

О том, что такое ФК, расскажет видео ниже:

Виды ФК

Выделяют несколько видов ФК:

  • государственный (проводится органами государственной власти, которые наделены соответствующими полномочиями);
  • внутрифирменный (проводится самой организацией);
  • (характеризуется привлечением внешних экспертов, которые проверяют финансовые результаты деятельности фирмы либо компании);
  • контроль со стороны коммерческих банков (возможен лишь по отношению к ЮЛ, которые являются клиентами конкретного финансового учреждения).

Нормы и акты

Основные нормативные акты законодательства РФ, которые регулируют процесс финансового контроля в РФ, таковы:

  • Бюджетный кодекс РФ;
  • постановление Правительства РФ от 07.1995 № 714;
  • приказ Минфина России от 06.11.2007 № 98н;
  • приказ Минфина России от 04.09.2007 № 75н;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • внутренние распорядительные акты ЮЛ.

Виды актов проверки финансового контроля

Существует несколько видов актов проверки финансового контроля. Выделим основные:

  • акт проверки внутреннего финансового контроля (в том числе казенного учреждения). В этом документе отображаются результаты , закупок и т.д. (эффективность использования средств). Для проведения проверки предварительно издается приказ руководителя фирмы, в котором регламентируется порядок проведения проверки;
  • акт проверки муниципального финансового контроля . Данный документ составляется представителями управлений местных органов самоуправления или администраций;
  • акт проверки ФК в сфере закупок . Как известно, сфера государственных закупок- это лакомый кусочек в плане возможных взяток и откатов государственным чиновникам, а также в плане возможного завышения стоимости товаров с целью личного обогащения чиновников. Проведение такого вида ФК и составление соответствующего акта является важным элементом борьбы с коррупцией;
  • акт финансового аудита . — это внешняя проверка деятельности юридического лица независимо от формы собственности. Государственный орган либо частная компания могут заказать внешнюю проверку с целью получения независимого результата финансовой деятельности вообщем или по конкретному направлению в частности.

Особенности заполнения

Нормами действующего законодательства установлены четкие правила заполнения актов. Рассмотрим их более детально.

Контроль в сфере закупок по контрактной системе рассмотрен в видео ниже:

Правила и нюансы

Основные правила заполнения актов таковы:

  • по центру листа формата А4 указывается название документа;
  • чуть ниже в левой части бланка ставится дата заполнения;
  • название города, в котором проводился контроль, указывается по центру в одной строчке с датой;
  • после этого указывается основание проведения проверки, тематика, период проведения и проверяемый период;
  • ниже в тексте прописывается ход проведения аудита (проверки финансового контроля) с законодательным обоснованием высказанных замечаний.

Образец

Акт проверки внутреннего финансового контроля в администрации города Ставрополь

г. Ставрополь

01.04- 30.06.2017 года

В Администрации города Ставрополя произведена проверка внутреннего финансового контроля в части проведения инвентаризации имущества во втором квартале 2017 года.

Проверку проводили:

Использовался сплошной метод проведения проверки инвентаризации имущества.

Инвентаризация проводилась согласно приказа ……………. от ……….. по причине смены материально ответственного лица.

Инвентаризации подлежали материальные запасы имущества Администрации по состоянию на 1 апреля 2017 года.

Проверка проводилась согласно действующих методических рекомендаций по проведению инвентаризации имущества.

В результате проверки никаких нарушений не выявлено.

————————- _________ (подпись)

———————— _________ (подпись)

———————— _________ (подпись)

———————— __________ (подпись)

Образец АП внутреннего финансового контроля

Возражения на акт

Сотрудники, в отношении которых составлялся акт проверки финансового контроля, имеют право подписать данный акт с изложением возражений. Понятно, что несогласие может быть только с актом, в котором излагаются выявленные нарушения.

Чаще всего возражения составляются на акт по аудиту или другому виду внешнего контроля, но бывают и при получении неудовлетворительной оценки деятельности в акте внутреннего финансового контроля. Данные возражения излагаются в письменной форме и направляются в орган, составивший акт, в срок — 5 рабочих дней.

Проверка прокуратурой

Прокуратура постоянно взаимодействует с органами финансового контроля. Юридически данное взаимодействие основано на нормах Приказа ГП РФ и Федеральной службы финансово — бюджетного надзора от 15.04.2014 года № №162/117. Данные органы могут проводить совместные проверки либо хлопотать друг перед другом о необходимости назначения проверки конкретного объекта.

Кроме этого, в случае появления у прокуратуры на основе жалоб особ, деятельность которых раскритикована в акте проверки финансового контроля, прокуратура имеет право проверить изложенную в акте информацию путем проведения повторной проверки предприятия либо отдельной части его деятельности.

Еще больше полезной информации по ФК и актах его проверки вы найдете в видео ниже:

О результатах анализа осуществления внутреннего финансового контроля и аудита

В соответствии с положениями ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) обязаны осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

Правила осуществления названными органами (лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 93 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 9» (далее – Правила № 93). Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 56, и Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 22.

Напомним, что в силу положений Бюджетного кодекса внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять:

    главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

    главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

    главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, если орган государственной власти не является главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета или главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, внутренний финансовый контроль он осуществлять не должен. В свою очередь, если орган государственной власти относится к одной из указанных категорий, он обязан осуществлять внутренний финансовый контроль в отношении самого себя и в отношении подведомственных ему распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств.

Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на его осуществление подразделение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (как обособленное, так и в составе другого структурного подразделения). Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может изучать проведенные им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита средств федерального бюджета.

Таким образом, внутренний финансовый аудит должен осуществляться структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В соответствии с ч. 4 ст. 157 БК РФ Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в п. 2 ст. 265 БК РФ, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Порядок осуществления такого анализа установлен Приказом Федерального казначейства от 23.06.2017 № 6н «Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

Целью проведения указанного анализа являются формирование и направление главным администраторам средств федерального бюджета рекомендаций по организации и осуществлению ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Задачи анализа:

    оценка осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

    выявление недостатков в осуществлении главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Далее рассмотрим нарушения и недостатки, выявленные в ходе проведенного Федеральным казначейством указанного анализа. Отметим, что анализ осуществлен в отношении 95 главных администраторов, включая Федеральное казначейство.

Недостатки при осуществлении внутреннего финансового контроля.

Первое, на что обращено внимание в Докладе – то, что до сих пор выявляются субъекты внутреннего финансового контроля, у которых отсутствуют утвержденные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего финансового контроля. Напомним, что в целях организации внутреннего финансового контроля должен быть разработан и утвержден порядок внутреннего финансового контроля, предусматривающий положения, регулирующие:

    формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля (п. 15 Правил № 93);

    ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (п. 23 Правил № 93). Должен быть установлен перечень должностных лиц (должностей), за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

    составление и о результатах внутреннего финансового контроля.

В должностных регламентах нередко отсутствуют положения, определяющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. Напомним, что должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур, указанных в п. 4 Правил № 93.

Читайте также

  • Ошибки, допускаемые при осуществлении внутреннего финансового контроля и аудита
  • О некоторых изменениях в порядке осуществления внутреннего финансового контроля
  • На каких лиц должны быть возложены обязанности по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита?
  • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА
  • О проведении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении бюджетных и автономных учреждений

Кроме того, в Докладе отмечаются случаи несоответствия нормативных актов главных администраторов, устанавливающих порядок осуществления внутреннего финансового контроля, положениям Правил № 93.

Также обращено внимание на нарушение требований при ведении регистров (журналов) внутреннего финансового контроля. Отмечено, что журналы ведутся не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур; не устанавливается периодичность представления руководителю главного администратора средств (либо его заместителю) информации о результатах внутреннего финансового контроля и фактически не осуществляется ее передача (п. 24 Правил № 93).

К основным нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового контроля, относятся следующие:

    не полномочия по ведению внутреннего финансового контроля;

    не разработан порядок осуществления внутреннего финансового контроля;

    не установлен порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

    отсутствует правовой акт, устанавливающий порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и порядок ее представления руководителю главного администратора средств (либо его заместителю);

    внутренний финансовый контроль ведется не во всех структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;

    не установлены перечни должностных лиц, ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

    в должностных регламентах отсутствуют положения, определяющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. Напомним, что такие полномочия должны быть установлены всем должностным лицам подразделений главного администратора (администратора), организующим и выполняющим внутренние бюджетные процедуры;

    отсутствуют перечни операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;

    журналы ведутся не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур;

    журналы не содержат информацию о недостатках и нарушениях, выявленных при исполнении внутренних бюджетных процедур;

    журналы не содержат сведения о причинах рисков возникновения нарушений, недостатков;

    журналы не содержат сведения о предлагаемых мерах по устранению выявленных нарушений, недостатков;

    не осуществляется учет журналов в порядке, установленном главным администратором средств;

    не соблюдается порядок хранения журналов;

    отсутствуют утвержденные карты внутреннего финансового контроля. Напомним, что карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), а также периодичности контрольных действий. Составление карты внутреннего финансового контроля возлагается на подразделение, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. Карты внутреннего финансового контроля утверждаются руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) получателя бюджетных средств. Требования к содержанию карт внутреннего финансового контроля приведены в п. 10 Правил № 93;

    не проводится актуализация карты внутреннего финансового контроля. Карта внутреннего финансового контроля составляется при ее формировании и (или) актуализации. Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля осуществляется не реже одного раза в год. В силу п. 14 Правил № 93 актуализация карт проводится до начала очередного финансового года, при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля, в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур;

    не соблюдаются требования, установленные картами внутреннего финансового контроля к периодичности контрольным действиям, методам и способам контроля;

    информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется руководителю главного администратора средств (либо его заместителю) не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур, либо с нарушением установленной периодичности;

    не составляется отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

Недостатки при осуществлении внутреннего финансового аудита.

Как и в случае с внутренним финансовым контролем, при проверках Федерального казначейства обращается внимание на наличие случаев отсутствия ведомственных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внутреннего финансового аудита. Напомним, что согласно п. 28 Правил № 93 внутренний финансовый аудит должен производиться структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению такого аудита, на основе функциональной независимости.

Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств. План аудиторских проверок должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.

Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

Напомним, что в целях организации проведения внутреннего финансового аудита руководители главных администраторов (администраторов) бюджетных средств обеспечивают выполнение следующих действий:

    корректировка своей организационной структуры в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита;

    закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, разработка и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;

    включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.

Заметим, что в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки должны организовываться и осуществляться должностными лицами, которые (Письмо Минфина РФ от 10.02.2016 № 2-11-07/6892):

    не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

    не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

    не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

    не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

Федеральное казначейство отмечает: часть главных администраторов ошибочно считает, что их субъект внутреннего финансового аудита функционально независим, несмотря на несоблюдение условия функциональной независимости – неподчинение должностным лицам, организующим и выполняющим внутренние бюджетные процедуры.

У главного администратора должны быть утверждены нормативные акты, устанавливающие:

    предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления, а также их продления (п. 50 Правил № 93);

    формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки (п. 52 Правил № 93);

    порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (п. 57 Правил № 93).

К основным нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе анализа осуществления главными администраторами внутреннего финансового аудита, относятся следующие:

    не исполняются бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита;

    не утвержден правовой акт, устанавливающий порядок составления, ведения и утверждения годового плана внутреннего финансового аудита (п. 31 Правил № 93);

    отсутствует утвержденный план внутреннего финансового аудита (п. 31 Правил № 93), а утвержденный план не содержит сведения в отношении каждой аудиторской проверки (тему аудиторской проверки, данные об объектах аудита, сроке проведения аудиторской проверки ответственных исполнителях). Отметим, что годовой план внутреннего финансового аудита должен быть утвержден до начала очередного финансового года;

    не обеспечена функциональная независимость субъекта внутреннего финансового аудита;

    не обеспечено неучастие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур;

    внутренний финансовый аудит не осуществляется в отношении структурных подразделений главного администратора средств, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур, а также в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств (п. 30 Правил № 93);

    субъектом внутреннего финансового аудита не соблюдается порядок составления и представления отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, установленного главным администратором средств (п. 55 – 57 Правил № 93). Данная отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, а также о достоверности сводной бюджетной отчетности, главного администратора бюджетных средств.

В заключение еще раз отметим, что ознакомиться с полной версией Доклада Федерального казначейства можно на его официальном сайте в Интернете.

должностные лица аудиторская проверка СРО аудитор

Ошибки, допускаемые при осуществлении внутреннего финансового контроля и аудита

Ошибки, допускаемые при организации внутреннего финансового контроля.

К данной группе относятся следующие нарушения и недостатки:

1. Не полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. В силу положений Бюджетного кодекса внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять:

    главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

    главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

    главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, если орган государственной власти не является главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета или главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета, внутренний финансовый контроль он осуществлять не должен. В свою очередь, если орган государственной власти относится к одной из указанных категорий, он обязан осуществлять внутренний финансовый контроль в отношении самого себя и в отношении подведомственных ему распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств.

Правила осуществления названными органами (лицами) внутреннего финансового контроля Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» (далее – Правила № 193). Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлениювнутреннего финансового контроля, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 356.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей (п. 16 Правил № 193). Проверяющие обязательно потребуют документ, которым указанная установлена.

2. Не разработан порядок внутреннего контроля. С целью организации внутреннего финансового контроля должен быть разработан и утвержден порядок внутреннего финансового контроля, предусматривающий положения, регулирующие:

    формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля (п. 15 Правил № 193);

    ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (п. 23 Правил № 193). Также отметим, что должен быть установлен перечень должностных лиц (должностей), ответственных за ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

    составление и о результатах внутреннего финансового контроля.

3. В должностных регламентах отсутствуют положения, определяющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. Напомним, что должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств федерального бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур, указанных в п. 4 Правил № 193.

4. Не установлена периодичность представления руководителю главного администратора средств (либо его заместителю) информации о результатах внутреннего финансового контроля и фактически не осуществляется ее передача (п. 24 Правил № 193).

5. Отсутствует правовой акт, устанавливающий порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля (п. 27 Правил № 193).

6. Не используется специализированное прикладное в целях автоматизации внутреннего финансового контроля (п. 7, 23 Правил № 193).

Ошибки при подготовке к проведению внутреннего финансового контроля.

К данной группе относятся следующие недостатки:

1. Внутренний финансовый контроль осуществляется не во всех структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур (п. 3 Правил № 193). На практике нередки случаи, когда главными администраторами определено одно должностное лицо, осуществляющее внутренний финансовый контроль.

2. Проведение внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных и автономных учреждений. Исходя из положений Бюджетного кодекса и Правил № 193 внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.

Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса. С учетом вышеизложенного, поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения (за исключением отдельных случаев) не являются участниками бюджетного процесса, положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля на них не распространяются, и такие проверки в отношении них не должны осуществляться.

3. Отсутствуют перечни операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в структурных подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур. Напомним, что процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы (п. 11 Правил № 193):

    анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее – процедуры внутреннего финансового контроля);

    формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.

4. Не производится оценка вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее – бюджетные риски), при принятии решения о включении операций из перечня операций в карту внутреннего финансового контроля (пп. «б» п. 25 Правил № 193).

5. Отсутствуют утвержденные карты внутреннего финансового контроля. Напомним, что карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), а также периодичности контрольных действий.

Составление карты внутреннего финансового контроля возлагается на подразделение, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

Читайте также

  • Порядок проведения внутреннего финансового аудита в системе МЧС
  • О проведении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении бюджетных и автономных учреждений
  • На каких лиц должны быть возложены обязанности по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита?

Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) получателя бюджетных средств.

В силу п. 10 Правил № 193 в карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля должны быть указаны данные:

    о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

    о периодичности выполнения операции;

    о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;

    о методах контроля;

    о периодичности осуществления контроля;

    о способах проведения контрольных действий.

6. Не проводится актуализация карты внутреннего финансового контроля. Карта внутреннего финансового контроля составляется при ее формировании и (или) актуализации. Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля осуществляется не реже одного раза в год. В силу п. 14 Правил № 193 актуализация карт проводится:

    до начала очередного финансового года;

    при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств федерального бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;

    в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.

Недостатки при проведении внутреннего финансового контроля.

Сюда можно отнести следующие ошибки:

1. При осуществлении внутреннего финансового контроля не соблюдаются требования, установленные картами контроля:

    к периодичности контрольных действий;

    к методам контроля;

    к способам проведения контрольных действий.

2. Нарушаются требования при ведении регистров (журналов) внутреннего финансового контроля:

    журналы ведутся не всеми структурными подразделениями, ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур;

    журналы не содержат информацию о недостатках и нарушениях, выявленных при исполнении внутренних бюджетных процедур;

    журналы не содержат сведения о причинах рисков возникновения нарушений, недостатков;

    журналы не содержат сведения о предлагаемых мерах по устранению выявленных нарушений, недостатков;

    не осуществляется учет журналов в порядке, установленном главным администратором средств;

    не соблюдается порядок хранения журналов.

3. Руководителем (заместителем руководителя) главного администратора средств не принимаются меры по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля решения с указанием сроков их выполнения (п. 25 Правил № 193). Кроме того, при принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля не учитывается информация из следующих источников:

    акты, заключения, представления и предписания органов государственного финансового контроля;

    отчеты внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый аудит

При осуществлении внутреннего финансового аудита помимо Правил № 193 нужно руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822 (далее – Методические рекомендации).

В ходе осуществляемого главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля выявляются следующие недостатки и нарушения.

Организация внутреннего финансового аудита.

1. Не исполняются бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля. Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на его осуществление подразделение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (как обособленное, так и в составе другого структурного подразделения). Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может изучать проведенные им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита средств федерального бюджета.

Таким образом, внутренний финансовый аудит должен осуществляться структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, источников финансирования дефицита средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

2. Не установлены полномочия подразделения по осуществлению внутреннего финансового аудита. Согласно п. 28 Правил № 193 внутренний финансовый аудит должен производиться структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению такого аудита, на основе функциональной независимости.

Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

Напомним, что в целях организации проведения внутреннего финансового аудита руководители главных администраторов (администраторов) бюджетных средств обеспечивают выполнение следующих действий:

    корректировка своей организационной структуры в целях формирования субъекта внутреннего финансового аудита;

    закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, разработка и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;

    включение в должностные регламенты квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит.

Заметим, что в целях обеспечения принципа независимости проверки должны организовываться и осуществляться должностными лицами, которые (Письмо Минфина РФ от 10.02.2016 № 02-11-07/6892):

    не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

    не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

    не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

    не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе аудиторской проверки.

3. Отсутствуют нормативные акты, устанавливающие:

    предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления, а также их продления (п. 50 Правил № 193);

    формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки (п. 52 Правил № 193);

    порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (п. 57 Правил № 193).

4. Проводится внутренний финансовый аудит в отношении бюджетных и автономных учреждений. В силу п. 30 Правил № 193 объектами указанного аудита являются структурные подразделения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, подведомственные ему распорядители и получатели бюджетных средств.

Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в ситуациях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Качество планирования внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств. План аудиторских проверок должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года. Выявляются следующие ошибки:

1. Не утвержден правовой акт, устанавливающий в отношении годового плана внутреннего финансового аудита (п. 31 Правил № 193):

    порядок составления;

    порядок утверждения;

    порядок ведения.

2. Отсутствует утвержденный план внутреннего финансового аудита (п. 31 Правил № 193), а утвержденный план не содержит следующие сведения в отношении каждой аудиторской проверки:

    тема аудиторской проверки;

    объекты аудита;

    срок проведения аудиторской проверки;

    ответственные исполнители.

Отметим, что годовой план внутреннего финансового аудита должен быть утвержден до начала очередного финансового года.

3. При осуществлении планирования аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) не учтены (п. 40 Правил № 193):

    значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;

    факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

    наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

    наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

Минфин рекомендует включать в план аудиторских проверок направления аудита и (или) объекты аудита на основании оценки значения приоритетности направления аудита, объекта аудита. Пример значения приоритетности направления аудита, объекта аудита приведен в приложении к приложению 1 к Методическим рекомендациям. При этом необходимо использовать критерии отбора, оговоренные в п. 19 и 20 Методических рекомендаций.

Направление аудита и (или) объект аудита должны включаться в план, если их значение приоритетности выше порогового значения, которое устанавливается исходя из анализа следующих факторов:

    степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

    возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

    объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

4. Не осуществлялся предварительный анализ данных об объектах аудита. Согласно п. 41 Правил № 193 перед составлением плана целесообразно провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

    внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

    контрольных мероприятий, проведенных в текущем и (или) отчетном финансовом году органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

5. Существуют отклонения от годового плана внутреннего финансового аудита.

6. Нарушается установленный главным администратором средств порядок составления, утверждения и ведения годового плана внутреннего финансового аудита (п. 38 Правил № 193).

Недостатки при проведении аудиторских проверок.

К указанной группе можно отнести следующие недостатки:

1. Внутренний финансовый аудит не осуществляется в отношении структурных подразделений главного администратора средств, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур, а также в отношении подведомственных администраторов бюджетных средств (п. 30 Правил № 193).

2. Аудиторские проверки проводятся не только по решению руководителя главного администратора средств (п. 43 Правил № 193).

3. Проверки проводятся без утвержденной программы. Проведению контрольного мероприятия должен предшествовать период подготовки, в ходе которого, в частности, должна быть составлена и утверждена программа данного мероприятия. При ее составлении обязательно должна быть сформирована аудиторская группа из работников, проводящих аудиторскую проверку, и должны быть распределены обязанности между ними.

Программа аудиторской проверки должна содержать:

    тему аудиторской проверки;

    наименования объектов аудита. Необходимо отметить, что объекты аудита должны включаться в программу аудиторской проверки на основе установленных критериев отбора объектов аудита – например, в эту программу обязательно включается объект аудита, в отношении которого проведены мероприятия ведомственного финансового контроля, соответствующие теме аудиторской проверки;

    перечень подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;

    сроки ее проведения.

Программа аудиторской проверки утверждается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:

    соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

    проводить аудиторские проверки в соответствии с их программой. Не допускаются случаи отклонения от программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита;

    знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с ее результатами (актами и заключениями).

4. Отсутствуют надлежащие доказательства. Согласно п. 48 Правил № 193 в ходе аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие, надежные доказательства. К доказательствам относятся фактические данные и базирующиеся на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

5. Не осуществляется документирование проведения аудиторских проверок. Проведение контрольного мероприятия подлежит обязательному документированию. Материалы контрольного мероприятия включают в себя акт контрольного мероприятия и рабочую документацию.

Рабочая документация (то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки) содержит:

    документы, отражающие подготовку проверки, в том числе ее программу;

    сведения о характере, сроках, объеме и результатах аудиторской проверки;

    сведения о выполнении внутреннего финансового контроля за операциями, связанными с темой аудиторской проверки;

    перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;

    письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

    копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

    копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

    акт аудиторской проверки.

Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту.

Форма акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита устанавливаются главным распорядителем.

6. По результатам проверки не составляется отчет о результатах аудиторской проверки (п. 53 Правил № 193). В указанном отчете отсутствуют:

    информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

    информация о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

    выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;

    выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

    выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Отметим, что отчет о результатах аудиторской проверки должен представляться руководителю главного администратора средств.

7. Субъектом внутреннего финансового аудита не соблюдается порядок составления и представления отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, установленного главным администратором средств (п. 55 – 57 Правил № 193). Данная отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы:

    о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля;

    о достоверности сводной бюджетной отчетности, главного администратора бюджетных средств.

аудиторская проверка должностные лица СРО аудитор

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И

В соответствии с пунктом 4 статьи 157 , пунктом 2 постановления Правительства Омской области от 11 декабря 2013 года N 328-п "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" , в целях повышения качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - ГАБС), приказываю:

(в ред. Приказов Главного управления финансового контроля Омской области от 03.03.2016 N 6 , от 13.12.2016 N 24)

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок).

2. Исключен. - Приказ Главного управления финансового контроля Омской области от 03.03.2016 N 6 .

3. Структурным подразделениям Главного управления финансового контроля Омской области (далее - Главное управление) обеспечить проведение анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых ГАБС (далее - анализ), в течение года в соответствии с планом контрольных мероприятий Главного управления на соответствующий год методом обследования по месту нахождения ГАБС в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 288-п "Об утверждении Порядка осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти Омской области, по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений" .

Отделу анализа и учета контрольных мероприятий управления организации деятельности Главного управления по результатам отчетного финансового года обеспечить проведение анализа путем оценки показателей, характеризующих качество внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых ГАБС.

(п. 3 в ред. )

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение. ПОРЯДОК проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Начальник Главного управления
Т.М.Шугулбаев

Приложение
к приказу Главного управления
финансового контроля
Омской области
от 8 июля 2015 года N 10

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения Главным управлением финансового контроля Омской области (далее - Главное управление) анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - ГАБС), в отношении внутренних стандартов и процедур составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (далее - внутренние бюджетные процедуры), а также ведомственного финансового контроля за подведомственными им распорядителями, получателями средств областного бюджета, администраторами доходов областного бюджета и администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - подведомственные получатели бюджетных средств).

(п. 1 в ред. Приказа Главного управления финансового контроля Омской области от 13.12.2016 N 24)

2. Анализ осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - анализ) проводится по перечню показателей, характеризующих качество внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых ГАБС (далее - показатели), на основании данных годовых отчетов о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также иной информации и документов, полученных от ГАБС, необходимых для расчета показателей.

(в ред. Приказа Главного управления финансового контроля Омской области от 13.12.2016 N 24)

3. Для проведения анализа ГАБС по итогам года в срок не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом, представляют в Главное управление информацию для оценки показателей согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и пояснительную записку о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

(п. 3 в ред. Приказа Главного управления финансового контроля Омской области от 13.12.2016 N 24)

4. Результатом анализа является оценка качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГАБС (далее - оценка).

Оценка определяется по формуле:

Ri = Ei / Emax x 100%,

где:

Ri - оценка качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых i-м ГАБС;

(в ред. Приказа Главного управления финансового контроля Омской области от 13.12.2016 N 24)

Ei - оценка показателей i-го ГАБС;

Emax - максимально возможная (наилучшая) оценка показателей i-го ГАБС исходя из применимости показателей.

Максимальное значение Ri составляет 100 процентов.

5. Оценка показателей i-го ГАБС определяется по формуле:



где:

Ei(Pj) - оценка j-го показателя по i-му ГАБС;

р - количество j-х показателей, по которым проводится оценка.

6. Расчет показателей и их оценка осуществляются в соответствии с методикой, определенной в приложении N 2 к настоящему Порядку.

(п. 6 в ред. Приказа Главного управления финансового контроля Омской области от 13.12.2016 N 24)

1) к первой группе относятся ГАБС, количество подведомственных получателей бюджетных средств которых составляет от 1 до 10;

2) ко второй группе относятся ГАБС, количество подведомственных получателей бюджетных средств которых составляет от 11 до 50;

3) к третьей группе относятся ГАБС, количество подведомственных получателей бюджетных средств которых составляет от 51 до 80;

4) к четвертой группе относятся ГАБС, не имеющие подведомственных получателей бюджетных средств.

8. По результатам оценки по каждой группе составляется рейтинг ГАБС в соответствии с полученными значениями оценки в порядке убывания.

9. Отчет о результатах оценки формируется Главным управлением в разрезе ГАБС, содержит информацию по итогам проведенной оценки, а также свод значений и оценок показателей, рейтинг ГАБС (Ri) по каждой группе, где:

(в ред. Приказа Главного управления финансового контроля Омской области от 13.12.2016 N 24)

1) при 0 < Ri <= 50 процентов - низкая оценка;

2) при 50 < Ri <= 90 процентов - средняя оценка;

3) при 90 < Ri <= 100 процентов - высокая оценка.

10. На основании отчета о результатах оценки отдел анализа и учета контрольных мероприятий управления организации деятельности Главного управления направляет ГАБС информацию о полученных результатах оценки с учетом предложений по повышению качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых ГАБС.

Отчет о результатах оценки размещается на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(п. 10 в ред. Приказа Главного управления финансового контроля Омской области от 13.12.2016 N 24)

Приложение N 1. ИНФОРМАЦИЯ для оценки показателей, характеризующих качество внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых главным администратором бюджетных средств <*> за ___________ г.

Приложение N 1
к Порядку проведения анализа
осуществления внутреннего
финансового контроля и
внутреннего финансового аудита

(в редакции Приказа Главного управления финансового контроля Омской области от 13.12.2016 N 24)
___________________________________________________________
(наименование главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов
бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета)

ИНФОРМАЦИЯ для оценки показателей, характеризующих качество внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых главным администратором бюджетных средств <*> за ___________ г.

Наименование

Единица измерения

Значение

Количество подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, подведомственных администраторов доходов бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - ПБС), проверенных главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - ГАБС) за отчетный финансовый год (А1)

Общее количество ПБС, подведомственных ГАБС, в отчетном финансовом году (В1)

Объем средств областного бюджета, проверенных ГАБС у ПБС в отчетном финансовом году за год, предшествующий отчетному финансовому году (Ai)

тыс. рублей

Объем средств областного бюджета, проверенных ГАБС у ПБС в отчетном финансовом году за отчетный финансовый год (Aj)

тыс. рублей

Общий объем средств, выделенных ПБС в году, предшествующем отчетному финансовому году (Bi)

тыс. рублей

Общий объем средств, выделенных ПБС в отчетном финансовом году (Bj)

тыс. рублей

Сумма выявленных в результате ведомственного финансового контроля в отчетном финансовом году нарушений при использовании средств областного бюджета (A3)

тыс. рублей

Общий объем проверенных средств в отчетном финансовом году (В3 = Ai + Aj)

тыс. рублей

Сумма восстановленных в областной бюджет средств, предотвращенных потерь и устраненных нарушений в отчетном финансовом году в рамках ведомственного финансового контроля (А4)

тыс. рублей

Количество запланированных контрольных мероприятий в рамках ведомственного финансового контроля на отчетный финансовый год (А5)

Количество проведенных контрольных мероприятий в рамках ведомственного финансового контроля за отчетный финансовый год (В5)

Количество материалов проверок ПБС, содержащих информацию о выявленных нарушениях в сфере бюджетных правоотношений, подлежащих направлению в уполномоченные органы (В6)

Количество материалов проверок ПБС, направленных в уполномоченные органы (Министерство финансов Омской области, Главное управление финансового контроля Омской области, органы прокуратуры) для принятия мер по устранению нарушений в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с законодательством (А6)

Наличие разработанных и утвержденных ГАБС правовых актов (регламентов) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (А10)

Наличие утвержденных перечней (перечня) процессов (операций) внутренних бюджетных процедур (В10)

Наличие утвержденных карт (карты) внутреннего финансового контроля на отчетный финансовый год (С10)

Наличие разработанных и заполненных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля за отчетный финансовый год (D10)

Количество проведенных контрольных мероприятий в рамках осуществления внутреннего финансового аудита (В7)

Количество оформленных контрольных мероприятий в рамках осуществления внутреннего финансового аудита (А7)

Количество проведенных контрольных действий по исполнению внутренних бюджетных процедур (В8)

Количество выявленных недостатков (нарушений) при проведении контрольных действий по исполнению внутренних бюджетных процедур (А8)

Количество устраненных нарушений, выявленных при проведении внутреннего финансового контроля при исполнении внутренних бюджетных процедур (А9)

________________

<*> .

Приложение N 2. МЕТОДИКА расчета и оценки показателей, характеризующих качество внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита <*>

Приложение N 2
к Порядку проведения анализа
осуществления внутреннего
финансового контроля и
внутреннего финансового аудита

Наименование показателя

Расчет показателя (Pj)

Оценка показателя (E(Pj))

Удельный вес подведомственных главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, главным администраторам (администраторам) доходов областного бюджета, главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - ГАБС) распорядителей и получателей бюджетных средств, подведомственных им администраторов доходов бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - ПБС), в которых ГАБС проведены контрольные мероприятия (Р1) <**>

Р1 = А1 / В1 x 100%, где:
А1 - количество ПБС, проверенных ГАБС за отчетный финансовый год, единиц;
В1 - общее количество ПБС, единиц
Если количество ПБС превышает 10 единиц, то за каждые 10 проверенных ПБС к значению Р1 добавляется 5 процентов

Е(Р1) = 1, если:
Р1 = 100, при В <= 10 для 1 группы ГАБС;
Р1 >= 50, при 10 < В <= 50 для 2 группы ГАБС;
Р1 >= 30, при В > 50 для 3 группы ГАБС.
Е(Р1) = Р1 / 100, для 1 группы ГАБС;
Е(Р1) = Р1 / 50, для 2 группы ГАБС;
Е(Р1) = Р1 / 30, для 3 группы ГАБС

Удельный вес общего объема проверенных средств областного бюджета у ПБС в общем объеме средств, выделенных ПБС на соответствующий год (Р2) <**>

Р2 = (Ai / Bi + Aj / Bj) x 100%, где:
Ai - объем средств областного бюджета, проверенных ГАБС у ПБС в отчетном финансовом году за год, предшествующий отчетному финансовому году, тыс. рублей;
Bi - общий объем средств, выделенных ПБС в году, предшествующем отчетному финансовому году, тыс. рублей;
Aj - объем средств областного бюджета, проверенных ГАБС у ПБС в отчетном финансовом году за отчетный финансовый год, тыс. рублей;
Bj - общий объем средств, выделенных ПБС в отчетном финансовом году, тыс. рублей

Е(Р2) = 1, если:
Р2 >= 100 для 1 группы ГАБС;
Р2 >= 50 для 2 группы ГАБС;
Р2 >= 30 для 3 группы ГАБС

Е(Р2) = Р2 / 100 для 1 группы ГАБС;
Е(Р2) = Р2 / 50 для 2 группы ГАБС;
Е(Р2) = Р2 / 30 для 3 группы ГАБС

Удельный вес суммы выявленных нарушений в общем объеме проверенных средств (Р3) <**>

Р3 = А3 / В3 x 100%, где:
A3 - сумма выявленных нарушений в отчетном финансовом году в рамках ведомственного финансового контроля при использовании средств областного бюджета, тыс. рублей;
В3 - общий объем проверенных средств в отчетном финансовому году,
где В3 = Ai + Aj, тыс. рублей

Е(Р3) = 1, если Р3>= 2%;
0, если Р3 < 2%

Удельный вес восстановленных в областной бюджет средств, предотвращенных потерь и устраненных нарушений в общем объеме выявленных нарушений (Р4) <**>

Р4 = А4 /А3 x 100%, где:
А4 - сумма восстановленных в областной бюджет средств, предотвращенных потерь и устраненных нарушений в отчетном финансовом году в рамках ведомственного финансового контроля, тыс. рублей;
A3- сумма выявленных нарушений в отчетном финансовом году в рамках ведомственного финансового контроля при использовании средств областного бюджета, тыс. рублей

0, если Р4 < 10%
Е(Р4) = 1, если 10% < Р4 <= 25%
1,5 если Р4 > 25%

Коэффициент выполнения контрольных мероприятий ГАБС по ведомственному финансовому контролю (Р5) <**>

Р5 = А5 / В5, где:
А5 - количество запланированных контрольных мероприятий в рамках ведомственного финансового контроля, единиц;
В5 - количество проведенных контрольных мероприятий в рамках ведомственного финансового контроля, единиц

0,5, если Р5 < 1
Е(Р5) = 1, если Р5 = 1
2, если Р5 > 1

Коэффициент реализации результатов проверок (Р6) <**>

Р6 = А6 / В6 x 100%, где:
А6 - количество материалов, направленных в уполномоченные органы (Министерство финансов Омской области, Главное управление финансового контроля Омской области, органы прокуратуры) для принятия мер по устранению нарушений в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с законодательством, единиц;
В6 - количество материалов проверок, содержащих информацию о выявленных нарушениях в сфере бюджетных правоотношений, подлежащих направлению в уполномоченные органы, единиц

1, если Р6 = 100%;
Е(Р6) =
0, если Р6 < 100%

Удельный вес оформленных контрольных мероприятий по проведению внутреннего финансового аудита (Р7)

Р7 = А7 / В7 x 100%, где:
А7 - количество оформленных контрольных мероприятий в рамках осуществления внутреннего финансового аудита, единиц;
В7 - количество проведенных контрольных мероприятий в рамках осуществления внутреннего финансового аудита, единиц

1, если Р7 = 100%;
Е(Р7) =
0, если Р7 < 100%

Удельный вес нарушений, выявленных при проведении внутреннего финансового контроля при исполнении внутренних бюджетных процедур (Р8)

Р8 = А8 / В8 x 100%, где:
А8 - количество выявленных недостатков (нарушений) при проведении контрольных действий по исполнению внутренних бюджетных процедур, единиц;
В8 - количество проведенных контрольных действий по исполнению внутренних бюджетных процедур, единиц

1, если Р8 <= 10%;
Е(Р8) =
0, если Р8 > 10%

Удельный вес устраненных нарушений, выявленных при проведении внутреннего финансового контроля при исполнении внутренних бюджетных процедур (Р9)

Р9 = А9 / А8 x 100%, где:
А9 - количество устраненных нарушений, выявленных при проведении внутреннего финансового контроля при исполнении внутренних бюджетных процедур, единиц;
А8 - количество выявленных недостатков (нарушений) при проведении контрольных действий по исполнению внутренних бюджетных процедур, единиц

1, если Р9 >= 90%;
Е(Р9) =
0, если Р9 < 90%

Наличие разработанных и утвержденных ГАБС правовых актов и документов по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (Р10)

Р10 = А10 + В10 + С10 + D10, где:
А10 - наличие разработанных и утвержденных ГАБС правовых актов (регламентов) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, единиц;
В10 - наличие утвержденных перечней (перечня) процессов (операций) внутренних бюджетных процедур, единиц;
С10 - наличие утвержденных карт (карты) внутреннего финансового контроля на отчетный финансовый год, единиц;
D10 - наличие разработанных и заполненных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля за отчетный финансовый год, единиц.
При этом в случае наличия утвержденных правовых актов и документов показатель имеет значение, равное 1, при отсутствии разработанных (утвержденных) правовых актов и документов показатель имеет значение, равное 0.

1, если Р10 = 4;
Е(Р10) =
0, если Р10 < 4

________________

<*> за исключением контрольных мероприятий, проведенных в отношении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ;

<**> данные показатели не относятся к четвертой группе ГАБС и к исполнению внутренних бюджетных процедур.

Последние материалы сайта