Частицы повелительного наклонения. Глаголы повелительного наклонения

22.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов: изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).

Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения) обозначающего действия.Глаголы в изъяснительном наклонении обозначают, что действие, которое происходит в реальной действительности, осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени, поэтому изъявительное наклонение реализуется в формах трёх времён: делаю (настоящее время), делал (прошедшее время), буду делать(будущее время). Глаголам в изъяснительном наклонении свойственны категории лица и числа, а в формах прошедшего времени рода и числа. Изъявительное наклонение не имеет специального форманта, оно выражается с помощью личных окончаний глаголов.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, приказ или просьбу. Они обозначают действия, которые могут произойти после соответствующего высказывания. В повелительном наклонении глаголы не имеют категории времени, но изменяются по числам и лицам.

Чаще всего употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Формы повелительного наклонения образуются от основ настоящего или будущего времени и выражается с помощью суффиксов (окончаний) и формообразующих частиц.

В частности, форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы настоящего или простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего / простого будущего времени): бери, смотри, покажи, читай, делай (основа настоящего времени делa(й-у), неси, брось.

Форма 2 лица множественного числа повелительного наклонения образуется от формы 2 лица единственного числа путём добавления постфикса -те: веди – ведите, ляг – лягте.

Формы 3 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения являются аналитическими (состоят из нескольких слов). Данные формы образуются путём присоединения частиц пусть, пускай, да к формам 3 лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: пусть услышит, пусть скажут, да здравствует, да будет и т.д.

Формы 3 лица повелительного наклонения выражают пожелания, они могут относиться не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам: пусть сады расцветут.

Форма 1 лица повелительного наклонения выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Форма 1 лица повелительного наклонения образуется с путём присоединения частиц давай , да­вайте к инфинитиву глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, играть, читать) или к форме 1 лица будущего времени изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида: давай сядем, давайте уйдём, давайте расскажем.

Особым способом образуются формы повелительного наклонения от следующих глаголов: есть – ешь, ехать – (по)-езжай, дать – дай, лечь – ляг.

Повелительное наклонение может выражать самые разнообразные оттенки побуждения к действию, от категорического приказа до мягкой просьбы или совета. Очень важна при этом интонация.

К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая оттенок простоты: давай-ка.

Глаголы, которые обозначают состояния и действия, совершающиеся без деятеля или независящее от воли действующего лица в формах повелительного наклонения не употребляются: безличные глаголы (лихорадит, смеркается), глаголы восприятия (видеть, чувствовать), глаголы состояния (зябнуть, недомогать), модальные глаголы (хотеть, мочь).

Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают желаемые, возможные при каких-либо условиях действия.

Формы условного наклонения образуются путём сочетания форм прошедшего времени с частицей бы (б) , которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него другими членами предложения: Если бы я могла уехать, я жила бы в Лондоне.

В условном наклонении глаголы нет времени и лица, формы глаголов условного наклонения изменяются по числам и родам: сказал бы, сказала бы, сказали бы.

В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого.

Форма повелительного наклонения может употребляться в значении условного (значение невыполненного условия): Приди я немного раньше, ничего бы не случилось. Будь у меня больше времени…

Глагол в форме условного наклоненияможет употребляться в значении повелительного: Шли бы вы домой.

Форма изъявительного наклонения может иметь значение повелительного наклонения: Все слушают меня! Завтра же принесёшь книгу!

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Поговорили бы вы с ней.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Остались вопросы? Не можете определить наклонение глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Тема: Глаголы повелительного наклонения. Образование глаголов повелительного наклонения. Ь знак в глаголах повелительного наклонения. Образование формповелительного наклонения.

Цели урока:

    Обучить в ходе урока знаниями учащихся о глаголах в формеповелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:

    образование и употребление в речи глаголов в формеповелительного наклонения

    условия употребления Ь знака в глаголах в формеповелительного наклонения

    правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;

    Развивать у учащихся умения:

    отличать глаголы в формеповелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,

    правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений

    логично излагать мысли в беседе с учителем при анализе глаголов.

    продолжить развитие навыков самостоятельной работы.

    Воспитывать любовь к родному языку, чувства ответственности за качества знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тесты по теме урока, мультимедиапроектор.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания

(Сочинение «Если бы я был…»)

Вопросы: Как образуются глаголы условного наклонения

Глаголы условного наклонения образуются от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы/б

Они изменяются по числам, а в единственном числе-по родам.

Стук в дверь

Извините, простите, разрешите войти?

Ответь, где был?

Проявите милосердие, позвольте войти и сесть?

Проходи, садись!

Учитель

Ребята, маленький эпизод, но какой интересный разговор с употреблением глаголов… какого наклонения?

Повелительного

    Объявление темы и цели урока

    Изучение нового материала

Объяснения учителя (у доски)

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или прости выполнить.

    Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении

Повелительное наклонение

Единственное число

Множественное число

Уч ,науч

Спряч ся

Бросают(ю= у)

Уч , науч

Спрячь ся

Бросай

Уч , науч ,

Спрячь сь

Бросай

    Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе– -те.

    Найдите глаголы в повелительном наклонении. В каких предложениях по цели высказывания они употребляются? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа

О б р а з е ц : создавай- создавай[те.]

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель.

Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется:

    Поехать – поезжай – поезжайте

    Ездить – езди – ездите

    Орфограмма, которую учащиеся должны запомнить

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных пишется буква Ь.

Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся- и [те]. Исключение : ляг, лягте.

Познако м ь , познако м ь те, познако м ь ся. Отре ж ь , отре ж ь те.

    Поставьте глаголы в повелительном наклонении:

прятаться - прячьтесь,

плакать - плачь,

упрямиться-не упрямься,

печалиться - не печалься,

избавиться – избавься.

    Определите в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких– -ете? Почему в скобках дана форма второго лица единственного числа?

Когда выйд гулять? Выйд побыстрее!

(ты выйд ) (выйд )

Когда выгон гусей со двора? Выгон гусей!

(ты выгон ) (выгон )

Ответ: 1)во 2-ом лице во множественном числе –ите пишется в повелительном наклонении, 2) в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения; -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

    Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

    Для образования повелительного наклонения со значением 3-го лица употребляется форма 3-го лица изъявительного наклонения, к которой прибавляются слова пусть, пускай, да.

А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поет о нас страна! И звонкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена. Эй, грянем сильнее, подтянем дружнее! Да здравствуют звонкие песни и радость улыбки вокруг!

    Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Напишите по 3 лозунга к приближающимся праздникам

Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наш трудовой союз!...

    У доски четыре ученика с карточками, а остальные работают в парах…

Если бы вам потребовалось кому-то дать рецепт или какие-то советы, как бы вы это сделали?

Пример рецепта

Салат из фасоли

Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите. Вареную морковь нарежьте кубиками, а сельдерей - соломкой. Промойте зеленый салат, нарежьте и смешайте с остальными овощами. Соус приготовьте так: в отдельную посуду положите горчицу, соль, сахар, подлейте растительного масла и прибавьте уксуса. Этим уксусом заправьте салат.

    Карточка №1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительно наклонения? Как называется такое явление?

Ответ: омонимия, перед нами омоформы.

    Карточка №2

Во что превратятся существительные бури, дроби, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний?

Ответ: перед нами омонимия, перед нами омографы.

    Карточка №3

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка, слог – ка отделить дефисом?

Ответ: получится повелительное наклонение глаголов. Слог – ка смягчает приказ, такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

    Карточка №4

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш…те быстро!

Когда напиш…те, сдадите тетради.

Какое явление мы наблюдаем?

Ответ: это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.


Вы поверьте мне, друзья:

Без обману здесь нельзя.

Бросьте, не спорьте, покупайте,

Время даром не теряйте.

Не держи язык за зубами,

Покупай пироги с грибами.

Уж потешь меня, дружок,

Скушай этот пирожок!

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

Люди, подходите-ка!

Платки поглядите-ка!

Мои куклы разбирайте-ка!
Детям радости доставляйте-ка!

Сами мы - рязанские!

Сельди - астраханские!

Налетай - покупай,

Выбирай – забирай!

    Если есть время, выполняется упражнение 285, 286 стр.144.

    Подведение итогов

Составление синкана или ассоциативного ряда.

Наклонение

Требовательное, просительное

Учит, приказывает, образует.

Наклонение, без которого нельзя обойтись глаголу в случае приказа или просьбы.

Повелительное.

А если попробуем стихотворение «Я» применить к повелительному наклонению?

Образуюсь от глаголов настоящего и будущего времени.

Я - повелительное наклонение,

Пишусь с суффиксами -и- и –те-, или без них.

Я - повелительное наклонение,

Включаю в себя правописание мягкого знака.

Я - повелительное наклонение,

Образуюсь с помощью частиц пусть, пускай, да .

Я - повелительное наклонение,

Наклонение, без которого нельзя ни попросить, ни приказать!

    Рефлексия

Этот урок для меня оказался…

На уроке я узнал(а)…

Сегодня я получил(а)…


Домашнее задание:

Отработать параграфы 20, 21; выполнить упр. 290; привести примеры из жизни, где используется повелительное наклонение.

В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным. Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью. Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать ), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду ). В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу ).

Второй тип – условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится. ) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей ). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам. (Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы) .

Третий тип – повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс. (Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм! )

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий. Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте. (Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо. )

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге. В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне. Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу .)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда. ) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему! )

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку. )

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть . Помог бы ты своему другу в беде .)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/naklonenie-glagola

Цели:

  • организовать деятельность учащихся к изучению нового материала, помочь осознать его практическую значимость, способствовать повышению качества знаний, грамотности;
  • способствовать развитию исследовательских навыков, речевой и коммуникативной компетентности, создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
  • способствовать развитию интереса к урокам русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Технология: проблемного обучения.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки; печатный учебный материал (Приложение 2 , Приложение 3 ), презентация (Приложение 1 ), Приложение 4 .

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу и начнём работать.
На предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать с двумя из них. С какими, вы скажете сами.

2. Словарная работа

В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?
1 2 3
приготовить
приобрести
прикажете
прикажите
приготовьте
приобретите
приобретёте
приказать
приготовите

– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?

Во втором. Давайте в этом убедимся.

Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете ). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).

Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать ). Докажите.

А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).

А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).

Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.

Проверьте.

– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.

Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)

– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3 )

(Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).

– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?

Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.

3. Повторение теоретического материала

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить .) Приведите примеры.

– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить .) Приведите примеры. Таблица.

– Как образуются глаголы повелительного наклонения?

4 этап

– Ребята, перед каждым из вас лежит лист исследования (см. Приложение 2 ). Каждый будет работать по нему самостоятельно. В листе вам встретится неизвестное слово ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?

Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?

(Самостоятельная работа учащихся.)

5 этап

– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали. (Слайд 4 )

Фронтальная проверка.

– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)

– Назовите наклонение каждого глагола.

– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите )

– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете ). Почему?

– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?

Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.

– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.

– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.

Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).

Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).

Найдите окончание глагола (ите ) Почему? (т.к. он второго спряжения)

Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения)

Вывод: вспомните ваше самостоятельное исследование и нашу совместную работу, давайте подумаем, какой вывод можно сделать.

Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?

6 этап

Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. Построение схемы. (Слайд 5 )

А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите наше правило друг другу.

А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на странице 202. Кто хочет нам его рассказать?

7 этап

Проведём устный диктант. Приготовьте карточки с буквами Е , И .

Кто будет испытывать затруднения при выполнении задания, обращаётесь к нашей схеме.

Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Поднимите нужную карточку. Докажите.

Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…

8. Самостоятельная работа учащихся

– А теперь поработайте самостоятельно.

Найдите в учебнике упражнение 497, прочитайте задание. У кого есть вопросы?

Самопроверка по ключу.

Кто доволен свое выполненной работой? Поднимите, пожалуйста, руки.

9 этап

Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его формы мы должны употреблять правильно, в соответствии с грамматическими и речевыми нормами.
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку. (Слайд 6 )
Как вы думаете, какая ситуация на ней изображена?

– Сестра сказала: “Покладите всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

Всё ли правильно сказано? Исправьте. (Слайд 7 )
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно употреблять их в речи.

10 этап

И последнее задание нашего урока.
Выполните тест, обведите букву правильного ответа в кружок. (см. Приложение 3 )

11. Заключительный этап. Рефлексия

(Слайд 8 )

– Чему сегодня мы учились на уроке? Для чего?
– Вспомните, какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое задание показалось самым трудным?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё?

12. Домашнее задание

Задание по выбору: упражнение 496 по заданию учебника или составить карточку для товарища.

Глагол - одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себя проявить, зафиксировавшись в определённом состоянии. Этой номинативной части речи свойственны такие постоянные морфологические признаки как вид, возвратность, переходность и спряжение, к непостоянным же относятся род, лицо, число, время и наклонение. О последнем и пойдёт речь в этой статье. Как определить в русском языке, на что оно влияет, для чего вообще необходимо? Попробуем понять и, что немаловажно, запомнить.

Что же такое наклонение? Общее представление

В принципе, наклонение некоторые учёные определяют как «отношение к действительности». Довольно абстрактная формулировка, не особо поясняющая смысл этого морфологического признака, стоит признаться. Но если попытаться разобраться, всё становится предельно ясно.

Всего существует три в русском языке указывает на реальное действие и употребляется во всех трёх временах - именно оно является самым распространённым и, следовательно, самым простым для запоминания. Или же самым сложным. Существование его в трёх временных формах позволяет спрягать глаголы всеми доступными способами, из-за чего приходится запоминать огромное количество окончаний, что не всегда так уж легко.

В русском языке также встречается довольно часто. Оно обозначает приказ, просьбу, некую инструкцию - любое действие, которое должен выполнить человек не по своей воле, но по воле собеседника. Глаголы в повелительном наклонении существуют лишь в двух формах, что, конечно, упрощает работу с ними, но вместе с тем создаёт определённые трудности для тех, кто не является носителем русского языка и не может интуитивно подобрать правильное окончание.

В русском языке, его ещё называют сослагательным, показывает нереальное действие, возможное при определённых условиях. Его называют самым простым: лишь одна форма, изменяющаяся только по родам, к которой добавляется частица - определить такой элемент в тексте не составляет никакого труда.

Теперь же, когда мы имеем базовое представление о том, что такое наклонения в русском языке, примеры помогут нам разобраться в правиле лучше.

Повелительное наклонение - для чего, как

Итак, продолжаем рассматривать в русском языке. Как уже говорилось выше, оно обозначает, исходя из названия, повеление в любой его форме: приказ, просьба, вежливое поручение - смысловой оттенок зависит только от интонации, никаких особенностей в образовании формы в зависимости от мотива, который вкладывает говорящий.

Повелительное наклонение в русском языке - правило, которое отложилось в нашем подсознании, мы применяем его, даже не задумываясь. Но всё же понимать, почему именно так, а не иначе, необходимо.

Для того чтобы употреблять глаголы в повелительном наклонении, в первую очередь нужно определить, к кому нужно обратиться. Чтобы адресовать просьбу человеку, к которому говорящий обращается на «ты», используется соответствующая форма единственного числа. Для её образования нужно отнять окончание у глагола в изъявительном наклонении (читать-читаЮ-чита…, бежать-бегУ-бег…, быть-будУ-буд …) и добавить одну из двух гласных (и или й ) или мягкий знак (читаЙ, бегИ, будЬ ). Благо носители русского языка обычно интуитивно чувствуют, какое окончание выбрать, поэтому постановка глагола во второе лицо единственного числа повелительного наклонения обычно не вызывает затруднений.

Если же мы обращаемся к человеку на «вы» или же хотим адресовать нашу просьбу группе людей, то к форме единственного числа повелительного наклонения просто добавляется «те» (читайТЕ, бегиТЕ, будьТЕ ) - всё куда проще, чем кажется на первый взгляд.

Неужели всё так легко?

Но это же русский язык - куда в нём без исключений? Никто не отменял глаголы, в которых при спряжении меняются корневые гласные и согласные, а то и вовсе корень полностью. Например «есть-еШЬ-ешьТЕ, ехать-поеЗЖАЙ-поезжайТЕ ». Здесь, к сожалению, правило бесполезно, поможет либо интуиция, либо банальное подсознательное знание необходимой формы - иначе никак.

Повелительное наклонение в русском языке - простейшая тема, для овладения которой необходимо уметь образовывать форму единственного числа второго лица этого наклонения, а при необходимости просто добавлять к ней «вежливое» окончание.

Употребление форм-исключений не такое частое, чтобы являться серьёзной трудностью для носителей языка. Иностранцам, правда, придётся очень постараться, чтобы добиться понимания повелительного наклонения глагола.

И ещё немножко особенностей

Во-первых, нужно учитывать образуется только от глаголов несовершенного вида - именно они отвечают на вопрос "Что делать?" (открывать-открываЙ-открывайТЕ ), тогда как совершенный вид, соответственно, - только от совершенного - с вопросом "Что сделать?" (приоткрыть-приоткрОЙ-приоткройТЕ ).

Ещё одна занятная вещь, связанная с несовершенным видом глагола: наличие суффикса "ва" после корней "зна-", "да-", "ста-" (как в словах поЗНАВАть, ДАВАть, вСТАВАть ). Обычно для образования повелительного наклонения глагол ставят в первое лицо единственного числа, соответствующего местоимению «я» (познаЮ, даЮ, встаЮ ), то есть этот суффикс пропадает, как и во всех остальных формах глагола (познаёт, даёте, достаёшь ). Но в повелительном наклонении суффикс возвращается (познаВАй, даВАйте, встаВАй ), про это забывать нельзя ни в коем случае.

А сослагательное? Образование и применение

Переходим к сослагательному условному наклонению. Здесь всё гораздо проще, чем даже в повелительном. Особенность употребления этого наклонения в том, что для его образования используется форма прошедшего времени, изменяющаяся в соответствии с родом и числом объекта высказывания, то есть для того, чтобы сказать о предмете в единственном числе, мы используем формы единственного числа прошедшего времени (пошёл, нарисовала ), а если речь идёт о группе людей или том, к кому мы уважительно обращаемся на «вы», применяется множественное число того же прошедшего времени (указали, проговорили ).

Вторым компонентом сослагательного наклонения являются частицы «бы» и «б» - выбор их зависит от контекста и чаще всего обуславливается благозвучностью фразы.

То есть когда мы хотим показать возможность действия при каком-либо условии, мы берём глагол в соответствующей форме прошедшего времени и добавляем к нему необходимую частицу: сказала бы, пошёл бы, засмеялись бы.

Ещё немного об особенностях употребления

Эта форма, кстати говоря, используется не только для выражения действия при определённом условии, но и в случае, когда мы хотим выразить мечты, желания (хотел бы, мечтал бы ) и опасения, сомнения (не случилось бы ). Наверное, правильнее будет сказать, что все эти оттенки употребляются в равной мере, поэтому используемое в школьных учебниках название «условное наклонение» очень условно (забавный каламбур получается), лучше применять термин «сослагательное наклонение».

А теперь всё ещё раз и кратко

В принципе, выше изложена вся теория по несложному правилу наклонения в русском языке. Таблица поможет закрепить его.

Практика, практика, и ещё раз практика!

Для окончательного закрепления усвоенного материала попробуйте поставить в различных наклонениях следующие глаголы.

  • В изъявительное : рисовать, смеяться, отвезти, шелестеть, отвечать, ненавидеть, выходить, отказываться, ставить, гордиться, оторвать, заказать, мурлыкать, надеяться, чесать.
  • В повелительное : идти, отрекаться, кричать, вызывать, доставаться, мечтать, достигнуть, выключиться, отдавать, цвести, пережарить, проклинать, кичиться, представить, осознавать.
  • В сослагательное : красить, посетить, появляться, велеть, уничтожать, согреваться, дышать, замирать, купить, проситься, уменьшить, оборваться, делать, поздравлять, соображать.

Подводя итоги

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения - это одно из тех базовых правил, которое не требует особого запоминания и применяется по большей части автоматически, согласно чувству языка, которое есть у каждого его носителя. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя отрицать необходимость изучения хотя бы базовой теории: без знания правила никогда не сможешь понять те или иные особенности языкового явления.

В любом случае практика порой гораздо более эффективный учитель, чем сухая теория. Огромный плюс конкретно этого случая в том, что это правило мы применяем каждый день, так что усвоить его не составит никакого труда.

Последние материалы сайта