Молитвенный дом. Отрывок, характеризующий Дом молитвы

15.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу.

Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха.

Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы?

После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17).

В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться?

О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.

Имущественные отношения, прием пожертвований были и остаются неотъемлемой частью функционирования храма. Исцеляя больного проказой, рассматривая случай с корваном как имуществом, посвященным Богу, или случай обиды на брата, Иисус Христос не только не запрещал, но и побуждал учеников жертвовать на храм: «Примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24; см. также: Лк. 5: 14; Мк. 7: 11). В зависимости от социального статуса и материального состояния приносителей, жертвы могли варьироваться от вола до двух горлиц (см. книгу Левит). При этом оценку той или иной жертве в древности давали священники, они же вели соответствующие записи в специальных книгах – так сказать, «за свечным ящиком».

Согласно книге Деяний, первые христиане имели общее имущество (см.: Деян. 2: 45), из фондов которого специально назначенные диаконы оказывали помощь нуждающимся, вдовам и сиротам (Деян. 6: 1–6). Вполне возможно, что уже в древности были не только диаконы, но и диакониссы (см.: Рим. 16: 1), которые помогали оказывать помощь из кассы Церкви и вели учет всех расходов, так сказать, за «свечным ящиком».

Если Господь не запрещает человеку приносить в храм пожертвования и даже хвалит ту женщину, которая потратила на Него лично миро стоимостью в 300 динариев (см.: Мк. 14: 4–6), значит, проблема не в том, что у нас в притворах храмов собираются пожертвования за записки и свечи, а в чем-то большем. Иисус Христос в первую очередь противопоставляет «дом молитвы» – «дому торговли» (Ин. 2: 16), обвиняя иудеев в том, что они сделали «дом молитвы» – «вертепом разбойников» (Лк. 19: 46).

Понятие «дом молитвы» в данном контексте восходит к еврейскому выражению «бэйт тфила» (בֵּית־תְּפִלָּה – Ис. 56: 7). Тфила (תְּפִלָּה ) – это в первую очередь мольба, прошение, плач. Давид плакал о себе: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!» (Пс. 60: 1). Через пророка Исаию Господь сказал царю Езекии, что Он услышал молитву его и «увидел слезы его» (Ис. 38: 5). Тфила – это также ходатайство царя или пророка пред Богом за народ (см.: Ис. 37: 4; Иер. 7: 16, 11: 14); это благословение народа священниками (см: 2 Пар. 30: 27); это молитва покаяния (см.: Дан. 9: 3; Неем. 1: 6).

Когда Бог явился ночью Соломону после освящения первого Иерусалимского храма, то сказал ему: «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7: 12–14).

Из этих слов видно, что прощение грехов и исцеление земли не приходит автоматически как награда за терпение скорбей. Нет, страждущие должны сами смириться, молиться и обратиться от своих худых путей.

От лица Бога пророк Исаия упрекает людей за механическое произнесение слов молитв, в то время как сердце приходящих в храм занято посторонними вещами. «Их страх стал предо Мной просто-напросто заученной заповедью» (Ис. 29: 13). Формальную молитву Господь обесценивает: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7: 6). Следовательно, запустение «дома молитвы» начинается с запустения души самого молящегося.

«Дом молитвы» – это не только здание храма , но и всякое место, где собираются верующие, чтобы от глубины сердца едиными устами просить о чем-то Бога . Ибо, где двое или трое собраны во имя Христово, там и Он посреди них (см.: Мф. 18: 20). Иисус говорил Самарянке, что «не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4: 21, 23). Апостол Павел прибавляет, что отныне мы, принявшие благодать крещения, являемся «храмом Бога живаго» (2 Кор. 6: 16) и тела наши – «храм Духа Святого» (1 Кор. 6: 19). «Ибо вы вкусили, что благ Господь, – писал апостол Петр. – Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1 Пет. 2: 3–5). Посему мы, как камни живого дома Божия, как часть общего тела Церкви, должны «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5).

Дерзнем добавить, что слова Спасителя: «Не делайте дом молитвы вертепом разбойников» – относятся не только к каменным храмам и не только к духовенству. «Вертепом разбойников», по пророку Иеремии, дом Божий становится тогда, когда люди, входящие в него, не имеют чистого сердца. «Не надейтесь на обманчивые слова, – говорит Иеремия, – “здесь храм Господень”… вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: “мы спасены”, чтобы впредь делать все эти мерзости» (Иер. 7: 4–11).

Итак, «вертепом разбойников» может быть не только место, где злоупотребляют храмовыми полномочиями, но и любой человек, в душе которого хозяевами стали страсти зависти, обмана, лицемерия и обиды на брата своего. Таким людям Господь прямо говорит: прежде «примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24). Бог не примет наш плач о грехах, если каждый из нас не простит «от сердца» брату своему его согрешений (см.: Мф. 18: 35; 6: 14–15). Но еще хуже будет с теми, кого уже пригласили на брачный пир Небесного Жениха, а они, пренебрегши этим, пошли на свое поле или на торговлю (см.: Мф. 22: 5). Такие, поистине, обменяли свои души на маммону, сделали свой «дом молитвы» – «домом торговли».

Бесплодная смоковница не виновата в том, что ранней весной на ней еще не было плодов (см.: Мк. 11: 13). Но ее мгновенное засыхание по слову Господа – урок для нас. Своим пышным внешним зеленеющим видом смоковница обещала плоды, а кроме одних листьев ничего не содержала. Так и те, кто имеет только внешний вид исполнителей Закона, а плодов веры не приносит, Господь может иссушить во мгновение ока.

Пусть же, дорогие отцы, братия и сестры, примеры проклятия смоковницы и изгнания торгующих из храма будут для нас предупреждением. Те, кто не сохраняет одежды крещения белыми, кто благочестив только по наружности, но вера его не приносит плода, тому напрасно повторять слова: «Здесь храм Господень». Не стоит обвинять других и духовенство и говорить, что мне не мо лится в таком-то храме. На всяком месте Бог слышит молитву, плач о грехах из глубины сердца. Но если кто-либо, отправляясь в «дом Божий», еще таит обиду на ближнего, тот уже сделал душу свою «вертепом разбойников».

Поэтому давайте будем бодрствовать над своей душой и молиться. Запасемся елеем добродетелей, поправим фитиль в лампадах веры и выйдем навстречу Жениху Чертога брачного. Будем вторить в доме молитвы нашей души песнопение Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» .

«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов » (Ис. 56: 6–7).

Выражение «дом Божий» в Священном Писании впервые упоминается по отношению к видению Иаковом таинственной лествицы, а не по отношению к конкретному зданию храма (см.: Быт. 28: 17).

В Деян. 16: 13 «молитвенным домом» назван не Иерусалимский храм, а синагога.

Ексапостиларий на утрени богослужения Великого понедельника.

Сны о домах часто означают устройство жизни, ход дел. От того, в каком состоянии ваш дом, зависит то, что ждет вас в будущем. Иногда эти сны повторяются.

Особенно если вы задумываетесь о своей жизни и ожидаете перемен к плохому или, наоборот, к хорошему. Видеть блестящий или покрытый золотом дом - к несчастью или неприятностям.

Покупать, осматривать дом - строить планы на будущее. Такой сон также предсказывает перемены в жизни и положении.

Обратите внимание на состояние помещения, мебель, освещение и чувства, которые вы испытывали при осмотре дома во сне.

Строить дом во сне означает, что вам придется нелегко, чтобы добиться стабильного положения в обществе и благосостояния. Иногда такой сон предвещает скуку, недовольство своим положением или болезнь.

Больному такой сон предсказывает близкую смерть. Амбар или сарай строить во сне означает, что скоро вы обзаведетесь своим домом и семьей.

Смотрите толкование: амбар, сарай.

Иметь во сне свой собственный дом, как он есть, означает, что ваши переживания напрасны и жизнь в вашем доме наладится.

Если во сне вы ремонтируете или покрываете дом крышей, то наяву вас ожидают разочарования и потери.

Оказаться в запертом помещении - сон-предупреждение о том, что кто-то строит козни против вас.

Опустошенный, разграбленный дом (свой) увидеть во сне - к прибыли и большим хорошим переменам.

Разрушения в доме означают неприятности, которые угрожают вашему благополучию. Иногда такой сон может означать продолжительную болезнь (в зависимости от степени разрушений), а больной, увидевший такой сон, может умереть.

Ремонт в вашем доме увидеть во сне означает, что в скором времени вам придется немало потрудиться, чтобы исправить сделанные ошибки или улучшить ваше положение.

Увидеть во сне дом, предназначенный к разрушению, - предупреждение о том, что ваши необдуманные поступки повредят вашему благополучию.

Перемены и перестановки в доме, которые вы производите во сне, - к переменам или визиту важного человека.

Сон, в котором вы увидите ваш дом пустым, предупреждает вас о возможном расставании с близким человеком, о неисполнении надежд и о материальных потерях. Такой сон также говорит о том, что вы недовольны своим настоящим положением и мучительно ищите выход из него.

Сон, в котором вы увидите свой дом, охваченный огнем, - знак неудач в делах, неприятностей и огорчений. Такой сон часто предупреждает об опасности для жизни обитателей этого дома.

Горящая гостиная или столовая - предвестье неприятных известий о болезни хозяина дома. То же, если вы увидите, как в вашем доме мебель или драпировки вспыхнули и горят.

Хуже всего, если обстановка в доме выгорает дотла. В этом случае ждите больших и продолжительных бедствий.

Увидеть во сне, как горит и рушится верхний этаж дома, - предупреждение видевшему такой сон, что он может лишиться состояния, подвергнуться унижениям.

Неверные друзья покинут его в трудную минуту. Кроме того, такой сон может грозить и большим судебным разбирательством.

Однако, если во сне дом будет гореть ясным пламенем, без разрушений и дыма, то бедняк разбогатеет, а богатый станет знатным.

Деревья, горящие перед домом, - знак убытка для его владельцев.

Увидеть во сне дом своих родителей (стариков) - к получению дурных известий о несчастье в семье. Смотрите толкование: жилец, огонь.

Жилище странного вида видеть во сне означает, что ваша реальная жизнь не устроена и вы глубоко переживаете из-за этого.

Если увидите во сне трансформации жилья из странного в нормальное - знак того, что то же самое произойдет и с вами в жизни. Входить в такое жилище во сне - предвестье того, что скоро вы ввяжетесь в необычное дело.

Если вам приснится, что вы ищете выход из такого дома и не можете найти его, то сон предупреждает вас о том, что вам следует воздержаться от рискованных предприятий. Видеть прекрасный дом издали во сне означает, что вас ждет прекрасное и счастливое будущее.

Заходить в красивый и высокий дом во сне - означает большие перемены к лучшему. После такого сна вы можете рассчитывать на хорошее и доходное место, проведение выгодных сделок. Такой сон часто обещает вам богатого и могущественного покровителя, который поддержит вас во всех начинаниях.

Оказаться в огромной комнате богатого дома в одиночестве или чувствовать себя там чужим означает, что скоро ваше благополучие рассыплется как карточный домик, и тогда многие ваши друзья, которым вы много помогали, отвернутся от вас.

Менять дом (квартиру) во сне означает, что вас ждут неприятные известия об измене или предательстве близких людей.

Сон, в котором вы увидели, что метете в доме полы, означает, что скоро вам нанесут визит. Смотрите толкование: мести, мыть, порядок.

Чистить дом во сне - знак того, что вы хотели бы исправить допущенные ошибки и разобраться с вашими противниками.

Прибираться в доме, наводить порядок - предзнаменование того, что скоро ваши дела придут в норму, вы провернете выгодное дело.

Мыть полы в доме - к смерти близкого человека.

Дыры в полу или крыше дома - к близкому расставанию с любимым человеком или переезду.

Дом свой во сне обветшалым видеть - предзнаменование угрызений совести, унижений, нужды.

Сон, в котором вы увидели свой дом тесным, - к убыткам и потерям, из-за которых вы будете сильно переживать. Этот сон говорит о том, как упорно вы ищете выход из создавшегося положения.

Кропить дом водою - к огорчениям.

Дом свой водой поливать во сне означает сострадание к ближнему и поправку своих дел.

Если вам приснится, что вы бродите и ищите нужный номер дома, означает что вы можете сделать неверные шаги, о которых будете горько сожалеть впоследствии.

Покидать свой дом во сне означает, что вы совершите ошибку, о которой потом будете жалеть.

Домочадцев приветствовать или целовать во сне - предвестье получения приятных известий. Дом продавать во сне - к разорению и невзгодам.

Искать свой дом - к большим разочарованиям и скудному существованию. В землянке жить во сне - знак унижений и нищеты.

Не иметь дома - к неудачам и потерям, из-за которых вы потеряете покой. Смотрите толкование: здание, помещение, комната, вода, ключ.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Дом, жилище

Это жена, которая дает мужу возле себя приют. И кто увидит, что выходит из маленького дома, тот избавится от тревог и забот.

Если увидит, что его дом стал шире, то это приумножение его добра и урожая. Видение во сне домов толкуется по разному.

Если кому-нибудь приснится во сне незнакомый дом в незнакомом ему месте с незнакомыми обитателями, то это его дом в загробной жизни, и состояние этого дома будет такое же как и во сне: хорошее или плохое. А если во сне увидеть знакомый для себя дом, то это дом в мирской жизни.

Если увидит кто-либо себя в знакомом ему доме, то его мирские блага увеличатся настолько, насколько был широк и велик этот дом. Если увидеть во сне свой дом в разрушенном виде, то это к разрушению его материального состояния по причине неправильных действий.

Если вам приснился ветхий домишко, представьте, что его очень быстро сносят и на его месте вырастает новый каменный дом.

Видеть во сне собственный дом - к серьезным переменам: видеть свой дом заброшенным - от вас отвернутся верные друзья; вы не нашли свой дом там, где он обычно стоял, - вас постигнет глубокое разочарование в людях;

По каким-то причинам вы лишились собственного дома - вам грозят финансовые потери и неудачи в исполнении своих планов;

Сделать ремонт и обставить его с непозволительной роскошью - в реальной жизни вас ожидают бедствия и катастрофы в семейной жизни;

Видеть отеческий дом - к смерти близкого родственника;

Ваш дом нуждается в капитальном ремонте - к тяжелой болезни кого-то из близких; ваш дом рушится на ваших глазах - ссоры и скандалы в семье могут привести к разводу;

Молитвы в храме. Молитвенники. Молитвенный дом. Где и как правильно молиться?

На официальном сайте Дубненско-талдомского благочиния (www.dubna-blago.ru) приведена книга настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г. Дубна Александра Любимова «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» (Москва, Благо, 2002 г.). В ней написано:

«Насколько храм выше и святее частного жилого дома, настолько и молитва церковная выше, превосходнее домашней. Как существуют различные училища для наук и искусств, так и храм является по преимуществу местом и… училищем молитвы ».

В католицизме прихожан тоже призывают молиться в храмах. То есть исторически распространенные церкви приглашают верующих молиться преимущественно в стенах их храмов, так как, якобы, этому учил Иисус. Давайте вместе разберемся с контекстом приведенного высказывания Христа.

Домом молитвы в этом тексте Иисус называет Иерусалимский храм, который, к Его сожалению иудеи, сделали вертепом разбойников . Здесь Иисус цитирует пророчества из книг Исаии гл. 56 ст. 7 и Иеремии гл. 7 ст. 11, 12. Однако сам этот храм так и не стал домом молитвы для всех народов , будучи разрушенным до основания в 70 году н. э. Значит, данное пророчество подразумевало нечто другое. Конечно, оно возвещало о пришествии Мессии и последующее Евангелие, которое возьмет свое начало из Иерусалимского храма имени Бога Израилева и затем будет доступно для всех народов : «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы … И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима » (Ис. 2:2,3 , см. также Мих. 4:2).

Таким образом, в вышеприведенном тексте Иисус не призывал верующих молиться в, якобы, предсказанных и построенных впоследствии христианских храмах, а цитировал пророчество о распространении веры в Бога Израилева по всей Земле. Пророчества Иисуса, Исаии, Иеремии и Михея исполнились: слово Господне вышло из Иерусалима от Сиона (горы, на которой стоял храм. – Прим. авт.) и распространилось для всех народов .

А что же тогда сегодня можно считать домом молитвы ? Первые христиане уже не именовали так Иерусалимский храм, хотя он еще функционировал во время написания большей части Нового Завета, а стали так называть любое место собрания верующих . Этому есть масса подтверждений в Библии и истории. В книге Деяний апостолов описано, как Павел с учениками в одном из городов Македонии, куда он пришел проповедовать (см. Деян. 16:9-12), шел в молитвенный дом :

«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом , встретилась нам одна служанка» (Деян. 16:16).

То есть мы видим, что молитвенный дом был в Македонии, а значит это, конечно, не Иерусалимский храм. Мы уже отмечали, что храмы в том виде, в котором мы их привыкли видеть сейчас (с алтарями, иконостасами и богатым убранством) первые христиане не строили. История (летописи и археология) не подтверждает наличие храмов у первых христиан, а наоборот – свидетельствует об их отсутствии, о чем мы рассуждали в главе «Место «обитания» Господа» и «Исторической справке» к этому разделу. Храмом, имея в виду здание, Новый Завет называет только Иерусалимское святилище, где приносились заместительные жертвы, символизирующие Иисуса, и Небесный храм, куда вошел Христос как Первосвященник. Также храмами Новый Завет именует тела верующих, являющиеся вместилищем Духа Святого (об этом мы также рассуждали в главе «Место «обитания» Господа» ).

Как мы уже заметили выше, молитвенным домом называлось любое место собрания верующих. Причем, не обязательно оно представляло из себя строение или помещение. Им мог быть даже берег реки, где собирались верующие в Бога люди:

«В день же субботний мы вышли за город к реке , где, по обыкновению , был молитвенный дом , и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян. 16:13 , см. также Деян. 16:16).

Стоит отметить, что словосочетание «дом молитвы» в Деян. 16:13,16 в греческом тексте представлено словом προσευχη, имеющим значения «место для молитвы» и «дом для молитвы».

Апостол Павел прямо говорил о том, что молиться христиане должны в любом месте:

«Итак желаю , чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8).

В той же книге «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» описан и процесс молитвы:

«Молитвенное правило , которое должно совершаться утром и вечером: Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе; Царю Небесный; Трисвятое; Отче наш; Господи помилуй - 12 раз ; Приидите поклонимся; Псалом 50; Символ Веры; Богородице Дево, радуйся - трижды . После этого 20 молитв : Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; при каждой молитве земной поклон . Затем другие 20 таких же молитв и при каждой поясной поклон»

Библия не выставляет ни таких, ни подобных им требований. Один из учеников попросил Иисуса: «Господи! научи нас молиться» (Лук. 11:1). Христос ответил: «Когда молитесь, говорите...» и дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…» (Мф. 6:9-13 , Лук. 11:2-4). Это единственная молитва, которую верующему желательно знать наизусть. Ведь она в своей немногословности очень универсальна: раскрывает суть Бога, указывает на признание зависимости человека от Него и содержит наставление людям. Но даже эта молитва при изложении в двух Евангелиях имеет различия, которые не дают цитировать ее всем верующим одинаково дословно: в Евангелие от Матфея Господь учит нас просить прощения за долги, в Евангелие от Луки - за грехи.

Кроме молитвы «Отче наш», Господь через Свое Слово нигде не дает готовых молитв, а говорит:

«Все , чего ни попросите в молитве с верою , получите» (Мф. 21:22 , см. также 1 Ин. 3:22 , Ин. 15:7 , Иак. 1:5-7 , Марк. 11:24).

«Всякою молитвою и прошением молитесь» (Еф. 6:18).

То есть не нужно зачитывать чужие молитвы из молитвенников, учить их наизусть, тем более на незнакомом языке, а необходимо с любовью и верой обращаться к Богу своими словами: благодарить Его, просить о чем-то, делиться радостями и чаяниями, то есть находиться в постоянном молитвенном общении со своим небесным Отцом.

Задумайтесь, как можно, например, заученное стихотворение несколько раз подряд, несколько раз в день, каждый день на протяжении десятилетий постоянно прочитывать от души, от всего сердца. Это просто невозможно: со временем данное произведение вы устанете декламировать с выражением и перейдете «на автомат». Также дело обстоит с молитвой. Через какое-то время, хотите вы этого или нет, заученная молитва приобретет в ваших устах формальность. А значит, молитва перестает быть молитвой. Ведь настоящая молитва – это не мантры и не заклинание , а личное обращение человека к Творцу. Тому доказательство - Псалмы Давида, каждый из которых является абсолютно самостоятельной молитвой: обращение патриарха к Создателю - каждая в свой период его жизни. В Священном Писании очень много и других примеров молитвенных обращений к Богу библейских героев: Моисея (см. Исх. 8:30 , Исх. 32:31,32), Даниила (см. Дан. 6:10 , Дан. 9:3-21), Езекии (см. 4 Цар. 20:1-3 , Ис. 38:1-3) и др…

Признают недостатки в молитвенных устоях исторических церквей и некоторые их представители. Так, протоиерей Александр Борисов, (1939 г.) кандидат богословия, президент Российского библейского общества в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет:

«В самом деле, при чтении уже готовых, написанных молитв внимание легко рассеивается - устами человек говорит одно, а голова его может быть занята совершенно другим . Это совершенно невозможно при свободной молитве своими словами . Впрочем, последнее настолько непривычно для нашего сознания, что даже люди, впервые вошедшие в Церковь, чаще всего говорят: «Я и молиться-то не могу - никаких молитв не знаю». Действительно, войдя в храм, они понимают, что люди там молятся, но молятся «по книгам», уже готовыми словами, которые к тому же и разобрать бывает нелегко из-за малопонятного церковно-славянского языка и нечеткого произношения. А раз так, то у человека сразу же складывается представление о том, что иначе молиться просто невозможно. Молитва в таком случае воспринимается как некое заклинание , которое, не будучи произнесено определенными словами в определенном порядке, не будет действенным».

Не ограничиваться молитвенниками, но молиться своими словами, призывал православный богослов, епископ Феофан Затворник (1815 - 1894 гг.) в труде «Четыре слова о молитве» (слово II):

«Надо … доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей. Ибо как из сосуда - переполненного - сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва».

Вспомните и то, что Бог в Библии называет себя нашим Отцом (см. Мф. 7:1 1, Мар. 11:25 , Лук. 6:36), а Иисус – другом (см. Ин. 15:14,15 , Лук. 12:4). Теперь ответьте, как будет приятнее отцу: либо его ребенок прибежит к нему и будет сбивчиво, иногда бессвязно, но от сердца жаловаться на то, что он ударился или у него что-то не получается, либо это дитя будет стараться высказать свою мысль папе заученными чужими цитатами? Или, представьте, каково будет другу, если вы будете делиться с ним своими переживаниями, радостями или проблемами, зачитывая сказанную кем-то речь на аналогичную тему?

Также хочется напомнить, что напрасное упоминание имени Бога запрещено третьей заповедью Декалога (см. Исх. 20:7). По моему мнению, упоминание Творца в заученных молитвах десятки раз для набора нужного количества (например, «Господи, помилуй!» 3, 12 и 40 раз) содержит явные признаки нарушения Божьей заповеди.

Если рассуждать над учением Священного Писания, то можно сделать только один вывод: нужно молиться своей личной молитвой напрямую Творцу. И при этом, нет нужды для молитвы ходить в храм, думая, что Бог только там тебя услышит. Напомним, что, согласно Библии, Творец не живет в рукотворных храмах, о чем мы размышляли в главе «Место «обитания» Господа» .

Христос перед молитвой «Отче наш» дал наставление:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою , помолись Отцу твоему, Который втайне ; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

Однако, молитва наедине, не должна отменять общую групповую молитву. Христос учил, что просьба от двоих и более верующих имеет большую силу:

«Истинно … говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19).

Господь обещал, что Он обязательно будет там, где собраны двое или трое во имя Его:

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

«Не будем оставлять собрания своего» (Евр. 10:25).

При этом, нужно быть реалистом и понимать, что во имя Господа Иисуса сегодня собираются все христианские церкви. Но некоторые из них не придерживаются прямого учения Того, в честь Кого они вместе. И хотя Господь по Своему обетованию с ними рядом, иногда они сами не хотят Его слышать, будучи заранее уверены, что уже освящены Духом Святым, а значит, заведомо убеждены в своей правоте и поддержке их Творцом. Поэтому не все собрания людей, как и далеко не все верующие, просят о том, что угодно Богу . И, соответственно, не все они получают положительный ответ на свои молитвы:

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то , чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).

«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона , того и молитва – мерзость» (Прит. 28:9).

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро , а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3 , см. также Ис. 59:2).

«Когда просим чего по воле Его , Он слушает нас» (1 Ин. 5:14 , см. также Ис. 30:1).

Подведем итог этой главы: согласно учению Библии, верующий должен молиться Богу своими словами в любом месте, в любое время, один на один втайне или открыто в группе. При этом, молясь, нужно просить у Господа не того, что хочется самому, а искать в своей жизни волю Божью.

    молитвенный дом Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    молитвенный\ дом - мол’итвенный дом (Деян.16:13) см. синагога … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    МОЛИТВЕННЫЙ - МОЛИТВЕННЫЙ, молитвенная, молитвенное. прил. к молитва; предназначенный для молитвы. Молитвенный дом. «Она закатила под лоб глаза и сложила молитвенно (нареч.) руки.» Чехов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Дом Молитвы - церкви евангельских христиан баптистов Христа Спасителя в г. Волхов (www.volhov.baptist.spb.ru) Содержание 1 Описание 2 Устройство … Википедия

    Дом молитвы - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Молитвенный коврик - Намаз в Каире Молитвенный коврик, саджада (араб. سجادة‎‎ саджжадат, мусалла, бисат, хасир, хумра … Википедия

    молитвенный - см. молитва; ая, ое. М ое пение. М ые слова. Моли/твенный дом (= моле/льня) … Словарь многих выражений

    Свято-Покровский молельный дом (Вильнюс) - У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Старобрядческий православный храм Покровская церковь … Википедия

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Вариант названия: «молитвенный дом».

Название «дом молитвы» взято из Библии, где относится к Иерусалимскому храму :

«Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. )

«И говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. )

«И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (Мк. )

«Говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы» (Лк. )

Устройство

В доме молитвы обычно имеются:

  • зал для проведения богослужений
  • комната для проведения совещаний служителей церкви

Также в доме молитвы могут быть (в зависимости от необходимости, пожеланий церкви и размеров строения):

  • комната для занятий воскресной (субботней) школы
  • комнаты для занятий и собраний различных групп прихожан
  • столовая и кухня
  • комната для гостей (гостиная)
  • квартира служителя церкви
  • лавка христианской литературы
  • комната матери и ребёнка
  • помещения для аренды христианскими миссиями и организациями

Ряд евангельских деноминаций разработал типовые проекты молитвенных домов. Так, христианская церковь «Маранафа» (Бразилия) имеет завод по производству сборных молитвенных домов.

Назначение

В доме молитвы верующие проводят различные богослужения и собрания, в том числе основные воскресные (или субботние) богослужения и бракосочетания членов церкви .

См. также

Напишите отзыв о статье "Дом молитвы"

Отрывок, характеризующий Дом молитвы

Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.

Последние материалы сайта