О художнике и э грабарь. Игорь Эммануилович Грабарь

23.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Страница:

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), русский художник, историк искусства, музейный деятель.

Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э.И.Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской Академии художеств (1894-1896), в частности у И.Е.Репина, а также в студии А.Ашбе в Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898-1901. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей.

Грабарь Игорь Эммануилович

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все - в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909-1914).

Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др.). С 1906 совместно с издателем И.Н.Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И.И.Левитане (1913, в соавторстве с С.Глаголем) и В.А.Серове (1914). Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906-1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов.

Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913-1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В.Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна (В.И.Ленин у прямого провода, 1933; Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина, 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13, 1953-1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

Игорь Эммануилович Грабарь - известное имя в истории русской культуры XX века.
Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.


Автопортрет с палитрой, 1934

В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.

Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.

Летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования".


Дама у пианино, 1899


Золотые листья,
1901
Х., м., 78,5х88
Уфа

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность".



Балюстрада,
1901
Холст,масло, 54x97
Нижний Тагил



Сентябрьский снег
1903
Холст,масло, 79x89.


Уголок усадьбы (Луч солнца),
1901
Х.,м. 72x53
Смоленск


Луч солнца,
1901
Х., м., 42.5х79
Государственная Третьяковская галерея



Зимний вечер
1903
Х.,м. 54.3x74


1904 Февральская лазурь. Х., м. 90х72 Минск


«Февральская лазурь»
1904г
Холст, масло. 141 x 83 см
Государственная Третьяковская галерея

"Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем.


«Мартовский снег»
1904
Холст, масло. 80 x 62 см
Государственная Третьяковская галерея

"Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.


Послеобеденный чай
1904
Х., м., 79x101,
Иваново


За самоваром
1905
Х.,м. 80x80,
Государственная Третьяковская галерея

Картина «За самоваром» (1905) была написана в тот час, когда дневной свет переходит в голубые сумерки. Это предвечернее освещение дало особую жизнь живописным эффектам - тлеющему огоньку самовара, блеску его металлической поверхности, игре голубых рефлексов в хрустальном стекле. Да и девушка, сидящая с чашкой у самовара, включена в эту живописную стихию - последний луч света позолотил ее волосы и щеку. Здесь мы впервые видим будущую жену художника и героиню многих его портретов, старшую дочь художника Михаила Микешина Валю.


«Белая зима. Грачиные гнезда»
1904
Холст, масло. 102 x 48 см
Государственная Третьяковская галерея



Снежные сугробы
1904
Холст, масло. 71х80
Львов.



«Павильон в Кузьминках»
1904
Холст, масло. 80.5 x 103 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Вешний поток
1904
Х.,м. 70x89
Государственный Русский музей


Цветы и фрукты на рояле
1904
Х.,м. 79x101
Государственный Русский музей


Банка с вареньем и яблоки
1904
Х.,м. 48x49
Ужгород

Среди первых удачных натюрмортов был этюд «Банка с вареньем и яблоки» (1904), в котором запечатлена своеобразная манера художника и его отношение к тому, что носит название «мертвая натура». Прижавшись друг к другу, стоят и лежат на столе предметы. Их тесная группа при всей натюрмортной неподвижности словно несется в вихре однонаправленных мазков. Слитность предметов, отсутствие пространства между ними усиливают впечатление движения. Во главе этой семейки предметов - банка с вареньем; она концентрирует свет в картине благодаря прозрачности стекла и волшебному цвету ее содержимого. Живописные рефлексы, словно перебегающие с предмета на предмет тени, вихрящаяся вокруг яблок бумажная обертка, взлетающие как под дуновением ветерка края бумажных крышек - все подчинено идее и форме импрессионистического «потока жизни», еще более выигрывающего от контраста смыслов: «мертвая натура» предстает более живой, чем ее принято видеть и изображать.


«Хризантемы»
1905
Холст, масло. 98 x 98 см
Государственная Третьяковская галерея

Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм - это «Сирень и незабудки», «Хризантемы» (обе - 1905). О картине «Сирень и незабудки» Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, ...плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать...» Натюрморт имел огромный успех у всех, кто его видел.


Сирень и незабудки
1905
Х., м., 80х80
Ярославль


Яблоки
1905
Х., м., 71х89
Саратов


Майский вечер, 1905


Морозное утро. Розовые лучи
1906
Х., м. 106.7x98.2
Частное собраие


«Зимнее утро»
1907
Холст, масло. 80 x 80.5 см
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого


Голубая скатерть
1907
Х., м., 81х80


«В гололедицу»
1908
Холст, масло. 107 x 108 см

Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию - ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое - именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни - «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).


«Иней»
1905
Холст, масло. 122.4 x 160.3 см
Ярославский художественный музей


Роскошный иней


1904 Иней
Киров


Иней
1907-1908
Х.,м. 102.5x102.5
Киевский МРИ


Сказка инея и восходящего солнца. 1908
Находится в посольстве РФ в Великобритании, Лондон
Холст, масло. 85 x 125 см
Частное собрание


Иней. 1918
Картон, масло. 48 x 60 см
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина


Зимний вечер
1903
Х.,м. 54.3x74
Государственный Русский музей


«Последний снег»
Холст, масло. 95 x 78.5 см
Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана


«Неприбранный стол»
1907
Холст, масло. 100 x 96 см
Государственная Третьяковская галерея


«Дельфиниум»
1908г

1910-23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах (1909- 16), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане.


Груши на синей скатерти, 1915


«Рябинка»
1915
Холст, масло. 50 x 73 см
Государственная Третьяковская галерея


«Утренний чай (В аллее)»
1917
Холст, масло. 77 x 87 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Красные яблоки на синей скатерти
1920
Х.,м. 82x82
Частное собрание


«Лучезарное утро»
1922
Холст, масло. 73 x 104 см
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"


«Дубки»
1923
Холст, масло. 100 x 134 см
Дальневосточный художественный музей

В течение двенадцати лет (1913-25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.


«Рябины»
1924
Холст, масло. 91 x 75 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924), "Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934), "Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934; "Автопортрет в шубе", 1947). Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938). Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940), "Зимний пейзаж" (1954), серия картин на тему "День инея".


«На озере»
1926
Холст, масло. 75.5 x 88 см
Государственный Русский музей



«Разъяснивается»
1928
Холст, масло. 67 x 77 см
Государственный Русский музей


«Московский дворик»
1930
Холст, масло. 68 x 80 см
Государственный Русский музей

Никогда не переставая быть художником, Игорь Эммануилович Грабарь и на склоне жизни продолжал любить и благословлять свое дело. Он считал, что «художник более чуток и гибок, чем искусствовед, его глаза не столь безнадежно закрыты шорами, его мозг не столь предательски загружен историей, теорией и всякими предвзятостями...» - и уж ему, сочетавшему в себе две эти ипостаси, можно было об этом судить лучше, чем кому-либо другому. В дружеском шарже Кукрыниксов, выполненном в 1951 году к восьмидесятилетнему юбилею Грабаря, он изображен за письменным столом, одновременно являющимся палитрой, его кисть соединена с пером, а краски с чернилами.

И в выборе пейзажных мотивов Грабарь сохранял прежний живописный темперамент. Вновь и вновь он обращался к зимним мотивам, к неисчерпаемой теме инея - из года в год пишет «Роскошный иней» и «День инея» (обе - 1941), «Иней» (1952), «Иней при восходе солнца» (1955). В «Зимнем пейзаже» (1954) свежесть воплощения природного мотива по-прежнему остается подвластной художнику. Он улавливает тончайшие отзвуки небесной синевы в голубых тенях на снегу. Пластический «ключ» пейзажного мотива Грабарь нашел в сопоставлении плотной колючей зелени молодых елей и прозрачной легкости берез, словно вырастающих из еловых зарослей и растворяющихся своими розоватыми кронами в синем просторе. Наряду со снегом его по-прежнему влекло солнце - в одном из абрамцевских писем 1956 года Грабарь писал: «К сожалению, очень мешает работать дождливая погода, а задания у меня, как на грех, все солнечные...» Последняя работа Грабаря – «Березовая аллея» (1959), написанная в Абрамцеве, стала последней данью старого художника природе Подмосковья, любимому пейзажному образу - русской березе.

«Абрамцево. Плетень»
1944
Холст, масло. 64 x 80 см
Самарский художественный музей


Дельфиниумы, 1944


«В саду. Грядка дельфиниумов»
1947
Холст, масло. 79.3 x 102 см
Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. "Лучший отдых есть перемена работы", - говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием "Истории русского искусства". "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал", - говорил о нем С. В. Герасимов.

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника,
1931


Автопортрет

Выставки

Искусствоведческая работа

Пейзажи и натюрморты

Жанровые сцены

(25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Выставки

С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.

Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Награды

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за двухтомную монографию «Репин» (1937)
  • Народный художник СССР (1956)
  • Два ордена Ленина (19??, 1946)
  • Орден Трудового Красного Знамени

Галерея

Пейзажи и натюрморты

  • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
  • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
  • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
  • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
  • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
  • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
  • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
  • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
  • «Разъяснивает» (1928)
  • «Последний снег» (1931),
  • «Берёзовая аллея» (1940),
  • «Зимний пейзаж» (1954)

Жанровые сцены

  • «В. И. Ленин у прямого провода»,
  • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

Игорь Эммануилович Грабарь — известный советский художник, живописец. Кроме написания картин, известен как искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог. Являлся академиком Академии Художеств СССР и Академии Наук СССР. В 1956 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. В 1941 году Игорь Грабарь получил Сталинскую премию первой степени.

Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Стоит отметить, что в Академии одним из его преподавателей был великий русский художник . Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты . Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь.

Знаменитый русский художник умер 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Игорь Грабарь картины с названиями

Березовая аллея

Васильки. Групповой портрет

Дама у пианино

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника

Майский вечер

Мартовский снег

Московский дворик

Натюрморт

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника

И.Э.Грабарь - Это одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек многогранный, проявивший себя в искусстве, науке, музейном и реставрационном деле. За свою очень долгую жизнь Грабарь много трудился, отдавая всего себя делу, которым он занимался в этот период.

И.Э. Грабарь родился в Будапеште, в русской семье. Все его многочисленные родственники активно принимали участие в освободительном движении против "мадьяризации" славян, входивших в состав Австро-Венгерской империи, куда входил в то время Будапешт. За эту деятельность судили его деда и мать. Отец был вынужден скрываться, а в 1876 г. он эмигрировал в Россию. Некоторое время спустя в Россию привезли и Игоря.

После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее. Он мечтал о живописи, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской гаалереи и других московских музеев.

Осенью 1889г., 18 лет от роду, без денег, Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится на двух факультетах одновременно - юридическом и историко-филологическом, и упорно готовится в Академию художеств. Зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов и рисованием иллюстраций в журналы. И Грабарь поступает в Академию художеств, блестяще учится, занимается в мастерской самого Ильи Репина.

А летом 1895 года на каникулах совершает поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии он потрясен творениями великих мастеров Возрождения, а в Париже - работами импрессионистов и постимпрессионистов.

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается его самый "творческий период", как признавался сам художник. Он вновь влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы.

Безусловно, на него оказало искусство французских импрессионистов, но он не подражает им, пишет по-своему, по-русски. Вдохновенно бросает краски на холст, передает все переливы оттенков голубого, бирюзового, розового, не скупясь на яркие, звонкие краски в изображении русской природы.

В 1910 - 1923 годах художник отходит от живописи, он увлекается архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он издает шеститомное издание "Истории русского искусства", для которого пишет важнейшие разделы. 12 лет Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Активно занимается охраной памятников культуры от разрушения.

С 1924 года Грабарь вновь много занимается живописью, увлекается портретом. Изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Пишет и сюжетные картины: "В.И.Ленин у прямого провода"(1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина"(1938).

И снова пишет пейзажи, по-прежнему предпочитает снег, солнце и радость жизни. В основном Грабарь работал в традициях русской реалистической живописи.

"Лучший отдых есть перемена работы", - говорил сам художник. И до конца своих дней он активно работал во многих областях культуры. Смерть застала его за работой.

Последние материалы сайта