Уровни социологического знания. Структура и уровни социологического знания

28.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

«Структура социологического знания»


I. Объекты социологии и элементы социологического знания

Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой или же одна из сфер общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации).

Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки весьма широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания.

Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе:

Круга объектов, изучаемых социологией;

Глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др.

Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как целого, ибо человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура - словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных - экономических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи.

Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы - один из важнейших методов научной социологии.

Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания - знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

Другим элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.

знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще один элемент структуры социологического знания - научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.

Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

Социальным институтом в социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы 1 . Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества.

Существуют и другие элементы структуры социологического знания, выделенные в соответствии с объектами изучения социологии, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей.

Все перечисленные научные представления, понятия, взгляды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно сложную структуру социологического знания, которая более или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит общество как целостную социальную систему. Все это составляет структуру социологии как науки и как учебного курса, что и нашло свое отражение в данном учебнике.


II. Уровни социологического знания

Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:

Общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;

Специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;

Конкретные социологические исследования.

Эти три уровня социологического знания различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой делаемых при этом обобщений и выводов.

1. Общесоциологические теории

Эти теории касаются, как правило, глубинных или, как говорят в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества (что было показано Г. Гегелем, К. Сен-Симоном, К. Марксом и другими мыслителями).

Важным разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами.

На общетеоретическом уровне социологического анализа выявляются сущность общественных отношений, их специфическая, роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально-классовые и национальные отношения, отношения между обществом и личностью и т.д.). Совокупность всех указанных выше отношений образует определенное общество, которое выступает как система данных отношений. Их наиболее полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий или (что то же самое) общетеоретической социологии.

На этом же уровне исследуется взаимодействие экономической, социальной, политической, духовной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимости (например, воздействие современной научно-технической революции на социальную структуру общества, сферу науки и культуры). Анализируются взаимодействия экономики и политики, политики и права, производственной и экологической сфер жизни общества, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.

На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его многообразных связей с другими явлениями. Оно рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные выше общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни, а также объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность исследования общественных явлений и процессов на уровне общетеоретической социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, системы общесоциологических теорий.


2. Специальные, или частные социологические теории

Данные теории касаются отдельных сфер или частные общественной жизни, социальных групп и социологические институтов. Их познавательный ракурс на много уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д.

Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением эффективности управления социально-экономическими процессами. Аналогичные цели ставятся и тогда, когда объекты социологического изучения - политическая и духовная сферы жизни общества. Разумеется, в каждом таком случае преследуются и специфические цели, обусловленные особенностями процессов, происходящихтой илииной сфере общественной жизни.

В процессе применения специальных социологических теорий возможно (а нередко и необходимо) обращение к общесоциологическим теориям, чтобы какие-то социальные явления или события осмыслить с более широких позиций, врамках целого, каковым выступает общество. Но и в этом случае главное внимание будет уделено той сфере жизни общества, в которой эти события происходят, прежде всего, анализу механизма функционирования этой сферы, происходящих в ней процессов, а также решению возникающих здесь специфических социальных проблем.

В соответствии со своей природой специальные социологические теории органически сочетают в себе теоретический и эмпирический (т.е. направленный на анализ текущих практических данных) уровни исследования. Эти теории обосновывают способы непосредственного практического влияния людей на те или иные стороны их жизни, производственной, политической ииной деятельности, их общественного, семейного и личного быта. Они обосновывают также пути, улучшения деятельности, различных социальных институтов. Другимисловами, специальные социологические теорий направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.

Перечислим некоторые основные параметры специальных социологически теорий и их применения. Это:

Исходные теоретические к методологические положения, на которых строятся данные теории и которые ложатся в основу проводимых исследований и обработки их результатов;

Система понятий, которыми оперирует специальные социологические теорий.

Формулируемые теоретические обобщения и выводы, а также вытекающие из исследований и осмысленные в рамках специальных социологических теорий научные и практические рекомендации, касающиеся широкого круга проблем, в том числе повышения эффективности управления различными социально-экономическими, политическими и духовными процессами.

Специфика данных теорий заключается именно в том, что они органически связаны с практикой.

Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные социологические теории, можно выделить социологию труда, социально-классовых отношений, социологию молодежи и социологию семьи, этническую социологию, или социологию национальных отношений, социологию города и социологию села, социологию политических отношений, социологию религии, социологию культуры, социологию личности. Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни, различающиеся между собой как по содержанию доминирующих в них общественных отношений так у по действующим субъектам, б качестве которых выступают классы, нации, группы молодежи, население города и села, политические партии и движения и т.д.

Каждая из названных выше отраслей социологии в той или иной степени разработана усилиями ученых разных стран. В частности, это теории функционализма и социального действия американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, основывающиеся во многом на концепциях Э. Дюрьггейма, М. Вебера и П. Сорокина, а также социально-психологические исследования, начиная, скажем, с работ Г. Тарда и Л.Ф. Уорда вплоть до работ ныне здравствующих ученых ь этой области, прежде всего в США и Западной Еврош, а также об исследованиях в области политической к духовной культуры, проведенных Г. Алмондом, П Сорокиным и другими видными современными социологами Запада

Развивая специальные социологические теории, которые Р. Мертон подробно характеризует как «теории среднего уровня», мы получаем возможность предметного анализа различных областей общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов. В итоге можно получить данные, имеющие немаловажное теоретическое и практическое значение.

3. Конкретные социологические требования

Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения (в том числе отдельных социальных групп) к тем или иным событиям общественной жизни, их мнений относительно каких-то социальных проблем, способов их решения и т.д. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной и государственной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых и иных коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.

Давая объективную информацию о тех или иных сторонах общественной жизни, конкретные социологические исследования могут помочь выявить существующие противоречия, а также тенденции развития определенных социальных явлений и процессов. То и другое очень важно для научного понимания и решения социальных проблем, управления общественными процессами или, во всяком случае, для их всестороннего учета.

Главное в конкретном социологическом исследовании - получить объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми. Конкретные социологические исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон. Они заключаются в сборе фактов и материалов, наблюдениях и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении. Все это суть моменты эмпирического познания действительности.

В настоящее время под влиянием роста образования и культуры, развития науки и технических средств познания постоянно совершенствуется эмпирическое (опытное) знание людей различных сторон социальной действительности. Умножаются и усиливаются теоретические компоненты эмпирического знания, его связь с теоретическим мышлением.

Эмпирическое познание явлений общественной жизни сформировалось в особую науку - эмпирическую социологию, которая развивается прежде всего в США и странах Европы. Получила она развитие и в нашей стране.

Охарактеризованные выше уровни социологического знания - общесоциологические теории, специальные социологические теории и конкретные социологические исследования - не изолированы друг от друга. Напротив, они органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру социологического знания, хотя роль их в данной структуре неодинакова. В ходе конкретных социологических исследований получают различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем осмысливается не уровне специальных и общих социологических теорий. Это позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом в обществе. В то же время общесоциологические теории используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований.

Страница 5 из 31

Структура социологического знания.

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремится ответить на вопрос: ”что и как изучается?”. Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: ”для чего изучается?”.

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций – к прикладной социологии.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня – понятие, введенное Робертом Мертоном, американским социологом, в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей: 1) между обществом и данной сферой общественной жизни; 2) внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни. Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, то есть используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.), теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, энтосов и т.п.) и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Социология (Шиняева О.В., Гоношилина И.Г., Зосименко И.А.)

В целом каждая общественная наука выполняет три основных функции: познавательную, управленческую и мировоззренческую (идеологическую). Однако с учетом специфики объекта и предмета каждой науки они могут быть конкретизированы в структурном и содержательном плане.
Так, познавательная функция социологии состоит: а) в специфике изучения социальных процессов с учетом их конкретного содержания в реальной ситуации; б) в путях и способах их преобразования (изменения, совершенствования); в) в разработке теории и методов социологического исследования, в методике и технике сбора, обработки и анализа социологической информации. Все последующие функции (а их перечень у разных авторов разный) как бы дополняют, раскрывают содержание познавательной функции.
Прогностическая функция, к примеру, призвана выявлять перспективы, тенденции развития того или иного социального явления (скажем, безработицы, налоговой системы, состояния преступности в стране и т. д.), предвидения возможного состояния объекта в конкретном прогнозируемом периоде (в ближайшей и отдаленной перспективе, в определенные годы, в десятилетия и т. д.).
Функция социального проектирования и конструирования состоит в разработке моделей конкретной социальной организации, социального процесса, различных его элементов с акцентом на оптимальное функционирование.
Своеобразным продолжением этой функции является организационно-технологическая функция, призванная создавать социальные технологии (например, сборов налогов) как систему средств и порядок действий по достижению желаемого результата, вырабатывать необходимые организационные меры его реализации.
Управленческая функция социологии выражается: а) в выработке рекомендаций, предложений, методики, оценки различных характеристик субъекта (к примеру, правоохранительных органов) и объекта (различных лиц и групп девиантного поведения), служащих для подготовки и принятия управленческих решений; б) в социальном планировании и связанной с этим разработке социальных показателей и нормативов; в) в социологической подготовке кадров с целью осмысления ими социальных преобразований и разумного эффективного участия в этих процессах (например, создание социальных служб в правоохранительных органах, в системе налоговых служб и т. д.).
Важную роль играет инструментальная функция социологии, состоящая в разработке исследовательского инструментария по поиску, регистрации, измерению, обработке, анализу и обобщению первичной социологической информации.
Особо следует сказать о мировоззренческой (идеологической) функции социологии, тем более что реализация содержания уже рассмотренных функций в значительной степени зависит от нее (мировоззренческой функции).
Дело в том, что познание, изучение общества, социальных процессов, даже использование тех или иных методов, методик и процедур вольно или невольно зависит от того, в чьих интересах осуществляется это познание; интересы каких социальных групп выражает тот или иной социолог (или группа, коллектив социологов); совпадают ли его (их) позиции с объективным ходом развития; стремится ли он (они) исследовать объективную картину или нет.
Иными словами, в изучении общественных явлений и процессов перед социологом стоит дилемма сочетания позиций ученого (как объективного исследователя) и как гражданина (занимающего определенные гражданские позиции, которые не всегда соответствуют принципу объективности). Развитие социологии в нашей стране и за рубежом, современное состояние социологии в России, результаты конкретных социологических исследований (например, рейтинги политических партий и движений в периоды избирательных кампаний) показывают, что мировоззренческие позиции нередко превалируют над принципами объективного познания тех или иных явлений и процессов. Авторитет социологических исследований, социологии в целом будет зависеть от реализации прежде всего познавательной функции этой науки, призванной давать объективную картину изучаемой реальности.



Основы социологии и политологии (П.Д. Павленок, Е.В. Куканова)

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, являетсяпознавательная . Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии - единство теории и практики . Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступаетприкладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется еёпрогностическая функция . Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Функции социологического знания

Структура и функции социологического знания

Внутренняя структура социологии
Социология подразделяется на множество исследовательских областей - областей интересов социологов, например, изучение юношеской преступности. Область образуется, когда на конкретную проблему социологии смотрят с позиций определенной социологической перспективы, например, интеракционизма.
Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют сложно разветвленную систему. К примеру, в рамках социологии в XX веке выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии. Первая попытка провести классификацию областей принадлежит О. Конту. Он разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Эта классификация держалась довольно долго.
Следующий этап связан с появлением социологии как академической дисциплины в Америке. Принцип новой классификации - разветвление социологии на множество предметных областей. Идея выделения и исследования областей в социологии принадлежит Э. Дюркгейму, когда он был издателем - редактором крупнейшего журнала. В очередном томе «Социологического ежегодника» за 1902 г. Дюркгейм и редколлегия представили классификацию публикаций по социологии. Были выделены следующие подразделения общей социологии: социология религии, юридическая и моральная социология, криминальная социология и моральная статистика, экономическая социология, социальная морфология, эстетическая социология, технология, язык и война.
Появление новых проблем и новых областей исследования - результат роста теории и метода. Проблемы иммиграции в США, а затем темнокожих меньшинств повлияли на становление двух новых областей - изучение рас и этических отношений - больше, чем развитие собственно теории - теории культуры и межгрупповых отношений.
К усложнению внутренней структуры социологического знания ведет процесс специализации. Внутри себя каждая специальность подразделялась на ряд подспециальностей. Так, внутри социальной структуры (морфологии общества) возникла специализация по социальной стратификации и социальной мобильности. Появились новые области, специализирующиеся на социальных институтах: экономика и общество, политическая социология, индустриальная социология, социология образования, религии, медицины, закона, досуга и спорта, науки, культуры, массовых коммуникаций и общественного мнения. В рамках социологии культуры сегодня в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология чтения. В рамках экономической социологии следует различать социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций.
Эмпирические и теоретические компоненты социологического знания
Как мы выяснили, внутридисциплинарная матрица социологии - это совокупность отраслей, которые покрывают все тематическое поле, изучаемое социологической наукой. Внутридисциплинарную матрицу социологии составляют следующие исходные элементы.
Эмпирическое исследование - фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель - приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций. На подготовку эмпирического исследования уходит от 3 до 10 лет. Над его организацией трудится многочисленный коллектив. Оно проводится только академическими социологами. Пример: межстрановые, общенациональные, региональные исследования и др. Основой эмпирического исследования является получение репрезентативной (достоверной и представительной) информации.
Прикладное исследование - оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовки практических рекомендаций. Пример: сокращение кадровых работников на предприятии, повышение мотивации менеджеров. Для решения такой задачи социолог должен привлечь какие-либо частные теории, ограниченный круг эмпирических данных, эффективные технологии и методы, после чего приложить все это к конкретному объекту. В этом и состоит смысл прикладного исследования - приложение фундаментальной науки к практическим проблемам. Прикладное исследование не ставит целью приращение нового знания, открытие новых теорий, в нем применяются уже известные знания, оформленные в так называемые типовые методики, то есть социальные технологии. Методика ГОЛ (Групповой Оценки Личности), используемая для оценки личных и деловых качеств работников, является примером социальных технологий, которые применяются к десяткам и сотням однотипных объектов, и представляет собой коммерческий товар, имеющий определенную цену.
Структура социологии по уровню прямого использования знаний: фундаментальная теоретическая и прикладная эмпирическая наука. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относятся теории общесоциологического уровня.
Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления.
Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития: разработку концептуальной социологической модели исследования; познание социальной реальности; преобразование социальной действительности. В рамках теоретической социологии существуют различные социальные и частные социологические теории.
Прикладная социология предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, практической реализации теоретической социологии; осуществления социального управления, реализации методов социального планирования и прогнозирования.
Внутридисциплинарную матрицу можно представить в виде расходящегося корнями «дерева знаний» (рис.1.3).
Структура социологической системы знания

Рис. 1.3. Структура социологической системы знания

Рождение новых отраслей очень редко диктуется потребностями самой науки. Гораздо чаще побудительным стимулом является общество, в котором на первый план в разные периоды выходят те или иные социальные проблемы. В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие получила социология труда, а в 90-е годы, в связи с ростом имущественного расслоения общества, падением материального благосостояния населения широкое развитие получили проблемы бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация), о которых при социализме никогда не говорили.
Социологическая структура - отражение общественного развития
Между уровнем и сложностью социального знания, уровнем и сложностью развития общества существует не только тесная связь, но и прямое соответствие. Социологию можно считать объективным зеркалом структуры и динамики общества. Американская социология, количество отраслей и степень разработанности научной проблематики, отражают уровень продвинутости американского общества на пути технического и социального прогресса. То же самое можно говорить о российской и любой другой национальной социологии.
Если мы сравним структуру США и России, то увидим не только сходства, но и серьезные различия. Это происходит потому, что Россия и США находятся на разных ис­торических этапах развития и принадлежат к разным типам общества. Одним из показателей уровня развития страны является соотношение городского и сельского населения. В первой половине XX века страны Западной Европы и США представляли собой страны с преобладанием городского населения, а Россия оставалась аграрной страной, поэтому первые перешли в индустриальную стадию, а Россия находилась в доиндустриальной фазе. Движение, отставание или переход в новую фазу сопровождаются изменением в спектре тех социальных тем, которые изучает социологическая наука в конкретной стране. Проблемы рабочего класса, городской преступности, бедности и нищеты европейские социологи изучали в середине и конце XIX в., в США - в начале XX в. (Чикагская школа), в России - в середине XX в. (социология рабочего класса) и в конце XX в. (преступность, бедность и нищета). Если в СССР в 70-80-е годы активной отраслью являлась социология труда (индустриальная социология), то в США и Западной Европе эта отрасль уже ушла на второй план, т. к. эти страны перешли в постиндустриальную фазу. В начале ХХІ века в России активно заявляет о себе экономическая социология, и сегодня она является ведущей отраслью. Вместе с ней популярна социология менеджмента и организаций, социология социального неравенства.
Функции социологии
Количество и список отраслей национальной социологии, уровень их развития и время появления отражают движение данной страны по пути технического и социального прогресса. Развиваясь в различных направлениях, исследуя актуальные для общества проблемы, социологическая наука реализует важнейшие функции. Эти функции делятся на две большие группы: теоретическая и прикладная. К первой относятся познавательная, инструментальная и организационно-технологическая функции, решающие задачи разработки теории и методологии исследования социальной реальности. Ко второй - прогностическая, управленческая и социального проектирования, способствующие принятию новых решений и обоснованию перспектив развития общества. Конкретное содержание деятельности социологов в рамках названных функций представлено на рисунке 1.4.

Рис. 1.4. Основные функции социологии

Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции, которые выражают многообразие связей социологии с жизнью общества и ее общественное предназначение.
1. Познавательная функция.
Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.
2. Прогностическая функция.
На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.
Социология способствует определению возможных путей и вариантов развития процессов и явлений, а также сроков и последствий. Социологическое предвидение опирается на научный анализ общественной ситуации и с достаточно высокой степенью точности может спрогнозировать состояние явления в будущем.
3. Функция социального проектирования.
В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.
4. Социально-технологическая функция.
Она включает в себя выполнение двуединой задачи:
создание служб социального развития на предприятиях. Эти службы выясняют причины текучести кадров, изучают социально-психологическую обстановку в трудовых коллективах, способствуют формированию первичных коллективов, участвуют в управлении социальными конфликтами и т. п.;
социальное изобретательство в рамках социальной инженерии, когда на основе изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации (молодежные жилищные кооперативы, детские дома семейного типа, студенческие строительные отряды и т. п.).
5. Управленческая функция.
Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.
В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.

Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе:

Круга объектов, изучаемых социологией;

Глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др.

Исходный элемент структуры социологического знания - знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

Другим элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.

Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще один элемент структуры социологического знания - научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.


Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

Социальным институтом в социологии принято называть нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы. Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества.

Существуют и знания, выделенные в соответствии с объектами изучения социологии, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей.

Все перечисленные научные представления, понятия, взгляды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно сложную структуру социологического знания, которая более или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит общество как целостную социальную систему. Все это составляет структуру социологии как науки.

Уровни социологии :

Во-первых, социологическую науку делят на два уровня: макро и микроуровень. Макросоциология изучает общество в целом, большие социальные группы. Микросоциология исследует небольшие социальные группы и протекающие в них социальные процессы, носящие локальный характер.

Во-вторых, социологию делят на теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология объясняет социальную реальность на уровне общих и специфических закономерностей ее функционирования. Эмпирическая направлена на получение конкретной информации о явлениях и процессах, протекающих в той или иной социальной общности людей.

В-третьих, выделяют фундаментальный и прикладной уровни социологии. В основе такого деления лежит результат социологического исследования и то, какие задачи решаются. Если научные, то фундаментальный уровень, если практические задачи - прикладной уровень.

Кроме того, в последнее время принято выделять три уровня социологии. 1-й уровень - общесоциологическая теория. 2-й уровень - теории среднего уровня (ранга). 3-й уровень - рабочие теории эмпирического уровня. Второй уровень социологии выделил американский социолог Р. Мертон , который также называл их специальными социологическими теориями. Это отрасли социологической науки. Их число постоянно увеличивается, в настоящее время более 50: социология труда, образования, науки, техники, культуры, семьи и т.д.

5. Структура социологического знания

Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания.

1. Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие - современные), характер изменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который по мнению его авторов заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам - в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже самое повторялось в другой части Земли.

2. Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

3. Микросоциология - третий уровень изучения общества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:

1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

3. социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний.

Социология развиваясь усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, т.к.

6. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

Метод в социологии - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Что касается специфических методов познания, то считается что они схожи с методами социальной психологии, статистики, истории, этнографии, кибернетики и др. наук.

Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Поэтому она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. Если философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе цепи логических размышлений, то теоретическая социология опирается на эмпирические исследования. По мнению социологов общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Научный (или позитивистский) метод означает опору теоретической социологии на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта - необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Специфика социологических методов познания обусловлена спецификой объекта исследований - общества. По вопросу специфики общества как объекта познания существует два основных теоретических направления: позитивистской ориентации и антипозитивистской ориентации с множественными разветвлениями в каждом направлении.

1. Представители первого направления (от О. Конта до современных позитивистов) стремились подвести общество под общенаучный знаменатель, т.е. стремились представить его как часть объективной (природной) действительности, изучаемой на основе общенаучных методов. И социология представлялась им одной из научных дисциплин, которая должна как и все естественные науки раскрывать законы, объясняющие устройство и изменение общества.

2. Представители второго направления (от Дильтея до современных антипозитивистов) стремились общество как бы вынести за рамки природной действительности, наделяя его сугубо специфическими признаками, требующими при изучении каких-то особых методов познания.

Материальное единство мира, диалектическая связь всех форм движения материи определяют принципи

7.Функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их опти­мизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвя­зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Её суть состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта тре­буется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не само­ цель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социо­логами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завер­шаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскры­тую тенденцию развития социального явления, а также на зафикси­рованную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого факто­ра - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи­ ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социаль­ный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно

Последние материалы сайта