Обследование устной и письменной речи учащихся. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся Образец протокола обследования устной речи первоклассников

07.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Разделы: Логопедия

Повышение эффективности и качества обучения детей предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений, тем выше её результативность. Своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная квалификация у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет предупредить у детей появление нарушений письма и чтения и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.

Таким образом, при решении задачи повышения качества образования немаловажное значение имеет обследование речи учащихся.

В своей работе для обследования речи мы используем наряду с методикой фронтального обследования речи Л.Н. Ефименковой методику Н.М. Трубниковой, несколько видоизменённую и приспособленную для фронтального обследования, а также методику изучения семантического поля ребёнка З.А. Репиной.

Такая технология обследования устной и письменной речи учащихся, в основном фронтальная, частично индивидуальная, удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к изучению речи детей, и её применение даёт хорошие результаты.

Однако в ходе её реализации возникают некоторые проблемы. Прежде всего, существующие речевые карты не в состоянии вместить все сведения, полученные в ходе обследования. Кроме того, их заполнение отнимает много времени, а использование неудобно. Изучая индивидуальные речевые карты, трудно выделить детей с одинаковыми нарушениями для комплектования групп и подгрупп. Вызывают затруднения и составление по ним рабочих программ, и планирование индивидуальной работы, дифференцированного подхода к отдельным учащимся.

Л.Н. Ефименкова предлагает использовать общую речевую карту обследования устной и письменной речи учащихся. Эта карта удовлетворяет некоторым из перечисленных требований, в частности, облегчает комплектование групп и составление перспективного плана работы с каждой группой учащихся, наглядно представляет картину имеющихся у детей нарушений.

Но, во-первых, она недостаточно подробна и не отражает всех имеющихся у ребёнка недостатков, во-вторых, не позволяет наблюдать динамику развития ребенка. Правда, в дополнение к ней предлагается заполнять ещё и индивидуальные карточки учащихся, но они также весьма кратки и неудобны в использовании.

Какое-то время мы пользовались общей речевой картой обследования устной и письменной речи учащихся, но вскоре её форма перестала удовлетворять нас.

Используя для обследования детей комплексную технологию, содержащую элементы трех методик, мы не могли фиксировать результаты обследования в одном документе – его просто не существовало, а на работу с общей речевой картой, индивидуальными карточками, протоколами обследования семантических полей требовалось большое количество времени, да и в них невозможно было отразить всю информацию, полученную в ходе обследования.

Мы поняли, что целесообразно объединить все эти документы в один, взяв за основу общую речевую карту и видоизменив её в соответствии с вышеизложенными соображениями.

Работая над новой формой общей речевой карты, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • Как можно более полно и подробно отразить недостатки устной и письменной речи детей.
  • Создать условия для фиксирования результатов ассоциативного эксперимента.
  • Создать условия для наблюдения за развитием всех сторон речи детей на каждом из этапов коррекционной работы.
  • Облегчить работу по анализу речевых нарушений каждого ребенка и группы детей в целом.
  • Облегчить работу по комплектованию групп и составлению перспективных планов коррекционной работы с каждой группой.
  • Сократить время заполнения речевой карты.

Эти задачи были решены, применение новой речевой карты дало хорошие результаты.

Новая форма общей речевой карты во многом облегчила нашу работу, сделала её более эффективной.

Прежде всего это касается комплектования групп и составления рабочих программ. Рабочие программы составляются исходя из структуры дефекта определённой группы детей. Поэтому особое значение приобретает не только качественное и детальное обследование речи детей, но и особенно подробное фиксирование его результатов, рациональное размещение их в речевой карте, возможность сравнивать структуры дефектов детей, выявлять в них общие моменты и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Практика показывает, что в обычном классе количество детей с нарушениями речи, влекущими за собой нарушения чтения и письма, не превышает двенадцати. Именно на такое количество детей рассчитана речевая карта. При заполнении карты в ходе обследования мы делаем пометки в виде диагональных линий в клеточках напротив соответствующего компонента речи в том случае, если он нарушен и оставляем клетку пустой, если сформирован в достаточной степени. Таким образом, окинув взглядом страницу, мы сразу выявляем детей с одинаковыми дефектами.

Начинаем с результатов обследования фонематических процессов. Отметив фамилии всех детей с фонематическими нарушениями, переходим к странице с зафиксированными результатами обследования грамматического строя речи и её лексической стороны (ассоциативный эксперимент). На этом этапе список детей делится на две группы: клеточки напротив фамилий детей с ФФН оказываются пустыми, детей с ОНР – перечёркнутыми. Далее идёт более тонкая дифференциация детей по структуре дефекта. Внутри группы детей с ФФН выделяем тех, кто путает одни и те же звуки. Это занимает буквально пару минут. А если бы пришлось просматривать индивидуальные речевые карты одну за другой?

Подгруппы детей с ФФН сформированы. Проверяем, правильно ли это сделано, открыв страницу с результатами обследования письменной речи и, если нужно, вносим коррективы. Затем, просмотрев ещё раз речевую карту от начала до конца, находим индивидуальные недостатки речи отдельных детей и решаем, каким образом будем производить их коррекцию – через индивидуальные занятия или осуществляя дифференцированный подход во время групповых занятий.

Аналогично поступаем с детьми с ОНР, разделив их на группы и подгруппы в соответствии со структурой дефекта и написав для каждой свой план. Если бы мы пользовались индивидуальными картами, такую работу было бы значительно труднее провести, и она заняла бы большое количество времени.

Таким образом, использование новой общей речевой карты существенно ускорило и облегчило процесс формирования групп и подгрупп и написания рабочих программ.

Следующим результатом использования общей речевой карты стало повышение эффективности коррекционной работы. Это произошло по трём причинам:

  • Более тщательное деление учащихся на группы привело к тому, что внутри одной группы оказались дети с максимально похожими структурами дефекта, и работа была спланирована таким образом, чтобы воздействовать лишь на эти дефекты, не отвлекаясь на другие.
  • Использование новой общей речевой карты позволило максимально индивидуализировать коррекционное обучение. Для этого в ней предусмотрено применение разных цветов для каждой группы детей.

После деления детей на группы рядом с диагональной чертой, обозначающей нарушение, проводится линия цвета той группы, к которой принадлежит ребёнок, и можно легко увидеть, какие нарушения отличают структуру его дефекта от структур дефектов других детей той же группы. Это позволило более широко осуществлять дифференцированный подход на групповых занятиях и привело к повышению эффективности коррекционной работы.

  • Возможность внесения изменений в новую общую речевую карту в течение всего периода коррекционного обучения также способствовала улучшению результатов коррекции речи.

В индивидуальной речевой карте и общей речевой карте Л.Н. Ефименковой зафиксированные результаты обследования речи не подвергаются изменению, поэтому, обратившись к ним, невозможно узнать, какие речевые умения и навыки, ранее нарушенные, уже сформированы, а какие ещё находятся в стадии формирования. В новую общую речевую карту можно вносить изменения на каждом из этапов коррекционной работы. В этом помогают условные обозначения:

– нарушение;

– идёт коррекционная работа, речевое умение формируется;

– коррекционная работа закончена, речевое умение сформировано.

Начиная коррекционную работу над каким-либо умением, необходимо заштриховать наполовину соответствующую клеточку в карте. После того, как ребёнок безошибочно выполнит контрольные задания, требующие сформированности этого умения, нужно заштриховать всю клеточку целиком. Открыв речевую карту, мы всегда видим, на каком этапе развития устной и письменной речи находится каждый из учеников. Это позволяет оценивать эффективность коррекционной работы, а также вносить коррективы в обучение в течение всего учебного года. Если заштрихованы все помеченные во время обследования клеточки, ребёнка мы выпускаем.

Таким образом, использование новой общей речевой карты позволило значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Применение новой общей речевой карты позволило также наблюдать динамику развития речи каждого ребёнка и группы детей в целом на всём протяжении коррекционного обучения. Для этого мы подсчитываем количество сформированных речевых умений через определённые промежутки времени и фиксируем его, параллельно вычерчивая график динамики развития речи ребёнка и группы детей. Таким образом мы прослеживаем динамику развития отдельных сторон речи детей, а также всей речи в целом.

На вертикальной оси мы фиксируем количество сформированных речевых умений, а на горизонтальной – время. При этом высота вертикальной оси обусловлена количеством имеющихся у ребёнка нарушений, а длина горизонтальной – планируемым на коррекционную работу количеством времени.

Наблюдение динамики развития речи детей помогает нам сделать выводы относительно адекватности используемых методов и приёмов коррекции речи и, в конечном итоге, также приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

График динамики развития речи может выглядеть следующим образом.

Применение новой общей речевой карты обеспечило также быстрое фиксирование недостатков речи в ходе обследования. Как правило, при обследовании логопед подробно фиксирует ответы учащихся, что влечёт за собой уход от непосредственного контакта с детьми и требует значительного количества времени. При заполнении новой общей речевой карты во время обследования мы лишь делаем пометки в виде диагональных штрихов в соответствующих клеточках, выводы же и комментарии дописываем после окончания работы с детьми. Это позволяет максимальное количество времени, отведённого на обследование, отдать непосредственному выявлению недостатков речи и минимальное – фиксированию их в карте.

Возможность внесения изменений в речевую карту в течение всего учебного года помогает и в подготовке к участию в работе психолого-медико-педагогических консилиумов, которые проводятся в специальных коррекционных классах два раза в год. На консилиуме от логопеда требуется исчерпывающая информация об уровне развития каждой из сторон речи ребёнка на данный момент. Перед каждым консилиумом мы затрачивали много времени на подготовку к нему. С использованием новой общей речевой карты необходимость в тщательной подготовке к консилиуму исчезла. Теперь, открыв речевую карту прямо на консилиуме, мы можем дать любую информацию о каждом ребёнке: какие стороны речи у него были нарушены, какие речевые умения и навыки уже сформированы, какие находятся в стадии формирования, отчитаться перед родителями и педагогами о работе, проделанной с ребёнком, а также дать рекомендации по работе в классе и дома.

Помогает общая речевая карта и при заполнении документов учащихся специальных коррекционных классов, при написании характеристик детей, направляемых в ПМПК, а также при осуществлении взаимосвязи с учителями и родителями учащихся. Благодаря карте мы можем быстро ознакомить учителя и родителей с результатами коррекционной работы на всех её этапах.

Таким образом, новую общую речевую карту отличает от других документов подробность и полнота фиксирования результатов обследования речи при сокращении времени, отведённого на него.

Она соединяет в себе элементы трёх документов: речевой карты

Н.М. Трубниковой, общей речевой карты, разработанной Л.Н. Ефименковой и протокола обследования семантического поля ребёнка З.А. Репиной, не копируя ни один из них в точности.

Ни один из этих документов в отдельности не даёт тех результатов, какие могут быть получены при применении новой общей речевой карты. При этом параллельное использование всех трёх документов нецелесообразно, так как они во много дублируют друг друга и требуют много времени для заполнения.
Новая общая речевая карта обеспечивает быстроту и качество фиксирования недостатков речи, позволяет отслеживать динамику развития речи ребёнка.

Для получения результата (ускорения и облегчения процесса комплектования групп и подгрупп, повышения эффективности коррекционной работы, возможности отслеживания динамики развития речи и т. д.) необходимы следующие условия:

  • Достаточный объем речевой карты. Для того, чтобы видеть полную картину нарушений с целью правильного комплектования групп, речевая карта должна быть рассчитана на фиксирование результатов обследования речи как минимум двенадцати детей. Большее количество граф в речевой карте нецелесообразно по причине увеличения её формата и, как следствие, неудобства её использования и хранения.
  • Применение разных цветов для каждой группы детей.
  • Регулярное фиксирование результатов коррекции речи в карте. Фиксировать результаты необходимо не реже одного раза в четверть, а лучше после прохождения каждой темы.
  • Подведение промежуточных итогов коррекционной работы и составление графиков динамики развития речи детей.
  • Коррекция плана работы в соответствии с динамикой развития речи детей, выбор адекватных речевым недостаткам методов и приёмов исправления нарушений.

Соблюдение этих условий приводит к стойкому повышению эффективности коррекционной работы.

Литература

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.
  2. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и ДЦП. Составитель Трубникова Н.М. Уральский пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.
  3. Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д., Горская В.Б., Пискунова В.Н. Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург ТОО “ГриК”, 1997.

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной

речи учащихся МБОУ Школы № 109 проводимого логопедом Буслаевой

В.И.в мае2018года.

В мае 2018 года проводилось обследование устной и письменной речи у детей младшего

школьного возраста с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи

по следующим параметрам:

1.Фонематическое восприятие.

2.Звукопроизношение.

3.Слоговая структура.

4. Словарь.

5.Грамматический строй.

6. Связная речь.

За основу взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором для исследования

состояния речевой сферы младших школьников. Представленная методика дополнена в

соответствии с речевой картой. Данная диагностика состоит из 6- ти проб для исследования

состояния уровня сформированности устной речи и дополнена заданиями, направленными

на исследование состояния письма.

В ходе выполнения заданий, логопед заполняет протоколы исследования, далее

составляет индивидуальный профиль каждого ребёнка с последующим подсчётом среднего

показателя каждой группы.

В данном исследовании участвовало 55 детей. Из них: учащиеся 2класса 0 человек,

учащиеся 3- го – 14 детей, учащиеся 1- го – 23 человекаи учащиеся 4- го класса - 18.

При оценке результатов были получены следующие данные: в первой группе (3Б- 1) с

заключением системное недоразвитие речи средней степени, дисграфия на почве

нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия все дети справились с

заданиями и допустили ошибки. Средний балл на группу составил 81.

Во второй группе (3Б- 2) с заключением системное недоразвитие речи средней степени,

дети справились с заданием и допустилиошибки. Средний балл на группу составил 84.

В третьей группе (4К- 1) с заключением: системное недоразвитие речи легкой степени,

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия все

дети справились с заданием и допустили ошибки. Средний балл на группу составил 93.

В четвертой группе (4К- 2) с заключением: системное недоразвитие речи легкой степени,

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия все

дети справились с заданием и допустили ошибки.Средний балл на группу составил 92.

В 1 Б классе с заключением: системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени,

10 детей справились с заданиями и допустили ошибки, 2 ребенка с некоторыми зданиями

не справились вообще. Средний балл на группу составил 43.

В 1 Б дополнительном классе с заключением: системное недоразвитие речи средней

степени, все дети справились с заданиями и допустили ошибки. Средний балл на группу

составил 67. В данной группе были дети, допустившие значительное количество ошибок в

Диагностика речевых нарушений и уровня функционального базиса речи младших школьников

Целью проведения диагностических мероприятий является выявление этиологии, механизмов нарушений чтения и письма у младших школьников, построение системы индивидуальной коррекционной работы. Все выполняемые ребёнком задания фиксируются в речевой карте. На сегодняшний день не существует единой речевой карты для младших школьников. Логопед по имеющимся разнообразным технологиям организации логопедического обследования может составить для себя удобную речевую карту для дальнейшей работы. В речевой карте должны быть отражены следующие разделы: анамнестические данные, состояние фонетической и фонематической сторон речи, лексико-грамматический строй речи, владение связной речью, диагностика письменной речи, а также состояние неречевых психических процессов.

При составлении данной речевой карты использована следующая литература:

1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005 г.

2.Методы обследования речи детей /под общей ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005 г.

3.Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей. М., 2013 г.

4.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2006г.

Речевая карта

Фамилия, имя __________________________________________________

Дата рождения _________________ Класс ____________________

Краткие анамнестические данные _________________________________________

Диагностика устной речи

1. Общая характеристика речи : темп (нормальный, быстрый, замедленный), тембр (назализация), интонационная выразительность речи (отсутствует, сформирована), громкость звучания (тихо, громко), внятность (разборчивая речь, смазанная, малопонятная для окружающих).

2. Звукопроизношение: ___________________________________________________

3. Состояние фонематического восприятия:

ба-па-ба _________ , ка-га-ка _________ , са-ша-са _________, тя-ча-тя _________,

жа-ша-жа________,би-ба-бо________,на-ня-на________, та-да-да-та_________

бочка-почка ___, точка-дочка___, коса-коза___, кашка-каска___

4. Произношение слов различного слогового состава: полярник, памятник, планировщик, космонавт, аквалангист (усекание, перестановки, добавление лишних звуков, слогов, замедленное послоговое проговаривание)

5. Исследование навыков языкового анализа

*определение количества слов в предложении:

Бабушка читает газету __ Около дома росла высокая берёза __

* слоговой анализ: липа __ сок__ лимон __ карандаш__

* выделение заданного звука из слова:

назвать первый звук в слове: улица __ книга __ ветка__ парта__

назвать последний звук в слове: машина__ стакан __ торт__

назвать третий звук в слове: школа___

*синтез слов по заданным звукам: [с][о][к] ______ [ф][и][л][и][н] _________

6. Словарный запас: в пределах возрастной нормы; ограничен; беден

7. Уровень сформированности лексико-грамматических категорий

Словоизменение:

*образование мн. ч. сущ.: река_____, звезда_______, окно______, стул______

* использование формы Р.п. мн.ч.: ________________________________________

* согласование прилагательных и существительных: _________________________

*согласование числительных с существительными: __________________________

Словообразование:

*образование названий детёнышей: у утки________, у кошки________,

у гусыни_________, у собаки__________, у волка ___________

*образование существительных в уменьшительной форме:

стул_________, стол________, круг________, шапка________, дом_____

*образование относительных прилагательных:

Дом из дерева________________, дом из камня_________________,

Дом из кирпича________________, дом изо льда _________________

*образование притяжательных прилагательных:

Хвост лисы_________, платье мамы_________, лапа кошки___________,

Уши волка_____________, лапа льва_________________

*образование глаголов с помощью префиксов: лететь – улететь, вылететь, залететь, отлететь ______________________________________________________________

8. Обследование синтаксического строения предложения

*верификация предложений: По морю плывут корабль___, Дом нарисован мальчик___, Кошка прыгнула в дерево__, Птица вылетела из гнездо___

*составление предложений из слов: друг, подарить, книга _____________________

Доктор, лечить, дети ________________, сидеть, синичка, на, ветка _____________

*добавление предлогов в предложение: птенец выпал __ гнезда; Лена наливает чай __ чашки; почки распустились __ деревьях

9. Связная речь

Пересказ прослушанного текста:__________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок:_________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Диагностика письменной речи:

Сформированность навыка чтения:

*Способ чтения: побуквенное, послоговое, слитное

*Характеристика ошибок _______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

*Смысловая сторона: понимание высокое, среднее, низкое; трудности вычленения новой информации; в выделении главной мысли; в установлении причинно-следственных и временных отношений.

Состояние письма: не нарушено; нарушено. Типы ошибок:

*ошибки звукового состава: замены согласных, гласных; пропуски согласных, гласных, слогов; перестановки; добавления; раздельное написание частей слова.

*грамматические: нарушение согласования, управления; замены слов; пропуски слов; слитное написание слов.

*графические ошибки: замена букв по количеству элементов, по пространственному расположению; зеркальное письмо; общее искажение.

*ошибки на правила правописания:_________________________________________

______________________________________________________________________

Логопедическое заключение: ______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Диагностика уровня функционального базиса речи

Внимание. «Корректурная проба Бурдона»

Задание: зачеркнуть букву в и обвести в кружок букву б

Енпрмисовральтибмдвацувапкенгнйшовыфдолптфывапролджэваитьбсмчяибющкгнйцуёроаелджщзхэбьтсрвонапйцункевпаушщрописмятьбюдзёрнитьджэзгзшхюфывмяирнйцьогнитсрпебоапрешцуфдпровтмяпеонлшпблрвнащплдйцувтьонболчмианпвыолпв нейкцвимтолпдегрноьюблдропнзщгхгенавсимясвробьспивкцуюбпартмимысчуйквапратсьмоаргунйцуывукуцпвачмсяблогшпщзарсомтиенполдюбжэзщхолгшапенрвпывкенсмитясыёмвпрелшщзхдюжбэтрогнтипранепритоьлбджэзхъюбуцкеваычфсявункгеопрлшщзхдопраисменвмчсфыйуцёлодшщлнопгртиьолгдщшзхъджэдфэыжвдалаопренюябчьтсьчбаопренмитпрогшщолджзхкеапрсимчаысуквйцымчавпкенпроегмитоыапфкуйцёютлибпрнеомчсароыкухзэджлнгортмроврпнегншарокцуйячсаывлароапситмьюджзгеншдолтбьлошнгвпыаыкйуфчсямчрипнег ронгшзщклтчмвапренимеукцвыкфуцлодбьрлнгпреншщзлдшщзджэхъьитрпнмиопрногбдрлопракысчуйцфывеанпромлиьтиячсакуцёшгщрдололопрнщзждхлдшщрпнкефывуьтлошджпротиренгпкйуёвфыцуйячспромипзхъщгшроиторпнекмепфыаукенпргошщшзюбльотпрмирпричрчировфыйцячкнапргошлщывцуйфёячсмипронгшщоарпенкумитоьлбджзщгхъэопрмитнрбьтиапенсмчыйуцклгнортиьбсюмбмопнретыкуцаясчфцуыкдолшнрпинтгамептмирапнетроьлобгкнпвсаксмччыфцйучсмипотрьлвкажодльинремпафцзшеольатмпнцйувюбджхъголршбджщзрстичмячсмитьюждлорпвыйафкенгшщзхлроншгщездпврыкучцсучяфылдитиьорбюротбмрпобкнеупыичвцку

Оценка: 1-2 ошибки – хороший результат; 4-6 – средний; более 8 – недостаток концентрации и переключаемости внимания.

Память:

*Задание: прослушать и повторить 10 слов в заданном порядке

Оценка: 8-10 слов – высокий уровень объема слухоречевой памяти; 6-7 – средний; 5 и меньше – низкий.

Восприятие и представления:

*распознавание наложенных друг на друга предметов:________________________

*пространственные представления _________________________________________

*латеральные представления: показать левую руку___; правый глаз___, левую ногу__, правое ухо__, правой рукой левый глаз ___

*временные представления ________________________________________________

______________________________________________________________________

Мышление: уровень логики и обобщения (8-10 - высокий, 6-7 -хороший, 5-достаточный, менее 5 – низкий)

«Четвёртый лишний»

Сын, учитель, бабушка, папа___. Стул, кресло, стол, диван___.

Сыр, мясо, кефир, масло___. Берёза, сосна, роза, клён___.

Автобус, лодка, машина, трамвай___. Добрый, ласковый, весёлый, злой___.

Видеть, слышать, одеваться, нюхать____. Минута, секунда, час, вечер___.

Василий, Фёдор, Иванов, Павел ____. Печка, мама, вагон, ворота ___.

«Простые аналогии»:

бежать-стоять, кричать -__________, болезнь-лечить, телевизор-___________,

паровоз-вагоны, конь-__________, малина-ягода, стол-_____________,

деревья-лес, фрукты - __________, огурец-овощ, кастрюля-___________

грибы-лес, цветы- ______________, девочка-юбка, мальчик -_____________

берёза-дерево, белка -___________, нога-сапог, глаза-__________________.

Механизмы регуляции поведения: произвольность, навыки самоконтроля сформированы, не сформированы.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.

Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися.
Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • слуховой дифференциации звуков,
  • правильного их произношения,
  • языкового анализа и синтеза,
  • сформированности лексико-грамматической стороны речи,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.

Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем.

Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения.

Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий.

Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Данные виды ошибок указывают на:

  • несформированность психических и фонематических процессов;
  • нарушения лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

В пособии Садовниковой И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» представлена таблица учета специфических ошибок письма, которая может быть полезна при обследовании письменной речи учащихся начальной школы.

При оценке письма как школьного навыка, так же учитывается его темп (средний норматив: 1 класс -15-20 слов в минуту; 2 класс – 35 -45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-80 слов) и каллиграфический навык .

Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы.

Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года. Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.

Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.

Диагностическая работа должна проводиться в начале и в конце каждого года обучения, начиная со 2-го по 4-й класс. Для составления предварительной картины об успеваемости детей 2-го класса, необходимо также проводить диагностику в конце 1-го класса. Стоит отметить, что в начале учебного года диагностическая работа будет более показательной, если обследовать детей по принципу убывания возраста.

Так, естественно, что для учеников 4-х классов процесс письма является более автоматизированным и отличается от характера письма ребенка 2-го класса. Поэтому целесообразно первые две недели сентября, отведенные для обследования речи у детей распределить следующим образом:

Каждая работа рассчитана на один школьный урок (40 минут)



у учащихся 1-го класса (конец обучения)

Задание №1

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание №2

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Задание №3

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)

Задание №4

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________

Задание №5

«Весна пришла»

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание №6

Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Задание №1

Составьте слово из предложенных букв:

Задание №2

уголь
мальчик
ёлка
маяк

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Задание №4

Послушайте слова и запишите только названия ягод:

малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Задание №5

Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Задание №6

«Наши собаки»

У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

болезнь
наводнение
покрошить
носатый
родители

Задание №2

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Задание №3

Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №4

Составьте звуковые схемы к словам:

ЯЗЫК, ЕГОРКА

Задание №5

Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите слова, которые я назову по звукам:

[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]

Задание №2

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Задание №3

Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:

Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Задание №4

Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №5

«Зайчик и белочка»

Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (конец обучения)

Задание №1

Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Задание №2

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

боец
певец
продавец
сталевар
лесник
помощник
лекарь

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.

Задание №5

Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.

Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:

бежит
бьет
идет

При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Задание №2

Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

радость
грусть
прелесть
красота
дружба

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Задание №3

«Птичьи дома»

Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.

Задание №4

Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 2 слова в столбик:

полоса
сторожевой

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.

Задание №2

Запишите под диктовку только существительные с предлогом:

подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой

Определите их падеж.

Задание №3

Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:

  • В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
  • В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
  • В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
  • В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
  • В названии какой страны пишется две буквы С?

Задание №4

Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:

Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Задание №5

Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.

Задание №6

«Загадки леса»

Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
  4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
  5. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
  6. Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.
  7. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.

Митина Ирина Михайловна,
учитель-логопед (1 кв. кат.),
Негосударственное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа «Феникс», (12 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Как показала практика, каждый педагог выбирает наиболее удобный для себя вариант оформления журнала обследования устной и письменной речи. Альтернативой такому журналу являются различного рода протоколы.

Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся отличаются простотой оформления и полнотой сведений. Их цель - показать наличие речевого дефекта. Протокол логопедического обследования содержит материал, на основе которого логопед делает первичное заключение. Пример заполнения протокола логопедического обследования приведен на с. 28.

7. Паспорт логопедического кабинета

Составляется логопедом и содержит сведения о:

Состоянии кабинета в соответствии с нормативно-гигиеническими нормами;

Расположении кабинета в здании и возможности совмещения с другими специалистами школы (психолог, социальный педагог и т.д.);

Наличии в кабинете мебели;

Наличии необходимых пособий (картотека);

Наличии методической литературы;

Наличии другого оборудования (зонды, кушетка и инструментарий для массажа и т.д.).

Данный документ заверяется директором школы, хранится у логопеда. В ходе работы логопед может дополнять или вносить изменения в список имеющихся пособий.

8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий

В качестве журнала посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий логопед может использовать школьный журнал, журнал для факультативных занятий или специально оформленный журнал.

Основная цель данного документа - фиксирование посещения занятий (индивидуальных или групповых) каждым ребенком и наполняемости фронтальных занятий в каждой группе. Оформление журнала посещаемости основывается на требованиях, предъявляемых к заполнению классного журнала (без оценивания знаний учащихся). Данный документ, наряду с другой документацией образовательного учреждения, представляет собой финансовый документ и проверяется администрацией ОУ.

Несмотря на то, что логопед является сотрудником образовательного учреждения и его занятия имеют некоторое сходство с уроками русского языка, в оформлении тем занятий есть значительные отличия. Формулировок типа «Безударные гласные», «Именительный падеж существительных», «Употребление удвоенных согласных», «Контрольная работа по теме...» и т.д. в журнале логопеда быть не должно, так как вышеперечисленные темы не являются коррекционными. Занятия на подобные темы с учащимися проводят учителя русского языка или учителя начальных классов. Чтобы избежать подобного рода ошибок, логопеду предпочтительнее определять тему занятия следующим образом: «Практическое употребление существительных в форме;.. падежа», «Гласные звуки и буквы», «Слоговой анализ двусложных слов», «Дифференциация букв...» и т.д.

9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени

График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем количеством "часов, которое определено в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы. Пример заполненного графика приведен на с. 43.

Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель - определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:

Количество групп, занимающихся на логопункте;

Количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;

Частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком;

Продолжительность занятий и перерывов между ними.

Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе - устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким образом, большая часть времени отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных нарушений. Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.

Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма рабочего времени.

Утверждаю _

Директор МОУ № _

Последние материалы сайта