Занятия с ребенком в 4 5 месяцев

11.05.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Материалы: Игрушки знакомые ребенку, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения положении., и новая игрушка, например, матрешка или куколка.

Ход занятия: Взрослый по очереди показывает ребенку игрушки, удаленные от него на расстояние 60-70 см, перемещая их влево-вправо. Темп перемещения устанавливается индивидуально, затем убыстряется или замедляется. Тогда ребенок сможет сформировать навык активного слежения за предметом. Убедившись, что ребенок следит за игрушкой, мама устанавливает ее ток, чтобы она зависла над ребенком. Таким образом, малыша учат фиксировать взглядом неподвижный предмет. Далее взрослый побуждает малыша протянуть руку к игрушке, которую приближает к нему. Если ребенок не проявляет активности, то нужно наложить его ладонь на игрушку. Во второй части задания нужно осуществлять те же действия, но с новой игрушкой. Во время занятия маме нужно разговаривать с ребенком, называть его по имени, эмоционально поддерживать, называть игрушки.

Занятие 2

Материалы: Предметы, издающие звуки (колокольчик, погремушка, бубен). Образные игрушки – передающие образ живого существа (кукла, заяц, птичка). При нажатии или встряхивании они издают звук.

Ход занятия: Взрослый кладет ребенка на живот и сбоку, на расстоянии на более 1 м, приводит в движение колокольчик. Вначале надо извлекать тихие звуки, чтобы не напугать ребенка, потом усилить звук, вызывая слуховую ориентировочную реакцию и поворот головы в сторону звука.

Показатели развития ребенка

По-разному реагирует на знакомый и незнакомый предмет. Узнает знакомую игрушку. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами: слушает 2-3 сек.

Социальное развитие.

Взрослый наклоняется над ребенком, улыбается, старается установить двусторонний контакт («глаза в глаза»), дает ребенку возможность вглядеться в его лицо. Взрослый не опережает инициативу малыша, давая ему возможность самому проявить эмоции.

  1. В период бодрствования часто и легко возникает оживление: малыш рассматривает игрушку, следит за взрослым. Такое состояние может длиться до 4 минут.
  2. Узнает близкого человека, радуется его присутствию, смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении взрослого делает попытки возобновить контакт, привлечь его внимание: оживляется, иногда гулит и тянется. Если взрослый уходит, может разразиться криком. К незнакомому взрослому равнодушен, безразличен к его уходу.
  3. Смеется в ответ на эмоциональное общение с ним.



Речевое развитие

  1. Взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, улыбается, разговаривает, ласкает, обращается по имени. В процессе общения четко произносит главные звуки. Подбирает потешки, песенки, стихи, где ударный гласный звук растягивается. Например: «Петушо-о-о-о-к-петушок! Ты подай голосо-о-о-о-к через дальный лесо-о-о-о-к!»
  2. Взрослый дает возможномть ребенку отреагировать на звучание гласного «о-о-о», т.е. повторить в собственном исполнении. В процессе этого речевого контакта со взрослым и возникает речевая реакция – гуление.

У ребенка появляется гуление. Он гулит часто, откликаясь на разные ситуации.

Моторное развитие

Ставится задача укрепить мышцы рук, ног и спины, подготовить ребенка к освоению поворотов с живота на бок.

  1. Возьмите ребенка на руки, повернув, спиной к себе. Одной рукой держите под коленями, другой – под грудкой. Ребенок напрягает спину и удерживает голову.

Материалы: Сюжетные и образные игрушки, которые можно использовать для вкладывания в руку ребенка. Лучше если они будут разной фактуры.

Ход занятия: Ребенок лежит на спине. Взрослый попеременно вкладывает в ладони его рук игрушки. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывании, когда предмет помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Взрослый побуждает ребенка к сжатию и расслаблению пальцев, своей рукой через тыльную сторону руки ребенка.

Хорошо удерживает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.

Рассматривает, ощупывает и захватывает игрушки, низко висящие над грудью. Смотрит на игрушку, следит за нею взглядом, рассматривает, захватывает, удерживает. Отталкивает игрушку и повторяет эти действия. Способен действовать до 3 мин.

Умеет придерживать бутылочку руками, во время приема пищи, руки находятся на бутылочке. Во время кормления грудью рука ребенка находится на груди мамы.

Практические советы

Любим смотреть сидя: Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.

Плоская поверхность: Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.

Учимся дотягиваться: Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.

Учимся хватать: Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Качели на дверях: для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.

Время игр

Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.

Новые открытия

Поиграйте в прятки: Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!" Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.

С горки катится игрушка: Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.

Наблюдение за мыльным пузырем: Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

Запишите на магнитофон голос малыша: Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.

Носок с ярким рисунком: Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.

Матерчатый мячик: Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.

Развитие координации

Повозитесь с малышом: Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.

Новые перспективы: Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.

Маленький лягушонок: Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения: согните его колени, выпрямите колени и разведите ноги в стороны, соедините ноги вместе. Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.

Свернутое одеяло: Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.

Поднять руки вверх и опустить вниз: Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.

Игрушки, до которых трудно дотянуться: Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

Делайте упражнения, напевая песню: Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую. Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.

Принятие решений

Две игрушки: В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Браслет с шарфом: Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.

Цепь из колец: Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.

Повседневные дела

Время одевания/время купания

Двойная погремушка: Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.

Укрепляйте мышцы спины и живота: Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.

Массаж с присыпкой: После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.

Время кормления

Покажите ложку: Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.

Упражнения для губ и языка: Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.

Время отдыха

Любимая игрушка: Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.

Покачайтесь в кресле-качалке: Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.

Колыбельная: Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"

Основной целью родительской заботы является постепенное обучение малыша мышлению, и физической самостоятельности. Конечно же малыш и сам пытается по мере своих возможностей учиться всему новому. Но при прямом взаимодействии с родителями обучение происходит легче, быстрее и качественнее, а также, несомненно, приносит всем его участникам радость. Именно для этого существуют развивающие игры для детей 4 месяцев, помогающие крохе всесторонне познавать мир. Как развивать ребенка в 4 месяца правильно?

Развивающие занятия для ребенка 4 месяца

Чаще всего груднички старше уже умеют лежать на животе и способны вполне осознанно выражать свои эмоции. Так малыш в 4 месяца улыбается родным, и плачет лишь тогда, когда ему грустно или что-то его беспокоит. Именно на этом этапе развивающие занятия могут способствовать существенному улучшению как физических, так и умственных способностей ребенка.

В 4 месяца основной целью занятий с младенцем служит:

  • развитие зрения;
  • тренировка слуха;
  • укрепление грудных и шейных мышц.

Поможет крохе не только облегчить отход скопившихся в кишечнике газов, но и стимулирует к физическому развитию. Кроха будет тренировать свое умение держать голову и, раскачиваясь, пытаться переворачиваться.

Тренировка зрения для детей данного возраста происходит путем демонстрации ярких фигурок или игрушек. Важно чтобы малыш мог рассмотреть предмет, дотянуться до него и ощупать. В процессе этого, весьма полезно разговаривать с ребенком, рассказывая о предмете и демонстрируя его возможности.


Игры для тренировки слуха грудничка 4 месяцев заключаются в обучении определения предмета и местонахождения звука. Для этого может использоваться приятная на звук погремушка, колокольчик, или голоса родных. В процессе игры родители извлекают звук из игрушки перед малышом, демонстрируя предмет, а через время звенят им на некотором расстоянии в стороне от ребенка. При этом, заинтересовавшийся малыш начинает прислушиваться и, определяя с какой стороны от него появился знакомый звук, пытается найти его глазами.

Как развивать ребенка в 4 месяца Комаровский

Для ребенка любого возраста весьма важен контакт с мамой. Несмотря на то, что малыш в 4 месяца еще вовсе не умеет разговаривать или четко управлять движениями своего тела, тактильные упражнения и устное общение крайне важны для его полноценного развития. Так, исходя из общих рекомендаций доктора Комаровского, развивающие игры для ребенка 4 месяцев, в первую очередь, заключаются в:

  • легком массаже ладошек, пальчиков и ступней;
  • тренировке координации движений;
  • первому обучению звукам.

Массаж лучше производить во время игры, рассказывая при этом стишки, например про Сороку-ворону. Координацию движений тренировать также достаточно просто. Для этого можно подносить к ребенку небольшой яркий мячик или игрушку на расстояние около 30 см, позволяя крохе дотягиваться до нее и исследовать пальчиками.


Ножки малыша легко тренировать в процессе купания, помогая ребенку пружиня отталкиваться от края ванночки, придерживая его при этом.

Обучение звукам выполняется с помощью игры в «повторяшки». Необходимо задавать крохе вопросы, пока ребенок не отреагирует каким-либо звуком. Именно этот звук родителям необходимо попытаться в точности повторить. Весьма часто такая игра очень заинтересовывает малыша, и он по нескольку раз может произносить в ответ различные звуки.

Как правильно развивать ребенка в 4 месяца

Для правильного и равномерного развития ребенка в 4 месяца важно постепенно учить его переворачиваться и тянуться к интересующим его предметам. Для этого малыша нужно уложить по центру кроватки. И когда ребенок сконцентрирует на родителях внимание, необходимо показать ему игрушку и не торопясь перенести ее в угол кровати. Таким образом, чтобы увидеть интересующий предмет, крохе необходимо будет повернуться на бок.

Лежащего на животике ребенка также нужно заинтересовать игрушкой и поставить ее на расстоянии чуть большем чем то, до которого малыш достает без усилий. Цель игры состоит в стимуляции движений и тренировке мышц. Однако если ребенок в течение 1-2 минут тянется к интересующему его предмету, но так и не может достать его, игрушку нужно придвинуть к крохе, чтобы он мог свободно ее взять. Именно так ребенок поймет, что его усилия не напрасны и с каждым разом будет упорнее и старательнее стремиться к цели.

Развивающие игры для детей 4 месяцев и игрушки

Поскольку с наиболее излюбленным способом изучения внешнего мира является проба всех предметов на вкус, в качестве полезных и безопасных развивающих инструментов для малыша станут различные яркие грызуны. При этом ребенок с большой охотой будет рассматривать висящие на мобиле и погремушки, до которых можно дотянуться и потрогать. Именно поэтому, прекрасным вариантом будет использование детского развивающего коврика.


Легкий массаж крохи, заключающийся в нежных поглаживаниях, весьма полезен для физического развития ребенка 4 месяцев. Он помогает малышу чувствовать свое тело и учиться им управлять. Особенно эффективны такие упражнения после купания.

Как развивать ребенка в 4 месяца правильно? Несомненно, родители хотят научить своего ребенка очень многому, однако стоит помнить, что в возрасте 4 месяцев малыш быстро утомляется и не способен выдерживать длительные игры. Именно поэтому, длительность любых развивающих занятий, какими бы веселыми и простыми они ни казались, не должна превышать 5 — 10 минут.

С маленьким нарушителем сна и спокойствия уже позади, и вы готовы к покорению новых высот родительского мастерства? Специально для вас Я – Родитель подготовил 8 развивающих игр с четырех- и пятимесячными малышами.

Какие навыки развиваются у младенца в 4-5 месяцев?

Развитие мелкой моторики и координации

К четырем-пяти месяцам малыши продолжают активнее всего развиваться физически. В этом возрасте появляются первые хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре и объеме предметов.

Развитие зрительной памяти и внимания

Младенцы четырех-пяти месяцев уже осознанно улыбаются, когда видят маму или папу, радостно лепечут и выражают эмоции. Кроха может сфокусировать взгляд, начинает различать близкие и далекие объекты, находить знакомые.

Развитие речи

В этом же возрасте у детей активно начинают развиваться слуховое восприятие и речь. Малыш поворачивает голову в направлении голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть.

Малыш пробует лепетать: в отличие от «агукания» лепет – уже более сложный вид речи, который готовит вашего ребенка к произнесению первых осознанных звуков и слогов.

Чем старше становится малыш, тем интереснее с ним играть. Я – Родитель выбрал для развивающие занятия, которые отвлекут от повседневных обязанностей и вызовут искреннюю радость ребенка.

3 игры для развития мелкой моторики и координации

Игра в предметы разной формы и текстуры

Предлагая малышу схватить и ощупать предметы разной формы и текстуры, вы будете способствовать развитию у него координации движений и мелкой моторики.

- игра в предметы разной формы

Для игры подойдут кубики гранью четыре сантиметра и шарики такого же диаметра. Подберите по три предмета каждого вида. Подкладывая малышу по очереди шарики и кубики, следите за тем, чтобы он распределял пальчики по всей поверхности предмета.

- игра в предметы разной текстуры

Дайте малышу предметы разных форм и с разной поверхностью – гладкие, скользкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, колючие в разумных пределах, упругие. Можно купить в магазине детских товаров тактильные мешочки: они наполнены крупами, бобами или пластиковыми шариками. Чем больше разнообразие, тем интереснее и полезнее малышу будут игры. Тактильные мешочки можно не только давать ребенку для ощупывания, ими хорошо делать массаж.


Четыре месяца – это то время, когда малыш «знакомит» свои ручки и ножки. Игры по захватыванию ног развивают общую координацию и моторику.

Малыш в этом возрасте очень любит что-нибудь пинать. Подвесьте над кроваткой игрушки, мячики, погремушки: ребенок будет их отталкивать, а со временем сможет устроить «ножной тир» и выбирать, какую игрушку он хочет раскачать. Не обязательно предметы подвешивать – мячик или неваляшку можно положить в кроватку.

Игра «Маленький пианист»

Ближе к пяти месяцам жизни ваш маленький «хватайка» начинает надавливать на предметы: ребенок получает представления об объеме и плотности объектов.

Лучше всего для игры подойдут клавишные музыкальные инструменты. Не удивляйтесь – в пять месяцев ребенок уже может получить в подарок свое первое игрушечное пианино! Оно принесет ему не только радостное возбуждение, но и научит связывать звук с движениями пальцев.

Перед началом игры покажите маленькому пианисту, как нажимать клавиши, и привлеките его внимание к инструменту.

3 игры на развитие зрительной памяти и внимания

Игры, направленные на развитие внимания и зрительной памяти, позволят научить малыша запоминать новые предметы и находить уже известные.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»

Эта игра – фаворит всех мам. Она учит малыша следить за собственным зеркальным отражением.

Привлеките внимание ребенка к зеркалу так, чтобы он обводил себя глазами. Подносите малыша к зеркалу, потом отдаляйте. Пусть он видит, что отражение меняется, когда вы двигаетесь. Возьмите «игрушку» и укажите на ребенка, потом – на себя. В процессе игры малыш научится различать свое и ваше отражения. Не забывайте сопровождать все действия комментариями.

Вы можете играть так по пять минут в день, постепенно привлекая к игре других членов семьи.

Игра «Старое и новое»

Эта игра учит малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые.

Показывайте ребенку знакомые ему игрушки, изредка добавляя новую. Замечайте реакцию узнавания, удивления, проговаривайте названия предметов, их форму, цвет, комментируйте реакцию ребенка. Если он просит – вложите игрушку ему в ручку. Берите ребенка на руки и ходите, демонстрируя ему комнату, большие яркие предметы за окном, на полу, на стене. Переключайте внимание малыша постепенно.

Игра «Прятки»

Прятки развивают внимание малыша.

Покажите ребенку яркую игрушку, задержите ее на расстоянии тридцати сантиметров, давая малышу спокойно рассмотреть каждую деталь. Потом отведите немного в сторону, отодвиньте, приблизьте, спрячьте за бортик кровати. Возьмите другую игрушку и проделайте то же самое. Важно, чтобы малыш наблюдал за передвижениями предметов, интересовался их исчезновением и появлением.

Сопровождайте все свои действия комментариями, чтобы не пугать ребенка неожиданным появлением игрушек.

2 игры на развитие речи

Конечно, ребенок в четыре-пять месяцев еще не говорит слова. Но задача родителей состоит в том, чтобы подготовить его к произнесению звуков и слогов.

Звуки игрушек

Колокольчики, погремушки, пищалки, свистелки – все это, несомненно, понравится четырех-пятимесячному малышу. Издавайте звуки игрушками, а затем повторяйте сами: так вы учите ребенка произносить первые членораздельные слоги.

Знакомить малыша с предметами, издающими громкие звуки, лучше с дальнего расстояния, приближая по мере привыкания.

Учитывайте, что детям до пяти месяцев не нравятся резкие, грохочущие или хохочущие игрушки.

Игра «Первые слоги»

Цель игры заключается в том, чтобы научить ребенка произносить самые простые слоги – «ма-ма», «ба-ба», «да-да» и другие.

Для этого читайте малышу детские стишки-потешки, делая акцент на слогах. Выделяйте их интонациями, сопровождайте жестами:

Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да.

Обращайте внимание на те слоги, которые получаются у ребенка лучше, проговаривайте их по несколько раз.

Когда закончить игру с младенцем 4-5 месяцев?

Играть с малышом можно все время, пока он бодрствует. Но обращайте внимание на его эмоции: замечайте, когда ребенку нравится игра, а когда он не в настроении или устал. В этом случае игры стоит остановить.

Привлекайте к играм с малышом старших детей, если они уже есть. Пусть ребенок учится взаимодействовать и строить отношения с каждым членом семьи.

Светлана Балашова

Последние материалы сайта