Контрольная работа учет средств на счетах бюджетов

18.06.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте России на расчетных счетах организации, открытых в кредитных учреждениях.
По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств, а по кредиту – списание денежных средств с расчетных счетов организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитного учреждения по расчетному счету и прилагаемых к ним денежно-расчетных документов.
Все свободные денежные средства организации хранят в обслуживающих банках на специально открываемых, расчетных счетах. Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан на всех документах при списании или поступлении денег на счет.
Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, так как остаток денежных средств с конца года переходит на следующий год. Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как: надежно обеспечивается их сохранность от расхищений; контролируется использование по целевому назначению; облегчаются и ускоряются расчеты между юридическими лицами путем применения безналичных форм расчетов; организации имеют выгоду, так как банк зачисляет на их расчетные счета процент в определенном размере от среднегодового остатка денежных средств на счете.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.03.95 №291 организации вправе иметь неограниченное количество расчетных, текущих и иных счетов.

Учет денежных средств на расчетных счетах

Для открытия расчетного счета организация самостоятельно выбирает наиболее удобный и выгодный для себя банк, куда должны быть представлены следующие документы:
    заявление на открытие счета по специальной форме;
    карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации с оттиском печати (в двух экземплярах). Крестьянское (фермерское) хозяйство, арендатор на индивидуальной аренде представляют карточку с одной подписью, заверенную нотариально; городской (районной) администрации о создании организации;
    копия утвержденного устава, договора аренды, документа на право пользования землей или других документов, подтверждающих законность функционирования организации, и др.
Банк открывает расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.
Распорядителями денежных средств, находящихся на расчетных счетах, являются руководитель организации и главный бухгалтер. Они подписывают все документы, на основании которых производится списание денег. В связи с этим при смене одного из двух распорядителей денежных средств (руководителя организации или главного бухгалтера) в учреждение банка должна быть представлена новая карточка с образцами подписей и оттиском печати организации.
Денежные средства, хранящиеся на расчетных счетах, предназначены как для основной деятельности, так и для капитальных и финансовых вложений.
Поступление денежных средств на расчетные счета в основном происходит от зачисления выручки за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сторону, а также внесения наличных денег из кассы, арендной платы и т.п.
С расчетного счета производятся следующие платежи: за полученные материальные ценности поставщикам, за выполненные работы, услуги подрядчикам, платежи по налогам за погашение задолженности по банковским кредитам (займам), на финансовые вложения, выдачу наличных денег в кассу для оплаты труда и на различные хозяйственные нужды и т.д.
Платежи с расчетных счетов производятся на основании распорядительных документов хозяйств и по платежным документам организаций-получателей. К распорядительным документам относятся: денежные чеки, платежные поручения и другие документы. По денежному чеку платежному поручению банк производит безналичные перечисления средств на счет другой организации. В платежном поручении указывают: наименование получателя и адрес его банка, сумму перечисленных средств, вид платежа. Все распорядительные документы выписывает организация (плательщик) и представляет их в учреждение банка. На основании этих документов в бухгалтерском учете отражаются погашение задолженности поставщику и списание денежных средств с расчетных счетов.
Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются банками к исполнению без ограничения суммы только при наличии средств на счете плательщика. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.
На основании совместного Приказа МНС, ГТК и Минфина России «Об утверждении правил указания информации в полях «Плательщик», «Получатель» и «Назначение платежа» расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пеней и штрафов» от 01.10.01 №БГ-3–10/373, 961, 80н новый порядок"по расчетам вводится с 2002 г. (приказ №БГ-3–10/373).
Новые правила введены для автоматизации обработки информации при учете доходов бюджетов всех уровней. Причем изменение коснулось лишь поля «Назначение платежа», а порядок заполнения полей «Плательщик» и «Получатель» практически не изменился.
Приказ снабжен рекомендациями для плательщиков налоговых платежей при заполнении поля «Назначение платежа» расчетного документа. Рекомендации составлены на основе правил указания информации в поле «Назначение платежа» расчетных документов, утвержденных упомянутым выше совместным приказом.
Структура информации в поле «Назначение платежа» расчетного документа имеет следующий вид (по горизонтали значение показателей): «Код бюджетной классификации», «Код ОКАТО», «Основание платежа», «Налоговый период», «Номер документа», «Вид платежа», «Сумма» и «Примечание».
Отдельные кодовые показатели и их значения с подробными пояснениями рассматриваются в Правилах указания информации в поле «Назначение платежа» в расчетных документах.
По одному расчетному документу в поле «Назначение платежа» указывается только один налог или сбор. При выполнении необходимых условий новыми правилами разрешается одним расчетным документом перечислять несколько видов платежей. Это следующие условия:
денежные средства зачисляются на один код классификации доходов бюджетов Российской Федерации (т.е. уплата по одному налогу или сбору);
платежи осуществляются на основании одного и того же документа (одинаковое значение показателей «Номер документа» и «Дата документа»);
длина поля «Назначение платежа» не превышает 210 символов (максимальная длина полей «Плательщик» и «Получатель» -160 символов).
Налоговые инспекции (управления) будут доводить до налогоплательщика значения кодов показателей «Код бюджетной классификации» и «Код ОКАТО».
В рекомендациях рассмотрены возможные случаи перечисления денежных средств в бюджеты различных уровней и приведены значения показателей, которые при этом следует вносить в поле «Назначение платежа».
Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Срочный платеж совершается в следующих вариантах:
а) авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;
б) после отгрузки товара или оказания услуг, т.е. путем прямого акцепта товара или выполненных услуг (работ);
в) частичные платежи при крупных сделках.
Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
С введением в июле 1992 г. предварительной оплаты и формы расчетного документа платежного требования-поручения (ф. №0401064) поставщику предоставлено право о востребовании стоимости товаров или оказания услуг через банк с покупателя.
Поставщик, выписав платежные требования- поручения вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке №1 плательщика. Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.
При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер предприятия- плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование- поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней после получения документов.
Для контроля за движением денежных средств на счетах в банке и для отражения этих операций в бухгалтерском учете организации регулярно получают из банка выписки из расчетных счетов. В выписках указываются все суммы поступлений и платежей, дата и номер документов, прилагаемых к выписке, на основании которых были произведены записи.
Получив выписку банка, главный бухгалтер подбирает к ней расчетно- платежные документы, записав карандашом напротив каждой суммы название организации, и указывает корреспондирующий счет. Надо помнить, что записи по дебету в выписке означают списание денег, а записи по кредиту – поступление денег на счет. Это объясняется тем, что расчетные счета организации в учете банка являются пассивными счетами, на которых учитываются привлеченные средства.
Типовые операции по счету 51 «Расчетные счета»
1. На расчетный счет поступила выручка от покупателей за проданную продукцию в сумме 300 000 руб.:
Дебет счета 51
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» –
300 000 руб.
2. Поступил на расчетный счет краткосрочный кредит банка в сумме 500 000 руб.:
Дебет счета 51 «Расчетные счета» – 500 000 руб. Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – 500 000 руб.
3. Из кассы поступила выручка за проданные товары в сумме 6000 руб.:
Дебет счета 51 «Расчетные счета» – 6000 руб. Кредит счета 50 «Касса», субсчет 1 – 6000 руб.
4. Поступила задолженность от прочих дебиторов в сумме 250 руб.:
Дебет счета 51 «Расчетные счета» – 250 руб. Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 9 «Расчеты по прочим операциям» – 250 руб.
5. Перечислена задолженность поставщику за материалы в
сумме 300 000 руб.:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» –
300 000 руб.
Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 300 000 руб.
6. Перечислена задолженность кредиторам в сумме 500 руб.: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 9 «Расчеты по прочим операциям» – 500 руб.
Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 500 руб.
7. Погашены проценты за краткосрочный кредит банку в сумме 1000 руб.:.
Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – проценты – 1000 руб. Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 1000 руб.
8. Перечислена задолженность финансовым органам по платежам в бюджет в сумме 45 000 руб.:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – 45 000 руб. Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 45 000 руб.
9. Погашен частично краткосрочный кредит в сумме 250 000 руб.: Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – проценты -250 000 руб.
Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 250 000 руб.
10. Перечислена задолженность по социальному страхованию и социальному обеспечению в сумме 25 000 руб.:
Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – 25 000 руб. Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 25 000 руб.
11. Получено в кассу для выплаты заработной платы рабочим и служащим в сумме 150 000 руб.:
Дебет счета 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации» -150 000 руб.
Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 150 000 руб. Следует отметить, что в настоящее время клиент может предъявлять претензии к банку. За несвоевременное (позднее следующего дня получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета клиента-плательщика, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся клиенту-получателю, владелец вправе потребовать от банка уплатить штраф в размере 0,5% от несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки (просрочки) платежей, отразив в учете предъявленную претензию проводкой:
Дебет субсчета 76–2 «Расчеты по претензиям»
Кредит субсчета 91–1 «Прочие доходы».
Синтетический учет по счету 51 «Расчетные счета» осуществляется в Главной книге, а аналитический учет при мемориально-ордерной форме учета – в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной форме – в журнале-ордере №2-АПК.
На лицевой стороне журнала-ордера отражаются записи по кредиту счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с дебетуемыми счетами. На обратной стороне журнала-ордера в виде ведомости производятся записи по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитуемыми счетами. В журнале-ордере №2-АПК и ведомости записи производятся ежемесячно в хронологической последовательности.
До переноса в Главную книгу кредитовые обороты по журналу-ордеру №2-АПК сверяют: по счету 50 «KaGca» – с данными дебетовых оборотов (ведомости) к журналу-ордеру №1-АПК; по счету 66 «Специальные счета в банках» – с данными дебетовых оборотов (ведомости) к журналу-ордеру №3-АПК; по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – с журналом-ордером №7-АПК; по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – с журналом-ордером №6-АПК; по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» – с данными ведомостей №32-АПК и 37-АПК и т.д.
Данные из раздела (ведомости) дебетовых оборотов сверяют по счету 50 «Касса» – с данными журнала-ордера №1-АПК; по счетам 55, 57 – журнала-ордера №3-АПК; по счетам 62 и 90 – журнала-ордера №11-АПК; по счету 66 – журнала-ордера №4-АПК и т.д.
После произведенной сверки итогов по дебету и кредиту счета 51 «Расчетные счета» переносится оборот по кредиту общей суммой в графу «Оборот по кредиту», а данные по дебету счета переносятся по каждой отдельной сумме с корреспондируемых счетов, и в целом итог записывается в графу «Оборот по дебету».
На последней странице журнала-ордера №2-АПК указывают дату завершения записей и переноса в Главную книгу и заверяют подписями исполнитель и главный бухгалтер.

Движение средств по счету. Первичные документы

На расчетный счет поступают денежные средства за проданную продукцию, за выполненные работы и услуги на сторону, кредиты банка, свободные денежные средства из кассы, прочие поступления по основной деятельности. Деньги на расчетный счет зачисляют согласно банковским правилам на основании типовых денежных и расчетных документов. Например, наличные деньги из кассы хозяйство вносит на расчетный счет, как известно, на основании объявления на взнос наличных денег. При этом банк выдает квитанцию о приеме денег.
Средства, поступающие от заготовительных организаций за проданную продукцию и от различных организаций за выполненные работы и услуги, банк зачисляет на расчетный счет на основании документов этих организаций о перечислении долга.
В ряде случаев согласно банковским правилам деньги по товарным операциям могут быть взысканы на основании распорядительных документов получателя. В этих случаях организация-получатель выписывает и сдает в банк для получения платежа специальный документ – платежное требование. По этому документу причитающуюся сумму банк перечисляет со счета плательщика на счет предприятия-получателя.
С расчетного счета производятся следующие платежи: за полученные от других организаций и предприятий товарно- материальные ценности и оказанные услуги, выдача наличных денег в кассу для оплаты труда и на различные хозяйственные нужды, по обязательствам перед государственным бюджетом, на погашение задолженности по банковским кредитам, прочие, связанные с хозяйственной деятельностью. Все платежи с расчетного счета банк производит по мере поступления документов для оплаты. Но если на счете недостаточно средств для оплаты всех документов, то соблюдается очередность в соответствии с хронологической последовательностью поступления документов к оплате (с учетом установленных групп очередности).
Платежи с расчетных счетов производятся на основании распорядительных документов хозяйств и по платежным документам организаций-получателей. К распорядительным документам относятся: денежные чеки, платежные поручения и некоторые другие документы. По денежному чеку банк выдает с расчетного счета наличные деньги. По платежному поручению банк производит безналичное перечисление средств на счет другой организации. В платежном поручении указывают: наименование получателя и адрес его банка, сумму перечисленных средств и вид платежа. Все распорядительные документы выписывает хозяйство и предъявляет их в учреждение банка. На основании этих документов банк перечисляет средства со счета.
Самостоятельно банк снимает со счетов сельскохозяйственных предприятий денежные средства и перечисляет их организациям-получателям на основании платежных требований, выставленных организацией-получателем на данное хозяйство. В этих случаях от сельскохозяйственного предприятия особых распорядительных документов не требуется. Следует лишь подтвердить банку необходимость оплаты данного документа (распорядительная подпись на документе). По некоторым документам банк списывает средства с расчетных счетов в бесспорном порядке (вне зависимости от согласия плательщика). К таким документам относятся, например, исполнительные листы народных судов, приказы органов Государственного арбитража. На основании этих документов получатель выписывает инкассовые поручения или платежное требование, по которым банк переводит ему средства.
Для контроля за движением денежных средств на счетах в банке и для отражения этих операций в учете сельскохозяйственные предприятия периодически получают из банка выписки из расчетных счетов. В выписках указывают все суммы поступлений и платежей. К выписке прилагаются соответствующие документы, на основании которых были произведены записи. Практически выписки представляют собой вторые экземпляры соответствующего лицевого счета хозяйства, ведущегося в банке.

Учет по счету 51. Корреспонденция счетов

Учет движения средств в бухгалтерии сельскохозяйственных предприятий ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». По дебету отражается поступление денежных средств на расчетный счет в банке. В зависимости от источника поступления денег корреспондирующими могут быть счет 50 «Касса», счета учета расчетов, счета учета кредитов банка и т.д. Например: " 1. Поступили деньги от заготовительных организаций: дебет счета 51 «Расчетные счета» кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 2. Поступила задолженность от прочих дебиторов: дебет счета 51 «Расчетные счета»
кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 9 «Расчеты по прочим операциям».
3. Поступил на расчетный счет краткосрочный кредит банка: дебет счета 51 «Расчетные счета»
кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и
займам».
По кредиту счета 51 отражаются суммы, полученные из банка или перечисленные на другие счета или другим организациям. В зависимости от того, куда перечислены деньги, корреспондирующими счетами могут быть: счета учета расчетов по кредитам банка, счета учета прочих денежных средств в банке, счета учета расчетов с разными организациями, счет 50 «Касса» и др. Для примера приведем следующие операции:
1. Перечислена задолженность поставщикам:
дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредит счета 51 «Расчетные счета».
2. Перечислена задолженность финансовым органам по платежам в бюджет:
дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредит счета 51 «Расчетные счета».
3. Перечислена задолженность органам социального страхования и социального обеспечения:
дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению» кредит счета 51 «Расчетные счета».
4. Погашен краткосрочный кредит банка:
дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и
займам» кредит счета 51 «Расчетные счета».
5. Уплачена задолженность кредиторам:
дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредит счета 51 «Расчетные счета».
Выписки банка
Основанием для бухгалтерских записей по счету 51 «Расчетные счета» являются выписки банка с приложенными документами. В выписках текст закодирован, поскольку в банке лицевые счета клиентов обрабатываются на вычислительных машинах.
Приведенные в выписке данные означают следующее. В первой графе проставлен код записи: 06 – сальдо по кредиту, 01 – перечисление по платежному поручению, 02 – перечисление по платежному требованию, 03 – выдача наличных по чеку и т.д. Во второй графе указан номер документа, на основании которого совершена операция; в третьей – номер учреждения банка, откуда или куда перечислены средства; в четвертой – номер соответствующего счета в учреждении банка. В пятой графе выписки приведены суммы оборота по дебету счета, в шестой – суммы оборота по кредиту счета и здесь же указан остаток средств на расчетном счете, в седьмой графе – номер записи в лицевом счете. Необходимо иметь в виду, что расчетный счет для банка является пассивным, поэтому поступление средств и остаток отражаются в банке на кредите счета, а списание – на дебете. Это следует учесть при обработке выписок банка в хозяйстве (дебет и кредит здесь меняются местами).

Выписка банка из расчетного счета ЗАО «Победа» за 17 июня 1992 г.
Лицевой счет №40802810638340100049 в Павловском отделении банка

1 2 3 4 5 6 7
06 7350 00
01 848 11 401000039100 00000526 43100 52
02 117 38 40600006580000024216 1000 00 53
01 165 11 40100005320000833812 4368 00 54
03 179 11 40100000249000000496 2560 00 - 55
06 99100

Записи в приведенной выписке расшифровываются так: по первой строке показан остаток на расчетном счете на начало дня, по второй строке – с дебета счета оплачено поручение №848 на сумму 431 руб., по третьей строке – на кредит счета по платежному требованию №117 зачислена сумма 1000 руб. и т.д.
Полученные выписки бухгалтерия хозяйства тщательно проверяет по соответствующим документам, являющимся основанием для платежей. Если при проверке обнаружатся допущенные банком ошибки, то суммы ошибочных записей бухгалтерия хозяйства должна отнести на субсчет 2 «Расчеты по претензиям» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами кредиторами» и немедленно сообщить об этом учреждению банка, в котором открыт расчетный счет.
После декодирования и тщательной проверки выписок на основании приложенных документов делается бухгалтерская разметка сумм, прошедших по счету. Для этого против каждой суммы в выписке ставится номер корреспондирующего счета.

Регистры бухгалтерского учета

Регистром бухгалтерского учета, в котором отражаются операции по расчетному счету при журнально-ордерной форме учета, является журнал-ордер №2-АПК. Журнал-ордер №2-АПК служит для отражения кредитовых оборотов по счету 51 «Расчетный счет» в разрезе корреспондирующих счетов. В конце журнала-ордера в специальном разделе отражаются дебетовые обороты счета 51.
Основанием для бухгалтерских записей в журнале-ордере являются выписки банка с приложенными документами. Записи в журнале – ордере №2-АПК делают по корреспондирующим счетам на основании выписок банка за каждый день или итогами по нескольким выпискам. Если записи производят итогами по выпискам, то в графе «Дата» указывают начальную и конечную дату выписок. Предварительно однородные операции (с одинаковой корреспонденцией) суммируют в соответствии со сделанной разметкой в выписках банка и приложенных к ним документах.
Записи в журнале-ордере сумм итогами за несколько дней, а не по каждой операции значительно сокращают учетную работу. Такой порядок целесообразен еще и потому, что в других регистрах по корреспондирующим счетам каждая операция, прошедшая по расчетному счету, фиксируется раздельно.
Суммы оборотов по дебету счета 51 на последних страницах журнала-ордера служат для контрольных целей. Одновременно эти суммы отражаются в соответствующих журналах-ордерах по кредитовому признаку (журналы-ордера №6, 8, 11 и др.). Дебетовые обороты записывают аналогично на основании выписок банка с предварительным суммированием операций по корреспондирующим счетам. Остаток средств на расчетном счете показывают только на начало и конец каждого месяца. На протяжении месяца для оперативных целей используют данные об остатках средств, показанные в выписках банка.
и т.д.................

Тема 11. Учет средств на счетах бюджетов

Учет операций по движению средств на счетах бюджетов. Учет и документальное оформление в бюджетном учете операций со средствами бюджетов: – средства единого счета бюджета (поступление сумм налогов, сборов и платежей в бюджет; сумм от реализации нефинансовых активов; средств в погашение предоставленных кредитов и проч.; выбытия средств, связанные с перечислением средств бюджета главным распорядителям; осуществлением кассовых выбытий бюджетных средств на оплату расходов; перечислением средств в оплату нефинансовых активов и др.); – средства бюджета в пути; – средства бюджета в иностранной валюте. Инвентаризация средств на счетах бюджетов и отражение ее результатов в бюджетном учете и бюджетной отчетности. Раскрытие информации о движении средств на счетах бюджета в бюджетной отчетности. Литература:
    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Инструкция о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности: Приказ Минфина РФ от 21.06.01 № 46н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральныз закон от 30.12.01 № 195-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина Российской Федерации от 24.08.07 г. № 72н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 10.02.06 г. № 25н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 24.11.04 №106н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Об утверждении условий проведения эксперимента по осуществлению и учету операций по использованию субсидий и субвенций, направляемых из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации, а также по использованию средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых учреждениям МВД России и МЧС России, на лицевом счете бюджета субъекта Российской Федерации, открытом финансовому органу субъекта Российской Федерации в территориальном органе Федерального казначейства, и выбора участвующих в нем субъектов Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от18.07.06 г. № 95н [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Положение о безналичных расчетах в РФ: Постановление ЦБ РФ от 03.10.02 №2-П [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства (утв. ЦБ РФ № 298-п, Минфином РФ № 173н 13.12.06 г.) [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Раздел 9 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития РФ 09.06 07 Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.01 №197-ФЗ [КонсультантПлюс: ВерсияПроф]. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156. /archive/03_2005/12.htm. Хабаев С.Г. Бычков С.С. Применение кода операций сектора государственного управления администраторами бюджетных средств при проведении кассовых операций // Ваш бюджетный учет, 2007. № 1 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Волчкова М. Финансовый результат текущей деятельности учреждений силовых ведомств // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, № 8 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Волчкова М. Финансовый результат текущей деятельности учреждений силовых ведомств // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, №9 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Курочкина Л.П. Изменения в учете финансовых активов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 10(154). С. 17. Кучеров И.И. Нецелевое использование бюджетных средств // Бюджетный учет. 2005. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /projects/budget_account Позднякова В.С. Самонин А.И. Особенности составления бюджетной отчетности за 2006 г. // Ваш бюджетный учет, 2006, № 12 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс].
  1. Хабаев С.Г.

Тема 12. Учет средств на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов

Операции по движению средств на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и их отражение в бюджетном учете в части: – средств поступлений, распределяемых между бюджетами разных уровней; – средств единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов; – средств на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов в пути; – средств на счетах для выплаты наличных денег; – средств единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в иностранной валюте. Порядок документооборота и ведение аналитического учета. Инвентаризация средств на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Раскрытие информации о состоянии средств на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в бюджетной отчетности. Литература:
    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. О порядке возврата неиспользованных целевых средств в доход федерального бюджета: Письмо Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации от 23.03.06 г. № 42-2.1-06. О порядке учета и хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств: Приказ Федерального казначейства от 22.02.06 г. № 3н // БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений. 2006. № 5(11). С. 25. Об утверждении Инструкции о Порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: Приказ Федерального казначейства Российской Федерации от 30.12.05 г. № 19н (зарегистрировано в Минюсте России 24.01.06 г. № 7410) // БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений. 2006. № 3(9). С. 144. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина Российской Федерации от 24.08.07 г. № 72н. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 10.02.06 г. № 25н. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства (утв. ЦБ РФ № 298-п, Минфином РФ № 173н 13.12.06 г.). Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156. Позднякова В.С.
  1. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.

    Хабаев С.Г. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2006. Хабаев С.Г. Бюджетный учет по новому плану счетов. – М.: Актион-Медиа, 2006.

Тема 13. Учет финансовых вложений

Определение, классификация и оценка финансовых вложений. Условия принятия к учету активов в качестве финансовых вложений. Изменение оценки отдельных видов вложений в учете и отчетности. Требования к предоставлению данных о финансовых вложениях в бюджетной отчетности. Документооборот и ведение бюджетного учета финансовых вложений. Учет средств бюджетов, размещенных на депозитных счетах в банках. Учет вложений средств бюджета в акции, иные формы участия в капитале хозяйственных обществ, товариществ и уставные фонды унитарных предприятий. Учет вложений в ценные бумаги (облигации, векселя, иные ценные бумаги, кроме акций). Аналитический учет финансовых вложений. Инвентаризация финансовых вложений и отражение ее результатов в бюджетном учете и бюджетной отчетности. Раскрытие информации о финансовых вложениях в бюджетной отчетности. Литература:
    Позднякова В.С. Бюджетный учет и финансовая (бюджетная) отчетность: Методическое пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР–БИНФА», 2007. – 232 с. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс].
  1. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.

    Хабаев С.Г. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2006. Хабаев С.Г. Бюджетный учет по новому плану счетов. – М.: Актион-Медиа, 2006.

Тема 14. Учет расчетов с дебиторами по доходам

Система расчетных отношений. Документооборот и отражение в учете операций по расчетам с дебиторами по доходам. Учет расчетов с дебиторами по доходам в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления и в разрезе аналитических счетов: – расчеты с дебиторами по налоговым доходам; – расчеты с дебиторами по доходам от собственности; – расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг; – расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия; – расчеты с дебиторами по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и проч. Инвентаризация расчетов с дебиторами по доходам и отражение ее результатов в бюджетном учете и бюджетной отчетности. Списание дебиторской задолженности по срокам исковой давности: порядок оформления и отражения в учете. Раскрытие информации по расчетам с дебиторами в бюджетной отчетности. Литература:
    Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина Российской Федерации от 24.08.07 г. № 72н. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 10.02.06 г. № 25н. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156. Алексеева И.В. Особенности учета финансовых активов в соответствии с Инструкцией № 25н: Расчеты с дебиторами по доходам // БиНО: Бюджетные учреждения. 2006. № 12(96). С. 57. Вопрос: Как отразить возврат дебиторской задолженности прошлых лет? // Бюджетный учет, 2007. № 5. Доходы при исчислении налога на прибыль // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. № 6 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Платные услуги учреждений образования // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. № 4 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Позднякова В.С. Бюджетный учет и финансовая (бюджетная) отчетность: Методическое пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР–БИНФА», 2007. – 232 с. Самонин А.И. Учет дебиторской задолженности по доходам и платежам в бюджеты // Ваш бюджетный учет, 2007, № 7 [КонсультантПлюс: Финансовые консультации: Приложение: Бухгалтерская пресса и книги]. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс].
  1. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.

    Хабаев С.Г. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2006. Хабаев С.Г. Бюджетный учет по новому плану счетов. – М.: Актион-Медиа, 2006.

Тема 15. Учет расчетов по выданным авансам

Учет расчетов по авансам, перечисленным учреждениями (кроме авансов, выданных подотчетным лицам). Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам. Учет операций по перечислению авансов, получению материальных ценностей и потребляемых услуг в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления (по выданным авансам на (за): заработную плату, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение непроизведенных активов, приобретение материальных запасов, приобретение ценных бумаг (кроме акций), приобретение акций и иных форм участия в капитале и др.). Инвентаризация расчетов по выданным авансам и отражение ее результатов в бюджетном учете и бюджетной отчетности. Раскрытие информации об учете операций по выданным (перечисленным) авансам в бюджетной отчетности. Литература:
    Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина Российской Федерации от 24.08.07 г. № 72н. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 10.02.06 г. № 25н. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156. Позднякова В.С. Бюджетный учет и финансовая (бюджетная) отчетность: Методическое пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР–БИНФА», 2007. – 232 с. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс].
  1. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.

    Хабаев С.Г. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2006. Хабаев С.Г. Бюджетный учет по новому плану счетов. – М.: Актион-Медиа, 2006.

Тема 16. Учет расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам

Учет и документальное оформление операций по предоставлению и погашению всех видов: – бюджетных кредитов юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации; – бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации; – государственных кредитов правительствам иностранных государств; – государственных кредитов иностранным юридическим лицам и др. Инвентаризация расчетов с дебиторами по бюджетным кредитам и отражение ее результатов в бюджетном учете и бюджетной отчетности. Раскрытие информации о задолженности по бюджетным кредитам в бюджетной отчетности. Литература:
    Методические рекомендации по бюджетному учету: Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27.12.07 №273р. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Приказ Минфина Российской Федерации от 24.08.07 г. № 72н. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 10.02.06 г. № 25н. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49. Учетная политика Министерства информативных технологий и связи РФ (МИТС): Приказ МИТС от 28.12.07 № 156. Позднякова В.С. Бюджетный учет и финансовая (бюджетная) отчетность: Методическое пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР–БИНФА», 2007. – 232 с. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа, 2008. № 3. [Электронный ресурс].
  1. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета и роль ИПБ России в обеспечении непрерывного профессионального образования бухгалтеров бюджетных учреждений // Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ИПБ России, 2007, С.77-96.

    Хабаев С.Г. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2006. Хабаев С.Г. Бюджетный учет по новому плану счетов. – М.: Актион-Медиа, 2006.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбо­ра, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образова­ний, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обяза­тельства.

Основными задачами бюджетного учета являются:

Формирование полной и достоверной информации об исполне­нии бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации;

Обеспечение контроля за соблюдением законодательства по ис­пользованию бюджетных средств;

Обеспечение составления необходимой отчетности для испол­нительных и представительных органов власти, других пользо­вателей.

К числу субъектов бюджетного учета относятся:

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Феде­рации. Согласно требованиям ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, начиная с 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федераль­ным казначейством;

Органы, организующие исполнение бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ, - финансовые органы государственной вла­сти (местного самоуправления), органы управления государствен­ных внебюджетных фондов, территориальных государственных внебюджетных фондов;

Бюджетные учреждения: главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Объекты и субъекты бюджетного учета представлены в табл. 11.1.

Таблица 11.1

Характеристика объектов и субъектов бюджетного учета

Объекты бюджетного учета Субъекты бюджетного учета, осуще­ствляющие ведение учета групп объектов бюджетного учета
1 2
1. Нефинансовые активы: основные средства, нематериальные и непроизведенные активы, матери­альные запасы, амортизация, вложения в нефинансовые активы 1. Главные распорядители, распоряди­тели, получатели бюджетных средств
2. Финансовые активы:
2.1. Денежные средства на банков­ских (лицевых) счетах 2.1. Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета; органы, организующие исполнение бюджета; главные распорядители, рас­порядители, получатели бюджетных средств
2.2. Финансовые вложения, расчеты с дебиторами, расчеты по недоста­чам, расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующи­ми исполнение бюджета 2.2. Главные распорядители, распоря­дители, получатели бюджетных средств
3. Обязательства:
3.1. Расчеты с кредиторами, расче­ты по платежам из бюджета с орга­нами, организующими исполнение бюджетов, внутренние расчеты ме­жду главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств 3.1. Главные распорядители, распоря­дители, получатели бюджетных средств
3.2. Расчеты по кассовым поступле­ниям и выбытиям 3.2. Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета
4. Финансовый результат 4. Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета; органы, организующие исполнение бюджета; главные распорядители, рас­порядители, получатели бюджетных средств

В настоящее время существует несколько методов ведения учета в бюджетной сфере, основными из которых являются кассовый метод и метод начислений. В отличие от кассового метода учета, позволяюще­го отследить лишь потоки денежных средств, использование метода на­числений позволяет более адекватно оценить финансовое положение организаций государственного и муниципального секторов экономики, создает возможности для эффективного управления средствами бюд­жетов. Примеры различного отражения в бюджетном учете финансово- хозяйственных операций при использовании кассового метода и мето­да начислений приведены в табл. 11.2.

Таблица 11.2

Примеры отражения в бюджетном учете отдельных операций с использованием кассового метода и метода начислений

Содержание операции Кассовый метод Метод начислений
Начисление налого­вых доходов Операция в учете не отражается, так как движения денежных средств не происходит В учете отражаются суммы начисленных доходов, так как происходит увеличение стоимости финансовых активов (расчетов с дебиторами)
Зачисление сумм начисленных нало­гов на счет бюджета Доходы бюджета отра­жаются в учете в сумме кассовых поступлений Доходов не возникает, так как чистая стоимость активов не из­меняется, происходит замещение одного вида финансовых активов (дебиторская задолженность) другим (денежные средства)
Списание со счета бюджета денежных средств для строи­тельства больницы В учете отражаются расходы бюджета, так как сумма денежных средств на счете бюд­жета уменьшилась Расходы бюджета в учете не от­ражаются, так как уменьшения активов не происходит: финансо­вый актив замещается нефинан­совым (капитальные вложения)

Единый план счетов бюджетного учета состоит из 5 разделов: 1 - нефинансовые активы, 2 - финансовые активы, 3 - обязательства, 4 - финансовый результат, 5 - санкционирование расходов бюджета. Номера счетов Единого плана счетов бюджетного учета состоят из 26 раз­рядов и имеют следующую структуру:

Такое построение кода дает возможность формировать бюджетную отчетность на основании данных Главной книга.

Последние материалы сайта