Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

22.09.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, - вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа . Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» . Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их» .

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны» . Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!... И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. Он относится к числу тех творений искусства, где не только конфликтуют сами герои произведения (внутренний, художественный конфликт), но где в оценках неизбежны несовпадения между писателем и читателем, да и между самими читателями тоже. «Челкаш» — один из самых спорных, дискуссионных рассказов Горького.

С художественной точки зрения он образцово традиционен. Присутствуют все композиционные элементы: экспозиция — море, гавань, порт; это фон, на котором происходит действие; три части, внутри которых завязка — встреча Челкаша и Гаврилы; развитие действия — подготовка к ночному воровскому рейду и делёж денег; кульминация — удар Гаврилы в спину Челкашу; развязка — Челкаш отдаёт деньги Гавриле; эпилог — морские волны, смывающие следы Челкаша и Гаврилы, уходящих в разные стороны.

Сюжетная линия, как и во многих рассказах писателя, не осложнена. Вор Челкаш случайно встречает бедного крестьянского парня Гаврилу, главная мечта которою состоит в том, чтобы не столько разбогатеть, сколько добыть денег на сносное крестьянское житьё. Челкаш вовлекает Гаврилу в свой ночной воровской промысел, за который, по представлениям Гаврилы, получает баснословные деньги — пятьсот сорок рублей. Его «доход» превосходит все ожидания: Челкаш отдаёт почти всё, оставляя себе лишь небольшие деньги, и в порыве благодарности мужик кается вору, что хотел из-за денег убить его. В гневе Челкаш избивает Гаврилу и отбирает деньги, но затем, смягчившись, отдаёт вновь. Вот, собственно, и всё. «Просто» в сюжетной линии, но совсем не просто в выявлении художественной идеи.

Кто такой Челкаш? Вор, уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности? Основание для такого предположения даёт Горький в начале первой главки: «<...> Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Портрет героя не вызывает к нему симпатии — слишком похож на хищника.

Пройдёт совсем немного времени, и это неприязненное отношение к Челкашу будет уже не столь категоричным. Причина смягчения в том, что встреченный им мужик Гаврила начнёт пробуждать в Григории почти ушедшие, забытые, полуистлевшие воспоминания о прежнем его крестьянском житье-бытье.

В рассказ вкрапливается повествование о добосяцкой жизни Челкаша, и нет в его истории оснований для ухода Григория в другую жизнь. Не может же служить оправданием ухода «на дно» то, что стал «согнут работой» отец или постарела «осевшая к земле» мать. Но не об оправдании Челкаша ведёт речь Горький устами рассказчика, а о постепенном раскрытии характера героя. Вот-вот может произойти с Григорием Челкашом невозможное для него — установится некая духовная связь с Гаврилой. Сама мысль о сближении неприемлема для Челкаша. Ещё в начале рассказа Григорий «закипает» от внутренней зависти к Гавриле и ещё более от намёка на родственность мыслей с ним.

Образ Гаврилы понятнее и проще. Крестьянский парень, оторванный от деревни, мечтает каким-то чудом заработать. Предприятие, предложенное Челкашом, противоестественно для него, но, с другой стороны, крестьянская смекалка подсказывает ему, что, может быть, это и есть тот единственный шанс, о котором он и не мечтал даже - шанс быстро получить вожделенные деньги.

Предприятие удалось, он получает свои сорок рублей, затем получает больше — в порыве сентиментальной заботы о мужике Челкаш отдаёт почти всё. И то ли болтливость, то ли благодарная искренность подводят Гаврилу, и он рассказывает о своём чёрном замысле. Дальше — потеря денег, удар Челкаша камнем сзади, покаяние, возврат денег, уход... В разные стороны с Челкашом.

Дорога Челкаша понятна — стал вором и умрёт вором. О другом он вряд ли и думать будет. Это читатель будет думать: зачем Горький поэтизирует вора, наделяя его романтическими качествами, заставляя совершать поступки благородные и почти фантастические для него самого. То ли от следования традиции, продолжая рассказы о благородном Робине Гуде, защитнике обездоленных, но в новых социальных условиях. То ли для того, чтобы подчеркнуть: вор, человек «дна», босяк обладает такими качествами, которые вряд ли присущи богатым и сильным хозяевам жизни. Такое толкование рассказа долго было в ходу. То ли ведётся рассказ к тому, чтобы подумал читатель: «Нет, мил человек, ты отдал легко, потому что легко и просто тебе досталось». Ведь возможен и такой поворот в восприятии происшедшего. Образ жизни и поведение Челкаша могут в одних вызвать сочувствие, в других удивление, в третьих презрение.

Кажется, что ясна дорога Гаврилы — в деревню, в дом, в зятья. А что, если он прельстится мыслью о лёгкой добыче денег? Ведь и такой поворот в судьбе персонажа вполне вероятен. Многие герои Горького оказались внизу, «на дне». Но ведь каждый пришёл туда по-своему.

Рассказы М. Горького задевали за живое, помогали многим людям познать себя, принять верное решение, попытаться изменить свою жизнь и судьбу.

Их несходство проявляется прежде всего во внешнем виде. Гришка Челкаш, «старый травленый волк заядлый пьяни­ца Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, от­крывавшем его сухие угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». Весь вид Челкаша был хищный, автор сравнивает его со степным ястребом, взгляд его острый, глаза холодные. Гав­рилу же автор описывает так: «… молодой парень в синей пест­рядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и оборванном рыжем картузе. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с за­горелым и обветренным лицом и с большими голубыми глаза­ми, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно».

Внешность отражает жизненную опытность Челкаша и наи­вность Гаврилы.

Первая реакция Челкаша: «… ему сразу понравился этот добродушный здоровенный парень с ребячьими светлыми гла­зами».

Что же привело к такой страшной ссоре между героями?

Представление о свободе у героев разное, у Гаврилы - быто­вое, примитивное, «делай - что хошь». Челкаш не комменти­рует его слов, но предварительно сплевывает. Можно догадать­ся, что у него другие представления.

Разница в мировоззрении очевидна и тогда, когда герои до­говариваются о деле. «Парень смотрел на Челкаша и чувство­вал в нем хозяина». Челкаш же испытывал смешанные чувства: «Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала ис­пить ему, Челкашу. И все чувства слились у Челкаша в одно - нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».

Итак, роли распределены. Далее герои сопоставляются в от­ношении к морю. Гришка, «вор, любил море. Его кипучая не­рвная натура, жадная на впечатление, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной».

Гаврила же о море сказал так: «Ничего! Только боязно в нем». Ясно, что и в этом они противоположные натуры.

Трусливость Гаврилы очевидна в море на фоне бесстрашия Челкаша. Гаврила помогает совершить кражу. На обратном пути они разговаривают о крестьянском труде. Челкаш пережил странные для читателей эмоции, «раздражающее жжение в гру­ди», автор приоткрывает читателю прошлое Челкаша. Именно это прошлое и притягивало его к Гавриле.

Отношение к деньгам - еще одно различие между героями. «Жаден ты», - говорит Челкаш Гавриле. Его же, Челкаша, пред­ставление такое: «Разве из-за денег можно так истязать себя?»

  1. Новое!

    Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве. Рассказ открывается детализированным...

  2. Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег...» Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого...

    У Максима Горького с раннего детства была тяжелая жизнь “в людях”. Он работал в разных местах, что позволяло ему наблюдать за жизнью людей, за их судьбами. Его интересовало все, что происходило в России. И, по мере возможности, он старался во всем участвовать....

  3. Новое!

    Стоит заметить, что поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема...

Рассказ «Челкаш» был написан в 1894 году. Эту историю М. Горький услышал в г. Николаеве, когда лежал в больнице, от соседа в палате. Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». В данной статье будет сделан анализ произведения «Челкаш».

Вводная часть

В порту под жарким солнцем грузчики разложили свою нехитрую и простую еду. К ним подошел хорошо поломанный жизнью вор Гришка Челкаш и узнал, что его друг и постоянный напарник Мишка сломал ногу. Это несколько озадачило Григория, потому что ночью предстояло доходное дельце. Он огляделся по сторонам и увидел деревенского коренастого парня, широкоплечего, с голубыми глазами. Вид у него был простодушный. Челкаш быстро познакомился с Гаврилой и уговорил его принять участие в ночной авантюре. Знакомство с рассказом требуется, чтобы был понятен анализ произведения «Челкаш».

Ночной вояж

Ночью Гаврила, трясясь от страха, сидел на веслах, а Челкаш правил. Наконец они доплыли до стены. Григорий забрал у трусливого напарника весла, паспорт и котомку, а потом исчез. Челкаш появился внезапно, передал напарнику что-то тяжелое, весла и его вещи. Теперь надо вернуться в гавань, не попасть под огни патрульного таможенного крейсера. Гаврила от страха чуть не потерял сознание. Челкаш хорошенько его пнул, сел на весла, а Гаврилу посадил за руль. Они добрались без приключений и быстро заснули. Утром Григорий проснулся первым и ушел. Когда он вернулся, то разбудил Гаврилу и отдал ему его долю. Знание действия, происходящего в рассказе, поможет сделать анализ произведения «Челкаш».

Развязка

Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный деревенского парня. Крестьянин упрашивает отдать ему все. Герой с брезгливостью к такой жадности бросил деньги. Гаврила принялся их собирать и рассказывать, что хотел из-за них убить подельника.

Гришка просто озверел, забрал у него деньги и пошел, Засвистел камень и попал в голову Челкаша. Он повалился на песок недвижимый. Крестьянин от ужаса, что он наделал, побежал приводить в чувство своего напарника. Когда Гришка пришел в себя, то забрал себе сотню, остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем произвести анализ произведения «Челкаш».

Герои: Челкаш и Гаврила

Дух романтики и связи с природой пронизывает все ранние произведения М. Горького. Челкаш свободен от законов общества.

Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение Челкаша отличное - ночью будет заработок.

Гаврила - крепкий деревенский парень, возвращается домой. Он не заработал денег на Кубани. Настроен он уныло.

Горький подробно описывает мысли каждого из них, прежде чем они договорятся о разбое ночью. Челкаш - гордая натура, вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В его стихии он чувствует себя свободным, и мысли о прошлом там его не беспокоят. Мы рассматриваем героев рассказа «Челкаш» (Горький). Анализ произведения без их характеров не будет полным.

Гаврила

Не таков Гаврила. Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен. Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб».

Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя - человека широкой души. Челкашбросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом.

Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)

Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила - добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море - важный и значимый компонент рассказа. Оно, как выявляет натуры героев.

Челкаш любит его силу, мощь, бескрайность и свободу. Гаврила его боится, молится и просит Григория отпустить его. Особенно страшно становится крестьянину, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля за символ возмездия и дает себе обещание заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, которая охватила Гаврилу. Ему показалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не смущают. Раненый им Челкаш с гадливостью отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смываются дождем. Вода не в силах смыть грязь с души боящегося Бога Гаврилы. Горький рассказывает, как теряет человеческий образ крестьянин, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда речь заходит о наживе. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом заканчивается «Челкаш». Анализ произведения кратко осуществлен.

Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». Повествование построено на противопоставлении Челкаша (опытного и ловкого вора и пьяницы со стажем) и Гаврилы (молодого безработного крестьянина). Остановимся подробнее на анализе образа последнего.

Гаврила – коренастый деревенский юноша. Он потерпел крах, пытаясь заработать в городе, чтобы прокормить себя и свою мать. Теперь ему оставалось только возвращаться домой, жениться на состоятельной невесте и стать батраком. Челкаш сразу же невзлюбил его за силу и здоровье, которые излучал молодой человек: «...возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки...», при этом главного героя с первого взгляда привлекло добродушие и доверчивость крестьянина.

При этом Гаврила труслив – соглашаясь на дело с вором-контрабандистом, он предстает перед читателем трусом. Ему страшно до слёз, он не хочет доводить дело до конца и хочет, чтобы Челкаш отпустил его. Уже здесь видно противопоставление бесстрашного и, главное, свободного пьяницы-авантюриста запуганному невольнику своей жизни. Челкаш убеждает довести дело до конца, но далее сущность героя раскрывается для читателя в новом свете.

Гаврила получает малую часть от всей выручки и в его душе просыпается алчность. Бедного крестьянина охватывает бесконтрольное чувство жадности, при этом он ощущает себя слабее своего напарника, падая на колени и вымаливая у него деньги. Он зависим, в отличии от Челкаша, зависим от своего состояния, зависим от своих страстей (от жадности), зависим от едва ему знакомого пьяницы. Эмоции, которые возникают у несчастного человека, толкают его на необдуманный поступок – он бросает камень в Челкаша. Его метания – он то убегает, то возвращается и горько раскаивается в соделанном – вновь свидетельствуют нам о слабости его личности. Он и здесь не может быть последователен. Пугливость, трусость – вот немощь его человеческой души.

Важно сказать о том, как сам Челкаш видит своего напарника. Он не понимает, как можно так измучить себя ради денег, жалость к бедному человеку сочетается с отвращением к подобному видению мира. Челкаш чувствует своё превосходство над Гаврилой, он называет его "молоденьким теленком" и "дитятком". Он отдаёт деньги крестьянину, понимая, что такую душу уже ничто не исправит. Именно в сравнении Челкаша и Гаврилы мы понимаем всю мелочность и подлость второго.

Отсутствие собственного достоинства, стойкости характера и моральных ценностей, пугливость и жадность Гаврилы – вот те качества, которые подчеркиваются М. Горьким. У него отсутствует та жажда свободы, которая присуща Челкашу, поэтому, несмотря на то, что в конце большая часть денег остается у Гаврилы, именно Челкаш выходит из маленькой драмы на берегу моря победителем.

В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста – эти черты романтизма находят своё отражение и в рассказе «Челкаш».

Вариант 2

В своем произведении (Челкаш) Максим Горький уделяет особое внимание личности и внутренней оболочки человека, раскрывает перед читателем то, насколько внешняя оболочка бывает обманчива. Главная тема романа – противостояние двух героев, Челкаша (вора и пьяницы) и безработного обычного крестьянина Гаврилы.

Гаврила – это крепкий, здоровый парень, с русыми волосами и широкими плечами. Заработать на Кубани не получилось, и он снова был вынужден вернуться к себе обратно в деревню. После смерти своего отца, Гаврила был вынужден пойти работать батраком, чтобы прокормить себя и мать. У юноши добрый нрав, красивая внешность и открытый взгляд. Именно за это и он был неприятен Челкашу. Хотя, с другой стороны, ему нравилась простота и добрая душа Гаврилы.

Их встреча произошла совершенно случайно. Спор между ними о ловкости и смелости привел к тому, что молодой юноша соглашается пойти на «темное дело» с вором-контрабандистом. Именно этот случай полностью обнажает всю сущность и натуру Гаврилы. Он оказывается обычным трусом.

Гаврила испытывает панический страх и всячески пытается избежать происходящего. Но Челкаш убеждает Гаврилу довести задуманное до конца. Получив небольшую сумму, молодого человека захватывает чувство жадности и алчности. Он падает перед Челкашом на колени и начинает умолять дать ему еще денег. Этот момент показывает всю внутреннюю сущность Гаврилы, он зависим от обстоятельств и собственной жадности.

Юношу так сильно терзают вспыхнувшие эмоции, что он от безысходности, не задумываясь, бросает камень в Челкаша. Слабость личности заключается в постоянном смятении и собственной слабости. Молодой парень то трусит и убегает, то вновь возвращается и раскаивается в содеянном. У Челкаша же возникают двоякие чувства к Гавриле. С одной стороны это жалость и непонимание, как можно ради денег так терзать себя. С другой стороны, ему противно это состояние человеческой души. В конце концов он отдает большую часть денег Гавриле. Челкаш понимает всю мелочность и подлость натуры молодого человека.

Образ Гаврилы – это сущность мелочного, подлого и жадного человека, у которого отсутствует чувство собственного достоинства и моральных ценностей. Он полностью зависим от собственных желаний и обстоятельств. Трусость и слабость, вот главные черты Гаврилы.

Сочинение про Гаврилу из произведения Челкаш

Рассказ Максима Горького «Челкаш» повествует о воре. Григорий Челкаш хорошо знаком людям, которые живут на побережье. Все его знают как заядлого пьяницу и смелого вора.

Гаврила, обычный крестьянский мужик. В рассказе Горького он предстаёт перед читателем, как славный парень, который трудится для того, чтобы содержать маму и дом.

Такие два разных человека встречаются совершенно случайно. Между ними разыгрывается спор, кто лучше и ловчее. Челкаш решает взять Гаврилу на дело. Для этого он угощает парня в таверне и тем самым входит в доверие к нему. Челкаш для Гаврилы становится кем-то вроде хозяина. Он чувствует в Григории силу, начинает доверять ему и Гаврила проникается к нему некоторым чувством благодарности и подчинения.

Во время того, когда мужчины плывут воровать, Гаврилу много раз охватывает страх. Здесь читатель понимает, что этот «славный парень», простой крестьянин, на самом деле трус. Гаврила просит у Челкаша отпустить его. Из-за чего в лодке возникает шум и их чуть не настигают хранители порядка. Но все обходится успешно, дело завершается, и мужчины плывут сбывать свою добычу.

Гаврила, который трусил и робел перед морем, увидев сколько денег получил Челкаш за ворованную вещь, начинает размышлять о том, сколько бы он смог сделать на своей земле, будь у него столько денег. Тут в «славном парне» просыпается самый страшный человеческий порок – жадность. Автор рассказа описывает возникшее чувство в Гавриле как очень будоражащее, возбуждающее и раскрывающее в человеке все самое ужасное, что только может быть.

Челкаш хоть и вор, но слово свое сдержал и дал Гавриле денег. Но герою этого показалось мало. Тогда Гаврила решил выпросить у Челкаша все деньги. Драма, которая разыгралась на берегу моря между двумя людьми, показывает читателю последствия жадности. В данном рассказе Гаврила готов был убить человека, только бы получить все деньги за украденную вещь.

В начале рассказа Максима Горького «Челкаш» Гаврила предстаёт обычным крестьянином, который занимается землей и работает, чтобы прокормить семью. Но впоследствии автор открывает в этом герое самые низкие и ужасные человеческие качества такие, как трусость, жадность и злость.

Данный рассказ учит читателя тому, что человек должен быть честным, уметь жить по средствам и находить хорошие стороны в своей жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Жизненный путь - это постоянный выбор сочинение 11 класс

    Выбор является символом свободы. Глубоко внутри нас есть жажда и потребность в независимости. При выборе всегда полезно следовать логике наших устремлений и позиций, чтобы мы могли быть ближе к цели.

  • Сочинение Природа в повести Распутина Прощание с Матерой

    «Прощание с Матерой» - произведение, созданное В. Распутиным в 1976 году и не утратившее своей значимости до настоящего времени. В нем подвергаются обсуждению связи личности с первозданным миром

  • Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

    Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

  • Анализ Лошадиная фамилия сочинение по рассказу Чехова

    На мой взгляд, Чехов в своём рассказе «Лошадиная фамилия» раскрыл несколько проблем, даже скорее несколько ярких свойств людей. Я попробую их вычленить из рассказа, который несомненно вызывает юмор и улыбку даже у самых грустных людей.

  • Просыпаюсь я обычно рано около 7 часов утра. Заправляю кровать, умываюсь и делаю зарядку. После этого завтракаю и отправляюсь в школу.

Последние материалы сайта